Сообщество Империал: Синодикология - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Синодикология
О чем говорят древние помянники
Тема создана: 07 Август 2012, 10:13Сообщений: 173 · Просмотров: 19 701

  • 18 Страниц
  • Первая
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • Последняя »

Недавно добавленные Статьи

Zombie Star Wars Mod

Count Bagatur RF

Гунны в Total War: Attila

Последний Эллин

Обзор Total War: Warhammer

Последний Эллин

mantov2013

    109

    0

    0

    97

    164
  • Статус:Легионер

Дата: 13 Январь 2013, 09:59

уquote name='Аспарух' post='917718']Киевской земле со времён Древней Руси известно 18 монастырей, и в каждом скорее всего были поминальные списки[/quote]
Да монастыри были. Но не забывайте, что чин поминания усопших дошел до нас из Византии. В летописи упоминается один из синодиков новгородского монастыря 12 в., но большинство синодиков Древней Руси до нас не дошло. Я практически посмотрел все синодики в московских архивах и музеях, но ни одного синодика 15 века я не нашел. Да и по 16 веку их всего-то около десятка. Все остальные синодики либо составлены в 17 веке, либо копии 17 века. Хотелось бы отметить поминальные записи за 15 век в составе синодика Успенского собора (издал Н. Новиков), Синодика ризницы ТСМ 1575 г. (РГБ, Фонд МДА), Синодика Иосифо-Волоколамского монастыря (текст 17 века, РГАДА), Киево-Печерский помянник (издан в Киеве в 1893 г.), Синодик князей Белозерских (Вологодский музей), а также ряд частных синодиков (РГАДА, РГБ). Честно говоря не смотрел синодики из собрания Публичной библиотеки СПБ, там тоже есть тексты с записям 15-16 вв. Так что особенно расчитывать на что-то необычное не приходится. Но это те синодики, которые мы знаем. А сколько их хранится в фондах областных музеев не знает никто. Уж не говорю о синодиках Украины и Белоруссии. Их никто пока не исследовал, а то что издается - капля в море. Хочу обратить Ваше внимание еще на один пласт синодиков, так называемые семейные или родовые. Их довольно много дошло до нашего времени. Причем имеются синодики с записями за 15-16 века (синодики Едемских, Строгановых, Полозовых (17 век). В моем архиве их около 10, в т. ч. синодик князей Лыковых.

    Ratsha

      1 756

      7

      0

      1 071

      3 023
    • Статус:Примипил

    Дата: 15 Январь 2013, 21:06

    Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьВладимир Мантов

    Да монастыри были. Но не забывайте, что чин поминания усопших дошел до нас из Византии. В летописи упоминается один из синодиков новгородского монастыря 12 в., но большинство синодиков Древней Руси до нас не дошло.

    Есть упоминание о "киевском" ("митрополичьем" ?) синодике в ПВЛ под 1108 годом:

    Цитата

    В том же году вложил Бог в сердце Феоктисту, игумену Печерскому, и стал говорить князю Святополку, чтобы вписал Феодосия в синодик. И тот, обрадовавшись, обещал и исполнил, повелел митрополиту вписать его в синодик.

    А так да. Очень уж недолговечная вещь книги. Древнейшие списки русских летописей - это 14-15 века, но даже их не так уж много. А что уж говорить о синодиках?! Даже тот-же Киево-Печерский синодик ЕМНИП погиб во время разгрома Киева войсками Менгли-Гирея в 1482 году и тот список, которым мы пользуемся суть реконструкция конца XV - начала XVI веков.

    Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьВладимир Мантов

    Хочу обратить Ваше внимание еще на один пласт синодиков, так называемые семейные или родовые. Их довольно много дошло до нашего времени. Причем имеются синодики с записями за 15-16 века (синодики Едемских, Строгановых, Полозовых (17 век). В моем архиве их около 10, в т. ч. синодик князей Лыковых.

    ИМХО тут для ученых открывается настоящая "целина". Я пока слышал лишь об использовании родовых синодиков для исследования генеалогии Строгановых.
    См., например, работу Купцова по Строгановым:
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
    Купцов в основном опирался на Сольвычегодский и Орловский синодики (последний опубликован у него в приложении).
    Семейный синодик и "родительский летописец" Строгановых публиковались в 1-м выпуске ЧОИДР за 1884 год.

      Аспарух

        4 126

        186

        0

        1 660

        4 298
      • Статус:Всадник

      Дата: 15 Январь 2013, 22:52

      Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьВладимир Мантов

      создать в рамках данного проекта сайт в интернете, где каждый мог бы выложить в электронном виде эти самые синодики. И отдельно сделать блог для комментариев.

      Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьВладимир Мантов

      А как смотрите на такое дело Вы, уважаемые коллеги?


      Идея отличная! :006: Тоже полностью поддерживаю!

        Ratsha

          1 756

          7

          0

          1 071

          3 023
        • Статус:Примипил

        Дата: 17 Январь 2013, 09:41

        Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьДля просмотра ссылки Зарегистрируйесь

        Цитата

        С 1560 года до XIX века в монастыре велся знаменитый поминальный Синодик. 412 страниц огромного формата, исписанных постоянно вносимыми все новыми и новыми именами для поминовения и чтения неусыпаемой Псалтыри " пока обитель стоит". Поистине это было нечто уникальное. Редко какой еще монастырь России имел столь огромный, полный и совершенный Синодик. Для ученных же он дорог как бесценный каллиграфический и исторический источник XVI - XIX веков. Какой-то благоговейный трепет невольно охватывает, когда смотришь на эти пожелтевшие от времени , но все еще хранящие яркие цветные клейма страницы - с навеки запечатленными на них тысячами имен царей, князей, воинов, бояр, монахов: от равноапостольного кн. Владимира до каждого простого жертвователя на обитель. Сейчас подлинник Синодика хранится в Национальном архиве Республики Татарстан.

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
        Очень жаль, что этот источник до сих пор полностью не опубликован. :(
        Теперь по поводу записи в синодике:
        Сам князь Петр Дмитриевич - сын знаменитого деятеля Смутного времени Дмитрия Михайловича Пожарского.
        Очевидно, что "князь Иванн" - прадед князя Дмитрия Иван Федорович Меньшой (Третьяк).
        "Князь инок Феодорит" - иноческое имя сына Ивана Третьяка Федора.
        "Княгиня инока Марфа" - вероятно, иноческое имя жены Федора.
        "Князь Михаил" - отец князя Дмитрия
        "Княгиня Евникея" - видимо, мать "героя Смутного времени", хотя в "педивикии", к примеру, утверждается, что ее иноческим именем было Евдокия.
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
        С матерью князя Пожарского связан еще один "темный" момент. В большинстве источников говорится, что она умерла в 1607 году, но вот полковник Иосиф Будило утверждает, что она была жива еще в декабре 1612 года. Дескать, именно старая княгиня заступилась за пленных поляков, которых нижегородцы хотели "спустить" под волжский лед.
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

        Цитата

        Того же года 26 декабря, в самый день Рождества Христова привезли в Нижний Новгород г. Будила и товарищей. Вместо того, чтобы держать их в чести, как присягали бояре, их посадили в избу [съезжую], а слуг засадили в тюрьму, и всех их намерены были ночью перетопить, но княгиня — боярыня, мать вышеупомянутого Пожарского упросила хлопство, чтобы имели уважение к присяге и службе ее сына.

        "Князь Козма" - сам князь Дмитрий.
        "Князь инок Вассиан" - брат Дмитрия Василий
        А затем идут имена дискуссионные. :1120: Князя Никиту, я, к примеру, вообще в родословиях Пожарских не встречал.

          Ratsha

            1 756

            7

            0

            1 071

            3 023
          • Статус:Примипил

          Дата: 20 Январь 2013, 19:19

          Реконструкция синодика монастыря Савватиева пустынь (Тверская обл.).
          Оригинал синодика, к сожалению, утерян в 30-х годах ХХ века
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
          Спойлер (скрытая информация)

            mantov2013

              109

              0

              0

              97

              164
            • Статус:Легионер

            Дата: 25 Январь 2013, 08:32

            Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьRatsha

            "Князь Козма" - сам князь Дмитрий.

            Да, по всем синодикам Дмитрий Михайлович Пожарский носил крестильное имя Козьма. Сравнение записей его рода в разных текстах синодиков позволяет установить наличие у него полтора десятка детей, правда в большинстве умерших во младенчестве.

              стрийко

                201

                0

                0

                47

                124
              • Статус:Легионер

              Дата: 06 Февраль 2013, 22:31

              О синодиках родов Любарта и Острожских см. библиотеку сайта "На межі територій та епох..." в публикациях И. Мыцко: "Статті",
              "Правові...", "Загадки...". Фото 3 страниц поминания Острожских из Дубенского синодика есть в: Острозька академія ХVІ-ХVІІ ст.- Острог, 2010.- Ил. после страницы 416
              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

              Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьAlexios

              Вроде еще не было. Синодик Колясниковской церкви 17 в.
              Выпуск 1. Выпуск 2.
              Факсимильное издание, дающее представление о том, как в действительности выглядят древние помянники. Во втором выпуске записаны и несколько княжеских и боярских родов.

              У меня выскакивает предупреждение о вирусах
              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Поддерживаю идею публикации в интернете цветных фотокопий синодиков

                стрийко

                  201

                  0

                  0

                  47

                  124
                • Статус:Легионер

                Дата: 07 Февраль 2013, 15:39

                Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьВладимир Мантов

                ....Я практически посмотрел все синодики в московских архивах и музеях, но ни одного синодика 15 века я не нашел. Да и по 16 веку их всего-то около десятка. Все остальные синодики либо составлены в 17 веке, либо копии 17 века. Хотелось бы отметить поминальные записи за 15 век в составе синодика Успенского собора (издал Н. Новиков), Синодика ризницы ТСМ 1575 г. (РГБ, Фонд МДА), Синодика Иосифо-Волоколамского монастыря (текст 17 века, РГАДА), Киево-Печерский помянник (издан в Киеве в 1893 г.), Синодик князей Белозерских (Вологодский музей), а также ряд частных синодиков (РГАДА, РГБ). Честно говоря не смотрел синодики из собрания Публичной библиотеки СПБ, там тоже есть тексты с записям 15-16 вв.....

                Уважаемый Господин Мантов! Имеете ли Вы фото копий фрагментов киевских синодиков начала ХIХ века из Румянцевского собрания, описанных Востоковым?

                  стрийко

                    201

                    0

                    0

                    47

                    124
                  • Статус:Легионер

                  Дата: 07 Февраль 2013, 16:57

                  Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьRatsha (07 Ноябрь 2012, 11:14):


                  Наибольший интерес представляют выписки из синодиков:
                  Киево-Выдубицкого монастыря
                  Она особенно ценная, так как сам оригинал синодика утерян.
                  Киевского Михайловского Златоверхого монастыря
                  Этот синодик, к счастью, сохранился и опубликован.
                  Киево-Китаевского монастыря
                  Киево-Межигорского монастыря
                  Вышгородской церки Бориса и Глеба
                  Киево-Николаевского монастыря

                  Киево-Печерского монастыря (в списке 1718 года) Судя по всему, это версия известного Киево-Печерского синодика, но, тем не менее, и она представляет большой интерес.
                  Киево-Печерского монастыря (еще один синодик, дата не указана, видимо начало XVIII века)
                  Киево-Софийского собора
                  Костромского Троицкого собора
                  Новгородского Антониева монастыря
                  Новгородской церкви Св.Дмитрия на Славковой улице

                  Рязанского «Румянцевского»
                  Именно о нем мы уже говорили выше и в теме о Рязанских князьях.
                  Суздальского Спасо-Ефимьевского монастыря
                  Тоже достаточно ценный синодик. Особенно как источник по генеалогии Суздальских князей и Пожарских.
                  Угличского Покровского монастыря
                  Чеберчинской церкви

                  Публиковать в факсмиле надо все выписки из синодиков киевских обителей, даже те, которые сохранились. Последнее необходимо для выяснения степени достоверности работы копииста.

                    стрийко

                      201

                      0

                      0

                      47

                      124
                    • Статус:Легионер

                    Дата: 07 Февраль 2013, 23:30

                    Теперь уже могу указать точный адрес сайта с статьями И.Мыцко Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
                      • 18 Страниц
                      • Первая
                      • 6
                      • 7
                      • 8
                      • 9
                      • 10
                      • 11
                      • 12
                      • 13
                      • 14
                      • Последняя »

                      Лента Новостей

                      Введите ваши имя форумчанина и пароль:

                      Введите Ваше имя  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]

                      Не стесняйся, общайся -


                      Воспользуйтесь одной из социальных сетей для входа на форум:


                      Внимание: Реклама отключена для зарегистрированных посетителей

                        Стиль:
                          23 Фев 2017, 07:48
                      © 2017 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики