Общеизвестно, что русские летописи являются основными и наиболее полными источниками , повествующими о монголо-татарском нашествии на Русь, именуемом в оных как "Батыев погром". Все современные исследователи для своих версий и интерпретаций событий используют ,в первую очередь, именно русские летописи, однако часто это делают без должного внимания к деталям и без серьезного критического анализа первоисточников. Между тем, летописи часто изобилуют ошибками, описками, имеют разночтения , а иногда и прямо противоречат друг другу при изложении фактов. Естественно, что исследование, построенное на недостоверных или ошибочных данных , не может быть объективным.
Поэтому, предлагаю рассмотреть ряд спорных вопросов по "Батыеву погрому", имеющих различные трактовки в русских летописях, и попытаться их решить, либо наметить пути решения.
Для начала предлагаю решить "ребус" с датировками осады и взятия Киева войсками Батыя в 1240 г.
Русская летописная традиция даёт две различные датировки:
1. Лаврентьевская летопись, Суздальская, Тверская, Никоновская и практически все остальные датируют падение Киева 6-м декабря 1240 г , на праздник Святого Николая ( он же Николай Угодник, Николай Чудотворец ).
Читаем в Леврентьевской :
В Тверской:
2. И только три летописи - Псковская Первая, Псковская Третья и Летопись Авраамки, составленная в Смоленске, - дают совершенно иную датировку :
Итого, мы имеем две различные датировки взятия Киева монголо-татарами - 6 декабря и 19 ноября. .
Вопрос : какую из двух дат считать достоверной, а какую ошибочной ? Второй вопрос, который нужно попытаться решить, это откуда и по какой причине появилась вторая датировка ( ошибочная) ?
Ответ на эти вопросы может дать только тщательный анализ самих летописей и , как подспорье, труды лучших "светил" по истории русского летописания - Лихачева, Тихомирова, Лимонова ( и иже с ними ) . К слову, большинство историков считают, что достоверна дата 6 декабря, так как её называет абсолютное большинство летописей, в том числе и старейшая из сохранившихся - Лаврентьевская .
К решению этого сложного "ребуса" предлагаю подойти , так скажем , с формальной точки зрения, и на первых порах определить насколько точно предают даты упомянутые две группы летописей..
Для этого нам понадобятся:
1 Русские летописи - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
2.Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь , позволяющей переводить Юлианский календарь на современный , и вообще проверять любую дату на совпадение к календарем.
3. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь , где можно посмотреть дни поминовения святых.
4. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь и методика их рассчета на 13 век.
5. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь с таблицей соответствия кириллических цифр-букв современым "арабским" цифрам .
Высказываем свои мысли и наблюдения, но только предметно, ибо данная тема узкоспецифична. Для рассуждений в стиле "аля поболтать" есть другие, более общие ветки по монгольским завоеваниям .
Итак, поехали.... ?
Поэтому, предлагаю рассмотреть ряд спорных вопросов по "Батыеву погрому", имеющих различные трактовки в русских летописях, и попытаться их решить, либо наметить пути решения.
Для начала предлагаю решить "ребус" с датировками осады и взятия Киева войсками Батыя в 1240 г.
Русская летописная традиция даёт две различные датировки:
1. Лаврентьевская летопись, Суздальская, Тверская, Никоновская и практически все остальные датируют падение Киева 6-м декабря 1240 г , на праздник Святого Николая ( он же Николай Угодник, Николай Чудотворец ).
Читаем в Леврентьевской :
Цитата
В л?т? . ?s? . ?? . м?и . [1240] ........ Тогож? . л?т? . Вз?ша Къ??въ Татарове . и ст?ую Софью разграбиша . и манастъ?ри вс? . и иконъ? . и крс?тъ? чс?тнъ?? . и вз? оузорочь? црк?вна? вз?ша . а люди ? мала и до велика . вс? ?биша мечем? . си же злоба приключис? до Ржс?тва Гс?н? . на Николинъ дн?ь .
В Тверской:
Цитата
Взяща градъ [Киев] декабря 6 на память иже в святых отца нашего Николы , въ лето 6747
2. И только три летописи - Псковская Первая, Псковская Третья и Летопись Авраамки, составленная в Смоленске, - дают совершенно иную датировку :
Цитата
приидоша Татарове къ . Киеву , сентября 5 , и стояша 10 нед?ль и 4 дни, и едва взяша его ноября 19, в понед?лникъ
Итого, мы имеем две различные датировки взятия Киева монголо-татарами - 6 декабря и 19 ноября. .
Вопрос : какую из двух дат считать достоверной, а какую ошибочной ? Второй вопрос, который нужно попытаться решить, это откуда и по какой причине появилась вторая датировка ( ошибочная) ?
Ответ на эти вопросы может дать только тщательный анализ самих летописей и , как подспорье, труды лучших "светил" по истории русского летописания - Лихачева, Тихомирова, Лимонова ( и иже с ними ) . К слову, большинство историков считают, что достоверна дата 6 декабря, так как её называет абсолютное большинство летописей, в том числе и старейшая из сохранившихся - Лаврентьевская .
К решению этого сложного "ребуса" предлагаю подойти , так скажем , с формальной точки зрения, и на первых порах определить насколько точно предают даты упомянутые две группы летописей..
Для этого нам понадобятся:
1 Русские летописи - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
2.Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь , позволяющей переводить Юлианский календарь на современный , и вообще проверять любую дату на совпадение к календарем.
3. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь , где можно посмотреть дни поминовения святых.
4. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь и методика их рассчета на 13 век.
5. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь с таблицей соответствия кириллических цифр-букв современым "арабским" цифрам .
Высказываем свои мысли и наблюдения, но только предметно, ибо данная тема узкоспецифична. Для рассуждений в стиле "аля поболтать" есть другие, более общие ветки по монгольским завоеваниям .
Итак, поехали.... ?