Цитата
з земель Малого Айка была составлена 13-ая сатрапия Персии...
вообще насколько я знаю в персидской империи были 3 армянские сатрапии... в последствии Великая Армения, Малая Армения и Софена... или такое деление относится к селефкидской империи?....
вот текст который нашол... что вы про него думаете?
Материал Ариса Казиняна из газеты "Голос Армении".....
Тысячелетняя история армянского народа представляется в виде приливно-отливной кардиограммы, отражающей очередность скачков освободительной борьбы. Революционные события, ознаменовавшие новый этап национальной жизни и захлестнувшие ровно двадцать лет назад весь армянский мир, дополнили кардиограмму недостающим и принципиально важным скачком. Всегда интересно и познавательно рассматривать то или иное событие сквозь призму национальной истории. В этой связи имеет смысл обратиться к одному из наиболее ранних в мировой хронике документальных проявлений освободительного движения, захлестнувшего весь армянский мир 2530 лет назад. . .
В 522 году до н. э. в Армении вспыхнул мятеж, который, по мнению ряда видных специалистов, едва не сокрушил устои мировой Персидской империи. Следует отметить, что это восстание вообще преподносится в наших учебных программах на недопустимом уровне, хотя само событие трактуется многими историками как беспрецедентная и четко отлаженная операция. Освободительное движение, вспыхнувшее за четыре с половиной столетия до восстания Спартака, поддерживалось более семи месяцев, охватив районы не только собственно Армении, но и прилегающие к нагорью земли. В результате крупнейшего сражения, которое произошло в декабре 522 года до н. э. в местности Изала, на бывшей ассирийской территории, восставшие армяне установили свой полный контроль и над этой местностью. Войском Дария I командовали полководцы Дадаршиш (армянин) и Ваумиса (перс) , причем, по мнению некоторых специалистов, Дадаршиш вел двойную игру и тайно контактировал с соплеменниками. Вплоть до мая 521 года Дарий воздерживался от прямого столкновения с армянами.
Несмотря на то, что знаменитая Бехистунская надпись Дария I не указывает на этническую или племенную принадлежность восставших, равно как и не упоминает их вождя, однако ученые (например, И. Дьяконов) практически не сомневаются в том, что ими были армяне. Виднейший востоковед М. Дандамаев в этой связи замечает: "Продолжительная и упорная борьба восставших свидетельствует о том, что это движение пользовалось большой поддержкой местного населения, т. е. армян. Поскольку Бехистунская надпись указывает, что Армения была охвачена мятежом, вероятно, составитель этой надписи не видел необходимости особо отмечать племенную принадлежность мятежников, полагая, что это и так ясно".
В мае 521 года до н. э. Дарий вынужден был перейти в решительное наступление, ибо армянский очаг напряженности спровоцировал цепную реакцию - восстания во многих других районах империи. 21 числа разыгралось новое сражение у местности Зузахия в собственно Армении, однако сломить сопротивление восставших Дарию не удалось. На помощь Дадаршишу и Ваумисе были посланы новые отряды, и спустя шесть дней произошла битва на берегу Тигра. Тем не менее персам и на этот раз не удалось одержать верх над армянами.
Кто же, однако, являлся вождем восставших? Вопрос до сих пор окутан завесой непроницаемости и является одной из загадок Древнего мира. По мнению Г. Капанцяна, им был армянин Араха - персидский наместник в Вавилоне, который в период вспыхнувшего на родине стихийного восстания вернулся в Армению и стал руководителем ополчения. Несколько иного мнения придерживается Ф. Вейссбах, полагающий, что Араха действительно стоял во главе армянского восстания, но оказался в Вавилоне лишь после его подавления, где и поднял новый мятеж против Дария. В персидском и эламском текстах Бехистунской надписи Араха назван армянином, в аккадском - урартом. Есть также упоминание о том, что отца Арахи звали Халдита, что переводится И. Дьяконовым как "Халди велик". Примечательно, что Бехистунская надпись упоминает Араху не как вождя восставших армян, а в качестве "армянина - вавилонского мятежника", который выдавал себя за Навуходоносора IV, сына Набонида.
По мнению Г. Буннера, "армянин Араха - лицо, тождественное с Навуходоносором Книги Юдифь". Аналогичной точки зрения придерживается К. Шедль, считающий, однако, что Араха не собственное имя, а армянский титул со значением "царевич". Настоящее же имя царя, по мнению известного историка, - Навуходоносор: "он являлся сыном свергнутого Набонида и отправился в Вавилон, чтобы заявить претензии на престол своего отца". Означает ли это, что последняя династия вавилонских царей имеет армянские корни?
По мнению ряда специалистов, воцарение Арахи в Вавилоне стало возможным после подавления армянского мятежа в июне 521 года до н. э. Согласно вавилонским надписям, восшествие на трон Навуходоносора IV имело место как раз в августе. По сообщению источников из Вавилона, Сиппара и Борсиппы, новому царю удалось овладеть всей страной, вплоть до Урука. Любопытно, что даже предвзятая Бехистунская надпись Дария отмечает, что вавилоняне действительно перешли на сторону армянина. "Вавилонский народ перешел на сторону обманщика Арахи, который захватил Вавилон и стал царем в Вавилоне".
Конечно, сегодня очень трудно детально выстроить сценарий событий, которые произошли 2530 лет назад. Очевидно одно: восстание армян явилось одним из первых в мировой истории документально подтвержденных проявлений борьбы за Отечество и сильно поколебало устои Персидской империи.
К сожалению, великий мятеж, равно как и сама личность царя Арахи в настоящее время преданы у нас забвению. Между тем вставший на освободительную борьбу народ просто обязан знать героические страницы своего прошлого, особенно если они предвосхитили известные сценарии мировой хроники. Думается, что 4500-летие собственно Армянского исчисления и 20-летний юбилей Карабахского движения - прекрасный повод для обращений к забытым страницам национальной истории.