Сообщество Империал: Батыев погром и русские летописи - Сообщество Империал

zenturion

Батыев погром и русские летописи

спорные вопросы и попытка их решить
Тема создана: 06 марта 2012, 12:42 · Автор: zenturion
  • 5 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • Последняя »
 zenturion
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 06 марта 2012, 12:42

Общеизвестно, что русские летописи являются основными и наиболее полными источниками , повествующими о монголо-татарском нашествии на Русь, именуемом в оных как "Батыев погром". Все современные исследователи для своих версий и интерпретаций событий используют ,в первую очередь, именно русские летописи, однако часто это делают без должного внимания к деталям и без серьезного критического анализа первоисточников. Между тем, летописи часто изобилуют ошибками, описками, имеют разночтения , а иногда и прямо противоречат друг другу при изложении фактов. Естественно, что исследование, построенное на недостоверных или ошибочных данных , не может быть объективным.
Поэтому, предлагаю рассмотреть ряд спорных вопросов по "Батыеву погрому", имеющих различные трактовки в русских летописях, и попытаться их решить, либо наметить пути решения.

Для начала предлагаю решить "ребус" с датировками осады и взятия Киева войсками Батыя в 1240 г.

Русская летописная традиция даёт две различные датировки:

1. Лаврентьевская летопись, Суздальская, Тверская, Никоновская и практически все остальные датируют падение Киева 6-м декабря 1240 г , на праздник Святого Николая ( он же Николай Угодник, Николай Чудотворец ).

Читаем в Леврентьевской :

Цитата

В л?т? . ?s? . ?? . м?и . [1240] ........ Тогож? . л?т? . Вз?ша Къ??въ Татарове . и ст?ую Софью разграбиша . и манастъ?ри вс? . и иконъ? . и крс?тъ? чс?тнъ?? . и вз? оузорочь? црк?вна? вз?ша . а люди ? мала и до велика . вс? ?биша мечем? . си же злоба приключис? до Ржс?тва Гс?н? . на Николинъ дн?ь .


В Тверской:

Цитата

Взяща градъ [Киев] декабря 6 на память иже в святых отца нашего Николы , въ лето 6747



2. И только три летописи - Псковская Первая, Псковская Третья и Летопись Авраамки, составленная в Смоленске, - дают совершенно иную датировку :

Цитата

приидоша Татарове къ . Киеву , сентября 5 , и стояша 10 нед?ль и 4 дни, и едва взяша его ноября 19, в понед?лникъ


Итого, мы имеем две различные датировки взятия Киева монголо-татарами - 6 декабря и 19 ноября. .
Вопрос : какую из двух дат считать достоверной, а какую ошибочной ? #+ Второй вопрос, который нужно попытаться решить, это откуда и по какой причине появилась вторая датировка ( ошибочная) ?
Ответ на эти вопросы может дать только тщательный анализ самих летописей и , как подспорье, труды лучших "светил" по истории русского летописания - Лихачева, Тихомирова, Лимонова ( и иже с ними ) . К слову, большинство историков считают, что достоверна дата 6 декабря, так как её называет абсолютное большинство летописей, в том числе и старейшая из сохранившихся - Лаврентьевская .

К решению этого сложного "ребуса" предлагаю подойти , так скажем , с формальной точки зрения, и на первых порах определить насколько точно предают даты упомянутые две группы летописей..
Для этого нам понадобятся:
1 Русские летописи - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
2.Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь , позволяющей переводить Юлианский календарь на современный , и вообще проверять любую дату на совпадение к календарем.
3. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь , где можно посмотреть дни поминовения святых. :08:
4. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь и методика их рассчета на 13 век. :108:
5. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь с таблицей соответствия кириллических цифр-букв современым "арабским" цифрам .

Высказываем свои мысли и наблюдения, но только предметно, ибо данная тема узкоспецифична. :066: Для рассуждений в стиле "аля поболтать" есть другие, более общие ветки по монгольским завоеваниям .

Итак, поехали.... ? :)
     Magnus_Maximus
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 06 марта 2012, 13:20

    Кстати:
    Изучение текста Карпини о разграблении Киева
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
       Alexios
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 06 марта 2012, 15:02

      zenturion

      Высказываем свои мысли и наблюдения, но только предметно, ибо данная тема узкоспецифична.

      Статья на тему: Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
         zenturion
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 06 марта 2012, 16:09

        Alexios (06 марта 2012, 15:02):


        Спасибо. Некоторые статьи А.Журавля я читал раньше. Интересный подход и наблюдения.

        Но вернемся к нашим "баранам" . :)

        Проверка по календарю датировки Псковских л. и Авраамки -

        Цитата

        "приидоша Татарове къ . Киеву , сентября 5 , и стояша 10 нед?ль и 4 дни, и едва взяша его ноября 19, в понед?лникъ"
        - показала что 19 ноября 1240 года по Юлианскому календарю действительно было в понедельник. :)
        Кроме того, аналогичная проверка других дат в Псковской Третьей , касающихся событий "батыева погрома" :

        Цитата

        А по Рязанскомъ взятьи на лето Переславль Русский взятъ бысть в средокрестныя недели ,в четвергъ месяца марта в 3 "...
        Того же лета и Черниговъ взятъ бысть, на осень, месяцы октября 18 в вторникъ"
        показала, что 3 марта 1239 года было действительно в четверг, а 18 октября 1239 г было действительно во вторник. Совпадает . :006:
        Что не удалось проверить, так это на какие числа приходилась средокрестная неделя в 1239 году . "средокрестная неделя" - это четвертая неделя Великого Поста перед Пасхой . Если кто ориентируется в Пасхалиях, то подскажиете какого числа была Пасха в 1239 году ? :038:

        По ходу дела можно проверить вторую дату - 6 декабря или "до Рождества Господня на Николин день " . Вообще говоря, 6 декабря - это действительно день поминовения Святого Николая , тут без вариантов. НО .. Лаврентьевская л , Новгородская IV, и некоторые другие лет-си , датируют падение Киева без указания на число + месяц , и без дня недели . Т.е. возможен вариант , что "Николинъ день" - это не обязательно 6 декабря, а , возможно, и любой другой день когда повторно поминается либо данный Николай Чудотворец , либо какой-то другой канонизированный Николай ..
        Вопрос : есть ли в поминальных списках другие "святые Николаи" ? #*

        Чтобы проверить достоверность Лаврентьевской летописи по части дат , предлагаю проверить и другие известные даты по "батыеву погрому". Вот, например, датировка осады и взятия Владимира в 1238 году :

        Цитата

        Тоє же зимъ? [ 1238 год ] . Придоша Татарове к Володимерю . мс?ца феврал? . въ . г? . на пам?т? стаг? Семе?на . во вторник . преж? м?с?пус? за нед?лю . Володимерци затворишас? в град? ........................

        . В суб?ту . м?с?пус?.ю . З почаша нар?жати л?съ? . и порокъ? ставиша до вечера . а на ночь ?городиша тъ?ном? ?коло всего города Володимер? . В нед?лю м?с?пус?ю . по заоутрени . приступиша к городу . мс?ца феврал? . въ . з? . на пам?т? стаг? мч?ка Фе?дора Стратилата....
        Татарове попл?ниша Володимерь . и поидоша на великого кн?з? Ге?рги?
        .


        Очень развернутая формулировка с указанием месяца, дат, дней недели и с указанием что осада началась "во вторник, прежде мясопуста за неделю".
        Для справки:
        "Мясопуст — день, в который, по православному церковному уставу, мясная пища запрещена; заговенье; воскресенье за 56 дней до пасхи, мясное заговенье, канун масленицы."
        Снова требуется информация когда была Пасха, но уже в 1238 году. Текст взят из оригинальной кириллической записи, и потому для установления дат придется перевести буквы-цифры в современные числа . Кто возьмётся ? #*
           Аорс
          • Imperial
          Imperial
          Принц Персии

          Дата: 06 марта 2012, 16:16

          А я всё-таки позволю себе высказаться непредметно. Так ли уж важна погрешность в месяц для XIII века? Большую часть событий того времени всё равно невозможно датировать с абсолютной точностью и такие расхождения для этой эпохи - норма. Стоит ли копья ломать?
             Аспарух
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 06 марта 2012, 17:02

            Аорс
            В истории важно всё, не только месяц, день и даже время суток. Чем точнее, тем лучше мы сможем понять причинно-следственные связи, и разобраться в событиях.

            Жаль я сейчас активно в дискуссию не могу вписаться. "Весна крестьянин торжествует", а ещё у крестьянина много работы. Тема интересная!

            zenturion

            какого числа была Пасха в 1239 году ?

            Православная пасха -
            9 апреля 1239 г. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

            zenturion

            когда была Пасха, но уже в 1238 году.

            Православная пасха -
            17 апреля 1238 г. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

            Кроме Николая-зимнего - 6 декабря. Есть ещё Николай-вешний 9 мая.
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

            По Святым Николаям, я ещё посмотрю сколько их было в Святцах. Но нужно определить тех, которые были святыми на 13 век.

            П.С.: Прошу прощения! Не могу пока активно вступить в дискуссию. Может вечером включусь!
               zenturion
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 06 марта 2012, 17:12

              Аспарух (06 марта 2012, 17:02):

              Прошу прощения! Не могу пока активно вступить в дискуссию. Может вечером включусь!

              Ждём! Ё(

              Кстати, я так понял, в калькуляторе Пасхи (что по ссылке выше открывается) дату выдаёт по современному Григорианскому календарю , а не по Юлианскому . Надо от выдаваемой даты отнимать 6 дней и тогда будет соответствовать летописным датам Юлианского календаря на 13 век.. :006:
                 Аспарух
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 06 марта 2012, 19:20

                Было по крайней мере ещё два Святых Николая, почитаемых в Древней Руси.
                Это Николай Святоша, в миру князь Святослав-Панкратий Давидович (около 1080 - 14 октября 1143) из рода князей Черниговских. Память совершается в Православной церкви 28 сентября и 14 октября (по юлианскому календарю).
                И Святой Николай Мистик (852 — 15 мая 925) патриарх Константинопольский в 901—907 и 912—925 года. Канонизирован Православной церковью в лике святителей, память совершается 16 мая (по юлианскому календарю).

                Были и другие Святые Николаи, но их скорее всего нужно отнести ко "второй лиге" Святых!

                А этот калькулятор я сам пока что не проверил до конца. Извините камрады, я даже сообщения читаю одним глазом!
                - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
                Нужно ещё добраться до летописей! Думаю там нужно учитывать всё, даже намёки на погодные условия. К примеру - снег летом бывал очень редко на Руси (хотя бывал, что то такое я читал).
                   zenturion
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 06 марта 2012, 19:47

                  Аспарух (06 марта 2012, 19:20):

                  Было по крайней мере ещё два Святых Николая, почитаемых в Древней Руси.
                  Это Николай Святоша, в миру князь Святослав-Панкратий Давидович (около 1080 - 14 октября 1143) из рода князей Черниговских. Память совершается в Православной церкви 28 сентября и 14 октября (по юлианскому календарю).
                  И Святой Николай Мистик (852 — 15 мая 925) патриарх Константинопольский в 901—907 и 912—925 года. Канонизирован Православной церковью в лике святителей, память совершается 16 мая (по юлианскому календарю).

                  ОК ! Возьмем сие обстоятельство на заметку. :088: У меня есть подозрение , что уточнение "До Рождества Господня" ( в ЛЛ ) вовсе не случайно и несет какую-то смысловую нагрузку... По логике вещей, летописцу гораздо проще было указать саму дату , чем делать уточнение что событие произошло до Рождества . Уж не хотел ли он подчеркнуть что имеется в виду "Николинъ день" более близкий к Рождеству нежели "Никола" весенний ( память совершается 9 мая) ? Но почему и зачем ? :038:

                  Вернемся к проверке достоверности других датировок Лаврентьевской летописи по "Батыеву погрому" ...
                  Там по осаде Владимира в 1238 г. очень занятный ребус. Я сразу признаюсь что с ним уже основательно "поигрался" , но не хочу лишать удовольствия других , и потому предлагаю желающим самостоятельно проверить датировки в нижеприведенной цитате на соответствие календарю, поминаемым святым, и церковным праздникам :)

                  Цитата

                  Тоє же зимъ? [ 1238 год ] . Придоша Татарове к Володимерю . мс?ца феврал? . въ . г? (3) . на пам?т? стаг? Семе?на . во вторник . преж? м?с?пус? за нед?лю . Володимерци затворишас? в град? ........................

                  . В суб?ту . м?с?пус?.ю . почаша нар?жати л?съ? . и порокъ? ставиша до вечера . а на ночь ?городиша тъ?ном? ?коло всего города Володимер? . В нед?лю м?с?пус?ю . по заоутрени . приступиша к городу . мс?ца феврал? . въ . з? (7) . на пам?т? стаг? мч?ка Фе?дора Стратилата....
                  Татарове попл?ниша Володимерь . и поидоша на великого кн?з? Ге?рги?
                  .
                     Аспарух
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 06 марта 2012, 23:10

                    Святой Симеон?! Это видимо имеется ввиду Праведный Симеон Богоприимец. Житель Иерусалима, благочестивый праведник, упоминаемый в Евангелии от Луки. Память Симеона совершается православной церковью 16 февраля (3 февраля по старому стилю), католической 3 февраля.

                    А вот Феодор Стратилат ( с ним немного сложнее). Это христианский святой, почитаемый в лике великомученика. Память в Православной церкви совершается 8 февраля и 8 июня (по юлианскому календарю), в Католической церкви 7 февраля.

                    Святой великомученик Феодор Стратилат почитается как покровитель православного воинства.

                    Странно. К составлению летописи, точнее её списка приложил руку католик?
                      • 5 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • Последняя »
                       Похожие Темы
                      ИРусские - не славяне?
                      Русские - не славяне?
                      Автор B Bahamutto
                      Обновление 06 апреля 2024, 16:10
                      РРусские "300 спартанцев"
                      О подвигах воинов русской армии Нового Времени
                      Автор c coolmix
                      Обновление 23 февраля 2024, 23:11
                      АЛетописи Medieval II: Total War
                      Запоминающиеся кампании и битвы
                      Автор H Hanesydd
                      Обновление 13 февраля 2023, 10:14
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Славянский Мир Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 25 апр 2024, 04:34 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики