Камрад!
Как новичок на ИМПЕРИАЛЕ, прислушайся к совету "ветерана" (хотя это и оффтоп в данной теме...):
Оффтоп (контент вне темы)
Стоило дать ссылку на автора этой статьи...
А ежели она - плод твоего личного размышления, то надо бы добавить названия произведений, на основе которых оно написано...
И ещё, для таких объёмных сообщений-"портянок" следует пользоваться функцией "спойлер", что расположена под кнопкой SP
Спасибо, уважаемый ветеран, прошу прощения за свои ошибки, но больше не буду их повторять.
Помимо процитированных первоисточников, я экстраполировал информацию из следующих работ:
Federigo Melis, La frequenza alle terme nel basso medioevo, in “Atti del I Congresso italiano di Studi storici termali”, Centro italiano di storia ospitaliera, Salsomaggiore Terme 1963, pp. 38-49;
Georges Vigarello, Lo sporco e il pulito. L’igiene e il corpo dal Medioevo a oggi, Marsilio 1996;
Jean-Claude Bologne, Histoire de la pudeur, Parigi, Hachette, 1997;
Monique Closson, Propre comme au Moyen-Age, in “Historama”, n°40, giugno 1987;
Andrea Martignoni, Les bains, lieux de plaisir et de thérapie, in “Historia”, n°735, p. 22;
Regìne Pernoud, Luce del Medioevo, Gribaudi 2002;
Didier Boisseuil, Le thermalisme en Toscane à la fin du Moyen Âge: les bains siennois de la fin du XIIIe siècle au début du XVIe siècle, École française de Rome, 2002;
Id., Le bain: espaces et pratiques, Presses Universitaires de Vincennes-Paris VIII, 2002;
Joseph Garnier, Les Etuves dijonnaises, E. Jobard, 1867.
Спойлер (раскрыть)
Это результат моих исследований, я исторический реконструктор.
Во мне глубоко укоренилась страсть к средневековой истории.
Более двадцати лет я страстно изучаю средневековую историю, углубляя, в пределах моих возможностей, те аспекты, которые часто упускаются из виду «великой» историей, той, которая рассказывает нам о подвигах королей и королев, дворян и духовных лиц, крестоносцев и рыцарских орденов. Эта история, однако, в значительной степени не учитывает обычного человека, повседневную жизнь, привычки и обычаи людей, которые не были рождены с правом оказаться в хрониках своих современников. Таким образом, это вселяет надежду, что в последние исторические годы они сосредоточили свое внимание именно на «маленькой» истории, которая пытается реконструировать жизнь обычных людей в мельчайших деталях.
Страсть к средневековью привела меня в мир исторических реконструкций.
Историческая реконструкция для меня - это образ жизни из первых рук и прикосновения к объекту моей страсти, жизни, какой она была в средние века. Ей сопутствуют упорная учеба и чистейшее веселье, усталость и удовлетворение, студенческий дух и строгость.
Да, учеба, усилия и строгость, потому что быть реконструктором - это, прежде всего, учиться, усердно работать и придерживаться строгих ограничений.
Я бы даже сказал что намного более цивилизованно чем Тёмная Европа (Тёмные Века эе были).
то еще "местечко" было, если в 16 в. Генрих Наврский, к примеру, гордился тем что мылся всего раз в жизни - омыли при рождении ( а второй раз омоют перед положением в гроб), в Лувре до 18 в. (!) небыло нужников и народ, парод, гадил на заботливо уложенные в углах кучи соломы, а в Версале во времена Людовика XIV придворные дамы носили кулоны, куда заботливо укладывали отловленных вшей (!!!) , даже в первой половине 19 в. в старой доборой Англии мытье чаще раза в месяц считалось неприличным для джентельмена (финиш!)... на "фоне" этого можно предстаить, ЧТО творилось в Западной Европе еще раньше в 11 столетии - СМЕРДЕЛА "старушка" Европа, как навозная куча на зооферме, ближний Восток того времени мог действительно в таком случае показаться "франкам" едва ли не "царством Небесным" - арабы и ближневосточные евреи хоть руки перед едой мыли и в баню ходили каждую неделю, а византийцы тем более (как кстати и у нас Руси, даже в тех областях где, с дровами для бань напряженка была, народ ухитрялся в печках мытье организовывать, а уж в саму баню регулярно хаживали все от князя до последнегно убогого )
Во-первых, 16-18-19 века - это уже не средневековье. Представление о Европе, мало заботящейся о гигиене, — это фантазия, которой нет в средневековых первоисточниках.
Средневековье очень хорошо знало гигиену, получив как наследие римских бань, так и скандинавских паровых бань, которые до сих пор характерны для Скандинавии.
Спойлер (раскрыть)
Святой Цезарий, основатель женского монастыря в Арле в 513 году, велит монахиням мыться всякий раз, когда они хотят и чувствуют нужду, а сам святой Иероним упрекает некоторых монахинь в том, что они путают святость с грязью. Св. Бенедикт, со своей стороны, рекомендует некоторую умеренность: он считает более чем достаточным, чтобы монахи купались один раз в неделю, но, уточняет он, перед каждой едой они обязаны мыть руки. Монастыри имеют свои собственные бани, обычно расположенные рядом с лазаретом, поскольку они в первую очередь предназначены для старых или больных монахов и в конечном итоге достигают впечатляющих размеров, таких как бани монастыря святого Галла в Швейцарии эпохи Каролингов.
Спойлер (раскрыть)
Очевидно, что в периоды упадка существовала конкретная опасность того, что бани могли стать ареной ситуаций, не совсем подходящих для монастыря. Волна реформ, которая движется из Клюни с 1000 года, также влияет на этот аспект (хотя аббатство насчитывает двенадцать ванных комнат): аббат Уго предписывает купание только два раза в год, на Рождество и Пасху, а святой Пьер-Дамиани утверждает, что для монахов грязь — это обязательным, как молчание. Заявленные эксцессы были сделаны с целью борьбы с другим эксцессом и для того, чтобы напомнить монахам, что они сделали выбор быть «мертвыми для мира»; но не следует думать, что мир посвященных людей ассоциировал чистоту с тщеславием или похотью. И никто не может продемонстрировать это лучше, чем св. Фома Аквинский, который в Summa Theologiae говорит о ваннах, когда речь идет о праздности; богословы Средневековья под термином «акедия» подразумевают не столько лень, сколько «грусть» или то, что мы назвали бы «депрессией»; св. Фома осуждает акедию как душевное состояние, которое больше всего вредит здоровью, и указывает лекарства: удовольствие, сон, слезы и ванны (Summa Theologiae, I-II, q. 38). Затем проповедники берут древнюю Mens sana in corpore sano Ювенала, применяя ее к духовной жизни: так же, как омовение является привычной практикой, такими же должны быть исповедь и месса.
Теорией гигиены занимаются не только богословы: этим занимаются также и прежде всего врачи. На самом деле ванна считается, в частности, медицинской школой Монпелье, лучшим методом сохранения здоровья, в отличие от медицинской школы Салерно, которая ставит сбалансированное питание на первое место. Врачи унаследовали от Античности гуморальную теорию: здоровье означает равновесие между четырьмя гуморами, составляющими человеческое тело, кровью, слизью, желтой желчью и черной желчью. Ванна высоко ценится как терморегулятор, для восстановления нужного тепла тела в тех случаях, когда его можно изменить: например, у пожилых людей температура тела падает, поэтому горячие ванны помогают восстановить нужный уровень тепла; наоборот, при лихорадке рекомендуются теплые или холодные ванны, но с некоторыми оговорками, так как они слишком сильны. Особенно начиная с 12 века, настоящий трактат о ванных комнатах развивается благодаря таким важным авторам, как Бартоломей Англико, Винченцо ди Бове, Арнальд Виллановський, Альдобрандино да Сиена и Микеле Савонарола.
Одним из самых подробных моментов врачей является подмывание новорожденных: можно сказать, что у них настоящая навязчивая идея. Купать рекомендуют, «когда ребенок еще спит, его следует подмывать три раза в день». Тазиков для детских ванн хватает даже в крестьянских домах; как правило, они овальные или круглые, сделаны из деревянных реек, внутри может поместиться лежачий ребенок. Там, где вы можете себе это позволить, их можно сделать из металла: например, в «Хрониках» Жана Фруассара говорится, что, когда во время Столетней войны был разграблен замок графа Фландрии, был «чан, где мыли в детстве, сделанный из золота и серебра». В самых изысканных домах ванное оборудование может быть даже оборудована навесом, брезентовым павильоном, накинутым на деревянный стержень, который увенчивает ванну, чтобы защитить ребенка от сквозняков. В сценах рождения Богородицы или Иоанна Крестителя мать или служанка проверяют рукой воду, прежде чем погрузить в нее ребенка: врачи рекомендуют, чтобы вода была «умеренно горячей». Для бани необходимо соблюдать некоторые меры предосторожности: всегда нужно разжигать хороший огонь в камине и ставить перед ним ванну; требуется достаточно большое полотенце, чтобы хорошо завернуть ребенка. Описи говорят нам, что полотенца в детской простыне почти всегда с белым фоном, но иногда они также могут быть в полоску или с бахромой. Причина такой навязчивой идеи объясняется теорией о том, что на еще хрупкий и нежный организм новорожденных баня оказывает укрепляющее действие. «Он влажный и помазанный, чтобы в изобилии кормить мясом», — подчеркивает Бартоломей Англико, автор De Proprietatibus Rerum, своего рода энциклопедии, изучавшейся вплоть до семнадцатого века. С другой стороны, первое купание новорожденного восходит к заре времен и в древние времена представляло собой своего рода признание семейной общины. В христианские времена, этот древний обряд связан с таинством крещения, ранее принимаемым во взрослом возрасте: теперь ребенок освобождается уже не только от слизистых оболочек, но и от первородного греха.
Спойлер (раскрыть)
В деревянной ванне купаются не только младенцы: во многих описях упоминается своего рода фланель, чтобы покрыть деревянное дно, чтобы избежать заноз. Большая ванна для купания, по сути, является неотъемлемой частью мебели дома, ее висят в спальне, а при использовании ставят возле камина, чтобы избежать простуды. В некоторых замках или аристократических резиденциях даже есть площадь, полностью отведенная для ванных комнат: например, в записях Рената Д'Анже́, последнего анжуйского короля Неаполя (15 век), для его замка Анже́ указано не менее пяти ванн; в этих случаях не жалеют средств на улучшение комфорта ванной комнаты, например, окружая ванну навесом из вуали для лучшего сохранения тепла. Деревянная кадка может вместить одного-двух человек, а иногда и больше. Вода нагревается в кастрюлях, а затем выливается в ванну.
Спойлер (раскрыть)
Замок Лагопесоль, построенный императором Фридрихом II, даже оборудован сауной, полученной через ряд каналов для стен и под полом, очень похожей на римские бани и арабские бани, которые высоко ценил император. То же самое можно сказать о княжеской резиденции Руфоло, очень богатых банкиров Равелло, как и о других аристократических резиденциях в Салерно и Амальфи: до нас дошли помещения, предназначенные для ванных комнат, с их зонтикообразными куполами, направляющими пар в сторону форума в центре. Вместо деревянной ванны в ванных комнатах аристократических резиденций Южной Италии предпочитают нечто вроде небольшого бассейна, выдолбленного в полу и покрытого плиткой или лавовым камнем.
Спойлер (раскрыть)
Мыло существует, что подтверждается парижским декретом, обязывающим производителей ставить печати на куски мыла. Есть два типа: галльское мыло, на основе золы или мыльной травы или бука, смешанное с животным жиром, предпочтительно козьим жиром, простое и доступное для любого бюджета; Мыло гречневое или алеппское, на основе оливкового масла, смешанного с поташным, с добавлением масла лаврового листа, продукт импортный и поэтому очень дорогой. Если у вас нет мыла, вы используете травы, такие как мыльнянка, из цветов которой вы получаете сок, который в воде дает «эффект пены для ванны»; вода ароматизирована травами, цветами и солями.
Спойлер (раскрыть)
Хроники и рыцарские поэмы сообщают нам о привычках кастелянов и горожан: часть самых элементарных правил хорошего тона состоит в том, чтобы гость приготовил ванную после долгого путешествия или вымыл ноги и руки, придя с улицы. Все говорит нам о высшем обществе, которое вовсе не является грубым, как могут заставить нас поверить некоторые сатирические стихи, воспринятые некоторыми современными историками слишком буквально. Средневековое общество не довольствуется мытьем рук перед едой, но, например, во время банкетов, и они ценят такие утонченности, как ополаскивание и ароматизированная вода.
Спойлер (раскрыть)
Ménagier de Paris, настоящий трактат о домашнем хозяйстве, написанный богатым парижским буржуа конца четырнадцатого века для своей жены, дает рецепт: «Вскипятите немного шалфея, затем слейте воду и дайте ей остыть, пока она не станет теплой. Добавьте, как указано выше, ромашку или майоран, или добавьте розмарин и готовьте с цедрой апельсина. Лавровые листья тоже хороши».
Договоры становятся более многословными, когда они дают женщинам советы по гигиене. Врачи рекомендуют каждое утро мыть руки, лицо, не забывая при этом о ногтях и зубах, которые надо обязательно «полировать и натирать»: салернский врач Матфей Платеарий (12 век) дает рецепт зубной пасты на основе мелко нарезанного кости каракатицы, которыми протереть зубы влажной льняной салфеткой. Еще одной проблемой являются подмышки: чтобы избежать неприятного запаха, гербарий тринадцатого века рекомендует брить их и мыть вином, смешанным с розовой водой и корицей. Вас могут удивить эти удивительные рецепты, как и другие курьезы: например, что коровяк и листья лопуха, богатые слизью, используются, как… туалетная бумага!
Спойлер (раскрыть)
На этом сюрпризы не заканчиваются: в замках и буржуазных домах в каждой спальне всегда есть кладовка, называемая по-французски privé, longaigne или restrait, то есть то, что мы назвали бы туалетом, что означает, что туалеты - личные! В аббатстве Клюни их не меньше сорока. Как правило, уборные располагаются на верхнем этаже здания, непосредственно сообщаясь с канализацией и дренажными ямами. Например, Боккаччо дает нам описание в «Декамероне», говоря об уборной, в которую несчастный Андреуччо да Перуджа, обманутый куртизанкой, падает для того, чтобы у него отняли все.
Те кто не могут позволить себе частные услуги, могут пользоваться ночным горшком или ходить в общественные туалеты; есть и в больницах, которые утилизируют нечистоты через такие системы, как древесная зола, отличный агент разложения органических отходов. Мы видим, как городские власти беспокоятся об улучшении канализационной системы: недра Парижа пересекают сводчатые коллекторы.
Короче говоря, чтобы подвести итог тому, что средневековье думало о гигиене, мы можем использовать латинскую поговорку, которая была очень распространена в то время:
Venari, ludere, lavari, bibere
Hoc est vivere!
Охота, игры, умывание и питье:
Это жизнь!
Список используемой литературы:
Georges Vigarello, Lo sporco e il pulito. L’igiene e il corpo dal Medioevo a oggi, Marsilio 1996;
Monique Closson, Propre comme au Moyen-Age, in “Historama”, n°40, giugno 1987;
Andrea Martignoni, Les bains, lieux de plaisir et de thérapie, in “Historia”, n°735, p. 22;
Regìne Pernoud, Luce del Medioevo, Gribaudi 2002;
Regìne Pernoud, La donna al tempo delle cattedrali, Rizzoli 1994
Средневековье очень хорошо знало гигиену, получив как наследие римских бань, так и скандинавских паровых бань, которые до сих пор характерны для Скандинавии.
С банями в Западной Европе произошла некоторая "накладка" - после чумы XIV в. бани резко утратили свою притягательность для населения, т.к. в 1348-1356 гг. послужили одним из рассадников инфекции.
Потом наложились проблемы с топливом. В результате мыться стали меньше. Но вот как это распределялось по сословиям - думаю, не стоит и гадать. Явно богатые и знатные мылись чаще и с бОльшим комфортом, чем простолюдины, которым приходилось дрова покупать (а зачастую - и воду).
Насчет "персональных туалетов" в замках - в замке Св. Илариона на северном Кипре (прообраз города царевича Гвидона и диснеевского замка с заставки мультиков) я лично видел подобного рода туалет - угловая комнатка, очень маленькая, неправильной формы. В полу - огороженное невысоким бордюром отверстие над пропастью в несколько десятков метров.
В Болгарии в Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь (дом Хаджи Илии) в Арбанаси (селение над Велико Тырново, раньше там жили охранявшие перевал албанские воины - арбанасы, потому и название такое) также видел туалет внутри помещения - дом был очень богатым, хозяин сумел даже посетить Иерусалим и за это его местные называли Хаджи, хотя он был христианином. Нижний этаж был каменным, верхний - т.н. "болгарский фахверк" (от немецкого отличается исключительно полностью оштукатуренным фасадом, без выделения балок).
За кухней через чулан была небольшая темная комната, за наличие дверей через 15 лет не поручусь. В полу было сделано небольшое треугольное отверстие над специальной комнатой в первом, каменном этаже - она не имела дверей, а только люк, через который слуги регулярно чистили этот коллектор.
Что интересно, там для жизни было все довольно хорошо устроено, но требовало много слуг. В частности, у хозяина была комната, где он собирал гостей, а для того, чтобы их угощать кофе, в большой (очень) кухне был даже специальный камин - только для того, чтобы быстро вскипятить воду для кофе.
И была специальная комната для жены, где она рожала детей - ее пол был поднят высоко над общим уровнем, и дверь выходила не в общий коридор, а в маленький коридорчик, перпендикулярный большому коридору (в него выходили двери всех остальных комнат). В самой комнате также был поднят пол - надо было подняться на эту софу по лесенке из 3-4 ступеней. Вся софа была уложена коврами и подушками - при родах было удобно положить роженицу, и обеспечивалось достаточно места для повитух, слуг, тазов с водой и т.д.
На этом сюрпризы не заканчиваются: в замках и буржуазных домах в каждой спальне всегда есть кладовка, называемая по-французски privé, longaigne или restrait, то есть то, что мы назвали бы туалетом, что означает, что туалеты - личные!
У Рабле, кстати, есть рассказ, ЕМНИП, в "Пантагрюэле", где он проходится по величию Франции - мол, у самого короля в туалете герб Франции висит на внутренней стороне двери и его видно только тогда, когда садишься. На вопрос "почему?" он отвечает, что Франция - это такая сила, что даже он, который ею должен управлять, боится одного вида ее герба, и поэтому не вешает его на дверь снаружи - иначе он увидит его "до" и просто не успеет добежать!
Искать лениво - полный (не адаптированный для детей) текст "Гаргантюа и Пантагрюэля" еще и не такое содержит, но сначала надо его отыскать, потом в нем этот отрывок... Ну его на ночь глядя!
видел в Эрмитаже образец французского толчка века этак XVII. Почему так решил? Он так не подписан. Скромно стоит в одном из полутемных коридоров в том углу, где образцы европейской старинной мебели. Весь резной, как трон. Но сидение можно откинуть на шарнире (что под сиденьем - не видно), а ниже сиденья спереди - две распашные дверцы. Видимо, чтобы туда поставить горшок и потом его легко убрать. Внешний вид - с претензией на искусство, все в резьбе.
Средневековье очень хорошо знало гигиену, получив как наследие римских бань, так и скандинавских паровых бань, которые до сих пор характерны для Скандинавии.
С банями в Западной Европе произошла некоторая "накладка" - после чумы XIV в. бани резко утратили свою притягательность для населения, т.к. в 1348-1356 гг. послужили одним из рассадников инфекции.
Потом наложились проблемы с топливом. В результате мыться стали меньше. Но вот как это распределялось по сословиям - думаю, не стоит и гадать. Явно богатые и знатные мылись чаще и с бОльшим комфортом, чем простолюдины, которым приходилось дрова покупать (а зачастую - и воду).
Насчет "персональных туалетов" в замках - в замке Св. Илариона на северном Кипре (прообраз города царевича Гвидона и диснеевского замка с заставки мультиков) я лично видел подобного рода туалет - угловая комнатка, очень маленькая, неправильной формы. В полу - огороженное невысоким бордюром отверстие над пропастью в несколько десятков метров.
В Болгарии в Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь (дом Хаджи Илии) в Арбанаси (селение над Велико Тырново, раньше там жили охранявшие перевал албанские воины - арбанасы, потому и название такое) также видел туалет внутри помещения - дом был очень богатым, хозяин сумел даже посетить Иерусалим и за это его местные называли Хаджи, хотя он был христианином. Нижний этаж был каменным, верхний - т.н. "болгарский фахверк" (от немецкого отличается исключительно полностью оштукатуренным фасадом, без выделения балок).
За кухней через чулан была небольшая темная комната, за наличие дверей через 15 лет не поручусь. В полу было сделано небольшое треугольное отверстие над специальной комнатой в первом, каменном этаже - она не имела дверей, а только люк, через который слуги регулярно чистили этот коллектор.
Что интересно, там для жизни было все довольно хорошо устроено, но требовало много слуг. В частности, у хозяина была комната, где он собирал гостей, а для того, чтобы их угощать кофе, в большой (очень) кухне был даже специальный камин - только для того, чтобы быстро вскипятить воду для кофе.
И была специальная комната для жены, где она рожала детей - ее пол был поднят высоко над общим уровнем, и дверь выходила не в общий коридор, а в маленький коридорчик, перпендикулярный большому коридору (в него выходили двери всех остальных комнат). В самой комнате также был поднят пол - надо было подняться на эту софу по лесенке из 3-4 ступеней. Вся софа была уложена коврами и подушками - при родах было удобно положить роженицу, и обеспечивалось достаточно места для повитух, слуг, тазов с водой и т.д.
Переломным моментом стал 1348 год, когда ужасная Черная чума унесла жизни трети населения Европы за несколько месяцев. Виной тому загрязненная вода, расширяющая поры и впускающая болезни организма: что, впрочем, не совсем безосновательно, учитывая страшное загрязнение рек, производимое красильщиками, мясниками, кожевниками. Врачи рекомендовалы категорически избегать мест, где возможно скопление людей: рынки, площади, общественные туалеты. Смертельный удар нанесло появление сифилиса в конце 15 века.
Таким образом, общественные бани (я про них еще не написал) в шестнадцатом веке исчезнут, а личные бани останутся, хотя их использование будет рекомендоваться все реже и реже. М ìедики убедились, что опасна для здоровья сама вода и употреблять ее нужно умеренно. Следовательно, в Новое время предпочтение отдается сухому туалету, то есть вместо того, чтобы мыть тело, его закрывают бельем и часто меняют, чтобы грязь не могла прилипнуть к нему. На самом деле не случайно это будет золотой век дистилляции духов, под которым скрываются грязь и неприятный запах. К этому добавится менталитет, введенный протестантской Реформацией, пуританством и янсенизмом, который приведет к отрицанию тела. Реабилитацию термальных ванн придется ждать до девятнадцатого века.
[-Сообщение склеено-]
Jackel (17 марта 2022, 23:56):
Абсентис с вами бы не согласился.
[-Сообщение склеено-]
К чему там кусок ковра приведён - я вообще не понял...
Если вы имеете в виду шестую картинку моего поста, то это представление банкета перед купанием.