Сообщество Империал: Христианизация Перми - Сообщество Империал

Laszlo

Христианизация Перми

О язычестве и христианстве у коми
Тема создана: 13 октября 2012, 11:26 · Автор: Laszlo
  • 5 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 04 февраля 2013, 18:41

Солдаткин Е. Искорское городище как уникальный культовый комплекс Северного Прикамья
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
А.Ф.МЕЛЬНИЧУК, П.А.КОРЧАГИН - НОВЕЙШЕЕ ИЗУЧЕНИЕ ДРЕВНЕГО ИСКОРА
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
П.А. КОРЧАГИН - ДРЕВНИЙ ИСКОР: ОТ ЯЗЫЧЕСТВА К ПРАВОСЛАВИЮ (по материалам археологических раскопок 2001-2003 гг.)
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Е.А. МОГИЛЬНИКОВА - ПОЧИТАЕМЫЕ СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ ЧЕРДЫНСКОЙ ЗЕМЛИ
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Сооружение городов в Пермской земле несло с собой и утверждение христианства. В Усть-Выме, Искоре, Чердыни находились церкви. На Рождественском городище были мечети. И только в глухих окраинах Перми продолжало доминировать язычество. Традиционные верования продолжали жить на окраинах, что и зафиксировано в сказании о том как Пам бежал к удорцам и пинежанам и вместе с ними напал на Яренск, а потом на Усть-Вымь.
Пам сотник -

Спойлер (раскрыть)

Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
А. Ю. Котылев Современники, учителя, последователи и легендарные противники Стефана Пермского
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Коми incognito путь Стефана

Территориально-племенные и этнографические группы коми в ХIV-ХVI вв.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Ломоватовская и Ванвиздинская культуры
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 05 февраля 2013, 21:14

    В археологической литературе коми-пермяков принято связывать с родановской культурой.С ней же связана Пермь Великая. Родановцы поддерживали торговые контакты с Русью, Волжской Булгарией, Золотой Ордой и Сибирью.
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Этногенез же зырян связан с Пермью Вычегодской
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
    Коми в лицах
    Удорцы - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Коми-зыряне - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Коми-пермяки - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 06 февраля 2013, 10:30

      Перми Вчегодской предшествовала ванвиздинская культура. Со второй трети первого тысячелетия по мнению Р. Розенфельдта в районе верхнего течения Мезени, а также среднего и верхнего течения Печоры она распространилась. Поселения этой культуры были неукрепленными и обычно представляли собой стоянки. Культурной слой поселений был небольшой. Ванвиздинцы строили деревянные дома. Умерших хоронили в могильных ямах. Основными их занятиями были охота и рыболовство. Среди них уже заметно имущественное расслоение и местное население импортировало товары из Сибири и Приуралья. Традиции ванвиздинской культуры наследовала вымская культура коми-зырян. Правда зыряне не были аборигенами, а пришли из района Камы. Коми подчинили ванвиздинцев, однако были ассимилированы ими в расовом отношении. Для южных коми был характерен сублапоноидный тип, у Перми Вычегодской же доминировал балтийско-беломорский тип. То есть население Перми Вычегодской было более европеоидным чем у Перми Великой. Вымская культура была сплавом местных традиций и традиции коми. Ванвиздинцы были финно-язычными, возможно близкими к вепсам. Памятники культуры вымской культуры найдены на Выми и Вычегде. Отдельные поселения находились на Мезени, Сысоле, Вашке. Поселения этой культуры уже укреплены валом с частоколом. Поселения состояли из деревяных домов. Поселения находились на берегах рек и возвышеностях. Коми-зыряне продолжали заниматься охотой и рыболовством. Для охоты они использовали лыжи зимой. В качестве транспорта и верховой езды использовалась лошадь. Оружие представлено копьями и луком со стрелами. Некоторые наконечники бронебойные что указывает на использование кольчуги. Использовались боевые ножи и рогатины. С XII в. в Пермь Вычгодскую проникают русские вещи.
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 06 февраля 2013, 13:12

        В. М. Морозов, С. Г. Пархимович - Миграции древних коми в Нижнее Приобье
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 06 февраля 2013, 14:01

          НОВОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ПРЕДКОВ КОМИ-ЗЫРЯН НА СРЕДНЕЙ ВЫЧЕГДЕ - К.С. КОРОЛЕВ
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
          Памятники коми-пермяков находились по Каме, Вишере, Иньве, Ибве. Городища родановцев характеризовались сравнительно небольшой площадью, ровами, валами. На валах находились частоколы. Рядом с небольшими городищами были большие и важные поселение такие как Искор, Анюшкар, Родановское, Куласово, Рождественское, Кудымкар, Шудьякар. Кудымкар, Рождественское, Шудьякар, Рождественское которые были поздними родановскими были гораздо больше более ранних. На позднем этапе значительно возросла численость населения. Строились новые линия укрепления. Покчинское городище занимало до 10 тыс. кв. м. Умерших хоронили без гробов в лучшей одежде. В женские погребения ложили украшения, в мужские оружие и орудия труда. В могилы ложили маски. Родановские городища распространялись до реки Чусовой. На верхнем течении Камы находилось не менее семи племенных групп родановцев. Эпоха Родановской культуры это героическая эпоха истории коми. Именно с этим периодом связаны сказания о богатырях Кудым-Оше и Пере. Противниками коми-пермяков были манси.
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 06 февраля 2013, 17:00

            Е.С. Данилко - Историческая память в устных преданиях зюздинских и язьвинских коми-пермяков -
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
            И.А. Канева - Вымские географические песни как источник этнокультурной информации
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
            Коровина Н.С. - Коми сказки о богатырях русского эпоса в устной традиции Удоры
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
            ФИННО-УГОРСКИЕ ПИСЬМЕНА.
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
            Коми легенды и предания
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 12 марта 2013, 10:41

              Возвращаясь к предыстории Перми Великой нужно отметить, что регион Пермского Предуралья был регионом где сталкивались разные влияние. Ф. Байрамова считает, что на территории Перми доминировали татары - Фаузия Байрамова - ЧЕРДЫНСКОЕ ХАНСТВО
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              Однако по новгородским грамотам известно, что Пермь, как и Югра, платила дань Новгороду. Во время миссии Стефана Пермского контроль над Пермью перенимает Москва. Великая Пермь формально подчинялась великому московскому князю.
              Однако археологические раскопки в Пермском Предуралье обнаружили мусульманское Рождественское городише, где возможно находилась резиденция баскака. Направшиваеться предположение, что или Пермь поначалу подчинялась и Новгороду и Золотой Орде или часть территорий Перми зависела от русских а другая часть зависела от булгарского улуса Золотой Орды. В Перми было давнее мусульманское население - нократские татары. И только миссия Стефана Пермского застолбила Пермь за русскими и за православной верой. Похоже у пермских князей был выбор веры - или оставатся язычниками и быть поглощеными соседями, или стать мусульманами и оказатся в роли части Булгарского улуса Золотой Орды или принять православие и номинально зависеть от Москвы. И пермские князья выбрали последнее, поскольку Москва была куда более занята иными делами чем Пермью.
              К реальному подчинению дело дошло лишь в 1472 г. после того как
              - в 1467 чердынцы без разрешения великого князя Московского заключили союз с соседями-вятичами, против пелымских вогулов. Соединенные войска пермяков и вятичей взяли в плен пелымского князя Асыку, но тому удалось бежать. В тех же 60-х годах XV века чердынцы беспрепятственно пропускали московские войска, идущие на Казанское ханство, но в 1471 отказались участвовать в походе московских полков, возглавляемых братом великого князя Юрием. Как указывает летописец: «Стоял Юрий под Казаню 5 дней, к городу не приступал, сожидаючи белозерцев и чердынцов, а чердынцы, убоясь не пошли, за казанцов задалися». Имея прочные торговые отношения с Казанским ханством, чердынцы не только не желали войны, мешавшей их торговле, но и имели в своей среде также проказанскую партию. Москва ответила походом против самого Великопермского княжества. Весной 1472 московские полки, в состав которых входило и вычегодско-вымское ополчение, под командованием стародубского князя Фёдора Давыдовича Пёстрого разбили пермское войско, вышедшее им навстречу, и взяли в плен князя Михаила.
                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 12 марта 2013, 20:21

                Ключевым местом для проникновения русских в Пермь был Устюг. Конкуренты булгары взяли его в 1218 г., однако в золотоордынское время значение Устюга только возросло. В 1323 г. устюжане напали на новгородцев возвращавшихся из Югры из-за чего новгородцы не смогли заплатить выход татарам. В 1324 г. Юрий Данилович осуществил поход на Заволочье и разорил Устюг. Однако уже в 1329 г. устюжане снова напали на новгородцев возвращавшихся из Югры. По Вычегодско-Вымской летописи

                Цитата

                [1333 г.] Лета 6841 князь великий Иван Данилович взверже гнев свой на устюжцов и на ноугородцов, по что устюжци и ноугородцы от Вычегды и от Печеры не дают чорный выход Ордынскому царю, и дали князю Ивану на черный бор Вычегду и Печеру и с тех времян князь московский почал взимати дани с пермские люди.
                . Из текста видим, что устюжане могли и воевать против новгородцев, а могли и действовать совместно с ними. Дальше больше -

                Цитата

                [1364 г.] Лета 6872 князь великий Дмитрей Иванович взверже гнев на князе на ростовсково Костентина и взял от тово Ростов и Устюг и пермские месты устюгские.
                [1367 г.] Лета 6875 князь великий Дмитрей Иванович заратися на Ноугород, а ноугородцы смирилися. Взял князь Дмитрей по тому розмирю к себе Печеру, Мезень и Кегролские. Люди пермские за князя за Дмитрия крест целовали, а новугородцом не норовили.

                Москва за контроль над Устюгом конкурировала с Ростовом и Новгородом и вышла из борьбы победителем. И только после победы в этой борьбе в Пермь отправили миссию Стефана. Как мы видим пермяне уже в середине XIV в. определились с своими политическими симпатиями и когда к ним пришел Стефан они уже сознательно приняли решение. Если бы победила партия Пама, то Москва бы не оставила пермян в покое и все равно их завоевала. Пермские князья принятием христианства выиграли для себя столетие относительной независимости. Они активно торговали с Казанью, Новгородом и Москвой. В отношении политики то воевали против новгородцев

                Цитата

                [1418 г.] Лета 6926 поставлен бысть в епископы Пермские епархии владыко Герасим. Того же лета ходили ратью устюжаны, вычегжаны, вятчаны Двинскую землю за князя великого воевати и пожгли у двинян Бороку, Емцу, Холмогорцы. Вышли супротив устюжан, вычегжан, вятчан двинские бояры с новугородцы и сугнали до Устюгу, а город пограбили.[1425 г.] Лета 6933 воевали устюжаны и вычегжаны Двинскую землю, а новугородцы шли на них ратью на Устюг и взяли на откуп 6 сороков соболей да 8000 белок.

                И против вятчан (хлыновцев-ушкуйников)

                Цитата

                [1438 г.] Лета 6946 пришедши вятчаны с ратью, волости по Лузе и по Нижние Вычегды пожгли и приступиша к городу Устюгу. Город пожгли, а люди сокрылись по лесом.

                Отметились пермяне и в феодальной войне Шемяки и Василия

                Цитата

                [1450 г.] Лета 6958 повелел князь Дмитрий Юрьевич Шемяка вятчанам идти к себе, а сам поиде от Новугорода в ладьях земли Устюжские разоряти. Призвали устюжана от Шемякины пособляти вычегжаны и вымичи, а сами супротив Шемяки не держали. Казнил князь Шемяка пермских сотников Емельку Лузькова да Ефимия Эжвина да десятников их. Того же лета звал Шемяка вогуличей и вятчан волости великого князя Василья Васильевича грабити. Вогулечи не шли, а наущением того Шемяки пришедшу вятчане на Сысолу, на Вычегду, на Вымь, погосты пожогли, храмы святеи грабили, церковное все поимали. Приступали вятчане к владычню горотку Усть-вымь, а взять не взяли, постояв на месте Копанец, зовемый Вятской луг, повернули вспять на Вятку.[1452 г.] Лета 6960 поимал окаянный Шемяка владыко Питерима, шедшу на Москву, приведе на Устюг, темницу метнув, и мучал ево тамо, а владыко не убоялся тово Шемяки, проклятое слово не взял.
                [1453 г.] лета 6961 шел ратью князь великий Василей Васильевич супротив Шемяки на Кокшенгу и на Устюг, Кокшенгу взял, кокшаров посекл и пошел казнить Устюг, по што устюжана Шемяке норовили. Заслыша то Шемяка, утекл на Двину и к Ноугороду, и там бысть отравлен зелием.

                При этих разборках очень часто всплывает Устюг, город контроль над каким имел стратегическое значение.
                Неудивительно, что вычегодско-вымский летописец считал великопермских князей русскими. Пермяне не менее многих русских князей участвовали в русских междуусобицах. Но как показали новейшие исследования великопермские князья не были Рюриковичами, а происходили из местной знати. При этом нужно отметить, что в отличии от ижоры, води и карелов которыми управляли выборные старейшины, в Великой Перми утвердилась собственная династия. Этот факт беспрециндетен для финно-угорского мира.
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 12 марта 2013, 23:39

                  Стоит заметить, что Великая Пермь проигрывала вятчанам почти в чистую. По местным сказаниям которые собрал и опубликовал в дополнении к Житию Святого Стефана после вторжения татар в Вятку вятчане бежали в землю коми-зырян

                  Цитата

                  «лишившись всего своего состояния и доведённые до отчаяния, вятчане многочисленными толпами нахлынули на соседние пермские деревни, прося себе крова и пищи и силою отнимая требуемое у невоинственных зырян. Начались грабежи и убийства. Как татары выгнали их, так они начали гнать зырян, намереваясь поселиться в их селениях. Лишь только св. Стефан узнал о том, что вятчане из добрых соседей и благодетелей сделались ожесточёнными врагами и разбойниками, он тотчас же поспешил на Сысолу и Лузу, чтобы защитить своих пасомых. Явившись к вятчанам, он сожалел о постигшем их несчастии, советовал не унывать и не подвергать тому же других, а стараться прогнать татар и возвратить назад отнятое ими, обнадёживая успехом, в противном же случае грозил судом Божиим и гневом великокняжеским»

                  Цит. по В. В. Низов - Восточные волости Устюжской земли в XV – середине XVI века
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  Собственно Стефан Пермский выступает как и залищтник пермян от вятчан. Регион Лузы (правый приток Юга), Летки и Верхней Вятки находился на югу Пермской епархии. Вряд ли бы Стефан Пермский мог защиитить пермян от вятчан только добрым словом. Меч и доброе слова действуют намного эфективнее. Скорее всего Стефан запросил помощь из Москвы или Устюга.
                  В 1391 г. по Рогожской летописи новгородцы и устюжане ходили Волгой на Булгарский улус и взяли Жукотин (Джукетау) и Казань. Значит перед тем как вторгнутся в Булгарию ушкуйники которые в Рогожском летописце названы новгородцами на территории юга Пермской епархии столкнулись с устюжанами, а Стефан Пермский дипломатией разрешил противоречия между пермянами и вятчанами и направил их силы на Булгарию. Похоже за Стефаном Пермским стояли военные силы Устюга которые сначала помогли изгнать Пама и воевать с удорцами и пинежанами которые оказывали поддержку пермским язычникам. Прямо о этом не говорится. Зато сказано что устюжане помогали отражать манси.

                  Цитата

                  [1389 г.] Лета 6897 пришедшу с Удоры и с Пенеги пермяне идолопоклонници на Еренский городок, монастырское Пречистые Богородицы пожгли, пограбили, людей монастырских посекли.
                  [1392 г.] Лета 6900 пришедшу на владычный город на Устьвым погаными вогуличи, а с ним Пан-сотник окаянной. Стояли вогуличи станом на Юруме на месте зовемый Асыкояг неделю, к горотку не приступали, а погосты около тех мест разорили. Узнав те вогуличи из слухов устюжский полк идет на вогуличов, сели в ладьи и утекли вверх Вычегдою-рекою.
                  [1396 г.] Лета 6904 преставился епискуп пермский Стефан на Москве. Како весть дошла до Пермские земли апостола, учителя, вожа, наставника не стало, разрыдася людие пермские, предася скорби вся Пермская сторона.

                  Вполне можно заключить что устюжская помощь помогала отражать и манси. В общем мне представляется Стефан Пермский в Перми выполнял и духовную и политическую миссии. Он мне чем-то напоминает Святого Северина в позднеримском Норике.
                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
                  Нужно также обратить внимание в 1444 г. Питирим обратил в православие до того воинственных коми-удорцев.

                  Цитата

                  [1444 г.] Лета 6952 поставлен бысть в епискупы Пермские епархия архимандрит Питирим Чудова монастыря. Владыко Питерим привел к святей вере пермяков удоренов на Вашке реке, игуменов и попов им дал, святей храмы тамо создвиг.

                  Думаю тут также не обошлось без группы поддержки из устюжских мест пермских.
                  Нужно отметить, что Вычегодско-Вымская летопись прямо указывала на связь Стефана Пермского с Устюгом

                  Цитата

                  Из града тово Устюга Великия святыи Стефан пермский людие просветил святым крещением.
                     Laszlo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 13 марта 2013, 09:01

                    Нужно отметить, что о смерти Питирима сообщали устюжские летописи.
                    Полное собрание русских летописей, т.37. Устюжские и вологодские летописи 16 – 18 веков.
                    Устюжские летописи открывает «список Мациевича»:
                    В лето 6963 <…> приходил вогульский князь ратью на Вычегду и владыку пермскаго Питирима убили.
                    Летописец Льва Вологдина:
                    В лето 6963, а Рождества Христова 1455. Прииде князь вогульский на Вычегду и епископа Пермского Питирима убил.
                    А имена вогулов мы найдем в так называемом Архангелогородском летописце (этот список устюжской летописи получил свое наименование еще в 18 веке по месту обнаружения).
                    Архангелогородский летописец:
                    В лето 6963 <…> приходил вогульский князь Асыка да сын его Юмшан ратью с вогуличи на Вычегду, да владыку Питирима Пермского убили.
                    Для сравнения текст Вычегодско-Вымской летописи

                    Цитата

                    [1455 г.] Лета 6963 приездил владыко Питерим в Великую Пермь на Чердыню крестити ко святей вере чердынцев. Тово лета шли на Пермь безвернии вогулечи, Великую Пермь воевали, Питерима идуще с Перми поимали и убили в месте зовемый Кафедраил на реке Помосе.

                    Как мы видим подробное изложение событий только в Вычегодско-Вымской летописи и Архангелогородском летописце.
                    По тексту Вычегодско-Вымской летописи о феодальной войне в Русском государстве видим что и епископ Питирим также внес свою скромною лепту участия в феодальной войне. Похоже после отравления Шемяки Питирим был слишком самонадеян. Отправившись крестить Чердынь он был застигнут врасплох манси и был убит людьми Асыка в Кафедраиле на реке Помос. Похоже и великопермские князья не особо заботились о его безопасности. Поход на манси состоялся не на следуюший год после гибели Питирима, а через десять лет. Походы 1465 и 1467 гг. похоже были вызваны интересами самих Ермоличей. В 1465 г. данниками Великой Перми и Москвы стали земли Югры (обдорские князья), а в 1467 г. осуществили поход против манси.

                    Цитата

                    [1465 г.] Лета 6973 повелел князь великий Иван Скрябе воеводе с устюжаны и вычгежаны Югорскую землю воевати, а шедшю с устюжаны хотячие люди да с ними же ходил князь Василей Вымской с вымичи и с вычегжаны. Землю Югорскую воевали, полону много вывели, за князя великого Югорскую землю привели, а князи их и Калба и Течика на Москву привели. Князь великий пожаловал того Калба да Течика со всем Югорским и отпусти домой и дань на них соболиную возложи.

                    Цитата

                    [1467 г.] Лета 6975 поиде вятчаны на вогулечи да с ними пермяне из Чердыни, вогулич воевали и князя их Асыку в полон взяли да от Вятки упустили.

                    В 1465 г. в походе принимали участие разные контингенты из разных мест Пермской земли (вымичи и вычегжане) плюс союзные им устюжане. В 1467 г. можно наблюдать эстраординарный союз вятчанских ушкуйников с пермянами.
                    Касаемо последних лет независимости то видим, что Ермолаевичи хотели найти себе опору против централизаторской политики Москвы. Отказ идти вместе на Казанское ханство уже можно рассматривать как попытку выйти из васальной зависимости от Москвы. При этом интересно, что Пермь Вычегодская и Устюг выступили на стороне великого князя Ивана. Сам же великопермский князь Михаил надеялся на поражение москвичей от новгородцев и на неудачный поход москвичей на Казань. Однако их надежды на Новгород не оправдались и в следующем году после взятия Новгорода москвичи пришли на Пермь Великую с устюжанами и Пермью Вычегодскою.

                    Цитата

                    [1471 г.] Лета 6979 возверже гнев князь великий Иван Васильевич на Новугород и присла рать на новугородские и двинские. Новугородци вышли 70 тысищ супротив князя Ивана. Воевода князь Холмский побил новугородцев, Новугород взял на щит и волости новугородские поимал за князя великого. Того же лета повеле князь великий Иван брату своему Юрью с устюжаны, галичаны, белозерцы, вычегжаны, пермяки с ратью коною и судовою поити на казанцов. Стоял Юрий под Казаню 5 дней, к городу не приступал, сожидаючи белозерцев и чердынцов, а чердынцы, убоясь не пошли, за казанцов задалися.
                    [1472 г.] Лета 6980 преставился владыко пермский Иона, а на епискупию по нем поставлен бысть владыка Филофей. Тово-ж лета князь великий Иван повеле воеводе устюжскому Федору Пестрому с устюжаны, белозерцы, вологжаны, вычегжаны воевати Пермь Великие по тому перемеки за казанцов норовили, гостем казанским почести воздавали, людем торговым князя великова грубили. Князь Федор горотки пермскии Искор и Похчу и Чердыню и Уром взял, грубников поимал, князя Михаила Ермолича и сотеников ево Мичкина и Бурмота и Исура и Коча и Зырна к князю великому на Москву прислал. Князь великий отпустил Михаила на Пермь-ж княжити.

                    Как видно из текста летописи видно, что войска одной только Великой Перми состояли из несколько сот человек (только захваченных в плен сотников пять плюс князь). Думаю войско устюжан и Перми Вычегодской также могло насчитывать по нескольку сот. Что характерно вычегодские князья хотя и находились более далеко от Москвы были ее союзниками, а более территориально близкие великопермские князья благодаря контактам с Казанью и Новгородом хотели стать самостоятельными что обернулось для них разгромом от войска Пестрого.
                      • 5 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • 5
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Общеисторический Форум Finna Ugorika Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 20:31 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики