Сообщество Империал: Карелия и Финляндия в Средние Века - Сообщество Империал

Laszlo

Карелия и Финляндия в Средние Века

Карелия и Финляндия в Средние Века
Тема создана: 07 октября 2012, 17:43 · Автор: Laszlo
  • 11 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Последняя »
 1 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 08 октября 2012, 17:45

Христианство имело крепкие позиции не везде. Вот допустим в галицком Понизье языческие святилища существовали еще в XII-XIII вв. о чем свидетельствует Збручский культовый комплекс. Христианство распространялось в Понизье, но было религией городов. На переферии язычество вытеснялось постепенно. В том же Слове о полке Игоревем есть языческие реминисценции.
В Карелии также ситуация была неоднозначной. Много карел были язычниками, но распространялось и православие.

Цитата

Христианство начало проникать в Карелию задолго до официального крещения местного населения. Ее территория входила в состав новгородских земель, и первые знания о христианской культуре карелы получали от новгородцев, с которыми их связывало тесное военно-политическое сотрудничество (известно, что карелы участвовали в военных походах Великого Новгорода 1142, 1143, 1149, 1191 гг.).
В Уставе князя Святослава Ольговича (1137) при распределении церковной дани с христианизированного населения упоминается 27 погостов, расположенных в бассейне рек Онега и Северная Двина, а в более поздней приписке к Уставу (предположительно 1-й пол. XIII в.) – Обонежский ряд с 14 населенными пунктами, в т. ч. «во Олонци». Становление Православия в Карелии относится к XII-XV вв. Годом крещения карел считается 1227, когда отец Александра Невского, великий князь Ярослав Всеволодович крестил карел во время военного похода на прибалтийско-финское племя «емь». В летописи по Лаврентьевскому списку сообщается, что, за малым исключением тогда были крещены все карелы: «Того же лета [6735] князь Ярослав Всеволодович послав крести множество карел, мало не все люди». Это важное событие связано с противодействием Новгорода «латинской экспансии», его борьбой со Швецией, которая стремилась обратить карелов в католическую веру.
После официального крещения постепенно складывается церковная структура, система церковного управления в Карелии, ставшей частью Новгородской епархии. Высшая духовная власть принадлежала новгородскому архиепископу. Его полномочными представителями являлись владычные наместники. Первая известная по письменным источникам поездка Новгородского архиепископа в Карелию состоялась в 1419 г.
Как и другие области Новгородской земли, эта территория традиционно делилась на погосты, центрами которых были поселения, где стояли церкви. В Обонежье система погостов складывается в XV– первой половине XVI в. В первой половине XVI в. на берегах Онежского озера уже было построено множество церквей и часовен, образовывались новые приходы. Завершающий этап становления церковной организации в Карелии связан с основанием монастырей. Огромную роль в распространении Православия среди местного населения играл Валаамский монастырь, где приняли иноческий постриг многие святые и подвижники Карелии. Среди них особое место принадлежит преподобному Александру Свирскому.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
     Qebedo
    • Imperial
    Imperial
    Квартирмейстер

    Дата: 08 октября 2012, 19:25

    Аорс

    Карелы-мореходы? Камрад, для такой смелой гипотезы нужны хоть какие-то основания.

    Вы снова с незнанием матчасти? На Гугле забанены?

    Laszlo

    Вот допустим в галицком Понизье

    Ну и где Галицкое понизье, а где Новгород? Русь вообще крестилась раньше Швеции - чтобы шведы русских "язычниками" обзывали...
    А цитата Ваша как раз и доказывает, что "язычники" на момент разорения Сигтуны - именно карелы. А не новгородцы.
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 08 октября 2012, 20:19

      Я и не спорю, что карелы были преимущественно язычниками, а новгородцы преимущественно христанами. Другое дело, что в степень христианизации существенно различалась по всей Руси. Вот в Полоцке был например Всеслав Чародей. Язычники жили переважно на окраинах, в то время как в городах и центральных областях оно доминировало и укрепляло свои позиции. Почему на окраинах Новгородской республики не могли быть славяне-язычники, как славяне-язычники в Галицком Понизье? О язычестве и двоеверии -
      Язычество Древней Руси (Рыбаков Б.А.) - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Относительно Швеции, то и в ней были языческие пережитки, с этим соглашусь.
      Карелы действовали с ведома Новгорода и возможно при активном его содействии. В Новгород попали Сигтунские (Магдебургские) врата, которые имели христианские изображения. Для язычников которыми преимущественно были карелы они не представляли ценности, но вот для новгородцев они ценность представляли.
      Относительно карельского мореплавания. Несмотря на известия о плаваниях в Белом море на норвежские суда в XIV в. нападали не карелы, а ушкуйники. Тут также ситуация могла быть похожей.
         Qebedo
        • Imperial
        Imperial
        Квартирмейстер

        Дата: 08 октября 2012, 20:32

        Laszlo

        Другое дело, что в степень христианизации существенно различалась по всей Руси

        1. Вообще-то в походы ходили не обитатели медвежьих углов, а в основном князья с дружинами, либо посадские (Новгородцы). Где Вы намерены найти князя или купца-язычника на Руси в XII веке?
        2. Разговор был не о христианизации и о ее степени, а о том, что источники ничего не говорят об участии новгородцев в разорении Сигтуны.

        Laszlo

        В Новгород попали Сигтунские (Магдебургские) врата

        Предположительно Сигтунские - прямых доказательств этому нет.
           Аорс
          • Imperial
          Imperial
          Принц Персии

          Дата: 08 октября 2012, 20:39

          Qebedo

          Вы снова с незнанием матчасти? На Гугле забанены?

          Судя по Гуглу, о мореходстве у карел говорят только когда пытаются приписать им этот набег на Сигтуну.
          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

          Qebedo

          источники ничего не говорят об участии новгородцев в разорении Сигтуны.

          Цитата

          Единственный современный событию источник-анналы дает нам как раз наиболее неопределенное указание: pagani — язычники. Понятие pagani могло включать в себя в то время и языческие финские племена, и русских — последние, принадлежав­шие к греко-православной церкви, с точки зрения католических монахов XII—XIII вв. также считались язычниками.

          Что говорят более поздние источники?

          По Хронике Эрика народом, напавшим на Сигтуну, были ка­релы; по Хронике Эрика Олая — карелы и русские; по словам писателей XVI в. Олая Петри и Лаврентия Петри, — эсты, по словам Иоанна Магнуса (тоже XVI в.), — эсты или финны. Пи­сатели XVII в. еще более разноречивы: Лощений приписывает нападение на Сигтуну эстам, карелам и русским,[2] Мессений (описывающий это событие в двух сочинениях, входящих в со­став его многотомной работы «Scondia illustrata») упоминает в од­ном случае эстов,[3] в другом — курляндцев.[4] Асханеус и Оксеншерна приписывают нападение на Сигтуну русским, и т. д.

          И. П. Шаскольский. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв.
             Гридь
            • Imperial
            Imperial
            ёж

            Дата: 08 октября 2012, 20:44

            Аорс

            Аорс

            Судя по Гуглу, о мореходстве у карел говорят только когда пытаются приписать им этот набег на Сигтуну.

            Смотря, как искать: если очень нужно найти информацию, то "нет ничего невозможного" ©.
            Спойлер (раскрыть)

            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
               Qebedo
              • Imperial
              Imperial
              Квартирмейстер

              Дата: 08 октября 2012, 20:48

              Аорс

              Судя по Гуглу, о мореходстве у карел говорят только когда пытаются приписать им этот набег на Сигтун

              Понимаете, на Гугл ходят. Простой запрос "карелы-мореходы":

              Цитата

              По археологическим данным нам известно, что карелы примерно в это время совершали набеги и на остров Готланд. Скорее всего и на берега Швеции карелы в 1187 г. произвели набег не в первый раз. В Хронике Эрика говорится, что карелы часто совершали плавания в шведских шхерах и нападали на берега озера Меларен, умели тайно пробираться внутрь шведских шхер и в штиль, и в непогоду, а это предполагает хорошее знание сложных фарватеров шхер морского побережья и озера Меларен. В 1198 г. карелы совместно с новгородцами захватывают г. Або.

              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

              Цитата

              В первом и третьем текстах (содержащих упоминания о ка­релах), безусловно, речь идет о людях, совершивших нападение. Третье упоминание как бы еще раз подчеркивает, что опасность берегам Швеции и ее внутренним водам угрожала именно от ка­рел, что именно карелы проникали ранее внутрь озера Меларен и для прекращения именно их набегов Биргер постройкой Сток­гольма закрыл путь в озерные шхеры со стороны моря.

              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

              Цитата

              Путеводные кресты указывали карельским мореходам путь к безопасной гавани и одновременно напоминали о пути к жизни вечной.
              До нашего времени сохранился, пожалуй, единственный каменный крест древних карел. Он был найден на о. Кильпола в 19 в. и ныне находится в Национальном музее в Хельсинки. Это был памятный крест по образцу новгородских крестов. Мы вероятно уже не узнаем по какому поводу был он высечен из камня и установлен на месте, где в 12-14 вв. находилось поселение в начале великого карельского мехового пути из Ладоги к Каянову морю. Но, по всей видимости, событие это было очень важным. Всего несколько таких крестов сохранилось во всей новгородской земле.
              Навигационная система, отмеченная крестами, существовала на берегах Ладоги до конца 16 в. К этому времени в карельских поселениях на берегах появись красивые православные церкви. Они обычно устанавливались на высоком берегу, чтобы плывущие суда издалека видели их. И дорогу к ним указывали путеводные кресты. Появилось в Карелии множество больших и малых монастырей. Часто карельские корабелы находили приют и отдых на монастырских подворьях. В переписной книге Водской пятины 1500 г. упомянуты монастырские подворья, деревни. Все они расположены по главным водным путям.

              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              Ведь некоторые думают, что Гугл - он как банан, сам в руки свалится...
                 Гридь
                • Imperial
                Imperial
                ёж

                Дата: 08 октября 2012, 20:48

                Цитата

                Единственный современный событию источник-анналы дает нам как раз наиболее неопределенное указание: pagani — язычники. Понятие pagani могло включать в себя в то время и языческие финские племена, и русских — последние, принадлежав­шие к греко-православной церкви, с точки зрения католических монахов XII—XIII вв. также считались язычниками...

                С точки зрения католических монахов XII - XIII ст. русь - схизматики. ане язычники, ибо язычники веруют в племенных божков (отсюда и "языци"), а схизматики - это раскольники, которые, несмотря на схизму, продолжают верить в единого Бога.
                   Qebedo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Квартирмейстер

                  Дата: 08 октября 2012, 20:50

                  Аорс

                  И. П. Шаскольский. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв.

                  Цитата

                  Таким образом, из всех перечисленных источников только один заслуживает доверия — это Хроника Эрика. Основанная на устной традиции, еще сохранившей ясное представление о народе, совершившем разрушение шведской столицы, Хроника Эрика прямо называет этот народ — карелы. Поскольку все остальные источники относятся к более позднему времени и основываются лишь на Хронике Эрика и на все менее достоверной традиции, уже перешедшей в фольклор, их показания принимать всерьез мы не можем.

                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                     Laszlo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 08 октября 2012, 20:58

                    По одной из указаных ссылок о участии русских (новгородцев). Вопрос так до конца и не ясен
                    Спойлер (раскрыть)
                      • 11 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • 5
                      • Последняя »
                       Похожие Темы
                      КЧем питались в Средние века
                      О пище и голоде в Средневековье
                      Автор J Jackel
                      Обновление 15 апреля 2024, 16:48
                      ФКогда закончились Средние века?
                      Выставляем рамки
                      Автор У Ученый Лис
                      Обновление 16 декабря 2023, 13:40
                      ИФинляндия
                      История взаимоотношений
                      Автор J Jackel
                      Обновление 10 ноября 2023, 16:09
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Общеисторический Форум Finna Ugorika Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 24 апр 2024, 08:07 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики