Сообщество Империал: Синодикология - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Синодикология
О чем говорят древние помянники
Тема создана: 07 Август 2012, 10:13 · Автор: AlexiosСообщений: 174 · Просмотров: 20 461

  • 18 Страниц
  • Первая
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • Последняя »

Недавно добавленные Статьи

Shadowrun: Hong Kong

Honda Tadahacu

Super Star Wars ОбзорЪ

Count Bagatur RF

Грюнвальдская битва.

Ιουστινιανός

Аспарух

    4 126

    186

    0

    1 660

    4 304
  • Статус:Всадник

Дата: 11 Ноябрь 2012, 15:30

Ratsha
Камрад, а Вы наверное по Стародубским князьям копаете?

Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьRatsha

Камрады, а что за "Патриарший синодик"? Кому-нибудь что-либо известно о нем?


Определённо сказать ничего не могу. Но вот две ссылки возможно они помогут в поиске.

Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

    Ratsha

      1 758

      7

      0

      1 072

      3 029
    • Статус:Примипил

    Дата: 11 Ноябрь 2012, 23:12

    Аспарух

    Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьАспарух

    Камрад, а Вы наверное по Стародубским князьям копаете?

    Пока везде понемногу... :)

    Лихвинский Покровский Добрый монастырь был по преданию основан князем Романом Семеновичем Новосильским, который согласно этому же преданию в нем и постригся в монахи перед смертью. Первые документальные свидетельства существования монастыря относятся к концу XV века. Долгое время обитель являлась фамильной святыней для потомков ее основателя - князей Одоевских и Воротынских.
    Синодик Лихвинского Доброго монастыря по статье В.М. Кашкарова в "Известиях Калужской ученой архивной комиссии" за 1898 год (выпуск 2-й):
    Поминальные записи князей Одоевских:
    Спойлер (скрытая информация)

    Поминальные записи княгинь и княжон Одоевских:
    Спойлер (скрытая информация)

    Этот синодик позволяет ответить на вопрос "Князь Федор Юрьевич Одоевский - реальный персонаж или нет?"
    Дело в том, что по родословным этот внук Романа Семеновича Новосильского являлся предком князей Воротынских. НО! Как убедительно доказано еще лет 100 назад, родословные были в свое время "запутаны" (не исключено, что намеренно) и на самом деле князья Воротынские происходили от князя Льва, не внука, а сына Романа Новосильского. У этого-то князя Льва и был сын по имени Федор, зять литовского князя Корибута. Федор Львович Воротынский прекрасно известен по своим "докончаниям" с Казимиром Ягеллоном…
    Ну хорошо. Мы разобрались. У Льва был сын Федор, а вот у его брата Юрия был все-таки сын с таким именем или нет?
    У Войтовича, к примеру, в росписи такой князь указан, с примечанием, что он упомянут в Любецком синодике (и ссылка на известный труд Зотова по черниговским князьям). И там Федор Юрьевич действительно упомянут, но не в самом синодике, а в "итоговой" росписи черниговских князей. (и снова мы говорим "привет!" Войтовичу) :0142:
    М.М. Кром, основываясь преимущественно на трудах Кучиньского и Вольффа, вообще утверждает, что "документы первой половины XV века никакого "Федора Юрьевича" среди верховских князей не знают..."
    Но если заглянуть в синодик Лихвинского Доброго монастыря, то действительно между "князем иноком Ионой" (Иваном Юрьевичем) и "князем Семеном Юрьевичем" находим "князя Федора Юрьевича". Так что получается, что у Романа Семеновича Новосильского была два внука по имени Федор - один "Львович", а другой "Юрьевич".
    Кстати, кроме Федора в этом же синодике упомянут еще и его брат "князь Василий Юрьевич", который кроме этого фигурирует лишь в некоторых родословных...
    :ps: В заключение стоит сказать о том, что эта статья Кашкарова - пример того как не надо публиковать исторические источники. Подлинный текст синодика не выделен вообще никак и мне приходилось додумывать, отбрасывая те места текста, в которых я наименее уверен. Так у князей (7), (8) и (9) указано еще и их прозвание по уделу - "Одоевский". Но я на всякий случай "прозвания" убрал...
    Поэтому я на 100 % не могу исключить того, что отчество князя Федора "Юрьевич" может оказаться "реконструкцией" Кашкарова, которую он сделал под влиянием безусловно известных ему родословцев князей Одоевских. :038:

      Аспарух

        4 126

        186

        0

        1 660

        4 304
      • Статус:Всадник

      Дата: 12 Ноябрь 2012, 12:44

      Камрад, браво! Спасибо! Очень интересно. Вы как всегда настойчиво находите очень интересную и полезную информацию.

      Меня кстати очень заинтересовали также первые три князя из синодика приведенного Вами:

      Цитата

      1. князь Георгий
      2. князь Михаил
      3. князь Тихон

      Которые записаны до Романа Семёнович. Возможно это его вероятные предки: Георгий - князь Семён Михайлович Глуховский и Новосильский; Михаил - князь Михаил Глуховский(известен по Любецкому синодику) или скорее Александр Семёнович (+1326), убитый в Орде., а может это вообще одно лицо было; Тихон - отец Романа князь Семён.
      Возможно вопрос происхождения и истории Новосильских князей стоит рассмотреть в профильной теме. Вот здесь - Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

      Здесь кстати есть некоторые параллели с Любецким синодиком!
      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Точнее я хотел сказать используя информацию Любецкого синодика и Синодика Лихвинского Доброго монастыря, а также некоторых других первоисточников, можно попробовать реконструировать генеалогию первых поколений Новосильских князей.

        Alexios

          1 566

          7

          0

          1 337

          2 754
        • Статус:Примипил

        Дата: 12 Ноябрь 2012, 15:28

        Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьRatsha

        Синодик Лихвинского Доброго монастыря по статье В.М. Кашкарова в "Известиях Калужской ученой архивной комиссии" за 1898 год (выпуск 2-й)

        Камрад, а если не секрет, где Вам удалось раздобыть 2-й выпуск? В моем файле за 1898 год именно его как раз и нет. :029:

          Ratsha

            1 758

            7

            0

            1 072

            3 029
          • Статус:Примипил

          Дата: 12 Ноябрь 2012, 15:37

          Alexios

          Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьAlexios

          Камрад, а если не секрет, где Вам удалось раздобыть 2-й выпуск? В моем файле за 1898 год именно его как раз и нет.

          Скачал где-то в сети примерно месяц назад, а сейчас никак не могу найти где... :057:
          Если найду, то дам ссылку. :)

            Ratsha

              1 758

              7

              0

              1 072

              3 029
            • Статус:Примипил

            Дата: 12 Ноябрь 2012, 18:28

            Вот здесь я скачал:
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
            Если здесь книгу скачать не получится, то статью на "мыло" сброшу... :)

              Ratsha

                1 758

                7

                0

                1 072

                3 029
              • Статус:Примипил

              Дата: 15 Ноябрь 2012, 20:27

              Выяснилось, что "Патриаршим" называют синодик Успенского собора Московского кремля. :)
              Синодик Нижегородского Печерского монастыря (синодик Трифона) (ЧОИДР. 1868. Кн. 1, отд. V. С. 1–8):
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
              Имеет значение, в основном, для истории "опричнины". Скрынников писал, что именно этот синодик дал ключ к реконструкции подлинных списков казненных по приказу царя людей.
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
              Спойлер (скрытая информация)

              Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
              Спойлер (скрытая информация)

              Для сравнения еще парочка вариантов "синодика опальных":
              выписка из синодика Спасо-Прилуцкого монастыря (ЧОИДР. 1859. Кн. 3, отд. V. С. 89–100):
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
              список в приложении к книге Н.Г. Устрялова "Сказания князя Курбского":
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

                Аспарух

                  4 126

                  186

                  0

                  1 660

                  4 304
                • Статус:Всадник

                Дата: 17 Ноябрь 2012, 21:28

                Синодики:

                Киево-Выдубицкого монастыря

                Киевского Михайловского Златоверхого монастыря
                Этот синодик, к счастью, сохранился и опубликован.
                Киево-Китаевского монастыря
                Киево-Межигорского монастыря
                Вышгородской церки Бориса и Глеба
                Киево-Николаевского монастыря

                Киево-Печерского монастыря (в списке 1718 года)
                Киево-Печерского монастыря (еще один синодик, дата не указана, видимо начало XVIII века)
                Киево-Софийского собора


                Это наверное и есть те "Киевские синодики" о которых говорил М.С.Грушевский в своей Истории Украины-Руси том 3.

                Цитата

                Арх. Філярет, виписуючи з новгородського синодика ту записку про Івана-Володимира, додає: Въ кіевскомъ послЂ кн. Іоанна и Маріи — „Терентій, Андрей, Феодоръ, Іоаннъ” (ор. c. c. 43). Зотов (с. 118) здогадуєть ся, що сей Феодоръ — то Федір київський 1331 р., що він був брат Володимира-Іоанна, і що Терентій і Андрій теж були київськими князями. Як я зазначив ще в своїй Історії Київщини (c. 466), в київських синодиках мусить бути й більше київських князїв з сих часів, але щоб шукати їх, треба насамперед, щоб сї синодики були видані. Поки ж що, та записка арх. Філярета така, що її анї пришити анї прилатати (він каже: „Въ кіевскомъ послЂ Іоанна и Маріи”..., а що то за Іоанн і Марія — - з його попереднїх записок не можна доміркувати ся). Отже і всякі гіпотези з неї робити на нї що не придасть ся.


                Интересно было бы ознакомится с текстом этих синодиков (желательно в оригинале!), и поискать там киевских князей в татарское время, да и в начальное литовское тоже. Может они помогут идентифицировать Ивана Борисовича Киевского погибшего на Ворскле в 1399 г., прояснить вопросы с битвой на Ирпени, а также более точно определить время и род упомянутых выше Ивана-Владимира Киевского и Андрея Овруцкого, а также кто такие "Терентій, Андрей, Феодоръ, Іоаннъ".

                  Аспарух

                    4 126

                    186

                    0

                    1 660

                    4 304
                  • Статус:Всадник

                  Дата: 17 Ноябрь 2012, 23:27

                  Да конечно раздобыть бы хоть один синодик из Полоцкого княжества, а также упоминавшийся уже синодик Туровского Свято-Варваринского монастыря, и Туровского Борисо-Глебского монастыря (в последнем кстати находилась кафедра Туровских епископов!), многие вопросы древнерусской истории можно было бы прояснить!
                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                  Цитата

                  Туровский Свято-Варваринский монастырь


                  Основан не позднее 1169 г., когда епископскую кафедру в Турове возглавлял свт. Кирилл. Возможно, именно по его благословению был основан этот женский монастырь. Он располагался в северо-восточной части города близ деревни Черницы. Неподолеку от Черниц, в деревне Сторожевка, в приходском храме Покрова Пресвятой Богородицы в 1843 г. был найден древний синодик-помянник Свято-Варваринского монастыря. В нем были записаны имена 23-х туровских архиереев, которые занимали Туровскую кафедру в течение 11–16 вв. Этот документ свидетельствует о том, что Варваринский монастырь существовал еще в 17 в. Но дальнейшая судьба его нам неизвестна.


                  А в Борисо-Глебском монастыре обязательно должен был существовать синодик, где скорее всего поминались епископы Туровские и князя Туровские, да и возможно Пинские, и других уделов данной волости.

                    Ratsha

                      1 758

                      7

                      0

                      1 072

                      3 029
                    • Статус:Примипил

                    Дата: 18 Ноябрь 2012, 22:43

                    Аспарух
                    С белорусскими синодиками пока вообще дела обстоят очень неважно. Так сложилось, что монастыри Беларуси пострадали от межконфессиональных разборок и войн в большей степени, чем монастыри Украины.
                    О Северо-Восточной Руси я вообще помолчу. К слову, вот что писал Н.Н. Улащик о судьбе монастырских книжных собраний:

                    Цитата

                    Что же касается условий для сохранения рукописей в эпоху после Сигизмундов, то они были до крайности неблагоприятные.
                    В Белоруссии до конца XVI в. почти все монастыри были православными, позже большинство из них стало униатскими, кроме того, было создано много католических. Борьба, разгоревшаяся между православными, с одной стороны, униатами и католиками – с другой, привела к тому, что масса рукописей, писанных кириллицей и хранившихся в монастырях, была уничтожена, масса документов погибла независимо от того, на каком языке и каким шрифтом они были написаны. Еще больше книг и рукописей погибло во время бесконечных войн.
                    В настоящее время не существует ни одной работы, в которой сообщалось бы, какие монастыри были в разное время в Белоруссии и какими ценностями (книгами, иконами, утварью, облачением и т. д.) располагал тот или иной монастырь.

                    Летописи от полного уничтожения спасало еще то, что они существовали во многих списках, которые находились не только в церквях и монастырях, но еще и у мирских лиц. А вот синодики зачастую существовали как-раз лишь в единственном экземпляре. При этом, сам этот экземпляр представлял какой-либо интерес лишь для монахов конкретного монастыря и его вкладчиков. Поэтому уничтожить такой документ безо всякого следа было очень легко. :029:
                    Из белорусских синодиков была статья Скрынченко Д.В. в ЧОИДР, 3-я книга за 1910 год по синодикам Свято-Троицкого Слуцкого, Грозовского Иоанно-Богословского и Дятловского Преображенских монастырей. Но похоже, что в сети этого тома нет... :(
                    Была еще его отдельная работа по Слуцкому синодику:
                    Д.В. Скрынченко Слуцкий синодик 1648 г. Вильна, 1914
                      • 18 Страниц
                      • Первая
                      • 4
                      • 5
                      • 6
                      • 7
                      • 8
                      • 9
                      • 10
                      • 11
                      • 12
                      • Последняя »

                      Лента Новостей

                      Введите ваши имя форумчанина и пароль:

                      Введите Ваше имя  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]

                      Не стесняйся, общайся -


                      Воспользуйтесь одной из социальных сетей для входа на форум:


                      Внимание: Реклама отключена для зарегистрированных посетителей

                        Стиль:
                          29 Мар 2017, 12:07
                      © 2017 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики