6. В поисках бессмертия: Гилгамеш и Александр Македонский ? В древных Месопотамских сказаниях тема бессмертия занимает очень важное место. Сказания о нем передались и другим народам. В поеме-клинописи ?Гилгамеш и страна бессмертия? Гилгамеш решает отправитса в страну бессмертия. Чтоб достичь его, Бог Уту (Бог Солнце) дает ему 7 проводников, которые должны показать его путь в Аратту. В хетском вариане эпоса далее Гилгамеш направляетса ВВЕРХ ПО ТЕЧЕНЮ ЕФРАТА. В Вавилонском же варинте он по пути преадалевает горную цепь Массу (на юге Армянского Нагория). Интересно, что связанное с Гилгамешом тема поиска бессмертия сохранилась в Передной Азии очень долго, переходя на Александра Македонского. Так, по греческому эпосу (Lipinski E. Els abode: Muthological Traditions Related to Mount Hermonand to teh Mountians of Armenia ? ?OLP? 1971 N 2), который был изложан примерно в 240-ом году д.н.э., Александр, чтобы достичь бессмертия, держит путь ?...в Армянское Нагорие, к истокам Ефрата и Тигра?. В сирийском же эпосе об Александре (Lipinski E. Els abode: Muthological Traditions Related to Mount Hermonand to teh Mountians of Armenia ? ?OLP? 1971 N 2, Lehmann-Haupt, Тураве Б.А. Классический Восток, т.1, Л. 1924) он опять таки преодалевает горную цепь Массу. Из всего этого напрашываетса вывод, что в Древнем Востоке понятия ?Путь в Аратту? и ?путь в Армению? были синонимами. Кстати, упоминенное в древно-греческих источниках ?страна Айа?, где хранитса Золотое Руно, рядом специалистов обоснованно отаждевляетса с Арменией (Джаукян, Петросян, Мартиросян и тд...)
Все это нас приводит к оканчательному выводу ? Аратта находилса именнп на Армянской Нагории.
Несколько слов про то, на основании чего я отаждеслвляю племена ?кути? с армянами, а ?страна Кути? с Арменией (Араттой) (?страна Кути? есть одна из частей Армении (Аратты)).
Итак
1. Болшая группа ученных (Штрек 1904, Меспро 1911, Дьяконов 1956, Мовсисян 1997, 2005 и тд) локализирует ?страну Кути? на юге Армянской Нагории, в армянской провинции Корчайк, который в античной литературе известен также под названием Кордуена.
2. Неменшая группа ученных (Винклер 1903, Халатянц 1910, Лео 1966, Харибян 1946 и тд) локализирует ?страну Кути? на юге, юго-востоке или на востоке озера Ван ? эта локализация в принцыпе почти повтаряет предыдущую группу.
3. Другая группа ученных (Меликашвили 1954, Боттеро 1967 и тд) локализирует ?страну Кути? на крайном юге Армянцкой Нагории ? в горах Загроса, который составляет часть провинции Корчайк, который в античной литературе известен также под названием Кордуена.
4. Еше одна группа ученных (Алиев 1960 и тд ) локализирует ?страну Кути? в басейне озера Урмия и в провинции Корчайк/Кордуена.
5. И лишь последняя группа ученных локализирует ?страну Кути? вне Армянского нагория, и то, недалеко от него, а именно в горах восточнее Ассура.
Как видим, подавляюшая часть ученных согласна, что ?страна Кути? находилась на Армянской Нагории. Так как из 5 групп ученных одна группа все-таки ?страну Кути? локализирует вне Армянского Нагория, кратко приведем те доказательства, которые дают основания все таки доверять сообшениям первых четерех групп ученных, а еше точнее, группе 1 и в частности 2.
1. После памятного сталкавения с войсками воставшихся шумерских городов в главе с Утухегалом в 2109-ом году д.н.э. кути отступили, обратите внимание, В СЕВРЕНОМ НАПРАВЛЕНИИ (Sauren H. 1967), в продолжении которого прямо по курсу Корчайке/Кордуена. То есть они отступали по направлении к родным краям. Это уже серезный фактор против ?групы 5?... Но это все таки показывает всего лишь направление, так что продолжим.
2. По собшениям короля Адаба Лугаланимунду, который перечеслчет страны от востока на запад, страна Кути находитса после Элама и Мархаши и за Субир, а последный уже на територии западнее озера Ван (Ungnad 1936). Опять же останавливаемса на Корчайке/Кордуена, который находитса между Мархашом и Субир. Еше один фактор против ?групы 5?.
3. По сообшениям Нарам-Суена, коалиция союзных войск в время ?Большого мятежа? пришла в район озеров Ван и Урмия, после чего вошла в ?страну Кути? (Gurney 1955). Как видим и на этот раз, если продожить в направления движения, попадем в Корчайке/Кордуена. Еше один фактор против ?групы 5?.
4. В том же районе локализирует ?страну Кути? и клинопись hамураппи (Ungnad 1936).
5. Но самое точное про ?страну Кути? говарят Ассирийские кораля в своих клинописях.
? Ададнерари I (1307-1275) представляетса в частности уничтожителем касситов, кути и луллубеев. ?страна Касси? находилса в районе Масионских гор (прямо после Месопотамских равнин), далше по логике ?страна Кути?, а далше ?страна Луллуби?.
? Ададнерари I говарит, что его отец Аркиденили завоевал ?страну Кути? которое также называет Катмухи. Упоминеный Катмухи есть не что инное, как самая Западняя часть Корчайке/Кордуена.
? Салманасар I (1275-1245) говарит, что против него востали кути, страна которых простираетса от вишеупамянутого Катмухи до раойна озеры Ван.
? Тукулти-Нинурта I (1275-1245) себя величаеть в частности уничтожителем кутийцев в время своих северных походах. Сразу же он как соседей ?страны Кути? упоминает ?страну Меhри?, которая находитса в окресностях Ардни-Мусасира в Загриоских горах. Итак, и в этом сообшении имеетса ввиду територия Корчайк/Кордуена.
? В одной из своих клинописей Салманасар IV (781-772), имея ввиду територию Араратского царства, прямо называет ее ?страной Кути? (Дьяконов ?Ассирио-вавилонские источники по истории Урарту? 1951).
? Также в одной из своих клинописей и Саргон II (1275-1245), имея ввиду територию Араратского царства, прямо называе ее ?страной Кути? (Дьяконов ?Ассирио-вавилонские источники по истории Урарту? 1951)
6. В ползу Корчайк/Кордуена говарит и тот факт, что в арамейских клинописях Корчайк/Кордуенские горы прямо называютса ?Кутийскими?, от которых в частности произашло их позднее арабское название которое встречаетса в Коране - горы Kuti-Gudi (ДЖуди).
Как видно из всего выжеизложенного комплекс всего имеюшего у нас данних позваляет нам локализировать Аратту на Армянском нагорие. Теперь же обратимса к одной теориии и кратко рассмотрим его.
Суть его в следуюшем ? В поэмах упоминуетса камень ?лазурит?, на основе чего можно прити к выводу, что в Аратте ?лазурита много?. И на основе этого Аратта локализируетса вне Армянского Нагория. Но это не противоречит всего вышеизложенному, потаму что лазурит есть и в Армянском Нагории: Приведем некоторые примери:
1. СаргонАккадский от царья Пурушханды требует лазурит. Пурушханда находитса у самой западной границы Армянского Нагория.
2. Саргон 2-ой после захвата Муссасири в 714-ом году д.н.э. говарит, что ему досталась в том числе и много лазурита.
3. В одном из донесении его шпионов Араратское царство описиваетса как страна с изобылием лазурита.
4. Об этом твердять также Марк Поллини, Плини Старшый, Ал-Баруни, Абу-Мансур, Ибн-Сина, Мхитар Гераци, Амирдовлат Амасиеци и тд.
Следовательно упамянутая теория ?о лазурите? в свою очередь в очередной раз потверждает потверждает все сказанное.
П.С.
Кстати бытует ошыбочное мнение, что Аратту с Арменией впервые отаждествли ?Субективные армянские ученные?. Но это НЕПРАВИЛЬНО. Внимание:
Один из первых Арартту на Армянской Нагории локализовал Крамер С. Н. в своей ?Sumerian Muthology? (Нью-Йорк 1961). Из иностранцев можно назвать также Д. Рола с своей ?Генезис цивилизации: Откуда мы произашли? (перевод) Москва 2003. Об этом (в плане ?Северо-месоптамские горы?=Армянское Нагорие) говарит также Шилов Ю.А.. В сових работах косвенно к этой проблеме обратились также Гамкрелидзе и Иванов (доказывая родину ариев на Армянской Нагории) и др...
В конце же ради обективности (ведь плохо и переоценка и недооценка и неправилньо тут умалчать об армянских специалистаь) приведем список армянских ученных, которым все таки по понятным причинам принадлежит первенство в иследовании этого вопроса. Вот их неполный список:
1. А. Мовсисян
2. М. Гавукчян
3. В. Матевосян
4. А. Алпоячян
5. Г. Жамкочян
6. Л. Барсегян
7. Р. Ишханян
8. Д. Петросян
9. Ваш покорный слуга
10. и др...
Итак, факторы
1. направление реки,
2. направленности (из Шумера в Аратту),
3. поиски бессмертия,
4. Библейское сказание о потопе,
5. ОЧЕВИДНОЕ аналогия АРатты с АРаратским царством и с Армение,
6. фактор Кутиев,
7. допалнительное доказательства в плане лазурита,
8. Оправержение мнения, что Аратту с Армение впервые отаждествляли именно ?субективные армяне? ?
нас приводит к оканчательному выводу ? Аратта находилса именно на Армянской Нагории.
Не один регион по савакупности прямых и косвенных доказательств не может более претендовать на это и при добрасвоестном и непредвзятом подходе мы приходим именно к такому выводу.
Все это нас приводит к оканчательному выводу ? Аратта находилса именнп на Армянской Нагории.
Несколько слов про то, на основании чего я отаждеслвляю племена ?кути? с армянами, а ?страна Кути? с Арменией (Араттой) (?страна Кути? есть одна из частей Армении (Аратты)).
Итак
1. Болшая группа ученных (Штрек 1904, Меспро 1911, Дьяконов 1956, Мовсисян 1997, 2005 и тд) локализирует ?страну Кути? на юге Армянской Нагории, в армянской провинции Корчайк, который в античной литературе известен также под названием Кордуена.
2. Неменшая группа ученных (Винклер 1903, Халатянц 1910, Лео 1966, Харибян 1946 и тд) локализирует ?страну Кути? на юге, юго-востоке или на востоке озера Ван ? эта локализация в принцыпе почти повтаряет предыдущую группу.
3. Другая группа ученных (Меликашвили 1954, Боттеро 1967 и тд) локализирует ?страну Кути? на крайном юге Армянцкой Нагории ? в горах Загроса, который составляет часть провинции Корчайк, который в античной литературе известен также под названием Кордуена.
4. Еше одна группа ученных (Алиев 1960 и тд ) локализирует ?страну Кути? в басейне озера Урмия и в провинции Корчайк/Кордуена.
5. И лишь последняя группа ученных локализирует ?страну Кути? вне Армянского нагория, и то, недалеко от него, а именно в горах восточнее Ассура.
Как видим, подавляюшая часть ученных согласна, что ?страна Кути? находилась на Армянской Нагории. Так как из 5 групп ученных одна группа все-таки ?страну Кути? локализирует вне Армянского Нагория, кратко приведем те доказательства, которые дают основания все таки доверять сообшениям первых четерех групп ученных, а еше точнее, группе 1 и в частности 2.
1. После памятного сталкавения с войсками воставшихся шумерских городов в главе с Утухегалом в 2109-ом году д.н.э. кути отступили, обратите внимание, В СЕВРЕНОМ НАПРАВЛЕНИИ (Sauren H. 1967), в продолжении которого прямо по курсу Корчайке/Кордуена. То есть они отступали по направлении к родным краям. Это уже серезный фактор против ?групы 5?... Но это все таки показывает всего лишь направление, так что продолжим.
2. По собшениям короля Адаба Лугаланимунду, который перечеслчет страны от востока на запад, страна Кути находитса после Элама и Мархаши и за Субир, а последный уже на територии западнее озера Ван (Ungnad 1936). Опять же останавливаемса на Корчайке/Кордуена, который находитса между Мархашом и Субир. Еше один фактор против ?групы 5?.
3. По сообшениям Нарам-Суена, коалиция союзных войск в время ?Большого мятежа? пришла в район озеров Ван и Урмия, после чего вошла в ?страну Кути? (Gurney 1955). Как видим и на этот раз, если продожить в направления движения, попадем в Корчайке/Кордуена. Еше один фактор против ?групы 5?.
4. В том же районе локализирует ?страну Кути? и клинопись hамураппи (Ungnad 1936).
5. Но самое точное про ?страну Кути? говарят Ассирийские кораля в своих клинописях.
? Ададнерари I (1307-1275) представляетса в частности уничтожителем касситов, кути и луллубеев. ?страна Касси? находилса в районе Масионских гор (прямо после Месопотамских равнин), далше по логике ?страна Кути?, а далше ?страна Луллуби?.
? Ададнерари I говарит, что его отец Аркиденили завоевал ?страну Кути? которое также называет Катмухи. Упоминеный Катмухи есть не что инное, как самая Западняя часть Корчайке/Кордуена.
? Салманасар I (1275-1245) говарит, что против него востали кути, страна которых простираетса от вишеупамянутого Катмухи до раойна озеры Ван.
? Тукулти-Нинурта I (1275-1245) себя величаеть в частности уничтожителем кутийцев в время своих северных походах. Сразу же он как соседей ?страны Кути? упоминает ?страну Меhри?, которая находитса в окресностях Ардни-Мусасира в Загриоских горах. Итак, и в этом сообшении имеетса ввиду територия Корчайк/Кордуена.
? В одной из своих клинописей Салманасар IV (781-772), имея ввиду територию Араратского царства, прямо называет ее ?страной Кути? (Дьяконов ?Ассирио-вавилонские источники по истории Урарту? 1951).
? Также в одной из своих клинописей и Саргон II (1275-1245), имея ввиду територию Араратского царства, прямо называе ее ?страной Кути? (Дьяконов ?Ассирио-вавилонские источники по истории Урарту? 1951)
6. В ползу Корчайк/Кордуена говарит и тот факт, что в арамейских клинописях Корчайк/Кордуенские горы прямо называютса ?Кутийскими?, от которых в частности произашло их позднее арабское название которое встречаетса в Коране - горы Kuti-Gudi (ДЖуди).
Как видно из всего выжеизложенного комплекс всего имеюшего у нас данних позваляет нам локализировать Аратту на Армянском нагорие. Теперь же обратимса к одной теориии и кратко рассмотрим его.
Суть его в следуюшем ? В поэмах упоминуетса камень ?лазурит?, на основе чего можно прити к выводу, что в Аратте ?лазурита много?. И на основе этого Аратта локализируетса вне Армянского Нагория. Но это не противоречит всего вышеизложенному, потаму что лазурит есть и в Армянском Нагории: Приведем некоторые примери:
1. СаргонАккадский от царья Пурушханды требует лазурит. Пурушханда находитса у самой западной границы Армянского Нагория.
2. Саргон 2-ой после захвата Муссасири в 714-ом году д.н.э. говарит, что ему досталась в том числе и много лазурита.
3. В одном из донесении его шпионов Араратское царство описиваетса как страна с изобылием лазурита.
4. Об этом твердять также Марк Поллини, Плини Старшый, Ал-Баруни, Абу-Мансур, Ибн-Сина, Мхитар Гераци, Амирдовлат Амасиеци и тд.
Следовательно упамянутая теория ?о лазурите? в свою очередь в очередной раз потверждает потверждает все сказанное.
П.С.
Кстати бытует ошыбочное мнение, что Аратту с Арменией впервые отаждествли ?Субективные армянские ученные?. Но это НЕПРАВИЛЬНО. Внимание:
Один из первых Арартту на Армянской Нагории локализовал Крамер С. Н. в своей ?Sumerian Muthology? (Нью-Йорк 1961). Из иностранцев можно назвать также Д. Рола с своей ?Генезис цивилизации: Откуда мы произашли? (перевод) Москва 2003. Об этом (в плане ?Северо-месоптамские горы?=Армянское Нагорие) говарит также Шилов Ю.А.. В сових работах косвенно к этой проблеме обратились также Гамкрелидзе и Иванов (доказывая родину ариев на Армянской Нагории) и др...
В конце же ради обективности (ведь плохо и переоценка и недооценка и неправилньо тут умалчать об армянских специалистаь) приведем список армянских ученных, которым все таки по понятным причинам принадлежит первенство в иследовании этого вопроса. Вот их неполный список:
1. А. Мовсисян
2. М. Гавукчян
3. В. Матевосян
4. А. Алпоячян
5. Г. Жамкочян
6. Л. Барсегян
7. Р. Ишханян
8. Д. Петросян
9. Ваш покорный слуга
10. и др...
Итак, факторы
1. направление реки,
2. направленности (из Шумера в Аратту),
3. поиски бессмертия,
4. Библейское сказание о потопе,
5. ОЧЕВИДНОЕ аналогия АРатты с АРаратским царством и с Армение,
6. фактор Кутиев,
7. допалнительное доказательства в плане лазурита,
8. Оправержение мнения, что Аратту с Армение впервые отаждествляли именно ?субективные армяне? ?
нас приводит к оканчательному выводу ? Аратта находилса именно на Армянской Нагории.
Не один регион по савакупности прямых и косвенных доказательств не может более претендовать на это и при добрасвоестном и непредвзятом подходе мы приходим именно к такому выводу.