Сообщество Империал: Синодикология - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Реклама отключена для зарегистрированных посетителей

[ Регистрация ] · [ Авторизация ]

Синодикология
О чем говорят древние помянники

  • 18 Страниц
  • Первая
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • Последняя »

Аспарух

    4 130

    186

    0

    1 660

    4 290
  • Статус:Всадник

Дата: 20 Февраль 2013, 10:47

И.В.Дергачева. Древнерусский Синодик. Исследования и тексты.

Цитата

Монография профессора кафедры лингводидактикн и МКК МГППУ посвящена жанрово специфической группе древнерусских текстов, которые являлись предисловиями к Синодику (Помянннку). Как широко распространенный тип монастырской книжности, они оказывали значительное влияние на общественное сознание русского Средневековья. Во многом благодаря Синодику формировалась сакральная эсхатологическая основа отечественной культуры.
Автор выстраивает теоретическую часть своего исследования, опираясь на источники, используя при этом около ста списков Синодика, которые находятся в хранилищах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Вологды и Новосибирска. Наряду с исследованием, в книге публикуются древнерусские тексты анализируемого жанра с их переводом на современный русский язык и комментариями (Синодик Нила Сорского, Синодик Полтавского Крестовоздвнженского монастыря игумена Лазаря Бузкевича). Древнерусский текст лицевого Синодика из собрания РГБ (Унд. № 1159) дополнен цветными рисунками миниатюр с оригинала, выполненными заслуженным художником России Б.И. Крыловым.
Это издание мы адресуем всем, кто интересуется проблемами отечественной истории, философии, культуры.

    Ratsha

      1 748

      7

      0

      1 071

      2 974
    • Статус:Примипил

    Дата: 20 Февраль 2013, 11:09

    Аспарух
    Интересно, а сами поминальные записи в этой книге опубликованы?
    Как я понял, исследование Дергачевой посвящено предисловиям к синодикам, которые нередко представляли из себя целые литературные произведения, даже украшались миниатюрами. Этот своеобразный жанр был очень популярен в России в 16-18 веках. Известны даже синодики, состоящие из этих "предисловий" целиком, т.е. без поминальных записей.

      Ratsha

        1 748

        7

        0

        1 071

        2 974
      • Статус:Примипил

      Дата: 21 Февраль 2013, 18:36

      Кучкин В.А. Княжеский помянник в составе Киево-Печерского патерика Иосифа Тризны
      Несмотря на то, что этот помянник составлен в середине 17 века, в нем отразился ряд уникальных сведений. Кучкин даже полагает, что авторы располагали более древним списком Ипатьевской летописи, чем все известные нам.

        mantov2013

          109

          0

          0

          97

          164
        • Статус:Легионер

        Дата: 27 Февраль 2013, 17:47

        Ratsha

        Известны даже синодики, состоящие из этих "предисловий" целиком, т.е. без поминальных записей.
        Да таких синодиков в РГБ полно, да и в ГИМе их предостаточно. Причем большинство синодиков подобного типа XVI в.

          Alexios

            1 507

            7

            0

            1 324

            2 498
          • Статус:Примипил

          Дата: 02 Март 2013, 10:05

          Публикация Л.В.Столяровой синодика Стефановской церкви Псковского Спасско-Мирожского монастыря по сборнику "Восточная Европа в древности и средневековье", вып.2001 г.:
          Часть 1. Часть 2.
          Очень интересным, на мой взгляд, является вот этот фрагмент с перечнем ктиторов монастыря:

          ИМХО отождествления упомянутых в синодике лиц, выполненные Столяровой не могут считаться вполне удовлетворительными. У кого какие мнения по поводу идентификации этих князей, поделитесь. :111:

            Аспарух

              4 130

              186

              0

              1 660

              4 290
            • Статус:Всадник

            Дата: 02 Март 2013, 12:43

            Alexios
            У меня вот какая версия нарисовалась!

            Цитата

            Князя Ярослава-Юрия (Мудрый), князя Святослава(Древлянский), князя Мстислава(Тмутораканский), Благоверных князей Бориса и Глеба
            - Фраза идёт одним предложением. Это сыновья Владимира I Святославича Крестителя (+1015). А вклад на них могли сделать Ярославичи, после смерти своего отца Ярослава Мудрого, возможно когда так сказать "платили по долгам" отца, и выпустили дядю Судислава Псковского из поруба.

            Дальше Святополк Мстиславич (+1154) внук Мономахов, и сын Мстислава Великого. Был князем Псковским в 1138 - 1148 гг.

            Довмонт-Тимофей это самое ясное на мой взгляд место в синодике. Личность этого знаменитого (возможно самого великого) Псковского князя литовского происхождения думаю в расшифровке не нуждается.

            Князь Дмитрий-Явед возможно упоминаемый в актовом материале Авед-Гавриил тоже князь Псковский. (жаль больше информации о нём не нашёл!)

            Князь Григорий врядли это Григорий Евстафьевич (сын умерший гораздо позже отца, помянут до отца?!). Может это сын Довмонта неизвестный по другим источникам. А может иноческое имя Фёдора Михайловича Белозерского бывшего вроде бы короткое время наместником Псковским.

            Евстафий это знаменитый князь-наместник Изборский и Псковский второй половины 14 в. Князь Гавриил и князь Тимофей это его сыновья умершие вместе с ним от моровой язвы. Из Смоленских.

            князь Александр - предположу что это предок Всеволожей, так же бывший Псковским князем. У Карамзина нашёл князя Александра Всеволодовича Псковского (14 в.)

            Князь Дмитрий может быть идентичен Дмитрию Александровичу Ростовскому-Щепе (первая половина 15 в.), сыну предка князей Щепиных-Ростовских. И Дмитрий и его отец так же были псковскими наместниками.

            Князь Борис - это Борис Васильевич Шуйский (+1438), внук Семёна Дмитриевича (из Младшей ветви, не от Кирдяпы) .

            А над вторым абзацем ещё подумаю. :038:

              konrad karlovich

                775

                1

                0

                281

                412
              • Статус:Центурион

              Дата: 02 Март 2013, 18:14

              Alexios

              Рискну предположить, что князь Константин(136)-это Константин Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, сидевший во Пскове в 1406-1408 и 1411-1411г.г. С меньшей вероятностью это может быть служилый князь Константин Белозерский. Скорее-Константин Дмитриевич, построивший во Пскове две церкви.
              Князь Георгий(137), вероятно, это князь Юрий Витовтович(ум.1349г)
              Князь Андрей(141)- Андрей Александрович Ростовский(во Пскове 1415-1417г.г.)
              Князь Евстафий(133) умер от моровой язвы в 1360г. вместе с сыновьями Карпом(134) и Алексеем(135). Все трое упомянуты в Псковской Летописи. Тогда неясно, кто есть князь Евстафий(127)

                стрийко

                  201

                  0

                  0

                  47

                  124
                • Статус:Легионер

                Дата: 02 Март 2013, 19:44

                Публикация Столяровой синодика не очень хороша по форме. Поминания следует печатать "колбаской" (на парной странице) и в каждой строке давать идентификацию. В случае с поминанием княжеского рода необходимо на непарной странице давать фрагмент генеалогического дерева, в котором упоминаются эти члены рода.

                  konrad karlovich

                    775

                    1

                    0

                    281

                    412
                  • Статус:Центурион

                  Дата: 03 Март 2013, 06:37

                  Alexios (02 Март 2013, 10:05):

                  ИМХО отождествления упомянутых в синодике лиц, выполненные Столяровой не могут считаться вполне удовлетворительными. У кого какие мнения по поводу идентификации этих князей, поделитесь. :111:


                  Вероятно, князь Василий(138)-это упомянутый в Псковской летописи под 1357г. князь Василий Будиволна. Под тем же годом содержится сообщение

                  Цитата

                  тогда и другiй собор учиниша во Псковъ; къ Святъй Софiи вседневную службу держати и содержати въ славу Богу и въ честь святыни Божiи въ долготу днiи во въки

                  Собор был учрежден в "Купецкой" церкви Святой Софии. Можно предположить, что мероприятие сопровождалось раздачей пожертвований в монастыри и храмы, в том числе и от князя.
                  Князем Александром может еще оказаться Александр Михайлович Тверской или же упомянутый Псковской летописью под 1368г. некий князь Александр.
                  А вот что касается Михаила(139) и Симеона(140), предполагаю, что речь идет о каких-то служилых князьях. В частности, К.А.Аверьянов полагает, что упомянутый под 1338г. Михей(Михаил)Копорьянин( НIЛ, СIЛ)был из Белозерских князей и служил Новгороду. Погибшего в 1377г. князя Семена Михайловича,служившего Суздальскому князю, полагает сыном этого Михаила. Гипотеза спорная, но упомянутый в источниках князь Семен и его отец Михаил вполне могли какое-то время служить Пскову и вносить пожертвования в храм.

                    Alexios

                      1 507

                      7

                      0

                      1 324

                      2 498
                    • Статус:Примипил

                    Дата: 03 Март 2013, 11:14

                    С Вашего позволения, несколько личных впечатлений.
                    Мне видится, что в списке ктиторов, упомянуты князья, умершие не позднее 1-й четверти 15 в., расположены они в тексте в более-менее хронологическом порядке, отсюда и "будем плясать".
                    С князьями до Довмонта-Тимофея включительно особых проблем в идентификации не вижу (может, кроме Святополка), повторяться смысла нет. Далее Дмитрий-Авед.

                    Аспарух

                    Князь Дмитрий-Явед возможно упоминаемый в актовом материале Авед-Гавриил тоже князь Псковский. (жаль больше информации о нём не нашёл!)

                    Нет, это разные люди. :010: Печать с именем Авед и изображением архангела датируется Яниным сер. 12 в., кроме того, не мог один человек носить три христинаских имени, т.е. Авед, Дмитрий и Гавриил. Иноческое имя в синодиках, как правило, отмечалось отдельно ("в иноцех", "чорноризца" и т.п.). Пока можно сказать, что это какой-то псковский князь (т.к. ЕМНИП он похоронен в этом же монастыре), живший в конце 13 - нач.14 вв.
                    Князей Григория инока (№126), Гавриила (№128) и "второго" Тимофея (№129) определить с достаточной вероятностью пока затрудняюсь.
                    На роль князя Евстафия (№127) "рекомендую" Евстафия Федоровича из Фоминских князей. Судя по всему, в Пскове "благоволили" сирым и убогим представителям младших ветвей смоленской династии (к тому же не забываем, что все они в итоге оказались потом "на Москве").

                    Аспарух

                    князь Александр - предположу что это предок Всеволожей, так же бывший Псковским князем. У Карамзина нашёл князя Александра Всеволодовича Псковского (14 в.)

                    konrad karlovich

                    Князем Александром может еще оказаться Александр Михайлович Тверской или же упомянутый Псковской летописью под 1368г. некий князь Александр.

                    Соглашусь с камрадами. :008: ИМХО второй и третий варианты менее вероятны.
                    По поводу Дмитрия (№131) думаю, что это лицо также жило в первой пол. 14 в., поэтому вряд ли им мог быть ростовский князь из века 15 в. Моя кандидатура - Дмитрий Романович Брянский, бывший наместником Михаила Тверского (Аверьянов считает его из рода Белозерских).
                    Князь Борис (№132) - это, вероятнее всего, "Борис, князь псковский", упомянутый под 1369 г. в выходной записи книги для церкви Св.Георгия. Этого псковского наместника Великого князя Дмитрия Ивановича можно отождествить с фоминским князем Борисом Федоровичем, по родословцам считающегося братом князя Евстафия (№ 127).

                    konrad karlovich

                    Князь Евстафий(133) умер от моровой язвы в 1360г. вместе с сыновьями Карпом(134) и Алексеем(135). Все трое упомянуты в Псковской Летописи.

                    Соглашусь с камрадом Конрадом Карловичем. :008:

                    konrad karlovich

                    Рискну предположить, что князь Константин(136)-это Константин Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, сидевший во Пскове в 1406-1408 и 1411-1411г.г. С меньшей вероятностью это может быть служилый князь Константин Белозерский. Скорее-Константин Дмитриевич, построивший во Пскове две церкви.

                    Вряд ли это Константин Дмитриевич, т.к. хронологически он "не вставляется" (ум. в 1433 г.). А вот по поводу Константина Белозерца можно подумать. Кстати, возможно, что вклад в монастырь мог сделать и ростовский князь Константин Васильевич (+1365), ктитором не обязательно мог быть псковский князь.

                    konrad karlovich

                    Князь Георгий(137), вероятно, это князь Юрий Витовтович(ум.1349г)

                    Возможно. Но возможно, что тут упомянут еще один сын Евстафия Изборского - Григорий (+1404), поскольку ряд летописцев знает его как Юрия Остафьевича, т.е. этот князь мог быть крещен как Георгий.

                    konrad karlovich

                    Вероятно, князь Василий(138)-это упомянутый в Псковской летописи под 1357г. князь Василий Будиволна.

                    Хорошая версия. Учитывая, что возможно Василий Будиволна и Василий Иванович Березуйский, погибший в 1370 г. - по мнению некоторых исследователей, являются одним и тем же лицом.

                    konrad karlovich

                    А вот что касается Михаила(139) и Симеона(140), предполагаю, что речь идет о каких-то служилых князьях.

                    Хотел бы обратить внимание на записанного в Успенский синодик некоего Михаила Галичьского, который весьма вероятно оказал немалые заслуги московскому великокняжескому дому. Еще кандидат - Гедиминович Михаил Евнутьевич (+1399), по всей видимост бывший крупным вкладчиком ряда русских монастырей и соборов, в силу чего записанный и в "официальные" синодики (Успенский, Ростовский, ряд других).
                    Семен Михайлович, убитый на Пьяне - тоже вполне вероятная кандидатура.

                    konrad karlovich

                    Князь Андрей(141)- Андрей Александрович Ростовский(во Пскове 1415-1417г.г.)

                    Здесь возражений нет.
                    Княгиней Марией (№ 142) вполне могла быть вдова Симеона Гордого, Мария Александровна (+1399), учитывая связи с Псковом ее отца.
                      • 18 Страниц
                      • Первая
                      • 8
                      • 9
                      • 10
                      • 11
                      • 12
                      • 13
                      • 14
                      • 15
                      • 16
                      • Последняя »
                      Ответить в темуВведите Ваш логин  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]
                      Создать новую тему
                      или Войти на форум через соцсеть
                        Стиль:
                          03 Дек 2016, 20:47
                      © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики