Сообщество Империал: От Аратты до Арарата! - Сообщество Империал

Lion

От Аратты до Арарата!

Версии истории армян
Тема создана: 14 июня 2007, 13:43 · Автор: Lion
 Ayoe
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 31 мая 2008, 03:01

И ответы на вопросы

Поясняю. В легендарных племенных генеалогиях представлены имена нескольких типов:

а) обычные человеческие имена;
б) эпонимы. "Эпонимы" (греческий термин, дословно "тот, именем которого что-то названо") - это имена, по которым, как считают сами носители традиции, были потом названы те или иные города, народы, реки, горы и т.д. Например, Армен, по имени которого, согласно Мовсесу, армян стали называть "армянами" их соседи, предок Армена Хайк, по имени которому, согласно Мовсесу, сами армяне стали называть себя "хай-", отец Хайка Торгом, чье имя совпадает с названием области Тогарма, Эллин, прародитель греков в греческой легенларной традиции (согласно этой традиции "эллинами" и назывались потомки Эллина в его честь).
Однако в подавляющем большинстве случаев на самом деле имена эпонимов искуственно сконструированы задним числом для объяснения названий реальных народов, гор, городов и т.п. Никакого вождя "Эллина", предка всех грекоув, в природе не было; но греческие сказители, а потом и греческие ученые, видя, что их народ именует себя "эллинами", задавались вопросом, откуда взялось это название, и приходили к выводу, что, должно быть, был некогда человек по имени Эллин, а народ эллинов - это его потомки, назвавшие так себя по нему.
В реальности народы не имеют, естественно, никаких отдельных елиничных "прародителей" и не называют себя по имени какого-то определенного человека (редчайшим исключением являются случаи, когда та или иная кочевая орда, отколовшаяся от другой, называет себя по имени своего вождя-основателя, но и тогда у нее есть второй, нормальный этноним; и для кочевников все этоже редкое исключение). Тем более соседи не называют их по именам их предводителей. Поэтому всякий раз, как мы видим в племенной генеалогии "Арменов", "Хайков", "Эллинов", "Лехов" и "Чехов", которых традиция подает как прародителей армян, греков, поляков и чехов , мы без всяких сомнений должны считать этих персонажей вымышленными, вторично домышленными в качестве эпонимов всех этих народов.


Аналогично, мы знаем еще по хеттским источникам II тыс. до н.э. область Тегарама; в I тыс. до н.э. это название стало произноситься "Тогарма" и "Торгом". Видя, соответственно, название ОБЛАСТИ в его поздней форме в качестве имени первопредка в племенной геналогии (Торгом, отец Хайка), мы можем не сомневаться в том, что в истории персонажа такого не было, и что имя это было образовано задним числом от названия области.

После очистки племенной генеалогии от эпонимов мы получаем список имен, возможно, отвечающий чему-то реальному. Скажем, в древнееврейских племенных генеалогиях идут сначала эпонимы нескольких городов и даже исторических событий или процессов (например, "Пелег", что означает просто "раздел территории" реально так людей не называли, конечно), потом - несколько реальных человеческих имен (Авраам, Исаака, Иаков), потом - опять эпонимы племен, и, наконец, вновь человеческие имена. Эпонимов выкидываем, оставшиеся могут овечать дошедшим из древности воспоминаниям о каких-то реальных вождяых.

Проведя аналогичные операции по чистке с генеалогиями из труда Мовсеса Хоренаци, мы выясним (см. выше), что что-то достоверное в этих генеалогиях может начинаться разве что с Паруйра.

"всегда были люди, которые хотели историю армянского народа и историю государства сократить".

Охотно верю. А были люди, которые ее хотели продлить.

А были, наконец, люди, которые не хотели ее ни продлевать, ни укорачивать , поскольку не хотели тратить время на подобную бессмыслицу, а хотели читать источники и выяснять, какая реальность за ними стоит. Этим и занимаются историки вообще, а равно и я в частности. Хеттские и месопотамские источники, описывающие западную и южную окраину Армянского нагорья конца II тыс . до н.э. - VIII в. до н.э., как и урартские источники, описывающие все Армянское нагорье IX-VIII вв., не приводят ни армяноязычной топонимики, ни армяноязычной этнонимии и личных имен. Это значит, что армяне стали заметны на нагорье только в середине I тыс. до н.э. - в эпоху древнейшего Армянского царства (Мелидского). Теорий происхождения армян не так много, как кажется, и автохтонистская к числу научных теорий не принадлежит заведомо - всякому ее адепту придется объяснять, почему автохтоны-армяне и их государство остались невидимы в подробных источниках по истории Армянского нагорья XIV/XII- VIII вв. до н.э. Собственно, именно из-за этой невидимости многие историки вековой давности датировали появление армян на Арм. нагорье следующим же, VII веком до н.э., после которого они становятся, наконец, "видимы". Затем Дьяконов удревнил это появление до XII века.

" вместо этого поясни как перед Моисем открылась вода..."

Да никак она перед ним не открывалась. Много фольклорных сюжетов бытовало в племенных и ученых традициях о прошлых героях и временах, это - один из них. Почему Вы решили, что легенда о том, как перед Моисеем расступилась вода, мне покажется более достоверной, чем традиция о Торгоме, Хайке и Армене? Вот сам Моисей, в отличие от Торгома, Хайка, Армена, а также легендарных пррародителей древнееврейских племен (Леви, Иуда и т.д.) - фигура, скорее всего, историческая, так как его имя - реальное человеческое имя, а не название народа или территории, представленное задним числом как имя некогда жившего человека. Но фольклорные истории, которые рассказывали _о_ Моисее, от этого более правдоподобными не становятся.

"бессмысленно сегодня спорить про древнейшие времена"

Вообще-то древняя история доказательными реконструкциями событий этих самых времен и занимается. Я здесь писал ровно по этим самым вопросам, - подняты они в этом треде были не мной, я на них только давал ответы. Вопросы, так сказать, современные - к примеру, о том, кому владеть Карабахом, - решаются отнюдь не так называемыми историческими правами, не имеющими вообще никакой силы, - а волей населения каждой данной территоии и силой оружия противоборствующих сторон. Не вижу, как на этих вещах может сказаться то, кто, когда и откуда приходил на эти земли 1000 лет назад.

"Скажите пожалуйста, а существует ли четкое определение в исторической науке таких понятий, кка "автохтонтность" и "пришлость"?

Всякого рода удревнители собственных историй и укоротители чужих как правило аппелируют к этим понятиям."


Естественно, эти понятия часто относительны. "Аборигены", являющиеся аборигенами по отношению к пришельцам таким-то, как правило сами являются пришельцами по отношению к еще более древней популяции, заселявшей эти же места. В науке "автохтонами" принято называть наиболее древний из _известных_ пластов постоянного населения такой-то местности (и прямых потомков этого пласта, непрерывно продолжающих его этничность). Иногда можно с уверенностью считать, что это были действительно первопоселенцы, до которых постояннного населения на этой территории не было вообще. Например, для Нижней Месопотамии автохтонами являются пришельцы с гор Загроса (VII/VI тыс. до н.э.) - до них постоянного населения в этом районе не было вовсе. Для Армянского нагорья и Закавказья автохтонами являются племена северокавказской языковой семьи. Однако сохранившиеся сейчас народы этой семьи (адыги, абхазы, ингуши, чеченцы, дагестанские народы) не имеют прямого отношения к этим автохтонам (вопреки любви разных публицистов то объявлять вайнахов потомками хурритов, то лезгинов или лакцнв - потомками каких-нибудь других древниз народов Передней Азии).

Одной из древнейших языковых семей мира является синокавказская. Ареал синокавказских племен занимал, по-видимому, территории Черноморско-Каспийского междуморья по обе стороны от Кавказа еще в 10-х тысячелетиях до настоящего момента. В течение нескольких тысяч лет группы синокавказцев мигрировали оттуда в разные стороны; те, кто остались, именуются "(прото)северокавказцами", хотя большая часть их жила как раз к югу от Кавказа. Первая соотносимая с ними известная археологическая культупа - Шулавери-Шомутепинская (VII/VI тыс. до н.э.). Позднее "протосеверокавказский" ареал разделился на два больших субареала: (прото)севороосточнокавказский" (далее ПСВК) и "(прото)северозападнокавказский" (далее ПСЗК). Впоследствии большую часть Армянского нагорья занимала Куро-Араксская культура (IV-III тыс.), принадлежавшая прежде всего закавказским племенам ПСВК-ареала (предкам хурритов, урартов и кутиев). Племена же ПСЗК-ареала растянулись от центра совр. Турции до Кубани (вдоль побережья Черного моря).

Внутри ПСВК ареала, в свою очередь, выделился восточный (кутийско-дагестанский) и западный (хуррито-вайнахский) субареалы, растянутые с севера на юг. Дагестанцы являются потомкам племен северной окраины первого из них, а вайнахи - северной окраины второго. Хурриты, урарты и их ближайшие родственники занимали центр и юг второго субареала. Все эти разделения были уже свершившимся фактом в начале II тыс. до н.э.

Автохтонами территорий Армянского нагорья, совр. Армении и Азербайджана являются, таким образом, вымершие (точнее, ассимилированные пришельцами) племена ПСВК-ареала (хурриты к югу от оз. ван, урарты в бассейне вана, родственные урартам племена - т.н. этивцы - в бассейне Севана и Аракса; кутии и их северные родичи на территории совр. Азербайджана, включая Иранский Азербайджан).

Неясность во всем этом деле - с вопросом о том, когда появились в бассейне Куры картвелы (древнее самоназвание, известное в VI-V в. до н.э. - саспейры, от Саспиро - "страна спиров"; позднее ее заместило нынешнее "Сакартвело" - "страна картвелов"). О том, что это за "спиры", можно только гадать.

А вот с чего все эти вещи могут иметь какое-то значение в территориальных спорах - загадка природы. Кстати, в пропаганде этим вещам стали придавать какое-то значение очень недавно - с конца XIX века у отдельных публицистов, с 1910-х - более широко.

Это не ~#
     Ayoe
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 31 мая 2008, 03:18

    И предпоследний оффтоп , да не осудят строго Imp ( ну не влезает никак в одно сообщение )

    Касательно синокавказцев, куро-араксцев и пр. - посмотрите любую литературу по ним, хоть сетевую, хоть печатную, а заодно спросите себя, кому может принадлежать Куро-Аракская культура если на ее территории мы находим на протяжении ближайшимх полутора тысяч лет после ее распада на локальные культуры ТОЛЬКО хуррито-урартов - и никого другого? Что. там армяне были, а потом чудесно испарились на полторы тысячи лет и заново стали видимы в VII Веке?

    ***

    Теперь поехали разбирать "доводы в пользу теории". ( критика в том числе Мовсисяна)

    "Основной этап формирования научных основ "армянской теории" Урарту начался в 1960-е, в годы Хрущевской "оттепели" и относительной свободы в научных исследованиях ученых Армянской ССР. Приверженцы армянской теории (Мартирос Гавукчян, профессор Левон Шаинян, профессор Сурен Айвазян, академик Рафаел Ишханян, доктор Томас Дж. Самуелян, Анжела Терьян, Карапет Сукиасян, Артак Мовсисян и др.), для обоснования своей теории, в особенности пользуются следующими доводами.

    1. Историографические:
    Согласно древним армянским народным сказаниям, армянский народ берет начало от Иафета, сына Ноя, который после всемирного потопа остановился с семьей на склоне горы Арарат, а позже ушёл в Вавилон. Однако, подняв там восстание против тирана Бела, потомок Иафета легендарный праотец армян Хайк (Гайк) вернулся и окончательно обосновался в Армении, дав начало армянскому царству. В частности, так рассказывает историю происхождения армянского народа крупнейший армянский средневековый историк Мовсес Хоренаци в "Истории Армении". При том, ряд фактов и персон, связанных с Урарту (Гайк Наапет (бог Халди), основание Вана Семирамидой [4], царь Арам [5]), толкуются Хоренаци в контексте армянской истории. Такое толкование "истории Араратского мира" было широко принято и в последующие века (например, у русских историков XIX в.[6]). Гевонд Алишан в 19 в. рассчитал примерную дату поселения Гайка в Армении ([[2492г. до н. э.]]), с которого и начинается собственно армянское летоисчисление".

    Прошу прощения, но такой аргумент сам по себе доказывает полную несостоятельность теории... Не "в частности, так рассказывает историю происхождения армян Мовсес Хоренаци", а рассказывает ее так арамей Мар Абас Катина, у которого Мовсес (по его же словам) всю эту традицию и взял. Фраза о "древних армянских народных сказаниях" о начале армян от Иафета, сына Ноя - это фантасмагория, потому что рассказ о потопе, Ное и пр. - это не народные армянские предания, а ветхозаветный рассказ, принятый армянами по мере их христианизации. Почему Хайк -это бог Халди, что общего у этих двух имен, кроме гласного -а-? Там даже начальные консонанты совершенно разные.

    Еще раз: из самого текста Мовсеса видно, что армяне его времени о своей истории до Ервандидов не помнили ничего, а об истории IV-II вв. до н.э. - помнили с огромными искажениями и очень слабо (про Арташесидов и то забыли), см. подробно выше. Поэтому им пришлорсь связывать свое появление на нагорье с сюжетом совершенно чужой для них иудео-христианской традиции о потопе и потомках Ноя, а дальше они действовали просто: все воспоминания, дошедшие до них хотя бы в обрывочной форме о временах до VII в., рассматривались ими как факт ИХ истории. Так Арам у Мовсеса стал армянским царем из урартского. Об урартах Мовсес и пр. вообще ничего не помнили - и это неудивительно, они и об Айраратском царстве и об Арташесидах не помнили, а эти были попозже, чем урарты!

    Про Бехистунскую надпись. В _аккадоязычном (вавилоноязычном)_ переводе персидского текста стоит "Урашту" там, где в персидском - "Армина". Это действительно доказывает, что в Месопотамии к территории Армении продолжают применять былое название этой территории - "Урарту", а больше не доказывает ничего, и совсем уж не доказывает, что урарты - это и были армяне. Греки византийских времен называли себя "римляне", хотя были греками; греки начала V в. именовали державу Ахеменидов "мидийской", а ее население "мидянами", хотя она была персидской, а не мидийской, и ее имперским народом были персы, а не мидяне; а все дело было в том, что Персидская держава образовалась в результате захвата персами власти в МИДИЙСКОЙ державе, и соседи-греки по-прежнему продолжали звать ее "Мидийской" еще десятки лет. Аналогично и месопотамцы именовали Армению прежним названием, прилагавшимся к соответствующей территории - "Урарту".

    "Первой исторической надписью, называющей регион Армянского нагорья Арменией, является Шумерская надпись Нарам-Суена, датируемая 2260 г. до н. э., на тысячу лет опережающая первое упоминание Урарту"

    Только слова "Армения" (или "Армина" и пр.) нет ни в единой из надписей Нарам-Суэна. А имеется там упоминание сирийского города "Арман" (Арманум, с аккадским окончанием именительного падежа на -ум); какое отношение от имеет к стране Армении?

    "2. Антропологические:
    По мнению антрополога Ф. В. Лушана, "армяне потомки древнейшей туземной расы Малой Азии, отстоящий свой тип от всех влияний на него семитов, греков и т. д.". [12]. Лушан называет найденные в Армянском нагорье древнейшие черепа арменоидными (armenoid) [13]". и т.д.

    Этот пассаж вообще создает впечатление того, что авторы теории не знают основ антропологии и этнологии. 1) Никто и не отрицает, что _антропологически_ армяне - это на большую часть своего генофонда потомки доармянского аборигенного населения. Так обычно при миграциях и бывает. Кто такие по своему происхождению современные египтяне? Этнически - это субэтнос АРАБОВ, каковые пришли в Египет в VII в. н.э.; генетически - это на 90 процентов потомки доарабских древних египтян. Это означант, что антропологических доказательств автохтонности армян не может быть _в принципе_, так как любые такие доказательства доказывают только что, что современные армяне - потомки не только своих этнических предков, но и аборигенов, которых те ассимилировали; а в этом и так никто не сомневается.

    2) Разговор об "антропологе" В.Ф. Лушане, который говорит что-то об антропологических влияниях "семитов" или "греков", лучше и врвсе не вести, так как ни у семитов, ни у греков нет никакого специфического антропологического типа - это этноязыковые, а не антропологические общности. Армянское нагорье действительно с древнейших времен было населено людьми "арменоидного" типа, только из этого никак не следует, что арменоидный тип имеет какое-то отношение к древнейшим _этническим_ предкам армян. Многие забайкальские русские имеют доминирующий монголоидный тип, что не мешает тому, что их этнические русские предки были европеоидами - просто этнос обсуждаемыми русскими унаследован от этих пришлых предков, а тип - от аборигенных.
       Ayoe
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 31 мая 2008, 03:20

      3. Лингвистические:
      "Многие сторонники армянской теории указывают на то, что с древнейших времен армяно-арийские племена в Армянском нагорье поклонялись культу бога солнца Ар. М. Гавукчян, К. Сукиасьян, А. Терьян и др. показывают наличие в словах "Армения", "Арарат" и "Урарту" (а также в ряде основополагающих словах) общего индоевропейского корня "ар" (о существовании бога Ар у древних армян писал еще Г. Капанцян в 1940-е). Идею существования обще-индоевропейского корня, значащего "огонь" Арев (Солнце), Арпи (Небесное светило), Арарич (Бог-создатель), Арарат (место Арара), Арян, Арта и др. поддерживают также Т. Гамкрелидзе и В. Иванов [15].
      Известные ныне 500 урартских надписей, выполненных клинописью, содержат примерно 350 400 слов, большинство которых урартские, а часть заимствовано из других языков. Самое большое количество заимствований иностранных слов в урартском из армянского примерно 70 слов-корней. [16].. Культом главного бога Ар в том числе аборигены Армении всех веков соединяются и отождествляются с друг другом так, что любое отделение-отчуждение (например, скажем отчуждение урартов) становиться искусственным, антиисторическим".


      Я не берусь судить о том, был ли у армян бог Ар, только какое отношение это имеет к Урарту? У Урарту-то такого бога не было. А название Урарту вперавые зафиксировано аж в XIII веке в написании Уруатри, и позднее пишется строго через У- (Уруатри, Уратри, Урарту). Какое отношение гипотетический индоевропейский бог Ар имеет к неиндоевропейскому Урарту? И каким манером культ одного и того же бога может отождествить разные народы? Культ Христа и вовсе общий для норвежцев и греков; они от этого одним народом стали?? Прошу прощения, все это просто несерьезно.

      "В середине 1990-х историк Артак Мовсисян, представив частичную расшифровку урартских иероглифов, предположил, что они написаны на ранне-армянском".
      Да. И Фестский диск по-русски читают. И чего еще не было.. Один армянский историк в 60-х и клинопись урартскую начал читать по-армянски. Это вообще очень просто: присваиваешь знакам то значение, какое хочешь, допускаешь фонетические искажения, разбиваешь последовательности знаков на слова по усмотрению, натягиваешь значения - и вперед. Я сейчас навскидку покажу, как это делается. Причем даже не придавая знакам нового значения, а так и читая каждую латинскую букву, как ее положено читать по-латыни.

      homo homini lupus est ("человек человеку волк", латинск.)

      Хомохоминилюпусэст надо разбивать как "Хо! Мохо минилю, пус эст" и читать по-"древнерусски" как "Хо! Моху менили, пузо есть", - то есть "мы наменяли много мха, теперь у нас будет набитый живот (пузо)" - это, мол, такая фраза, которую в дни кромешного голода говорили, когда есть было нечего, кроме мха, да и тот приходилось выменивать. Так что нет никаких латинян, это русские были. Пожалуйста, ничем не хуже Мовсисяна...

      По-моему, кроме _некоторых_ армянских историков, с теорией "армянского Урарту" никто не выступал. Это и неудивительно - надписей урартских - горы, язык расшифрован прекрасно, неиндоевропейский его характер и ближайшее родство с хурритским доказаны строго.

      "Слабо выражены хуррито-урартские историко-культурные связи, в частности, структура урартского пантеона (в отличие от хурритского) рассматривается как типично-индоевропейская: "имена ряда урартских богов могут толковаться как армянские", что являлось причиной "решающей роли индоевропейского элемента населения в стране"

      Каких именно богов? Пока дело идет о "ряде", я сказать ничего не могу. верховные боги Урарту - Халди и Тейшеба - ничего индоевропейского в сврих именах не содержат.
         Ayoe
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 31 мая 2008, 03:33

        4 Географические
        "Ряд ученых преобладание армянского этнического элемента на Армянском нагорье исчисляют с 4-5 тысячелетий до н. э. или, возможно, с более раннего времени [18][19]. Частный случай этого утверждения встречается у академиков Т. Гамкрелидзе и В. Иванова, которые пишут, что задолго до появления Урарту армяне уже жили на Армянском нагорье, составляя население страны Айаса-Аззи [20]".

        Это, конечно, важный аргумент - что кто-то что-то исчисляет с 4-5 тыс., правда, неизвестно почему.
        Теории Гамкрелидзе-Иванова, как и "Хайасской" теории Капанцяна (никакой Айасы нет, она Хайаса) я уже касался специально выше по треду, и там пояснил, почему они обе крайне маловероятны.
        Кроме того, из теории Гамкрелидзе-Иванова никак не следует, что армяне так и сидели на нагорье. Сама теория утверждает, что ОБЩЕИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ ареал сформировался на Арм. нагорье, а потом оттуда индоевропейцы мигрировали в разные стороны, в основном вокруг Каспия кругалем в степи Сев. причерноморья, а уж оттуда на Балканы и далее (что уже полная фантастика, зачеркивающая всю гипотезу). Но даже если так - почему надо считать, что протоармяне не уходили с нагорья? В рамках этой гипотезы они с равным успехом могли принадлежать к потоку, шедшему вокруг Каспия на Балканы, а уж оттуда пришли на нагорье с Запада (как т должно быть по "мушкской" гипотезе).

        "Авторы Советской армянской энциклопедии предполагают, что урартский язык являлся формальным письменным языком государства Урарту, в то время, как его жители, включая царскую семью, говорили по-армянски: изучение клинописей показывает, что урартский за 250 лет использования не развивался"

        Интересные авторы в этой энциклопедии. Где они урартских надписей, столь подробно показывающих состояние языка, на целых 250 лет насчитали? И каких изменений они хотят за полтора века в стандартных анналистических формулах? В латинских таких формулах тоже особых изменений нет веками - так, может, и римляне говорили не на латыни?

        " что дает повод предположить, что она уже не имела устного применения [22]. Следовательно, энциклопедия предполагает, что "населяли Урарту и правили им армяне" [23]"

        Интересная логика: если не урарты, то уж наверняка армяне! А почему не картвелы, не каски, не албанцы и т.п.? Еще интереснее: живут армяне, правят армяне, а анналы веками пишут ТОЛЬКО по-урартски. Куда ж урарты делись и чем они так прогремели, что армяне сотни лет пишут анналы на их вымершем языке? И еще интереснее: и живут в Урарту армяне, и правят армяне, а упоминающаяся в анналах топонимика и имена царей- все сплошь неармянские. Это каким чудом возможно?

        "[25]: "Большинство ученых считают, что по-армянски говорила царская знать Урарту, которая руководила много-этническим, в последнюю эпоху Урарту- в большей степени армяно-говорящим населением [26]". Данному течению придерживается, в частности, профессор Лондонского университета Дэвид Лэнг, который считает, что армянский народ сформировался благодаря слиянии племен Хайасы, Арме-Шуприи и урартов [27]."

        Дэвид Лэнг отродясь не думал, что урартская знать говорила по-армянски. Он просто примыкал к теории Капанцяна (который тоже такого не думал). А вот насчет большинства ученых, которые "считают, что по-армянски говорила царская знать Урарту" - можно подробнее, что это за большинство ученых? Потому что вне пределов Армении / армянской диаспоры так, по-моему, ни один ученый вообще не думает.

        У Геродота четко прописано: в 13 сатрапии живут армяне, в 18-й - иной народ, алародии (урарты). Из Ксенофонта известно, что граница между этими народами / сатрапиями рассекала Армянское нагорье примерно пополам. На этом фоне все разговоры о том, что "урартов" как народа не было уже к IX в., а просто были армяне, писавшие не то по-урартски, не то по-своему - ни о чем, кроме полной неквалифмцированности авторов, ведущих эти разговоры, не свидтельствуют.

        "Большинство исторических и текстовых доказательств поддерживают вывод о том, что Урарту, Арарат, Армения и Гайк разные имена одной и той же страны и народа+". Томас Дж. Самуелян. "Armenian origins: An overview of ancient and modern sources and theories", by Thomas J. Samuelian, Yerevan, Iravunq, 2000, p. 14."

        Можно конкретнее - что это за доказательства?) А то официальные списки народов Персидской империи (переданные Геродотом) знают отдельно "армян", а отдельно "алародиев" еще в V веке до н.э.; арабские авторы знают на нагорье отдельно армян, а отдельно реликтовых урартов еще в 1 тысячелетии НАШЕЙ эры (см. работу А. Харрака, указанную мной выше) - а тут, оказывается, армяне и урарты - это один и тот же народ...

        "У.Ф. Олбрайт как-то сделал интересное предположение, что имя вавилонского бога Нинурта может быть интерпретировано как "повелитель Армении" (то есть Арарата, Урарту), или властелин железа<...> ".


        Господи... Упоминается такая идея в его статье 1918 года
        W. F. Albright . Ninib-Ninurta
        Journal of the American Oriental Society, Vol. 38 (1918), pp. 197-201
        Только там Олбрайт никоим образом не говорит, что это имя и в самом деле могло значит "господин страны Ур(ар)т-" - а говорит он, что так это имя могли в поздние времена вторично толковать, забыв его истинный смысл, причем могли и толковать как "господин армении", и, по другому созвучию. "господин железа": "the association with metallurgy remained, so a new popular etymology was in order, which came most naturally from Urtu, Armenia"... "In the same way, we may suppose, Ninurta was explained either as 'Lord of Armenia,' or as 'Lord of Iron' (assuming as nisbe *urtu)". Имя Нинурты означает "Повелитель земли / пахоты / плуга". Но даже если бы это значило "Повелитель страны Урт-" - какое отношение это "Урт" имеет к армянам?

        "В этом исследовании мы впервые приводим некоторые древнейшие данные из клинообразных надписей о происхождении династии Ервандуни и имен ее представителей, указывающие, что страна Армина династии Ервандуни являлась продолжением Урартинского царства". Martiros Kavoukjian; "Armenia, Subartu and Sumer: Armenia, Subartu, and Sumer : the Indo-European homeland and ancient Mesopotamia", Montreal, 1989, ISBN 0921885008, Preface."

        Опять-таки, можно узнать, что это за данные? ) Гавукчян известен как профессионал-архитектор и дилетант, пропагандироававший теорию "армянского Урарту". Никаких данных, позволяющих "укоренить" Ервандидов в урартской истории, нет в природе
        [/I]
           Ayoe
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 31 мая 2008, 15:12

          "Тогда как поясните наслоение Хайясы и Урарту ?"

          "Государство Урарту, оно же Арарат - столица Ван или Биайна, - с точки зрения сторонников ?теории Урарту?, существовало около 350 лет на территории Армянского Нагорья. По той же теории ?урартийцев? заменили армяне и создали свое государство Армения. Однако эта теория дала серьезные трещины после того, как чех Берджик Грозный (во второй половине 20 века) расшифровал хеттскую клинопись и прочитал богатейшие царские архивы хеттской столицы Хаттушаш. В этих документах совершенно определенно и недвусмысленно повествовалось о государстве на территории Армянского Нагорья - Хайаса, которое находилось в то же время и на том же месте, где и Урарту".


          Здесь мы имеем патологический случай безграмотного нагромождения вранья - от мелочей до главного. Бедржих Грозный работал в 1910-х гг. , а не во второй половине 20 века; хайасскую теорию разрабатывал не он, а Капанцян (очень дельный ученый, в отличие от тех, кто повторяют наиболее устаревшие из его тезисов сейчас); и, самое главное, ХАЙАСА НЕ НАХОДИЛАСЬ "в то же время и на том же месте, где и Урарту"!! Ничего похожего хеттские документы не говорят. Согласно хеттским документам, КОТОРЫЕ ВООБЩЕ ОБРЫВАЮТСЯ С ПАДЕНИЕМ ХЕТТСКОГО ЦАРСТВА в НАЧАЛЕ 12 ВЕКА ДО Н.Э., Хайаса известна в 14-м веке до н.э., и лежит она на северо-востоке от Хатти, в районе истоков Галиса или Чороха. Никакого отношения к Армянскому нагорью она не имеет; ТОЛЬКО В САМОМ НАЧАЛЕ анализа хеттских текстов, около 1920 года, гипотетически допускали, что она могла лежать в бассейне оз. Ван, но как только материал был изучен в совокупности, стало ясно, что Хайаса лежит отнюдь не в центральных нагорья, а к северо-западу от истоков Евфрата, и это было установлено уже в 30-х гг. (см. John Garstang / 0liver R. Gurney, The Geography of the Hittite Empire. London 1959); Капаецян тоже отнюдь не думал помещать Хайасу в центр нагорья!
          Далее, уже в 13 веке очень подробные хеттские тексты Хайсы не упоминают% как видно, она распалась. Ничего не говорят о Хайасе и ассирийские источники XIII и следующих веков, упоминающие самые разные страны Армянского нагорья от Кулхи-Кохиды до ьерегов озера Урмии.

          Между тем царство Урарту существовало в IX-VII/VI вв. вокруг озера Ван (коренные районы - на восточном и южном берегах озера).

          Итак, есть Хайаса - область к северо-западу от истоков Евфрата, известная в XIV в. до н.э. и исчезнувшая с XIII/XII вв.; и есть Урарту, то есть Биайнили (это самоназвание, дословно "Биайнское (Ванское) государство", т.е. государство при озере Ван; Урарту - это название, которое этому государству дали ассирийцы) - царство в бассейне оз Ван (Биайна) в совершенно иные века.
          И ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ "на том же месте в то же время"?!!


          "Очевидно, что не могли существовать два государства в одно и то же время и на том же самом месте".

          Очевидно. Только вот Хайаса и Урарту существуют в разные времена в разных местах, а так все хорошо.

          "Ученые сделали вывод, что Урарту соответствует географическое название Арарат (в Библии так и упоминается - ?царство Араратское?) (Иеремия 51: 27), но не как название этноса. Название ?Урарту? - ассирийское, в переводе с армянского - Арарат. Оно обозначает территорию по местному географическому названию".

          А этот набор слов что значит? Имеем:

          1) Был ПЛЕМЕННОЙ СОЮЗ УРУАТРИ (УРАТРИ) в XIII-XI вв.; он занимал верховья Верхнего Заба к юго-востоку от оз. Ван. Его упоминают ассирийские источники XIII-XI вв.

          2) ПОЗДНЕЕ было царство БИАЙНИЛИ (досл. "Ванское"), которое АССИРИЙЦЫ именовал названием "Урарту", которое восходит к названию "Уруатри". Само царство Биайнили себя "Урарту" никогда не называло, оно себя именовало только "Биайнили" (Ванское). Его главные районы частично перекрывались с территорией былого племенного союза Уруатри. Почему ассирийцы именовали царство Биайнили названием давнего племенного союза Уруатри - точно неизвестно; должно быть, потому что создатели этого царства вышли из среды племен Уруатри, а может быть, по чисто территориальной ассоциации.

          3) Есть в Ветхом Завете географическое название 'RRT (употребляется в VII-VI вв.). Его огласовка "Арарат" - поздняя, данная в первые века НАШЕЙ эры под влиянием армянской огласовки. Означает это название просто "Урарту", "Урартские горы", и не является никаким переводом с армянского. Причем тут армяне - сам черт не поймет. Форма "Арарат" является поздним вариантом арамейско-ассирийского "Урарту".

          3а) Геродот говорит о народе "алародии" на Армянском нагорье; по Геродоту алародии выходят восточными соседями армениев-армян. "Аларод-" - греческая форма все того же "урарт-/арарат-"; значит, этот термин так-таки СТАЛ этнонимом. Но стал он этнонимом уже к концу истории Урарту, а особенно после падения Урарту, в память о нем. Как бы то ни было, получается, что некий "урартский" ("алародийский") народ существовал наряду с армянами и отдельно от них. Как я уже упоминал выше, из сопоставления Геродота и Ксенофонта видно, что при Геродоте армяне жили на западе Армянского нагорья, а алародии - в его центральновосточных областях (в точности там, где был центральный район Урарту). А вот при Ксенофонте алародии в основном уже были арменизированы.

          4) в царстве Биайнили жил некий народ. Этот народ _В НАУКЕ_ именуется "урартами", потому что само царство Биайнили известно в основном под его ассирийским именем "Урарту". О языке этого народа можно судить а) по надпиясям и анналам царства Биайна; б) по именам его царей и вельмож; в) по названиям его рек, областей и городов.
          И ВСЕ ЭТО - НЕАРМЯНСКОЕ. Все это принадлежит некоему языку, очень близкому к хурритскому, и с армянским ничего общего не имеющему.
          Вот ЭТОТ ЯЗЫК и народ, говривший на нем, в науке принято называть "урартскими".
          Итак, "урарты" - это особый народ, составлявший основное население царства Биайнили (Урарту); никакого отношения к армянам он не имеет, поскольку язык его надписей, имен и топонимов - не армянский и вообще неиндоевропейский.

          4а) Из вышеозначенного видно, в частности, что эти "урарты" тожлественны "алародиям" Геродота, которые являются народом, отличным от армян.

          5) "Ассирийцы Армению называли ?Урарту? или ?Арарту?, персы - ?Армина?, хетты - ?Хайаса?, аккады ?Армани?.
          Сколько же можно... В аккадских надпиясях фигурирует Арман- (Арманум, Армани) - ГОРОД В СИРИИ. Ассирийцы никаким "Арарту" никого не называли, они употребляли только форму "Урарту", и называли так не Армению, а царство Биайнели (Ванское), народ которой ничего общего с армянами не имел. Хетты называли Хайасой область на северо-западе Армянского нагорья, которая, в свою очередь, не имеет территориально ничего общего с территорией Урарту и Армины (соответственно, южноцентральные и юго-западные земли Армянского нагорья).

          Причем обо всем этом я писал выше. Скажите пожалуйста, сколько раз надо повторять одно и то же, чтобы читатель внятно уяснил: доминирующим народом царства "Урарту" (самоназвание Биайнили, "Ванское") были НЕ АРМЯНЕ, ибо язык надписей, имен и топонимов этого царства был не армянским (и неиндоевропейским), что все специалисты очень хорошо знают минимум с первой трети 20 века. А теперь, когда и этот язык известен прекрасно, и его родство с хурритским и прочими северовосточновказскими языками давно доказано, - только диву даешься, видя эти фантасмагории с Хайасой, которая якобы совпадает по месту и внемени с Урарту, и Урарту, которое было, оказывается, населено армянами...

          Еремян - это классическоне "смешались в кучу кони, люди..." Поехали разбирать его построение :

          1. "В процессе этнической консолидации племен Армянского нагорья важную роль сыграли индоевропейские предки армян - аримы гомеровского эпоса".

          Откуда известно, что гомеровские аримы - индоевропейцы и предки армян? Этот вывод делается только по созвучию арим- / арм(ен)-. Но это несерьезно: с начального "ар(и)м" начинается огромное количество совершенно разнородных топонимов и имен. В Японии есть горы Арима и имя Арима - что теперь, гомеровских аримов, арамеев и армян выводить из Японии?!

          2. "Еще на рубеже 3 и 2 тысячелетий они переселились с Фракийского побережья на Малоазийское, где оказались в пределах Троянского государства".
          Откуда взята идея о переселении и его датировка? Неизвестно. У Гомера аримы упоминаются в одной-единствннной строке (Илиада, 2, 783), из которой видно, что это какой-то из этнических ареалов Малой Азии - и все; где эти аримы жили, кто они были, когда и откуда пришли - из этой строки извлечь нельзя ни при каких условиях. Так что все рассуждения на этот счет - плод буйной фантазии Еремяна.


          "3. Позднее, в числе "народов моря" они появились в долине реки Галис и распространились на территории исторической малой Армении."

          Здесь Еремян излагает теорию, у истоков которой стоит Кречмер, а у завершения - Дьяконов. Ту самую мушкскую теорию, которую я и излагпал.
          Но дальше Еремян пишет: "Это произошло в 14-13 вв. до н.э. в период расцвета Хеттской державы, в состав которой входила территория обитания аримов - страна Хайаса, часть которой в Хеттских написях называется Арматана".
          Полный вздор от начала до конца. Народы моря сокрушили хеттскую державу в начале 12 века, а не в 14-13-м; Хайаса существовала в 14-м; помещать в нее аримов нет ни единого основания; Арматана - совершенно иная область, и счиьать ее частью Хайасы тоже нет никаких оснований; напротив, об Арматане известно, что это область, соседняя с Команой Катаонской, то есть лежащая за сотни километров от Хайасы.
             Ayoe
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 31 мая 2008, 15:27

            6. "К этому времени отнорсится и первое объединение армянских племен, которые распространили свое влияние на земли, расположенные в долине Западного Ефрата".

            Вот те на! Оказывается, на свете есть Западный Евфрат. А Восточный где?
            Но, не считая этой безграмотности, здесь и далее Еремян опять пересказывает теорию, представленную именами Кречмера и Дьяконова, и опять поэтому прав.
            Конечно, без ляпов не обойдется и тут: "В период так называемого дорийского переселения, т.е. примерно с начала 12 в. до н.э. в Малую Азию вторглись фригийцы, под ударами которых пала хеттская держава".

            Хеттская держава пала как раз под ударами "народов моря", о которых Еремян толковал раньше; а фригийцы пришли уже через десятки лет после ее крушения. А дорийское завоевание Греции имело место лет на 70 позже гибели Хеттской державы.

            "Ассирийцы называли армянские племена, жившие на территории страны Хайаса-Хате, "урумеями", но чаще (вместе с другими родственными им фрако-фригийскими племенами) "мушками"
            Последнее - верно, тут Еремян пересказывает Дьяконова; а вот сближать урумеев с армянами невозможно хотя бы потому, что ассирийские тексты рассматривают урумеев и мушков как РАЗНЫЕ народы. Так что либо вслед за рядом авторов, развивавших Капанцяна, считать армянами урумеев, либо вслед за Дьяконовым - мушков; а тех и других разом - ну никак.

            Теперь о Мовсесе Хоренаци. Еще раз - я в начале треда написал много букв про то, откуда Мовсес что взял. То, что я там написал - общее место в науке. Повторю кратко для тех, кому долгим покажется перечитыавать начало треда: как ясно видно из Мовсеса, ничего внятного о своей истории до войн Помпея с Тиграном II армяне не помнили вообще. Мовсес ссылается, излагая этот период, вовсе не на какие-либо армянские летописи или предания, а только на арамейский труд Мар Абас Катины. И армянская история до Тиграна II складывается из следующих блоков: 1) рассказ о Ное, Хайке, Беле - чистый мифологический фольклор, ничему реальному соответствовать не могущий; 2) рассказ о войнах Арама и его клонов (два Ары) с Семирамидой - восходит к легендам, имеющим историческое ядро (войны ассирийцев с Араму Урартским и могущество Шаммурамат-Семирамиды), но легендам, уже очень далеко отошедшим от реальности; 3) рассказ об освобождении Армении от Ассирийского ига, сплетенный из вымыслов Ктесия и реальных воспоминаний об Армине Ервандидов; 4) рассказ о царях времен от походо Александра Македонского до Тиграна II - невероятно искаженные, перепутанные и заново сбитые в кучу воспоминания, там даже Арташесиды наполовину забыты и считаются Аршакидами.

            Это не значит, что Мар Абас или Мовсес были недобросовестными людьми - они писали через 500-600 лет после Тиграна II, через 900-1000 лет после царства Ервандидов, через 1150-1250 лет после Араму Урартского, и при этом не имели под рукой ни летописей, ни греческих ученых сочинений рубежа эр - ничего они не имели под рукой, кроме Библии и легенд, сотни лет передававшихся изх уст в уста. Что могли, то сделали. Неудивительно, что их история в результате изобилует искажениями реальности; удивительно, что кто-то пытается сейчас ее использовать как достоверный источник.

            "Марь Абас Катина - мифологический персонаж, сириец"

            Мар Абас Катина - действительно сириец (=арамей), но не мифологический, а вполне исторический персонаж, судя по тому. что его с измененной формой имени упоминает один из источников Себеоса. Будь он выдуман Моисеем Хоренским, его имя все знали бы в одной и той же форме.

            Древние авторы, когда пишут историю времен, не известных им по достоверным источникам, делятся на три группы: сознательные выдумщики (Ктесий), безыскусные пересказыватели своих источников в меру того, как они эти источники запомнили и поняли (Геродот в большей части своего текста) и "реконструкторы" - то есть те, кто свои источники добросовестно домысливают так, как, по их мнению, оно выходит вероятнее, и при этом не отличают достоверных источников от недостоверных: любое предание используют. Намеренно они ничего не выдумывают, но при таком подходе труд их переполнен вымыслами и искажениями. Таков, в частности, Хоренаци. Сознательно фальсифицировать он ничего не собирался. Армянских летописей просто не было, и Мовсес по этому поводу самыми горькими словами бичует армянских правителей и книжников былых времен, именуя их дикими и невежественными людьми, коль скоро они не заботились составлять хроники и создавать истории.

            Да, конечно, есть греческая ученая традиция, что армяне отселились от фригийцев. Но этой традиции ни Мар Абас, ни Мовсес попросту не знали. они не знали ни Геродота, ни Страбона, ни вообще античных дохристианских историков - это видно из того, что они не могут внятно изложить историю Армении в V-II вв. до н.э., которая по античным авторам восстанавливается очень легко.

            Итак, Мовсесу и Мар Абасу оставалось реконструировать древнейшую историю армян по случайным и бессистемным упоминаниям. Они исходили из следующего: вот уже сотни лет на нагорье лежит Армянское царство. Никто не помнит и нигде не написано, что до этого царства на нагорье было что-то еще или жил какой-то иной народ (в самом деле, чтобы это узнать, надо было по меньшей мере списать и расшифровать урартские надписи и ассирийские тексты). Стало быть, армяне здесь жили всегда. Собственно, никто этой идеи и не оспаривал - именно потому, что никто об урартском царстве ничего не помнил.

            Далее, как христиане, они принимали то, что Ной спасся на Арарате, и что все народы пошли от Ноя. Кстати, Мовсес даже знает, что тот Арарат, на котором по легенде спасся Ной, не имеет ничего общего с Араратом близ Аракса, что это совершенно иная территория. Араратом Мовсес именует те самые места, которые имелись в виду под этим названием в Библии (Армянский Тавр и южную окраину Армянского нагорья в целом), а Арарат близ Аракса нащывает Масисом, а не Араратом.
            (Это особый смех для специалиста - читать газетные утки о том, как на Арарате - современном Арарате близ Аракса - нашли ковчег. Дело в том, что тот Арарат, к которому по библейскому преданию причалмл Ной, лежит в сотнях километрах к югу от современнй горы "Арарат").

            И, наконец, существовала стандартная концепция (и у семитов, и у греков, и у славян и пр.), что всякий народ происходит от некоего человека, чье имя совпадало с самоназванием этого народа (чехи - от Чеха, эллины - от Эллина; а армяне, соответственно, от Хайка).

            Вот сопоставляя все эти вещи, Мар Абас / Мовсес приходили к выводу, что ьыл некий Хайк, прародитель армян, потомок Ноя; а жил он в Армении, потому что где ж ему еще жить? Фальсификации (сознательной) тут никакой нет; это просто попытка реконструкции с негодными средстами.

            Далее, вот в распоряжении Мовсеса есть предание о войнах царя Армении (то есть той территории, которая ПОСЛЕДНИЕ ВЕКА называется Арменией), Арама, с ассирийцами. Мовсес рассуждает: ясно, что это факт истории армян, к чьей же еще истории он может относиться? Ведь ни о каких предшественниках армян на этой земле никто и не слыхивал! Кроме того, имя Арам созвучно слову "Армения";так не ясно ли, что по нему соседи и стали называть армян "армянами"? Все очень логично, а контраргументов как будто и вовсе нет.
            И в самом деле, Мовсес при всем желании не смог бы найти эти контраргументы: урартскиз надписей никто не мог прочесть уже за сотни лет до него.
            Итак, и это - не намеренная фалтсификация, а добросовестная, но неверная реконструкция.

            Во времена Мовсеса, кстати, древность ОБИТАНИЯ НАРОДА на данном месте никто не ценил - ценили древность ПИСЬМЕННОЙ ТРАДИЦИИ народа. А здесь Мовсес решительно ничем похвалиться не мог, так как такая традиция именно при его поколени и и была основана, и он клеймит армян былых времен дикарями за то, что они не позаботились об этом раньше. Иными словами, никаких тенденциозных целей возвеличивания армян Мовсес не преследовал;тем более их не ставил перед собой Мар Абас, который и армянином-то не был.

            Достоверности первых разделов истории Мовсеса все это нисколько не увеличивает.

            Касательно "Западного Азербайджана". Эти области можно называть хоть "Североз-Восточной Арменией", хоть "западным Азербайджаном", хоть "Западной Сакасеной", хоть "Северным Биайнили". От них не убудет. Что касается, к примеру, Еревана, то была урартская крепость Эребуни, по ней ее округа получила название того же вида, эта округа в следующие века была арменизирована, в III в. НАШЕЙ эры недалеко от Эребуни, заброшенного еще в III в. ДО н.э., возникло армянское поселение с названием того же вида - Ереван; до прихода сельджуков и монголов здесь, кроме армян, мало кто и жил; в конце XIV в. здесь поселилась многочисленная группа тюрок-каджаров, знать которых обычно и правила этим краем в следующие века под иранской (реже турецкой) верховной властью; в XVIII - начале XIX века здесь существовало Эриванское ханство, ханы которого вышли из тюрок-каджаров. Это было одно из тюркских ханств тогдашнего Азербайджана (=тюркского края в составе Ирана), т.е. одно из ханств тех самых тюрок, которых сейчас именуют "азербайджанскими". Центром _армянской_ власти Ереван вновь стал, впервые после многовекового перерыва, только в 1917 году.


            Прошу извинить за оффтоп - но не влазит в один пост ~#
               Ayoe
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 31 мая 2008, 15:33

              Что-то тут опять смешщались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий...

              1. Никаких ПРАВОпреемников у урартов быть в принципе не может. И у римлян не может их быть, и у франкской империи Карла Великого... Потомки франков - немцы, населяющие Франконию и западный берег Рейна в ФРГ - являются единственными прямыми потомками франков, не сменившими свой германский этнос, но от этого не приобретают ни грамма прав на земли Франкского королевства и Франкской империи.

              2. Касательно фракийцев и армян. Еще раз: армяне не потомки фракийцев, армяне потомки одной из ветвей _фрако-фригийцев_. Фрако-фригийские племена - это ветвь индоевропейцев, населявшая во II тыс. до н.э. Балканы. В конце II тыс. в ходе целого ряда переселений значительная часть фрако-фригийцев переселилась в Анатолию. Одной из отселившихся туда групп были и "(восточные) мушки " ассирийских источников - предки каппадокийцев и армян. А _фракийцами в науке принято называть тех фрако-фригийцев, что ОСТАЛИСЬ (к 1000 г. до н.э.) на Балканах_. До этого отселения выделять каких-то "фракийцев" среди фрако-фригийцев в принципе невозможно - само деление "фрако-фригийцев" на "фракийцев" и прочих появилось в результате описанного отселения.

              В результате, например, было такое: была на Балканах фрако-фригийская племенная общность с этнонимом вида "мюс/мёс". Часть этих племен ушла в Малую Азию в 12-12 вв. несколькими волнами, и там их потомками стали мисийцы (греч. "мюсы", название которых по-русски передается в переводах с греческого как "мисийцы"), каппадокийцы, армяне и мосхи (не путать с месхами). А оставшиеся на Балканах племена "мюс" рассматривались как часть фракийцев (в античных источниках - мёсы, мюсы, мёзы).

              Итак, армяне не происходят от фракийцев - армяне происходят от одной из волн фрако-фригийцев, ушедших с Балкан в Малую Азию в ходе переселений, В РЕЗУЛЬТАТЕ которых оставшиеся на Балканах фрако-фригийцы составили общность "фракийцев".

              Один из посетителей форума по совершенно непонятным причинам полагает, что таковое происхождение для армян унизительно - по-видимому, он считает фракр-фригийцев какими-то ужасными варварами. Я уж не знаю, какое это имеет значение, но могу его успокоить: у фрако-фригийцев II тыс. были племена и наследственные вожди, а своей письменности и государств не было; так у армян своей письменности не было и вовсе до V в. н.э., а своего государства не было до VII в. до н.э. По сей причине я не понимаю, почему армянам могло бы быть зазорным происходить от группы фрако-фригийцев конца II тыс. Впрочем, независимо ни от чего происходили они именно от такой группы.

              3. Тут ставился вопрос, почему бы не считать, что армяне в Урарту были с какого-то момента реально господствующей силой, и только официальная гос. традиция оставалась урартской.
              Ничего невозможного в этом не было бы. Но и предполагать это было бы абсурдом, потому что не и ни единого факта, который побуждал бы делать такое предположение. С тем же успехом можно было бы предположить, что у матери Кемаля Ататюрка был тайный любовник-армянин из Карса, и Кемаль был именно его сыном, и все это было ему поведано, и Карс в 1921 он отхватил у Советского руководства именно потому, что очень хотел присоединить к своим владениям родной город своего реального отца.
              Во всем этом тоже нет ничего невозможного. Но предполагать такое было бы полным абсурдом, так как и никаких фактов, которые побуждали бы все это предполагать, тоже нет.

              4. Здесь говорилось, что факт такой есть: это тот факт, что армяне сменили урартов в качестве господ нагорья. По этому поводу спрашивали:- как это некие малые племена могли бы стать наследниками и покорителями урартов, если бы они уже и раньше не были главной силой в Урарту?

              Все в этой постановке вопроса неверно.
              Во-первых, для того чтобы "малые племена" могли сменить и унаследовать чье-то господство на данной территории, вовсе не надо, чтобы они уже и до того доминировали на этой территории. Монголы покорили несколько миллионов кипчаков от Алтая до Дуная, а покорителей было всего тысяч сто - двести. И до покорения их на территории кипчаков не было вовсе. Германские племена общей численностью в 1-1,5 млн. чел. покорили огромные пространства западно-римской империи с населением в десять раз большим и сменили на этой территории римское господство, но они вовсе не доминировали накануне в рамках самой Римской империи. Аналогично, для того чтобы сменить и ассимилировать урартов, армянам вовсе не нужно было добиваться еще раньше, доминирования ВНУТРИ Урарту, во времена его великодержавия.

              Во-вторых, почему здесь кто-то решил, что протоармяне - это какие-то такие "малые" племена? Восточные мушки в середине XII в. до н.э., после прихода с Балкан, заселяли очень большую территорию - от центра совр. Турции до района истоков Тигра и низовий Арацани. Я уже писал, что восточные мушки западной части этой обширной территории (при реке Галис, совр. Кызыл-Ырмак) дали начало каппадокийцам, а восточные мушки восточной части этой территории (при реке Евфрати и истоках Тигра) дали начало армянам. Так вот, эта восточная (протармянская) часть ареала вост. мушков сама по себе была весьма обширна (см. карту по данной мной ранее ссылке) и не уступала по площади коренному ареалу самих "урартов" ("имперского" народа царства Биайнили-"Урарту").

              5. Уточню еще раз касательно урартов: был племенной союз уруатри, о нем действительно нет упоминаний после 11 века до н.э. Было потом (в 9-6 вв. до н.э.) царство Биайнили, которое АССИРИЙЦЫ называли термином "Урарту" (производное от "уруатри"). Почему они его так называли - неизвестно. "Имперским народом" царства Биайнили был известный по его надписям НЕИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ народ с языком, родственным хурритскому. В науке царство "Биайнили" зовут, вслед за ассирийцами, "Урарту", а его вышеуказанный имперский народ - "урартами" (сами ассирийцы термин "Урарту" не употребляли как этноним, - только как название государства). Греки и этот народ, и соседние с ним племена обобщенно именовали "алародиями" (тоже форма от основы "урарт-"); неизвестно, делали они это вслед за ассирийцами, или почему-либо еще.
              Таким образом, мы не знаем, как САМ себя называл тот народ (народ-основатель и "держатель" царства Биайнили-"Урарту"), который в науке именуется "урартами". Одно точно: это был неиндоевропейский народ, родственный хурритам.

              2. Теперь касательно того, почему Ветхому завету верим, а Мовсесу Хоренаци - нет. Вопрос некрректен: существенно не тио, Ветхий Завет это или Мовсес, а то, в какой части того и другого текста приводятся соответствующие сведения, и насколько достоверны эти части. Сведения о существовании Тогармы стоят в одном из так называемых "пророчеств" - текстов с предсказаниями и прогнозами, которые составлялись _по ходу дела_. В тексте стоит: в таком-то году такой-то пророк изрек такие-то угрозы скорых войн, в числе этих воюющих упоминалось как одно из малоазийских царств царство Бет-Тогарма. Записывались такие прогнозы по ходу их изречения или после соответствующих событий, в Ветхий завет внесены без изменений (это все устанавливается по их содержанию). Значит, если сказано, что на таком-то гшоду такого-то царя ьтакой-то пророчествовал о Бет-Тогарме - то она в этом годуи вправду существовала.
              А иное дело - рассказ того же Ветхого Завета о том. как все народы пошли некогда от Ноя. Этот рассказ никакого доверия по определению не заслуживает ни в Ветхом Завете, ни у Мовсеса.

              О том, какие части труда Мовсеса не заслуживают доверия и почему, я подробно писал выше. В частности, его повествование об истории армян до Паруйра не зпслуживает вообще никакого доверия, так как из самого труда Мовсеса явствует, что об этих временах своей истории армяне не помнили решительно ничего. Все соответствующее повествование - это результат поопытки добросовестной _реконструкции_ Мовсесом (вернее, Мар Абасом) армянского прошлого; но поскольку база для такой рекнструкции была у него нулевая, то и результат вышел не имеющий никакого отношения к реальной армянской истории. См. подробно выше по треду.


              P.S. Выложил в этой ветке , а не дал ссылку по простой причине , это раскидано , я скомпоновал в кучу как смог ~#
                 ахпер
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 04 июня 2008, 20:05

                ayoe

                Цитата

                Что касается Хаяса-Ази нужно рассматривать хеттские , но информации увы


                Могу предложить прочесть вот этот пост ) Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь форум на котором расположен пост времено неработает но думаю это времено.

                Цитата

                Она должна прослеживаться ( я бы так сказал )


                Ну тк почему же не роднят?

                Скажу сразу я больше верю теории с Хайасой чем с Фригийцами, ну да ладно?

                Пару замечаний по поводу постов ниже )

                Цитата

                Обратим внимание на то, из чего это собрано. Начальный сюжет - это деяния ЭПОНИМОВ - Хайка (эпоним армян ) и Бела, который и вовсе аккадский бог (точнее, аккадское имя сначала Эллиля, потом Мардука), в данном случае эвгемеризованный в правителя.


                Верно но это свидетельствует о иносказательной но памяти народа о своих предках )

                Цитата

                Мораль: древнеармянская историческая память на деле не идет вглубь дальше этого самого Паруйра - то есть армяне не помнят себя дальше времен падения Ассирии и считали, что именно тогда возникло их государство (реликтом этой точки зрения и является именование Паруйра первым армянским царем) . Когда же древнеармянские авторы стали достраивать свою историю вглубь, им пришлось комплектовать эту более древнюю "свою" историю из эпизодов истории УРАРТСКОЙ (сюжет об Аре) да из заведомо неисторичных легенд об эпонимах и эвгемеризованных божествах (сюжет о Хайке и Беле).


                Это же топтание по кругу? помнили раз хоть и иносказательно но упомянули эпоним Хайк. Д ещо и Урартийского царя по его же славам помнили это явно свидетельствует по крайней мере о проживании по близости и тесных контактах )

                Цитата

                Все эти имена, кроме двух последних - эпонимы народов, областей и гор, т.е. заведомо ничему историческому не отвечают. Арам, в частности, у Мовсеса - тоже эпоним, а именно эпоним Армении: "Рассказывают, что Арам совершил много доблестных подвигов в сражениях и что он раздвинул пределы Армении во все стороны. Все народы называют нашу страну по его имени, например, греки ? Армен, персы и сирийцы ? Арменикк".


                Арам, Ара, Хайк, Армен это всё имена, причом более некем не используемы кроме армян (а нами и щас активно используются) вот мня например зовут Хайк Imp

                Цитата

                б) эпонимы. "Эпонимы" (греческий термин, дословно "тот, именем которого что-то названо") - это имена, по которым, как считают сами носители традиции, были потом названы те или иные города, народы, реки, горы и т.д. Например, Армен, по имени которого, согласно Мовсесу, армян стали называть "армянами" их соседи, предок Армена Хайк, по имени которому, согласно Мовсесу, сами армяне стали называть себя "хай-", отец Хайка Торгом, чье имя совпадает с названием области Тогарма


                все именно кроме Торгома реальны и спользуемы )

                Цитата

                из самого текста Мовсеса видно, что армяне его времени о своей истории до Ервандидов не помнили ничего, а об истории IV-II вв. до н.э. - помнили с огромными искажениями и очень слабо (про Арташесидов и то забыли), см. подробно выше.


                По словам же автора помнили то своих топонимах ) а историю действительно могли забыть ибо неимея писмености она жила только в устных пересказах. И лудше всего к этому воспоминанию подходит Хайаса.

                более того в нашей памяти ещо жива Атропатена названая в честь Атропата ) это показывает что такое может быть )

                Ну итд? в общем и к автору статьи придратся не трудно при внимательном прочтении?.
                   Ayoe
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 04 июня 2008, 20:13

                  ахпер

                  Цитата

                  Ну итд? в общем и к автору статьи придратся не трудно при внимательном прочтении?.

                  Придраться можно к кому угодно . Гораздо важней сама мысль и идея , которую Немировский проводит в постах выше . А , именно , неправильный метод исторического анализа (которым в частности пользуется и Lion ) , сведения нужно не притаскивать за уши , а выстраивать только в том направлении в которое эти факты укладываются и не противоречат друг другу Imp


                  Цитата

                  Могу предложить прочесть вот этот пост ) Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь форум на котором расположен пост времено неработает но думаю это времено.


                  Подождем Imp
                     ахпер
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 14 июня 2008, 13:56

                    ayoe

                    Цитата

                    неправильный метод исторического анализа

                    ну собствено я его же методом показал необьективность суждение в некоторых местах )

                    Цитата

                    Подождем


                    поскольку сылка так и не заработала (и незнаю когда зарабртает) выложу сылку на тот же пост ток сохранёный в яндексе Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                    прошу прощения зы кривость сылки (
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 20 апр 2024, 05:33 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики