Затеял и построил метро.
Год 1931-й
Июнь. Пленум ЦК ВКП(б), обсуждая вопросы реконструкции столицы, постановил: ?Немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок с тем, чтобы в 1932 году уже начать строительство метрополитена?.
7 ноября, в день 14-й годовщины Октябрьской революции, на Русаковской улице небольшая группа людей торжественно открывает первую шахту. Здесь начинается опытный участок подземки. Работают несколько человек лопатами и мотыгами. Затем появляются первые шахтные вышки.
Год 1935-й
Январь. Под Театральным проездом уложен последний метр рельсов. Путь готов.
5 февраля VII съезд Советов заканчивает свою работу. Делегация рабочих Метростроя в рабочих костюмах входит в зал заседаний съезда, зажигает зеленый свет на сигнальной лампе и рапортует:
? Метро есть!
Ночью 2500 делегатов VII съезда Советов стали первыми пассажирами в первых восьми поездах московского метро.
14 мая в Колонном зале Дома союзов состоялось торжественное заседание, посвященное пуску первой очереди московского метрополитена. Было решено:
?За успешную работу по строительству московского метрополитена объявить от имени Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР благодарность ударникам, ударницам и всему коллективу инженеров, техников, рабочих и работниц Метростроя?.
?За особые заслуги в деле мобилизации славных комсомольцев и комсомолок на успешное строительство московского метрополитена ? наградить орденом Ленина Московскую организацию комсомола?.
15 мая в 7 часов утра московский метрополитен открыт для всеобщего пользования.
Первый поезд метро состоял из двух вагонов: моторного ? 0001 и прицепного ? 1001. Вагоны были красного цвета. Вел этот поезд инженер завода ?Динамо? М. Шполянский.
В наши дни вагон ? 1001 1) обосновался в депо станции ?Сокол?. В нем устроена лаборатория для проверки состояния путей. А вагон ? 0001 иногда совершает рейсы из депо ?Измайловская?.
На первой линии метрополитена протяженностью 11,2 км было 13 станций: ?Сокольники?, ?Красносельская?, ?Комсомольская?, ?Красные ворота?, ?Кировская?, ?Дзержинская?, ?Охотный ряд?, ?Библиотека имени Ленина?, ?Дворец Советов?, ?Парк культуры?, ?Коминтерн?, ?Арбатская? и ?Смоленская?. Первое время четырехвагонные составы совершали рейсы с пятиминутными интервалами в двух направлениях: в сторону парка культуры и Смоленской площади. К концу года поезда стали шестивагонными, а интервалы были сокращены до четырех минут.
Год 1937-й
20 марта вступил в строй участок длиной 1,3 км второй очереди метро ? от станции ?Смоленская? до станции ?Киевская?.
На строительстве второй очереди работало 42 щита. Такого количества одновременно работающих щитов не знало еще ни одно строительство метрополитена в мире.
Построен первый метромост в Москве между станциями ?Смоленская? и ?Киевская?.
Год 1938-й
13 марта открыт участок от ?Площади Революции? до станции ?Курская?, его протяженность 2,3 километра. Поезда стали ходить раздельно по двум линиям.
11 сентября вступила в эксплуатацию линия протяженностью 8,5 км с шестью станциями: ?Площадь Свердлова?, ?Маяковская?, ?Белорусская?, ?Динамо?, ?Аэропорт?, ?Сокол?.
Началось строительство третьей очереди метро.
Метростроевцы привлечены к строительству новых угольных шахт в подмосковном бассейне и на Урале.
Сталин построил Москвичамм метро. Это + огромный.