Сообщество Империал: Весь, Водь, Ижора, Чудь Заволоцкая - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Реклама отключена для зарегистрированных посетителей

[ Регистрация ] · [ Авторизация ]

Весь, Водь, Ижора, Чудь Заволоцкая
Весь, Водь, Ижора, Чудь Заволоцкая

  • 3 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3

Laszlo

    5 588

    90

    0

    1 311

    5 074
  • Статус:Легат

Дата: 23 Октябрь 2012, 22:49

Е.А. Рябинин. - «Водская земля Великого Новгорода» (результаты археологических исследований 1971 – 1991 гг.)

Цитата

Глава I.



Летописная водская земля: общие проблемы историко – археологического изучения.



Водская («Вотская») земля – одно из особых административно – политических подразделений средневековой Руси, существовавших наряду с Корельской и Ижорской землями на северо – западном порубежье новгородских владений. В своем территориальном значении она впервые упомянута в уставе князя Ярослава «О мостех» (60-е годы XIII в.) под названием «Вочская сотня» (Древнерусские …, 1976, 150). Под 1338 год летописью зафиксирован и сам термин «Вотская земля» (НПЛ 1950, 349).

К значительно более позднему времени восходят исторические известия о води или вожанах, традиционно связываемых с населением указанной территории и, в свою очередь, отождествляемых большинством исследователей с предками води – малой прибалтийско – финской народности, и поныне проживающей на северо – западе Ленинградской области. Согласно летописному рассказу, помещенному под 1069 г., вожане принимали участие в набеге полоцкого князя Всеслава на Новгород (НПЛ 1950, 17). Высказано предположение, что эта военная акция являлась реакцией обитателей региона на смену системы существовавших ранее новгородско – водских даннических отношений (Гадзянский 1940, 102, Куза 1975, 183).

Следующее упоминание указанного этнонима относится к 1149 г: «На ту же зиму придоша Емь на Водь с ратью не в тысящи, и услышавъше новгородци любо в 500 с Водью, и идоша на них, и не упустиша ни мужа» (НПЛ 1950, 28). Таким образом, через 80 лет источники фиксируют уже совместное выступление новгородцев и води против вторгшегося в пределы водского расселения крупного отряда финской еми. Этот факт может свидетельствовать о завершившемся к середине XII в. переходе води в вассальную зависимость от Новгорода (Куза 1975, 183).

Позднее упоминания о «язычниках вотландцах» появляются в западных источниках. В папских буллах второй половины XII – первой половины XIII вв. они названы среди языческих народов северо – западных территорий: «pagani carelie, ingrie, lappie et watandie» (Кеппен 1861, 81-82).

Сведения о води (вожанах) и Водской земле содержатся и в русских источниках XIII в. Среди них особый интерес представляют два летописных рассказа. Первый приурочен к известию о вторжении ливонских рыцарей зимой 1240 – 1241 гг. на порубежье новгородских владений: «Тои же зимы придоша Нъмци на Водь и Чудью, и повоеваша, и дань на них възложиша, а город учиниша в Копорье погосте» (НПЛ 1950, 78). Александр Невский, организовав ополчение из новгородцев, корелы и ижоры, прежде всего отбил Копорье от захватчиков, а «Вожан и Чюдцю перъветники извеша». Из этого повествования, во-первых, можно установить наличие новгородских погостных центров в регионе еще до его первого упоминания в качестве особой «земли» Великого Новгорода и, во-вторых, локализовать на участке, территориально тяготеющем к Копорью, будущему центру Водской земли, двух явно отличающихся в этническом отношении групп местного населения – вожан и чуди. ( ком. редакции – возможно славян в качестве постоянных жителей на этой территории еще не было, они не перечислены летописцем).

Второе сообщение, помещенное под 1270 год в связи с военным столкновением новгородцев с великим князем Ярославом Ярославичем, раскрывает статус существовавшей в это время «Вочской сотни». Участвовавшие в междоусобице вожане выступают здесь как составная часть «всей волости новгородской» (НПЛ 1950, 89). Исторически засвидетельствованное наличие в Новгородской земле особого административно – политического образования не документировано по существу синхронными указаниями на его территориальные границы. Определение последних в значительной степени базируется на данных писцовых книг конца XV – XVI вв., составленных уже после присоединения Новгорода к Москве. Но в этом важнейшем виде источников перечисление и локализация погостов, формирование многих из которых, несомненно, относится к эпохе новгородской независимости, приведено уже не в рамках былых «земель» и «сотен», а в пределах новообразованных уездов, в ряде случаев границы уездов разрезают территории старых погостов, иногда в их состав включаются погосты, явно не составляющие в предшествующее время определенного единства. Данное обстоятельство затрудняет попытки ретроспективного вычленения погостов, входивших в состав новгородской Водской земли и определение ее ареала (рис.1).

В историко – географическом исследовании А.Н. Насонова территория последней очерчивается следующим образом: на западе Водская земля граничила с Лужской «волостью», на северо – востоке – с Ижорской землей, в южном направлении она, возможно, доходила до Новгорода и включала Климецко – Тесовский и Егорьевско – Луский погосты Новгородского уезда. Погосты Водской пятины, располагавшиеся к западу от нижней Луги, в состав Водской земли не входили. Это заключение находит подтверждение в летописном известии 1338 г. о том, что «немцы приходили воеват на Толдогу и оттоле хотяху на Водскую землю», Никольский Толдожский погост «в Чюди», оказывающийся за пределами Водской земли, по данным писцовых книг, занимал довольно обширный участок между нижним течением Луги и рекой Систа (Насонов 1951, 120-121).

По мнению А.В. Кузы, нижнее течение Луги так же не входило ни в Водскую землю, ни в Лужскую «волость». Автор полагает, что «Толдожский погост в устье Луги и примыкавший к нему с востока Каргальский погост и размещавшийся северо – восточнее города Ямы (современный Кингисепп) Ополецкий погост» относился к «чуди» – особому экстерриториальному образованию, граничившему с Водской землей (Куза 1975, 180).

Несколько иначе определяет границы Водской земли И.П. Шаскольский. Он считает, что «территория води точно ограничена с запада рекой Наровой, с востока рекой Стрелкой у современного города Стрельна» (Шаскольский 1979, 46), то есть полностью включала западную часть Водской пятины и Ивангородский уезд Шелонской пятины рубежа XV – XVI вв.

http://inkpulp.narod.ru/rabin.htm
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Стасюк И.В. - Средневековое расселение восточных погостов Копорского уезда Водской пятины. XII – первая четверть XVII вв.
http://www.gatchina.org/history/116/
Древности Ижорской земли - http://bvsv.livejournal.com/20719.html

    Laszlo

      5 588

      90

      0

      1 311

      5 074
    • Статус:Легат

    Дата: 24 Октябрь 2012, 10:05

    Кеппен П. И. Водь и Водская пятина // Журнал министерства народного просвещения. 1851. № 70
    http://www.countrysi...aya_piatina.pdf
    Кузнецова Е. История Води
    http://www.vadjamaa....u/photo/04.html
    В папской булле XII в. Упсальскому епископу Стефану упомянуто о ватландцах (води).
    В булле от 9 января 1230 папа Григорий IX предписал архиепископу Упсальскому и Линчепингскому запретить всем христианам продавать оружие, железо и деревянные изделия к карелам, инграм (ижоре), ватландцам (води) и лаппам (саамам).

      Laszlo

        5 588

        90

        0

        1 311

        5 074
      • Статус:Легат

      Дата: 24 Октябрь 2012, 14:02

      Герман Вартберг о Води
      http://www.vostlit.i....phtml?id=11824

      Цитата

      В 1211 году жил второй магистр братьев рыцарства Христова, Вольквин, не менее способный, благочестивый и честный муж. Он мудро вёл войны Господни, и братья ордена верно помогали ему.

      Он же покорил эстов и эзельцев христианской вере и наложил на них дань; он построил также, а именно, из камня, замок Феллин и небольшой ревельский замок, и укрепил их самым лучшим образом башнями и глубокими рвами. Он произвёл также и другие постройки около Дерпта и Одемпе, о коих я ради краткости не упоминаю.

      Далее он завоевал Изборк 4, русский замок. Плесковские же русские (псковичи) подчинились ему после того, как он сжёг их город (1240, 16 сентября). [90]

      Для охраны замка, равно как и для увеличения числа обращённых, магистр оставил здесь двух орденских братьев с небольшим числом людей. Но, когда новгородцы узнали об этом, они захватили внезапно оставшихся братьев вместе с их людьми (1242, март).

      Далее он построил у русских замок по имени Капорию и наложил в то же время дань на ватландских русских (1241). (См. в конце, примеч. 1).

        Laszlo

          5 588

          90

          0

          1 311

          5 074
        • Статус:Легат

        Дата: 28 Октябрь 2012, 11:18

        Напольских В.В. Происхождение самоназвания вепсов в контексте этнической истории Восточной Прибалтики на рубеже эр
        http://ethn.ucoz.ru/...e_ehr/10-1-0-42

          Laszlo

            5 588

            90

            0

            1 311

            5 074
          • Статус:Легат

          Дата: 30 Октябрь 2012, 22:13

          Константин Сакса - Ижора. Инкери.
          http://inkpulp.narod.ru/ijora.htm

            Laszlo

              5 588

              90

              0

              1 311

              5 074
            • Статус:Легат

            Дата: 02 Ноябрь 2012, 00:56

            У пермских историков страна Вису ассоцируется с
            Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Основные итоги изучения Рождественского археологического комплекса (города Афкула) в Пермском крае
            http://www.antat.ru/...Nt-2-2009-1.pdf
            Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Волжская Болгария и финно-угорские племена Прикамья: Этнокультурные контакты
            http://www.lib.csu.r.../Urzhumka_1.pdf
            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

            Цитата

            Столица государства Вису
            Научный руководитель экспедиции, ведущей раскопки, Н.Б.Крыласова является автором
            исторической монографии, которая хранится в Карагайском краеведческом музее.
            В ней повествуется о том, что многолетние исследования Рождественского археологического
            комплекса на реке Обве, изучение и сопоставление найденных экспонатов с письменными
            арабскими источниками, а также результаты исследований татарских ученых позволили
            определить – это ни что иное, как остатки разрушенного города Афкуля, столицы государства Вису,
            прозванного страной Чулманской. (Камской).
            Письменное упоминание о нем датировано 1412 годом. Государство Вису располагалось
            на берегу реки Обвы и вело торговлю с Волжской Булгарией, что обосновалось на средней
            Волге. Булгарские купцы отправлялись в страну Вису за мехами соболей и черных лисиц.
            А привозили сюда одежду, ткани, посуду, изделия из железа, а также сладости,
            вино, зерно, масло. Один арабский путешественник описал народ Вису: «Я видел группу людей во время зимы:
            красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен, и в такой холод они
            носят льняные одежды. А на некоторых бывают шубы из превосходных шкурок бобров.
            И пьют они ячменный напиток – кислый, как уксус»…

            Крупнейший средневековый памятник
            Рождественский археологический комплекс – крупнейший средневековый памятник
            Пермского Предуралья. Кассаба Афкула - «поворотная крепость» на берегу
            Обвы и есть Рождественское городище.
            С запада к площадке Рождественского городища примыкает Филипповское (малое) городище.
            Общая площадь двух одновременно существовавших городищ и посада составляет 6,5 га.
            Находка бронзового светца и обломки зеленой черепицы указывают на существование
            на городище мечети. Рядом с мусульманским могильником домонгольского времени
            расположено финно-угорское кладбище. Можно предположить, что здесь было
            погребено около 8,5 тысяч человек.

            Интересная книга
            Древняя Афкула. Археология Пермского края.
            А.М.Белавин, Н.Б.Крыласова
            603 стр., формат А4
            содержит более 200 иллюстраций и фото
            Перм. гос. пед. ун-т. - г.Пермь, 2008г. тираж 500 экз.
            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Еще интересная книга
            "Камский торговый путь"
            Белавин А.М. 2000 г.
            198 страниц.

            Цитата

            В монографии на материалах археологических, письменных н фольклорных
            источников реконструируются экономические и этнокультурные связи круп-
            ного региона России - Предуралья в IX-XIV вв. н.э.. Огромную роль в разви-
            тии этих связей сыграл Камский торговый путь- своеобразное продолжение
            Великого Волжского пути, способствоваший включению Предуралья в
            международную систему торговли эпохи средневековья.
            Книга рассчитана на специалистов, студентов исторических факультетов,
            учителей, краеведов и всех, интересующихся прошлым Предуралья.


            Кама – одна из великих рек Евразии, самый крупный приток Волги.
            Если говорить более точно, Верхняя Волга - это приток Великой Камы.
            Камской воды в среднем и нижнем течении Волги больше верхневолжской,
            поэтому, с точки зрения гидрогеологии, именно Кама впадает в Каспий, да и
            Камское русло древнее Верхневолжского. Арабские географы средневековья
            именно так и считали, по их мнению, Великий Итиль (Волга) берет свое начало
            в горах Урала, нижнее течении Камы именовалась Кара Итиль (Черная Волга),
            а её верхним течением считалась Ак Итиль (нынешняя Белая). Средняя и верхняя
            Кама именовались рекой Чулман или Чолман, это название можно переводить как
            «Струящаяся».

            По берегам Чулмана в средневековье жили разные племена тюрок, угров, финнов.
            Тюрок особенно много было на Нижней Каме, где на рубеже IX-X веков складывается
            крупное феодальное государство Волжская Болгария или Булгария. Здесь располагались
            её основные городские центры, в том числе, и Биляр - столица этого государства,
            Великий город булгарский. Основную массу населения Средней и Верхней Камы –
            страны Вису или страны Чулыман – вплоть до XII в. составляли угры: предки
            древних венгров-мадьяр, те племена, потомками которые в более позднее время
            стали ханты и манси. Эти народы были известны на Востоке как булгарские эсегелы
            (т.н. Старые племена – Иски Эль) жившие в Прикамье задолго
            до появления здесь тюрок-булгар.

            Прикамье богато разнообразными природными ресурсами.
            В глубокой древности особого внимания заслужили три вида этих богатств:
            меха пушных зверей, медь и поваренная соль. Множество пушного зверя было
            в лесах Предуралья, именно меха стали основным предметом торговли еще в
            I тысячелетии до н.э. Ими торговали камские ананьинские племена с сарматами
            и скифами, получая взамен оружие, украшения, конскую сбрую. Затем булгары
            взяли меховой торг в свои руки, именно это стало для булгар делом государственной
            важности. Меха было удобно транспортировать, они давали гигантскую прибыль.
            Поэтому уже в Х столетии Прикамье было интегрировано в состав Булгарии, население
            Прикамья стало платить харадж и джизью царю булгар, а разрешение на камскую
            торговлю давал лично царь Булгарии. Именно благодаря булгарам оформился
            Камский торговый путь – один из важнейших торговых путей средневековья,
            часть мировой системы Восточной торговли. В X в. ал-Мукаддаси составил список
            товаров, которые булгары привозят по Камскому пути: "… меха: собольи, беличьи,
            горностаевые, куньи, лисьи, бобровые; зайцы, козьи шкуры; воск, крупная рыба,
            шапки, белужий клей, рыбьи кости, бобровая струя, юфть, мед, орехи…»

            В средневековье пушного зверя было достаточно много и на севере Восточной
            Европы, и на севере Азии, но именно пушной зверь Северного Предуралья и Зауралья
            был особенно привлекателен. Здесь было очень много куницы, белки, лис и бобров.
            Последние давали не только мех, но и «бобровую струю» - ценное вещество, служившее
            основой для средневековых восточных лекарств и благовоний. Здесь, в Предуралье и
            Зауралье, водился в изобилии особенно крупный соболь и множество горностаев.
            Мех соболя и горностая признавался самым красивым и дорогим, это были царственные
            меха. Недаром в более позднее время ясак на Руси считали именно в соболях. Мода на
            пушнину в восточных странах вызвала рост цен на этот вид товара, и меховая торговля
            к средневековью стала крайне выгодным делом. Так, по данным Ибн Баттуты (XIV в.),
            в охотничьих регионах Предуралья шкурку соболя можно было купить за 1-2 «зеленые»
            бусины стоимостью по 1 серебряному дирхему за каждую, а на рынке в Калькутте цена
            такой шкурки составляла 400 золотых динаров, т.е. разница в цене составляла 4 тысячи.
            Шкурка горностая, стоившая в Предуралье 6-8 дирхемов или бусин, продавалась на рынках
            Азии за 1000 золотых динаров. Судя по материалам поселений позднеломоватовского времени,
            в Прикамье складывается промысловый тип охоты на пушных животных, который и
            обеспечивал международную торговлю. Не случайно все авторы того времени уделяли
            вопросам меховой торговли болгар особое внимание. Можно даже считать, что булгары
            были своеобразными монополистами-меховщиками для стран Востока. Значительная роль
            Булгарии в меховой торговле Востока прослеживается вплоть до XIV столетия.
            Так, среди подарков золотоордынского хана Токтая правителю государства хулагуидов
            названы и соболи булгарские.

            Территория Предуралья была хорошо известна авторам восточных географических
            трудов средневековья. Безусловно, в основе этих знаний была информация от болгарских
            торговцев. По представлению булгар, на севере находилось три области:
            область и народ Вису (Ису), за ней страна и народ Юра (Йура), а еще севернее - Страна Мрака,
            которую окружают море и непроходимые северные горы. Арабский географ-энциклопедист
            ал-Омари (1331г.) упоминает касабу - маленький го­родок по-персидски - Акикул (Аваколь, Афкулу)
            в 20 днях пути от Булгара на север, то есть в пределах страны Чулман (Джулыман),
            землю и город Чулман, расположенный севернее Афкулы, города Сибир, Ибыр.
            При этом Чулыман размещается примерно там же, где ранее находилась Вису.

            Под влиянием болгар у предуральских угров также расцветает торговля.
            Жители Прикамья, известные по источникам как «купцы чулманские», это торговые
            посредники болгар в их связях с племенами Севера и Западной Сибири.
            Ал-Омари сообщает: «Купцы наших стран, говорил Номан, не забираются дальше города
            Булгара; купцы булгарские ездят до Чулымана, а купцы чулыманские ездят до земель
            Югорских, которые на окраине Севера». Интересно, что при раскопках языческой
            части Рождественского могильника, Н.Б. Крыласовой было выявлено погребение такого
            «купца чулыманского». В погребении № 37 этого могильника обнаружена уникальная в
            Предуралье находка – трапециевидная серебряная подвеска, на лицевой стороне которой
            изображена тамга Владимира Святославовича, а с оборотной стороны – знак его современника,
            приемного сына и соправителя Олава Трюггвасона. По обоснованному мнению автора
            находки, подвеска является верительным купеческим знаком, «печатью для ношения»,
            которые выдавались болгарским купцам в соответствии с торговым договором,
            заключенным в 1006 году болгарами и Владимиром Святым.

            Еще одним важным и дорогим товаром, продававшимся буквально на вес серебра, была соль.
            Факты возникновения в Предуралье соледобычи задолго до появления здесь русского
            населения хорошо известны археологам. Впоследствии солеварение стало одной из
            важнейших отраслей экономики Верхнего Прикамья. Соль как один из товаров, поступающих
            из Волжской Болгарии, называют многие средневековые авторы.

            Предметом торговли, в том числе и с болгарами, стал и цветной металл. В специальных
            литейных формах отливались чушки меди в виде вытянутых палочек или соединенных
            между собой плоских блинков. Такие формы и чушки найдены на многих памятниках
            (Анюшкар, Кудымкарское, Рождественское, Редикорское городище, Вакинское и
            Мартыновское селище и др.). Интересно, что анюшкарские формы-изложницы для
            слитков имеют прямые аналогии в Ладоге, на Рюриковом городище и в древнешведской
            Бирке. Они служили для производства сырьевых ювелирных слитков. Это отражает
            высокий уровень обмена, торговли и развитие процесса перемещения
            ремесленников-ювелиров на широком пространстве Восточной и Северной Европы.

            Вхождение Предуралья в международную торговую систему привело к становлению
            в нашем крае новой системы управления, маркирующей начало формирования
            раннефеодальной социально-экономической системы. Главы родов тех территорий,
            которые были опорными в меховой и соляной добыче и торговле, стали представителями
            булгарской феодальной администрации. Они получали особые знаки в виде серебряных
            филигранных подвесок с изображением сокольничего и зверей, обозначающих
            подчиненные им фратрии или кланы. Фигура сокольничего, хорошо известная в
            европейской и восточной геральдике, обычно связывалась с обозначением
            княжеско-родовой власти. Таким образом болгары, включившие к XI в. земли Вису
            в состав своего государства, обеспечивали безопасность международной торговли
            в этих землях. Подобные знаки XI-XII вв. встречались и в могильниках вымской
            культуры на территории современной республики Коми в Северном Предуралье.
            С распространением международной торговли к XIII-XIV вв. в Зауралье и в Приобье
            там была налажена схожая система, о чем свидетельствует наличие подобных знаков
            среди найденных там древностей.

            Бдительно оберегая свою торговую монополию на Камский путь, булгары распускали
            самые фантастические слухи о трудностях пути на Север и об ужасных нравах тамошних
            жителей. Жители этих мест питаются исключительно медом, мясом белок и соболей, а
            также по нескольку раз варят голые кости, так как тяжело с продовольствием.
            Севернее Вису на море Мраков якобы живут великаны из племени Яджуждж и Маджудж
            с головой «как самый большой котел», и, если кто увидит их, то сразу же умирает от ужаса.
            Разрешения на торговое плавание давал лишь царь. Но даже и при наличии разрешения купцы
            булгарские могли сами расправиться с нежелательным для них конкурентом.
            Известен рассказ Инбн Фадлана (Х в.) о неком «синдийском» (индийском) купце, который,
            хотя и добился разрешения торговать без посредников по речному пути, был убит компанией б
            улгарских купцов. Пытался пробраться к народам Севера и магри­бинский путешественник XIV в.
            Ибн Баттута, но его все же отговорили в Булгаре, при этом ссылались на трудности пути и
            невыгодность такой поездки. Таким образом, монополию северной торговли булгары
            охраняли очень ревностно, дело дошло даже до того, что северным жителям было
            запрещено являться в Булгарию. Так, судя по сообщениям ал-Гарнати (XII в.): «…
            жителям Вису и Йура запрещено летом вступать в страну Булгар, потому что когда
            в эти области вступает кто-нибудь из них... то вода и воздух холодают, как зимой, и
            у людей гибнут посевы».

            Камский речной путь был основной дорогой, по которой булгарские и восточные купцы
            продвигались к Вису и иным народам Севера. На использование Камского (Чулманского)
            речного пути, по которому караваны поднимались против течения три месяца, имеются
            прямые указания в источниках (Фадлан, Йакута, Казвини). От Биляра до Рождественского
            городища на р. Обве было обнаружено большое количество булгарской керамики, булгарские
            гончарные горны, булгарское домонгольское мусульманское кладбище, множество булгарских
            и иных предметов, восточных монет. Там, вероятно, располагалась самая крупная торговая
            фактория булгар в странах Вису и Чулман – кассаба Афкула. Речной путь (Черемшан –
            Кама (Кара-Итиль, Чулман) – Обва) составлял около 1220 км. День пути (по данным Б. А.
            Рыбакова) – бархала-мархала – по реке вверх равнялся 20-30 км, вниз по течению 70-75 км.
            Таким образом, путь из столицы Болгарии в кассабу Афкула вверх по течению Камы занимал
            примерно 60 дней в движении и 25 дневок через каждые 2-3 дня пути, всего - 3 месяца.
            Путь вниз занимал 20 дней (указание на такое расстояние находим у ал-Марвази – XII в.
            и у Ауфи – XIII в.) – 15 дней пути с 5 дневками через каждые 3 дня движения.



            Достаточно точные данные об особенностях пути в «страну Чулыманскую» свидетельствуют
            о вековой выверенности Камского торгового пути. Он был так же хорошо известен,
            маркирован и часто посещаем, как и Булгар-Киевский торговый путь, соединявший
            столицы Древней Руси и Волжской Булгарии. Кассаба Афкула, судя по сообщениям источников,
            была столицей страны Чулыман (Джулыман). Сюда неоднократно приезжали булгарские астрономы –
            было необходимо рассчитывать время мусульманских молитв в разные сезоны.

            Не менее важным пунктом на Камском торговом пути был город Чулыман. Скорее всего,
            его можно локализовать на месте современного археологического памятника – городища
            Анюшкар в Ильинском районе. Здесь, как и на Рождественском городище, собрано много
            булгарской посуды и других иноземных вещей. Изучено булгарское мусульманское кладбище.
            Наличие булгарских гончарных горнов, как и на Рождественском городище, указывает на проживание
            здесь булгарских ремесленников. Кроме пути по воде в страну Вису (Чулыман) вел и сухопутный
            караванный путь. О последнем свидетельствуют кости верблюда, найденные на Анюшкаре.

            Страны Вису, Чулыман и Йура восточные купцы посещали не только в теплое время года.
            Б.Н. Заходер в «Каспийском своде» приводит такие сведения: «Булгары везут в страну Вису и
            Йура товары на санях, которые тащат собаки по сугробам снега, а сами люди передвигаются на
            лыжах». Описание лыж приводит Абу Хамид ал Гарнати. Костяные детали собачьих упряжек
            найдены в раскопках Анюшкара, Рождественского, Соломатовского городищ и на других памятниках
            Уральского Прикамья. На них же найдены и детали оленьей упряжи. Лучшая зимняя дорога в
            лесной полосе – замерзшая река. Камский торговый путь, таким образом, функционировал круглогодично.

            Если пытаться проследить развитие Камского торгового пути во времени, то мы увидим, что
            функционировал он почти два тысячелетия. Начало его становления приходится на ранний
            железный век. В эпоху расцвета ананьинской культуры (общности) был налажен обмен
            с соседями - сарматскими ираноязычными племенами, жившими на Южном Урале,
            а через них - со скифами. Через скифов в Предуралье потекли вавилонские бусы,
            египетские бронзовые изделия, кавказские и скифские украшения и оружие.
            Ананьинцы стали в массовом порядке добывать меха пушных зверей в предуральских
            лесах, возможно, был еще какой-то иной эквивалент обмена.

            В период Великого переселения народов этническая карта Предуралья претерпела
            значительные изменения, исчезли сарматы, их место заняли тюрки, из-за миграций из З
            ауралья на западных склонах Урала стали преобладать угры. Сложился новый мир –
            Великая уральская Венгрия, легендарная Magna Hungaria – огромная уральская угорская
            ойкумена по обе стороны хребта. У угров, во многом под влиянием бывших ираноязычных
            соседей, сложились совершенно особые жизненные правила, религиозные представления и
            культовая обрядность. Пояса женщин и мужчин стали украшать наборы из металлических
            (бронзовых и серебряных) накладок, пряжек и наконечников. Косы женщин и богатырей-
            мужчин украшадись шумящими подвесками, к поясам привешивались металлические,
            чаще серебряные, ритуальные ножны. Божественным металлом стало считаться серебро,
            каждый угорский род и каждое племя собирали на своих святилищах серебряные предметы,
            служившие во время культовых обрядов для связей с богами и мифическими героями.
            Религиозные обряды требовали наличия на святилищах серебряных дисков, тарелок или чаш.
            На них должен был стоять конь бога или небесного героя – он просто не мог стоять на земле.
            Серебро поставлялось из древнего Ирана, а позже из арабского халифата. Там мода на северную
            пушнину не угасла, напротив, она все набрала силу. Так в пермские и приобские леса потекли
            реки изделий из серебра с востока и юга. Остатки их дошли до нас в виде находок парадной
            серебряной посуды, сделанной в Сасанидском Иране, Средней Азии, в Византии, а также
            в виде многочисленных монет: драхм, динариев, дирхемов, большая часть которых
            использовалось как сырье для изготовления необходимых в ритуалах серебряных предметов.



            Расцвет Камского торгового пути пришелся на X-XIII века, когда управление этой торговой
            системой взяла на себя Волжская Булгария. В XIV столетии активность на Камском торговом
            пути стала затухать. Связано это было с перемещением основных центров на юг, в Нижнее
            Поволжье, где строятся степные Ордынские города. В силу этого, а так же по причине эпидемии
            чумы 1346-1350-х гг. (Предуралье - Северное и Пермское - было задето чумой, распространявшейся
            вдоль торговых путей и поразившей дважды, в 1352 и 1363г., европейский северо-восток) во второй
            половине XIV в. исчезают булгарские торговые фактории, сворачивается торговая активность
            местных купцов.
            Основные торговые пути переносятся в Прииртышье и в Приобье – за Урал. Кроме того,
            в XII-XIII столетиях Пермское Предуралье активно заселяется пермскими финнами –
            предками коми и удмуртов, которых вытесняет с Европейского северо-востока древнерусская
            колонизация. Угорская ойкумена интенсивно сокращается. Угры частью переселяются
            в Булгарию, частью уходят в Приобье, частью просто вымирают. Еще раньше Предуралье
            покидают мадьяры, нашедшие свою новую родину на Дунае.
            К XV столетию древний Камский путь умирает, уступив место северным трансуральским
            путям, пробитым русскими. Лишь в XVII столетии Камский торговый путь обретает второе
            рождение, но уже как главный путь для караванов с пермской солью, а позже - и с
            уральским железом.

            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

            Цитата

            254
            В 20 днях пути от их страны [Волжской Болгарии] находится местность под названием Ису, а далее за Ису живет народ, именуемый юра. Это дикое племя. Они не общаются с людьми, боятся их злобы. Жители Болгара совершают поездки в ту страну и привозят туда одежду, соль и другие товары, которыми они торгуют. Для доставки этих товаров они изготавливают повозки, похожие на маленькие тележки, в которые запрягают собак, ибо там много снега и никакое другое животное не может передвигаться по этой стране. Люди привязывают к подошвам кости скота; каждый берет в руки две заостренные палки, втыкает их позади себя в снег и скользит по поверхности, отталкиваясь этими палками, словно веслами, и так достигает цели своего путешествия за...2 дней. Они ведут куплю и продажу, изъясняясь с туземцами языком жестов, и привозят из этой страны прекрасные крупные шкурки соболя...
            Царь [болгар] рассказал мне, что за его страной на расстоянии трех месяцев пути есть народ, который называют вису. Ночь у них меньше часа... В том море водится рыба, из зубов которой они делают ножи и рукоятки мечей3. Если в том море корабль плывет на Полярную звезду, то попадает в местность, где летом вообще нет ночи, зимой же, напротив, солнце не показывается над головой, а обходит край неба слева направо; дальше расположена местность, где весь год состоит из одного дня и одной ночи4.
            * * *
            По этой реке [Волге] купцы едут до Дисура [Вису] и привозят оттуда много бобровых, собольих и беличьих шкурок... Ночь там так коротка, что ее не успеваешь заметить, а в другое время года, напротив, столь продолжительна, что вообще не бывает дневного света1.

            1) Основные выводы этого исследования уже были опубликованы автором. См. "Islam", 1935, S. 239.
            2) К сожалению, именно эту цифру разобрать невозможно.
            3) Нарвал или морж?
            4) Сообщение Ибн-Фадлана. См. "Ungarische Jahrbucher", 1924, В. 4, S. 228 (и след.). [См. А. П. Ковалевский, Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг., Харьков, ХГУ, 1956, стр. 135. 138, 139, 140. - Ред.]

            Цитата

            По ту сторону этого [7-го] климата проживают лишь немногие народности, такие, как ису, варанк, юра и им подобные3.

            3) Сообщение Бируни (1030 г.). См. "Ungarische Jahrbucher", 1924, В. 4, S. 303. [Бируни (Абу Рейхан Мухаммед-ибн-Ахмед ал-Бируни, 972-1048) - знаменитый арабский ученый-энциклопедист, узбек из Хорезма. Ему принадлежат капитальные труды по математике, астрономии, истории, географии и литературе. См. X. У. Садыков, Бируни и его работы по астрономии и математической географии, М., 1953; И. Ю. Крачковский, Бируни и его роль в истории восточной географии, Сборник "Бируни", АН СССР, 1950, стр. 54-73.- Ред.]

            Цитата

            Жители Болгара привозят в Вису сабли, изготовленные в мусульманских странах. Они не имеют рукоятей и украшений, это одни клинки, в том виде, в каком они выходят из рук кузнеца4.

            4) Сообщение Абу Хамида (1140 г.). См. "Ungarische Jahrbucher", 1924, В. 4, S. 211 (примечание). [Абу Хамид - арабский географ конца XI - начала XII вв., автор труда "Книга о диковинных вещах". См. И. Ю. Крачковский, Избранные сочинения, АН СССР, 1957, т. IV, стр. 299-301. - Ред.]
            http://www.kouzdra.r.../hennig/98.html

              Laszlo

                5 588

                90

                0

                1 311

                5 074
              • Статус:Легат

              Дата: 10 Январь 2013, 10:25

              Stratum plus 2012. №5. Another Rus’. Thiudi, Merens and Other Peoples
              http://www.academia....d_Other_Peoples
              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Водь, Ижора. Залахтовье. Е.А. Рябинин, Н.В. Хвощинская.
              http://slanist.ru/pu...kaja/48-1-0-160
              Археологические памятники Гатчинского района Эволюция погребального обряда
              http://history-gatch...ny/kurgany7.htm
              И. В. СТАСЮК О погребениях с мечами на Ижорском плато
              http://nwae.spbu.ru/?0-901
              Водская земля Великого Новгорода Е.А.Рябинин
              http://domongol.org/...php?f=67&t=4473
              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -М. С. ПАВЛОВА «Сидячие» погребения Ижорского плато
              http://nwae.spbu.ru/?0-800
              Ижорская земля Великого Новгорода
              http://www.museum700.org/66.html

                Laszlo

                  5 588

                  90

                  0

                  1 311

                  5 074
                • Статус:Легат

                Дата: 16 Январь 2013, 14:29

                Новые книги по истории Ижоры и Води - «Водь. Очерки истории и культуры» (автор О.И. Конькова), 254 с., СПб, 2009;
                - «Ижора. История и культура» (автор О.И. Конькова), 248 с., СПб, 2009;
                Предания и сказки водского народа. Vad’d’aa rahvaa jutud ja kaazgad. Сост. Конькова О. И. — СПб., 2009—144 с.
                Фольклор водского народа стал доступней - http://www.b-port.co...item/34136.html
                http://www.finnougor...zdat/1372/30226
                Еще публикация по истории Ижоры
                Kuronen, Aira: Inkerikot: Historia, uskonto ja perinne. Onkamo: Kannaksentie, 2008.
                Лаанест А. Об этногенезе ижорского народа по данным лингвистической географии // Проблемы этнической истории и межэтнических контактов прибалтийско-финских народов. СПб., 1994.
                Моора А. Х. и Х. А. Из этнической истории води и ижоры // Из истории славяно-прибалтийских отношений. Таллин, 1965.
                Седов В. В. Ижора // Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987.
                Inkeri. Historia. Kanssa. Kulttuuri. Helsinki, 1991.
                Нужно сказать, что в последние тридцать лет было много сделано очень много для исследования истории Води и Ижоры. В основном это археологическая и этнографическая литература, но по сравнению с предыдущим периодом это просто бум интереса к истории финно-угорских народов Ленинградской области. Инкери (Ижора) это пример того как локальная группа карел стала фактически отдельным народом на новых землях. Инкери и Ваддялайзыд (Водь) это пример того насколько разным было отношения к власти Новгорода у его финноязычных подданых. Водь находилась в оппозиции к Новгороду и поддерживала любого противника новгородцев будь-то полочане или рыцари Ливонского Ордена. Ливонцы знали куда прийти в 1241 г. Если бы Александр Ярославович не был решительным и смелым, то от Копорья было бы рукой подать до Новгорода, и он бы повторил судьбу Львова. Это в смысле того что правосланые были бы только одной из общин в городе, а политическая власть принадлежала бы немцам, как в Львовове полякам. Ижора как и карелы были настроены на союз с Новгородом, поскольку враждовали со шведами. До шведов Ижора активно поддерживала Новгород при конфликтах с Хяме (тавастами).

                  Laszlo

                    5 588

                    90

                    0

                    1 311

                    5 074
                  • Статус:Легат

                  Дата: 19 Январь 2013, 18:19

                  В. В. Напольских - ПРОИСХОЖДЕНИЕ САМОНАЗВАНИЯ ВЕПСОВ В КОНТЕКСТЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ВОСТОЧНОЙ ПРИБАЛТИКИ
                  http://www.ruslang.r...astica4text.pdf

                    Laszlo

                      5 588

                      90

                      0

                      1 311

                      5 074
                    • Статус:Легат

                    Дата: 21 Январь 2013, 09:30

                    Абу Хамид ал-Гарнати о Вису

                    Цитата

                    А у него [Булгара] есть область, [жители которой] платят харадж 82, между ними и Булгаром месяц пути, называют ее Вису 83.
                      • 3 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      Ответить в темуВведите Ваш логин  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]
                      Создать новую тему
                      или Войти на форум через соцсеть
                        Стиль:
                          04 Дек 2016, 13:29
                      © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики