Сообщество Империал: Христианизация Перми - Сообщество Империал

Laszlo

Христианизация Перми

О язычестве и христианстве у коми
Тема создана: 13 октября 2012, 11:26 · Автор: Laszlo
  • 5 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 13 марта 2013, 09:45

Цитата

[1480 г.] Лета 6988 почал князь Василей Вымской город на Выме на Турею строити, а вымичем не любо тое городок строити: пошто нам этот городок и на кого, и посекли вымичи Василья князя на смерть.
[1481 г.] Лета 6989 пришедшу Асыка князь с пелынскими вогуличи на Пермь Великую и приступиша на Чердыню, Чердынь не взял, а Покчу пожегл и князя Михаила Ермолича и княжат его посекл и повосты розорив. Узнав про то Андрей Мишнев со свои устюжаны поиде на Пермь, сугнав вогуличов под Чердыню побил и приплывшу по Каме реке туменских татар посекл. Того же лета прислал князь великий Ивашку Гаврилова Вычегодские знамени и луки писати. Писал тое писец луки вычегоцкие, и вымские, и сысоленские, и удоренские, и владыки Филофея вотчину, а на Чердыню не писал луки, потому вогульское розорение.

Что интересно так это история двух убийств 1480-1481 гг. Вымского князя Василия убивают свои же подданые. В 1481 г. манси убили великопермского князя и сожгли Покчу. Иван III не оказал помощи, а против манси выступили только устюжане Андрея Мишнева. Интересно, что в союзе с манси действовали тюменские татары (то есть подданые союзника Ивана III хана Сайида-Ибрагима (Ибака)). Похоже великий князь московский чужими руками устранил двоих своих строптивых вассалов. В то же время устюжане разбили манси под Чердынью, а на Каме догнали тюменских татар нанесли поражение войскам тюменским татарам. Похоже именно эта битва легла в основу сказаний о битве на Чулмандоре. Нужно сказать, что в русских источниках земли вокруг Устюга были названы Пермские месты устюжские, то есть русские связывали с Пермью также и Устюг. Пермские земли это конгломерат владенИЙ - Вычегодская Пермь, Великая Пермь и Устюг, то есть три территориальных образования.

Цитата

[1483 г.] Лета 6991 князь великий Иван посла рать на Асыку на вогульсково да на Югру на Обь Великую с воеводы с Федором Курбским да с Иваном Салтык-Трава, с ними вологжаны, устюжаны, белозерцы, вычегжаны, вымичи, сысолечи и чердынци. И бысть им бой с вогуличи на устьи реки на Пелыни, князь вогульский Юшман утекл со своим со всем. Воеводы князя великова оттуль поиде вниз по Тавде реке в Сибирскую землю воевали идучи, а от Сибири по Иртышу вниз идучи на Обь реку Великую землю Югорскую воевали, князя их Молдана большово в полон вели, добра и полону взяли многие.

А. Плигузов при анализе похода 1483 г. отметил что поход 1483 г. был направлен против Обдории, манси Пелыма и искерского княжества Тайбугинов. Владения Ибрагима (Ибака) русские не тронули. Об этом более подробно в Плигузовв А.И. Текст-кентавр о сибирских самоедах. — М.; Ньютонвилль: Oriental Research Partners, 1993. — 160 с.
Также есть статья Каргалова о походе 1483 г. - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
В ней исследователь пришел к выводу что поход 1483 г. привел к вассальной зависимости Конды, Югры (Обдории) и вогулов от Русского государства.
Причиной такой политики великого князя был союз с Сайидом-Ибрагим-ханом, который в 1481 г. при поддержке союзных ему ногайцев убил хана Большой Орды Ахмата. О Сайиде-Ибрагиме и его возможной родословной Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 13 марта 2013, 10:36

    Относительно Чулмандорской битвы то название Чулмандор производное от татарского названия Камы - Чулман. А легендарные пермские богатыри Кудым-Ош и Пера-богатырь очевидно были сотниками в составе войск Устюга и Перми Великой. Как всегда в легенде есть историческое зерно которое потом основательно перерабатываеться в народной памяти до неузнавания. Героическая эпоха в истории коми это история возвышения Устюга и эпоха существования княжеств Пермь Вычегодская и Пермь Великая. Можно провести паралель между коми и осетинском эпосе. Там легендарными героями Сосланом и Ос-Багатаром стали вполне исторические Давид Сослан и Ос-Багатар.
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 19 марта 2013, 20:38

      Считаю своим долгом указать на интересные статьи по истории коми.
      Туркин Адольф - Происхождение названий народа коми
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Туркин Адольф - Размышления о диалектном членении коми языка
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Туркин Адольф - Этногенез народа Коми по данным топонимии и лексики
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Коми были известны соседям под несколькими названиями - Пермь, Зыряне и Коми. Пермь и Зыряне это этнонимы которые дали коми их соседи.
      Вторая статья посвящена диалектам коми языка. Нужно сказать что существуюе множество диалектов коми, это пожалуй наиболее богатый диалектами финно-угорский язык, даже у манси и ханты диалектов меньше.
      Относительно книги ничего не могу сказать, поскольку она мне недоступна.
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 19 марта 2013, 21:21

        Сказ о Пере-богатыре.

        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
        Сказание о Кудым-Оше.
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 21 мая 2013, 17:44

          Егоров А.В. - Тюркский компонент в составе средневекового населения Камско-Вятского междуречья (историографический аспект)
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          В Пермском Предуралье присутствовали нократские татары (то есть пермские часть татар Поволжья). Их главным центром было Рождественское городище. В источниках оно известно как Афкула. Татары знали Вятку-Хлынов как Афаткун. Как это Чулман (в арабском варианте Джулман). Соседом страны Чулман (Прикамья) был Себер Ибер (Ибир-Сибир - то есть сибирские владение татар).
          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
          У коми был выбор между традиционным язычеством, православным христианством и исламом. И они выбрали православное христианство. Видимо христианские проповедники были более активными чем мусульманские. Что-то там пытались делать и католические монахи. В доказательство этому сведения Иоганки Венгра о христианах в Сибири в 14 в.

          Цитата

          Далее, когда однажды начался у них мор, их прорицатели сказали: «Все вы погибнете смертью, если не станете христианами». Услышав это, многие из них крестились у некоего русского клирика-схизматика. Ведь царство русское откололось от римской церкви, как царство греческое, преимущественно из-за утверждения об исхождении св. духа не от сына, чего они не желают признать. И крестят они иначе, чем мы, говоря: «Да будет крещен раб христов и проч.», как судья, произносящий приговор (?). Так как однако сказанный русский и не умел и не решался должным образом наставить их, они, и крещенные, как некрещенные, остались [94] в прежнем заблуждении. Из этого достаточно ясно, что тот народ быстро обратился бы, если бы было кому научить их вере христовой. Это и сами они признают. Это явствует и еще кое из чего, чем не следует пренебрегать. Ибо вышесказанный посол, прибывший из Сибири, принес послание от некоего татарского судьи у вышесказанного народа к нашему христианскому судье баскардов в таких именно словах: «Слышал я, что при тебе, брат мой, есть 4 христианских латинских священника. Я прошу, чтобы ты соблаговолил послать к нам двоих из них: они могли бы и должны были бы окрестить наш народ; и если они пожелают жить в городах, мы построим для них церкви и дома в любом месте Сибири, где они пожелают; если же пожелают следовать за нашими кочевьями, то мы будем служить им во всем необходимом; если же они не пожелают остаться с нами, мы на своих головах донесем их к вам, лишь бы они окрестили нас и научили своей вере. Если же они не пожелают прийти к нам, то пусть бог спросит с них (de manibus eorum) души всех тех, кого они могли бы спасти». Наш христианский судья, выслушав послание, послал к нам с просьбой итти к тому народу. Нам же, несмотря на большое желание, весьма сильно препятствовала болезнь, схваченная в сказанной тюрьме, и мы никак не могли [сделать этого], а вынуждены были либо вернуться к братьям, либо остаться на месте.
          .
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
          Похоже православные миссионеры смирились с синкретизмом христианства у сибирских угров, а Пермь которая находилась ближе к русским территориям должна была скорее обратиться в православие, поскольку миссионеров должно было быть больше чем в Сибири. Стефан Пермский же завершал обращение коми в православное христианство.
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 10 сентября 2019, 18:33

            Нужно отметить, что первым сюжетом, благодаря которому исследователи интересуются историей коми, есть проблема Бьярмаланда, исторической области на севере Восточной Европы. Некоторое время с ней соотносили Пермь. Первым предположил тождество Перми и Бьярмаланда Ф. Страленберг. Потом его переняли финские ученные шведского происхождения А. Шегрен, М. Кастрен и Д. Европеус. В опозицию к этому отождествлению встали С. Соловьев, Д. Иловайский, А. Дмитриев, И. Смирнов. К. Тиандер в свое время отметил, что названия Пермь и Бьярмаланд бытовали в разных языках и переход из Бьярмаланда в Пермь невозможен с точки зрения лингвистики. Этноним Bjarmar стал известен как Beormas англо-саксонцам благодаря норвежцам, в частности, Оттере из Халогаланда. Переход начального b в p был возможен только в прибалтийско-финских языках. Отождествение Бьярмаланда с Пермью натыкается на ряд сложностей лингвистического характера. Название Пермь впервые встречается в этой форме в русских документах, в частности в «Повести временных лет» и в грамотах владимиро-суздальских князей Новгороду. Вопросы с Бьярмаландом и Вису разобраны нами в более ранних публикациях. Бьярмаланд можно локализировать в районе Заволоцкой Чуди, а бьярмы были названием разноэтнического прибалтийско-финского населения этой земли.
            А. Туркин отмечал, что в Вычегодско-Вымской летописи встречались следующие наименования коми: пермскии люди, пермские люди, пермин, пермины, пермяне, перемеки, пермяки, пермеки. В «Житии Стефана Пермского» реками в землях коми назывались Вымь, Вычегда, Вятка, Кама. Племенами коми были вычегжане, вилежане, пинежане, южане, сырьяне (зыряне), ганане. Они упомянуты как народы, живущие у Перми. Сигизмунд Герберштейн упоминал Пермию как большую страну на 250—300 миль с одноименным центром, который стоит на Вышере.
            Политоним Perä-maa («Задняя Земля») прибалтийскими финнами использовался для обозначения колонизируемых земель. Вполне правдоподобны предположения Д. Бубриха и О. Прицака о том, что «Заволоцкая Чудь» была областью расселения вепсов. Так как это была не их коренная территория, то для ее обозначения они могли употреблять определение «Задняя Земля». У новгородцев это название прижилось в форме «Заволоцкая Чудь». В топонимии и антропонимии Двинского края широко представлены прибалтийско-финские названия. В бассейне Пинеги обнаружены топонимы мерянского происхождения. Также в районе Пинеги обнаружены топонимы карельского и вепского происхождения. Саамский компонент также присутствовал в топонимии региона. Население Заволочья было полиэтничным и включало прибалтийско-финский, мерянский и саамский компoнент.
            Достаточно сложен вопрос с регионом, где древнерусские летописцы локализироовали Печору. Она находилась по соседству с Югрой, в которую осуществил свой поход Гюрята Рогович. Сложно ответить на то, кем они были. А. Мурыгин отмечал, что в регион шли переселения как из северного сибирского Зауралья, так и из Предуралья. Еще одним загадочным этносом была Сура Поганая. А. Туркин считал Суру родственым этносом к пермянам. По мнению исследователя этникон зырянин произошел от Суры Поганой, которая была соседом Чуди Заволоцкой, а уже из языка Чуди Заволоцкой попал в древнерусский язык.
            Вопрос происхождения пермян очень интересен. Историография этого вопроса была проанализирована в пособии А. Ситдикова. Интересен вопрос о прародинах прапермян. А. Спицын считал, что удмурты жили на нижней и средней Вятке, а коми жили на верхней и средней Чепце, а также на верхней Каме. А. Халиков локализировал прародину пермян на Вычегде и связывал с прапермянами вычегодский вариант Гляденовской культуры. Он предложил традиционную схему происхождения от Ананьинской культуры до Ванвиздинской культуры с вымцами (пракоми). Ю. Вихман и Т. Итконен размещали прародину пермян в нижнем и среднем течении Вятки и Камы. Причиной распада прапермского единства считали вторжение булгар, которое привело также к расселению пермян на север. В именьковское время до булгар, по мнению В. Напольских, прапермяне еще были едины. С. Белых считает, что именно в булгарскую эпоху распалась прапермская общность. По его мнению, прародиной пермян не являются бассейны Печоры и Мезени.
            Коми заняли эти земли, ассимилировав местное прауральское население. Р. Голдина видела в пьяноборцах праудмуртов, а в гляденовцах пракоми. При этом в эпоху Великого Переселения народов в район расселения прапермян проникли угры саргатцы, которые, впрочем, были сравнительно быстро ассимилированы. Ломоватовскую, неволинскую и поломскую культуру исследовательница рассматривала как локальные варианты культуры пермян. По мнению С. Белых, в VI—IX вв. прапермская культурная общность состоящая из эндопермских племен оставалась единой. И. Пастушенко считал, что финал существования неволинской культуры ознаменовался переселением ее населения на север и участии его в формировании родановской культуры. Е. Казаков и В. Иванов указывали, что булгары насильственно выводили верхнекамское и чепецкое население в свои владения. А. Белавин считал, что основу этих вынужденных переселенцев составляли неволинские племена.
            В. Геннинг и А. Иванов считали, что под давлением булгар ломоватовцы, поломцы и неволинцы выводились в их владения. Р. Голдина считала переселение добровольным. Л. Макаров считал, что переселение из бассейнов Чепцы, верхней Камы и Сылвы было добровольным и обуславливалось перенаселенностью указанных регионов. Распад эндопермского ядра произошел в конце первого тысячелетия и был обусловлен расселением эндопермян от Нижней Камы и Вятки до Вычегды и Выми. Предки коми-зырян сформировали вымскую археологичскую культуру.


            Герои эпоса коми Педор Кирон и Кирьян Варьян названы русским соколом и хранителем Русской земли. Пера изображен как богатырь, служащий русскому правителю. Отношение коми к русским позитивное, и нередко они отождествляли себя с русскими государствами, в то время как герои удмуртского эпоса сражаются с русскими. Идна погиб в сражении с русскими, а батыр Селта сражался с русскими, марийцами и татарами.
            Огромную роль в разделении также сыграло принятие коми христианства, в то время как удмурты сохраняли язычество. Как русские оказывали мощное культурное влияние на коми, так татары оказывали влияние на удмуртов. Когда Стефан Пермский в последней четверти XIV в. прибыл в Пермь, то уже он различал ряд местных этносов, в частности, зырян (коми-зырян), гогуличей (вогулов, манси), татар. Население Прикамья оказалось вполне готовым к принятию новой религии — христианства. За Прикамье спорили Новгород и Москва. «Пермские месты устюжские» перешли под контроль Москвы около 1364 года. Православный миссионер Стефан дал коми, которых русские называли пермянами, алфавит, называемый анбуром. Это четко датировано в вычегодско-вымской летописи в 1384 г. На нем были написаны священные книги, а сам Стефан, вероятно, говорил среди своей паствы на языке коми.
            Противником христианизации выступил Пам-сотник, однако в центральных землях он не получил значительной поддержки. Поддержку он получил у периферийных коми — пинежан и удорцев. В Усть-Выме, Искоре, Чердыни строились православные церкви. Стефан стал одним из многих епископов, которые приучили коми к монотеизму. В 1383 г. Стефан попросил в Москве епископа для коми. После этого в 1384 г. Стефан предпринял активные действия против язычества. Он уничтожал изображения пермских богов из дерева и камня. Он уничтожал их и в поселениях, и в лесах, и на границах, и на дорогах. В 1385 г., когда на коми напали новгородцы, Стефан с помощью устюжан отбил их нападение. В 1386 г. новгородцы опустошали территории вычегжан и устюжан, однако Стефан смог добиться заключения мира. В 1389 г. коми-язычники из Удоры и Пинеги напали на Яренск и опустошили местный монастырь. В 1392 г. Пам привел в Усть-Вым манси, которые остановились на Юруме около Асыкояга и отступили, услышав о устюжанах. Из сведений жития и летописи можно заключить, что Стефан пользовался поддержкой и уважением со стороны устюжан и большинства коми.
            Самоназванием коми является komi mort — мужчина коми. Этноним komi восходит к прауральскому kome (человек, мужчина). Верхнее Прикамье называлось kommu. Kymi называлась река, удмуртское Kam обозначало большую реку, почему так и называлась Кама. Коми-зыряне называли коми-пермяков kommusa. Komi-mort также буквально значит «человек из Прикамья». До XVIII в. коми знали только по экзоэтнонимам и только после этнографических экспедиций Ф. Страленберга и Г. Миллера коми стали называть по самоназванию. Этнос коми возник на базисе нескольких археологических культур. Большую роль в формировании коми сыграли ананьинцы. После ананьинской культуры возникла гляденовская культура, а потом гляденовцев сменили носители родановской и вымской культур. В XII в. огромные площади Крайнего Севера оказались в зависимости от Новгорода. Коми жили на юге, по берегам Северной Двины, Пинеги, Выми, средней и нижней Вычегды. В земли коми проникали и люди владимиро-суздальских князей. Они основали Гледень и Устюг как форпосты. Связи же коми с булгарами и татарами были слабыми. В языках коми не больше 30 тюркских заимствований. Центром христианизации коми же стал Пырос (сейчас Котлас).
            Стефан Пермский упоминал о зырянах. Вероятно славянская форма возникла от коми surja. К. Редеи считал этот этноним восходящим к сибирскому угорскому seran, обозначавшему коми и восходившему к иранскому zray-an (приморский житель). По мнению В. Напольских угорская форма названия происходила от русской формы зырянин. А. Туркин указывал, что относительно к этнониму зырянин было несколько гипотез. Этимологию этнонима он выводил от коми зырсины (вытеснить) или зырöдöмаяс (сдвинутые, вытесненные с прежних мест проживания). А. Шегрен предполагал этимологию от финнского syrjä (край), откуда syrjäläinen (живущий на краю). Л. Лашук предлагал коми этимологию — сьöр йöз (удм. сьоръёс), то есть сторонний народ, народ, живущий в стороне от нас. Ханты называли коми sərän, sərán, săran,sǡrán. У манси обозначение коми — sarän, удмуртское обозначение коми — sara kum, а у ненцев saran, sānnę̄r. А. Туркин отмечал, что в Никоновской летописи при описании похорон Стефана Пермского упоминался народ сырьяне. Возможно, эти сырьяне и есть Сурой поганый. Нужно отметить, что христианизация коми не была завершена Стефаном. В 1398 г. епископом стал Исакий, в 1418 г. — Герасим, в 1444 г. — Питирим. Все они проповедовали христианство и искореняли язычество. В 1462 году новый пермский епископ крестил Великую Пермь, то есть коми-зырян. Но даже при нем процесс не был закончен. Для верований коми-зырян и коми-пермяков куда более уместно говорить о двоеверии, хотя к концу XV — началу XVI в. они были христианизированы.
            В XV в. на территории расселения коми образовалось два государства — Пермь Великая и Пермь Вычегодская. Касательно происхождения князей в этих княжествах, то тут есть несколько точек зрения. По мнению сторонников местного происхождения князей (А. Дмитриев, А. Зимин, В. Голубев, О. Семенов, Е. Вершинин), они происходили от местных коми, возглавлявших сотни. Противниками этой точки зрения являются В. Оборин, Г. Чагин, Л. Макаров, считая, что они происходили от верейской линии Рюриковичей. В качестве главного аргумента использовались данные вычегодско-вымской летописи о том, что де князья происходят из Верейска.
            Полемика относительно этого вопроса достаточно подробно разобрана в статье Е. Вершинина. Теория верейского происхождения князей несостоятельна еще и потому, что Михаил Андреевич, правящий Вереей и Белоозером, был близок к Василию II Темному и никуда не удалялся. Потомки же его никакого отношения к Перми не имели. Вымские и великопермские князья могли происходить из местной аристократии. Сами князья стали регулярно упоминаться в источниках с середины XV в. До того куда большую роль играли епископы. Князья носили имена Ермолай, Василий, Михаил, что несколько вводило в заблуждение исследователей, которые считали их русскими. Но люди из окружения князя, например, сотники носили вполне местные имена — Мичкин (зыр. Мича), Бурмот (зыр. Бур морт), Исур, Коч (зыр. Катша), Зыр (зыр. Зыран). В жаловальной грамоте 1485 г. Иван III наделил аристократию землями, официально урегулировав отношения с коми. Сотники первоначально играли роль жрецов, но в XV в. перешли к полностью светской власти. Сотники избирались народом среди храбрых батыров. Нужно отметить, что славянские имена не были чужды и прибалтийским финнам, несмотря на разницу в культурном отношении. С 1472 года фактически Пермь стала одним из уделов Русского государства, хотя династия Ермолаевичей еще несколько десятилетий была на престоле.
            Поселения коми-пермяков находились на Каме, Вишере, Иньве, Ибве. Городища стояли на сравнительно небольшой площади с рвами и валами. Строились они на мысах и возвышенностях. Эпоха родановской культуры это героическая эпоха в истории коми. С ней связано появление героического эпоса о пермских богатырях — Кудым-Оше, Пере-богатыре и других. Достаточно большие поселения как Искор, Анюшкар, Родановское, Куласово, Рождественское, Кудымкар, Шудьякар. Через Предуралье и Прикамье проходили важные торговые пути. В составе родановской культуры было не менее семи племенных групп, что и не удивительно учитывая большое количество диалектов коми. Э. Савельева и В. Королев предположили, что в домонгольское время население в районе будущей Перми Вычегодской поддерживали контакты с волжскими булгарами. Коми поставляли меха. Путь на север шел с Волги на Каму с Камы — на ее притоки на Северную Кельтму и Нем или по альтернативному пути по Вятке и Сысоле. Через земли коми проходили новгородцы в походах на Югру.
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 10 сентября 2019, 19:57

              Одним из интересных аспектов истории татар является история взаимоотношений жителей Пермского Предуралья с татарами в XIV—XV веках. В Грамотах великих князей владимиро-суздальских Чудь Заволоцкая, Пермь и Югра названы как податные волости Новгорода. Термин «Пермь» в ранних русских источниках обозначал коми-зырян, коми-пермян и удмуртов. Реально в зоне влияния новгородцев находились только коми-зыряне, часть коми-пермяков и земли Печоры. Русские проникали в земли пермян и со стороны Владимиро-Суздальской земли. Форпост в Пермском крае этой части русских находился в Устюге. В монгольскую эпоху около Ярославля, Вологды и Устюга действовали татарские сборщики дани — баскаки. Однако дани они получали не всегда.
              Московский князь Юрий Данилович вместе с новгородцами в 1324 г., по данным Вологодско-Пермской летописи, взял на щит Заволочье. С 1325 г. великокняжеский тиун находился на Вятке. По мнению Дж. Мартин, в 1323 г. устюжане напали на новгородцев, которые возвращались из Югры. В результате Новгород не смог заплатить дань под названием «выход». Устюжане уже в 1329 г. убили новгородских купцов, возвращавшихся из Югры. По данным вычегодско-вымской летописи, в 1333 г. московский князь воевал против новгородцев и устюжан из-за того, что устюжане и новгородцы не дали «черный бор» (чрезвычайный налог в Новгородской земле с земли и промыслов; назначался во второй половине XIV — XV веке московским великим князем в связи с необходимостью платить увеличенный «выход» в Золотую Орду, — прим. ред.). хану Узбеку.
              Именно из Устюга во второй половине XIV в. прибыл священник, который нам известен как Святой Стефан Пермский. Проникновение христианства в регион способствовало и возникновению государственности. Вследствие активной миграции жителей Нижегородского княжества в бассейн Вятки русское население региона значительно увеличилось. Р. Голдина относит образование Вятской земли к XIII в. Согласно археологическим данным, город Хлынов (Вятка) возник уже в XIII в. Вятка воспринималась нижегородскими князьями как своя вотчина. Устюг окончательно стал владением Москвы в 1364 г. Значение Устюга было велико, поскольку этот город был центром сбора дани с финно-пермских народов. В XV в. появилось Великопермское княжество. Это княжество было одним политическим целым с Пермью Вычегодской и управлялось одной династией Ермоличей.
              По мнению Н. Хана, Устюг был местом концентрации ордынского «выхода» с Северо-Восточной Европы. Дань с 20-х гг. XIV в. с пермских земель начал собирать московский князь для передачи ее татарам, а окончательно это право перешло к нему после военной операции 1363—1364 гг. В историографии до недавнего времени было распространено убеждение о происхождении великопермских князей из линии Рюриковичей из Верейска. Этого мнения придерживались В. Оборин, Ю. Кизилов, Р. Голдина, Г. Чагин, В. Напольских, В. Чураков. Однако исследования А. Зимина, П. Лашука, Е. Вершинина, П. Корчагин указывают на местное происхождение династии Ермолаевичей из знати коми. Показательно, что среди окружения великопремского князя Михаила Ермолича находились сотники Мичкин, Бурмот, Исур, Коч, Зырн. Можно с уверенностью говорить только, что церковные иерархи были русскими и что русские колонии, вероятно, были в Пермском крае. Фамильное гнездо этой династии находилось в Перми Вычегодской. Ермолаевичи правили Великой Пермью вплоть до 1505 г.
              Русские проникали в земли Северо-Восточной Европы еще в XII в. Согласно «Сказанию о вятчанех» и «Повести о стране Вяцкой», они пришли на Каму и основали там свои городки Микулицын и Котельнич. Противниками названы чудь (вероятно, удмуртский род Чудна) и отяки (вотяки, то есть удмурты-ватка), также сохранились известия о захвате Болванского городка и Кокшарова. Считалось, что датой похода новгородцев и обоснования их в Камско-Вятском регионе был 1174 г., но Л. Макаров и А. Мусихин считают более вероятной датой 1181 г. Упоминание о Вятке датировано 1374 г., когда ушкуйники, возвращаясь из похода на золотоордынское владения в Поволжье, разграбили Вятку, после того как опустошили Засурье и Маркваш. В 1379 г. вятчане уже побеждают ушкуйников Рязана, которые до того опустошали Арскую землю в составе Булгарского вилайата (который был владением Золотой Орды). Вятка активно торговала с Булгарией. В Вятку попадали керамика, украшения, деньги из Золотой Орды.
              Русское влияние в регионе соперничало с татарским. Еще до монгольских завоеваний в Приуралье через Камский торговый путь торговали волжские булгары. Ал-Гарнати отмечал существование страны Вису. Ал-Бируни упоминал о Ису и Йура. А. Белавин, И. Пастушенко, В. Напольских, Н. Хан не без оснований локализируют страну Вису в Прикамье. Следствием активных торговых контактов было значительное количество булгаризмов в удмуртском языке. Йура же — это регион в Северном Приуралье, который славяне называли Югрой. Монгольское завоевание принесло разрушение Иднакара, Редикара, Анюшкара (Рождественского) и прочих городищ. После восстановления экономики региона торговые связи местного населения с тюрками были возобновлены. У арабских географов XIV—XV вв. названия эпохи X—XII в. сменились более современными. Вместо страны Вису упомянут Джулман, Йура упоминается под прежним названием, появляется страна Ибир-Сибир, но появляется касаба Афтакун. А. Белавин склонен отождествлять это поселение с Рождественским городищем. В. Напольских же отождествляет его с Вяткой. Купцы джулманские — это, соответственно, местное финно-пермское население Прикамья, а страна Ибир-Сибир — это владения Шибанидов и Тайбугидов в степных и лесостепных регионах Западной Сибири. Указывалось, что джулманские купцы ездят в Йуру. Регион Пермского Приуралья XI—XIV вв. находился на перекрестке важных торговых магистралей. На городищах Кудымкар, Анюшкар и Иднакар находили золотоордынскую керамику. В землях Пермского и Удмуртского Предуралья находили бусы и медальоны, изготовленные в золотоордынском Поволжье.
              На Рождественском городище обнаружена мусульманская мечеть, что свидетельствует о присутствии на Чепце сборщиков дани. Предполагается, что это городище было столицей всего Прикамья. В Удмуртском Предуралье найдены золотоордынские монеты. Татарское влияние ослабло только в середине XIV вв. когда Среднее Поволжье и связанные с ним регионы были затронуты эпидемией чумы. Булгарские купцы проникали через Прикамье в Приуралье, и благодаря активным контактам с Золотой Ордой через Булгар стало возможным формирование государственности у манси. В XVI в. аристократия манси уже называлась мурзами, а некоторые аристократы носили тюркские имена.
              В булгарскую эпоху Камский торговый путь был оживленной торговой магистралью. Кама была известна арабам как Джулман (от татарского названия Камы Чулман). Благодаря существованию торгового пути по Каме богатело население Родановской и Чепецкой археологических культур. Еще в XII в. в Перми Вычегодской (в археологической литературе эта общность называлась Вымской культурой) торговали с Волжской Булгарией. На протяжении XI—XIII в. предки коми-зырян поддерживали активные связи с волжскими булгарами. Много булгарских украшений оседало на Выми. Вследствие развития торговли в регионе появились города Анфаловский городок, Чердынь, Искор, Покча, Усть-Вымь. По мнению Дж. Мартин, в начале XIV в. булгары установили контакт с вогулами (манси). C. Бахрушин отмечал, что Пелым перенял татарскую социальную организацию. Подобно марийцам в Булгарском улусе, а потом в Казанском ханстве, у пермяков и манси существовало разделение на сотни и десятки. По дороге из Устюга в Югру пришел Стефан Пермский, который начал христианизировать пермское население края.
                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 10 сентября 2019, 20:22

                Чтобы прийти к конкретным выводам, необходимо проанализироывать письменную традицию населения региона. Она представлена русскими летописями из Архангельска, Перми, Вологды, Устюга. Необходимо определить нюансы освещения истории взаимоотношений татар с Вяткой, Пермью и Устюгом в указанных выше летописях. Известия же европейских географов и путешественников относительно Вятки, Перми и Югры слишком поздние для того, чтобы составить адекватное представление о взаимоотношениях славянского и финно-пермского населения с татарами.
                По данным устюжской летописи по списку Мациевича, в 1469 г. казанский хан Ибрахим совершил поход на Устюг и взял Кичманский городок. В 1469 г. устюжане вместе с вятчанами ходили походом на Казань. Также устюжане поддерживали московское войско в 1470 г. Конфликт русских с князьями Перми Великой не указан. Под 1489 г. упомянута осада Хлынова войском великого московского князя, устюжан и казанских татар во главе с беком Ураком, который представлял казанского хана в этом походе.
                По первой редакции устюжской летописи, под 1446 г. сказано, что казанские татары воевали у Устюга и взяли откуп с города деньгами и пушниной. Самому городу был причинен большой ущерб. Cообщалось, что в 1462 г. казанские татары совместно с марийцами опустошали устюжские волости. Под 1468 г. сказано о походе московских войск вместе с вятчанами и устюжанами на Казань. Вятчане и устюжане действовали отдельно от московского войска и были введены в заблуждение данными татарина, однако воевали успешно против татар. В отличие от предыдущих летописей указано, что в 1472 г. московские и устюжские рати ходили на Пермь и привели ее под власть великого князя. Под 1489 г. сказано лишь, что устюжане следили за пленными воеводами вятчан. Во второй редакции устюжского летописца сообщались те же данные, что и в первой.
                В летописи Льва Вологдина под 1446 г. сказано о нападении казанских татар на Устюг и героической обороне города. Упоминалось и о контрибуции, которую заплатил Устюг татарам. Под 1462 г. сказано о походе черемисских татар, то есть марийцев, на устюжские волости. Они действовали совместно с казанскими татарами. Под 1468 г. указано, что казанские татары воевали в устюжских волостях и взяли Кичменский городок. Вятчане и устюжане действовали отдельно от московского войска и были введены в заблуждение данными татарина. Под 1470 г. сообщалось о успешных действиях московского войска и устюжских отрядов под Казанью. В летописи Льва Вологдина относительно событий 1472 г. вокруг Великой Перми сказано о великой войне и приведении ее в подданство. Под 1486 г. сказано о нападении вятчан на устюжан, а в 1489 г. о совместном с московским войском и татарами Урака походе на Вятку.
                По данным Архангелогородского летописца, в 1468 г. против Ибрахима великий московский князь отправил в поход свое войска под началом касимовского хана Касима и воеводы Ивана Васильевича Стриги. Отмечены успешные действия бека Айдара против казанского войска и общая победа русских и касимовских татар. Под 1469 г. отмечено участие устюжан в походе на Казань. Под 1470 г. снова сказано об успешных действиях московских и устюжских воинов под Казанью. Также игнорировалась война Москвы с Великой Пермью. В 1478 г. казанцы Ибрахима воевали против Вятки и держали в осаде Устюг. Под 1481 г. отмечена победа устюжан над тюменскими татарами на Каме. Под 1489 г. сказано о общем с казанскими татарами походе московского и устюжского воинств на Вятку. От казанцев присутствовало 700 воинов под командованием Урака.
                Согласно Вологодско-Пермской летописи, в 1468 г. Касим и Иван Васильевич Оболенский-Стрига без особого успеха воевали против казанцев, а хан Ибрагим совершил поход на Галич. Потом было сказано об удачных походе русских на марийцев и вторжении в Казанское ханство. Однако отмечено, что татары взяли Кичменгу. Вятчане и устюжане выступили на стороне московского князя в новом походе на Казанское ханство. Когда к вятчанам поступило известие, что на Вятку идут казанцы, то только 300 из них осталось при великом князе. В летописи указано, что вятчане не были способны противостоять татарам и капитулировали перед ними. Иван Руно же отступил из земель марийцев в Великую Пермь и к Устюгу. Под 1469 г. в вологодско-пермской летописи сказано, что великокняжеское войско в походе на Казань пришло через Устюг к Вятке и воевода отправил приказание, чтобы вятчане воевали против казанских татар. Вятчане же говорили, что дали хану слово не воевать на стороне великого князя против татар. В Вятке также находился казанский посол, который подробно информировал хана о силах и продвижении врагов. Причиной того, что вятчане не смогли вовремя прийти на помощь, назван недостаток продовольствия. В 1471 г. вятчане совершили поход по Волге и опустошили Сарай, а попытки татар Большой Орды и казанцев их перехватить и разгромить были неуспешными. Под 1472 г. сказано, что Иван послал воевать Великую Пермь за их неисправление. Под 1478 г. вологодско-пермский летописец сообщал о удачном походе Ибрахима на Вятку и многочисленном плене. Под 1489 г. сказано о походе на Вятку. Причиной похода названо неисправление вятчан. Под этим понималось их желание вести политику, отличную от Москвы. Сказано, что арских князей и других мусульман (агарян) к роте (присяге) великому князю он привел, а элиту вятчан расселил по разным городам.
                По сведениям Холмогорской летописи, в 1390 г. Токтамыш отправил царевича Бектута, который взял Вятку. В ответ вятчане и новгородцы взяли булгарский город Жукотин (Джукетау). Сообщалось, что в 1468 г. Касим и Иван Васильевич Оболенский-Стрига ходили походом к Казани, но вследствие превосходства вражеских сил вернулись ни с чем. Казанские же татары взяли Кичменгу, а Вятку держали в осаде. Воеводы великого князя добились успеха на второстепенных театрах боевых действий вроде Камы и Вятки, разорив татарские провинции до Тавлуги. Под 1469 г. сказано о походе московского войска на Казань. Указано, что великий князь московский приказал идти походом на хана Ибрагима. Указано, что казанцы победили великокняжеское войско, а вятчане из-за нехватки продовольствия повернули к Нижнему Новгороду, где встретились с войсками хана Касима. Под 1478 г. сказано о походе татар Ибрагима на Вятку и многочисленных пленных вятчанах. При описании похода 1489 г. сказано, что московские войска взяли города вятчан, а арских князей и других татар вынудили присягнуть на верность великому князю.
                В Вычегодско-Вымской летописи указано на соперничество между новгородцами и устюжцами за пермскую дань и описывалась деятельность Стефана Пермского. Летопись в этом отношении близка к сведениям жития Стефана Пермского, записанным Епифанием. Не отмечено нападение татар на Вятку, зато зафиксированы нападения манси на пермян в 1392, 1450, 1455 гг. Отмечался факт общего с вятчанами похода на манси Пелымского княжества в 1467 г. Татары как противники не указаны ни разу. Первый раз о битве упоминаеться в 1481 г., когда устюжане под руководством Андрея Мишнева победили манси под Чердынью и в том же году разбили на Каме войска тюменских татар. Великопермские князья проявляли самостоятельность, когда в 1471 г. не захотели воевать на стороне московского великого князя Ивана III против Казанского ханства. В Вычегодско-Вымской летописи указано, что пермяне хотели воевать против русских вместе с казанцами, предоставили привилегии казанским купцам, а купцам великого московского князя грубили. Относительно же кампании Федора Пестрого указан не только на сам ее факт, но и то, что он в 1472 г. взял Искор, Покчу, Чердынь и Уром. Михаил был оставлен править Пермью Великой как вассал великого князя. Под 1486 г. сказано о походе вятчан на Устюг, а под 1489 г. о походе устюжан и других русских, а также татар и пермяков на Вятку. Татарская тематика в Вычегодско-Вымской летописи почти не встречается, а летописца интересовали больше Вятка, манси и устюжане.
                Картина политики Великого Московского княжества в регионе в общем характеризуется постепенным наращиванием присутствия. Если в XIV в. это присутствие сборщиков дани и приведение Устюга под власть Москвы, то в середине XV в. великий князь переходит к установлению реальных вассальных отношений Вятки и Великой Перми с Москвой. Поход 1472 г. на Великую Пермь и кампания в 1489 г. против Вятки были нацелены на то, чтобы интегрировать эти территории в состав Великого княжества Московского. Великопермская княжеская династия была смещена в 1505 г. и заменена русским воеводой, а вятский вопрос решен еще в 1489 г. с расселением вятской аристократии по территории Русского государства. Это события того же порядка, что и завоевание Новгорода в 1471 г. Новгород, как и Вятка с Великой Пермью, рассматривался Иваном III как своя вотчина на основании их зависимости от московских князей.
                Походы татар, а вместе с ними башкир и финно-угров на Великую Пермь стали обычными только в XVI в. В 1505 или 1506 г. на Пермь напал тюменский Шибанид Кулук-султан, но был отражен войском пермского наместника В. Ковра. В 1540 г. на Пермь пришли с войной казанские татары, а в 1547 г. на Чердынь совершили набег ногайцы. Активные набеги сибирских ханов происходили и позже, после похода на Москву Девлет-Гирея в 1572 г. По данным вычегодско-вымской летописи, в 1573 г. сын сибирского хана Кучума Маметкул напал на Пермь. По данным Строгановской летописи, на владения Строгановых в 1572 г. напали марийцы, башкиры и ханты. В 1573 г. в летописи сказано о походе сибирских татар Маметкула на Пермь Великую. В 1581 г. вместе с сибирскими татарами Кучума на Великую Пермь напали манси и ханты из Югры. Под этим годом в Строгановской летописи сказано о походе манси пелымского князя Бегбелея Агтакова на Чусовую и Сылву. Также вместе с манси и хантами против Перми Великой приходили отряды сибирских татар и башкир. Манси осадили городки по Чусовой и Сылве. Пелымский князь Кикек с татарами, башкирами и югорскими хантами взяли Соликамск, Сылвенский и Яйвенский городки, сожгли погосты и осадили Чердынь, но не смогли ее взять. Великая Пермь в XVI в. не играла самостоятельной политической роли.
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 11 сентября 2019, 11:37




                     Tankvistador
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 13 сентября 2020, 16:50

                    Кстати, Пермь - единственная из всех земель, принявшая христианство следом за Русью. Остальные земли крещенными не являются, у перми есть миф о крещении Перми, такое народное предание, подобно киевским. Вот кто мне его напомнит (именно само предание, а не умозаключения и изыскание ученых) - буду премного благодарен.
                      • 5 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • 5
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Общеисторический Форум Finna Ugorika Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 23 апр 2024, 18:21 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики