Alexios
Alexios
При этом почему-то игнорируется список смоленских князей из т.н. "Синодального списка" родословных книг
Я этот список условно назвал "смоленским синодиком" и как раз об этом писал выше:
Ratsha
Впрочем, все эти атрибуции пока никак не стыкуются с данными "смоленского" синодика...
Alexios
В данном случае В.Кучкин "подогнал" наличие списков под перечень смоленских князей, составленный еще Голубовским
Alexios
А этот список указывает, что в "темный период" 1239-1270 гг. в Смоленске могли княжить некие Святослав-Стефан "второй" и Аввакум Мстиславич. То есть перечень Голубовского отнюдь не полон.
Так ведь другого списка попросту нет, зато есть «дыра» лет в 30 в истории Смоленской земли. И эту дыру "закрыть" пока никак не удается. По-моему наличие «лишних» князей не особо влияет на построения Кучкина. К «эпохе черной дыры» могут относиться оба списка Е «Смоленской правды», которые Кучкин приписал Всеволоду и Ростиславу Мстиславичам. С тем же успехом эти грамоты можно приписать какому-либо из Святославов и Аввакуму Мстиславичу. А грамота «неизвестного князя» может быть приписана и Всеволоду Мстиславичу, поскольку пока нам точно известно лишь то, что "неизвестным князем" был кто-то из сыновей Мстислава Старого.
В исследовании Кучкина меня больше всего волнует атрибуция списка D «Смоленской правды». Именно к этому списку подвешена печать 220. Издатели смоленских грамот отмечают:
Цитата
Текст Договора написан одним почерком – уставом, который можно датировать второй половиной XIII в. Буквы здесь еще широкие, но преобладают новообразования XIII в… По сравнению с Договором неизвестного смоленского князя, списками А и Е почерк списка D представляет собой новый шаг в развитии устава XIII в.
Другим словом, список D явно более поздний, чем договор неизвестного князя, к которому подвешена печать 219. Скорее всего, их разделяет даже не одно десятилетие.
А здесь вот про печать, привешенную к этому списку:
Цитата
К нижнему полю были привешены две печати на красных шелковых шнурах. В настоящее время сохранилась одна серебряная, видимо княжеская печать, довольно грубой работы.
Об этом я и писал выше. Печать 220 явно другая - она явно более грубая, чем печати 218 и 220; надпись "в строчку", а не колонкой. И любой желающий может в этом убедиться, взглянув на прорисовку этих печатей в труде Янина ( стр. 267-268).
И поэтому утверждение Кучкина о том, что список D «Смоленской торговой правды» был написан в канцелярии князя Глеба Ростиславича, мне кажется вполне обоснованным.
Alexios
Совершенно верно, "кривоватая" логика. Странно, что Янин принимает имя Бориса для Ростислава Мстиславича, ссылаясь на тот же самый "Синодальный список" родословий из X тома Временника ОИДР, и совершенно игнорирует другие записи этого документа. А ведь там черным по белому написано, что Всеволод Мстиславич "во крещении" был Андрей! То есть, "тут читаем, а тут не читаем"!
Беда, по-моему, в том, что по печатям князь Андрей Борисович пока неизвестен. Зато известны "сфрагистические" пары Борис-Петр/Павел, Борис-Симеон... И что с этим делать пока неясно, но будем надеяться на новые находки.
Alexios
В соседней теме я давал ссылку на монографию Литвиной и Успенского по антропонимике княжеских имен Рюриковичей. На основании множества примеров из источников, авторы в числе прочих делают вывод о том, что расхожее мнение о наличии у Борисов крестильного имени Роман, а у Глебов - имени Давид является неверным. И Борис, и Глеб, также, как Роман и Давид были именно крестильными именами по меньшей мере с нач. 12 в. Поэтому можно предположить интересную коллизию. Если Святослав Мстиславич был крещен как Глеб, то его младший брат Ростислав вполне мог носить имя Давид, и по традиции на их печатях должны были изображаться одни и те же патрональные святые. Но в то же время печати должны и различаться, что нам и демонстрирует пример с печатями №№ 218, 219, и 220.
Традиции традициями, здесь все верно, но дело в том, что печати 218 и 219 явно принадлежали одному человеку и при этом многое говорит о том, что печать 220 вряд ли принадлежала брату обладателя печати 218/219.
Еще один моментик вдогонку. А точно ли мы знаем, что у Мстислава Старого было три сына? Может быть был еще и четвертый - Изяслав "Киевский"?