Сообщество Империал: Синодикология - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Синодикология
О чем говорят древние помянники

  • 18 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • Последняя »

Аспарух

    4 130

    186

    0

    1 660

    4 290
  • Статус:Всадник

Дата: 13 Август 2012, 15:02

О Полоцком синодике как-то в одной из тем говорил камрад Ratsha. И Войтович упоминает его со ссылкой на В.Лястовского.

Цитата

Напевно, буде віднайдено Полоцький синодик, який у 1912 р. бачив В. Лястовський. Цей синодик мав більше сотні пергамінових листів, у ньому були імена полоцьких, мінських, логойських, вітебських і друцьких князів.


Проблема в том что Лястовский известен своим фальсификаторством. Но тем не менее я считаю, что Полоцкий синодик, а также синодики-помяники других крупных центров Полоцкой земли и больших монастырей должны были существовать. Как и отдельная "Полоцкая летопись" (ну этот уже офтоп!).

    Ratsha

      1 750

      7

      0

      1 071

      2 982
    • Статус:Примипил

    Дата: 13 Август 2012, 15:03

    Alexios

    Alexios

    А Вам попадалась инфа о существующих полоцких синодиках?

    Увы, пока только об утерянных:

    Цитата

    Напевно, буде віднайдено Полоцький синодик, який у 1912 р. бачив В. Лястовський. Цей синодик мав більше сотні пергамінових листів, у ньому були імена полоцьких, мінських, логойських, вітебських і друцьких князів.

    Аспарух

    Проблема в том что Лястовский известен своим фальсификаторством. Но тем не менее я считаю, что Полоцкий синодик, а также синодики-помяники других крупных центров Полоцкой земли и больших монастырей должны были существовать.

    Да. Немного странно, конечно... Видел и не предпринял ничего... Так что-ли? Неужели Лястовский не понимал какой ценности источник попал в его руки? Попади в мои руки подобная вещь, я бы не ел не спал пока бы не снял с него хоть плохонькую копию и не опубликовал бы ее... И все это, конечно, наводит на сомнения... :038:
    А Полоцкие синодики несомненно были. Только вот где они? Такое ощущение, что монастыри Беларуси пострадали гораздо сильнее от всяких войн и прочих там межконфессиональных разборок. В Полоцке когда-то было порядка десятка православных монастырей, основанных древними князьями! Большинство из них исчезло без следа. Сейчас существует только один (Спасо-Ефросиньевский). :065:
    Был еще "Виленский" ("Пречистенский") синодик.

    Цитата

    В 1844 году в Виленской Пречистенской церкви... найден служебник для поминовения князей и княгинь; в этом служебнике записана смерть первой и второй супруг Ольгерда.

    Сапунов А. Витебская старина. т.1, Витебск, 1883 прим.94
    Вильно - это не Полоцк, конечно, но какая-то информация по потомкам полоцких князей там могла быть... И не только... И где сейчас этот синодик, публиковался ли когда-либо его текст, мне неизвестно...

      Alexios

        1 507

        7

        0

        1 324

        2 508
      • Статус:Примипил

      Дата: 15 Август 2012, 19:21

      О чем хотелось бы сказать. Жаль конечно, что многие синодики утеряны (лелею надежду, что где-то в пыли монастырских архивов они все еще ждут своего исследователя), но и те, что уже опубликованы, как мне кажется, с очень "большим скрипом" привлекаются в качестве источников и объектов исследования. К примеру, еще в 1788 году замечательный просветитель Николай Новиков в сборнике "Древняя Российская Вивлиофика", том 6, с.420-506, опубликовал синодик Московского Успенского собора (скачать можно здесь). Тем не менее, мне не один раз, даже в серьезных научных работах попадались сведения, которые можно поставить по сомнение или даже опровергнуть, обратившись к страницам помянника. Приведу, на мой взгляд, самые интересные фрагменты синодика:

      1. Первый суздальский блок:


      Родоначальник Суздальских князей - Василий Андреевич (никакого Василия Михайловича). Ростовский соборный синодик добавляет, что князь Василий - сын Андрея Ярославича, а не Александровича.

      2."Союзнички".

      Верные соратники Дмитрия Донского. Запись Льва Романовича в синодике, позволяет предположить, что именно он был на Куликовом поле под "псевдонимом" "Романович Новосильский.

      3.Второй суздальский блок.

      Подтверждает, что в одно время жили ДВА суздальских князя-полных тезки, Александры Ивановичи.

      4.Еще "союзнички".

      Очень любопытный фрагмент, несколько имен отсутствуют в известных родословных справочниках (Ярослав Стародубский, смоленские князья Всеволод Глебович, Иван и Михаил Святославичи, Михаил Галицкий, Михаил Афанасьевич).

      5.Павшие на Куликовом поле.

      Все таки убитых, видимо было сравнительно немного, можно сравнить ниже с Белевской и Суздальской битвами.

      6.Березуйский блок.

      Имена князей, которых нет НИ В ОДНОМ родословном справочнике. Тему затронул только А.В.Кузьмин статье про Липятиных. Видимо, другим неинтересно. :angry2:

      7.Павшие в "Белевщине" 1437 г.


      "Ушло пять братов воевати, а один вернулси..." (с). Волынские, Порховские, Кузьминские...

      8.Павшие в Суздальской битве 1445 г.



      Сравните с "Куликовским блоком". Выводы делайте сами, не хочу "нарываться". :0142:

        Ratsha

          1 750

          7

          0

          1 071

          2 982
        • Статус:Примипил

        Дата: 15 Август 2012, 20:23

        Alexios

        Alexios

        Подтверждает, что в одно время жили ДВА суздальских князя-полных тезки, Александры Ивановичи.

        Круто! :006: Стало быть, один из них был сыном Ивана Борисовича Тугого лука, а другой был внуком Василия Кирдяпы.
        Жаль, что к окончательному решению вопроса о том, кто из них был первым мужем великой княжны Василисы Васильевны мы нисколько не приближаемся, а скорее наоборот - вопрос еще более запутывается. Так что я пока буду считать Александра Ивановича Брюхатого сыном Ивана Тугого лука, как считал Экземплярский, и на что указывают известные грамоты.

          Alexios

            1 507

            7

            0

            1 324

            2 508
          • Статус:Примипил

          Дата: 15 Август 2012, 21:02

          Ratsha

          Так что я пока буду считать Александра Ивановича Брюхатого сыном Ивана Тугого лука, как считал Экземплярский, и на что указывают известные грамоты.

          Так и правильно :) . Василиса и Александр Иванович Кирдяпин - троюродные брат и сестра (брак маловероятен), а с сыном Тугого лука только 7-я степень родства, что ЕМНИП допускалось.

          З.Ы. Очень интересные выводы можно сделать из "Березуйского блока".

            Аспарух

              4 130

              186

              0

              1 660

              4 290
            • Статус:Всадник

            Дата: 15 Август 2012, 22:18

            Помяники - синодики это реальный кладезь ценнейшей информации по истории. Я представляю сколько "тёмных пятен" можно будет прояснить, когда в руки исследователей попадут хотя бы обрывки неизвестных ныне синодиков из Западно и Южнорусских земель - Полоцкой, Волынской, Киевской, Переяславской, Полесья и Понеманья. Возможно какую-то информацию содержат православные церковные архивы других стран - например Болгарии, Сербии, а также архив Константинопольской патриархии, какие-то документы могут также хранится в Ватикане или в частных архивах Западноевропейских стран. Я например слышал что-то такое письмах ирландских католических монахов из Пинска XIII века по моему, однако хотелось бы ознакомится с ними более подробно.

            Прошу прощения за оффтоп!
            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Вот кстати продублирую ссылку на болгарском языке:

            Материали по история

            Цитата

            Страница содержит исторические материалы - хронологические таблицы для балканских правителей и церковных руководителей; античных и средневековных документов и произведений; тоже другие материалы в связи с истории.

            http://ald-bg.narod.ru/index.html

            Оффтоп, но я думаю там среди документов могут быть церковные помяники на болгарском.

              Аспарух

                4 130

                186

                0

                1 660

                4 290
              • Статус:Всадник

              Дата: 29 Август 2012, 21:50

              Читал сейчас том.3 Истории Украины-Руси М.Грушевского, и в разделе о Черниговщине в татарское время, автор вместе с Любецким синодиком упоминает ещё несколько синодиков Черниговской земли. В частности синодик Новгород-Северский, и похожие на него помяники Ильинского и Гамалеевского монастырей. Ещё встречал информацию о существовании Елецкого синодика. А что о них ещё известно, кроме того что они существовали?

              Цитаты:

              Цитата

              Була піднесена ще иньша гадка: що в Київі між погромом Бату і прилученнєм Київщини до Литви за Ольгерда, цїлий час або по части, княжили князї з чернигівської династиї, спеціальнїйше — з галузи князїв путивльських. Підставою для сеї гадки послужила та обставина, що в одній з поминальних записок (т. зв. синодиків) Новгорода сїверського між пізнїйшими чернигівськими князями поруч імени кн. Івана путивльського читають ся імена: ”князя Івана-Володимира Івановича київського і сестри його Єлени, князя Андрія вручського і сина його князя Василія, забитого в Путивлї” 22)


              Цитата

              22) Деякі записки того новгородського синодика були подані пок. чернигівським архіепископом Філяретом в примітках до синодика Любецького — вперше в 1863 р. в Чернигівських епарх. извЂстіяхъ ч. 10, а потім в Историко-статистическом описаніи Черниговской епархіи, т. IV c. 36 і далї, видавець при тім не дав нїяких пояснень що до того новгородського синодика, згадує тільки, що до нього подібні ще два — монастирів Ілїнського й Гамалієвського (ibid. c. 35). Сам Філярет, друкуючи записку синодика (на c. 43), не робив з неї нїяких дальших виводів. Квашнін-Самарін в своїй розвідцї: По поводу Любецкаго синодика (московські Чтенія 1873, IV c. 122-3), за ним Дашкевич Болоховская земля — в Трудах c. 105, Зотов О черниговскихъ князьяхъ с. 116, опираючи ся на нїй, висловляли гадку, що Київщина по татарськім погромі перейшла до чернигівських князїв.

              http://litopys.org.u...us/iur30203.htm
              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
              Спойлер (скрытая информация)

              http://mnib.malorus....oj/276/364.html

              Мавродин В.В.

              Очерки истории левобережной Украины

              Москва 2002

                Alexios

                  1 507

                  7

                  0

                  1 324

                  2 508
                • Статус:Примипил

                Дата: 30 Август 2012, 18:55

                Аспарух

                А что о них ещё известно, кроме того что они существовали?

                Еще раз перечитав Любецкий синодик "по версии" Милорадовича с примечаниями Филарета, утверждаюсь во мнении, что все эти синодики текстуально процентов на 70 совпадают между собой. В этом отношении, я думаю со мной согласится и камрад Ratsha:

                Цитата

                Возможно, но насколько я знаю Северский синодик близок к одной из версий Любецкого. Эту другую версию кстати выложил камрад Alexios в ветке "Синодикология".

                Именно отличия Елецкого и Северского синодиков от Любецкого постарался указать в своих примечаниях Филарет. Но интересно, что версия Любецкого синодика из книги Зотова также отличается от публикации Милорадовича, при этом зотовский список имеет более поздний протограф, т.к. в нем упомянуты князья, жившие в 1-й пол. 15 в. В списке Милорадовича самые "поздние" князья жили в конце 14, может быть, в самом начале 15 в.
                А вообще, хотелось бы, конечно, ознакомиться с текстами. Очень важны бывают именно нюансы, ошибки, места записи и т.д. Будем все-же надеяться. :118:

                  Аспарух

                    4 130

                    186

                    0

                    1 660

                    4 290
                  • Статус:Всадник

                  Дата: 30 Август 2012, 20:50

                  Alexios
                  Камрад а синодики монастырей Ильинского и Гамалеевского. А также помяники Киевской земли, тот же, точнее те же Киево-Печерские помяники, которых по свидетельству Грушевского было несколько. Также по его словам в Киевской земле со времён Древней Руси известно 18 монастырей, и в каждом скорее всего были поминальные списки. Может хоть где-то хоть какие-то сведения по ним имеются. Очень хочется на это надеяться!

                    Аспарух

                      4 130

                      186

                      0

                      1 660

                      4 290
                    • Статус:Всадник

                    Дата: 31 Август 2012, 18:41

                    Камрады тут подумал, а что известно о недревнерусских (болгарских, сербских. греческих и др.) православных синодиках. Ведь они тоже существовали и там тоже (хоть и не та много) могут быть упоминания князей Рюриковичей. Ссылку на болгарский сайт я дал выше, а вот времени там пошарить поподробнее к сожалению у меня сейчас нет! :angry2:
                      • 18 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • 5
                      • 6
                      • 7
                      • Последняя »
                      Ответить в темуВведите Ваш логин  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]
                      Создать новую тему
                      или Войти на форум через соцсеть
                        Стиль:
                          05 Дек 2016, 23:41
                      © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики