Сообщество Империал: Тмутараканское княжество - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Реклама отключена для зарегистрированных посетителей

[ Регистрация ] · [ Авторизация ]

Тмутараканское княжество
юго-восточный анклав средневековых русичей

  • 6 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

Гридь

    5 182

    52

    3

    1 442

    1 874
  • Статус:ёж

Дата: 13 Октябрь 2012, 17:12

Аспарух

Аспарух

Есть версия что князь Всеслав Брячиславич Вещий или Всеслав Чародей, два года находился в Тмутаракани, и возможно даже княжил там.
И в доказательство этого приводятся фраза из "Слова о полку Игореве"...

Есть версия - и лично мне она кажется более правдоподобной, нежели версия В.А. Захарова, - что указанная цитата из СПИ:

Цитата

... Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше...

говорит об ином.
"Дорискаше до куръ Тмутороканя". Под словом "кур" понимается византийский император Алексий I Комнин. Например:

Цитата

... В се же лЂто иде Леонъ царевичь, зять Володимерь, на куръ Олексия царя, и вдася городовъ ему Дунайскыхъ нЂколко...

(Ипатьевская летопись, стаья под 1116 г.).
и

Цитата

... Того же лЂта умре куръ Олексий, и взя царство сынъ его Иванъ.

(Ипатьевская летопись, стаья под 1117 г.).
Прозвание "кур" связывают с этим отрывком из "Алексиады":

Цитата

... Это было поистине удивительное зрелище: как кованная из бронзы или каленого железа статуя, еженощно стоял император с вечера до полуночи, а нередко и до третьих петухов или даже до ярких солнечных лучей...

Т.е. речь идёт о его привычке работать всю ночь, до рассвета.
В 1083 г., благодаря помощи Куръ Олексия (византийского императора с 1081 г.) Олегу Святославичу, Тмуторокань стала византийской провинцией.
Поэтому добежать, рыская как волк, до "кура тмутороканьего" = до "кура византийского" Алексия I Комнина, с которым Всеслав Полоцкий поддерживал союзнические отношения.

"Хръсови путь". Алексий I Комнин ввел церковное обязательное венчание любого брака (новелла 1095 г. - 43-я гл. Кормчей), будь то первый брак, либо вторичный брак между вдовцами, что противоречило древним традициям, запрещающим второй брак:

Цитата

... Тъ же Феоста законъ устави женамъ за единъ мужь посагати и ходити говеющи, а иже прелюбы дЂющи казнити повелЂваше, сего ради прозваше и богъ Сварогъ, преже бо сего жены блудяху, к нему же хотяше, и бяху акы скотъ блудяще; аще родяшеть дЂтищь, который Ђй любъ бываше дашеть; се твое дЂтя, онъ же створяше празнество приимаше. Феость же сий законъ расыпа, и въстави единому мужю едину жену имЂти, и женЂ за одинъ мужь посагати, аще ли кто переступить, да ввергуть и в пещь огнену. Сего ради и прозваша и Сварогомъ и блажиша и Егуптяне. И по семъ царствова сынъ его, именемъ Солнце, егоже наричють Дажьбогъ...

(Ипатьевская летопись, статья под 1114 г.).

P.S. Мысли не мои. Всё взял по ссылке. Впрочем, мысли, ИМХО, интересные.

    me262schwalbe

      1 536

      7

      2

      265

      989
    • Статус:Примипил

    Дата: 13 Октябрь 2012, 20:09

    Гридь

    Прозвание "кур" связывают с этим отрывком из "Алексиады

    Куда логичнее связать с греческим словом "господин" (????? - "кир"). Соответственно - Алексий Комнин - Кир Алексий.
    А "куром" Тьмутаракани мог быть и ромейский правитель города, к которому тоже было применимо слово "господин"(не связанное с конкретным титулом, должностью, а просто указывающее на высокое общественное положение).

      Гридь

        5 182

        52

        3

        1 442

        1 874
      • Статус:ёж

      Дата: 13 Октябрь 2012, 20:18

      me262schwalbe

      me262schwalbe

      Куда логичнее связать с греческим словом "господин" (????? - "кир"). Соответственно - Алексий Комнин - Кир Алексий...

      Как скажете, камрад: я греческого не знаю и высказал, как мне показалось, логичную версию, более правдоподобную, чем хождение Всеслава в Тмутаракань.

        Гридь

          5 182

          52

          3

          1 442

          1 874
        • Статус:ёж

        Дата: 19 Октябрь 2012, 22:16

          Аспарух

            4 130

            186

            0

            1 660

            4 290
          • Статус:Всадник

          Дата: 13 Ноябрь 2012, 23:35

          Вернёмся к вопросу сохранения власти Рюриковичей в Тмутаракани в 12 - начале 13 вв.

          Возможно Рюриковичи продолжали править княжеством и после включения его в состав Византийской империи, но уже как вассалы последней. А между Черниговом и Византией даже мог быть установлен кондоминиум. Или даже весь период с конца 11 в. по середину 12. шла борьба с переменным успехом. Потом Мануил I Комнен установил здесь власть Византии. А в конце 12 в., во время смут в Византии, Тмутаракань снова стала независимой,или опять попала под контроль Черниговских князей. Свидетельство Аль-Идриси "Нузхат ал-муштак" по крайней мере говорит об определённой самостоятельности Тмутараканских правителей до середины 12 в., кто-бы они небыли Рюриковичи или местные касоги - адыги, или же аланы.

          Кстати большинство населения здесь могло быть касожского и родственного им происхождения, а правящей династией оставалась одна из ветвей Рюриковичей, конкретно Черниговских Ольговичей.

          В продолжение списка древнерусских князей приведенного в первом сообщении темы:

          Цитата

          988/1010 — 1036 — Мстислав Владимирович Храбрый (ум. 1036), также князь Черниговский с 1024 года
          10?? — 1064 — Святослав Ярославич (1027 — 1076), князь Черниговский с 1054
          1064 — 1064 — Глеб Святославич (ум. 1078), князь Новгородский с 1068
          1064 — 1066 — Ростислав Владимирович (ум. 1066), князь Владимиро-Волынский 1057 — 1064
          1066 — 1068 — Глеб Святославич (вторично)
          1069 — 1079 — Роман Святославич Красный (ум. 1079)
          1081 — 1083 — Давыд Игоревич (ок.1058 — 1112), князь Владимиро-Волынский 1087 — 1099, князь Дорогобужский 1085, 1099—1112
          1081 — 1083 — Володарь Ростиславич (ум. 1124), князь Звенигородский 1085 — 1092, князь Перемышльский с 1092
          1083 — 1094 — Олег Святославич (ум. 1115), князь Владимиро-Волынский 1073 — 1076, Черниговский 1078, 1093 - 1097, князь Новгород-Северский с 1097 года


          добавлю Всеволода Ольговича (Это предполагал ещё Татищев), тем более что он был сыном византийской патрицианки Феофании Музалон, и возможно мог договорится с Византией.
          А уже особая ветвь могла пойти от его малоизвестного брата Глеба Ольговича (+1138), который был также и князем Курским.

          Цитата

          6645 (1137). Святослав же Ольгович совокупив землю Новгородскую, и брата своего Глеба с Куряны и с Половцы, и поидоша на Псков прогонити Всеволода (Мстиславича Мономахова внука)

          Московский летописный свод конца 15 в. ПСРЛ том 25 - ст.33

          Уходя из Тмуторакани Всеволод мог оставить там княжить Глеба, тот в свою очередь мог оставить там своего сына Ростислава

          Цитата

          У РІК 6652 [1144]У той же рік розсварилися Всеволод з Володимирком [Володаревичем] із-за сина,— бо сів син його, [Всеволода, Святослав], у Володимирі,— і почали один на одного складати вину, і Володимирко кинув йому хресну грамоту. Всеволод тоді з братами пішов на нього.Того ж року ходили Ольговичі на Володимирка: Всеволод із двома братами, з Ігорем і Святославом, Давидович Володимир і Вячеслав Володимирович, Мстиславичі два — Ізяслав [і] Ростислав, і Святослав Всеволодович, і Всеволодковичі два — Борис і Гліб, і Глібович Ростислав, і Володислав, лядський князь. Пішли вони на велемовного Володимирка, заставляючи його добровільно 3 приїхати до Всеволода поклонитися йому. Та він цього не хотів,— навіть і слухати, не те що бачити,— і не схотів їхати поклонитися йому. І угрів він привів до себе в поміч, але були вони йому без ніякої користі.


          Потомство Ростислава нам не известно, нам даже не известно когда он умер. И по летописям не указанно где правил. Возможно он продолжал управлять в уже довольно урезанном Тмутараканском княжестве.

          Неизвестные нам сын, внук и правнук Ростислава Глебовича могли править Тмутараканью как вассалы Византии и позже Трапезундских императоров вплоть до монгольского нашествия. К этой ветви мог принадлежать и "малик русов" упомянутый Ибн-Биби.

          Хотя ситуация могла быть более сложной. В Тмутаракани со второй половины 12 в. образовалась торговая республика, подобная Новгородской, но с учётом местной специфики, и с преобладанием в населении касогов. Эта "Тмутараканская республика" юридически находилась под совместным управлением Чернигова и Византии, хотя фактически ситуация могла меняться, и то одна сторона брала верх, то другая, а иногда возникал консенсус и реальный кондоминиум. Также князья там скорее всего не находились постоянно, а появлялись время от времени, выполняя функции военного наместника или главного военачальника, в зависимости от того назначались они из вне или призывались местной городской общиной - т.н. "Тмутараканским вечем". Также сюда время от времени могли приходить с Руси князья-изгои.

          Этих Тмутараканских князей можно поискать и среди Ольговичей 12 - 13 вв., и даже возможно среди представителей других древнерусских княжеских домов, не придумывая потомства Ростиславу Глебовичу.

            Alexios

              1 507

              7

              0

              1 324

              2 507
            • Статус:Примипил

            Дата: 14 Ноябрь 2012, 06:41

            Аспарух

            Уходя из Тмуторакани Всеволод мог оставить там княжить Глеба, тот в свою очередь мог оставить там своего сына Ростислава

            Похоже, что сына Ростислава Глебу Ольговичу "организовал" М.Хмыров.

            Цитата

            От брака с неизвестною, имел сыновей: Изяслава, княжича курского, и Ростислава, князя минско-полоцкого.

            Цит. по М.Хмыров, "Алфавитно-справочный перечень удельных князей русских", с.94.
            В летописной статье под 1144 г. речь, скорее всего, идет о минском князе Ростиславе, сыне Глеба Всеславича.

              Аспарух

                4 130

                186

                0

                1 660

                4 290
              • Статус:Всадник

              Дата: 14 Ноябрь 2012, 23:42

              Камрады может кто встречал в электронном виде в Сети работу Лопарёва "Музалонесса -архонтесса руссов". В которой рассматривается личность жены Олега Святославича Тмутараканского и Черниговского.
              Она была напечатана в одном из первых "Византийских временников", ещё в конце 19 века.

              Там кстати также рассказывается о свинцовой печати (моливдовуле) Феофании Музалон, с надписью.

              Цитата

              На одной стороне моливдовула читается семистрочная греческая надпись: (Господи, помоги рабе твоей Феофании, архонтиссе Росии, Музалониссе), на другой сто-роне имеется изображение в рост двух святых, поддерживающих икону “Гос-пода Эммануила”, со стершимися подписями.

              Цитата

              печать изданная В.Л. Яниным был из сфрагистичекого собрания Берлинского музея.
              Моливдовулы имеют лишь приблизительную дату по общей иконографии. Г. Шломберже датировал их XI–XII вв. По В.Л. Янину, их датировка самая общая – последняя треть XI – начало XII вв.

              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -И кстати что известно также о печати "боспорского стратига Аркадия"?

                me262schwalbe

                  1 536

                  7

                  2

                  265

                  989
                • Статус:Примипил

                Дата: 15 Ноябрь 2012, 08:12

                Аспарух

                И кстати что известно также о печати "боспорского стратига Аркадия"?

                Так технический термин "стратиг" (то есть - генерал-губернатор) в Комниновское время исчезает (в нарративных источниках он остается, но в своем оригинальном значении - "полководец"), и его заменяет "дука" (=dux).
                К тому же, в "Эскориальском Тактиконе" (он же "Тактикон Икономидиса", написан в 971-975гг. при Иоанне Цимисхие) титул стратига Босфора упомянут (между стратигом Месопотамии Запада и митрополитом):

                см. N. Oikonomides. Les listes de preseance byzantines des IX et X siecles. 1972. p. 269.
                В общем, можно предположить, что печать - не относится к Тьмутаракани (ибо при Цимисхие она в фему Босфор не входила). Равно как и то, что она - не комниновской эпохи.

                  Laszlo

                    5 588

                    90

                    0

                    1 311

                    5 075
                  • Статус:Легат

                  Дата: 21 Июль 2013, 13:09

                  Чхаидзе В. Н. Тмутаракань (80-е гг. X в. – 90-е гг. XІ в.): очерки историографии / Международная академия наук. Армавирский государственный педагогический университет; Центр археологических исследований АГПУ. – Армавир, 2006. – C. 139–174. – (Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. – Вып. 6)
                  http://histans.com/L...arakan_2006.pdf
                  Спойлер (скрытая информация)

                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Вадим Майко - Тмутаракань и Восточный Крым. Основные этапы этнокультурных связей
                  http://histans.com/J...ca_2010_9/5.pdf
                  Спойлер (скрытая информация)

                    ИВК

                      283

                      14

                      0

                      40

                      117
                    • Статус:Легионер

                    Дата: 06 Октябрь 2013, 12:31

                    Аспарух

                    Однако информация о том что после захвата власти в Киеве в 1113 г. Мономахом, недовольный этим Олег устроил усобицу, потерпел поражение и на какое-то время отбыл в Тмутаракань думаю заслуживает внимания.

                    А, собственно, почему можно принимать эту версию всерьёз? Прав на Киев у Олега не было (факт княжения его отца в Киеве в 1073-1076 годах - не основание, потому что тот захватил Киев незаконно), то есть получается, что он пытался добиться Киева "не по отчине". Отношение к Олегу в летописях довольно негативное. Так с чего бы летописцам умалчивать о такой его авантюре, если бы она действительно имела место? Думаю, её попросту не было.

                    Аспарух

                    Думаю что отсутствие упоминаний о Тмутаракани в летописях не могут являться серьёзными аргументами в пользу прекращения здесь русской власти. О некоторых землях и княжествах "Большой Руси", летописи тоже не упоминают довольно долгие промежутки времени. Так мы очень плохо знаем историю Понеманья (Городенское княжество), Полесья (Турово-Пинское княжество), загадка Болоховской земли тоже так до конца не решена, очень скудны сведения об истории Полоцкого княжества. Есть также ещё много других "белых" или "тёмных" пятен в истории Древней Руси.

                    Летописи могли бы игнорировать русских князей в Тмутаракани лишь в том случае, если там утвердилась какая-то боковая ветвь Рюриковичей, причём фактически порвавшая с остальными русскими князьями. Конечно, нельзя исключать того, что так оно и было... но можно ли тогда вообще считать такую власть русской? То есть к Руси как целому она какое отношение имела в таком случае, какая польза могла быть Руси от Тмутаракани?

                    А вообще ключевой вопрос - об источнике силы тмутараканских князей. Сила большая, но откуда бралась - не очень ясно. Во всяком случае, она не в самой Тмутаракани, а в том, что разноплеменное население окружающих территорий почему-то зачастую было готово объединяться вокруг приезжавших туда русских князей. Место князя в иерархии Рюриковичей тут мало что значило: даже князья-изгои могли собрать здесь большое войско. Тут сильные, и в то же время не очень ясные связи с наследием Хазарского каганата, с Черниговом, с Галицким княжеством, с бродниками/берладниками. Вот чем объяснить бегство, так сказать, новгородской оппозиции в 1064 году не куда-нибудь, а именно в Тмутаракань? Почему не где-то ещё, а именно здесь Ростислав и его сторонники искали - и действительно нашли - поддержку? А если проследить дальнейшую судьбу руководителей этого мятежа и их потомков, то становится ещё интереснее. Потомки Ростислава создали Галицкое княжество - образование крайне своеобразное. Сыновья Вышаты сначала закрепились в Чернигове, а потом достигли господствующего положения в Киеве. Порей также потом служил киевским князьям. То есть неудачный с виду мятеж Ростислава Тмутараканского оказался для его участников и их потомков трамплином для начала весьма успешной деятельности уже на основной территории Руси.
                    И тут тоже всё упирается в вопрос о том, почему те же хазары, касоги, да отчасти и половцы проявляли такую готовность объединяться вокруг чуть ли не любого, кто принадлежал к русскому княжескому роду и считал нужным обратиться к ним за помощью... и как это соотносится с устойчивыми связями всего этого (прилегающего к Тмутаракани) региона с Черниговом. Тут, похоже, налицо попытки создать альтернативу тому, что в действительности было сделано в 12 веке (а начато раньше): княжеский род более-менее приведён в порядок благодаря победе идей отчины и старшинства и жёстко привязан к восточнославянской территории, к интересам восточных славян. Тем более что альтернатива эта опиралась на старые традиции.
                      • 6 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • 5
                      • 6
                      Ответить в темуВведите Ваш логин  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]
                      Создать новую тему
                      или Войти на форум через соцсеть
                        Стиль:
                          05 Дек 2016, 11:31
                      © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики