Сообщество Империал: Синодикология - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Синодикология
О чем говорят древние помянники

  • 18 Страниц
  • Первая
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • Последняя »

Ratsha ответил:

    1 751

    7

    0

    1 071

    2 982
  • Статус:Примипил

Дата: 23 Октябрь 2012, 20:00

Alexios

Alexios

А в т.н "Царском" синодике великих рязанских князей записано 31. Но! В царском они записаны с княжескими именами.

А под "Царским" Вы какой синодик имеете в виду?

    Alexios ответил:

      1 509

      7

      0

      1 324

      2 513
    • Статус:Примипил

    Дата: 23 Октябрь 2012, 20:19

    Ratsha

    А под "Царским" Вы какой синодик имеете в виду?

    Вот этот:

      Ratsha ответил:

        1 751

        7

        0

        1 071

        2 982
      • Статус:Примипил

      Дата: 24 Октябрь 2012, 19:41

      Alexios
      Камрад! У меня есть подозрение, что источником для этого синодика послужили не подлинные поминальные записи, а родословные книги.
      Сравните, например полоцкий, черниговский и рязанский блоки синодика с родословными из "Бархатной книги":
      Спойлер (скрытая информация)

      Спойлер (скрытая информация)

      Спойлер (скрытая информация)

      В синодике имена князей записаны практически в том же порядке, что и в родословных! Обращаю особое внимание на ляп со Всеволодом Ольговичем - его явно записали дважды и, взглянув на текст "Бархатной книги", становится понятно почему... :038:
      Можно, конечно, предположить, что синодик сам мог стать источником для родословных книг, но решительное преобладание "княжеских" имен нам указывает на то, что это не так...
      Увы, но "Царский синодик" нам мало что нового дает... :(

        Alexios ответил:

          1 509

          7

          0

          1 324

          2 513
        • Статус:Примипил

        Дата: 24 Октябрь 2012, 20:21

        Ratsha
        Есть небольшая "зацепочка". Согласно Жития Св. князя Романа Рязанского, его отец, Олег Ингваревич был пострижен в схиму с именем Космы.

        Цитата

        В попечение о земном своем Отечестве проводили свое житие благоверный князь Роман и супруга его Анастасия. Бог благословил их союз рождением трех сыновей — Феодора, Ярослава и Константина. Отец его, Олег Ингваревич Красный, после четырнадцатилетнего плена возвратился на родину и княжил еще шесть лет. В 1258 году, чувствуя приближение кончины, блаженный Олег был пострижен в схиму с именем Космы. Он передал престол своему сыну Роману и мирно скончался.

        Цитата

        10/23 июня на Рязанской земле почитаются также, как местночтимые святые, отец благоверного князя Романа благоверный князь Олег Пронский (в схиме Косма) и супруга князя — благоверная княгиня Анастасия.

        Отсюда

        Ratsha

        Увы, но "Царский синодик" нам мало что нового дает...

        Почему же? Во-первых он очерчивает временной промежуток, в котором могли бы жить лица, упомянутые в Зарайском, "Румянцевском" и "Спасском" синодиках. Во-вторых, очерчивает этот самый круг лиц под их княжескими именами. В-третьих, ясно, что, по крайней мере, в "Спасском" синодике записи идут в восходящем порядке. Продолжаю анализировать. :0162:

          Ratsha ответил:

            1 751

            7

            0

            1 071

            2 982
          • Статус:Примипил

          Дата: 25 Октябрь 2012, 12:47

          Alexios
          Занятно, что Румянцевский синодик начинается с пяти имен, которых нет в Спасском синодике, а затем тексты почти совпадают:

          Цитата

          Иван, Александр, Иван, Михаил, Иван

          Очень уж похожи эти имена на представителей Пронской ветви. Александр - это почти однозначно Александр Михайлович, убитый Коротополом, так как смерть его была насильственной и постриг он принять вряд ли успел, при этом другого Александра в синодиках нет вообще...
          Только вот почему Пронских князей не вписали в Спасский синодик... Может быть это как-то связано с борьбой за первенство в Рязани Переяславских и Пронских князей? :038:
          И по-прежнему необъяснимо для меня отсутствие в синодике князя Романа Святого. Неужели он поминался под каким-то другим именем? Но княжеское его имя было Ярослав (если верить преданию), а монашеский постриг он не принимал. Впрочем церковные предания - это вещь очень зыбкая. Путаница в них бывает знатная. Могли Романа и с его сыном спутать... :038:
          И каково было крестное имя Родослава Олеговича? Что-то я не нахожу для него места в синодиках. В Спасском есть правда Василий после инока Ионы (Олега), но это скорее всего Василий Иванович, из-за ошибки переписчика, оказавшийся не на своем месте. Может быть это потому что записи делались в конце 15 - начале 16 вв., когда потомкам рязанских князей было важно прежде всего внести в синодик своих предков по прямой линии, а жившие сто лет до того предки не по прямой линии уже стали безразличны. :038:
          Или Родослав все-таки записан, но где-то в другом месте?
          Еще два подряд Симеона в Румянцевском синодике мне подозрительны. И в Спасском и в Зарайском синодиках на этом месте всего лишь один Симеон значится. :038:

            Alexios ответил:

              1 509

              7

              0

              1 324

              2 513
            • Статус:Примипил

            Дата: 25 Октябрь 2012, 13:51

            Ratsha

            Только вот почему Пронских князей не вписали в Спасский синодик...

            Не факт. Между Олегом-Козьмой и Олегом-Ионой записано 13 имен, некоторые из которых вполне могут принадлежать пронским князьям, носившим великокняжеский титул. Ну к примеру, Михаил - это Михаил Ярославич (+1303), а Дмитрий - это Ярослав Александрович (+ок.1344).

            Ratsha

            И по-прежнему необъяснимо для меня отсутствие в синодике князя Романа Святого.

            А вот это, на мой взгляд, вполне объяснимо. Роман относился к, если можно так выразиться, Святым "государственного значения", и должен был поминаться в самом начале синодального списка вместе с Борисом и Глебом, Михаилом Черниговским, Константином с "чады его". Кстати, в Ростовском Соборном синодике он упомянут единственным из рязанских князей именно в силу своего значения, как общерусского Святого - страстотерпца.

            Ratsha

            Или Родослав все-таки записан, но где-то в другом месте?

            Полагаю, что его надо искать в записи "князей Резанских" Румянцевского списка.

              Mercury ответил:

                111

                0

                0

                125

                138
              • Статус:Легионер

              Дата: 25 Октябрь 2012, 14:00

              Ratsha

              У меня есть подозрение, что источником для этого синодика послужили не подлинные поминальные записи, а родословные книги.

              Оч.похоже.Но,откуда взялись княгини? Видимо, для данного синодика,пользовались ещё одним источником.

                Ratsha ответил:

                  1 751

                  7

                  0

                  1 071

                  2 982
                • Статус:Примипил

                Дата: 25 Октябрь 2012, 14:48

                Alexios

                Alexios

                Не факт. Между Олегом-Козьмой и Олегом-Ионой записано 13 имен, некоторые из которых вполне могут принадлежать пронским князьям, носившим великокняжеский титул. Ну к примеру, Михаил - это Михаил Ярославич (+1303), а Дмитрий - это Ярослав Александрович (+ок.1344).

                Могут, конечно. Я просто обращаю внимание на тот факт, что "великий князь Александр" из Зарайского и Румянцевского синодиков, которого я отождествляю с убитым Иваном Коротополом Александром Михайловичем Пронским, каким-то образом не попал в Спасский синодик. Да с ним еще где-то четверо князей, которые могли быть его близкими родственниками (князьями Пронскими?). Возможно, это неспроста и как-то связано с борьбой за власть внутри Рязанского княжества в 14 веке... :038:
                Разумеется, должен быть в синодике и еще один Александр - сын Ярослава Романовича, дед Олега Рязанского. Полагаю, что этот князь "скрывается" под именем Андронника. :038:

                Alexios

                А вот это, на мой взгляд, вполне объяснимо. Роман относился к, если можно так выразиться, Святым "государственного значения", и должен был поминаться в самом начале синодального списка вместе с Борисом и Глебом, Михаилом Черниговским, Константином с "чады его". Кстати, в Ростовском Соборном синодике он упомянут единственным из рязанских князей именно в силу своего значения, как общерусского Святого - страстотерпца.

                Скорее всего так оно и есть... :038:
                Mercury

                Mercury

                Оч.похоже.Но,откуда взялись княгини? Видимо, для данного синодика,пользовались ещё одним источником.

                Похоже, что какой-то источник действительно еще был. Но какой?
                К тому же блок княгинь из "Царского синодика" скорее всего представляет из себя сборную солянку, надерганную из разных источников, в полном соответствии с заголовком "Княгини князей удельных". Получается, что в этом блоке может быть вообще кто угодно. Похожие на "рязанские" имена в этом блоке вроде бы есть, но при этом они явно перемешаны с нерязанскими. Где великая княгиня Анна, дочь Василия Темного? Где Софья, дочь Дмитрия Донского? А вот, например, имя Ирины ни в одном из рязанских синодиков не значится... :038:

                  Alexios ответил:

                    1 509

                    7

                    0

                    1 324

                    2 513
                  • Статус:Примипил

                  Дата: 25 Октябрь 2012, 15:27

                  Ratsha

                  Возможно, это неспроста и как-то связано с борьбой за власть внутри Рязанского княжества в 14 веке... :038:

                  Вполне. Судя по тому, что в "Спасском" помяннике нет имени последнего Великого князя Рязанского Ивана Ивановича, но есть его отец и дядя, то "протограф" этого источника, по всей видимости, - самое начало 16 в. И тут в дело могли вступить политические причины, связанные с последним "сполохом" рязанской независимости. А в связи с этим "почему-то" вспоминаются многочисленные подчистки и записи на полях "други почерком" в Киево-Печерском синодике, сохранившемся в списке конца 15 в. :rolleyes:

                    Alexios ответил:

                      1 509

                      7

                      0

                      1 324

                      2 513
                    • Статус:Примипил

                    Дата: 25 Октябрь 2012, 17:55

                    "Царский" синодик полностью (по просьбам товарищей).:)
                    Спойлер (скрытая информация)
                      • 18 Страниц
                      • Первая
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • 5
                      • 6
                      • 7
                      • 8
                      • 9
                      • 10
                      • Последняя »
                      Ответить в темуВведите Ваш логин  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]
                      Создать новую тему
                      или Войти на форум через соцсеть
                        Стиль:
                          10 Дек 2016, 07:59
                      © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики