Продолжение .... История армянского народа
Когда (прото)армянский язык отделился от прочих индоевропейских языков и от какого именно ствола / какой группы этих языков он отделился, - средствами лингвистики не устанавливается. Дело в том, что те индоевропейские языки, которые предположительно должны быть ближайшими родственниками армянского (фрако-фригийские) - вымерли, и мы о них очень мало знаем. А от остальных армянский отстоит так далеко, что материала для надежных реконструкций методами сравнительной лингвистики не дает.
Совершенно твердо можно сказать, что древнейшее армянское государство - это Армина (Мелидское/Торгомское царство) династии Ервандидов; она была основана, по-видимому, ок. 630 г. до н.э. Паруйром во времена скифских набегов на регион, процветала в VI в. до н.э. при Ерванде I и Тигране I и была аннексирована и превращена в сатрапии персами ок. 520 г. до н.э.
К этому времени армяне уже были особым народом.
Согласно той "мушкской" теории, которая мне кажется единственно возможной и которую я дополнил применительно к каппадокийцам, "этнолингвистическая" генеалогия армян выглядит так:
- с первой половины XII в. до н.э. существует особая восточноанатолийская группа племен "мюс", живущая от Галиса до Верхнего Тигра и пришедшая сюда из ареала балканскх"мюсов". В современной научной терминологии их называют "восточными мушками" (мушками их называли ассирийцы).
- в конце II-начале I тыс. до н.э. в рамках группы "восточных мушков" выделяются два племенных субареала: западный, в бассейне Галиса (1) и восточный, в бассейне Верхнего Евфрата - Верхнего Тигра (2). Они обособились друг от друга по языку и дали два соответствующих народа: западный субареал - каппадокийцев, а восточный - армян. Их языковое расхождение должно было стать совершившимся фактом уже примерно к 800 г. до н.э.
***
Что касается территории современной/ бывшей Советской / бывшей Российской Армении, то она составляла периферию ареала армян, но была заселена ими отнюдь не в последние века, а гораздо раньше. Во времена царства Армина (VII-VI вв. до н.э.) здесь армян еще не было; край от горы Арарат до бассейна Севана был в это время заселен племенами, родственными урартам и самими урартами (переселенными сюда некогда в качестве колонистов с основной территории Урарту). Этот край был понемногу заселен армянами, ассимилировавшими большую часть аборигенов в течение IV-III вв. до н.э. Одной из важных вех этой арменизации было создание в 316 г. до н.э. на этой территории Айраратского армянского царства (его основала династия Ервандидов - потомки великих Ервандидов, правителей Мелидского древнеармянского царства). Столицей Айраратского царства был Армавир.
К рубежу эр, по свидетельству Страбона, все население географической Великой Армении (то есть в т.ч. и территория современной Армении) было уже арменизировано. В действительности Страбон (который сам в Армении не бывал) несколько "генерализовал ситуацию": отдельные урартские и родственные им этнические анклавы сохранялись на Арм. нагорье аж до X в. НАШЕЙ эры, и лишь на рубеже I-II тыс. НАШЕЙ эры были окончательн арменизированы или курдизированы.
Собственно, единственный источник, из которого теоретически можно было бы что-то вытащить об истории армян до Паруйра - это труд Мар Абаса / Мовсе Хоренаци.
Сначала он дает следующую "генеалогию":
Иафет родит Гамера;
Гамер родит Тираса;
Тирас родит Торгома;
Торгом родит Хайка;
Хайк родит Араманеака;
Араманеак родит Арамаиса;
Арамаис родит Амасию;
Амасия родит Гелама;
Гелам родит Харма;
Харма родит Арама;
Арам родит Ара Прекрасного.
Все эти имена, кроме двух последних - эпонимы народов, областей и гор, т.е. заведомо ничему историческому не отвечают. Арам, в частности, у Мовсеса - тоже эпоним, а именно эпоним Армении: "Рассказывают, что Арам совершил много доблестных подвигов в сражениях и что он раздвинул пределы Армении во все стороны. Все народы называют нашу страну по его имени, например, греки ? Армен, персы и сирийцы ? Арменикк".
Сюжетов потенциально-исторического характера об этих царях рассказывается только два: это война Арама с мидянами, которыми предводительствует некий Нюкар по прозвищу Мадес, и войны Ары Прекрасного с Семирамидой.
Нетрудно опознать в этих сюжетах их исторические прообразы: Мадий-Мадиес сын Прототия (греч.)/ Партатуа (ассирийск.) - это знаменитый скифский вождь середины VII в. до н.э., именно при нем скифы достигли в Передней Азии наибольших успехов; имя Арама и сюжет о войнах Ары с Семирамидой - это отражение имени царя урартов Араму и его войн с ассирийцами (незадолго до Семирамиды) в IX в. до н.э. Но в преданиях, записанных у Мовсеса Хоренаци, все эти сюжеты сильно преобразованы и перепутаны. Добавлю, что Семирамида у Мовсеса Хоренаци воюет еще и с Заратуштрой-магом, основателем объединения мидян! Это предание отражает войны исторической Семирамиды с мидянами, но также с искаженном виде: на деле Заратуштра - проповедник в краю "авестийских ариев", жил гораздо позднее Семирамиды и гораздо восточнее Мидии, а мидийский племенной союз возник задолго до него; просто мидийское племя магов было первым, кто в западноцентральном Иране принял учение Заратуштры (уже после его смерти), так что мидяне стали как бы символизироваться в дальнейших преданиях своих соседей фигурой Заратуштры.
Далее Мовсес сообщает о войнах Ара, сыне Ара Прекрасного, с Семирамидой - явный клон все тех же преданий, отражающих войны Араму Урартского с ассирийцами, -
и дает следущий сегмент генеалогии:
Ара, сын Ара Прекрасного
Анушаван Сосанвер, сын Ары, сына Ары Прекрасного
Мовсес пишет: "Анушаван довольно долгое время томился при царском дворе..., но с помощью доброжелателей он получил в управление, с условием выплаты дани, сначала часть нашей страны, а затем всю ее. Но будет слишком, если мы станем передавать в этой главе все достойные (упоминания) слова и дела перечисленных выше мужей. Оставим несущественное и расскажем необходимое. Последним из тех, кто жил при ассирийском владычестве после Шамирам или Нина, я назову нашего Паруйра при Сарданапале (=Ашшурбанапале), который оказал немалую помощь мару (мидянину) Варбаку в овладении царством Сарданапала. И вот я испытываю немалую радость и ликую, дойдя до времени, когда потомки нашего коренного предка достигают царского сана".
История о Сарнанапале и якобы низвергшем его мидийце Варбаке - неисторичная и придумана известным греческим автором Ктесием, в IV в. до н.э. сочинившим фантастическую "историю" Мидии, которую долго пытались как-то использовать, пока не поняли, что в ней крупицы перевранных фактов смешаны с грудами чистого сознательного вымысла самого Ктесия.
Но вот традиция о том, что Армянское царство впервые основано - после веков ассирийского господства над армянами - неким Паруйром при Ашшурбанипале/Сарданапале - это традиция ни у каких греков не заимствована и, по-видимому, отражает реальность, как показывает лишний раз имя "отца" Паруйра" - согласно Мовсесу, отцом Паруйра был некий "Скайорди", т.е. "сын сака/скифа". Скифы действительно совершили опустошительные набеги на северо-западные и западные владения Ассирии в конце правления Ашшурбанипала, и эти владения в результате действительно отделились от Ассирии и обрели самостоятельность. Одним из новообразований, создавшихся на этих территориях с их отложением от Ассирии, и было, стало быть, царство Паруйра (=Мелид/Торгом). Имя, точнее, прозвище "Скайорди", таким образом, просто отражает роль скифов в создании этого первого армянского государства.
О периоде между "Арамом", "Ара I" и "Ара II", с одной стороны, и Паруйром, с другой, сам Мовсес не знает ничего - этот промежуток он в своей истории, как мы видели выше, называет незначительным и не приводит для него никаких фактов. Однако Мовсес приводит для него в другом месте генеалогию:
"Анушаван (Сосанвер)
Парет
Арбак
Заван
Парнак
Сур
Хаванак
Ваштак
Хайкак. О Хайкаке говорят, что жил при Белохосе (ассирийском) и, необдуманно устроив смуты, погиб в них.
Ампак
Арнак
Шаварш
Норайр
Встамкар
Горак
Хрант
Ындзак
Глак
Хоро
Зармайр. Зармайр был послан Приаму на помощь Тевтамосом (ассирийским) вместе с эфиопским войском и погиб от рук эллинских храбрецов.
Перч
Арбун
Базук
Хой
Иусак
Кайпак
Скайорди"
Белохос и Тевтамос, якобы помогавший Приаму - это фантастические, вымышленные Ктесием ассирийские цари.
В самом списке армянских "прародителей" от Ары до Скайорди было бы, конечно, очень соблазнительно усмотреть хотя бы фрагментарные воспоминания окаких-то протоармянских - "восточномушкских" князьях и вождях IX-VII вв. до н.э., периода до создания Мелидского древнеармянского царства.
Но увы - едва ли в этом списке есть хоть что-то реально относящееся к этим временам. Анушаван, Парнак, Арбак, Шаварш - это иранские имена (мидийские и персидские); их могли носить различные армянские правители ПОСЛЕ покорения мидянами и персами (и носили - например, в III в. до н.э. армянским царством Софены правил как раз Шаварш, греч. Ксеркс), но никак не до Ервандидов... От Анушавана до Скайорди - 27 поколений, от Арама до Скайорди - 30 поколений. Реально между серединой IX века (Араму Урартский, прототип Арама; Семирамида действовала в конце IX - начале VIII вв.) и Паруйром (ок. 630) уместилось бы от силы 10 поколений.
Похоже на то, что Мар Абас руководился той почерпнутой из эпоса идеей, что некогда был эпоним армян и Армении Арам (греч. Армен), а через 30 поколений после него Паруйр основал царство Армении. Заполнялись же эти "30 поколений" потом чем попало. О реальных протоармянских / восточномушкских вождях мы уже никогда не узнаем, разве что сможем как-нибудь опознать их, путем детального сравнения "30-поколенного" списка Мовсеса с армянским фольклором, в каких-то именах из этого списка.