Происхождение марийского народа
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Мордовия в IV-IX вв.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Цитата
Вопрос о происхождении марийского народа является спорным до сих пор. Впервые научно обоснованную теорию этногенеза марийцев высказал в 1845 г. известный финский языковед М.Кастрен. Он попытался отождествить марийцев с летописной мерей. Эту точку зрения поддержали и развили Т.С.Семенов, И.Н.Смирнов, С.К.Кузнецов, А.А.Спицын, Д.К.Зеленин, М.Н.Янтемир, Ф.Е.Егоров и многие другие исследователи II половины XIX – I половины ХХ вв. С новой гипотезой в 1949 г. выступил видный советский археолог А.П.Смирнов, который пришел к выводу о городецкой (близкой к мордве) основе, другие археологи О.Н.Бадер и В.Ф.Генинг в то же время защищали тезис о дьяковском (близком к мере) происхождении марийцев. Тем не менее археологи уже тогда сумели убедительно доказать, что меря и мари хотя и родственны друг другу, но не являются одним и тем же народом. В конце 1950-х гг., когда стала действовать постоянная Марийская археологическая экспедиция, ее руководители А.Х.Халиков и Г.А.Архипов разработали теорию о смешанной городецко-азелинской (волжскофинско-пермской) основе марийского народа. Впоследствии Г.А.Архипов, развивая эту гипотезу дальше, в ходе открытия и исследования новых археологических памятников доказал, что в смешанной основе марийцев преобладал городецко-дьяковский (волжско-финский) компонент и формирование марийского этноса, начавшееся в первой половине I тысячелетия нашей эры, в целом завершилось в IX – XI вв., при этом уже тогда марийский этнос начал делиться на две основные группы – горных и луговых марийцев (на последних, по сравнению с первыми, более сильное влияние оказали азелинские (пермоязычные) племена). Эту теорию в целом поддерживает сейчас большинство ученых-археологов, занимающихся данной проблемой. Марийский археолог В.С.Патрушев выдвинул иное предположение, согласно которому формирование этнических основ мари, а также мери и муромы происходило на базе населения ахмыловского облика. Лингвисты (И.С.Галкин, Д.Е.Казанцев), которые опираются на данные языка, полагают, что территорию формирования марийского народа следует искать не в Ветлужско-Вятском междуречье, как это считают археологи, а юго-западнее, между Окой и Сурой. Ученый-археолог Т.Б.Никитина, учитывая данные не только археологии, но и лингвистики, пришла к выводу, что прародина марийцев находится в приволжской части Окско-Сурского междуречья и в Поветлужье, а продвижение на восток, к Вятке произошло в VIII – XI вв., в процессе которого осуществилось соприкосновение и смешение с азелинскими (пермоязычными) племенами.
Сложным и невыясненным остается и вопрос о происхождении этнонимов «мари» и «черемис». Значение слова «мари», самоназвания марийского народа, многие лингвисты выводят из индоевропейского термина «мар», «мер» в различных звуковых вариациях (переводится как «человек», «муж»). Слово «черемис» (так называли марийцев русские, а в несколько иной, но фонетически сходной огласовке – многие другие народы) имеет большое число различных трактовок. Первое письменное упоминание этого этнонима (в оригинале «ц-р-мис») встречается в письме хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн-Шапруту (960-е гг.). Д.Е.Казанцев вслед за историком XIX в. Г.И.Перетятковичем пришел к выводу, что название «черемис» дали марийцам мордовские племена, и в переводе это слово означает «человек, живущий на солнечной стороне, на востоке». По мнению И.Г.Иванова, «черемис» – это «человек из племени Чера или Чора», иначе говоря, название одного из марийских племен соседние народы впоследствии распространили и на весь этнос. Широкой популярностью пользуется версия марийских краеведов 1920 – начала 1930-х годов Ф.Е.Егорова и М.Н.Янтемира, предположивших, что данный этноним восходит к тюркскому термину «воинственный человек». Ф.И.Гордеев, а также поддержавший его версию И.С.Галкин отстаивают гипотезу о происхождении слова «черемис» от этнонима «сармат» при посредничестве тюркских языков. Было высказано и ряд других версий. Проблема этимологии слова «черемис» осложнена еще и тем обстоятельством, что в средние века (вплоть до XVII – XVIII вв.) так называли в ряде случаев не только марийцев, но и их соседей – чувашей и удмуртов.
Сложным и невыясненным остается и вопрос о происхождении этнонимов «мари» и «черемис». Значение слова «мари», самоназвания марийского народа, многие лингвисты выводят из индоевропейского термина «мар», «мер» в различных звуковых вариациях (переводится как «человек», «муж»). Слово «черемис» (так называли марийцев русские, а в несколько иной, но фонетически сходной огласовке – многие другие народы) имеет большое число различных трактовок. Первое письменное упоминание этого этнонима (в оригинале «ц-р-мис») встречается в письме хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн-Шапруту (960-е гг.). Д.Е.Казанцев вслед за историком XIX в. Г.И.Перетятковичем пришел к выводу, что название «черемис» дали марийцам мордовские племена, и в переводе это слово означает «человек, живущий на солнечной стороне, на востоке». По мнению И.Г.Иванова, «черемис» – это «человек из племени Чера или Чора», иначе говоря, название одного из марийских племен соседние народы впоследствии распространили и на весь этнос. Широкой популярностью пользуется версия марийских краеведов 1920 – начала 1930-х годов Ф.Е.Егорова и М.Н.Янтемира, предположивших, что данный этноним восходит к тюркскому термину «воинственный человек». Ф.И.Гордеев, а также поддержавший его версию И.С.Галкин отстаивают гипотезу о происхождении слова «черемис» от этнонима «сармат» при посредничестве тюркских языков. Было высказано и ряд других версий. Проблема этимологии слова «черемис» осложнена еще и тем обстоятельством, что в средние века (вплоть до XVII – XVIII вв.) так называли в ряде случаев не только марийцев, но и их соседей – чувашей и удмуртов.
Мордовия в IV-IX вв.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Цитата
«Тюштя, Тюштя — царь,
Тюштя, Тюштя — государь.
Где у Тюшти земля ?
Где у Тюшти народ ?»
Из мордовской былины
Одновременно идущие процессы этнической консолидации и социальной дифференциации должны были рано или поздно привести к появлению общемордовского правителя.
Общемордовские военные вожди, видимо, неоднократно появлялись на исторической арене при каждом временном объединении местных племен, например, для отпора врагам. Однако, не имея под собой прочной экономической основы, подобные союзы племен были недолговечными и не приводили к установлению авторитарной власти, объединяющей всю мордовскую землю. С развитием экономических связей и классообразования в древнемордовском обществе такая возможность появилась. А при соответствующих внешнеполитических условиях она была реализована.
Об этом свидетельствует наличие в мордовских языках терминов инязор, оцязор, то есть великий господин, великий хозяин. Об этом же говорят многочисленные легенды и песни, донесшие к нам из глубины веков имя первого (а может быть, одного из первых) общемордовского царя. Его звали Тюштя. Одни исследователи возводят его к финскому слову ‘крепкий, строгий’, другие — к мордовскому теште (звезда). Третьи считают, что это вообще не имя и не прозвище, а титул верховного правителя. Как бы то ни было, в фольклоре Тюштя конкретный человек, обладающий несокрушимой силой, мудростью, хитростью и даже волшебством и избранный царем мордвы велением рока. До сих пор в разговорной речи бытует выражение «во времена Тюшти», то есть давным-давно. Когда же это было ?К IV веку христианского летоисчисления на правобережье Оки и Волги сложился устойчивый союз племен, известный германским племенам готов под общим названием «морденс». Консолидация мордовских племен, с одной стороны, была результатом их внутреннего развития, а с другой — вызывалась необходимостью борьбы с усилившимся натиском кочевников. Демографические, природные и иные причины привели в первые века нашей эры к перемещению огромного количества народов Европы и Азии. Все эти столетия на мордовский край накатывались волны воинственных кочевников, как для грабежа, так и для захвата «жизненного пространства».
Чтобы устоять в борьбе с ними, мордовские племена должны были объединить все свои силы и выработать образ жизни, который позволял бы вести постоянную войну с минимальными потерями. Мордва смогла перейти к такому образу ведения хозяйства, и это дало мордовскому народу шанс не исчезнуть со страниц истории в те бурные века, подобно тем же скифам, сарматам, гуннам, готам и другим. Весной и летом полноводные реки, озера, болота и густые леса делали территорию мордовского края практически непроходимой для степной конницы. В это время население жило в селах и городищах возле полей и рек. После сбора урожая, когда наступали холода и замерзшие реки из преград превращались в удобные пути набегов для врагов, люди уходили в зимние поселения в глубь лесов. Здесь занимались охотой, заготовкой пушнины, различными промыслами.
В случае опасности жители зимниц укрывались в расположенных рядом крепостях. Эти крепости, остатки которых во множестве найдены на территории Мордовии, располагались на высоких холмах, мысах больших оврагов, защищались сложной системой рвов и валов. На валах ставились частоколы из длинных и толстых дубовых бревен. Бревна заострялись сверху и обкладывались глиной — от огня. Скаты холмов и оврагов в зимнее время поливались водой и превращались в сплошную ледяную гору. Под крепостями часто отрывались подвалы, иногда целые пещеры значительной глубины. Например, под мордовским городищем, на месте которого позднее был построен Троицке-Скановый монастырь (сейчас это место находится в Пензенской области), были отрыты подземелья, общей длиной около 700 метров. Подобные подземелья найдены и под другими мордовскими крепостями.
Конечно, взаимоотношения с соседями сводились не только к военным столкновениям. Были и союзы, совместные походы. Например, значительная часть мордовского населения была увлечена потоком гуннов на запад и там растворилась среди других народов. Но все же война была главным фоном этого периода истории края. Южная граница расселения мордовских племен ото-двинулась далеко к северу.
Были нарушены традиционные торговые связи с Причерноморьем и Кавказом. В боях с кочевниками полегло бесчисленное множество мужчин. Сократилась и общая численность населения. Все это замедлило экономическое развитие народа. Но главным было то, что он выжил, остался на коренных землях, сохранил свой язык, культуру, национальное самосознание и даже имя.
В VII-VIII веках перемещение племен в основном прекратилось, а их территории стабилизировались. Улучшение политической обстановки и массовый переход к пашенному земледелию вызвали быстрый рост населения Восточной Европы.
Тюштя, Тюштя — государь.
Где у Тюшти земля ?
Где у Тюшти народ ?»
Из мордовской былины
Одновременно идущие процессы этнической консолидации и социальной дифференциации должны были рано или поздно привести к появлению общемордовского правителя.
Общемордовские военные вожди, видимо, неоднократно появлялись на исторической арене при каждом временном объединении местных племен, например, для отпора врагам. Однако, не имея под собой прочной экономической основы, подобные союзы племен были недолговечными и не приводили к установлению авторитарной власти, объединяющей всю мордовскую землю. С развитием экономических связей и классообразования в древнемордовском обществе такая возможность появилась. А при соответствующих внешнеполитических условиях она была реализована.
Об этом свидетельствует наличие в мордовских языках терминов инязор, оцязор, то есть великий господин, великий хозяин. Об этом же говорят многочисленные легенды и песни, донесшие к нам из глубины веков имя первого (а может быть, одного из первых) общемордовского царя. Его звали Тюштя. Одни исследователи возводят его к финскому слову ‘крепкий, строгий’, другие — к мордовскому теште (звезда). Третьи считают, что это вообще не имя и не прозвище, а титул верховного правителя. Как бы то ни было, в фольклоре Тюштя конкретный человек, обладающий несокрушимой силой, мудростью, хитростью и даже волшебством и избранный царем мордвы велением рока. До сих пор в разговорной речи бытует выражение «во времена Тюшти», то есть давным-давно. Когда же это было ?К IV веку христианского летоисчисления на правобережье Оки и Волги сложился устойчивый союз племен, известный германским племенам готов под общим названием «морденс». Консолидация мордовских племен, с одной стороны, была результатом их внутреннего развития, а с другой — вызывалась необходимостью борьбы с усилившимся натиском кочевников. Демографические, природные и иные причины привели в первые века нашей эры к перемещению огромного количества народов Европы и Азии. Все эти столетия на мордовский край накатывались волны воинственных кочевников, как для грабежа, так и для захвата «жизненного пространства».
Чтобы устоять в борьбе с ними, мордовские племена должны были объединить все свои силы и выработать образ жизни, который позволял бы вести постоянную войну с минимальными потерями. Мордва смогла перейти к такому образу ведения хозяйства, и это дало мордовскому народу шанс не исчезнуть со страниц истории в те бурные века, подобно тем же скифам, сарматам, гуннам, готам и другим. Весной и летом полноводные реки, озера, болота и густые леса делали территорию мордовского края практически непроходимой для степной конницы. В это время население жило в селах и городищах возле полей и рек. После сбора урожая, когда наступали холода и замерзшие реки из преград превращались в удобные пути набегов для врагов, люди уходили в зимние поселения в глубь лесов. Здесь занимались охотой, заготовкой пушнины, различными промыслами.
В случае опасности жители зимниц укрывались в расположенных рядом крепостях. Эти крепости, остатки которых во множестве найдены на территории Мордовии, располагались на высоких холмах, мысах больших оврагов, защищались сложной системой рвов и валов. На валах ставились частоколы из длинных и толстых дубовых бревен. Бревна заострялись сверху и обкладывались глиной — от огня. Скаты холмов и оврагов в зимнее время поливались водой и превращались в сплошную ледяную гору. Под крепостями часто отрывались подвалы, иногда целые пещеры значительной глубины. Например, под мордовским городищем, на месте которого позднее был построен Троицке-Скановый монастырь (сейчас это место находится в Пензенской области), были отрыты подземелья, общей длиной около 700 метров. Подобные подземелья найдены и под другими мордовскими крепостями.
Конечно, взаимоотношения с соседями сводились не только к военным столкновениям. Были и союзы, совместные походы. Например, значительная часть мордовского населения была увлечена потоком гуннов на запад и там растворилась среди других народов. Но все же война была главным фоном этого периода истории края. Южная граница расселения мордовских племен ото-двинулась далеко к северу.
Были нарушены традиционные торговые связи с Причерноморьем и Кавказом. В боях с кочевниками полегло бесчисленное множество мужчин. Сократилась и общая численность населения. Все это замедлило экономическое развитие народа. Но главным было то, что он выжил, остался на коренных землях, сохранил свой язык, культуру, национальное самосознание и даже имя.
В VII-VIII веках перемещение племен в основном прекратилось, а их территории стабилизировались. Улучшение политической обстановки и массовый переход к пашенному земледелию вызвали быстрый рост населения Восточной Европы.