Христианство имело крепкие позиции не везде. Вот допустим в галицком Понизье языческие святилища существовали еще в XII-XIII вв. о чем свидетельствует Збручский культовый комплекс. Христианство распространялось в Понизье, но было религией городов. На переферии язычество вытеснялось постепенно. В том же Слове о полке Игоревем есть языческие реминисценции.
В Карелии также ситуация была неоднозначной. Много карел были язычниками, но распространялось и православие.
В Карелии также ситуация была неоднозначной. Много карел были язычниками, но распространялось и православие.
Цитата
Христианство начало проникать в Карелию задолго до официального крещения местного населения. Ее территория входила в состав новгородских земель, и первые знания о христианской культуре карелы получали от новгородцев, с которыми их связывало тесное военно-политическое сотрудничество (известно, что карелы участвовали в военных походах Великого Новгорода 1142, 1143, 1149, 1191 гг.).
В Уставе князя Святослава Ольговича (1137) при распределении церковной дани с христианизированного населения упоминается 27 погостов, расположенных в бассейне рек Онега и Северная Двина, а в более поздней приписке к Уставу (предположительно 1-й пол. XIII в.) – Обонежский ряд с 14 населенными пунктами, в т. ч. «во Олонци». Становление Православия в Карелии относится к XII-XV вв. Годом крещения карел считается 1227, когда отец Александра Невского, великий князь Ярослав Всеволодович крестил карел во время военного похода на прибалтийско-финское племя «емь». В летописи по Лаврентьевскому списку сообщается, что, за малым исключением тогда были крещены все карелы: «Того же лета [6735] князь Ярослав Всеволодович послав крести множество карел, мало не все люди». Это важное событие связано с противодействием Новгорода «латинской экспансии», его борьбой со Швецией, которая стремилась обратить карелов в католическую веру.
После официального крещения постепенно складывается церковная структура, система церковного управления в Карелии, ставшей частью Новгородской епархии. Высшая духовная власть принадлежала новгородскому архиепископу. Его полномочными представителями являлись владычные наместники. Первая известная по письменным источникам поездка Новгородского архиепископа в Карелию состоялась в 1419 г.
Как и другие области Новгородской земли, эта территория традиционно делилась на погосты, центрами которых были поселения, где стояли церкви. В Обонежье система погостов складывается в XV– первой половине XVI в. В первой половине XVI в. на берегах Онежского озера уже было построено множество церквей и часовен, образовывались новые приходы. Завершающий этап становления церковной организации в Карелии связан с основанием монастырей. Огромную роль в распространении Православия среди местного населения играл Валаамский монастырь, где приняли иноческий постриг многие святые и подвижники Карелии. Среди них особое место принадлежит преподобному Александру Свирскому.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
В Уставе князя Святослава Ольговича (1137) при распределении церковной дани с христианизированного населения упоминается 27 погостов, расположенных в бассейне рек Онега и Северная Двина, а в более поздней приписке к Уставу (предположительно 1-й пол. XIII в.) – Обонежский ряд с 14 населенными пунктами, в т. ч. «во Олонци». Становление Православия в Карелии относится к XII-XV вв. Годом крещения карел считается 1227, когда отец Александра Невского, великий князь Ярослав Всеволодович крестил карел во время военного похода на прибалтийско-финское племя «емь». В летописи по Лаврентьевскому списку сообщается, что, за малым исключением тогда были крещены все карелы: «Того же лета [6735] князь Ярослав Всеволодович послав крести множество карел, мало не все люди». Это важное событие связано с противодействием Новгорода «латинской экспансии», его борьбой со Швецией, которая стремилась обратить карелов в католическую веру.
После официального крещения постепенно складывается церковная структура, система церковного управления в Карелии, ставшей частью Новгородской епархии. Высшая духовная власть принадлежала новгородскому архиепископу. Его полномочными представителями являлись владычные наместники. Первая известная по письменным источникам поездка Новгородского архиепископа в Карелию состоялась в 1419 г.
Как и другие области Новгородской земли, эта территория традиционно делилась на погосты, центрами которых были поселения, где стояли церкви. В Обонежье система погостов складывается в XV– первой половине XVI в. В первой половине XVI в. на берегах Онежского озера уже было построено множество церквей и часовен, образовывались новые приходы. Завершающий этап становления церковной организации в Карелии связан с основанием монастырей. Огромную роль в распространении Православия среди местного населения играл Валаамский монастырь, где приняли иноческий постриг многие святые и подвижники Карелии. Среди них особое место принадлежит преподобному Александру Свирскому.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь