Сообщество Империал: О мордве и марийцах - Сообщество Империал

Laszlo

О мордве и марийцах

Волжские финны в истории
Тема создана: 25 октября 2012, 11:00 · Автор: Laszlo
  • 21 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • Последняя »
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 05 февраля 2013, 21:43

Мещера - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Бизнес муромы и мери - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
История татар. Том I. Народы степной Евразии в древности Казань: Изд-во «Рухият». 2002. – 552 с.
Глава 3. Финно-угры и праславянские племена в Урало-Поволжье
Предыстория народов уральской языковой семьи (Владимир Напольских)
Финно-угры на Южном Урале и в Приуралье (Владимир Иванов)
Праславянские племена в Поволжье (Сергей Кляшторный, Петр Старостин)
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
В.В.Гришаков, Ю.А.Зеленеев - МУРОМА YII - XI вв. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. Марийский государственный университет Йошкар-Ола, 1990.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 08 февраля 2013, 11:04

    Л. Голубева считала что формирование мордвы происходила в междуречьях Оки, Волги, Цны, Суры, Алатыря. Первоначальный ареал обитания эрзи бассейн Суры. На реке Ляде недалеко от Тамбова были найдены мордовские древности получившие название лядинских. Традициооные поселения это городища. На верхнем течении Суры находились армиевские поселения. Для местного населения были характерны связи с Хазарским каганатом. Почти все городища мордвы находились на мысах. Городища мордвы назывались в летописях твердями. Городища защищены валами. Воины мордвы были вооружены луками со стрелами, копьями, мечами, боевыми топорами. Среди наконечников стрел были бронебойные. По мнению М. Полесских мокша формировалась на основе городецкого населения и пришого прикамского населения которое составляло ядро мокши. А. Смирнов, А. Монгайт, П. Третьяков и А. Алихлва считала что эрзя развилась на основе культуры населения которое оставило рязанско-окские могильники. П. Степанов даже отождествлял мурому с эрзей, хотя это не доказано.Мордва были земледельцы, а их поселения деревянные дома из срубов. Развита металургия. После падения Хазарского каганата эрзя и мокша поддерживали активные контакты с Волжской Булгарией и Русью.
    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
    Марийцы подразделялись на луговых и горных. Марийцы жили в бассейнах Вятки и Ветлуги. Они присутствовали также на реке Казанке. Основной тип поселений городища. Решающую роль в этногенезе марийцкв сыграли дьяково-городецкие племена. Они перешли на левобережье Волги и в Поветлужье. Они вступили в контакт с пришлым ананьинскими племенами. А. Халиков считал, что ведущим компонентом в этногенезе марийцев были послеананьинские племена - племена ащелинской культуры. Они составили основу луговых марийцев. Племено городецко-дьяковские и послеананьинские племена взаимно ассимилировались. Марийцы контактировали с Русью и Волжской Булгарией. Ее соседями были мордва, удмурты и меря. Для марийцев характерна языческая погребальная обрядовость. Марийцы были вооружены топорами, мечами, луком со стрелами.
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 17 февраля 2013, 12:05

      Марийцы в дочингизидскую эпоху жили около Волги и около Ветлуги, Вятки и Суры. Они зависели от Хазарского Каганата, а потом от Волжской Булгарии. Даже русское название марийцев - черемисы происходило от тюркского наименования марийцев (от чувашского и татарское наименований). Относительно, что в 1228 г. мокшане призвали себе на помощь против эрзян половцев. Союзниками эрзян же были волжские булгары.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 16 марта 2013, 09:34

        Князь Курбский - «А нас послал тогда Иван Грозный с Тремя на десять тысяч люду через Рязанскую землю и потом через Мещерскую, иде же есть мордовский язык». А вот тут (Иордан. Гетика) наиболее раннее упоминание Мещеры - “thiudos: Inaunxis Vasinabroncas Merens Mordens Imniscaris Rogas Tadzans Athaul Nauego Bubegenas Coldas” [Иордан, 116]. Его следует интерпретировать как сильно испорченный фрагмент текста на готском языке [Анфертьев 1994: 150-151], оригинал которого в части, касающейся интересующих нас территорий от Прибалтики до средней Волги можно восстанавливать примерно как “*?iudos: in Aunxis Vas, in Abroncas Merens, Mordens in Miscaris, Ragos stadjans / stadins [Athaul Nauego Bubegenas Coldas]” и переводить: ‘[покорил] народы: в Аунуксе – весь, в Абронкасе (?) – мерю, мордву в Мещере, [по] Волге местности [атаул, навего, бубегенов, кольдов]’
        Язык мещеры был близок к языку эрзян.
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 16 марта 2013, 10:08

          Из статьи А. Пронина о мещере
          Спойлер (раскрыть)

          А.Б. Пронин - Мещера: след, затерявшийся вдали
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          Венгерский ученный И. Боба считал мещеру родственниками древних венгров. В Мещерском крае жили некто можеряне или мажары. Именно мажары были тюркизованы татарами. Земли же волжско-финнского племени мещеры стали колонизироваться славянами. Вследствие русской колонизации появилась этническая группа мещеряков, которые говорили на русском языке и в этногенезе которой приняла участие мещера. Мещерская земля вообще была контактной зоной. Мажары же пришли в эти земли в середине XIII в. Это были восточные венгры о которых писал Юлиан, которые под давлением монголов поселились вблизи от владений владимиро-суздальского князя. Мещера которую И. Боба считал частью венгров к можарам отношения не имеет. Венгерский ученный ошибался в своих суждениях. Средневековый писатель Эней Сильвио Пикколомини который писал о венграх около Дона и сарматов (русских) имел в виду именно мажаров.
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 16 марта 2013, 13:42

            Vasary Istvan - The Hungarians or Mozars and the Mescers-Mizers of the Middle Volga Region // rchivum Eurasiae Medii Aevi 1. Wiesbaden, 1975 and PdR Press Publications in Early Hungarian History 3. Lisse, 1976
            Иштван Вашари считает, что мишари это потомки не финно-угров, а татарского населения Мещерского края, которое прибывали в этот регион из степей. Коренное финно-угорское население было ассимилировано татарами и русскими. Раннесредневековое волжско-финнское племя мещера было ассимилировано русскими и стало мещеряками.
            О переселении восточных венгров в Мещерскую землю. Вот, что сообщал Юлиан -

            Цитата

            Пока я вновь находился при римском дворе, [на пути] в Великую Венгрию меня опередили четверо братьев моих. Когда они проходили через землю суздальскую, им на границах этого царства встретились некие бежавшие пред лицом татар венгры-язычники, которые охотно приняли бы веру католическую, лишь бы добраться до христианской Венгрии. Услышав об этом, вышесказанный князь суздальский вознегодовал и, отозвав вышеуказанных братьев, запретил им проповедывать римский закон помянутым венграм, а вследствие того изгнал вышесказанных братьев из своей земли, однако без неприятностей. Те, не желая воротиться обратно и с легкостью отказаться от сделанного уже пути, повернули к городу Рецессуэ (?), ища пути, чтобы пройти в Великую Венгрию, либо к мордуканам, либо к самим татарам.

            Впрочем в 1329 г. венграм удалось обратить в католичество вождя восточных венгров по имени Jeretamir (Jeretanny). Об этом в книге Иштвана Вашари о куманах и татарах
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
            Л. Бендефи правда связывал Jeretamir (Jeretanny) с Кумой и гипотезой что восточные венгры жили на Куме. Венгры в папской булле упомянуты рядом с аланами.
            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
            Текст буллы папы Иоанна XXII от 3 октября 1329 г. о обращении Jeretamir (Jeretanny). Булла в архиве в Латеранском соборе -

            Цитата

            Retulere magnam pietatis constantiae gloriam Ungari Asiatici, Malchaytae et Alani, qui licet impiis superstitionum erroribus irretitis populis circumfusi essent, incorruptam tamen fidei puritatem servaverunt. Eminebat inter eos dignitate Jeretanny, Ungarorum Regum stirpe satus, qui cum praesulem catholicum a sede Apostalica flagitasset, Pontifex episcopum Gemiscatensem ad eos transmisit, subiectisque literis ad fidem tuendam, ac religiosorum virorum pia monita excipienda ipsos instruxit.

            Булла в Ватиканском соборе, где упомянут Jeretamir (Jeretanny) - Dilectis filiis Jeretanni et universis christianis Ungaris, Malchaytis ac Alanis salutem.
            Спойлер (раскрыть)
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 16 марта 2013, 21:09

              Мурома в раннем средневековье была ключевой частью Волжского торгового пути. Это финно-угорский Люксембург. Здесь были торговые ставки мери ,муромы, эрзян и мари.
              Современная наука не может твердо сказать, откуда именно происходит мурома и как называли себя люди этой нации. Распространено мнение, что муромский язык был близок эрзянскому. Муромская топо- и гидронимия достаточно полно сохранена в названиях местностей, населенных пунктов, рек и озер. О муроме имеются краткие сведения в первых киево-византийских летописях. Сохранились муромские памятники археологии - грунтовые могильники, селища-города и Чаадаевское городище.
              Основным источником реконструкции истории муромы являются в первую очередь данные археологии - материалы раскопок 15 древних кладбищ, периодически производившиеся с конца прошлого века, и результаты, полученные при исследовании трех селищ.
              Муромцы были прекрасными земледельцами и скотоводами, рыболовами и охотниками, вели активную торговлю со всеми близлежащими и дальними соседями. Об этом свидетельствуют многочисленные орудия труда, предметы быта и роскоши, вещи иноземного, немуромского происхождения и монеты, найденные в захоронениях и жилищах. Предметы вооружения - наконечники копий и стрел, боевые топоры - по качеству изготовления и боевым характеристикам достигали лучших европейских образцов. Это свидетельствует о том, что версия советских историков о мирной ассимиляции муромы славянами, как минимум, неправдоподобна. На самом деле речь шла либо о военном противостоянии, либо о договорных условиях сюзеренитета с Киевом, после - Черниговом и Владимиром-Мерьским, вмонитровании Муромы и муромского народа в политическую систему Восчтоной Европы. Второй вариант представляется более убедительным.

              Судя по находкам знаменитых муромских украшений, отличающихся изобретательностью форм и тщательностью отделки, на высоком уровне стояло ювелирное ремесло. Особым богатством бронзовых и других украшений отличался погребальный костюм муромских женщин. Отличительной чертой муромских могильников являлись погребения коней и изредка - коров, которым, вероятно, мурома поклонялись наряду с другими божествами своего пантеона.
              В целом уровень экономики муромы находился на высоком уровне, что было связано с выгодным природно- географическим расположением Мурома. В VII-X веках мурома являлись - ни больше, ни меньше - законодателями моды для мира поволжских финнов.
              Волны балто-славянских кочевников в X-XI вв. были ассимилированы коренными жителями края. Постепенно возникли смешанные славяно-финские поселения и могильники. К XII веку мурома уже не упоминалось в летописях как отдельный народ - к этому времени Киев и Чернигов предпочитали иметь дело с "географической областью", а не народом, неплохо освоившим славянскую речь как лингва-франка.
              По матермалам Бейлекчи В.В.
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
              Статья о поселениях народа мурома.
              В.В. Бейлекчи, В.В. Родин - ПОСЕЛЕНИЯ ПЛЕМЕНИ МУРОМА (У ИСТОКОВ ПРОБЛЕМЫ)
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              Книга Бейлекчи о поселениях и погребальном обряде муромы
              В.В. Бейлекчи. Древности Нижней Оки. Погребальный обряд и поселения летописной муромы.
              Спойлер (раскрыть)

              Библиография работ Бейлекчи по истории муромы
              Спойлер (раскрыть)

              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
              Книга Бейлекчи о древностях муромы полностью
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
              Реконструкция древнемарийского костюма.
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
              Меря в археологической коллекции Ростова Великого
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              Матвеев А.К. К проблеме расселения летописной мери.
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              Спойлер (раскрыть)

              Д. А. Корсаков. Меря и Ростовское княжество. Очерки из истории Ростовско-Суздальской земли
              Магистерская диссертация молодого историка, будущего профессора Казанского университета, заслужила признание у современников и остается по сей день ценным собранием материалов по истории Ростово-Суздальской земли с 862 по 1237 г.
              В своем исследовании Корсаков указывает на ключевую роль Ростово-Суздальской земли в истории России, как места, где сложилось «великорусское племя», где получило развитие идея единовластия как основы государственного строя, и где сложился центр объединения русских земель – Московское княжество.
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              Следы поселений мери, чуди, черемисов (мари), еми и других финно-угров в Костромской губернии
              Книга содержит: информацию о Мерских станах Костромской губернии, поселениях чуди и черемисов, информацию о следах существования еми в Костромской губернии, список городов и сел по уездам губернии, гидрографические сведения о Костромской губернии.
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
              Зеленин Д.К. - Принимали ли финны участие в образовании великорусской народности?
              Описание: Небольшая статья известного этнографа Д.К. Зеленина посвящена вопросу влияния финно-угорских племен на образование русского народа. В ней автор опровергает мысль С.М. Соловьева и С.В. Ешевского о мирной колонизации финского северо-востока России. Также автор приводит доводы против идеи, что в образовании русского народа существенный вклад внесли финно-угры.
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              Статья во многом устарела и опирается более на сведения письменных источников чем на археологические исследования. Статья вызвала возражения С.П. Толстова. А.М. Решетов - С.П. ТОЛСТОВ И Д.К. ЗЕЛЕНИН: К ИСТОРИИ ИХ СПОРА ОБ УЧАСТИИ ФИННОВ В ОБРАЗОВАНИИ ВЕЛИКОРУССКОЙ НАРОДНОСТИ
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              Леонтьев А.Е. Археология мери. К предыстории Северо-Восточной Руси. М.: Геоэко, 1996.
              Описание
              Спойлер (раскрыть)

              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 16 марта 2013, 21:59

                Меря, мурома и мещера были ассимилированы русскими как и подмосковская голядь. На основе прибалтийско-финнского субстрата Чуди Заволоцкой и славянских переселенцев сформировалась этническая группа поморы. От мещеры осталась этническая группа мещеряков. Относительно татарского влияния то он проявился в появление этнических групп каратаев и бисерменов у мокши и удмуртов соответственно. Интересно, что Мещерский край и его население можары были куда более сильнее ассимилированы в XV-XVII вв. , чем во времена Золотой Орды. Татары-мишари которые частично были потомками ассимилированных тюрками можаров и куда в большей мере были потомками переселявшихся из степи тюрков которые получили название Мишари от Мещерского края как от административной единицы а не этноса.
                О служивых татарах в Мещерской земле
                Спойлер (раскрыть)

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 17 марта 2013, 11:08

                  О проникновение русских в мещере. Эрзянский след в Мещере
                  Спойлер (раскрыть)

                  Марийский след
                  Спойлер (раскрыть)

                  О загадочных мажарах

                  Цитата

                  В XVI в. в числе мордовских владетелей называются и мажары, что указывает на
                  близость мажар с татарами. Мажары перечисляются наряду с казанскими князьями,
                  тарханами (феодалы из среды чувашей и черемисов), обращавшимися к царю с
                  предложениями своих услуг. Особенно часто упоминаются маджары. Впервые этноним «мачярин» употребляется
                  рядом с мордвой, бесерменами в договорной грамоте 1483 г. 1 Вельяминов-Зернов в
                  примечании к своему труду так комментирует этот термин: «мачярин» очевидно то же,
                  что мещерянин, мещер (у нас они назывались можарами), имя народа одного
                  происхождения с мордвой. Мишари — отатарившиеся остатки прежней мещеры» '.

                  Таким образом потомки восточных венгров Юлиана влились в состав татарской аристократии. В Касимовском и Казанском ханствах они имели привелегированое положение.
                  Материалы взяты из книги Орлов Алимжан Мустафинович
                  Мещера, мещеряки, мишари.— Казань: Татарское кн. изд-во, 1992.— 112 с.
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
                  Из книги А. Орлова о волжско-финнской Мещере
                  Спойлер (раскрыть)

                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
                  Две тысячи лет назад предки летописной мещеры, известные под именем людей Рязано-Окской археологической культуры, селились на Оке. Это были суровые финно-угорские воины. В их мужских и женских захоронениях часто встречается военная амуниция. Но на рубеже тысячелетий рязано-окцы уходят с Оки. Есть предположение, что они входили в состав союза протовенгерских племён и ушли отсюда на Дунай. Но не все, часть рязано-окцев ушли за Оку в южную тайгу, названную позже Мещёрой. Почти одновременно с этим событием в бывшие охотничьи и рыболовецкие угодья рязано-окцев хлынул поток переселенцев с юга. Они принесли с собой яркую поволжско-финскую материальную культуру. Это были предки современных эрзян. Первое упоминание о мещёре в древнерусских летописях содержится в «Повести временных лет», где это племя называется вместе с мерей и муромой в качестве данников киевских князей. Впоследствии мещерские земли располагались на границах трех могущественных русских княжеств: Владимирского, Московского и Рязанского. Мещера встречается и в более поздних русских документах XIII – XV веков, во времена похода Ивана Грозного на Казань князь Андрей Курбский прямо указывает на существование «мордовского языка» в Мещерской земле. Вполне вероятно, что князь Курбский имел в виду мещерский язык, родственный эрзянскому и мокшанскому.
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
                  Из Повести Временных лет

                  Цитата

                  В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы.

                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
                  О мере у Иордана
                  Германарих

                  Цитата

                  ‘[покорил] народы: в Аунуксе2 – весь, в Абронкасе (?)3 – мерю, мордву в Мещере4 , [по] Волге5 местности [атаул, навего, бубегенов, кольдов]’

                  Версия В. Напольских - 3. Данное название пока не представляется возможным связать с каким-либо исторически известным топонимом. Вероятно, речь должна идти о районах исторического проживания мери (Костромская, Ярославская, Ивановская, Владимирская области Российской Федерации), искомый топоним мог существовать в мерянском языке и исчезнуть вместе с последним.

                  Цитата

                  5. В *Ragos (моя конъектура для готского текста вместо Rogas Иордана) готского текста можно видеть форму Gen. Sing. от *Raga, которое точно отражает праморд. *Raga > морд. Э Rav, Ravo ‘Волга’, и, таким образом, подтверждает этимологию Эрнста Леви, который выводил мордовское название Волги из иранского источника типа авеcт. Ranha ‘название мифической реки’, отражённого также в (скифском ?) названии Волги с ?? у Птолемея (цит. по: [Joki 1973: 307]).
                     Laszlo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 18 марта 2013, 20:59

                    В VIII в. рядом с мордвой в Посурье и Примокшанье находились и другое население. На Средней Суре существовала Ош-Пандинская группа именьковской культуры. В Устье реки Теше и на левом берегу Оки находились муромские памятники. В верховьях Суры жыли предки мокшан. К концу VII- началу VIII в. верхнесурские земли опустели, а население ушло в Цнинско-Мокшанском междуречье. ти регионы освоивывали древнемордовские племена. Волго-Тешский район был заселен эрзей. В IX в. ош-пандинская группа именьковских племен прекратила существование. На правобережье Волги в низовьях Суры проживало смешанное населения. В низовьях Оки памятники муромы удваивались. На левобережье верховий Суры в среднем течении Узы появились ираноязычные буртасы пришедшие с юга. Рука Сура разделяла мордву и буртасов. В Верхнем Посурье количество мордовского населения сократилось, а Цнинско-Мокшанском и Вадско-Вышинском междуречьях количество населения увеличилось. Мокша селилась в Цнинско-Мокшанском междуречье. В Х в. в низовьях Суры сохранилась ситуация характерная для предыдушей эпохи. На левом береге Волги появились булгарв. Правобережье Волги от устья Оки до устья Суры опустело. Эрзянские поселения находились на реке Теше. Муромские памятники концентрировались на Оке, на средней Теше и около ее устья. Южная граница расселения мордвы отодвинулась к верховьям Цны. Освоено было Мокшанско-Вадское междуречье. В верховьях Суры мордовское население почти исчезло. Булгары и буртасы распространились по правому и по левому берегу Суры. В этих землях возникли поселения и крепости этих народов. В XI в. произошли большие изменения. Булгары заняли все Сурско-Свияжское междуречье. Появились они на среднем и нижнем течении Суры. Появились три группы булгарских поселенцев. Неклюдовская на реке Уза, верхнесурская в верховьях Суры и юловско-золотаревская на правом береге Суры. В Примокшанье сократилась территория расселения мокши, также количество поселений на Цне сократилось. Зато возросла концентрация населения на территории между Мокшей и Вадом. В устье Теши муромские памятники были заменены русскими. Мурома сохранилась только к северу от Мурома. Много Муромы бежало к эрзе на Теше. В XII в. на Верхнем Посурье возрастает число поселений. На Средней Цне прекращают существование древнемордовские могильники. На Ваде и Мокше мордва сохранила свою территорию. В регион начало массово прибывать русское население. Однако на Ваде и Выше мордва сохранила доминированиеВ Окско-Тешском районе русские освоили правый берег Оки и начали осваивать устье Оки. В бассейне Теши мордва увеличила свое количество в два раза. Мурома активно ассимилировалась эрзей. Среди мордвы возрастает количество погребений воинов. В XIII в. в Волго-Мокшанское междуречье активно продвигались булгары. Усилилось ее влияние. Возратстает население Наровчатского городища ориентированого на булгар. В 1209 р. на низовьях Мокши возник русский город Кадом. Под давлением русских мордва покинула низовья Теши, а в устье Оки 1221 г. возник Нижний Новгород. Территория Верхнего Посурья и Верхнего Примокшанья была зоной булгарского влияния. Окско-Тешское междуречье попало в зону влияния русских.
                    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
                    Рязано-окская культура и гаплогруппа I1
                    Спойлер (раскрыть)

                    Цитата

                    Носителей рязано-окской культуры этого времени можно, очевидно, рассматривать как одну из групп древнемордовской общности. Именно для этого периода фиксируются массированные «выплески» материалов рязано-окского происхождения вверх по р. Москве (например Можайск) до Верхнего Поволжья и на восток по р. Оке вплоть до районов Марийского Поволжья.

                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
                    И.Р.Ахмедов (г.Москва)ИЗ ИСТОРИИ КОНСКОГО УБОРА И ПРЕДМЕТОВ СНАРЯЖЕНИЯ ВСАДНИКА РЯЗАНО-ОКСКИХ МОГИЛЬНИКОВ
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                    Простыми словами в основании культуры рязанско-окских могильников большую роль сыграли иранцы (это так называемый кошибеевский этап этой культуры, а гунны повлияли на борковско-кузьминский этап культуры рязанско-окских могильников. Основная масса населения оставалась поволжскими финнами. Культура рязанско-окских могильников погибла под ударами каких-то кочевников, то ли булгар которые отступали в Среднее Поволжье под давлением хазар, то ли от самих хазар которые создавали империю. Большинство памятников рязанско-окских могильников прекратили существование в третьей четверти VII в. Совсем увяла культура в Х-XI вв. когда исчезли последние могильники. В связи с этим логично связать рязанско-окских финнов - Ахмедов И.Р. Проблема «финального» периода культуры рязано-окских финнов (к современному состоянию вопроса). в Археология Восточной Европы в I тысячелетии н.э. Проблемы и материалы. М., 2010.
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                      • 21 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • 5
                      • 6
                      • Последняя »
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Общеисторический Форум Finna Ugorika Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 19 апр 2024, 06:24 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики