Аспарух
Аспарух
Да у него два варианта! Один от Романа Игоревича казнённого в Галиче в 1211 г. Другой от кого-то из сыновей Владимира Игоревича.
Насколько я знаю, вероятность первого из этих вариантов минимальна, так как существует обоснованное мнение, что Роман и Святослав Игоревичи были казнены вместе со своими женами и детьми. Об этом говорилось в статьях Волощука и Димника (сам я пока эти статьи не читал, разговор о них был на другом форуме).
Аспарух
А на счёт Станислава есть версия, и её тоже придерживается камрад Alexios, что это сын Владимира Святого и брат Мстислава-Константина Черниговского и Тмутараканского. По крайней мере в сущестовании "данного" Станислава мало кто сомневается.
Поразмыслив над этой версией я пришел к выводу о том, что скорее всего в "Тератургиме" идет речь не об этих людях. Вот этот список:
Как видим, этот список состоит либо из...
1. князей, оказавших значительное влияние на распространение и укрепление христианской веры на Руси: Ольга, Владимир, Ярослав.
2. Князья прославленные как святые Православной церковью: Борис, Глеб, Михаил.
И, наконец, крупнейшие русские князья, которые действительно могли быть ктиторами, т.е. вкладчиками Киево-Печерской лавры: Святослав, Всеволод, Владимир Мономах, Святополк, Всеволод II, Всеволод Большое гнездо, Андрей Боголюбский, Иван Грозный, царевич Иван Иванович...
А вот каким образом в этот список вклиниваются Мстислав, Евстафий и Станислав? Что они такого сделали? По летописи об этих людях известно совсем немного. Да, Мстислав основал Спасо-Преображенский собор в Чернигове (достраивали храм уже после его смерти). Но ктиторами Киево-Печерской лавры ни он, ни его сын быть не могли, так как она была основана через несколько десятилетий после их смерти! И это главный аргумент в пользу того, что упомянутые в "Тератургиме" Мстислав и Евстафий не брат и племянник Ярослава Мудрого. Ведь Кальнофойский должен был опираться на какие-то источники. А какими источниками он мог располагать в 17-то веке?
Это прежде всего…
1. летописи
2. синодики
3. предания
4. какие-то монастырские документы типа вкладных книг и грамот.
Первые два пункта отпадают сразу, так как мы в основном в курсе тех летописей и синодиков, которыми располагал киево-печерский монах в начале 17 века. В них не более информации о Мстиславе и Евстафии, чем знаем мы сейчас. Третий пункт (предания) весьма сомнителен, потому что предания о каком-то особом благочестии Мстислава и его сына скорее всего как-то отразились бы в других источниках. А этого нет. ПВЛ ни словом ни духом не упоминает об каком-то особом благочестии Мстислава и почти ничего не говорит о его заслугах перед церковью. Ну разве что церковь св. Спаса заложил, а вообще был храбр в бою, любил дружину и проч. У Евстафия Мстиславича и Станислава Владимировича возможности быть зафиксированным в преданиях было еще меньше.
А наличие в монастырском архиве каких-либо грамот и документов связанных с Мстиславом и Евстафием Черниговскими еще менее вероятно, так как на момент смерти этих князей лавра еще не существовала!
Итак, мы приходим к выводу, что вероятность попадания в список ктиторов Киево-Печерской лавры у Мстислава и Евстафия Черниговских, а также Станислава Владимировича очень мала и мы должны искать подходящие кандидатуры среди других князей 12-14 веков. Например, Мстислав может оказаться Мстиславом Романовичем "Старым", ну а Станислав из "Тератургимы" может соответствовать... Станиславу Киевскому 14-го века.
konrad karlovich
Тут стоит отметить два момента. С одной стороны Станислав упомянут не только в 6488 (980) году, но еще и в статье 6496 (988) года, когда описывается распределение столов-княжений. Поэтому вполне возможно то, что, заметив взаимоисключающие параграфы статей 6488 и 6496 годов, позднейший редактор решил исправить дело заменой второго Мстислава на Станислава в статье 6488 года.
С другой стороны, даже если Станислав Владимирович - плод некоей ошибки или недоразумения, для киево-печерских монахов 17-го века он был вполне реальным персонажем.
konrad karlovich
А идея создания подобной библиотеки на этом сайте, о чем говорили несколько месяцев назад, таки тихо умерла?
Увы, да.
Хотя я не теряю надежды, что сайт по синодикологии когда-нибудь все же удастся создать.
стрийко
стрийко
Я не очень смыслю в интернете, Может тут создать еще одну ветку, источнико-историографическую - "Список помяников". В каждый из них "вливать" фото,литературу.
Можно и так, хотя неплохо бы заранее обговорить обдумать правила размещения информации, чтобы ветка не превратилась в неудобоваримый ворох сообщений. Думаю, что там должны быть только "сухие" данные (ссылки на статьи по теме, фото, указание на местонахождение оригиналов, публикации, литературу), а дискутировать лучше в другой ветке (этой).
стрийко
Может Институт славяноведения РАН мог бы создать сайт древнейших синодиков, со всеми необходимыми техническим прибамбасами?
Моя розовая мечта. И хотелось бы чтобы при этом сайте была создана база данных для всех лиц когда-либо попавших на страницы синодиков. Но у нас пока даже не все тома ПСРЛ легкодоступны в Сети. Немцы вывалили в открытый доступ основной корпус источников по германской истории. А мы? Даже этот
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь как я понял создан по инициативе одного из провинциальных ВУЗов. Как-бы подвигнуть наших ученых мужей на такое дело?