Сообщество Империал: Синодикология - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Синодикология
О чем говорят древние помянники
Тема создана: 07 Август 2012, 10:13 · Автор: AlexiosСообщений: 178 · Просмотров: 24 317

  • 18 Страниц
  • Первая
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18

Alexios

    1 628

    7

    1 353

    2 945

    0

Дата: 07 Август 2012, 10:13

В данной теме предлагаю обсудить спорные вопросы княжеско-боярской генеалогии, возникающие в связи с новыми (и не очень) публикациями таких первоисточников, как поминальные книжки, или синодики. Несмотря на то, что еще в конце прошлого века публикация одного из этих документов, а именно так называемого "Любецкого синодика", практически перевернула существовавшие тогда представления об истории одного из княжеств Средневековой Руси, до сих пор, как мне кажется, значение исследования "помянников" по-настоящему недооценено. Начать, думаю, стоит со сравнительно недавней (1995) публикации - в статье С.В.Конева "Синодикология. Часть II. Ростовский Соборный синодик" в журнале "Историческая генеалогия".
Спойлер (скрытая информация)

Этот синодик необычен тем, что практически все лица, внесенные в него для поминовения, указаны не только с именами и "волостными поименованиями", но и с отчествами, что позволило решить несколько спорных вопросов в русской истории. Например, стало ясно, кем был князь "Остей, внук Ольгердов", погибший при захвате Москвы Тохтамышем в 1382 г. Закрыта версия о происхождении Суздальских князей от сына Александра Невского, Андрея. Неверным является отождествление Дмитрия Боброка с князем Дмитрием Корьятовичем, погибшим на Ворскле (князь Дмитрий Боброк умер в нач. 15 в. монахом Дионисием). И многое другое. Тем не менее, несмотря на прошедшие 17 лет с момента публикации этого синодика, в Сети, "научпоповских" книжках, да и что греха таить, в публикациях маститых ученых продолжают гулять лажа явно устаревшие сведения. Ну что ж, будем исправлять. :0142:

Источники

    Аспарух

      4 129

      186

      1 660

      4 316

      0

    Дата: 16 Сентябрь 2013, 20:50

    Статья Пчёлова по поводу уже обсуждавшегося нами в данной теме синодика Стефановской церкви Псковского Спасско-Мирожского монастыря, вот Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь .

    Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

    Но по поводу блока ктиторов здесь информации нет!
    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Интересная статья В.Г.Брюсовой Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь , в которой в частности даются цытаты, выписки и ссылки из Синодиков Киево-Выдубицкого монастыря, Киевского Михайловского Златоверхого монастыря, Киево-Межигорского монастыря, и других из Румянцевского собрания!

    Статья была напечатана в сборнике "Византийский временник" том 28, 1968 год.

    Этот и другие тома "Византийского временника", можно скачать на Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь .

      Аспарух

        4 129

        186

        1 660

        4 316

        0

      Дата: 14 Ноябрь 2013, 00:11

      В Синодике Киево-Николаевского монастыря, который находится в Румянцевском собрании, в числе поминаемых князей Черниговских назван какой-то князь Станислав.

      Цитата

      Великих князей Черниговских - князя Мстислава, князя Евстафия, князя Михаила, болярина Фёдора, князя станислава (именно так с маленькой буквы), князя Николу Стошу (Святошу Давидовича?!), князя схимонаха Игнатия, схимонаха Стефана, князя схимонаха Саввы, схимонаха Феодора, схимонаха Филиппа, Иоанна, Феодоры


      Князья явно расположены не по порядку, кроме того в списке есть лица не княжеского достоинства.

      Реально ли существовал некий князь Станислав Черниговский? И какое отношение он имел к Киево-Николаевскому монастырю?

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      И дальше в том же синодике после "рода боярина князя Фёдора Фёдоровича Волконского", " - князя Владимира Путивльского". Кто сей Владимир? Возможно он тождественен Владимиру Богдановичу Глинскому (16 в.)? Или это всё таки кто-то из более ранних Ольговичей?

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Упомянут то он после великих князей Черниговских. И Волконские тоже являлись ветвью Ольговичей.

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Кстати в Синодике Киево-Печерской лавры после "рода князей Черниговских ктиторов сея обители Киево-Печерския" и "рода князя Симеона Лики" (Лыка?), тоже идёт "род князя Владимира Путивльского", а после него идёт "род князя Адриана Ростовского" и "род князя Никиты Васильевича Оболенского".

        konrad karlovich

          854

          1

          297

          495

          0

        Дата: 14 Ноябрь 2013, 01:32

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Аспарух

        Реально ли существовал некий князь Станислав Черниговский? И какое отношение он имел к Киево-Николаевскому монастырю?


        Достаточно редкое имя. Как-то только двое князей с таким именем на ум приходят. Сын Владимира Святого, историчность которого ставится под сомнение, и киевский князь Станислав, упомянутый ,например, у Стрыйковского при описании войны между Гедемином и русскими князьями. Каким образом он оказался упомянут среди черниговских князей? :038:
        Кстати, ни Евстафий,ни Святоша великими князьями черниговскими не были. И Мстислав почему-то значится под княжим именем, а не под крестильным.

          Аспарух

            4 129

            186

            1 660

            4 316

            0

          Дата: 14 Ноябрь 2013, 12:44

          Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

          Это видимо поздний переписчик немного "напартачил"!? А может нет, и так было в первоисточнике. :038:

          Кстати князь Станислав Киевский упоминается и в родословной рязанских дворян Шаиных. Их легенду приводил камрад Ратша. Кстати предок Шаиных по милости царя Батыя сидел в качестве князя (скорее всего наместника) на Чернигове.

          А вот что за князь Владимир Путивльский, чей род поминается в данных двух синодиках. Для этого нужно бы ознакомится с самими синодиками. Я цитировал выдержки из них по Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

          Скачать можно Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь !

          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

          Или точнее Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь !

          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

          Шиловских-Шаиных, изх предком был Иван Шаин!

            Ratsha

              1 818

              7

              1 097

              3 262

              0

            Дата: 14 Ноябрь 2013, 14:54

            Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

            Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь konrad karlovich

            Кстати, ни Евстафий,ни Святоша великими князьями черниговскими не были.

            В данном случае это указывает на то, что запись была сделана спустя много лет после смерти оных князей, когда их прижизненный статус уже не играл никакой роли (к тому же линии их потомков пресеклись). В данном случае титул "великий князь Черниговский" следует понимать просто как принадлежность к правящей в Чернигове династии. Похожий случай можно наблюдать в рязанских синодиках, когда в великие князья явно записывали всех подряд, а также в синодике из Нижегородского летописца.

            Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь konrad karlovich

            И Мстислав почему-то значится под княжим именем, а не под крестильным.

            Это опять же говорит о том, что запись была внесена в синодик много лет спустя после смерти Мстислава, когда его крестное имя уже было забыто.

              konrad karlovich

                854

                1

                297

                495

                0

              Дата: 14 Ноябрь 2013, 16:38

              Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Аспарух

              Это видимо поздний переписчик немного "напартачил"!? А может нет, и так было в первоисточнике.


              Камрад, так Вы сами уже ответили на свой вопрос о появлении имени Станислава среди черниговских князей.

              Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Аспарух

              Возникла такая крамольная мысль! Если принять происхождение князей Новосильских от Путивльской ветви, что более чем вероятно. И принять версию о том что Станислав Киевский тоже был из Путивльской ветви. То возможно удел Станислава находился где-то на Рязанско-Новосильском пограничье. А может Станислав вообще бежал сначала в Новосиль, а уже позже оказался в Рязани. Или княжил после Ирпени где-то в Новосильской области, а в Рязань только наведывался к тестю!


              Высказывались же предположения о принадлежности черниговских князей второй половины 13-первой половины 14 веков к путивльской ветви. В свете замечания камрада Ратши:

              Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Ratsha

              В данном случае это указывает на то, что запись была сделана спустя много лет после смерти оных князей, когда их прижизненный статус уже не играл никакой роли (к тому же линии их потомков пресеклись). В данном случае титул "великий князь Черниговский" следует понимать просто как принадлежность к правящей в Чернигове династии.


              вполне можно предположить, что этот Станислав состоял в близком родстве с князьями Чернигова.

                Ratsha

                  1 818

                  7

                  1 097

                  3 262

                  0

                Дата: 15 Ноябрь 2013, 20:57

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Аспарух

                И дальше в том же синодике после "рода боярина князя Фёдора Фёдоровича Волконского", " - князя Владимира Путивльского". Кто сей Владимир? Возможно он тождественен Владимиру Богдановичу Глинскому (16 в.)? Или это всё таки кто-то из более ранних Ольговичей?

                Да нет, этот Владимир не из Глинских. Жил он скорее всего в первой половине 14 века и в крещении носил имя Иван (Северский синодик см.книгу Зотова, с.115). Поскольку его отец был князем в Путивле, то и его вполне правомочно называть "Путивльским". А.В.Кузьмин, ссылаясь на уникальные сведения одного из вариантов родословной Толстых-Васильчиковых-Молчановых в т.н. "Дашковском сборнике" 17 в., считает, что братом этого Владимира Ивановича был великий князь черниговский Михаил, а князь Роман Михайлович "Младший" (ум.1401) соответственно был его племянником. Стало быть этот Владимир должен был жить в середине 14 века. Путивльских князей Кузьмин выводит от Романа Михайловича "Старшего" (п.уп. 1288). В последнее мне что-то не очень верится... :038:

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Аспарух

                Кстати князь Станислав Киевский упоминается и в родословной рязанских дворян Шаиных

                Я пока подозреваю, что источником для сей родословной служили не семейные предания Шиловских, а "Киевский синопсис." Чтобы подтвердить обратное нужно доказать, что эта родословная существовала еще до 1674 года, т.е. до опубликования "синопсиса".

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь konrad karlovich

                вполне можно предположить, что этот Станислав состоял в близком родстве с князьями Чернигова.

                Думаю, что это лишнее свидетельство в пользу реальности существования Станислава Киевского и в пользу его происхождения от черниговских князей.

                  Аспарух

                    4 129

                    186

                    1 660

                    4 316

                    0

                  Дата: 15 Ноябрь 2013, 21:51

                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Ratsha

                  Путивльских князей Кузьмин выводит от Романа Михайловича "Старшего" (п.уп. 1288). В последнее мне что-то не очень верится...


                  Мне тоже! Это получается что Иван Романович Путивльский сын Романа Старого. Но в известных нам синодиках, Роман Старый с сыном Олегом, и Иван Путивльский с братьями (а скорее всего что это именно его родные братья) Константином и Михаилом записанны в разных местах, что скорее свидетельствует в пользу обратного, т.е. Иван не был сыном Брянского князя. свою версию по поводу происхождения Путивльских и Киевских князей я выкладывал в одной из тем. Перепощу здесь:

                  Спойлер (скрытая информация)

                    Ratsha

                      1 818

                      7

                      1 097

                      3 262

                      0

                    Дата: 16 Ноябрь 2013, 19:19

                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
                    Одним из аргументов в пользу существования князя Станислава Киевского был упомянутый в Любецком синодике князь Иван Станиславович (№ 73 в книге Зотова). Он есть и в Введенском синодике, но отчество у него там не "Станиславич", а "Святославич". Возможно правильное чтение как-раз в Введенском синодике и речь идет об ошибке ("Святославича" записали "Станиславичем"), но запись в Николаевском синодике добавляет еще один аргумент в пользу реальности существовании князя Станислава Киевского-"Черниговского", хотя "Повесть о битве на реке Ирпень" скорее всего вымысел.

                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Аспарух

                    Мне тоже! Это получается что Иван Романович Путивльский сын Романа Старого. Но в известных нам синодиках, Роман Старый с сыном Олегом, и Иван Путивльский с братьями (а скорее всего что это именно его родные братья) Константином и Михаилом записанны в разных местах, что скорее свидетельствует в пользу обратного, т.е. Иван не был сыном Брянского князя. свою версию по поводу происхождения Путивльских и Киевских князей я выкладывал в одной из тем.

                    Да, совершенно верно. Насколько я помню, версии о происхождении Путивльских князей от Владимира Игоревича придерживается и камрад Alexios.

                      Аспарух

                        4 129

                        186

                        1 660

                        4 316

                        0

                      Дата: 16 Ноябрь 2013, 22:11

                      Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Ratsha

                      Насколько я помню, версии о происхождении Путивльских князей от Владимира Игоревича придерживается и камрад Alexios.


                      Да у него два варианта! Один от Романа Игоревича казнённого в Галиче в 1211 г. Другой от кого-то из сыновей Владимира Игоревича.

                      А на счёт Станислава есть версия, и её тоже придерживается камрад Alexios, что это сын Владимира Святого и брат Мстислава-Константина Черниговского и Тмутараканского. По крайней мере в сущестовании "данного" Станислава мало кто сомневается.

                      Хотя конечно всё может быть, и Станислав Киевский из Черниговских Ольговичей существовал реально. Вообще с конца XII в. эта ветвь Рюриковичей всё меньше упоминается в дошедших до нас источниках, а после монгольского нашествия там вообще опускается почти полная тьма, за исключением эпизодических упоминаний как-то Романа Брянского с сыном, Андрея Всеволодовича Черниговского, или Святослава с Олегом из эпизода с баскаком курского княжения. Здесь нам на помощь приходят как раз синодики. Добраться бы до Румянцевского и Уваровского собраний древнерусских древностей, и осканить всё что там есть ценного и интересного!
                        • 18 Страниц
                        • Первая
                        • 11
                        • 12
                        • 13
                        • 14
                        • 15
                        • 16
                        • 17
                        • 18

                        Введите ваши имя форумчанина и пароль:

                        Введите Ваше имя  
                        [Регистрация нового аккаунта]
                        Введите Ваш пароль 
                        [Восстановить пароль]

                        Воспользуйтесь одной из социальных сетей для входа на форум:


                        Внимание: Реклама отключена для зарегистрированных посетителей

                          Стиль
                             18 Окт 2017, 17:59
                        © 2017 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Декларация о Сотрудничестве. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики