Заселение нижней Вычегды и Выми
На территории современной Коми АССР в отдельных ее районах, например по берегам pp. Выми, Сысолы и верхней Лузы, прямые предки коми обитают уже более тысячи лет. Но письменных источников, относящихся к этому времени, мы не знаем. Сведения о Перми Вычегодской, встречающиеся в русских летописях с XI в., не раскрывают этого термина. Правда, все историки признают, что под этим названием летописцы понимали бассейн Вычегды, но какие конкретно земли, какие населенные пункты оно охватывало, в летописях не сообщается. Поэтому исторический период Перми Вычегодской сейчас изучается археологами. Лишь с XV в., когда появляются письменные источники, становится возможным конкретизировать сведения о расселении коми и выявить древнейшие населенные пункты.
Из интереснейшего историко-литературного памятника конца XIV в. «Жития св. Стефана Пермского» (Епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского. Изд. Археографической комиссии. ОПб, 1897.), написанного монахом Епифанием Премудрым, выясняется, что бассейн Выми и нижней (Вычегды является исконной землей коми (древних пермян). Именно сюда прибыл около 1379 г. монах-проповедник из г. Устюга Стефан Храп. Он обосновался в устье р. Вымь, где «срубил городок» — небольшое укрепленное поселение — и начал пропагандировать христианскую религию среди местного населения. Следовательно, Усть-Вымь появился не позже 1380—1385 гг. И в начале это был центр Пермской епархии, «владычный город Усть-Вымский», укрепленный деревянными стенами, имеющий внутри епископские хоромы, две церкви и несколько осадных, т. е. на случай военной опасности, дворов местных крестьян. А через 100 лет, в 1490 т., имелось «в Усть-Вымском городке внутри города двор владычен большой, да двор Устиновский владычня брата Ионы, а живет в нем дьякон владычен благовещенской Гаврило... да двор Ибойских крестьян осадной Помосов с товарищи, да двор Оквадских крестьян Петрушки да Таврило... с товарищи, двор Сенкин Лынов с Коквицкими крестьянами, д. Федкин Зажганов, д. попов Константинов благовещенской, д. Помасов Толмачев да брата ево Чираков, осадной дворище Захарково да Филиппово Пахомовых детей. А за городом дворы владычны с пашнями и с пожнями...» (Жалованная грамота великого князя Ивана III пермскому епископу Филофею от 1490 г. Историко-филологический сборник, Сыктывкар, 1958, вып. 4, приложение, стр. 248—249.)
В «Житии» говорится о наличии многих других поселений в Пермской земле, но названия их не даются. Епифаний их просто называет погостами. По народным легендам, существовал в это время уже и Княжногост. А через 100 лет в грамотах 1483 и 1485 гг. и особенно в упомянутой уже жалованной грамоте 1490 г. (Там же, стр. 243—248.) перечисляется несколько новых названий, а именно: погосты Аквад (Оквад), Тыдор и деревни Иб, Коквица, Ванвиздин и Вездын. А ниже по Вычегде вокруг Еренского (Яренского) городка перечислены погост Вожен, деревни Ям, Базлук, Ирта, Ёвксинская, Шоном, Шежом, Целибовская и Лена. Кроме этих, перекликающихся с современными названиями, в списке есть много других, но, вследствие распространенного тогда правила называть деревни по имени владельца, трудно отождествить их с современными, тем более, что в XV—XVII вв. фамилии, как правило, не фиксировались. Кроме того, сами деревни в XV в. зачастую состояли всего из одного двора и поэтому после смерти или бегства владельца пустели, забрасывались и исчезали.
Несомненно, что Яренга также была заселена коми довольно рано, не позднее конца 1 тыс. н. э. Следы обитания коми на Яренге отчетливо прослеживаются в документах начала XVII в. Так, по данным писцовой книги 1608 г., многие здешние селения носили типично коми названия, иногда несколько искаженные в русском произношении (Вильгорт, Шорква, Горпон, Увдар, Ведор, Иб, Ягодарь, Велдзор, Шорды, Грозд и т. п.) Оснований утверждать, что жители этих населенных пунктов были коми и в начале XVII в., у нас нет. После отлива значительной части местных жителей на Вашку оставшиеся, несомненно, восприняли русский язык и культуру и слились с русским крестьянством, и только сохранившиеся названия деревень напоминали о прежнем нерусском населении этих мест.
Но вот насколько вниз по Вычегде спускались земли древних пермян, ответить пока затруднительно. Почти вплоть до устья Вычегды встречаются довольно широко коми названия населенных пунктов (например, Ошлапье или же возле самого Котласа с. Пырское). По некоторым, правда пока еще не подтвержденным легендам, в устье Вычегды был крайний пункт Перми Вычегодской — поселение Пырас. Вопрос о западных границах Перми Вычегодской и, следовательно, о древних поселениях коми в нижнем течении Вычегды еще предстоят решить археологам и историкам.
Вплоть до XVIll в. в переписях крестьянские фамилии упоминаются мало. Однако некоторые все же встречаются. В самой Усть-Выми, например, были в 1490 г. Ляпунов, Щербинин, Горошкин, Шошкин, Ярыгин, Конев, Лихачев, Чехарев, в Ибе — Бурнавин, Сухой, Грядин, в Окваде — Чажох, Володин, Жобов, Какзекаев, Прошин, Кед, Тороп, Вапалка и Мишев, в Яренске — Детник, Доманок, Чемов, Долев, Черный, Пенежанин, Медведев, Городец, Евскин (Ескин), Дьяков и Жобов, в Тыдоре — Сугов, Улыбашев, Полотнов, в Вожеме — Вегов, Быков, Трушев, Прозоров, Резанов, Ленской, в Княжпогосте — Пунев. Кроме того, без указания деревень обитания упоминаются Витязев, Прокышев и Паршуков. Но вероятно, что вымские.
Что можно сказать, анализируя эти фамилии? Прежде всего то, что состав населения вокруг Усть-Выми и Яренска уже в XV в. был не одной национальности. Много среди жителей было русских: Ляпунов, Горошкин, Городец и т. д. Очевидно, они появились здесь с началом христианизации и были первоначальной опорой епископов Пермских. С другой стороны, следует отметить то, что некоторые из современных фамилий коми появляются в исторических документах тоже с XV в. (Лихачев, Прокушев, Витязев, Паршуков).
Многие теперешние наши фамилии являются производными от имен (Сидоров, Конанов, Сенькин, Андреев, Логинов )И т. д.). Подобные прозвища обильно встречаются в грамотах XV—XVI вв., но они зачастую менялись от отца к сыну и не стали постоянными фамилиями. Поэтому они не перечислены здесь. Приведу один пример: «В деревне Ермолинской Фадейко да Ермак Федковы дети». Очень трудно сказать, является ли в этом случае название деревни фамилией «Федковых детей», хотя Ермолины есть в Коми АССР и по сей день.
В XVI—XVIII вв. писцы московских царей провели несколько переписей населения бассейна Вычегды и ее притоков. Из них сохранились переписи 1585—1586 гг., 1608 г., 1646 г., 1671—1678 и 1720 гг.
Вокруг Яренска, например, в конце XVI в. (1585—1586 гг.) появились, кроме выше перечисленных, новые погосты: Гам, Ошлапье с 17 деревнями (Зайва, Курчевская, Бабина гора, Резанова гора, Чаща и т. д.), Жешарт с деревнями Ремья и Межог, волостка Вадья с 19 деревнями (Базлук, Палкинская, Юрьевская и т. д.). Много деревень перечислено и в старых погостах. Например, Иртовском — дд. Видзюр, Пастма, Грозд, Шорды, в Шеномском — дд. Княжича, Прошова, Тылавыл, Берёзник, Наволок и Голяшова гора и др. (а всего 55), в Тыдорском — дд. Карса, Палевицы, в Вездынском — дд. Арабач, Канцемас и Новоселец и около города Яренска дд. Лантыш, Сонноры, Ягдор, Княжий мыс (всего 13). (Материалы по истории Европейского Севера СССР (северный археологический сборник), Вологда, 1970, в. I, стр. 444—461.)
Писцовая книга 1585—86 гг. пополняет наши сведения о фамильном составе местного населения. В селениях Жешартского погоста упоминаются Зверихин, Лобанов, Межецский (в Межоге), в Гаму Туркин, в Шежаме Багин, Чечюлев, в Вездыне Брягин, Седузев, Каимин, в Палевицах Торлопов, Белов. Некоторые из фамилий, распространенных сейчас в вымско-вычегодских коми селах и деревнях, в конце XVI в. встречались на нижней Вычегде, за пределами современной границы Коми АССР. Так, в селениях погоста Шеном встречаются Моисеев, Прошов, Болотов, в Яренске Чикушев (Чикышев), Горлов, Шаньгин, в Цилибской Вишеранин, в Ошлапье Сметанин, Тупысов, Клепиков. (Т а м ж е.)
В 1582 г. в грамоте, направленной Иваном IV на Вымь, упоминаются вымский сотник Сухонос и челобитчики Козмин и Княжей из Яренска и сольвычегодец Лева Пырский. (Указ, соч., стр. 438—441.)
Еще более подробна писцовая книга 1608 г. В ней перечисляются десятки новых населенных пунктов. Возле города Усть-Выми появилось 5 новых деревень, в числе которых Березник, Заречье и вторая Коквица. Многие деревни сами стали погостами, окруженными деревнями и починками: Оквад с дер. Конец Озерья, Весляной, Вейкони с 7 деревнями, Онежье с 5 деревнями, Отла с 6 деревнями, Шошки с 7 деревнями (Ягпол и т.д.), Раковицы с дер. Кыркочь, Кошки с 4 деревнями, Серегово с 5 деревнями, Ляли и т. д. Появился большой посад Турья. Из мелких населенных пунктов можно упомянуть еще дд. Ерызда, Ибовская и Шермот. (Писцовая книга 1608 г. по Яренскому уезду. Акты времени правления Василия Шуйского. М., 1914.)
Многие, из не названных здесь деревень происходят, как и раньше, от фамилий и прозвищ их жителей. Например, Моисеева, Ешкилевская, Шишкина, Ивановская, Ванеевская, Макаровская, Матвеевская, Романовская, Плотникова, Харитоновская, Емельяновская и т. д. Некоторые из них сохранились до сих пор под теми же названиями. Изучение последующих переписей, проводившихся в 1646 г., 1678 г. и 1720 г., пополняет наши сведения о поселениях нижней Вычегды и Выми. За эти годы на данной территории возникло довольно много новых мелких поселков: д. Гилевская (1646 г.) и пог. Опаринский (1668 г.) возле Серегова, Эжолты, Кочмодор (Кожмудор), Лыяты (Лыаты), Пантыдор (1720 г.) возле Коквиц, Слудка и Сотчем (1720) в Палевицах, Вогваздино (1720 г.) и т. д. (Н. П. В о с к о б о и н и к о в а. К истории поселений Яренского уезда в конце XVI — начале XVIII века. Аграрная история Европейского севера СССР, Вологда, 1970, стр. 387—420.)
Таким образом, к концу XVIII в. основная масса коми поселений на Выми и нижней Вычегде уже существовала. В XIX в. возникло только несколько мелких починков.
Писцовая книга 1608 г. дает нам несколько новых фамилий в вычегодско-вымских селениях: Зеленин, Поздеев в Жешарте, Проскурин, Минин в Межоге, Бессонов, Попов в Шожеме, Одинцов в Тыдоре, Торлопов, Кустов, Кожухов, Попов, Воробей, Ярыгин, Трескин в Усть-Выми, Вишератин, Огибин, Худяев в Палевицах, Миков, Субботин в Коквицах, Выборов в Заречье, Полев, Жюжгин, Труфанов, Туркин, Козлов в Окваде, Полов, Пахов, Баранов, Казаков, Летав, Сырчиков, Воронов, Туров, Банин, Бухарин, Волынкин, Суворов, Щербаков, Карсин, Топанов в Турье, Климанов в Веслянах, Кобелев, Семин, Пашин, Лаптин и Кошелев в Конях, Шумнов, Лебедь и Кисарев в Онежье, Саврасов в Отле, Опара (Опарин), Баженов в Раковицах, Опарин, Распопа (Рапопов), Латыш (Латышев), Цедилов в Княжпогосте, Молчанов, Опарин в Серегове, Поповцев, Олтемов, Черный в Лялях, Болотов в Ибе.
К середине XVII в. (1646 г.) в переписях появляются новые фамилии: в Жешарте Пеганов, Шепетов, Кобычев (в XVI в. встречался в погосте Шеном), Ячменев, Беляев, Веселков, Ижмитин, Кынев, Колыванов, Пархачев, Шнырев и т. д., в Межоте Чесноков, в Гаме Отев, Кочев, Полев, Пархачев, Шнырев, Турков, Турбов, Подоров, Козродев и т. д., в Шежаме Ростегаев. Грязной, Климушев, Кырсов, Серебренкин, Нюкичев и т. д., в Вездыне Лютоев, Брагин, Мокрецов, Юркин, Шевин, Карманов, в Тыдоре Одинцов, Коняев, Оньныров, Безногой, Рогов, Ликин, в Палевицах Белых, Сизев, Турубов, в Вожеме Приезжев, Шарков, Воробьев, Шагаев, Сорокин, Пылайкин, в Окваде Дубленников, Кокорин, Пивоваров, Тентюков, Козлов, в Усть-Выми Головин, Бородин, Гичь, Ворсин, Чукшин, Белоруков, Горев, Русанов, Чепышев, в Коивицах Рычков, Пархачев, Бутиев, Гиндысев, Мичкин, Габушев, Быков, Выборов, Тырин, Яранов, Шашаев, в Лялях Габов, Москвин, Горбунов, Трохов, Болотов, в Серегове Гилев, в Княжпогосте Княжев, Брагин, шаламов, в Онежье Турубов, Шабунин, Волынкин, Коновалов, Лятиев, Пудов, Горбунов, в Турье Дубленников, Ростегаев, Пивоваров, Копосов, Конев, Щербаков, Секерин, Патряков, Габушев, Буранов, Кышев, Летев, Волков, Суворов, Сухоносов, Костарев, Коканин, Пирогов, Катаев, Кротов, Плетки, в Весляне Габов, Худяков, Лаптев, Шишкин, Ветошев. (Вологодский областной архив, ф. 883, оп. 1, д. 22. Писцовая книга 1646 г. по Яренскому уезду.)
Многие из этих фамилий и по сей день распространены в вымских и вычегодских селениях. Некоторые, конечно, исчезли, часть оказалась совсем в других местах. Так, например, Прошевы сейчас основная фамилия в д. Эжолты. В список не включены фамилии, происходящие от имен (Сидоров, Петров, Иванов), так как они менее устойчивы. Для того, чтобы включить их в список постоянных фамилий, необходимо проанализировать современный фамильный состав каждого конкретного села, сравнив его с материалами переписей XVII в. Только в том случае, если анализ докажет бытование конкретной фамилии в данном населенном пункте с XVI—XVII в.в. (XVIII в.), ее можно считать установившейся.
И в заключение следует сказать о появлении здесь русского населения. До XIV в. новгородцы ежегодно проезжали со своими торговыми и военными экспедициями на Печору, Урал, Зауралье по Вычегде, Выми, Ижме, но своих поселений не ставили. Усть-Вымь следует считать первым русским поселением в этом крае, потому что, основывая свой «владычный город», Стефан Пермский был не один, а с каким-то своим, безусловно, русским окружением. Там же поселились и те коми, которые первые приняли крещение. Надо полагать, что именно с этого времени и началось сложение своеобразной группы усть-вымичей, являющихся смешением русских и коми. Это очень заметно и в их языке. Русские жили, конечно, в Яренске и в его окрестностях.
В грамоте XV в. мало фамилий. Но и среди них есть такие, которые можно считать русскими. В Яренске, например, упоминаются Детник и Доманок, в Вожемоком погосте — Васка Понежанин (с Пинеги), который тоже мог быть русским, в Усть-Выми — Чирак, Ярыгин, Щербинин, Чехирев, Сухой, Кед, Вапалка и т. д. Не исключено, что некоторые из этих прозвищ носили местные люди. Несомненно, например, что от жившего в XV в. в Окваде крестьянина, прозванного Турка малый, произошли нынешние Туркины.
До перевода епископской кафедры в Вологду в середине XVI в. Усть-Вымь был главным религиозным и политическим центром края. Поэтому он притягивал к себе население, и в нем, несомненно, оседало немало русских. К XVII в. там появились Костромины (с Волги), Серебренниковы, Базлуковы (из Яренска), Русановы и другие. Вплоть до XVIII в. усть-вымское население было в основном русским, и там господствовал русский язык. На это указывает заявление одного из местных писцов, который в конце XVIII в. отказался работать в Усть-Сысольске и попросил перевести его в Яренск, потому что он был родом из Усть-Выми, «а поэтому и по зырянски не только говорить не умеет, но и совсем его не знает». (Л. П. Л а ш у к. Русское старожильческое население на Выми. Известия Коми филиала ВГО, Сыктывкар, 1957, в. 4.)
Русские поселились и в других селениях по Выми. В 1678 г. упомянут в д. Лели Иван Евтиных, пришедший «из Тотемского уезда от хлебной скудности» и женившийся на местной крестьянке Каракчиевой. (Л. П. Лашук. Русское старожильческое население на Выми. Известия Коми филиала ВГО, Сыктывкар, 1957, в. 4.)
Район Вологодчины дал немало переселенцев в Коми край. Многие распространенные среди коми фамилии имеют двойников в соседних с Коми краем уездах Вологодской губернии. Вот несколько примеров. В Кадниковском уезде в конце XVIII в. были деревни Ворсина, Ворсинская, Пархачевская, Тентюкова, Шулепова, в Устюжском — Бызова, Ватаманова, в Грязовецком — д. Шешукова и с. Шешуково, в Лальском — Уляшева и Уляшевская, в Вельском — Тентюковская, д. Сорвачева около г. Тотьмы и т. д.
Но поскольку окружающее население в массе было коми, то вследствие этнического смешения и перекрестных браков русские устьвымичи перемешались с коми соседями и в XIX в. уже сами стали коми. Так же было и в других деревнях за исключением Серегова.
Начало соляного промысла на Выми относится к 1580 г., когда известный солепромышленник А. Строганов купил у местных крестьян Серегова и Чакилева участок земли с соляным источником. В 1608 г, там же возник починок братьев Опариных. В течение XVII в. поселок был значительно расширен купцом Панкратьевым. У него работало до 200 человек-солеваров и много поденщиков и бурлаков. Население там было самое разное. В документах упоминаются пленные поляки и карелы, «из разных городов работные люди», несомненно, русские из Соли Галичской, Соли Вычегодской, Тотьмы, Вологды, Устюга и многих других городов и уездов и даже самоеды, т. е. ненцы. От пленных пошли фамилии Поляковых, Немчиновых, Кондыревых, Буткиных, Колмогоровых, Обросовых, Яшкилевых (Ешкилевых) возможно и Шидьюсовых. Русскими по происхождению были Чумаковы, Перемотины, Шергины, Швецовы, Башлыковы, Нескучаевы, Страневы. Русского предка имели и Седрочевы.
Поскольку окружающие местные коми крестьяне имели контакты с заводскими русскими, так как тоже работали на заводе, то в окружающих деревнях сложилось смешанное коми-русское население, которое считает себя русским. К их числу относятся фамилии Айбабиных, Ивашевых, Космортовых, Лещиковых, Езовских, Макаровых, Полещиковых, Кызьюровых, Павловых. Подобные фамилии распространены среди вымских крестьян коми.
Такова вкратце история заселения бассейна Выми и нижней Вычегды в пределах Коми АССР.