Shurkec
Нельсон свои корабли никогда бы не затопил...
Топили все. И англичане. И французы. И испанцы. И русские.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
О "самотопстве":
Испанцы:
1741 г. - осаада Картахены - испанцы затопили на подходах к рейду 5 из 6 ЛК (6-й не успели, его захватили англичане).
Гавана - осада 1762 г.,, на рейде затоплена бльшая часть эскадры (12 ЛК и 3 ФР).
Будем считать испанцев хроническими самотопами?
Англичане:
1667 г. - чтобы не пустить голландцев вверх по Темзе и Медуэя, англичане топят целую эскадру своих боевых кораблей, некоторые - так неудачно (паника), что их уже не достать. Но голландцы все же захватывают часть англ. кораблей, в т.ч. знаменитый флагман - 3-дечник Ройал Чарлз и уводят его в Голландию (Сlowes, The Royal Navy. A History). 1667-й никакому Севастополю не перешибить. В парламенте затопление кораблей в Чатэме назвали "позором нации". А коммисионеров верфей и частично командование флотом объявили "виновными в позоре нации". Это были слушания Палаты Лордов, 1668 год.
1778 г. - Баррингтон на Сент-Люсии готовится затопить часть судов, чтобы не пустить Эстэна в бухту (Гран Куль де Сак).
1781 г. - вице-адм. Дарби с 27 ЛК - за о. Уайт, против него - 49 ЛК франко-испанского флота. Решено подготовить к затоплению часть портовых ЛК и ФР, чтобы не пустить сюзников в Портсмут, если те начнут вторжение.
(Beatson, Naval & Milittary Memoirs of Great Britain)
Будем считать англичан потомственными самотопами?
Французы:
1702 г. - Виго, Шато-рено приказывает затопить 15 франц. ЛК, чтобы закрыть вход в бухту певосходящим силам союзников. (Calmon-Maison, Le marechal de Chateau-Renault).
1707 г. - Тулон, французы предпочитают затопить свои 50 ЛК (в т.ч. 13-3-дечников), хотя у Шовеля и Альмонда только 46 ЛК (Byng Papers).
Будем считать французов убежденными самотопами?
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
О воровстве:
Высказывалось мнение, что воровство характерно только для России и русских, а все остальные – очень хорошие, красивые и пушистые. Мои примеры, когда из-за коррупции была фактически потеряна Америка и чуть не состоялось вторжение в Англию, внимания удостоено не было.
Вот капитальный труд Фрэнка Фокса, лучшего специалиста по англ. флоту 17 века эпохи Стюартов, над которым он работал 10 лет – A Distant Storm: The Four-Days’ Battle of 1666 (19960.
1660-е годы, Англия. Воруют все и вся – комиссионеры флота, адмиралы (берут взятки с купцов за эскорт), генералы, капитаны (контрабанда товаров на королевских кораблях), бухгалтеры (липовая отчетность), казначеи (масса мертвых душ в списках моряков, зарплату которых они кладут себе в карман), портвые рабочие, которые ежедневно что-то тащат к себе домой с верфей (все их дома построены из ворованных корабельных материалов); один адмирал возмущается – больше 2000 фунтов я за раз никогда не брал (как и Клайв очень удивлялся своей скромности); подрядчики, поставляющие в казну негодные материалы – все разваливается и ломается, в тропиках жара расплавляет смолу, крепления негодные, падают реи и стеньги сами по себе. При всем том это не считалось воровством, и было обычным явлением. Причина – таково было все общество вообще. Все делалось только за взятки, и это был закон. Скажем, судьи получали нередко взятки от обеих тяжущихся сторон. Даже великий борец с коррупцией – секретарь Адмиралтейства Сэмуил Пипс, «Немезида лондонских портов и доков», в 1660 г. имел все состояние размером всего 40 ф.ст., в год получал 625 фунтов (его жена славилась расточительством), но уже в 1666 г. имел состояние в 6200 ф.ст.
В 1690-е гг. коррупция в Англии приняла столь чудовищные размеры, что стала угрожать самому гос-ву, она вызывала всеобщую ненависть, и король Людовик строил на ней даже свои планы вторжения в Англию в 1696 г. (Entick, A New Naval History).
1-й лорд Адмиралтейства Сэндвич (который изобрел сэндвичи) (1778 г.): «Воруют? Воруют. Много? Много, сам не безгрешен. На деньги, что отпускаются на флот, можно было бы содержать вдвое больший флот». Т.е., как замечает комментатор, если бы не воровали, то Америка осталась бы колонией.
(Sandwich Papers).
Франция:
Король-солнце приказывает построить самый большой в мире ЛК, в 1675 г. он сходит на воду – «Victorieux» (Победоносный). Но выйти в море он не может – утонет. «Коррупция портовых властей», - бесстрастно замечает Жан Будрио (Les vaisseaux de 74 a 120 canons). В море не был ни разу и в 1685 г. сломан.
1759 г. – еще один «царь-корабль» - опять самый большой в мире – 116-пушечный Royal Louis, по желанию короля. Немногим лучше предыдущего, всего один выход в море с половиной артиллерии, причем малых калибров. Вскоре ясно, что более он не годен и в 1771-72 гг. отправляется на слом (Boudriot).