Сообщество Империал: Гигиена в Средневековье - Сообщество Империал

magister militum

Гигиена в Средневековье

Какова была гигиена в Средние Века
Тема создана: 05 августа 2007, 01:04 · Автор: magister militum
  • 14 Страниц
  • Первая
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
 Савромат
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 27 января 2016, 12:25

Gierax

То Европа была завалена мылом и застроена банями и туалетами то знать умирала от чесотки и короли гордились тем что мылись

На таком уровне обобщения общий ответ прост: мыло - это кельты. А "не мылись" - это германцы. Немчура в 1920 г. мылась в общем чане всем домом - какая уж тут гигиена.
     Атлант Фарнезе
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 27 января 2016, 13:09

    триарх

    Это 2 (или 3) тома, которые под редакцией Сванидзе?

    Так точно, под редакцией Сванидзе. Всего 4 тома. Может быть есть новое издание, где кол-во томов меньше за счет объема, но я о нем не слышал.

    Gierax

    Нет. Мне было бы интересно узнать именно про древних.

    Увы, я тут не большой знаток. Возможно стоит Тацита почитать, Плиния Старшего или Цезаря. В общих трудах на тему раннесредневекового общества я не встречал этот вопрос. Скорее нужно искать не исторические, а культурологические труды. Можно бегло посмотреть А.Я. Гуревича "Древние германцы".
       Велизарий2009
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 27 января 2016, 13:18

      Атлант Фарнезе

      Возможно стоит Тацита почитать, Плиния Старшего или Цезаря
      У Тацита и Цезаря про это точно ничего нет.Они больше описывают образ жизни,расселение племен,способы ведения боя и т.д.
         Атлант Фарнезе
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 27 января 2016, 13:38

        Gierax

        Попробуйте посмотреть еще Гуревича "Категории средневековой культуры". Я читал давно и конкретно про гигиену не помню. Но там немало есть про раннее Средневековье. Если вдруг чего найдете, то это можно будет применить и для более раннего периода.
        Также можете глянуть его "Словарь средневековой культуры". Если не найдете, могу дома вечером его посмотреть, может есть статья "гигиена", "бани". И опять-таки, в зависимости от хронологии, можно будет понять, насколько это применимо к более раннему периоду.
           Gierax
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 27 января 2016, 15:03

          Атлант Фарнезе

          Попробуйте посмотреть еще Гуревича "Категории средневековой культуры". Я читал давно и конкретно про гигиену не помню. Но там немало есть про раннее Средневековье. Если вдруг чего найдете, то это можно будет применить и для более раннего периода.
          Также можете глянуть его "Словарь средневековой культуры". Если не найдете, могу дома вечером его посмотреть, может есть статья "гигиена", "бани". И опять-таки, в зависимости от хронологии, можно будет понять, насколько это применимо к более раннему периоду.

          Там все таки именно раннему и позднему средневековью все посвящено. С некоторым сравнением с античностью но в плане цивилизованных народов. Право труды очень интересные для дальнейшего ознакомления о разным вопросам. По кельтам и германцам видимо если что-то есть то именно из источников античных авторов.
          На каком-то сайте без источников. Не понял что пользование водой в сравнении с жителями средиземноморского мира.

          Цитата

          Кельты, судя по всему, обращали внимание и на личную гигиену. В ранних сагах есть много упоминаний о том, как люди моются или ходят в баню. В отличие от обитателей средиземноморского мира они пользовались водой и мылом. Согласно ирландским сагам, они также применяли растительное масло и ароматные травы для того, чтобы умащать свое тело. Археологи обнаружили множество изящных зеркал и бритв, которые служили для туалета аристократов. Они упоминаются и в текстах. Аккуратность кельтов отражается и у Афинея в описании того, как кельты едят мясо: «Едят они опрятно, но с каким-то львиным неистовством: двумя руками хватают кусок животного и обгрызают мясо зубами». Любой, кому приходилось наблюдать за тем, с каким невероятным умением и осторожностью современный шотландский гэл ест соленую селедку, может вполне оценить замечание Афинея.
             Dezperado
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 28 января 2016, 15:32

            Gierax

            Цитата

            Аккуратность кельтов отражается и у Афинея в описании того, как кельты едят мясо:

            Афиней, Пир мудрецов, IV, 34:
            Спойлер (раскрыть)
               helion
              • Imperial
              Imperial
              ТРИБУН

              Дата: 01 февраля 2016, 21:50

              Грегоровиус "История Рима в средние века" ст. 14-22

              Статистика из топографического описание Рима составленная при Константине и дополненная при Гонорие Curiosum Urbis и Notitia: театры, амфитеатры, гимназии... бла бла бла... 856 общественных купален, 11 больших терм, 1352 водохранилища и водных источника. Количество гигиенических сооружений впечатляет! При чём Грегоровиус утверждает что при Феодосии Младшем термы уже были заброшены и не использовались, а не ухаживали за ними с момента когда императоры покинули Рим как столицу со времён Константина. Здесь же указывается как часто императоры устраивали баньки для бедноты и про кристальную чистоту подаваемой воды..
              Казалось бы фонтанчики и баньки, но элементарная телесная гигиена предотвращала страшные эпидемии. И там же указывается про первые попытки архитектурных сооружений Секста IV в 15м веке, первые большие общественные постройки мостов и водостоков, вероятно, с 3-го века. То есть за 1200 лет. Не удивительно, что с таким подходом чума из Италии не выбывала столетиями.
              P.S. Держим в уме количество населения Рима в древности и в 14-15м веках..!
              P.S2. Представляем всю эту инфраструктуру на фоне "построили баньку и/или мойку в 14-м веке за 20 су.."
                 Jackel
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 22 ноября 2017, 18:38

                Чума и её "сеятели" - первые биотеррористы. (Супотницкий М.В. Средневековые «сеятели чумы» // Офицеры. — 2011. — № 6 (56). — С. 56–61.)

                Спойлер (раскрыть)
                   helion
                  • Imperial
                  Imperial
                  ТРИБУН

                  Дата: 11 ноября 2019, 09:21

                     BeneT123
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 05 декабря 2020, 21:26

                    magister militum (05 августа 2007, 01:04):

                    Цитата

                    Я бы даже сказал что намного более цивилизованно чем Тёмная Европа (Тёмные Века эе были).
                    то еще "местечко" было, если в 16 в. Генрих Наврский, к примеру, гордился тем что мылся всего раз в жизни - омыли при рождении ( а второй раз омоют перед положением в гроб), в Лувре до 18 в. (!) небыло нужников и народ, парод, гадил на заботливо уложенные в углах кучи соломы, а в Версале во времена Людовика XIV придворные дамы носили кулоны, куда заботливо укладывали отловленных вшей (!!!) , даже в первой половине 19 в. в старой доборой Англии мытье чаще раза в месяц считалось неприличным для джентельмена (финиш!)... на "фоне" этого можно предстаить, ЧТО творилось в Западной Европе еще раньше в 11 столетии - СМЕРДЕЛА "старушка" Европа, как навозная куча на зооферме, ближний Восток того времени мог действительно в таком случае показаться "франкам" едва ли не "царством Небесным" - арабы и ближневосточные евреи хоть руки перед едой мыли и в баню ходили каждую неделю, а византийцы тем более (как кстати и у нас Руси, даже в тех областях где, с дровами для бань напряженка была, народ ухитрялся в печках мытье организовывать, а уж в саму баню регулярно хаживали все от князя до последнегно убогого Imp )


                    Во-первых, Генрих II жил после обычного средневековья (именно после средневековья религиозные власти начали враждовать в общественных банях).

                    В классической Греции баня считалась завершением спортивной деятельности: ее нужно было запивать холодной водой и быстро, чтобы дать энергию, а не освежить. В архаические времена римляне мыли руки и ноги каждое утро, а каждые девять дней - по случаю базарного дня - все остальное тело. Из-за восточных влияний у греков, но в большей степени у римлян, баня приобрела в основном цели расслабления, комфорта и физического благополучия: были введены паровая баня и потовая баня, из которых можно было получить эти ощущения благополучия. и удовольствие, объясняющее их необычайное состояние.

                    Со Средневековьем гигиенические привычки существенно изменились. Падение Римской империи и упадок предприятий по снабжению города водой поставили использование термальных объектов в кризис. Сельская местность имеет тенденцию к сокращению населения, и в городах закрепляются привычки, противоречащие элементарным правилам гигиены, таким как разведение домашних животных, кур, гусей и свиней. В водах рек стирают одежду и белье, часто сбрасывают мусор, трупы животных, сточные воды кожевенных заводов и химчисток. Укрепленные стены, окружающие средневековые города, ограничивают их развитие и вытесняют жителей во все более узкие пространства; узкие и извилистые улочки - без мощения до XII-XIV веков - часто заполняются грязью и мусором. Два факта, имеющих историческое значение, определяют глубокое изменение гигиенических привычек: варварские вторжения в пятом веке, разрушившие экономические, идеологические и социальные структуры, на которых опиралась Римская империя, и прогрессивное утверждение христианства, осуждающее способ их зачатия. телесные удовольствия, которые в греко-латинской античности считались положительными ценностями.

                    Идеологический кризис, который глубоко компрометирует греко-латинскую цивилизацию, одобряется поздними классическими философами и религиями, в основном восточного происхождения, которые призывают к пассивной стойкости к земным невзгодам и отрешенности от реальной жизни. Все это способствует, с одной стороны, распространению идеи о том, что тело является врагом духа, а с другой - установлению определенного скептицизма относительно полезности изучения природы и научных знаний. Даже медицина теряет доверие, и устанавливается убеждение, что болезни можно победить, обращаясь к Богу с молитвой, а не с врачами и лекарствами. Хотя позднее христианство, особенно через монашество, будет вносить весомый вклад в дело сохранения и передачи остатков классической культуры, все, что касается гигиенического и эстетического ухода за телом, будет продолжаться веками осуждения.

                    Что касается монахов, то отношение к очищению тела варьировалось в зависимости от эпохи и процветания орденов, к которым они принадлежат. В принципе, их гигиенические практики включали ежедневное мытье у фонтана, расположенного в специальном помещении. В субботу, чтобы достойно подготовиться к освящению воскресенья, они могли приступить к полному очищению тела, всегда холодной водой. В этот же день они меняли одежду, в которой ложились спать каждую ночь в течение недели. В конце концов, очищение тела приобретает значение очищающего омовения, а не гигиенической меры: то же самое можно сказать и о мытье ног, считающемся упражнением в смирении. «Дома богатых мирян, - пишет Аттилио Занка, - были оборудованы деревянными ваннами для ванных комнат, использование которых было необходимо из-за привычки редко менять личное белье, которое снимали только на ночь, чтобы попасть в постель голым. Чаны, обычно круглые, иногда имели удлиненную форму, чтобы можно было принимать ванну вместе с другими членами семьи или любыми гостями. (...) В северных регионах, в центре буржуазных домов, находилось помещение, называемое печью, которое топили. в холодные месяцы он также служил ванной ".

                    Начиная с XII-XIII веков мы наблюдаем существенные изменения: горячие и холодные ванны становятся более или менее привычными для всех социальных слоев. Класс феодалов, посвятивший себя охоте, турнирам и битвам, стал рассматривать тело как инструмент физической силы; но если раньше нагота считалась бесстыдной, греховной и нечестивой, то теперь уважение и внимание к телесности человека восстанавливаются. Как очищение кожи, так и, прежде всего, ее украшение с помощью косметики, традиционно тесно связаны с женщиной, которая, с расцветом рыцарских костюмов, торжествует как мать героев, даритель милости. Улучшение знаний в области лекарств и косметики было связано с лечением арабской медицинской и фармакологической науки, представленной в Европе, после завоевания города Толедо в 1085 году Альфонсо VI Кастильским, он стал центром культурного движения. европейских размеров, благодаря латинским переводам (Гиппократ, Аристотель, Гален) и арабским трудам.Расширение арабской культуры также связано с знанием мыла, которое после своего появления в Европе уже в 7 веке, начиная с 12 века оно распространяется и улучшается благодаря замене животного жира, который издавал неприятный запах, оливковым маслом.

                    В этот период люди моются более регулярно не только по социальным причинам, но и из уважения к другим, особенно если они имеют более высокий статус. По сути, ванная становится поводом для общения и удовольствия.

                    Карл Великий (742–814) уже много лет назад перенял традиции древнево Рима, используя бассейны с горячей термальной водой в Аахене, часто приглашая придворных и даже своих охранников принять ванну с ним.

                    В начале XII века использование паровых бань, ставшее модным среди римлян, было заново открыто крестоносцами, которые во время своего пребывания в Палестине узнали о них от арабов и импортировали в Европу. Лучшие экономические условия, различные социальные и политические условия способствуют развитию тепловых заведений: в Германии, Испании, Франции - в Париже в 1292 году их было 266 - в Италии, но это можно сказать во всех городах или крупных городах. Европейские деревни, похожие на термальные ванны языческого Рима, множатся, хотя и с более скромными постройками. Эти купальни, также называемые «печами» из-за наличия систем производства горячей воды, имели большое значение в жизни того времени: их усердно посещали не только для гигиенических нужд, но и для удовольствия. Фактически, даже если, по крайней мере, в течение определенного времени, бани посещали в разные дни мужчины и женщины или если были какие-то заведения для мужчин отдельно от женских, общественные туалеты и бордели в конечном итоге стали практически синонимами, особенно с 13-го века.

                    В «Корбаччо», написанном Джованни Боккаччо в 1365 году, мы читаем, что можно было бы удивиться, если бы все знали, «сколько и какие торжества» со стороны женщины «использовались, когда ходили к печам и как часто».

                    О немецком городе Эрфурт в 13 веке говорили: «Ванны этого города будут вам очень приятны. Если вам нужно умыться и вам нравится комфорт, вы можете войти с уверенностью. Вас будут радушно принять. Красивая девушка будет честно массажировать вас. Ее сладкая рука. Опытный парикмахер побреет вас, не дав ни малейшей капли пота упасть на ваше лицо. Устав от ванны, вы найдете постель для отдыха. Тогда красивая женщина, которая не будет возражать против вас, с девственным воздухом уложит ваши волосы умелой расческой. Кто бы не украл у нее поцелуев, если ему захочется, а она не откажет? Тоже гонорар просим, простых денег хватит».

                    Это не был единичный случай. Затем ванные комнаты были преобразованы в комнаты для вечеринок и банкетов, приветствованные музыкантами и легкими женщинами, характеризуемые «исключительной вольностью вопреки общим законам морали», где «мы показывали себя обнаженными и с полной свободой занимались любовью. Церкви не потребовалось много времени, чтобы выступить против этих мест экстравагантности и греха, но только в 15 веке она пришла к обязательству отделять ванные комнаты для мужчин от туалетов для женщин. Власти хорошо знали, что общественная баня может быть местом драк и преступлений против людей и их вещей, но часто вмешательство сдерживалось высокопоставленными людьми, принимавшими участие в оргиях. В целом кажется, что средневековые люди, начиная с определенного момента и далее, больше озабочены чистотой своего тела, чем их потомки, особенно в 16-17 веках: упадок личной гигиены в эти века происходит из-за разных причинам, включая закрытие общественных бань, обусловленных не только враждебным отношением Церкви, но и опасением заразиться чумой, сифилисом или другими заболеваниями в этих общественных местах.
                      • 14 Страниц
                      • Первая
                      • 10
                      • 11
                      • 12
                      • 13
                      • 14
                       Похожие Темы
                      ГСредневековье 1100 год
                      Средневековье 1100 год
                      Автор A ARGO55
                      Обновление 20 апреля 2024, 17:10
                      BBellum Universalum - Высокое Средневековье
                      Кампания 1155 года
                      Автор s serg 61
                      Обновление 10 апреля 2024, 21:07
                      BBellum Universalum - Позднее Средневековье
                      Кампания 1308 года
                      Автор S S._N.
                      Обновление 02 марта 2024, 04:14
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Культура Средних веков Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 23 апр 2024, 12:40 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики