Сообщество Империал: Синодикология - Сообщество Империал

Alexios

Синодикология

О чем говорят древние помянники
Тема создана: 07 августа 2012, 10:13 · Автор: Alexios
 Alexios
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 07 августа 2012, 10:13

В данной теме предлагаю обсудить спорные вопросы княжеско-боярской генеалогии, возникающие в связи с новыми (и не очень) публикациями таких первоисточников, как поминальные книжки, или синодики. Несмотря на то, что еще в конце прошлого века публикация одного из этих документов, а именно так называемого "Любецкого синодика", практически перевернула существовавшие тогда представления об истории одного из княжеств Средневековой Руси, до сих пор, как мне кажется, значение исследования "помянников" по-настоящему недооценено. Начать, думаю, стоит со сравнительно недавней (1995) публикации - в статье С.В.Конева "Синодикология. Часть II. Ростовский Соборный синодик" в журнале "Историческая генеалогия".
Спойлер (раскрыть)

Этот синодик необычен тем, что практически все лица, внесенные в него для поминовения, указаны не только с именами и "волостными поименованиями", но и с отчествами, что позволило решить несколько спорных вопросов в русской истории. Например, стало ясно, кем был князь "Остей, внук Ольгердов", погибший при захвате Москвы Тохтамышем в 1382 г. Закрыта версия о происхождении Суздальских князей от сына Александра Невского, Андрея. Неверным является отождествление Дмитрия Боброка с князем Дмитрием Корьятовичем, погибшим на Ворскле (князь Дмитрий Боброк умер в нач. 15 в. монахом Дионисием). И многое другое. Тем не менее, несмотря на прошедшие 17 лет с момента публикации этого синодика, в Сети, "научпоповских" книжках, да и что греха таить, в публикациях маститых ученых продолжают гулять лажа явно устаревшие сведения. Ну что ж, будем исправлять. :0142:

Источники (Раскрыть)
     Аспарух
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 20 ноября 2012, 23:13

    Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьRatsha

    Из белорусских синодиков была статья Скрынченко Д.В. в ЧОИДР, 3-я книга за 1910 год по синодикам Свято-Троицкого Слуцкого, Грозовского Иоанно-Богословского и Дятловского Преображенских монастырей. Но похоже, что в сети этого тома нет... :(
    Была еще его отдельная работа по Слуцкому синодику:
    Д.В. Скрынченко Слуцкий синодик 1648 г. Вильна, 1914

    А вот это очень интересно! Хоть что-то сохранилось. Очень хотелось бы ознакомится хотя бы последней указанной работой. :038:


    Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьRatsha

    "князь Феодор Володимерский


    Это может быть Фёдор Любартович князь Волынский, а может и Фёдор Ольгердович Ратенский.



    А я наконец-то смог (появилось время и возможность) прочитать статью И.Мицька про ДАВНІЙ УНІВСЬКИЙ ПОМ’ЯНИК, на который дал Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь уважаемый камрад Alexios

    Довольно любопытная и интересная статья. Особенно что касается рода князя Льва. Автор делает неоднозначные предположения. Версия о христианском имени Гедемина - Прокопий?! Версия о браке того же Гедемина с княжной из Черниговских Ольговичей (что кстати вероятно, хотя я раньше встречал версии о том что жена великого князя Литовско-Русского была либо из Смоленского, либо из Полоцкого дома Рюриковичей). А также версия о Черниговской матери Гедемина! Любопытно он дальше развивает свою мысль родства Гедимина с Ольговичами. Князь Фёдор Киевский 1331 г., несомненно Ольгович, но и кузен Гедимина, или даже его двоюродный брат! Также на счёт князя Станислава Киевского, которого он отождествляет с Терентием из того же Уновского синодика, и синодика Киево-Пёчерского, и битвы на Ирпени выдвинуты интересные гипотезы.

    А вот с выводами автора я согласен на все сто!

    Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьЦитата

    Учитывая чрезвычайно важное значение для нашей истории древнеукраинских диптихов (т.е. - синодиков - прим. Аспарух) необходимо подготовить их полное собрание. ... ... ...
    Прежде всего следует опубликовать научный комментарий к древнейшему восточнославянскому синодику - помянику черниговских князей XII - XIV вв.

    Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьЦитата

    На основе Любецкого синодика, и диптихов различных храмов Киево-Печерской Лавры ...
    :006:

    Знаете камрады, у меня предчувствие, если не большого, то значительного прорыва в изучении древнерусской истории! :0112:
       Ratsha
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 21 ноября 2012, 20:59

      Аспарух

      Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьАспарух

      Версия о христианском имени Гедемина - Прокопий?!

      Я вот думаю: А почему бы нет? Если, допустить, что Гедимин был женат на русской княжне, то почему-бы ему не принять крещение? По крайней мере формально. Кроме того очевидно, что некоторые его сыновья приняли крещение еще при жизни отца, а наличие у него "брата" по имени Федор - факт подтвержденный документами. :038:
      Откуда мы вообще знаем, что он был упертым язычником?
      Русские летописцы о Гедимине писали мало, а сведения литовских для описания событий его княжения следует использовать с осторожностью, так как рассказ о княжении Гедимина появился в этих летописях лишь где-то в начале XVI века, т.е. более чем через 150 лет после его смерти (оригинальная часть первых литовских летописей середины XV века начиналась как-раз с описания событий произошедших сразу после смерти Гедимина).
      Остаются немцы и поляки. На счет поляков не знаю, а вот по поводу немцев можно сказать, что им было очень выгодно замалчивать факты принятия литовскими князьями христианства и лепить из них закоренелых язычников, так как это служило оправданием и обоснованием для крестоносной агрессии на земли Литвы.
      Видимо поэтому немецкие хронисты ухитрились "не заметить" крещение Ольгерда и принятие им монашества перед смертью.
      Так что формальное принятие Гедимином христианства, на мой взгляд, кажется не таким уж и невероятным событием. :038:
         Аспарух
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 21 ноября 2012, 23:15

        Ratsha
        А что мы в сущности знаем о Гедимине? Многие вопросы его биографии дискуссионны! Он был женат три раза? Дважды на русских княжнах. Откуда это известно? Впрочем личность Гедимина и его биография это тема для отдельного разговора.
           Ratsha
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 23 ноября 2012, 08:52

          Аспарух

          Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьАспарух

          А вот это очень интересно! Хоть что-то сохранилось. Очень хотелось бы ознакомится хотя бы последней указанной работой.

          Мне бы тоже... Но за ними только в библиотеку, так как в сети их видимо нет. :) Возможно выберусь как-нибудь... :rolleyes:
          Судя по некоторым упоминаниям, Слуцкий синодик довольно интересный по содержанию. Допустим, благодаря ему выясняется, что князь Андрей Дмитриевич Можайский имел крестное имя Максим, благодаря чему возможно выясняется тайна происхождения святого Михаила Клопского.
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

          Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьЦитата

          Вскоре после этого, на Преображение Господне, приехал причащаться и монастырь кормить князь Константин с женою. За обедом Михаила заставили читать книгу Иова праведного. И князь, услышав голос старца, посмотрел ему в лицо и узнал его. Говорит он ему: «Да ведь это Михаил, Максимов сын». А тот молвил князю в ответ: «Бог знает». Тогда Феодосии сказал: «Почему, сынок, своего имени нам не назовешь?»

          А он в ответ: «Бог знает». И с той поры назвал свое имя — Михаила. И начали называть его Михаилом. Князь же сказал игумену и старцам: «Вы берегите его — этот человек нам родня»
          .
          Правда хронологически вроде-бы не очень гладко, но в сказаниях о святых часто с датами путаница бывает...

          Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьЦитата

          в Синодике Свято-Троицкого монастыря в Слуцке в роду князя Юрия Юрьевича Олельки (отца святой Софии) записано 35 имен князей и 8 их сродников, меж коими 3 иеромонаха (Филофей, Киприан, Феогност), монах Анастасий, 29 имен княгинь и княжен, среди которых имя царицы Анны, схимонахини Анастасии, монахини Марии.

          А ведь Олельковичей-Слуцких всего известно чуть больше десятка... :rolleyes:
          А пока дам ссылки на сведения из еще двух малоизвестных синодиков:
          синодик Луцкого Крестовоздвиженского православного братства
          Максимович М.А. Собрание сочинений Киев, 1876 т.1. с.200-213
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          запись рода князей Чарторыйских в синодике церкви села Белев
          Максимович М.А. Собрание сочинений Киев, 1877 т.2. с.391-401
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          У Максимовича там еще немало интересных вещей есть.
             Alexios
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 23 ноября 2012, 19:05

            Вроде еще не было. Синодик Колясниковской церкви 17 в.
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
            Факсимильное издание, дающее представление о том, как в действительности выглядят древние помянники. Во втором выпуске записаны и несколько княжеских и боярских родов.
               Ratsha
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 27 ноября 2012, 10:03

              Еще два синодика:
              Синодик по убитым в битве под Казанью 1506 г.
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              Синодик по убиенных во брани
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                 mantov2013
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 08 января 2013, 18:32

                Привожу выдержки из синодика Лихвинского Анастасова монастыря:
                Л. 70. Лета 7066 (1557) ноября в 30 день приказали князь Михайло да князь Александр Иоанновичи в своей вотчине в Одоеве у Рождества пречистые богородицы в Настасове монастыре игумену Герману, и священником, и всем старцам по родителях своих кормити кормы, потому что они те монастыри в своей вотчине ставили и строили их всяким строением, и земли к тому монастырю подавали, доколе и монастырь стоит. А кто дал пятьдесят рублев или больши, и тот написан в оба синодика, в вечный и в повседневный без выкладки доколе и монастырь стоит. А кто дал меншши пятидесят рублев и того держати в повседневном синодике, сколько рублев, столько и годов. А в вечном без выкладки.
                Л. 70 об. Пети и правити, собором понахиды пети и обедни служити по князе ФЕДОРЕ ЮРЬЕВИЧА ВОРОТЫНСКОМ, и кормы кормити большой. И написати его в оба синодика, в повседневный и в вечной без выкладки доколе и монастырь стоит.А корм кормити на память его месяца ноября в 11 день на память святых мученик Мины, и Виктора, и Викентия, и святаго отца нашего Федора Студийскаго. (видимо 11 ноября - день смерти).
                Л. 71. Пети и правити, собором понахиды пети и обедни служити по князе МИХАЙЛЕ ФЕДОРОВИЧЕ ВОРОТЫНСКОМ, и корм кормити большей и написати его в оба синодика, во вседневный и в вечной без выкладки доколе и монастырь стоит. А корм кормити майя 23 день на память преподобнаго отца нашега Михайла Синайского.
                Пети и привити, собором понахиды пети и обедни служити по княже Михайлове Федоровича княгине иноке схимнице ЕВФРОСИНИИ, и корм кормити большой июня в 23 день на память святые мученицы Агриппины, и написати ее в оба синодика, во вседневный и вечной без выкладки доколе и монастырь стоит.
                Л. 71 об. Пети и правити, собором понахиды пети и обедни служити по князе ИОАННЕ МИХАЙЛОВИЧЕ ВОРОТЫНСКОМ, и по два корма на год болшей кормити. Един корм на рождение его ноября 12 день на память святаго Иоанна Милостиваго, а другой корм кормити на преставление его июля 21 день на память Иоанна и Симеона; Христа ради уродивых и милостыню раздавати нищым по полтине на кормле. А на другой кормле потому же по полтине доколе и монастыр стоит. А написати его в оба синодика, во вседневный и в вечной без выкладки доколе монастыр стоит. А даяние княже Иванова Михайловича к Рождеству Пречистыя в Настасов монастыр: деревня Рымшино и Иатыновская и Подроманово тож.
                Л. 72. Пети и правити, собором понахиды пети и обедн служити по княжь Иоаннове Михайловича Воротынского княгине НАСТАСИИ и по два корма на год болшие кормити. Един корм на рождение еа октября 29 на память святые мученицы Анастасии Римляныни, и милостыню роздавати нищим по полуполине на кормли. А на другой кормли по тому же по полуполтине доколе монастыр стоит. И написати еа в оба синодика, в повседневный и вечной без выкладки доколе монастырь стоит.А корм кормити в субботу в четвертую поста.
                Л. 73. Пети и правити, собором понахиды пети и обедни служити по князе ВОЛОДИМЕРЕ ИОАННОВИЧЕ ВОРОТЫНСКОМ и по два корма на год болшие кормити. Един корм (Л. 73 об.)на рождение его июля 15 на память велиого князя Владимира Киевского, а другой корм на преставление его сентября 27 на память святаго мученика Калистрата и дружины его, и милостыню роздавати нищим по полтине на кормле, а на другой кормле потому же по полтине доколе и монастырь стоит. И написати его в оба синодика, во вседневный и в вечной без выкладки доколе монастырь стоит. А даяния княжь Володимерова Иоанновича к Рождеству Пречистые в Настасов монастврь деревня Филимоново (РГБ. Ф. 178. Синодик Лихвинского Анастасова монастыря).
                Ну и где здесь Федор Львович? Записи в синодике однозначно указывают на предка князей Воротынских - князя Федора Юрьевича. Точно такая же запись и в синодикее Успенского собора (ДРВ. Т. 6)
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 08 января 2013, 19:51

                  Cербский Пшински поменик - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  Болгарский Борилов синодик - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  Попруженко М. Синодик царя Борила. — София, 1928.
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  Боянски поменик - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  Погановски поменик - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  Зографского поменика не нашел, но цитирую найденый текст

                  Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьЦитата

                  Помени, Господи, в православната вяра български царе: царя, Бориса, Симеон, Петър, Борис, Романа, Шишман, Давид, Самуила, Гаврила… Радомир, Самуила, Страцимира, Асеня, Калимана, Бориса, Димитрия, Давида, Симеона, Георгия, Михаила, Шишмана, Костадина, Асеня, Бориса, Ивана Асеня, Петра, Гаврила, Бориса, Шемгона, Михаила, Александра, Калимана, Бат.оя, Теодора, Страцимира, Ивана, Фружина, Романа, М......, Михаила, Анд(р)оника, Асеня, Радомира, Михаила, Димитрия, Константина, Александра, Михаила, Страцимира, Михаила, Петра.
                     mantov2013
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 09 января 2013, 16:01

                    Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьRatsha

                    А ведь Олельковичей-Слуцких всего известно чуть больше десятка...

                    Вы совершенно правы. Род Олельковичей, как он изложен в родословцах и у Ю. Вольфа, видимо не совсем полон. Дело в том, что в Синодике ризницы Троице-Сергиева монастыря 1575 г. упоминаются князья Олельковичи, которых вообще я нигде не встречал: ни в источниках, ни в синодиках. Я постараюсь вытащить запись этого рода из данного синодика.
                    Тут в одном из комментариев проскочила одна интересная мысль. Автор предлает рассмотреть вопрос об издании свода русских синодиков, которые сейчас разбросаны по разным архивам и музеям. Это было бы замечательно. Но вот вопрос: а кто это будет делать и кто будет финансировать данную работу? Подготовить к публикации сотни синодиков - работая непосильная, хотя и благородная. По идее этим должна заниматься Академия Наук или Институт Истори РАН. Но вряд ли они будут этим заниматься. Кишка тонка. Вся надежда на частных исследователей. Вот может быть создать в рамках данного проекта сайт в интернете, где каждый мог бы выложить в электронном виде эти самые синодики. И отдельно сделать блог для комментариев. Не обязательно делать академическое издание, достаточно опубликовать текст и сделать авторские комментарии, если таковые имеются. И собрать на такой сайт все синодики, которые были ранее опубликованы и те, что опубликованы не были, но находятся в архиве исследователей. И плевать на разный престиж и приоритет. Это исторические памятники и они должны быть доступны для всех. Ну а какие выводы делать из текста синодика - это отдельный разговор. А как смотрите на такое дело Вы, уважаемые коллеги?
                       Alexios
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 09 января 2013, 19:40

                      Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьВладимир Мантов

                      Я постараюсь вытащить запись этого рода из данного синодика.

                      Ждем с нетерпением. :)

                      Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьВладимир Мантов

                      Вот может быть создать в рамках данного проекта сайт в интернете, где каждый мог бы выложить в электронном виде эти самые синодики.

                      Надо обдумать техническую сторону вопроса. В принципе, есть люди, которые могут это осуществить. Идею поддерживаю.
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Славянский Мир Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 19 апр 2024, 12:26 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики