Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьHoplite
и если правда, что история это политика обращенная в прошлое, то про ПВЛ и монаха Нестора это определение как нигде точно, но все же не хотел бы ригористично из-за этого отвергать официальную версию и уходить в альтернативу.
Разумеется, первоисточники "рулят", но тут дело в том, что основания для сомнений в официальной версии есть более чем серьезные - и прежде всего это сведения, сообщаемые Эймундовой сагой. Да, скажу сразу, это прежде всего литературное произведение и уж потом исторический источник. Произведение, записанное спустя сотни лет после своего создания, произведение, испытавшее на себе все "прелести" устной традиции, и вдобавок наполненное литературными клише. Но мы ничего не можем поделать с тем, что сага упоминает имя Бориса (Борицлейфа) в числе противников Ярослава. И нет никаких сомнений, что автор саги мог узнать это имя только из рассказов самого Эймунда или кого-то из его товарищей. А как "Эймунд" мог узнать о Борисе, если тот по официальной версии погиб в июле 1015 года, а сам "Эймунд" в это время на Русь возможно даже еще и не приехал? А если приехал, то почему имя Бориса отложилось в его памяти в качестве имени главного врага Ярослава? И куда из саги исчезли упоминания о Святополке?
Моя версия как раз все это и объясняет - "Эймунд" встречался со Святополком всего один раз - на поле Любечской битвы. И это все, потому что Святополк бежал в Польшу и вернулся лишь в 1018 году, а в битве на Буге варяги не участвовали. С Борисом же Эймунд встречался минимум два раза - во время нападения печенегов на Киев + само убийство. Возможно сам "Эймунд" в своих рассказах Святополка даже и упоминал, но позднее при пересказывании, вольном или невольном "редактировании", его имя из саги пропало (как вариант - кто-то из авторов решил, что не нужно перегружать сказание лишними персонажами и сократил число братьев Ярослава до двух. Сага-то об Эймунде и его деяниях, а не о Ярославе и братьях его).
Кроме того возникает резонный вопрос: "А что считать собственно официальной версией на конец 11 века?" Дело в том, что рассказ о событиях в ПВЛ является другой версией все того же "Сказания" и при этом он выглядит как вставка разрывающая первоначальный текст, в котором, кстати, вполне откровенно рассказывается о мятеже Ярослава против отца. Эта вставка могла быть сделана в начале 12 века и не факт, что именно благодаря желанию летописца исказить исторические факты, т.к. на тот момент официальная версия уже успела стать "мейнстримом", а живых свидетелей событий начала 11 века просто не осталось. А что там было в Древнейшем своде, загадка. Впрочем, я считаю, что примерно то же самое, но гораздо суше и без литературных подробностей, плачей, молитв и т.п.
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьHoplite
Все таки праведно-неправедно кровопролитную войну, по источникам, начал именно Ярослав.
Ну если не считать каких-то козней Святополка, за которые отец его засадил в кутузку, то таки да.
Но я не заострял бы на этом большого внимания, т.к. в тех условиях война и резня были практически неизбежны. "Хитро-мудрый" Ярослав просто начал готовиться к войне чуть раньше других, решив пустить новгородскую дань на зарплату армии наемников. Умел смотреть в будущее, да.
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьHoplite
Тут пришла еще одна мысль: Ярослав в своем наказе детям бросает такую фразу "прибывати в любви, ибо вы ести братья единного отца и матере", тем самым Ярослав возлагал ответственность за кровавый исход братоубийства на языческую полигамию
Интересное наблюдение.
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьHoplite
Не думаю, что Борис и Глеб зря стали святыми, в отличие от Святослава, они ведь стали символом покорного смирения своей участи (от руки власти или божественной воли), некровопролития, и культ их святости шел из низов, а канонизированы страдальцы были при Ярославичах, то есть при жизни современников тех событий. Уже, мне кажется, как-то поздно было пить боржоми и переиначивать легенду.
По моему мнению рассказы о кротком, смиренном поведении братьев перед лицом смерти вряд ли имеют что-то общее с исторической реальностью и скорее всего относятся к области литературы, т.к. это круто идет вразрез с ментальностью тогдашних князей и их окружения. И в "памятниках Борисоглебского цикла" все эти рассказы появились определенно по заказу властей и Церкви, небезуспешно пытавшихся направить стихийно развивавшийся культ святых князей в нужное им русло. Впрочем, моей версии это не так уж и противоречит. Могло быть и так, что настигнутые убийцами князья на действительно встретили жестокую смерть смиренно, в духе мучеников эпохи раннего Христианства. Речь не об этом, а том, КТО и КОГДА послал к ним этих убийц.
Есть немало свидетельств того, что первоначально Глеб считался "святее", чем Борис. Некоторые исследователи даже считают, что вполне правомерно говорить о стихийном, народном "глебоборисовском" культе, который позднее усилиями властей превратился в культ "борисоглебский", княжеский. Невольно возникает предположение, что Бориса "записали" в святые с натяжкой, так сказать, за компанию с братом.
В этой связи настоятельно рекомендую исследование М.Х.Алешковского (ссылку на сборник дал камрад
Avtocrator в посте 84). Фактуры там приведено много. Скажем, на древнейших крестах-энколпионах Глеб изображался как старший святой по отношению к брату. Митрополит в 1072 году благославляет князей рукой Глеба (а не Бориса!). Киевляне в свое время отказались хоронить Бориса в своем городе и поэтому его останки были перенесены в Вышгород (Не потому ли, что были еще свежи воспоминания о его участии в набеге печенегов 1017 года?).
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьHoplite
Возможно, а возможно хитрый Ярослав придерживался принципа Макиавелли: "Держи друзей рядом с собой а врагов ещё ближе".
Ну если так, то держать Судислава следовало где-то недалеко от Киева (в самом Киеве тоже опасно). Но Ярослав сделал наоборот. И тем не менее он видимо не сильно опасался, что кто-то из местной псковской "клиентуры" Судислава попытается его освободить.