Сообщество Империал: Синодикология - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Синодикология
О чем говорят древние помянники
Тема создана: 07 Август 2012, 10:13Сообщений: 174 · Просмотров: 19 834

  • 18 Страниц
  • Первая
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • Последняя »

Недавно добавленные Статьи

Zombie Star Wars Mod

Count Bagatur RF

Гунны в Total War: Attila

Последний Эллин

Обзор Total War: Warhammer

Последний Эллин

Аспарух

    4 126

    186

    0

    1 660

    4 298
  • Статус:Всадник

Дата: 20 Ноябрь 2012, 23:13

Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьRatsha

Из белорусских синодиков была статья Скрынченко Д.В. в ЧОИДР, 3-я книга за 1910 год по синодикам Свято-Троицкого Слуцкого, Грозовского Иоанно-Богословского и Дятловского Преображенских монастырей. Но похоже, что в сети этого тома нет... :(
Была еще его отдельная работа по Слуцкому синодику:
Д.В. Скрынченко Слуцкий синодик 1648 г. Вильна, 1914

А вот это очень интересно! Хоть что-то сохранилось. Очень хотелось бы ознакомится хотя бы последней указанной работой. :038:


Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьRatsha

"князь Феодор Володимерский


Это может быть Фёдор Любартович князь Волынский, а может и Фёдор Ольгердович Ратенский.



А я наконец-то смог (появилось время и возможность) прочитать статью И.Мицька про ДАВНІЙ УНІВСЬКИЙ ПОМ’ЯНИК, на который дал Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь уважаемый камрад Alexios

Довольно любопытная и интересная статья. Особенно что касается рода князя Льва. Автор делает неоднозначные предположения. Версия о христианском имени Гедемина - Прокопий?! Версия о браке того же Гедемина с княжной из Черниговских Ольговичей (что кстати вероятно, хотя я раньше встречал версии о том что жена великого князя Литовско-Русского была либо из Смоленского, либо из Полоцкого дома Рюриковичей). А также версия о Черниговской матери Гедемина! Любопытно он дальше развивает свою мысль родства Гедимина с Ольговичами. Князь Фёдор Киевский 1331 г., несомненно Ольгович, но и кузен Гедимина, или даже его двоюродный брат! Также на счёт князя Станислава Киевского, которого он отождествляет с Терентием из того же Уновского синодика, и синодика Киево-Пёчерского, и битвы на Ирпени выдвинуты интересные гипотезы.

А вот с выводами автора я согласен на все сто!

Цитата

Учитывая чрезвычайно важное значение для нашей истории древнеукраинских диптихов (т.е. - синодиков - прим. Аспарух) необходимо подготовить их полное собрание. ... ... ...
Прежде всего следует опубликовать научный комментарий к древнейшему восточнославянскому синодику - помянику черниговских князей XII - XIV вв.

Цитата

На основе Любецкого синодика, и диптихов различных храмов Киево-Печерской Лавры ...
:006:

Знаете камрады, у меня предчувствие, если не большого, то значительного прорыва в изучении древнерусской истории! :0112:

    Ratsha

      1 757

      7

      0

      1 071

      3 023
    • Статус:Примипил

    Дата: 21 Ноябрь 2012, 20:59

    Аспарух

    Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьАспарух

    Версия о христианском имени Гедемина - Прокопий?!

    Я вот думаю: А почему бы нет? Если, допустить, что Гедимин был женат на русской княжне, то почему-бы ему не принять крещение? По крайней мере формально. Кроме того очевидно, что некоторые его сыновья приняли крещение еще при жизни отца, а наличие у него "брата" по имени Федор - факт подтвержденный документами. :038:
    Откуда мы вообще знаем, что он был упертым язычником?
    Русские летописцы о Гедимине писали мало, а сведения литовских для описания событий его княжения следует использовать с осторожностью, так как рассказ о княжении Гедимина появился в этих летописях лишь где-то в начале XVI века, т.е. более чем через 150 лет после его смерти (оригинальная часть первых литовских летописей середины XV века начиналась как-раз с описания событий произошедших сразу после смерти Гедимина).
    Остаются немцы и поляки. На счет поляков не знаю, а вот по поводу немцев можно сказать, что им было очень выгодно замалчивать факты принятия литовскими князьями христианства и лепить из них закоренелых язычников, так как это служило оправданием и обоснованием для крестоносной агрессии на земли Литвы.
    Видимо поэтому немецкие хронисты ухитрились "не заметить" крещение Ольгерда и принятие им монашества перед смертью.
    Так что формальное принятие Гедимином христианства, на мой взгляд, кажется не таким уж и невероятным событием. :038:

      Аспарух

        4 126

        186

        0

        1 660

        4 298
      • Статус:Всадник

      Дата: 21 Ноябрь 2012, 23:15

      Ratsha
      А что мы в сущности знаем о Гедимине? Многие вопросы его биографии дискуссионны! Он был женат три раза? Дважды на русских княжнах. Откуда это известно? Впрочем личность Гедимина и его биография это тема для отдельного разговора.

        Ratsha

          1 757

          7

          0

          1 071

          3 023
        • Статус:Примипил

        Дата: 23 Ноябрь 2012, 08:52

        Аспарух

        Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьАспарух

        А вот это очень интересно! Хоть что-то сохранилось. Очень хотелось бы ознакомится хотя бы последней указанной работой.

        Мне бы тоже... Но за ними только в библиотеку, так как в сети их видимо нет. :) Возможно выберусь как-нибудь... :rolleyes:
        Судя по некоторым упоминаниям, Слуцкий синодик довольно интересный по содержанию. Допустим, благодаря ему выясняется, что князь Андрей Дмитриевич Можайский имел крестное имя Максим, благодаря чему возможно выясняется тайна происхождения святого Михаила Клопского.
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

        Цитата

        Вскоре после этого, на Преображение Господне, приехал причащаться и монастырь кормить князь Константин с женою. За обедом Михаила заставили читать книгу Иова праведного. И князь, услышав голос старца, посмотрел ему в лицо и узнал его. Говорит он ему: «Да ведь это Михаил, Максимов сын». А тот молвил князю в ответ: «Бог знает». Тогда Феодосии сказал: «Почему, сынок, своего имени нам не назовешь?»

        А он в ответ: «Бог знает». И с той поры назвал свое имя — Михаила. И начали называть его Михаилом. Князь же сказал игумену и старцам: «Вы берегите его — этот человек нам родня»
        .
        Правда хронологически вроде-бы не очень гладко, но в сказаниях о святых часто с датами путаница бывает...

        Цитата

        в Синодике Свято-Троицкого монастыря в Слуцке в роду князя Юрия Юрьевича Олельки (отца святой Софии) записано 35 имен князей и 8 их сродников, меж коими 3 иеромонаха (Филофей, Киприан, Феогност), монах Анастасий, 29 имен княгинь и княжен, среди которых имя царицы Анны, схимонахини Анастасии, монахини Марии.

        А ведь Олельковичей-Слуцких всего известно чуть больше десятка... :rolleyes:
        А пока дам ссылки на сведения из еще двух малоизвестных синодиков:
        синодик Луцкого Крестовоздвиженского православного братства
        Максимович М.А. Собрание сочинений Киев, 1876 т.1. с.200-213
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
        запись рода князей Чарторыйских в синодике церкви села Белев
        Максимович М.А. Собрание сочинений Киев, 1877 т.2. с.391-401
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
        У Максимовича там еще немало интересных вещей есть.

          Alexios

            1 545

            7

            0

            1 335

            2 721
          • Статус:Примипил

          Дата: 23 Ноябрь 2012, 19:05

          Вроде еще не было. Синодик Колясниковской церкви 17 в.
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
          Факсимильное издание, дающее представление о том, как в действительности выглядят древние помянники. Во втором выпуске записаны и несколько княжеских и боярских родов.

            Ratsha

              1 757

              7

              0

              1 071

              3 023
            • Статус:Примипил

            Дата: 27 Ноябрь 2012, 10:03

            Еще два синодика:
            Синодик по убитым в битве под Казанью 1506 г.
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
            Синодик по убиенных во брани
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

              mantov2013

                109

                0

                0

                97

                164
              • Статус:Легионер

              Дата: 08 Январь 2013, 18:32

              Привожу выдержки из синодика Лихвинского Анастасова монастыря:
              Л. 70. Лета 7066 (1557) ноября в 30 день приказали князь Михайло да князь Александр Иоанновичи в своей вотчине в Одоеве у Рождества пречистые богородицы в Настасове монастыре игумену Герману, и священником, и всем старцам по родителях своих кормити кормы, потому что они те монастыри в своей вотчине ставили и строили их всяким строением, и земли к тому монастырю подавали, доколе и монастырь стоит. А кто дал пятьдесят рублев или больши, и тот написан в оба синодика, в вечный и в повседневный без выкладки доколе и монастырь стоит. А кто дал меншши пятидесят рублев и того держати в повседневном синодике, сколько рублев, столько и годов. А в вечном без выкладки.
              Л. 70 об. Пети и правити, собором понахиды пети и обедни служити по князе ФЕДОРЕ ЮРЬЕВИЧА ВОРОТЫНСКОМ, и кормы кормити большой. И написати его в оба синодика, в повседневный и в вечной без выкладки доколе и монастырь стоит.А корм кормити на память его месяца ноября в 11 день на память святых мученик Мины, и Виктора, и Викентия, и святаго отца нашего Федора Студийскаго. (видимо 11 ноября - день смерти).
              Л. 71. Пети и правити, собором понахиды пети и обедни служити по князе МИХАЙЛЕ ФЕДОРОВИЧЕ ВОРОТЫНСКОМ, и корм кормити большей и написати его в оба синодика, во вседневный и в вечной без выкладки доколе и монастырь стоит. А корм кормити майя 23 день на память преподобнаго отца нашега Михайла Синайского.
              Пети и привити, собором понахиды пети и обедни служити по княже Михайлове Федоровича княгине иноке схимнице ЕВФРОСИНИИ, и корм кормити большой июня в 23 день на память святые мученицы Агриппины, и написати ее в оба синодика, во вседневный и вечной без выкладки доколе и монастырь стоит.
              Л. 71 об. Пети и правити, собором понахиды пети и обедни служити по князе ИОАННЕ МИХАЙЛОВИЧЕ ВОРОТЫНСКОМ, и по два корма на год болшей кормити. Един корм на рождение его ноября 12 день на память святаго Иоанна Милостиваго, а другой корм кормити на преставление его июля 21 день на память Иоанна и Симеона; Христа ради уродивых и милостыню раздавати нищым по полтине на кормле. А на другой кормле потому же по полтине доколе и монастыр стоит. А написати его в оба синодика, во вседневный и в вечной без выкладки доколе монастыр стоит. А даяние княже Иванова Михайловича к Рождеству Пречистыя в Настасов монастыр: деревня Рымшино и Иатыновская и Подроманово тож.
              Л. 72. Пети и правити, собором понахиды пети и обедн служити по княжь Иоаннове Михайловича Воротынского княгине НАСТАСИИ и по два корма на год болшие кормити. Един корм на рождение еа октября 29 на память святые мученицы Анастасии Римляныни, и милостыню роздавати нищим по полуполине на кормли. А на другой кормли по тому же по полуполтине доколе монастыр стоит. И написати еа в оба синодика, в повседневный и вечной без выкладки доколе монастырь стоит.А корм кормити в субботу в четвертую поста.
              Л. 73. Пети и правити, собором понахиды пети и обедни служити по князе ВОЛОДИМЕРЕ ИОАННОВИЧЕ ВОРОТЫНСКОМ и по два корма на год болшие кормити. Един корм (Л. 73 об.)на рождение его июля 15 на память велиого князя Владимира Киевского, а другой корм на преставление его сентября 27 на память святаго мученика Калистрата и дружины его, и милостыню роздавати нищим по полтине на кормле, а на другой кормле потому же по полтине доколе и монастырь стоит. И написати его в оба синодика, во вседневный и в вечной без выкладки доколе монастырь стоит. А даяния княжь Володимерова Иоанновича к Рождеству Пречистые в Настасов монастврь деревня Филимоново (РГБ. Ф. 178. Синодик Лихвинского Анастасова монастыря).
              Ну и где здесь Федор Львович? Записи в синодике однозначно указывают на предка князей Воротынских - князя Федора Юрьевича. Точно такая же запись и в синодикее Успенского собора (ДРВ. Т. 6)

                Laszlo

                  5 746

                  90

                  0

                  1 319

                  5 240
                • Статус:Легат

                Дата: 08 Январь 2013, 19:51

                Cербский Пшински поменик - Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
                Болгарский Борилов синодик - Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
                Попруженко М. Синодик царя Борила. — София, 1928.
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
                Боянски поменик - Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
                Погановски поменик - Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
                Зографского поменика не нашел, но цитирую найденый текст

                Цитата

                Помени, Господи, в православната вяра български царе: царя, Бориса, Симеон, Петър, Борис, Романа, Шишман, Давид, Самуила, Гаврила… Радомир, Самуила, Страцимира, Асеня, Калимана, Бориса, Димитрия, Давида, Симеона, Георгия, Михаила, Шишмана, Костадина, Асеня, Бориса, Ивана Асеня, Петра, Гаврила, Бориса, Шемгона, Михаила, Александра, Калимана, Бат.оя, Теодора, Страцимира, Ивана, Фружина, Романа, М......, Михаила, Анд(р)оника, Асеня, Радомира, Михаила, Димитрия, Константина, Александра, Михаила, Страцимира, Михаила, Петра.

                  mantov2013

                    109

                    0

                    0

                    97

                    164
                  • Статус:Легионер

                  Дата: 09 Январь 2013, 16:01

                  Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьRatsha

                  А ведь Олельковичей-Слуцких всего известно чуть больше десятка...

                  Вы совершенно правы. Род Олельковичей, как он изложен в родословцах и у Ю. Вольфа, видимо не совсем полон. Дело в том, что в Синодике ризницы Троице-Сергиева монастыря 1575 г. упоминаются князья Олельковичи, которых вообще я нигде не встречал: ни в источниках, ни в синодиках. Я постараюсь вытащить запись этого рода из данного синодика.
                  Тут в одном из комментариев проскочила одна интересная мысль. Автор предлает рассмотреть вопрос об издании свода русских синодиков, которые сейчас разбросаны по разным архивам и музеям. Это было бы замечательно. Но вот вопрос: а кто это будет делать и кто будет финансировать данную работу? Подготовить к публикации сотни синодиков - работая непосильная, хотя и благородная. По идее этим должна заниматься Академия Наук или Институт Истори РАН. Но вряд ли они будут этим заниматься. Кишка тонка. Вся надежда на частных исследователей. Вот может быть создать в рамках данного проекта сайт в интернете, где каждый мог бы выложить в электронном виде эти самые синодики. И отдельно сделать блог для комментариев. Не обязательно делать академическое издание, достаточно опубликовать текст и сделать авторские комментарии, если таковые имеются. И собрать на такой сайт все синодики, которые были ранее опубликованы и те, что опубликованы не были, но находятся в архиве исследователей. И плевать на разный престиж и приоритет. Это исторические памятники и они должны быть доступны для всех. Ну а какие выводы делать из текста синодика - это отдельный разговор. А как смотрите на такое дело Вы, уважаемые коллеги?

                    Alexios

                      1 545

                      7

                      0

                      1 335

                      2 721
                    • Статус:Примипил

                    Дата: 09 Январь 2013, 19:40

                    Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьВладимир Мантов

                    Я постараюсь вытащить запись этого рода из данного синодика.

                    Ждем с нетерпением. :)

                    Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьВладимир Мантов

                    Вот может быть создать в рамках данного проекта сайт в интернете, где каждый мог бы выложить в электронном виде эти самые синодики.

                    Надо обдумать техническую сторону вопроса. В принципе, есть люди, которые могут это осуществить. Идею поддерживаю.
                      • 18 Страниц
                      • Первая
                      • 5
                      • 6
                      • 7
                      • 8
                      • 9
                      • 10
                      • 11
                      • 12
                      • 13
                      • Последняя »

                      Лента Новостей

                      Введите ваши имя форумчанина и пароль:

                      Введите Ваше имя  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]

                      Не стесняйся, общайся -


                      Воспользуйтесь одной из социальных сетей для входа на форум:


                      Внимание: Реклама отключена для зарегистрированных посетителей

                        Стиль:
                          26 Фев 2017, 19:49
                      © 2017 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики