Сообщество Империал: Эстонцы и крестоносцы - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Эстонцы и крестоносцы
Эстонцы и крестоносцы

  • 3 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3

Laszlo ответил:

    5 599

    90

    0

    1 311

    5 076
  • Статус:Легат

Дата: 18 Октябрь 2012, 10:34

Древние эстонские мааконды.
Осилия. Латинское название маакодна производное от скандинавского Ey-sysla. Эстонским названием страны было Сааремаа. С финского Saaren-maa это островная земля. В русских источниках эта территория называлась Островьская земля. Еще использовалась форма сосоль (ссоль) производная от syslir. На острове Мугу находилось городище Линнусе. На Сааремаа находились городища Пойдэ, Валяла, Каарма. В городтще Каарма находился центр культа языческого бога Тарапиты.Земля подразделялась на килегунды. Названия указаны с востока на запад. Килегуеда Гореле с городом Пойдэ и островом Мугу. Килегунда Валдэлэ (Валялэ) и Caries (Каря, север и центр Сааремаа). Килегунда Кармеле (юг и центр Сааремаа), Кергел (Кярла, на запад от Кармеле) и Килегунда (Кигелконна) вместе с полуостровом Сворве (Сырве, юго-запад Сааремаа). На Сааремаа было три гавани - Соттесаттама, Сарво и Portus Novus Pylayasari. Местные эстонцы прославились как морские пираты. В Саге о Ньялле сказано о рабе-датчанине Тове, который попал в рабство к эстам. Генрих Латвийский сообщал о шведских рабах у осилийцев. В 1203 г. осилийцы напали на датский город Листрия в провинции Сконэ (когда-то это была часть Дании, сейчас это самая южная провинция Швеции). Среди осилийцев существовало наследственное рабство. Шведские и датские пленные могли передаваться в наследство.
Роталия. В русских источниках это Чудь поморская. Латинские названия этой провинции Maritimi, Maritime provincia, Maritima. Генрих Латвийский же использовал формы Rotalia Rotelevic. Провинция разделялась на семь округов. Главный был округ Ротель (Ротелевик). Позже там находилась парафия Ридала. В этом округе был castrum Lealense (Леал Лигула). Округ Сонтагана (Соонтага) находился между реками Энгэ и Сауга. Также упоминался at Steine, который можно сопоставить с Кивидепяя (Каменная голова). Во время существования Эзель-Викской епископии ее центрами были сначала Лихула, потом Пярну, а потом центр был перенесен в Хаапсалу.
Ревеле. В Саге о Ньялле земля названа Rafali. В Саге о Орваре Одде мааконд назвпн Refaland. Liber Census Daniae называет три килегунды. С запада на восток это Воментакае, Окриэлаэ, Репель. В нейтральной зоне между килегундами стоял город Линданисэ. Линданисэ это предшественник Ревеля. В русских источниках город назван Колыванью. Альтернативным названием был Леденец (производная от Линданисэ). Ал-Идриси Колывань названа Qaluwany. Финны называли Ревель Kesoi или Keson. Через Линданисэ эстонцы торговали с соседями. Еще около 1070 г. в городе была сооружена церковь Святого Олава. В состав шведских епархий входила Hestia. В 1172-1177 г. в церкви Святого Олава жил миссионер-епископ Фулько. После Фулько в Эстонии проповедовал Теодорих (1191-1219). Около Ревеля был остров Эгна. Пролив миж островом и городом назывался Железными воротами в русских источниках. Шведы называл Эгну островом Ульв, поскольку по преданиям около него погиб ярл Старой Ладоги Улеб. На побережье Ревеле находилось три гавани. Куркс в устье Васалеммы, Ягала в устье Ягалы, Салмисту в устье Пудисоо. Жители Ревеле делали набеги на южные берега Финляндии.
Гаррия или Гарюмаа. Имела три килегунды - Гваккриц, Коскис, Юриц. Эти округа упомянуты в Liber Census Daniae, Эта земля была политическим центром эстонии. Столицей земли было городище Райгеле (Райкюла). Городище защищали городища или укрепления Варболе (Варбола), Лоне (Логу), замок на реке Конувере и замок (осек) Кедипов. Кедипов в 1059-1060 г. захватил Изяслав Ярославич. Во время осады этого замка погиб воевода Остромир. Во время похода 1214 г. новгородцы взяли в осаду Варболе (Варболу). Князь взял с замка контрибуцию. На Руси Варболу называли Воробьин. Датчане более двух недель во время завоевания Эстонии штурмовалм Лоне (Логу).
Вирония латинских источников это Вирумаа. В шведском руническом источнике этот мааконд назван Virland. В Виронии находилось четыре гавани. Это Каупсааре-Садам, Толсбург, Пурц и Нарва. Нарва была известна русским как Ругодив. Название города от названия прибалтийско-финнского водяного духа (фин. Rukoteivas, эст. Rougutaja). В этом мааконде также находилось городище Тгарванпе. У немцев оно известно как Wesenburg, а русские его называли Раковор. Эстонцы из Вирумаа ходили в набеги на финнское побережье. Viro стало для финнов обозначением Эстонии и эстонцев. В стране Vromaa по данным карельского эпоса существовало рабство.
Вайга (Waiga, Wagia, Vaiga, Vaia). В этом мааконде находилась два значительных городища. Это Торма и Сомелиндэ (Соомевере). В русских источниках эта земля известна как Чудь Торма.
Саккала. В этой земле находились городища Пярну, Вилиандэ и Леоле (Лигавере). В Леоле находилась резиденция Ламбиту. В русских источниках Пянту это Пьртуев, а жители области велядци. Леоле Генрих Латвийский назвал castrum Saccalensis. Ламбиту был seniot terrae из Палы на реке Навести (Пала).
Если описывать Эстонию, то обязательно нужно упомянуть о Угавнии. По названию этого край латвийцы до сих пор называют Эстонию и эстонцев соответственно Igaunija и Igaunis. Наиболее известным поселением мааконда был город Тгарбете (Тгарбата, Тарбату, Тарту). У Генриха Латвийского это castrum Tharbathense. По немецки Dorpat, по русски Юрьев. В 1030 г. город стал русским владением, но в 1060-1061 гг. Юрьев сожгли. В 1133 и 1191 гг. новгородцы осаждали Тарбату. В 1224 г. город взяли ливонцы. Столица земли это Оденпе (по древнеэстонски Odenp?h, по русски Медвежа Голова. Это буквальный перевод эстонского названия). В русских источниках население мааконда известны как медвежане. Против Угавнии русские совершили несколько походов (1116, 1192, 1212, 1217 г.).
Пять малых провинций. Алемпоис на среднем течении реки Пярну и на ее притоках Кяру и Линце. Нурмегундэ (Курмекунд) на север от реки Навести (Пала), на запад от реки Пылтсамаа м на север от озера Выртсьярв. Могу в бассейнах рек Пылтсамаа и Педья. Йогентагантя на юг от Мога и Вайга, на север от реки Суур Эмы. Шестая область Соболиц (Soopoolitse) на западном берегу Чудского озера. Пять малых провинций и Вайга состояли из одной килегунды. Общее население Эстонии составляло 130 тыс. Треть населения составляли рабы.Гаррия и Гервия имели по три килегунды, Осилия четыре, Вирония пять, Роталия семь. Осилия было более всего населенным маакондом. В Райгеле собирались сборы знати. Каждая килегунда отправляла по два представителя. Земля отправляла на сборы целую коллегию seniores terrae то есть представителей килегунд и мааконда.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Генрих Латвийский о походах на эстов
Спойлер (скрытая информация)

Спойлер (скрытая информация)

Спойлер (скрытая информация)

Спойлер (скрытая информация)

http://www.vostlit.i.../frametext1.htm
http://www.vostlit.i.../frametext2.htm
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Спойлер (скрытая информация)

Спойлер (скрытая информация)

Спойлер (скрытая информация)

Спойлер (скрытая информация)

http://www.vostlit.i.../frametext2.htm
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Спойлер (скрытая информация)

Спойлер (скрытая информация)

Спойлер (скрытая информация)

Известие Генриха Латвийского о опустошении эстами Лембиту Пскова не подтверждается русскими летописями.
Спойлер (скрытая информация)

http://www.vostlit.i.../frametext2.htm

    CawnAssaums ответил:

      1

      0

      0

      0

      0
    • Статус:Наёмник

    Дата: 18 Октябрь 2012, 18:38

    Сегодня я много читал по этому вопросу.

      Laszlo ответил:

        5 599

        90

        0

        1 311

        5 076
      • Статус:Легат

      Дата: 18 Октябрь 2012, 19:02

      Еще из хроники Генриха Латвийского по этому вопросу
      Спойлер (скрытая информация)

      Спойлер (скрытая информация)

      Спойлер (скрытая информация)

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
      Спойлер (скрытая информация)

      Спойлер (скрытая информация)

      Спойлер (скрытая информация)

      Спойлер (скрытая информация)

      http://www.vostlit.i.../frametext3.htm
      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -О разделении и покорении Эстонии
      Спойлер (скрытая информация)

      Спойлер (скрытая информация)

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -В глаза бросается насколько ожесточенным было сопротивление эстонцев немцам. По степени напряженности это можно сравнить с противостоянием литовцев и крестоносцев. Только литовцам повезло, а эстонцам дико не повезло, поскольку к немцам прибывались еще и датчане. Сопротивление эстонцев продолжалось и после 1227 г. Даже после Ледового побоища некоторые эстонские общины с помощью новгородцев надеялись изнать крестоносцев со своей земли.

        Laszlo ответил:

          5 599

          90

          0

          1 311

          5 076
        • Статус:Легат

        Дата: 18 Октябрь 2012, 21:10

        Военные действия в Эстонии в 1220-1227 гг. в изложении Генриха Латвийского
        Спойлер (скрытая информация)

        Спойлер (скрытая информация)

        Спойлер (скрытая информация)

        Интересный фрагмент о разборках между эстонцами Угавнии, водью и ижерянами
        Спойлер (скрытая информация)

        Общее восстание эстонцев
        Спойлер (скрытая информация)

        Переход ливонцев в контрнаступление
        Спойлер (скрытая информация)

        Вячко и оборона Тарту
        Спойлер (скрытая информация)

        Самыми непокорными эстонцами были воинственные осилийцы, против которых проповедовался крестовый поход
        Спойлер (скрытая информация)

        http://www.vostlit.i.../frametext4.htm
        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Упорное сопротивление эстонцев выиграло время для литовцев. Благодаря затяжной войне ливонцев на севере, Миндовг смог консолидировать литовские роды и племена. С запада Литву прикрыло сопротивление пруссов Тевтонскому Ордену. Ну ИЛитва конечно же сама многое сделала для отражения немецкой агрессии. Чего стоят битвы при Сауле и Дурбе. Но без сопротивления пруссов и эстонцев сложно было бы сказать как бы развернулись события. Литовцев спасло нахождение в стороне от важных торговых путей в Прибалтике.

          Laszlo ответил:

            5 599

            90

            0

            1 311

            5 076
          • Статус:Легат

          Дата: 18 Октябрь 2012, 22:49

          Герман Вартберг о восстание Юрьевой ночи (1343-1345)
          http://lib.ru/INOOLD...TIA/livonia.txt

          Цитата

          В 1342 году, в день Благовещения (25 марта), тот-же магистр построил
          два замка против еретиков, именно Фрауенбург (33), в области дерптскаго
          епископа, и Мариенбург, в области братьев, последний замок командор Герлах
          Гаренский впоследствии укрепил стенами.
          Когда тот же магистр в 1343 г. пошел с войском па кораблях против тех
          же еретиков, накануне дня св. Георгия (22-го апреля), новокрещенные
          ревельскаго округа отложились, отрекаясь от веры. Они убивали своих
          собственных господ и всех немцев вместе с малыми ребятами, бросая детей о
          камни и ввергая их в огонь, или в воду. Они делали то, о чем позорно и
          говорить, а именно разрезали мечами женщин и прокалывали копьями
          находившихся в их чревах детей. Дома и другия строения они подожгли, церкви
          спалили до тла: точно также и монастырь Падес; 28 монахов они умертвили
          различными муками, аббат же спасся только с немногими. А тех, которых
          пощадили мущины, тем жесточе убивали освирепевшия женщины.Число убитых
          обоего пола доходило до 1 800 чедовек. Недовольные этим, они осадили тех
          вассадов и других христиан, которые спаслись вместе с епископом и
          духовенством в замке и городе Ревеле, кроме того, как разсказывают, похитили
          они Распятие из загороднаго госпиталя и повесили его рядом с трупами
          повешенных, и даже, как уверяют, пригвоздили к кресту христианскаго мальчика
          на подобие того, как был распят Спаситель.
          В том же году новокрещеные из эзельской епархии (епископства),
          отрекшись от христианской веры, осадили епископа вместе с его духовенством и
          другими христианами в гансальском замке, накануне дня св. Иакова (24 июля).
          Также замок Пойден на Эзеле они осадили подобным же образом. Когда замок был
          сдан им после переговоров, с условием свободнаго отступления с невредимыми
          членами и имуществом, новокрещенные побили камнями до смерти своего фохта
          брата Арнольда и священника брата Иоанна вместе с некоторыми другими братьми
          и людьми ордена, они также утопили в море нескольких монахов и нескольких
          лиц из белаго духовенства и убили очень много вассалов и христиан обоего
          пола. Кроме того они построили из больших бревен довольно обширное и сильное
          укрепление, думая найти в нем убежнще вмести с женами, детьми и вещами.
          Однако, когда магистр узнал о степени опасности, он послал братьям на помощь
          храбрых и искусных в боях людей, числом около 630. Магистр и братья
          поднялись теперь со всей своей силой и сражались с упомянутыми отступниками
          в двух битвах, в одной -- в Гарриене, в другой -- перед Ревелем, в которых
          пало около 12 000 нехристиан, а другие были обращены в бегство;впрочем,
          также и с потерей для братьев, потому что было убито несколько храбрых
          дворян, не считая простаго народа.
          В среду, на первой неделе великаго поста, в 1344 г. (17 февраля)
          названный магистр двинулса на Эзель, соединивши свое войско с прусским
          вопомогальным войском, и разрушил там упомянутое бревенчатое укрепление,
          причем было убито около 10 000 язычников, также, и их король по имени Вессе
          был повешен на одной осадной машине, после того как у него были оторваны
          ноги. В укреплении же язычники убили 500 христиан.
          Когда затем наступила оттепель, магистр был принужден покинуть со
          своими остров и возвратиться домой, между тем, как упомянутые эзельцы
          пребывали в своем отступничестве и неверии.Однако, по истечении года,
          магистр снова с большим войском двинулся иа ззельские острова [1345]. И вот
          после того, как он опустошил несколько местностей, эзельцы прислали послов,
          которые просили мира и обещали снова принять христианскую веру. Они снова
          были приняты в лоно церкви, без наложения дальнейшаго вещественнаго
          наказания (34).
          В то самое время, когда магистр, по случаю этих событий, был на Эзеле,
          в 1345 году литовский король собрал сильное войско и прошел через земли
          братьев, и изменой некоего человека, по имени Пале, он захватил сначала
          замок Терветен, построенный братои Эвергардом Мунгеймским, когда последний
          был магистром, и разрушил замок огнем до тла, причем были убиты восемь
          братьев с их людьми, не считая простаго народа. Затем король подошел к замку
          Митову, завоеванному им перед тем вместе с прилегавшею землею, но так как
          замок был сложен из плит, то он не мог разрушить его; он увел, однако, с
          собой священников вместе с восемью братьями и около 600 человек из народа.
          Далее король литовский двинулся к Риге и через Нейермюлен в местность
          Зегевольда, где его встревтил один лив из старшин с уверением, что он из
          новокрещенных и избран в короли над всем ливским народом; если литовский
          король хочет следовать его совету, то подчинит себе всю страну. Литовский же
          король спросил его, что нужно сделать с лнвонским магистром. Тогда лив
          ответил, что они прогонят его вместе со всеми немцами. Но король сказал:
          "Мужик! -- ты не будешь тут королем!" и ведел ему отрубить голову на поле
          перед замком Зегевольдом. Загем он двивулся в область Торейде и Кремун, где
          он разрушил все церкви и умертвил священников. Он произвел большое
          кровопролитие, убив около 2 000 человек и многих уведши в плен.
          Но тот же магистр Борхард построил на Эзеле хороший, крепкий замок,
          который брат Госвин расширил впоследствии (35) [1345 и следующие].

          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Старая Ливония в XIV в. Восстание Юрьевой ночи
          http://www.estonica....BE%D1%87%D0%B8/

          Цитата

          Характерной особенностью истории Эстонии XIV в. были распри между местными правителями. В основном, они находили выражение в борьбе между Ливонским орденом и епископами за земли и сферы влияния.дно из наиболее привлекающих внимание событий в ранней истории Эстонии, причины которого до сих пор до конца не выявлены – восстание, которое подняли эстонцы против завоевателей в 1343—1345 гг., т. е. восстание Юрьевой ночи. Насколько известно, началось оно в Северной Эстонии на территории, занятой датчанами, в Юрьев день, 23 апреля 1343 г. Согласно т. н. "Младшей ливонской рифмованной хронике", приписываемой капеллану магистра Ливонского ордена Бартоломею (Варфоломею) Гонеке, эстонцы захватили цистерцианский монастырь в Падизе и убили тамошних монахов, а также многих вассалов-немцев. Восставшие избрали из своей среды четырех вождей, которых назвали королями (эстонское слово kuningas – король, тогда обозначало старейшину или военачальника). Крестьянское войско осадило Таллинн и резиденцию епископа в Хаапсалу. Кроме того, эстонцы обратились за помощью к шведским властям в Финляндии– к фогтам (наместникам шведского короля) Турку (Або) и Выборга, которые пообещали поддержать их.Надежды эстонцев на помощь Швеции объясняются тем, что Швеция, к владениям которой относилась тогда и Финляндия, уже с давних времен проявляла интерес к восточному побережью Балтийского моря. Очевидно, во вмешательстве Швеции была заинтересована и, по крайней мере, часть вассалов в Северной Эстонии, которых очень беспокоило их будущее из-за усиления Ордена и ослабления королевской власти Дании. Еще до восстания Юрьевой ночи, пользуясь слабостью Дании, Швеция подчинила себе несколько территорий на Скандинавском полуострове, принадлежавших Дании. Эти обстоятельства объясняют и повышенный интерес Швеции к владениям Дании в Северной Эстонии.Поскольку Дания переживала внутриполитические затруднения, ждать скорой помощи в усмирении заморской провинции не было смысла, и датский наместник в Таллинне обратился с посланием о помощи к магистру Ливонского ордена Бурхарду фон Дрейлебену, который в это время во главе орденских войск был в походе против Пскова. Магистр, прервав военные действия на восточной границе, не мешкая, отправился в Таллинн, Вслед за этим эстонцы направили к орденскому магистру своих послов – четырех королей, которые встретились с ним в орденской крепости Пайде. Во время переговоров произошло столкновение, и вожди восставших были убиты. В последовавших сражениях эстонцы потерпели поражение от орденского войска. Вассалы Таллинна и Харью-Виру обратились за защитой к магистру, и флот туркуского и выборгского фогтов, появившийся на рейде Таллинна, вынужден был повернуть обратно. Очевидно, в середине XIV в. эстонцы еще представляли собой политическую силу, с которой приходилось считаться – и на международной арене тоже, что позволяло им обоснованно надеяться на вмешательство туркуского и выборгского фогтов. Некоторые хроники, в которых нашли отражение события Юрьевой ночи, представляют восстание и как попытку эстонцев отказаться от христианской веры.С другой стороны, восстание Юрьевой ночи можно рассматривать, как звено в цепи прокатившихся по Европе в XIV в. крестьянских волнений, часто не имевших ясных целей, а также экономических, политических или религиозных причин.

          Какой конкретно урон нанесло восстание экономике и населению Эстонии, не известно. В отдельных источниках есть свидетельства о том, что земля оставалась разоренной и заброшенной еще годы после подавления восстания. Давали о себе знать и человеческие потери, как среди эстонцев, так и среди немцев, не говоря уже о том, что на время заглохла хозяйственная деятельность. Возможно, на спад в развитии оказала влияние и «Черная смерть», распространившаяся по Европе в середине XIV в., хотя сведения о том, какой размах получила эта эпидемия чумы в Эстонии и докатилась ли она вообще до здешних мест, отсутствуют. Вероятно, заболеваемость не была столь уж значительной, как и в некоторых других окраинных регионах Европы.

          Весьма заметным можно считать постоянное ухудшение правового положения крестьян после подавления восстания Юрьевой ночи. В то же время стабилизировалось правовое положение феодального сословия: уже в 1315 г. в т.н. ленном праве Вальдемара-Эрика (собрание правовых норм, составленное датским королем Эриком VI Менведом для Северной Эстонии) определены отношения между верховной властью и вассалами, структура судебной власти и порядок наследования ленов по мужской линии.

          Существенное изменение в политической жизни Северной Эстонии произошло в 1346 г., когда король Дании Вальдемар IV продал свои здешние владения Тевтонскому ордену. Эта сделка не имела прямой связи с восстанием Юрьевой ночи – из-за внутриполитических и финансовых затруднений в Дании уже на протяжении десятилетия стоял вопрос о необходимости отказаться от владений в Северной Эстонии. Через год после продажи верховный магистр Тевтонского ордена передал Северную Эстонию во владение своему филиалу – Ливонскому ордену, что ещё более укрепило позиции Тевтонского ордена в Ливонии. Эти сделки еще не означали окончательного отказа Дании от своих амбиций в отношении Северной и Западной Эстонии. Например, в XV в. датчане пытались вмешиваться в процесс инвеституры (поставления) Таллиннского и Сааре-Ляэнеского епископов.

          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Бальтазар Руссов о Эстонии и эстонцах
          http://www.vostlit.i...1.phtml?id=1286
          Спойлер (скрытая информация)

            Laszlo ответил:

              5 599

              90

              0

              1 311

              5 076
            • Статус:Легат

            Дата: 19 Октябрь 2012, 10:15

            Восстание Юрьевой ночи (1343 - 1345 гг.)
            http://virumaaeesti..../1343-1345.html

            Цитата

            Предыстория
            К середине 1340-х годов политическое положение в Харью-Вирумаа* осложнилось тем, что датский король был не в состоянии обуздать отдельных местных вассалов, которые в свою очередь объединялись в замкнутую корпорацию и пренебрегали властью далёкого монарха и его наместника. А эстонские крестьяне негодовали на рост повинностей и засилье мызных хозяйств. Управление отдалённой завоёванной территорией стало в тягость. В связи с этим у короля Дании появилось желание продать Эстонию. И покупатель нашёлся - это был Тевтонский орден. Вассалы же Харыомаа и Вирумаа** в свою очередь опасались, что перемена власти приведёт к потере их привилегий. Этим моментом смены властей и воспользовались харьюмаасцы.
            Началом восстания было выбрано 23 апреля - Юрьев день. Этот день был связан с началом полевых работ и знаменовал собой начало земледельческого года. Восставшие имели план действий, отсутствовала стихийность. Вся территория Харыомаа была восставшими освобождена, кроме Таллинна. Восставшие выбрали 4-х предводителей – «королей». Восстание вспыхнуло и в Ляэнсмаа. Захват г. Таллинна являлось принципиальной задачей, но, оценив свои силы, восставшие обратились за помощью к фогту*** города Турку, который являлся наместником шведского короля в Финляндии. Помощь со стороны фогта была реальна, т. к. Швеция находилась во враждебных отношениях с Данией. В случае победы, по договору, Таллинн переходил под власть Шведского короля. Единственный, кто мог спасти положение чужеземных властей — Ливонский орден во главе с магистром ордена Бурхардом фон Дрейлебенем****, который находился в это время со своим войском на границе с Псковом. В Пайде, самый северный опорный пункт ордена, произошли переговоры между "королями" восставших и магистром ордена (4 мая 1343 года). Магистр обвинил эстонцев в убийстве большого числа немцев. В ходе вспыхнувшего вооружённого столкновения предводители восставших были убиты. Войско эстов осталось без лидеров, это сказалось на боеспособности восставших. Между восставшими и орденом произошло крупное сражение близ Таллинна, где погибло большое количество эстонцев (примерно 3000 человек). Шведские корабли, в связи с изменившимися обстоятельствами, вынуждены были повернуть обратно. Восставшие вели переговоры и с русскими. Псковское войско вступило на территорию Тартуского епископства, дойдя до Отепя, вынуждены были отступить.
            Восстание на Сааремаа и окончательная победа ордена
            Восстание на Сааремаа вспыхнуло 24 июля. В конце сентября в Харыомаа пришла помощь от Тевтонского ордена. Харыомаа подверглось жестокому разорению. В феврале 1344 года крестоносцы переправились на остров Сааремаа и осадили городище эстов, при данной осаде рыцари понесли большие потери, но всё же городище удалось захватить, а сааремааский "король" Вессе был повешен. Начавшееся потепление заставило захватчиков уйти с острова, и Сааремаа вновь был свободен. Лишь в начале 1345 г., собрав крупные силы, Ливонский орден заставил жителей о. Сааремаа заключить мир, по которому; островитяне должны были разрушить городище и сдать своё оружие в Лихула и построить для ордена замок (т. н. "замок возмездия" Маазилинн).
            Итоги. Освободительная война, начавшаяся в Юрьеву ночь, продолжалась два года и завершилась поражением. Это была серьёзная попытка коренного населения Эстонии сбросить с себя иноземное иго. Главной целью восставших было восстановление утраченной свободы. Таким образом, данное восстание - это продолжение освободительной борьбы эстонцев за независимость. Поражение было настолько сокрушительным, что в течение последующих двухсот лет эстонцы не разу не пытались поднять более или менее значительное восстание. Непосредственной причиной основательных изменений на политической карте Ливонии послужило восстание Юрьевой ночи. Дания была более не в состоянии держать под своим контролем отдалённую провинцию своего государства, каковой являлась северная Эстония. В году король продал её за 19 000 серебряных марок Тевтонскому ордену. Великий магистр, в 1347 году, передал власть в Харью-Вирумаа магистру Ливонского ордена. Остальные эстонские территории сохранили прежнее административное деление.

            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Восстание Юрьевой ночи
            J?ri?? ?lest?us 2008

            J?ri?? ?lest?us 2012

              Laszlo ответил:

                5 599

                90

                0

                1 311

                5 076
              • Статус:Легат

              Дата: 23 Октябрь 2012, 22:39

              Договоры Ордена с осилийцами

              Цитата

              № IV. 1241 г. – Договор немецкого Ордена с сааремаасцами

              Во имя господа нашего Иисуса Христа, аминь.

              В лето по воплощении господнем 1241, когда досточтимый господин Г[енрих], епископ Эзеля и Поморья, направившись по своим собственным неотложным делам к апостольскому наместнику, полностью и всепреданно вверил дела епископата своего магистру и братьям дома Тевтонского в Ливонии, призошло то, что вкратце изложено ниже.

              Я, брат Андреас фон Вельвен, в те дни магистр дома братьев Тевтонских в Ливонии, когда был в Поморье, отступники эзельцы, кои к христианам чрезвычайно враждебны и приносят им много вреда на море, приморских землях и прибрежных островах, определением милости божией, прислали своих послов попытки ради заключить в Поморье договор. [308]

              И вот, после множества указаний и возражений как с той, так и с другой стороны названные ранее отступники сошлись, наконец, полностью и окончательно на том, что если бы церковь записанное установление соизволила без каких бы то ни было насильственных изменений принять от них навечно, то они выразили бы желание преданной душой и по явной охоте вновь вступить в единение с католической верой, от коей они по дьявольскому наущению отпали.

              Установление же было таково:

              [1.] По чиншу половину меры муки тонкого помола, что в просторечии именуется “пунт”, они обещают давать с каждой сохи и сносить в грузовое судно, каковым епископ их или рижский магистр распоряжаются сообразно своим расходам.

              [2.] Если же они не в состоянии иметь грузовое судно, то корабельщики и правители собирают [чинш] на самой земле, каковой затем везут от этих эзельцев в Ригу или Поморье.

              [3.] В светском суде они выговаривают себе судью, который судит от [имени] совета старейшин земли то, что подлежит суду раз в году, именно в то время, когда взимается чинш.

              [4.] За убийство мальчика платят пеню, три озеринга, а также сама мать в девять воскресных дней, обнаженная, терпит на кладбище бичевание.

              [5.] Также если кто по языческому обычаю принес жертву и кто способствовал ее принесению, и тот и другой дает половину марки серебра; а тот, кто так приносит жертву, три воскресных дня (dies domenica – господень день, воскресение), обнаженный, сносит на кладбище побои.

              [6.] Если кто в пост (in sexta feria, vel quadragesima, vigiliis apostolorum seu quatuor temporibus – т. е. в пятницу или в четыредесятницу, или в дни перед праздником Апостолов, или в среду, пятницу, субботу на неделе, после первого воскресения поста, после Троицы, Воздвиженья Креста и на неделе перед Рождеством) ест мясо, платит половину марки серебра.

              [7.] Если случилось человекоубийство между своими или людьми другой земли, [виновный] вносит выкуп десятью марками серебра.

              [8.] Приходским клирикам и церквам дают необходимое, каковое обычно давали до отпадения, вместе с возмещением всего отнятого; а посему я полагаю, что упомянутые эзельцы к верным, находящимся среди них, были мало благосклонны, что весьма препятствовало продвижению и приращению веры в пределах Ливонии.

              Я, упомянутый брат А[ндреас], магистр рижский, по совету братьев моих и клириков, вассалов от Поморья и множества других верных, тевтонов и эстонцев, по настоятельной необходимости и в убеждении величайшей пользы упомянутое установление, без ущерба для права диоцезы епископа во всем, принял, навечно скрепив настоящую грамоту, сверх утверждения и упрочения [ее] соборным капитулом упомянутых [лиц], прикреплением нашей печати.

              Свидетелями были: господин Николай, который нес тогда епископскую службу; Вальтер, священник, комтур в Поморье, тогда называемый Робертом; брат Фридерик Стульт, брат Генрих Стульт, маршалк; брат Ио[анн], камерарий, и многие другие братья дома Тевтонского; Синдерамм, брат ордена доминиканцев; Конрад, Дидрих, братья ордена францисканцев. Вассалы церкви Иоанн из Бардевика, Гейденрих из Бекесховете, Генрих из Брахеля. Герберт, брат епископа Иоанн из Хуксарии, Дидрих из Паллеле, Дид[рих] Эззеке, старейшины из эстонского Поморья и другие, весьма многие.

              (пер. А. П. Новосельцева, В. Т. Пашуто, Л. В. Черепнина)
              Текст воспроизведен по изданию: Договоры немецкого Ордена и его союзников с куршами. земгалами и сааремаасцами 1230—1284 гг. // Пути развития феодализма. М. 1972

              http://www.vostlit.i...4.phtml?id=2957

              Цитата

              № V. 27 августа 1255 г. – Договор немецкого Ордена с сааремаасцами

              Брат Анно, магистр братьев дома святой Марии тевтонов в Ливонии, всем, кому случится увидеть настоящую грамоту, желает здравствовать во господе Иисусе Христе.

              Поскольку божественным определением и предустановлением отступники эзельцы вновь вернулись в лоно матери церкви, от коей они отпали, то важно подкреплять их будто новорожденных сосцами всяческого утешения, дабы под столь тяжелым бременем, усугубленным нашим жестокосердием, они ни коим образом не воздали злому духу.

              Посему желательно, дабы они, стремясь к попечению веры, познали, какие, указанные ниже, права мы добавили к правам, дарованным им после отпадения магистром Андреем дома святой Марии тевтонов в Риге, нашим предшественником.

              А добавлены были такие статьи права:

              [1.] Первое, что они не производят никакого возмещения убытков, понесенных за время отпадения и прежде, исключая человекоубийство.

              [2.] Второе, что ни одно наследство среди них не может быть передано в пользование господина земли, пока есть некто, о ком известно, что он в родстве [с оставившим наследство] и выплатил возмещение за человекоубийство.

              [3.] Третье, если случилось кому-либо быть изгнанным из земли эзельской сообразно с обычаем их за прегрешение против естества, наследники его сохраняют за собой свое наследство, испросив [на то] согласие господина земли.

              [4.] Четвертое, что наследство рабов в земле их, которое было передано до отпадения, никем не взыскивается.

              [5.] Пятое, что если случится, некто сам себя по наущению дьявольскому убьет до смерти, то такая смерть ни с чьей стороны не влечет наказания, если только это не совершено с чьей бы то ни было помощью.

              [6.] Шестая – статья, в которой старейшины земли в нашем присутствии высказали согласие за всю землю, что если кто-нибудь убьет своего ближнего по той причине, что тот владеет его наследством, [то] право его, какое было у него на это владение, переходит господину земли, и сверх того он предоставляет господину полное возмещение, какое обычно предоставляется за человекоубийство в этой земле.

              [7.] Седьмое – о суде братьев наших, который у них есть на Эзеле, потому что не было твердо разграничено, когда он должен кончаться и когда начинаться, и наши люди просили, чтобы мы соблаговолили назначить им срок, когда суд наш должен кончаться и когда начинаться. Мы же, склонившись на их усердные мольбы, назначили срок, и в этом их желание совпало с нашим, что от праздника святого Михаила (т. е. 29 сентября) вплоть до Великого поста (т. е. до последнего воскресенья перед Великим постом, когда поется псалом Esto mihi (71,3)) должен длиться наш суд, с тем, однако, что если нашему посланному на каком-либо законном основании воспрепятствуют совершить его дело и суд, то он совершит начатое еще раз на протяжении упущенного времени, когда сможет; по истечении же этого срока эзельцы пользуются в суде своим правом.

              [8.] Со своей стороны они клятвенно обязались быть готовыми к походам, на конях зимой и на кораблях весной и летом, если это понадобится от них братьям, и ревностно и без принуждения, будучи добровольно нашими помощниками, постоянно поддерживать нас против всех, сколько дозволяют силы.

              Составлено в присутствии брата Теодорика из Феллина, брата Германа из Вендена, брата Георгия из Зегевальде, брата Людовика из Риги, брата Гейденриха из Ашерада, брата Генриха из Гольдингена, брата Бернгарда из Мемельбурга, комтуров; также брата Эвергарда, брата Эмунда, брата Генриха Цвево, брата Иоанна из Вендена, брата Людекина Балькен, брата [311] Вольперта, брата Германа из Сигельхорста, судей и весьма многих других братьев.

              Дано на Эзеле в присутствии Илле, Кулле, Эну, Мунтеленэ, Таппетэ, Иальдэ, Мелетэ, Какэ и весьма многих эзельцев.

              В лето господне 1255, шестые сентябрьские календы.

              Дабы это оставалось незыблемым и постоянным, настоящую грамоту положили мы скрепить прикреплением нашей печати и эзельской.

              (пер. А. П. Новосельцева, В. Т. Пашуто, Л. В. Черепнина)
              Текст воспроизведен по изданию: Договоры немецкого Ордена и его союзников с куршами. земгалами и сааремаасцами 1230—1284 гг. // Пути развития феодализма. М. 1972

              http://www.vostlit.i...5.phtml?id=2958

                Laszlo ответил:

                  5 599

                  90

                  0

                  1 311

                  5 076
                • Статус:Легат

                Дата: 24 Октябрь 2012, 10:18

                № VIII. 1284 г. – Установление епископом сааре-ляэнеским прав сааремаасцев
                http://www.vostlit.i...8.phtml?id=2961

                Цитата

                Во имя святой и нераздельной Троицы. Аминь.

                Герман, милостью божьей епископ эзельской церкви, всем верным Христа, пребывающим в нашем диоцезе, желает опасения в том, кто есть истинное опасение всех верующих.

                Настоятельно стремимся, дабы всем вам стало известно, что мы, ступая по следам предшественника нашего и по совету и с согласия прелатов и каноников нашей церкви, комтура и братьев дома Тевтонского в Леале, вассалов и старейшин уже упомянутой церкви, положили настоящим посланием возобновить и сверх того упрочить властью, коей мы облечены, статуты и права, кои домогательством неофитов ранее упомянутого диоцеза нашего по совету магистра и братьев дома Тевтонского в Иерусалиме и вассалов нашей церкви блаженной памяти указанным предшественником нашим были даны и записаны.

                Подлинный текст этих статутов и прав мы положили настоящей грамотой представить, а именно:

                [1.] Что они платят десятину со всего, с чего согласно божественному праву они обычно десятину платят.

                [2.] Также с каждой сохи они дают две марки... с половиной.

                [3.] Также с каждой сохи одну курицу.

                [4.] Также один день пашут господам своим на собственных быках и при собственных затратах, а два дня жнут.

                [5.] Также с каждого, кто может косить, – по одному от каждого жилья (Эстонск. – vitzkatu от vits (прут) и katus (кровля)) – два воза сена они обещали платить.

                [6.] Также с каждой сохи они поставляют один локоть дров, равный в длину, ширину и высоту, который в просторечии именуется “ваден”.

                [7.] Также относительно вина – они делают крепкую брагу (gordie brazni – возможно, hart (немец.), braga (славянск.)) и несут это своим господам.

                [8.] Также упомянутую уже десятину они отрабатывают там, где желательно господам, если только место это, на котором они отрабатывают, находится в диоцезе, а вне диоцезы их не принуждать отрабатывать. [316]

                [9.] Кроме того, замки, церкви и дома господ Своих строят, если окажется, что они разорены пожаром или набегом неприятелей; также церкви свои и дома пасторов строят и вновь отстраивают, если они разорены пожаром или вследствие какого-либо другого несчастного случая.

                [10.] Также будут готовы к походу и к защите земли, когда их уведомит епископ.

                [11.] Также они придерживаются духовных и понтификатных прав, а в иных случаях в присутствии господ своих придерживаются права светского суда, в коем, если случится, что терпят они незаслуженно, могут в соответствии с апостольским мандатом и правом народов обратиться к епископу.

                [12.] И если сверх того, что записано, захотят добавить господам своим в услугах или иных дарах безо всякого принуждения, но добровольно, то мы положили оставить это на их свободное усмотрение.

                А посему пусть вовсе никто из людей не осмелится нарушить эту грамоту нашего обновления и упрочения или безрассудно противостать ей.

                Однако, если кто-нибудь осмелится посягнуть на это, то да знает, что подпадет под статью отлучения от церкви, каковую статью мы вносим в данную грамоту, и это отлучение расширится в соответствии с апостольским мандатом до иного наказания, если его навлечет дерзость непокорного.

                Также пасторам в этих семи установленных кихелькондах мы строго вменяем, дабы они не забывали в своей церкви дважды в году, именно на праздник Пасхи и на праздник Непорочной Девы, в присутствии вассалов и неофитов оглашать точный текст этой грамоты, если и сами желают избегнуть такового наказания или сходного с ним.

                Итак, дабы изложенное ранее оставалось крепким и нерушимым, мы положили скрепить настоящую грамоту печатью нашей и нашего капитула.

                Дано в Хаапсалу в лето 1284.

                (пер. А. П. Новосельцева, В. Т. Пашуто, Л. В. Черепнина)
                Текст воспроизведен по изданию: Договоры немецкого Ордена и его союзников с куршами. земгалами и сааремаасцами 1230—1284 гг. // Пути развития феодализма. М. 1972

                  Laszlo ответил:

                    5 599

                    90

                    0

                    1 311

                    5 076
                  • Статус:Легат

                  Дата: 24 Октябрь 2012, 14:01

                  Герман Вартберг о эстонцах
                  Спойлер (скрытая информация)

                  http://www.vostlit.i....phtml?id=11824

                    Laszlo ответил:

                      5 599

                      90

                      0

                      1 311

                      5 076
                    • Статус:Легат

                    Дата: 30 Октябрь 2012, 11:10

                    Хроника Юратоломея Хёнеке (главный источник о восстании Юрьевой Ночи)
                    Die j?ngere livl?ndische Reimchronik des Bartholom?us Hoeneke : 1315-1348
                    http://kpbc.umk.pl/d...rom=publication
                    Есть еще и эстонский перевод части хроники в эстонской книге
                    http://www.worldcat....8/oclc/13143017
                    О начале восстания в этой книге на эстонском языке
                    http://www.worldcat....r=di&ht=edition
                      • 3 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      Ответить в темуВведите Ваш логин  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]
                      Создать новую тему
                      или Войти на форум через соцсеть
                        Стиль:
                          10 Дек 2016, 00:12
                      © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики