ахпер
Цитата
так еслиб небыл изобретён алфавит щас бы утверждали что язык то был друууууугой... )))) НО эт так в качестве предположения...
Что касается хурритского языка, то саму страну хурритов Митанни смели в эпоху Троянской войны "народы моря". Но в следующую эпоху продолжал еще существовать родственный ему урартский язык .
Сохранилось ок. 600 надписей, выполненных новоассирийской клинописью, а также несколько десятков надписей (очень кратких), записанных оригинальной урартской иероглифической письменностью (еще не дешифрованной) и лувийскими иероглифами. Надписи первых царей (Сардури I) составлены на ассирийском языке, после царя Ишпуини (ок. 830 до н.э.) вплоть до разгрома Урарту при Сардури IV (ок. 600 до н.э.) писали только по-урартски.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Цитата
Основным доказательством родства хуррито-урартского и восточнокавказскза языков служат 168 этимологий, на базе которых устанавливаются закономерные звукосоответствия, и краткий очерк сравнительной грамматики, в котором рассматриваются материальные тождества хуррито-урартских и восточнокавказских служебных морфем в имени и глаголе. Необходимо отметить, что для обнаружения фонетических корреспонденций между хуррито-урартским и восточнокавказским решающую роль сыграла не только северо- и восточнокавказская реконструкция С. А. Старостина и С. Л. Николаева, но и реконструкция фонологического строя хурритского и урартского языков, осуществленная И. М. Дьяконовым на основе клинописных передач, а также его восстановление прахуррито-урартских форм.
Подавляющее большинство этимологий, предлагаемых авторами, весьма убедительны и с семантической точки зрения, и фонетически (в том смысле, что они не не нарушают устанавливаемой в книге довольно сложной системы звуковых соответствий). Здесья достаточно ограничиться несколькими примерами: урарт. bedә 'сторона' ? вост-кавк. *p'VdV 'id.'; xypp. fâvanә 'гора', урарт. vâvânә 'id.' (с удвоением) ? вост-кавк. *f˙anV 'id.'; xypp. tâlә 'дерево' ? вост.-кавк. *t˙wāl1ỹ1) 'шест, палка, бревно?; хурр. ŝawalә2) 'год', урарт. šâlә 'id.' ? вост.-кавк. *swyrHo 'id.'; хурр. ḫill - 'говорить' ? вост.-кавк. *HīḉḉV-3) 'id.'; хурр. ukrә 'нога', урарт. qurә ? вост.-кавк. *ḳwirV 'id.'. Возражения возникают лишь в связи с отдельными этимологиями, которые [204] не кажутся слишком удачными, ср., например, семантически слабое сопоставление хурр. tad 'любить' с вост.-кавк. *dadajV 'мать'. Не кажется окончательным решение авторов относительно урарт. burgana 'башня, колонна' (см. семантическую поправку на с. 99 книги), объясняемого в связи с вост.-кавк. *p'or9u?V 'стойло, навес' или *bӛnqqV / *bӛrqqV-nV4) 'шест, столб'; арм. burgn 'башня' рассматривается при этом как заимствование из урартского (восточнокавказский источник предполагается и для греч. πύργος 'башня'). При этом вне поля зрения авторов остается довольно сложный зопрос о соотношении греческой и армянской форм (а следовательно, и восточнокавказского слова) с и.-e.*bherĝh- (гот. baurgs 'город, башня').
Говоря чисто теоретически, даже значительное число этимологий, основанных на регулярных фонетических соответствиях, еще не может служить окончательным доказательством языкового родства и может объясняться, например, интенсивным процессом заимствования. Действительно, среди приводимых авторами параллелей немало элементов культурной лексики. Существенно, однако, что наряду с ней широко представлена и лексика базисная (числительные первого десятка, наиболее элементарные глаголы и т. п.), что, в общем, позволяет полностью исключить любое иное объяснение, кроме исконного родства восточнокавказских языков с хуррито-урартским.
На это же указывают и нетривиальные, но регулярные фонетические соотношения, обнаруженные исследователями. Заслуживают внимания, например, рефлексация вост.-кавк. *r как хурр.-урарт. t- в начале слова, но как -r/l- в инлауте, отражение ряда аффрикат в начальной позиции как спирантов, но внутри слова ? как аффрикат. Замечательно, что хуррито-урартские соответствия восточнокавказских фрикативных латеральных в начальной позиции различны в зависимости от тембра последующего гласного. Эти и другие детали сравнительно-исторической фонетики служат косвенным, но важным свидетельством в пользу доказываемой в книге гипотезы. Несколько слабее выглядит та часть фонетической реконструкции, которая посвящена гласным.
В разделе, посвященном сравнительно-исторической морфологии, рассмотрен ряд словообразовательных формантов в хуррито-урартском, имеющих восточнокавказское происхождение. Авторам удалось, исходя из восточнокавказских данных, полностью объяснить систему склонения хуррито-урартского имени и интерпретировать основные морфологические элементы, использующиеся в весьма сложном глагольном словоизменении. В этом же разделе даны истолкования местоимений и некоторых служебных слов.
Таким образом, родство хуррито-урартского с восточнокавказскими языками доказано. Последствия этого выдающегося открытия для ранной истории Передней Азии п Кавказа трудно переоценить.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Описание письменностей древних языков.
Последняя на сегодняшний день гипотеза о происхождении шумерского языка выдвинута И.М.Дьяконовым в 1997 году. по мнению ученого, шумерский язык может находиться в родстве с языками народов мунда, проживающих на северо-востоке полуострова Индостан и являющихся древнейшим доарийским субстратом индийского населения. Дьяконов обнаружил общие для шумерского и мунда показатели местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа, общий показатель родительного падежа, а также некоторые сходные термины родства. Его предположение может быть отчасти подтверждено сообщениями шумерских источников о контактах с землей Аратта - аналогичный населенный пункт упоминается и в древнеиндийских текстах ведического периода.
Тексты начала II тысячелетия [до н.э.] называют в качестве первой родины - остров Дильмун (современный Бахрейн ?), но составлены они как раз в эпоху активных торгово-политических контактов с Дильмуном, поэтому в качестве исторического свидетельства их воспринимать не стоит. Куда серьезнее сведения, содержащиеся в древнейшем эпосе "Энмеркар и владыка Арарты". Здесь говорится о споре двух правителей за поселение в своем городе богини Инанны. Оба правителя в равной степени почитают Инанну, но один живет на юге Двуречья, в шумерском городе Уруке, а другой - на востоке, в стране Аратта, славящейся своими искусными мастерами. Притом оба правителя носят шумерские имена - Энмеркар и Энсухкешданна. Не говорят ли эти факты о восточном, ирано-индийском (доарийском) происхождении шумеров?
[Противоречие снимается, если предположить, что шумеры пришли в Месопотамию не через Иран, а спустились по Инду, далее через Индийский океан достигли Бахрейна, и только затем заселили Междуречье с юга. С другой стороны, потомки Ноя, по Библии, заселили межречную долину Сеннаар с востока. Может, потоп был в Индии, а Арарат - Гималаи? Там это, действительно, чаще случается - то Ганг разольется, то Брахмапутра, а раньше и Инд зажигал, вернее, топил как из брандсбойта, о чем еще Македонскому докладывали]