Что PlayStation сделала с Россией?
Сегодня все вспоминают о юбилее PlayStation. Конечно, можно рассказать о том, как рождалась приставка (во многом случайно) и как воевала с Sega Saturn и Nintendo 64, но об этом уже сто раз писала, скажем, “Страна Игр”, поэтому вот нет, не буду (а о личных вещах можно почитать здесь). Вместо этого давайте вспомним, что изменилось в России благодаря PlayStation или просто тогда, когда PlayStation была актуальна.
Россия из страны консольщиков превратилась в страну писишников
В “Денди” играли все. В “Сегу” мечтали играть все. А вот “Плейстейшн” досталась только увлеченным геймерам. Насколько “Денди” была дешевле, чем ПК? В десять, двадцать, тридцать раз? До 1994 года компьютер, как правило, можно было увидеть у родителей на работе, в специальном клубе, у богатых друзей. Домой если и покупали, то подержанный, устаревший компьютер. Игры распространялись на неудобных дискетах, да и выбор их был не столь уж и велик. “Денди” же (причем именно в дешевом китайском варианте) стоила настолько дешево, что ее покупка вполне укладывалась в бюджет “подарка ребенку на день рождения”, “за пятерки”.
В эпоху PlayStation компьютеры значительно подешевели и стали доступнее, игры на компакт-дисках тоже стоили недорого, зато приставка по цене перешла в категорию “серьезной бытовой техники”, покупка которой – важное семейное решение. И тут в российском обществе родился консенсус: “Компьютер ребенку нужен, потому что на нем он будет работать и учиться, а приставка – нет, потому что на ней он будет только играть”. И неважно, что в реальности никакой учебы не было, для самоуспокоения родители твердили именно так и закрывали глаза на правду.
Поэтому PlayStation собрала аудиторию всего примерно в миллион человек, и последние двадцать лет число консольных геймеров в России именно таково, миллион. Из этого правила выбивается только PSP с ее 1.5 млн. пользователей, но это, видимо, следствие того, что ее покупали не только и не столько ради игр.
При этом число ПК-геймеров в России – до 40 млн. человек (если считать и онлайн-игры).
Бренд PlayStation обзавелся армией преданных фанатов
В то время как во всем остальном мире PlayStation боролась c Saturn и Nintendo 64, а PlayStation 2 – с Dreamcast, Xbox и GameCube, в России царила только одна марка консолей (забавно, что у нас некоторую популярность завоевала самая провальная приставка из списка, Dreamcast). Миллионы, десятки миллионов геймеров в США, Европе, Японии выбирали альтернативные платформы, у нас – нет. В России консольный гейминг для большинства – это и есть PlayStation, без вариантов.
Кто-то может сказать, что все дело в том, что PlayStation было легко взламывать, и пиратские игры запускались без проблем. Не все так просто. Парой поколений позже Xbox 360 стала идеальной консолью для воров, но более чем пятьсот тысяч владельцев не стали ее любить от этого больше. Да, они (за редким исключением) признавали, что им удобно бесплатно играть на Xbox 360, но честно говорили, что используют консоль для мультиплатформы, а эксклюзивы PlayStation 3 покупают за деньги на PlayStation 3 и любят именно ее (как, к слову, любят и провальную Dreamcast).
Скорее, тут совпало то, что PlayStation действительно много классных игр, они были близки по менталитету российским геймерам (JRPG и вообще игры с интересным сюжетом, дотошный симулятор Gran Turismo, “драчки”-файтинги), ну и да, стоили копейки – настолько мало, что можно было легко покупать по десять дисков за один визит в магазин. Плюс, конечно, уважение к японской технике (Sony) и сложное отношение к компании Microsoft (вспомните анекдоты про Билла Гейтса). И да, Halo в России иррационально не приживается, вот никак.
Так что теперь PlayStation в России даже не нуждается в рекламе. Достаточно вывести товар на рынок – его купят только из-за названия (что, в общем, сильно помогает PlayStation Vita).
Консольные игры стали переводиться на русский
На “Денди” и “Сеге” игры были на английском. Иногда – даже и вовсе на японском, и ведь справлялись же. Лишь тогда, когда 8- и 16-битные консоли перестали быть актуальными, появились картриджи с переводом (с расчетом на совсем уж детскую аудиторию). На PlayStation же в какой-то момент пиратские локализации были поставлены на поток.
Если не ошибаюсь, одной из первых ласточек стала Twisted Metal. Но вскоре оказалось так, что купить пиратскую игру на языке оригинала стало невозможно. Отвратительного качества переводы называли “русефекациями”, плевались, но жрали. Причем, что характерно, этот продукт был востребован. Игры с русским текстом (даже плохим, даже искажающим смысл) люди покупали намного охотнее. В разы.
При этом именно на PlayStation появились и первые официальные локализации (MediEvil 2). И понеслось.
В наши дни локализация игр вызывает смешанные чувства. Издателей то упрекают за то, что перевода нет, то критикуют за то, что перевод есть (иногда это делают одни и те люди). Причем к качеству локализации это, как правило, не имеет никакого отношения. Если человек хочет играть на русском, то ему наплевать на огрехи перевода. Если не хочет, то он выдумывает эти огрехи и обливает грязью отличную локализацию.
В любом случае, российские геймеры массово голосуют за переводы рублем (по моим данным, слова “полностью на русском языке” на обложке увеличивают продажи в среднем в три раза). И все это началось на PlayStation.
Консоли пришли в Россию легально
В эпоху первой PlayStation в России появились представители Sony, начал издаваться журнал Official PlayStation, вышли первые официально переведенные игры. Конечно, в те годы пользователей лицензионной продукции было немного, но постепенно, по чуть-чуть, рынок изменился. В эпоху PlayStation 2 законопослушных пользователей стало существенно больше. А когда появилась PlayStation 3 с невзламываемой (по крайней мере, в первые четыре года) защитой от копирования, то внезапно оказалось, что в России есть полмиллиона консольных геймеров (половина потенциальной аудитории, напомню), которые готовы платить за любимое увлечение нормальные деньги, если уж иначе никак нельзя. Продажи, например, Gran Turismo 5 по цене в 60 евро в России составили 100 тыс. копий, сравнимые результаты были у Heavy Rain и игр циклов Uncharted и Grand Theft Auto.
Также в Россию пришли и Microsoft c Nintendo, что, разумеется, тоже чертовски полезно.
Стартовал холивор консольных и писишных геймеров
До PlayStation, в общем, не было популярно сравнивать ПК и консоли. Каждый играл на том, что ему купили родители, и был доволен. В эпоху PlayStation геймеры, которые могли себе позволить приставку, были вынуждены делать выбор между ней и ПК. А затем этот выбор нужно было объяснить. Холиворы ведь работают очень просто: если кто-то критикует тот продукт, который ты купил, то либо ты споришь с ним, либо соглашаешься и чувствуешь себя идиотом, который потратил деньги неправильно. Примерно в эпоху PlayStation в Россию пришел и Интернет – тут, думаю, все понятно.
Холиворам способствовало то, что на ПК и PlayStation игры создавались в принципиально разной парадигме. На ПК их делали европейцы и американцы, на PlayStation – в основном японцы (что отражалось, например, на визуальном дизайне). На ПК популярностью пользовались шутеры и стратегии, на консолях – экшны и RPG. На ПК любили нелинейный сюжет с создаваемыми вручную персонажами, на консолях – линейную мощную историю с заранее прописанными героями. На ПК игры зачастую отдавали “симуляторностью”, на консолях было много портов с аркадных автоматов, в которых акцент делался на зрелищность. После того, как на днях в Facebook знакомый написал, что “не хочет покупать приставку, потому что там все игры с автоприцелом”, я улыбнулся и вспомнил, что на первой PlayStation все ведь именно так и было.
Холивор актуален до сих пор, хотя на консолях давно уже полно шутеров и почти нет JRPG (но все почему-то думают, что на приставках марки PlayStation они обязаны быть). Текст же хочу закончить вот чем: первая PlayStation уже старше многих из вас. Подумайте об этом, прежде чем фамильярно называть ее “Сонькой” или “Плойкой”.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь