Сообщество Империал: Валахия, Мунтения - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Реклама отключена для зарегистрированных посетителей

[ Регистрация ] · [ Авторизация ]

Валахия, Мунтения
История возникновения и развития

  • 4 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Аспарух

    4 130

    186

    0

    1 660

    4 290
  • Статус:Всадник

Дата: 16 Январь 2012, 15:30

Ещё раз поблагодарим камрада Atkins`а за то что поднял румынско-молдавский вопрос.

И в этой теме попробуем рассмотреть историю другого Дунайского княжества, которое многим в первую очередь известно как родина "вампира и оборотня", пресловутого Дракулы.

А если серъёзно то вот небольшой материал о возникновении Валахии.

Цитата

Ослабление власти Золотой Орды на восточных территориях между Карпатами и Дунаем в конце XIII в. и политический кризис в Венгерском королевстве после падения династии Арпадов усилили стремление к автономии в государственных объединениях Карпатского региона и распространение их власти на Дунайской равнине. В этих условиях в конце столетия заявил о себе румынский воеводат в Арджешской области, который, выступив с инициативой объединения румынских политических образований на территориях между Карпатами и Дунаем, содействовал ускорению процесса создания «единой власти для всей Румынской земли».

Этому процессу весьма способствовало объединение «румынского государства» в области Фэгэраш. Историки традиционно приписывают образование Валахии воеводе Раду Негру. Легендарная традиция несомненно отражает реальные события, завершившиеся, по всей вероятности, в последнем десятилетии XIII в. Они были связаны с образованием Венгерским королевством закарпатской приграничной марки с резиденцией в Кымпулунге. Найденный могильный камень одного из правителей этого образования — comes Laurencius de Longo Campo*, — датируемый 1300 г., служит четкой хронологической вехой. До конца неясны условия, при которых произошло распространение власти комитов Кымпулунга на воеводат в Арджеше. Также остаются туманными обстоятельства подчинения правителей земель к западу от Олта политическому образованию в прикарпатской Мунтении. В исторической традиции главное место в образовании Валахии отводится Кымпулунгу. Возможно, конечный этап процесса образования Валахии пришелся на два первых десятилетия XIV в. Определенную роль в нем сыграло влияние внешней политики — установление отношений между северодунайскими румынами и болгарским царством Шишманов со столицей в Видине. Укрепление позиций мунтянского воеводы Басараба — сына местного властителя по имени Токомерий (Thocomerius), статус которого невозможно с точностью определить, — произошло, по имеющимся сведениям, во время войны с Венгрией православных государств, расположенных на севере Балканского полуострова (1316—1324), которые поддержали восстание дворянства земель к востоку от Тисы против нового короля Карла Роберта Анжуйского.

Борьба за независимость Валахии от Венгрии в эпоху Анжуйской династии. Документальные свидетельства об участии Басараба в военных операциях в районе Мехадии на заключительном этапе войны (1322—1324) являются доказательством того, что в этот период становление политических образований в прикарпатских регионах Мунтении и Олтении уже произошло. В результате дипломатических переговоров, которые вел с румынским воеводой от имени короля Карла Роберта некий Мартин, комит Сэлажа, был заключен мир между Венгрией и Валахией (1324). Став вассалом Венгрии по условиям мирного договора, заключенного 26 июля 1324 г., в котором его определяли как «Bazarab, woyuodam nostrum Transalpinum»**, воевода Валахии не сделал никаких территориальных уступок своему северному соседу. По крайней мере представляющий стратегическую важность замок Северин и после этой даты продолжал оставаться в его владении. А вассальная зависимость была связана с какими-то условиями, поскольку румынский воевода не брал на себя никаких обязательств перед королем Венгрии, за исключением ряда финансовых, размер которых трудно уточнить. Несмотря на это, факт обращения папы Иоанна XXII к Басарабу, которого его святейшество называл princeps devotus catholicus* и хвалил его действия (opera) ad exterminationem infidelium nationum**, представляется свидетельством существования определенных форм сотрудничества между румынским воеводой и католическим миром. Однако конкретное содержание этого сотрудничества остается невыясненным.

Взаимное недоверие между Венгрией и Валахией после 1324 г., возникшее из-за недовольства Карла Роберта условиями мира, со временем переросло в напряженность. Избегая исполнения обязанностей вассала Венгерского королевства в сфере внешней политики, Басараб в то же время оставался интегрированным в политическую систему, сложившуюся вокруг Болгарского царства, вновь объединенного в начале 1323 г. под властью видинского деспота Михаила Шишмана (1323— 1330). Масштабное участие «угро-влашских» (ungrovlahe) войск в походах болгар против Византии зафиксировано еще в 1323 г. В 1330 г. Басараб принял участие в походе царя Михаила Шишмана против Сербии, завершившегося, однако, полной победой сербов при Вельбужде 18 июля. В результате поражения болгар, за которым последовала смерть Шишмана и недолгое воцарение в Тырнове младшего царя — Ивана Стефана, находившегося под контролем сербского короля Стефана Де-чанского, равновесие на Балканах было нарушено. В сложившихся обстоятельствах Карл Роберт получил возможность вновь попытаться определить военным путем свои отношения с воеводой Валахии. Поход в сентябре — ноябре 1330 г., начатый с наспех сколоченной армией, бесспорно, был попыткой короля воспользоваться хаосом, в котором оказалась созданная Михаилом Шишма-ном политическая система. После довольно легкого завоевания Северина уверенный в своем военном превосходстве Карл Роберт отверг мирные предложения Басараба и, несмотря на неблагоприятное время года, продолжил наступление на Арджеш — столицу Валахии. Вступив на покинутую жителями территорию, голодная и оставшаяся без снабжения королевская армия была изнурена, еще не добравшись до намеченной цели. В этих условиях штурм замка — резиденции воеводы — оказался неудачным, хотя качество укреплений в Арджеше было намного ниже, чем в Северине. Чтобы спасти свою репутацию, король заключил с Басарабом перемирие, снял осаду и начал отступление к Трансильвании, с трудом прокладывая себе путь через ущелья Южных Карпат. Румыны сразу же поняли, что им представился уникальный шанс разгромить королевское войско. Оказавшись зажатыми в одной из узких горных долин, войска Карла Роберта были почти полностью истреблены воинами воеводы в жестокой битве, длившейся с пятницы 9 ноября до понедельника 12 ноября 1330 г. Королю с трудом удалось спастись, переодевшись в платье одного из своих верных людей.

Международное признание Валахии. Основание Угровлашской митрополии. Победа 1330 г. не только узаконила независимость Румынской земли (Валахии) от венгерской короны, но и коренным образом изменила ее международное положение. Успешно отразив в самый критический момент и без какой-либо поддержки союзников вторжение во главе с самим венгерским королем, Басараб I завоевал престижное положение на политической арене Юго-Восточной Европы, о чем его предшественники вряд ли осмеливались мечтать. В феврале 1331 г., спустя несколько месяцев после своей победы, валашский воевода поспособствовал возведению на царский престол в Тырнове своего зятя Ивана Александра. В 1331 — 1332 гг. войска Мунтении поддерживали болгар в их победоносной войне с Византией. Вероятно, в этот период Басараб отвоевал замок Северин. Возобновившаяся в 1335 г. война с Венгрией на этот раз развернулась на более широком фронте. Источники фиксируют вооруженные столкновения в «земле Быр-сей» и Северине, который остался во владении правителя Румынской земли. В 1343— 1345 гг., после смерти Карла Роберта и коронации его сына Людовика (Лайоша) Великого, политика Венгрии вступила в новую фазу. На этот раз Басараб потерял Северин, а его сын, Николай Александр, возможно являвшийся соправителем отца в конце концов согласился принести оммаж и присягу верности венгерскому королю. Восстановленный посредством этого формального акта мир с Венгрией оставался нерушимым до смерти Басараба, последовавшей — согласно записи времен правления его внука Владислава Влайку — в Кымпулунге, по византийскому летосчислению в 6860 г. (1351/52).

В правление сына и преемника Басараба Николая Александра (1351/52 — 1364) внешняя политика Валахии была существенно переориентирована вследствие изменения в расстановке сил в Центральной и Восточной Европе. Накануне 1355 г. Николай Александр отказался от традиционных связей с Тырновским болгарским царством, установил союзнические отношения с Византией и Сербией, где правил Стефан Душан, и зятем Стефана Иваном Срацимиром, видинским царем, покровителем которого стал. Поддержав политику Византии и Константинопольской патриархии, направленную на изоляцию болгарского государства и его автокефальной церкви, Николай Александр переподчинил мун-тянскую церковь патриарху Константинопольскому. Смена юрисдикции должна была подчеркнуть легитимность его правления во всей Валахии. Она совершилась по инициативе мунтянского воеводы, который перевел в Арджеш митрополита Якинта из Ви-чины — города, сильно пострадавшего в прошлые десятилетия от татарских набегов. После этого перевода, официально признанного в мае 1359 г. патриархом Каллистом и Великим синодом, последовало назначение Якинта «законным архиереем всей Угро-влахии» и возвращение Румынской земли под власть «Великой Пресвятой Божьей Церкви». Актом 1359 г. Валахия была официально принята в большое византийское «Содружество Наций»*. Это событие явилось наивысшим подтверждением законности власти правителей Мунтении, к которой они непрестанно стремились на протяжении полувека. Оно обеспечило полную и безоговорочную интеграцию воевод Арджеша в семью православных правителей, обеспечив им равные внешнеполитические позиции с соседями на юго-востоке Европы.

Это с вот этого сайта - http://dacoromania.org/ (Сылки с темой про Молдову будут часто дублироваться, но я думаю это не страшно)

    Аспарух

      4 130

      186

      0

      1 660

      4 290
    • Статус:Всадник

    Дата: 16 Январь 2012, 21:18

    Как было сказано, независимой Валахия стала при воеводе Басарабе I около 1310/1319 - 1352. Он же явился и основателем династии Басарабов, правившей этим Дунайским княжеством вплоть до середины XVII в., с не большими перерывами.
    http://ro.wikipedia.org/wiki/Basarab_I
    Он одержал победу в битве при Посаде осенью 1330 г. над армией венгерского короля Карла Роберта I Анжуйского.
    http://ro.wikipedia....ia_de_la_Posada

    Происхождение Басараба I туманно, однако известно имя его отца, упоминаемого в документах как Thocomerius (Токомерий,Тохомирус).
    http://ro.wikipedia....iki/Thocomerius

    Встречал несколько версий его происхождения, и ни одна из них не относит Токомерия к валахам. Хотя во всех современных ему документах его сын Басараб упоминается как валах.

    По самой распространённой и принятой сейчас версии, в том числе и в Румынии, он происходил из половцев (куманов), народа тюркоязычного. На языке половцев его имя звучало как Тох-темир (Тог-Тимур). Тюркским также считают имя Басараба.Первая часть его имени — «бас» — происходит от тюркского глагола «править, подавлять», вторая — «аба» — уважительное «отец, старший брат».

    По другой версии он был славянином из Болгарии и в реале звался Тихомир, или Тугомир.

    По третей версии имя он носил тюркское как и в первом случае - Тох-темир (Тог-Тимур), но являлся Чингизидом, потомком темника Ногая. Приведу ещё раз эту гипотетическую генеалогию.(Приводил уже её в другой теме).

    Ногай (+1299/1300), беклярбек, правнук Джучи -> Чака (Джуки), царь Болгарии (+1301) -> Кара-Кисек -> Тог-Тимур (Тохтемир, Тохомир) -> Басараб I Основатель.
    Один из вариантов этой гипотезы объединяет Тох-темира и Кара-Кисека в одно лицо. Отмечу, что Чака и Кара-Кисек были православными.

    Ещё одна версия, которую выдвинул Богдана Хашдеу Петричейку, опять таки опирающаяся на этимологию имени Басараба, возводит эту династию к дакам, одном из дакийских благородных родов.

      sak

        1 782

        5

        0

        242

        495
      • Статус:Примипил

      Дата: 16 Январь 2012, 22:10

      Аспарух (16 Январь 2012, 21:18):

      По самой распространённой и принятой сейчас версии, в том числе и в Румынии, он происходил из половцев (куманов), народа тюркоязычного. На языке половцев его имя звучало как Тох-темир (Тог-Тимур). Тюркским также считают имя Басараба.Первая часть его имени — «бас» — происходит от тюркского глагола «править, подавлять», вторая — «аба» — уважительное «отец, старший брат».


      Возможен и несколько иной перевод "басар" - это значит в кипчакской ветви языков "помощник" в делах управления (отсюда соврменное орын/орун басары - заместитель начальника), а "аба/ава" - тюрк.-монг. старший брат. Может здесь, в таком переводе имени "Басараб" кроется какая-то отгадка?

        Аспарух

          4 130

          186

          0

          1 660

          4 290
        • Статус:Всадник

        Дата: 16 Январь 2012, 22:23

        Вполне может быть что это прозвище, ставшее личным именем. В ряде генеалогий встречал полную форму имени как Иван Басараб.
        Вот например как на этом генеалогическом англоязычном сайте -
        http://genealogy.euw...an/basarab.html

          Shiza

            1 415

            21

            0

            530

            1 471
          • Статус:Примипил

          Дата: 16 Январь 2012, 22:26

          Камрады, Аспарух, Sak, простите за оффтоп, но зная Ваши познания в этом регионе, не подскажите возможный перевод-происхождение фамилии Шаларь, ее пра-прадед взял попав на Буджак перед Первой мировой. Она из этого этноса(предположительно моканы) и встречалось мнение, обозначала широкий пояс, шаль.

            sak

              1 782

              5

              0

              242

              495
            • Статус:Примипил

            Дата: 16 Январь 2012, 22:37

            Аспарух (16 Январь 2012, 22:23):

            Вполне может быть что это прозвище, ставшее личным именем.


            Возможно, но оно имеет и несколько унизительное тогда значение, потому как в кочевом степном праве, имевшем сильные черты патриархальности, власть обычно переходила к старшему сыну, а тут получается, что старший брат носил несколько подчиненное положение к более младшему брату, возможно, даже племяннику. Может попробуем развить эту гипотезу?
            Потому как действительно в суматохе времен этот Басараб появляется очень неожиданно с сомнительной генеалогией, да и судя по всему это его не настоящее имя, а прозвище. Да и земли у него были сначала не самые сильные. Потому вполне могло быть, что этот улус он получил от менее старшего, но более влиятельного родственника.

              Аспарух

                4 130

                186

                0

                1 660

                4 290
              • Статус:Всадник

              Дата: 16 Январь 2012, 22:51

              sak
              А помоему у монголов (Чингисидов) действовало как раз право минората (то есть право младшего сына наследовать имущество или улус), но я могу ошибаться.
              http://ru.wikipedia....%80%D0%B0%D1%82
              Было бы любопытно посмотреть результаты ДНК-экспертизы Басарабов. Интересно сохранились ли их захоронения где-нибудь. Династия то угасла в XVII веке.
              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

              Shiza

              из этого этноса(предположительно моканы)


              А моканы это по моему, примитивно говоря румыны-кочевники?!

                sak

                  1 782

                  5

                  0

                  242

                  495
                • Статус:Примипил

                Дата: 16 Январь 2012, 22:53

                Аспарух (16 Январь 2012, 22:49):

                sak
                А помоему у монголов (Чингисидов) действовало как раз право минората (то есть право младшего сына наследовать имущество или улус), но я могу ошибаться.


                Да, такое было, и самое интересное, что младший сын носил почетное прозвище - "отчигин" или хранитель очага предков (само слово "очаг" в русском языке - монгольское!), но уже в 13 в., когда многие монголы принимают христианство, ислам и др. религии эта традиция уходит в прошлое потому как она тесно была связана с традиционными верованиями монголов, возможно еще сыграл фактор того, что монголы будучи в меньшинстве в южнорусских степях сравнительно быстро ассимилировались в кипчаками и восприняли частично их традиции, в которых не было фактически этой традиции.

                  Shiza

                    1 415

                    21

                    0

                    530

                    1 471
                  • Статус:Примипил

                  Дата: 16 Январь 2012, 23:00

                  Аспарух

                  А моканы это по моему, примитивно говоря румыны-кочевники?!

                  Аспарух

                  sak

                  Верно. Скотоводы-полукочевники Трансильвании, предпочитали холмистую местность, а окончательно покончили с кочевой жизнью в конце XIXв и осели в т.ч. в Российской империи.

                    sak

                      1 782

                      5

                      0

                      242

                      495
                    • Статус:Примипил

                    Дата: 16 Январь 2012, 23:13

                    А действительно, Басараб мог получить улус, притом не центральный так сказать, где традиционно была ставка, ца даже приграничный, потому как был старше, и потому не имел просто прав как Чингизид, если он им был, на коренной юрт отца. Выглядит правдоподобно.
                    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                    Shiza (16 Январь 2012, 23:00):

                    Скотоводы-полукочевники Трансильвании, предпочитали холмистую местность, а окончательно покончили с кочевой жизнью в конце XIX в. и осели в т.ч. в Российской империи.


                    Не совсем ясно с моканами, то ли они сохранили в своем быту элементы традиционного волошского отгонного скотоводства, как это также сохранялось у аромунов Балкан или же они потомки кочевников - возможно, кстати, не половцев/кипчаков, а печенегов. Потому как я глянул их называли "чобан" - форма более присущая некипчакским языкам, где "шабан" - это пастух. Но это также версия. Что значит указанное слово, не могу подыскать ему аналогию, может в румынском есть.
                      • 4 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      Ответить в темуВведите Ваш логин  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]
                      Создать новую тему
                      или Войти на форум через соцсеть
                        Стиль:
                          04 Дек 2016, 19:14
                      © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики