Сообщество Империал: Синодикология - Сообщество Империал

Alexios

Синодикология

О чем говорят древние помянники
Тема создана: 07 августа 2012, 10:13 · Автор: Alexios
 Alexios
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 07 августа 2012, 10:13

В данной теме предлагаю обсудить спорные вопросы княжеско-боярской генеалогии, возникающие в связи с новыми (и не очень) публикациями таких первоисточников, как поминальные книжки, или синодики. Несмотря на то, что еще в конце прошлого века публикация одного из этих документов, а именно так называемого "Любецкого синодика", практически перевернула существовавшие тогда представления об истории одного из княжеств Средневековой Руси, до сих пор, как мне кажется, значение исследования "помянников" по-настоящему недооценено. Начать, думаю, стоит со сравнительно недавней (1995) публикации - в статье С.В.Конева "Синодикология. Часть II. Ростовский Соборный синодик" в журнале "Историческая генеалогия".
Спойлер (раскрыть)

Этот синодик необычен тем, что практически все лица, внесенные в него для поминовения, указаны не только с именами и "волостными поименованиями", но и с отчествами, что позволило решить несколько спорных вопросов в русской истории. Например, стало ясно, кем был князь "Остей, внук Ольгердов", погибший при захвате Москвы Тохтамышем в 1382 г. Закрыта версия о происхождении Суздальских князей от сына Александра Невского, Андрея. Неверным является отождествление Дмитрия Боброка с князем Дмитрием Корьятовичем, погибшим на Ворскле (князь Дмитрий Боброк умер в нач. 15 в. монахом Дионисием). И многое другое. Тем не менее, несмотря на прошедшие 17 лет с момента публикации этого синодика, в Сети, "научпоповских" книжках, да и что греха таить, в публикациях маститых ученых продолжают гулять лажа явно устаревшие сведения. Ну что ж, будем исправлять. :0142:

Источники (Раскрыть)
     Аспарух
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 20 февраля 2013, 10:47

    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
       Ratsha
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 20 февраля 2013, 11:09

      Аспарух
      Интересно, а сами поминальные записи в этой книге опубликованы?
      Как я понял, исследование Дергачевой посвящено предисловиям к синодикам, которые нередко представляли из себя целые литературные произведения, даже украшались миниатюрами. Этот своеобразный жанр был очень популярен в России в 16-18 веках. Известны даже синодики, состоящие из этих "предисловий" целиком, т.е. без поминальных записей.
         Ratsha
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 21 февраля 2013, 18:36

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
           mantov2013
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 27 февраля 2013, 17:47

          Ratsha

          Известны даже синодики, состоящие из этих "предисловий" целиком, т.е. без поминальных записей.
          Да таких синодиков в РГБ полно, да и в ГИМе их предостаточно. Причем большинство синодиков подобного типа XVI в.
             Alexios
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 02 марта 2013, 10:05

            Публикация Л.В.Столяровой синодика Стефановской церкви Псковского Спасско-Мирожского монастыря по сборнику "Восточная Европа в древности и средневековье", вып.2001 г.:
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
            Очень интересным, на мой взгляд, является вот этот фрагмент с перечнем ктиторов монастыря:
            Imp
            ИМХО отождествления упомянутых в синодике лиц, выполненные Столяровой не могут считаться вполне удовлетворительными. У кого какие мнения по поводу идентификации этих князей, поделитесь. :111:
               Аспарух
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 02 марта 2013, 12:43

              Alexios
              У меня вот какая версия нарисовалась!

              Цитата

              Князя Ярослава-Юрия (Мудрый), князя Святослава(Древлянский), князя Мстислава(Тмутораканский), Благоверных князей Бориса и Глеба
              - Фраза идёт одним предложением. Это сыновья Владимира I Святославича Крестителя (+1015). А вклад на них могли сделать Ярославичи, после смерти своего отца Ярослава Мудрого, возможно когда так сказать "платили по долгам" отца, и выпустили дядю Судислава Псковского из поруба.

              Дальше Святополк Мстиславич (+1154) внук Мономахов, и сын Мстислава Великого. Был князем Псковским в 1138 - 1148 гг.

              Довмонт-Тимофей это самое ясное на мой взгляд место в синодике. Личность этого знаменитого (возможно самого великого) Псковского князя литовского происхождения думаю в расшифровке не нуждается.

              Князь Дмитрий-Явед возможно упоминаемый в актовом материале Авед-Гавриил тоже князь Псковский. (жаль больше информации о нём не нашёл!)

              Князь Григорий врядли это Григорий Евстафьевич (сын умерший гораздо позже отца, помянут до отца?!). Может это сын Довмонта неизвестный по другим источникам. А может иноческое имя Фёдора Михайловича Белозерского бывшего вроде бы короткое время наместником Псковским.

              Евстафий это знаменитый князь-наместник Изборский и Псковский второй половины 14 в. Князь Гавриил и князь Тимофей это его сыновья умершие вместе с ним от моровой язвы. Из Смоленских.

              князь Александр - предположу что это предок Всеволожей, так же бывший Псковским князем. У Карамзина нашёл князя Александра Всеволодовича Псковского (14 в.)

              Князь Дмитрий может быть идентичен Дмитрию Александровичу Ростовскому-Щепе (первая половина 15 в.), сыну предка князей Щепиных-Ростовских. И Дмитрий и его отец так же были псковскими наместниками.

              Князь Борис - это Борис Васильевич Шуйский (+1438), внук Семёна Дмитриевича (из Младшей ветви, не от Кирдяпы) .

              А над вторым абзацем ещё подумаю. :038:
                 konrad karlovich
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 02 марта 2013, 18:14

                Alexios

                Рискну предположить, что князь Константин(136)-это Константин Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, сидевший во Пскове в 1406-1408 и 1411-1411г.г. С меньшей вероятностью это может быть служилый князь Константин Белозерский. Скорее-Константин Дмитриевич, построивший во Пскове две церкви.
                Князь Георгий(137), вероятно, это князь Юрий Витовтович(ум.1349г)
                Князь Андрей(141)- Андрей Александрович Ростовский(во Пскове 1415-1417г.г.)
                Князь Евстафий(133) умер от моровой язвы в 1360г. вместе с сыновьями Карпом(134) и Алексеем(135). Все трое упомянуты в Псковской Летописи. Тогда неясно, кто есть князь Евстафий(127)
                   стрийко
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 02 марта 2013, 19:44

                  Публикация Столяровой синодика не очень хороша по форме. Поминания следует печатать "колбаской" (на парной странице) и в каждой строке давать идентификацию. В случае с поминанием княжеского рода необходимо на непарной странице давать фрагмент генеалогического дерева, в котором упоминаются эти члены рода.
                     konrad karlovich
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 03 марта 2013, 06:37

                    Alexios (02 марта 2013, 10:05):

                    ИМХО отождествления упомянутых в синодике лиц, выполненные Столяровой не могут считаться вполне удовлетворительными. У кого какие мнения по поводу идентификации этих князей, поделитесь. :111:


                    Вероятно, князь Василий(138)-это упомянутый в Псковской летописи под 1357г. князь Василий Будиволна. Под тем же годом содержится сообщение

                    Цитата

                    тогда и другiй собор учиниша во Псковъ; къ Святъй Софiи вседневную службу держати и содержати въ славу Богу и въ честь святыни Божiи въ долготу днiи во въки

                    Собор был учрежден в "Купецкой" церкви Святой Софии. Можно предположить, что мероприятие сопровождалось раздачей пожертвований в монастыри и храмы, в том числе и от князя.
                    Князем Александром может еще оказаться Александр Михайлович Тверской или же упомянутый Псковской летописью под 1368г. некий князь Александр.
                    А вот что касается Михаила(139) и Симеона(140), предполагаю, что речь идет о каких-то служилых князьях. В частности, К.А.Аверьянов полагает, что упомянутый под 1338г. Михей(Михаил)Копорьянин( НIЛ, СIЛ)был из Белозерских князей и служил Новгороду. Погибшего в 1377г. князя Семена Михайловича,служившего Суздальскому князю, полагает сыном этого Михаила. Гипотеза спорная, но упомянутый в источниках князь Семен и его отец Михаил вполне могли какое-то время служить Пскову и вносить пожертвования в храм.
                       Alexios
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 03 марта 2013, 11:14

                      С Вашего позволения, несколько личных впечатлений.
                      Мне видится, что в списке ктиторов, упомянуты князья, умершие не позднее 1-й четверти 15 в., расположены они в тексте в более-менее хронологическом порядке, отсюда и "будем плясать".
                      С князьями до Довмонта-Тимофея включительно особых проблем в идентификации не вижу (может, кроме Святополка), повторяться смысла нет. Далее Дмитрий-Авед.

                      Аспарух

                      Князь Дмитрий-Явед возможно упоминаемый в актовом материале Авед-Гавриил тоже князь Псковский. (жаль больше информации о нём не нашёл!)

                      Нет, это разные люди. :010: Печать с именем Авед и изображением архангела датируется Яниным сер. 12 в., кроме того, не мог один человек носить три христинаских имени, т.е. Авед, Дмитрий и Гавриил. Иноческое имя в синодиках, как правило, отмечалось отдельно ("в иноцех", "чорноризца" и т.п.). Пока можно сказать, что это какой-то псковский князь (т.к. ЕМНИП он похоронен в этом же монастыре), живший в конце 13 - нач.14 вв.
                      Князей Григория инока (№126), Гавриила (№128) и "второго" Тимофея (№129) определить с достаточной вероятностью пока затрудняюсь.
                      На роль князя Евстафия (№127) "рекомендую" Евстафия Федоровича из Фоминских князей. Судя по всему, в Пскове "благоволили" сирым и убогим представителям младших ветвей смоленской династии (к тому же не забываем, что все они в итоге оказались потом "на Москве").

                      Аспарух

                      князь Александр - предположу что это предок Всеволожей, так же бывший Псковским князем. У Карамзина нашёл князя Александра Всеволодовича Псковского (14 в.)

                      konrad karlovich

                      Князем Александром может еще оказаться Александр Михайлович Тверской или же упомянутый Псковской летописью под 1368г. некий князь Александр.

                      Соглашусь с камрадами. :008: ИМХО второй и третий варианты менее вероятны.
                      По поводу Дмитрия (№131) думаю, что это лицо также жило в первой пол. 14 в., поэтому вряд ли им мог быть ростовский князь из века 15 в. Моя кандидатура - Дмитрий Романович Брянский, бывший наместником Михаила Тверского (Аверьянов считает его из рода Белозерских).
                      Князь Борис (№132) - это, вероятнее всего, "Борис, князь псковский", упомянутый под 1369 г. в выходной записи книги для церкви Св.Георгия. Этого псковского наместника Великого князя Дмитрия Ивановича можно отождествить с фоминским князем Борисом Федоровичем, по родословцам считающегося братом князя Евстафия (№ 127).

                      konrad karlovich

                      Князь Евстафий(133) умер от моровой язвы в 1360г. вместе с сыновьями Карпом(134) и Алексеем(135). Все трое упомянуты в Псковской Летописи.

                      Соглашусь с камрадом Конрадом Карловичем. :008:

                      konrad karlovich

                      Рискну предположить, что князь Константин(136)-это Константин Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, сидевший во Пскове в 1406-1408 и 1411-1411г.г. С меньшей вероятностью это может быть служилый князь Константин Белозерский. Скорее-Константин Дмитриевич, построивший во Пскове две церкви.

                      Вряд ли это Константин Дмитриевич, т.к. хронологически он "не вставляется" (ум. в 1433 г.). А вот по поводу Константина Белозерца можно подумать. Кстати, возможно, что вклад в монастырь мог сделать и ростовский князь Константин Васильевич (+1365), ктитором не обязательно мог быть псковский князь.

                      konrad karlovich

                      Князь Георгий(137), вероятно, это князь Юрий Витовтович(ум.1349г)

                      Возможно. Но возможно, что тут упомянут еще один сын Евстафия Изборского - Григорий (+1404), поскольку ряд летописцев знает его как Юрия Остафьевича, т.е. этот князь мог быть крещен как Георгий.

                      konrad karlovich

                      Вероятно, князь Василий(138)-это упомянутый в Псковской летописи под 1357г. князь Василий Будиволна.

                      Хорошая версия. Учитывая, что возможно Василий Будиволна и Василий Иванович Березуйский, погибший в 1370 г. - по мнению некоторых исследователей, являются одним и тем же лицом.

                      konrad karlovich

                      А вот что касается Михаила(139) и Симеона(140), предполагаю, что речь идет о каких-то служилых князьях.

                      Хотел бы обратить внимание на записанного в Успенский синодик некоего Михаила Галичьского, который весьма вероятно оказал немалые заслуги московскому великокняжескому дому. Еще кандидат - Гедиминович Михаил Евнутьевич (+1399), по всей видимост бывший крупным вкладчиком ряда русских монастырей и соборов, в силу чего записанный и в "официальные" синодики (Успенский, Ростовский, ряд других).
                      Семен Михайлович, убитый на Пьяне - тоже вполне вероятная кандидатура.

                      konrad karlovich

                      Князь Андрей(141)- Андрей Александрович Ростовский(во Пскове 1415-1417г.г.)

                      Здесь возражений нет.
                      Княгиней Марией (№ 142) вполне могла быть вдова Симеона Гордого, Мария Александровна (+1399), учитывая связи с Псковом ее отца.
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Славянский Мир Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 17:44 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики