Сообщество Империал: Саамы в эпоху Средневековья - Сообщество Империал

Laszlo

Саамы в эпоху Средневековья

Крайний Север в Средние века
Тема создана: 25 октября 2012, 21:20 · Автор: Laszlo
  • 3 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
 1 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 27 октября 2012, 23:18

Кир Козмин - Варангерское море и его история.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Богуслав И.А. Исторический взгляд на Варангерское Поморье //Морской сб. – 1862. – Т. LXII, №10. – С. 279–294. – (подпись Беломорский О.).
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

Цитата

На севере Карелии кроме карелов проживали саами. Их древнюю территорию русские источники называли "Лопью дикою и лешею" (то есть землями кочевавших и осевших по лесам саами). Так обобщенно иногда именовалась и вся северная полови­на Корельской земли, в том числе и Беломорье. Например, Иван III и Иван IV едино­образно завещали наследникам "Корелскую землю всю... и с Лопью лешею и с дикою Лопью". Традиция устояла и в XVII в.: в "Книге Большому чертежу" (официальном дорожнике 1627 г. и его последующих редакциях) Кольское и западно-беломорское побережье слыло Лопским берегом, а находившиеся здесь погосты-места (Кемь, Кереть и др.) - лопскими. Лопскими же, или Дикой Лопью назывались заселенные по преимуществу карелами погосты северной половины Корельской земли. Поэтому в XVI-XVII вв. население северной Карелии именовало себя лоплянами (лопянами)'02.
Собственно саами источники XVI-XVII вв. называли: в единственном числе - "лопин", во множественном - "лопины", а собирательно - "лопь" и "лопари". Ма­териалы конца XVI в. зафиксировали страшное опустошение среди саами, произведенное шведами. Так, Дозорная кни­га Лопских погостов 1597 г. отмети­ла лишь 5 семей лопинов в северном Панозерском погосте, разъяснив, что жившие тут ранее 33 тяглеца-саами были убиты или пленены вторгнув­шимися сюда в очередной раз шведа­ми в 1585/86 г. Трагедия произошла и в Кемской волости. Ее Отдельная кни­га 1591 г. засвидетельствовала, что 42 семьи лукозерских лопарей, живших на Топозере, в Кестеньге и у других озер и рек волости, были "побиты и в полон пойманы, а иные розно розбрелись от немецкие войны". В самой северной в Карелии Керетской воло­сти писцовая документация середины XVI в. указала на существование только одного саамского двора в лесу. И все же саами остались проживать на севере Карелии, в том числе в Ребольской волости. Тут в 1620/21 г. местные саами выплачивали налоги со своих волосток у Роккулы и Ребол. К 1680 г. брались подати и с восьми погостов-селений "Лешей Лопи кре­щеных и некрещеных лопарей" на Пяозере, Шомбе и в других местах северной Карелии103.

Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
В. И. Немирович-Данченко - Лопари.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Харузин Н. О нойдах у древних и современных лопарей
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
В. И. Немирович-Данченко - Сказки и песни у лопарей
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 28 октября 2012, 11:22

    Напольских В. В. Прибалтийско-финско-саамская этнонимия и проблемы ранней этнической истории Фенноскандии
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
       Jackel
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 01 ноября 2012, 14:04

      Вот кстати, насчет "чуди", с коей саамы вроде как воевали. Недавно разбирал свой книжный завал самой разной направленности, и наткнулся на некую книжку - сказки народов СССР, вроде как. Довольно старую. Полистал. И нашел любопытную вещь - "Саамские сказки". Так вот первая из них посвящена приходу той самой "чуди белоглазой" и небезызвестному парню по имени Лаурикадж, который оную "чудь" изничтожал. Причем сразу сноска дана - мол, под чудью понимаются любые враги, не больше, не меньше. Да и описание этой "чуди" соответственное - железные латы, "сетки"(кольчуги?), рогатые шлемы и маски на лицах. Приходили мол, в основном осенью, убивали всех - включая собак и оленей. Как я понимаю, у карело-финнов с железом-то тоже не очень было. В таком случае - кто это такие были? Вряд ли ведь подобная "сказака" на пустом месте родилась. Да и "сказочного" в ней - ноль целых хрен десятых, Лаурикадж в роли Сусанина, хе... Викинги какие-то? Случайно забредшие шведские крестоносцы? Или еще кто? Ваши мысли, камрады.
      Собсно, удивило в основном описание обилия железа на этой "чуди".
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 01 ноября 2012, 23:04

        У саамов было еще одно название для врагов - Сталло. Оно уже предназначалось для норвежцев. Правильно подмечено что чудь это общее наименование врагов у саамов, но позже наименования разделились на чудь для обозначения финнов и карелов, и Сталло русских и норвежцев. Не норвежцы и русские а именно карелы и финны активно проникали в X-XIII вв. на земли саамов. Вопреки стереотипам саамы не были исключительно тундровыми жителями. Из Похьянмаа их вытеснили финны и карелы. Часть саамов была ассимилирована карелами. Это так называемые карелы-лаппи или сегозерские карелы. Именно этим лаппам в одной из церковных документов было запрещено продавать железо как язычникам. Даже юкагиры в Сибири знали железо, не говоря уже о карелах. Похоже что предки коми-зырян, хантов и самодийцев ассимилировали протосаамов на их территориях. Норвежцам же было достаточно собирать дань с саамов в Финнмарке. Когда норвежцы попытались проделать фокус с данью с карелами, то сразу же получили отпор. До прихода русских и шведов в регион, норвежцы финны и карелы конкурировали за дань с саамов. Русские использовали похожую практику собирая дань с волости Тре (Терского берега) и Лопи (кочевий саамов). При этом продвижение карелов и финнов сопровожждалось колонизацией земель саамов. В общем саамы были оттеснены на периферию, где карелы и финны, а потом и норвежцы с русскими не желали расселяться из-за климата и бедности ресурсов тундры.
        Информация по карелам и финнам тут - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        По вооружению карелы и финны не уступали русским и шведам, но вот процент тяжеловооруженных воинов в их отрядах был меньше. Это правда не мешало карелам опустошить столицу свеев - Сигтуну.
        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
        Первыми конечно на землю саамов пришли скандинавы из Норвегии. Многочисленные походы по дань в Финнмарк (норвежскую Лапландию) зафиксированы в скандинавских сагах. О терфиннах (то есть терских саамах) упомянул Оттере в описании путешествия в Бьярмаланд. Как ни покажется странным финнами у скадинавов назывались саамы. Финны же называли квенами (кайну). И уже потом наименование финны перешло на суоми и хяме. После норвежцев в земли саамов пришли карелы и финны. Похьянмаа карелов и финнов это земли саамов. В русских источниках зафиксирован термин Лешая Лопь, то есть лесные саамы.
        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
        Позже всех в историческую память саамов попали шведы -

        Цитата

        Чудь в исторической памяти саамов
        Обратив взор к самим саамам, можно узнать, что в их традициях большое место занимают исторические предания или так называемая «историческая память». В них повествуется о героической борьбе саамов с захватчиками. Врагами саамов выступают либо чудь, либо руц. Под «руцами», по всей видимости, по аналогии с карельским руочи и финским руотси, имеются в виду шведы. Среди главарей вражеских отрядов стоит хитрый и коварный Чудечуерьв , имя котрого переводится с саамского как Сторогий. [33]
        Заметим, что этот выдающийся предводитель захватчиков, во-первых, видимо, был предводителем чуди, а во-вторых, «Сторогий» вызывает явную ассоциацию со сторогим быком из «Калевалы», выпахавшим корни Сампо, после чего оно было похищено калевальцами.
        Слово «чудь» в саамском языке, кроме собственного, имеет и значение числительного множественного числа – «сотни». [34] Это, в свою очередь, вполне объяснимо тем, что в отличие от протолопарей, занимавшихся скотоводством, прибалтийско-финский пранарод был землепашцами. Земледелие позволяет народу проживать более плотно. Вероятно, этот факт, выделявший соседей в глазах протолопарей, и дал им повод определить прибалтийско-финский пранарод этническим названием, отражавшим их многочисленность.

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
        Саамские сказки
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Больше информации тут - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
        Вот тут мифы саамов в редакции В. Петрухина - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
           Ratsha
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 02 ноября 2012, 08:01

          Laszlo

          Laszlo

          Не норвежцы и русские а именно карелы и финны активно проникали в X-XIII вв. на земли саамов. Вопреки стереотипам саамы не были исключительно тундровыми жителями. Из Похьянмаа их вытеснили финны и карелы. Часть саамов была ассимилирована карелами.

          Да, это так. Границы области расселения саамов в Средневековье находились гораздо южнее. Достаточно вспомнить т.н. "Лопские погосты" в новгородских документах:

          Цитата

          древнерусское название территории от бассейна реки Кемь на севере до озера Сямозеро на юге (часть современной Карелии).

          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          "От Сямозеро до реки Кемь" - это примерно центральная часть нынешней Карелии.
          Imperial
          Это совсем не тундра.
          Но, видимо, к 16-17 векам население этих мест уже стало карельским и название "Лопские погосты" в 18 веке перестает употребляться.
          Кстати, мне попадалось упоминание о н.п. под названием Лопский погост на южном побережье Ладожского озера (!). Видимо не так давно лопь жила и там...
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 02 ноября 2012, 15:51

            Вот тут карта этих лапских погостов - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
            Разделение языков уральской макрогруппы языков - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 02 ноября 2012, 21:36

              Информация о саамах Финнмарка и походах скандинавов туда в Таттре о Торире Собаке и братьях Кали и Гуннстейна,Саге о Эгиле, Саге о Орваре-Стреле, Саге о Кетиле, Саге о Гриме, Саге о Стурлаге, Саге о Серли, Саге о Хельги, Саге о Харальде Светловолосом.
                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 27 декабря 2012, 14:25

                1326 г. июня 3. — Договорная грамота Новгорода с Норвегией о мире

                Цитата

                Посол великого государя Магнуса, короля Норвегии, Швеции и Готов, именуемый Гакон, установил мир со стороны всего королевства Норвегии с епископом новгородским, по имени Моисеем, и с посадником Олфромеем, и с тысяцким Остафием, и с новгородцами, всеми и каждым, как бывало прежде между нашими предшественниками. Где простирается земля короля Норвегии и вода его, там норвежцы могут проходить, жить и признавать своей землю и воду, согласно древнему установлению, означению либо рубежу земли. Также, если норвежцы в течение последних лет перешли древнее означение или рубеж земель, то должны оставить и отдать русским их землю, по крестному целованию. Также, новгородцы не должны переходить древнее означение и рубеж земель, по крестному целованию, а если перешли, должны точно так же отдать норвежцам их землю. Также, когда придут послы из Новгорода к королю Норвегии, они должны делить земли согласно древним означениям и рубежам, по крестному целованию, сообразно тому, чем каждый, считается, владеет. Этот [70] раздел земли поручаем богу и королю Норвегии, чтобы делил, как пожелает, по своей совести. Также, за обиды, какие норвежцы причинили новгородцам на земле либо на воде, либо убийствами либо иными обидами, новгородцы не должны мстить, ни припоминать о них; и если новгородцы причинили какой-либо ущерб норвежцам, то и норвежцы точно так же не должны напоминать. Также, если норвежцы переходят меру и рубеж земель, желая сделать зло, и если, наоборот, новгородцы переходят рубеж земель, со своей земли на норвежскую, чтобы сделать зло, то таковые, желающие таким образом сделать зло, должны быть схвачены и наказаны, по крестному целованию, без нарушения мира. Также, гости из Норвегии должны иметь проезд к Новгороду и Заволочью без всякого препятствия, и, наоборот, гости из Новгорода и Заволочья должны иметь проезд в Норвегию без всякого препятствия. Также, мир этот установлен и утвержден на 10 лет и на этом мире целовали крест вышесказанные посадник и тысяцкий со стороны всех новгородцев. Также, Гакон, вышесказанный посол, целовал крест на этом мире со стороны короля Норвегии и всего королевства Норвегии. При заключении этого мира был Вернекин толмач. И каков новгородцы заключили мир с норвежцами, в том же мире быть и заволочанам. Также, всякого, кто нарушит это крестное целование, пусть судит и накажет бог. Чтобы этот мир прочнее длился в течение выше установленных, лет, к настоящей [грамоте] привешены печати вышесказанных лиц, то есть епископа, посадника и тысяцкого. Дано и совершено в Новгороде в год господень 1326, за три дня до июньских нон.



                Бутков, сс. 327—340; Бахрушин, с. 75; Sverges traktater, pp. 504—505.

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                Две жалованые Грамоты Новгородской вотчины крещеным и некрещеным Лопарям.

                Цитата

                Се язь Князь Великий Василей Иванович всеа Русии, пожаловал есми в своей отчины в великом Новгороде в Вотцкой пятине у Студеного моря от Каинских немцев, с рубежа, Лопь крещеную и некрещеную Шуи реки, Илейку Никитина сына, да Павлика Яковля сына; да у Кеми реки старосту Сенку Нерезвово [69] Андреева сына, и во всех Лопнян место крещеных и некрещеных с дву сот и с полутретьятцати луков, что ми били челом. А сказывают, изстари судили их в нашей отчине в великом Новегороде Диаки нашы во всяки делах, и дань мою Великого Князя братии посылали Диаки наши подьячих. А кому будет до тех Лопнян Ноугородцом каково дело, ино по них посылали Диаки наши с приставными тех же подьячих тогды, коли поедуш моей дани брать, а нароком по них не посылали приставов, того для, что место дальнее, от Новагорода полторы тысячи верст. А коли приедут те Лопняне в Новгород с товаром, или за каким делом ни буди, ино их судили Дианижь наши во всем; а Наместники де и наших Ноугородские и их Тиуны не судили их ни в чем, на приставов своих по них с приставными не посылали, и в городе их поруку не давали. А ныне де Наместники наши Ноугородские и их Тиуны судят их во всем и приставове де Наместничьи по них ездят; а с ними де и ездят ябедники Ноугородские человек по тритцати и большы, а от поруки де на них емлют Рублев по десяти и большы, а сроки на них наметывают в деловую пору. И язь Князь Василей Иванович всеа Руси тех Лопнян пожаловал, Диаки нашы Ноугородские от На[70]местников наших их берегут; да и впредь которые Диаки нашы ни будут и они их от Ноугородских Наместников и от их Тиунов и от приставов берегут; а Наместники наши Ноугородские и их Тиуны ни судят их ни в чем, а приставове Наместничьи с приставными по них не ездят, и сроков на наих не наметывают, и в городе их на поруки не дают ни в чем, а судят и ведают тех Лопнян Диаки нашы ноугородские, и с суда у них емлют пошлины по моей Великого Князя грамоте по Ноугородской по уставной, а через грамоту на них пошлины не емлют. А коли Диакы нашы посылают к ним моей Великого Князя дани брать подьячих, а кому будет до тех Лопнян дело: ино по них Дьякы нашы посылают с приставною тех же подьячих, которых посылают дани брать: а сроки им мечют те подьячие стати в Новегороде перед нишими Диаки в зиму на Благовещеньев день. А коли к ним подьячие приедут дани брать и на поруки с приставной давати, и тех подьячие медов и вин с собою не возят и сзывов не чинят, и от поруки у них и за данью лишков не емлюни чево. Писано на Москве лета 7038 (1530) 1 юля.

                На обороте сей Граматы написано: Князь Великий Василей Иванович всеа Русии.

                [71]

                Князь Великий Иван Васильевич всеа Русии по сей грамоте пожаловал в своей отчине в великом Новгороде в Вотцкой пятине у Студеного моря от Каинских Немцев с рубежа, Лопь крещеную и некрещеную Шуи реки, Васюка Кузмина сына Нестерова, Васюка Филипова сына Чеботаря, Федка Овдокимова сына, Нетерка Матвеева; да из Кеми реки Юкуша Павлова, Павелка Иванова, Микифорка Уянова, Васюка Яковлева, и всех крестьян Шую реки и Кеми реки, и диких озер, пожаловать сее у них грамоты рушить не велел никому и ни чем; а Наместников своих Великого Новагорода и их Тиунов, и приставом Нимесничим велел ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано. А что у них был один срок в году Благовещеньев день, и тот им срок не в срок; а срок им велит чинити Дьяк Дворцовой Новгородцкой дмитрей Скрыпицын подчим, как пошлют дани брать один же в году в зиму Рождество Христово, и управу им чинить меж их во всем Дмитрей Срыпицын; а первые им срок нактнуть стати на Рождестов Христово во лета седмытысящь четыредесятьдевятого. А хто на них накинет срок иной не по их сроку, и тот им срок не в срок; и кто на них безсудную, [72] или правую возмет не по их сроку, и та грамота не в грамоту, и безсудная не в безсудную; а коли те Лопняне приезжают в Новгород в великой своими дела, а не по приставной и не по сроку, и тех Лопнян приcтавы Наместничи и подьячие на поруки не дают ни от кого, и Диаки наши Новгородцкие не судят их не по сроку ни в чем. А подписал Великого Князя Диак меньшей Путятин, лета 7048 (1540), Декабря.



                Царь Великий и Князь Иван Васильевич всеа Русии, по сей грамоте пожаловал в своей отчине в великом Новегороде в Вотцкой пятине у Студеного моря от Каинских Немцев с рубежа, Лопь крещеную и некрещеную, Шуи реки Васюка Кузмина, да Кеми реки Игната Сумцына, и всех Лопян крещеных и некрещеных Шуи реки, и Кеми реки, и диких озер, сее у них грамоты рушити не велел ни кому ни чем; Наместником своим Ноугородцким Великого Новагорода и их Тиуном и приставом Нимесничим велел у них ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано; а ведати их и судити и осречи велел Диаком Ноугородцким по старине; и дань и оброки платят дьаком же Ноугородцким. А посылают к ним Дьяки дани для и оброков и приставом по них подьячего добраго однаго, и подьячей с них дани и обороки емлет, [73] и отписи им дает своею рукою безпосудно; а приставством по них подьячей ездить с приставною грамотую и сроки на них мечет на их сроки на Рожество Христово, а без приставных на них сроков не наметывает. А приставные дают по них Дьякиж наши Ноугородцкие; а езд на них емлет подьячей с приставны со всех дел един, а розных ездов не емлет. А которые люди Ноугородцы и иных городов учнуть перед нашими Диаки на тех Лопянех чего искати, и тме людем против туто перед Диаки им и отвечати, чего на них Лопяне взыщуть. А присужают им Диаки в тех делех обоим истцом целования по старине, а пол им не присужают. Также есми тех Лопнян пожаловал, что им били челом; а сказывают, учинитца у них душегубство, и подьячие де Ноугородцкие на тех Лопянех емлют с них веры за голову по двенатцати рублев Московскую, а в отца нашего жаловальной грамоте у них того не написано, по чему им веры за голову давати: и язь Царь и Великий Князь тех Лопян пожаловал, который у них человек в воде утонет, или кого возом сотрет, или с дерева убьетца, или от своих рук утеряетца, или с студена умрет, или кого гром убьет, или зверь съест, а обыщут того безхитростно: в том им веры и продажи нет. А случитца [74] у них душегубство в их волости, а духегубца в лицах не будет, и подьячей на тех Лопянех веры емлет за голову по четыре рубли Московские. А доищутца душегубца, и те Лопяне того душегубца отдают подьячему, а Лопяном в том веры и продажи нет. А с Москвы по тех лопян в их волости наши надельщики площадные и Дворцовые с приставными грамотами и безсудными не вьезжают, и сроковних не наметывают , и на поруки их не дают ни в каких делах, оприч моего Царева и Великого Князя приказнаго дела. А подписал Царя и Великого Князя Диак Яков Щелкалов, лета 7057 [1549] Марта.

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 17 января 2013, 21:39

                  К вопросу о статусе саамских земель
                  1542 Февраля 16 и 20. Две грамоты Великого Князя Иоанна Васильевича: а) Керетским и Ковдинским даньщикам и слободчику,

                  Цитата

                  Две грамоты Великого Князя Иоанна Васильевича: а) Керетским и Ковдинским даньщикам и слободчику, о судных сроках Двинян и Каргопольцов с Керетчанами и Ковдянами, и b) Керетчанам и Ковдянам, о бытии земским целовальникам на суде и у разбойных дел при тамошних данщиках и слободчике.

                  I. От Великого Князя Ивана Васильевича всеа Русии, в Кереть да в Ковду, данщиком нашим Исаку Есипову да Ондрею Лузюкину да слободчику Семену Ондронову, или кто по них иные данщики наши и слободчик в Керети и в Ковде будет. Били ми челом Керетчане, Демид Микулин сын Борков, да Сенка Кондратов Медведчик, да Якунка Григорьев сын Корела, и во всех место Керетчан и Ковдян, а сказывают, что деи к ним приезжают Каргополцы и Двиняне и иные приезжие люди, да у них деи многих людей клеплют и на поруки дают по вся дни, да им деи продажу чинят великую; а которому деи Керетчанину, или Ковдянину, каково дело до Каргополца, или до Двинянина, и до которого до приезжего человека нибуди, и те деи Каргополцы и Двиняне и иные приезжие люди в их искех перед вами не отвечают, а сказывают у себя несудимыя грамоты; и мне б им о том указ учинити, да и срок бы им о управах с приезжими людми в году один учинити. – И вперед которым людем, Двиняном или Каргополцом и иным приезжим людем, до Керетчан и до Ковдян каково дело нибуди, и тем людем приезжати в Кереть и в Ковду о управах одинова в год, от Сборного Воскресенья до Вербного Воскресенья; а вы б им во всяких делех управу давали на тот срок от Сборного Воскресенья до Вербного Воскресенья. А которые Двиняне или Каргополцы и иные приезжие люди учнут на Керетчанех и на Ковдянех каких дел искати, а до тех будет до Карго[175]полцов и до Двинян и до иных до приезжих людей Керетчаном или Ковдяном каково дело, а у тех будет у Двинян и у Каргополцов и у иных у приезжих людей грамоты наши жаловалныя несудимыя, и вы б на тех на Двинян и на Каргополцов и на иных на приезжих людей приставов своих давали, и их судили, и управу им чинили, на тот же срок, от Сборного Воскресенья до Вербного Воскресенья, потому что они сами на Керетчанех и на Ковдянех ищут и им и отвечати. А которые приезжие люди учнут сами искати, а на них кто против взыщет, и они перед вами не учнут отвечати, и вы б тех людей давали на поруки да чинили им срок стати на Москве, перед нашим казначеем, с данью вместе. А которые Двиняне и Каргополцы и иные приезжие люди приедут в Кереть и в Ковду до того сроку, или после того сроку, а учнут у вас на Керетчан и на Ковдян просити приставов в каких делех нибуди, и вы б до того сроку и после того сроку на Керетчан и на Ковдян, и Керетчаном и Ковдяном на приезжих людей, приставов не давали и их бы есте не судили; а судили б есте Керетчан и Ковдян с Двиняны и с Каргополцы и с иными с приезжими людми, во всяких делех, от Сборного Воскресенья до Вербного Воскресенья; а опричь тех пяти недель в году и по приставным на Керетчан и на Ковдян приезжим людем, также и Керетчаном и Ковдяном на приезжих людей, суда не давали. А коли будут данщики наши в отъезде, а к тому сроку в Кереть и в Ковду не поспеют, и в тех бы делех, на тот срок, в Керети и в Ковде, управу чинил слободчик Семен Ондронов или кто по нем иный слободчик в Керети и в Ковде будет. А Керетчаном и Ковдяном меж себя управу бы есте чинили через весь год, опричь приезжих людей, по их грамоте по жаловалной по уставной. А прочитая грамоту отдавали б есте Керетчаном и Ковдяном назад, и они себе ее держат вперед, иных для наших данщиков и слободчиков. Писан на Москве, лета 7050 Февраля в 16 день.

                  Подлинник писан на большом листе, к коему в конце приложена черновосковая печать. На обороте вверху: Князь Великий Иван Васильевич всеа Русии. Ниже: Приказал казначей Иван Иванович Третьяков.

                  На обороте же следующее подтверждение:

                  Царь и Великий Князь Иван Васильевич всеа Русии, по сей грамоте, пожаловал Керетчан и Ковдян, Сидорка Иванова, да Федосейка Власова, да Гришку Иванова сына Обору, и всех крестьян Керетцкия слободы и Ковския, что били челом они Царю и Великому Князю в том, что у них сия грамота на его царьское имя не подписана: и Царь и Великий Князь Иван Васильевич всеа Русии сю их грамоту велел подписати на свое царьское имя и рушити у них сее грамоты не велел ничем никому, а данщиком своим и слободчиком Керетцким велел у них ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано. Лета 7063 Февраля в 6 день. – “А подписал диак Василей Ступа Андреев. Приказали подписати казначеи Федор Иванович да Хозяин Юрьевич.”

                  II. Се яз Князь Великий Иван Васильевич всеа Русии пожаловал есми Керетчан, Данилка Васильева сына Игумнова, да Агейка Иванова сына Охлопка, да Васюка Фомина сына Кривого, и во всех место Керетчан и Ковдян, что ми били челом, а сказывают о том, что наши данщики и слободчики земских людей Керетчан и Ковдян судят не по суду, а земским людем лутчим и середним на суде данщики и слободчик быти у себя не велят, да в том Керетчаном и Ковдяном земским людем чинят продажи великия; а выбрали деи они в целовалники, всею волостью, Григорья Семенова сына Тряску, да Василья Филипова сына Чорного, да Федора[175] Нестерова сына Чермного, да Демидка Микулина сына Боркова, да Семена Кондратова сына, да Якова Григорьева сына Корелу: и мне б их пожаловати, у Керетцкых и у Ковденских данщиков и у слободчика тем целовалником велети быти на всяком суде, а без целовалников бы данщиком и слободчиком суда не судити, да которые целовалники грамоте умеют, и тем бы целовалником к судным списком у данщиков и у слободчиков руки прикладывати, да тем же бы целовалником у них и у розбойничьих дел сидети и розбойничьи дела делати по губной грамоте. – И яз Князь Великий Керетчан и Ковдян земских людей пожаловал: велел есми быти в целовалниках Григорью Семенову сыну Тряске да Василью Филипову сыну Чорному с товарыщи, которые в сей грамоте писаны имяны, и тем целовалником быти у Керетцкых данщиков и у слободчика на суде, переменяяся на трое по месецом, да которые из тех целовалников грамоте умеют и тем целовалником у данщиков и у слободчика к судным списком руки свои прикладывати; а без целовалников данщиком и слободчику суда не судити никакого; да и у розбойничьих дел, по губной грамоте, велел есми быти тем же целовалником Григорыо Семенову сыну Тряске с товарыщи и дела делати по губной грамоте вправду, по крестному целованью; а тех всех целовалников велел есми их привести к целованью на том, что им у данщиков и у слободчика на суде всякого дела беречи вправду, по крестному целованью, без всякия хитрости, да и розбойничьи им дела делати вправду по крестному ж целованью. А дана грамота на Москве, лета 7050 Февраля в 20 день.
                  Подлинник писан на листе, от которого печать оторвана. На обороте вверху: Князь Великий Иван Васильевич всеа Русии. По склейке: Приказал казначей Иван Иванович Третьяков. — 06е грамоты находятся в архиве Соловецкого монастыря.

                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                  Цитата

                  Наши права на Лаппмаркен и Триннес:

                  Сообщение Иакова Перссона, бывшего секретаря Норботтенского фохта, 1581
                  [17] Nagen beraettelsse om Lappenmarken och Trinnaes, Schriffuen aff Iakob Persson somtilfoerende wahr Foeugte Schriffuer udi Norrbotn1 1581.
                  (С копии, находящейся в Riksarchiv в Стокгольме)

                  На севере Trinnaes'а и внутри Trinnaes'a собирает дань король датский с каждого Лопаря, живущего в Trinnaes, по 2 белки, а в этой земле Trinnaes насчитывается 400 Лопарей, которые в прежнее время платили дань и Шведам, начиная с Ennerby (Энаре)2, в самой то упомянутой Trinnaes по 2 белки с каждого Лопаря.

                  Но великий князь Русский имеет со старых времен уже главное право на сбор дани на Trinnes и далее на восток от Trinnes с корельского берега (Carellstrand) за Белым морем. Названная Trinnes - полуостров, который тянется на 36 миль3 в Белое море, откуда он и начинается. Тут находятся внутри громадные высокие горы со множеством диких [18]зверей. Тут находится граница между Швецией, Норвегией и Россией, потому что в старину настоящие границы 3-х королевств были вместе. Вся эта земля Эннер (Энаре) и в Триннес имеет длину 117 миль4. Но когда король Густав, (т. е. Густав Ваза) узнал о Кинпе (Кеми) Лапмарке, то кинские Бёркеле (т. е. Биркарлы, торгующий народ или торговое сословие, которому был поручен шведским правительством уже с начала 12-го века сбор ясака с инородцев) признались ему в том, что за Эннерби еще находились границы, в которых им удалось собрать ясак. Итак, прошло уже более 37 лет с тех пор, как Шведы никакого ясака с живших на восток от Kittille, Kattkaierfui, Peldoierfui, Sombro, Kolleierffui, Sodankylya, Maensyalcke, Ennerby жителей не получали. И все те селения, которые лежат между Enner (т. е. озером Энаре) и Erinnes (в смысле мыса Орлова) не хотели сознаться, с каких пор они (т. е. Биркарлы) собирали с них дань и с каких пор они оставили ее у себя (буквально: с каких [19] пор, они стали всасывать дань в себя, в свою пользу). Между Триннесом и Кексгольмом 134 мили. И русские купцы5 имеют привычку ездить на лодках далеко за карельский берег и вести торговлю (чуть восточнее6, того Триннеса есть громадный лов рыбы: baergerfisksh, raff, raecklingh7 и langor (Molva, морская щука)); так что, Великий Князь имеет громадную пошлину с тех рыб, которые там ловили. В прошлом 1580 году здесь ловили рыбу 7426 лодок из России, каждая по 4 человека команды и они платят пошлину 4-ю рыбу. Сюда приплывает и масса народа из Норвегии, Голландии, Шотландии и Англии с массой кораблей, которые здесь стоят и ловят рыбу (они платят в вид пошлины 5-ую рыбу). И от того же Триннес (т. е. от берега, конечно) прямо на восток (описка: вместо "на юг") в расстоянии 37 миль находим торговый город Канделахте (Кандалакша). В нем имеется 246 дворов, а за этим городом монастырь, построенный из дерева, который имеет солеваренный завод с 296 выварочными чанами. Все чаны вываривают в сутки соли 8 t:or, а все выварочные чаны столь обширны, что они вываривают в сутки соли 12 t:or8.

                  [20]

                  Тут торговали Англичане. От города Кандалахте прямо на северо-восток9 в расстоянии 12 миль лежит в Белом море остров с названием Pittesay, на котором находится монастырь с названием Siluester (Соловецкий). В названном монастыре 532 монаха, а они еще имеют 2416 молодцов, которые ловят рыбу. На этом острове большой лов сёмги, так что Англичане и Голландцы покупают здесь очень много сёмги10.

                  Но Великий Князь велел выстроить здесь сильные укрепления и велел составить список имуществу монастыря с приложением печати (к документу надо полагать только. - Гебель).

                  В 1578 году найдено было притом в казне 61,000 руб., считая по 3 далера в каждом. От упомянутого Кандалахте до города, называемого Malmoes (Кола), который лежит тоже на Карельском берегу 12 миль11. В этом самом городе Malmoes 226 дворов и в каждом дворе по 2 солеваренных чана.

                  [21]

                  Здесь ведут те из Нидерландов и Англичане крупную торговлю (meсhtasstoran handell). Tе из Нидерландов12 в 1580 г. привезли сюда 6 больших литых колокола, из которых меньший весил 20 скипунт. Великий Князь их купил и хочет их иметь в Москве13. От этого вышеназванного Малмес на восток14 в Белом море15 27 миль (т.е. окружным сухим путем) лежит остров, называемый Helgeoeёn, Гельгён (т. е. Рыбацкий полуостров, Fisker oen gikkernjark). На нем лежит большой город Кoerpenpoll (говори Корпенпол т. е. Корабельная с Цып-Наволоком), с 937 дворами и солеварнями в каждом дворе. Этот город имеет громадную торговлю (mechta storra) с Англичанами. Есть и торговый город на Корельском берегу, который называется Colensuo (Коленсуо), в расстоянии 36 миль от Эннер. В этом самом город велел построить Великий Князь большой деревянный дом со многими квартирами и вокруг него сильные шанцы из дерева. Тут живут 2 его купца, имеющие большие склады пушного товара. Около дня Св. Петра бывает здесь ярмарка и те из Англии имеют здесь торговлю с Великим Князем.

                  Примечание

                  Совершенно непонятно, откуда взялась постоянно повторяющаяся ошибка в показании страны света. По какому бы направлению ни лежало одно место [22] или один город относительно другого, при верном показании расстояния между ними, однако, всегда сказано, что второе место лежит на восток от первого. Трудно предположить, что виной этому только описки переписчика. Вероятнее всего, что в докладе Перссона вовсе не было указано на страну света, по переписчик, вообразив себе, что названные места, лежащие на восток от Швеции, перечислены у Перссона в том же порядке, в каком ему пришлось их посетить, все удаляясь от Швеции, стал уже от себя вставлять слово "oster", восточнее или на восток. Этот документ, не существующий в оригинале, мне кажется, и не представляет при том копии всего донесения Перссона, одного из лиц, командированных для исследование Лапландии Герцогом Карлом, впоследствии Королем Карлом IX, но лишь выписка из этого донесения, потому что он без вступления и заключения, т. е. без многословного верноподданнического обращения и такового же прощания, которые встречаются во всех оригиналах, но отсутствуют в копиях донесений. Перссон, сам близкий знаток Русской Лапландии, указавший, как выше уже сказано, впоследствии шведским уполномоченным точно положение Колы, Урской губы и Рыбацкого полуострова, не мог не знать относительного взаимного расположения перечисленных в отчете местностей.

                  Инструкция, данная ему Герцогом Карлом или утеряна или еще не разыскана в Riksarchiv'е. Но как кажется имел Перссон специальное поручение познакомиться с состоянием промышленности и торговли Лапландии, потому что в его отчете говорится только мимоходом о ясаке и о численности лопарского поселения, о границах и т. п., о котором преимущественно и очень подробно трактуется в донесениях других лиц, как то - Андрея Никола, Бурмана, Ларссона, Иостинга и др.

                  Гебель.

                  ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ ДОКУМЕНТА

                  [17]

                  1 Norbottn называлась вся местность на север от Ботнического залива т. е. весь север нынешней Швеции и Финляндии.

                  2 У лопарского погоста Энаре сходились в 1580 году еще границы Норвегии, Швеции и России и начиная с этого места страна, расположенная на восток, носила у Норвежцев название Триннес, как надо полагать, потому, что по норвежским сагам в Триннес (вероятно, около мыса Орлова и 3-х островов) находился когда-то бург Finkonga, т. е. засевшего в бурге викинга, собиравшего дань с окрестных жителей и известную пошлину с судов, проходивших мимо бурга.

                  3 Шведская старая миля = 10 верстам.

                  [18]

                  4 Этим автор, кажется, хотел сказать, что ширина всей общей земли, т.е. Лопской земли - 117 миль, что впрочем не вполне соответствует действительному расстоянию от Малангера на западном берегу Норвегии до мыса Орлова.

                  [19]

                  5 По свидетельству Салингена, все селение и города Корельского и южно-Терского берега: Сума, Шуя, Кемь, Кереть, Ковда, Кандалакша, Умба, Варзуга и еще многие другие, вели большую внешнюю торговлю во 2-ой половине XVI века.

                  6 Описка - вместо "севернее".

                  7 В шведском языке нет трех первых названий рыб, они взяты из норвежского языка, причем под "baergerfisk" надо подразумевать треску; как она названа или потому, что рыбу сушили на горе, приготовляя из неё шток и клипфиш или потому, что она попадала, до начала прямых торговых сношений Мурмана с заграницей, туда только при посредстве Бергенских купцов.- "Raff" называли, вероятно, зубатку, "raecklingh" - палтуса, потому что разрезанный па куски и высушенный палтус и теперь так называется.

                  8 Тут должно быть что-нибудь перепутал переписчик, так как в этом месте сказано: "ther bafue saltuerkning, 296 saltpannor, somlige Pannorwaer ke dag och nat Saltt 8 t:or, somliqе Saltpannorwaer sastore, att the waerke dag och natt saltt 12t:or". Трудно теперь сказать, что хотел Перссон этим выразить. Чаны в те времена были впрочем довольно значительных размеров, судя по донесению одного шведского полководца от 1592 года, который, рассказывая о разорении одной солеварни на корельском берегу, между прочим говорить, что собранные куски 14 разбитых железных чанов на заводе, весом в [20] 6-8 ластов (720-960 пуд.), он взял с собою; каждый солеваренный чан весил, следовательно, 50-70 пудов.

                  9 Описка: должно быть "юго-восток".

                  10 Семга, конечно, не ловилась, а продавалась только на острове, ловилась она в многочисленных реках Корельского и Терского берегов принадлежащих монастырю.

                  11 Тут крупная описка переписчика. Шведский текст гласит: "ifra foer: de Kandalaсhte och til em stadh benempud Malmoes som ligger och vid Carellstranden aehr 12 Mijll emillan" Тут видимо слова "som legger och vid Carellstranden" относятся к Кандалакше, местоположение которой раньше не было определено, и надо читать: "ifra foer de Kandalachte, som ligger och vid Carellstranden, ochtill en Stadh benempod Malmoes aehr 12 Mijll". "От Кандалакши расположенной тоже на Карельском берегу, до города, называемого Малмес, 12 миль", причем "12" прямо, опечатка, так как расстояние между Колой и, Кандалакшей 220 верст (22 мили), а не 120 (12 миль). Персон прекрасно знал Кольский полуостров, что он доказал в 1596 году во время проведение границы между Россией и Швецией, когда шведские комиссары хотели в свою границу включить сначала Колу, а потом Урскую губу (Oricfjoerd), Oribaara и Рыбацкий полуостров (Helgoeon) против чего, конечно, протестовали русские уполномоченные, грозившие возобновить войну из-за этого намерения. Приглашенный в качестве эксперта в числе других знатоков Лапландии Персон, выяснил точно положение тех местностей, из-за которых возник спор и комиссия продолжала с этого момента проведение границы до Вереснаволока на Варангер без споров, руководимая уже приглашенными лицами.

                  [21]

                  12 Под "те[ми] из Нидерландов" (The uth Nederland) Перссон подразумевает, вероятно, Брабан[т]цев - теперешних Бельгийцев, которые тогда бойко, как нам это известно из отчета Салингена, торговали в Коле, между тем, как под Голландцами подразумеваются корабли из нынешней Голландии.

                  13 Об этом есть заметка и у Салингена.

                  14 Вместо "Север".

                  15 На морских картах тех времен море вокруг Кольского полуострова называется большею частью "Белым морем". Вследствие этого Персон и говорит в начале своего доклада, что Триннес - полуостров, входящий в Белое море и берущий в нем свое начало.

                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                     Laszlo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 18 января 2013, 10:21

                    Царская грамота Киприану Оничкову, об обережении от Шведов Соловецкого монастыря и Поморских волостей
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                    Цитата

                    1581 Июля 31. Царская грамота Киприану Оничкову, об обережении от Шведов Соловецкого монастыря и Поморских волостей, и о совершении над некоторыми пленниками и лазутчиками смертной казни.
                    От Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всеа Русии, Киприяну Оничкову. Писал еси к нам, велено тебе оберегати Соловецкой монастырь в летнее время т карабельного приходу Немецких людей, а в зимнюю пору выезжати на берег и оберегати Поморские волости, Колы, Керети и Кандалакши, и с иными волостьми из монастырьских волостей, от Немецких людей прихода; а стрелцов и прибылых людей, и для осторожные поделки посошных людей, велено тебе имати с тутошних волостей, и те деи волости от приходу Немецких людей оскудели и теми одными волостьми острогу крепити невозможно; а которые стрелцы сто человек прибраны были у тебя в 88 году в Августе, и те стрелцы были в остроге до сроку, до весны, до полые воды, да розбрелися розно, потому что их покоити нечим; а которых языков привели к тобе из Немецкие земли, и ты тех языков про Немецких людей умышленье роспрашивал и пытками пытал, а без нашего указу казнити их [375] не велел; и нам бы тобе о том указ учинити. — И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б был на Соловках и монастыря и Поморских волостей от приходу Немецких людей оберегал, смотря по тамошнему делу, сколко Бог помочи подаст; а с тобою б были Соловецкого монастыря слуги и стрелцы и тутошних волостей крестьяне, по прежнему указу. А которых Немец привели к тобе в языцех, и ты б тех Немец велел казнити; а которые лазутники Иломонского и Кирьятского погосту и иных деревень Корелского рубежа и погостов поиманы у тобя в лазучестве, и ты б про тех мужиков сыскал накрепко: будет они сами воровали, и лазучить ходят в Немцы, и на наши места Немец приводили, и ты б таких казнил смертью; а будет они в Немецкую землю не ходили лазучити и сами на собя не скажут, и ты б про них обыскал тутошними людми, и будет до них не дойдет вина по обыску, и ты б их велел дать на крепкую поруку, приведчи к целованью, чтоб им нам прямить, а к Немцем и к тем людем, которые от нас к Немец отложилися, не приставать и не ходить. А на зиме бы еси, по первому пути, и сам ехал к нам на Москву побывати, и мы томя сами роспросим. Писан на Москве, лета 7089 Июля в 31 день.
                    Подлинник, писанный столбцем, находится в архиве Соловецкого монастыря. На пакете надпись: Киприяну Оничкову.

                    Царская грамота датскому королю Фредерику II с укоризною

                    Цитата

                    1582 г., июля. Царская грамота датскому королю Фредерику II с укоризною, что, не смотря на перемирие и на уступку острова Эзеля, после покорения Ругодива отношения Дании к России сильно изменились: король помогал войском Швеции; сам нападал на Московское государство; принимал царских послов не с подобающею честию; задерживает и тяготит пошлиною суда, идущия через Зунд, а на пути к Холмогорам и Коле несколько немецких судов захвачено разбойным обычаем; предъявляются претензии к Печенгскому монастырю, тогда как обитель сия стоит больше семидесяти лет и проч. Говоря о сем, царь напоминает о заключенном мире, который желательно бы поддерживать.

                    Милосердия (и проч.) мы, великий государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии (титул), Фредерику Второму, королю датскому (титул). Присылал еси к нам человека своего Петра Ондреянова з грамотою, а в грамоте в своей к нам писал еси, что ва[190]ше приятельство и суседственное доброхотение возможете любовь и доброту и вперед делати нашему царьскому величеству, и вашие любви з доброхотеньем приятельно и суседственно даешь ведомо, что вам известно: после ругодивского взятия помешался ход морской торговым [191] людем карабленой не по прежнему, и проезжают через ваши проливы многие розных земель гости, и всякие торговые люди без ваших проезжих грамот с товары украдом ездят, и в том великим государем шкоты и обиды с того чинятца от таких новых причин, что не бывало проходити позади и кругом вашего королевства Норветцкого; почалося не в давне, в тех местех наши подданые торговцы торгуют, и в тех дальних местех и с рыбных ловель пошлину теряют и многие шкоты по рубежом вашего королевства чинят. А вы преж того нашему царьскому величеству подлинно извещали и писали, чтобы мы своим приказным людем о том указ учинили и такие бы тягости отставлены были, и приятельно просили, что морской ход и торговли многих купцов, а ездят мимо твои проливы пошлинные места украдом, чего от прародителей ваших не бывало, и в том ныне пошлины в Орсунте не мало отходит. И наше величество может разумети, что корабленые гости ездят с товары кругом вашего королевства и пошлинные места в вашей пошлине отводят, и мы о таких морских проходех, по прежнему вашему извещанью, пути не учинили. И нынче ты нарядити велел своим приказным людем на море на тех проливах позади тех мест ко[192]ролевства вашего Норветцкого стеречи тех, которые в такие небывалые места поедут на кораблех, а того не бывало по прародителей ваших уставлению и соединению, что проезжают те места вашего королевства Норветцкого, и которые станут те места проезжати, и тем помешка чинити и вас тем новым морским ходом по обе стороны подданым для торговли, которые в тех именованных местех приезжая торгуют, а все по волности, а мимо уставной и целования и вечного миру, и те ходят мимо прежней устав, и нашие любви такие вашие потребы уставленье, которое вам подобает крепко держати для вашие пошлины, и вы того не могли оставити, что нам того не известити, и преж того нам извещали. А для того нынешнего исправленья и доброго приятельства, не мога отставити нашие любви, свое писанье до нас послали, чтоб было известно тем людем, которые вам убытки чинят, и промежу б нас напрасные дела не вставали и крестное целованье не нарушено было. И то вы все в доброй любви и в приятельстве извещаешь, чтоб вашим подданым и вашим государствам без убытка было, а вы нашей любви приятельно и доброхотеньем всегды подвижен будешь. И мы тое твою грамоту выслушали. И то помним, как прежнее докончанье [193] было отцу нашему, блаженные памяти великому государю царю и великому князю Василию Ивановичю всеа Русии с отцом с твоим, с Крестьянусом королем, и з дедом твоим, с Крестерном королем, и свое докончанье с тобою, с Фредериком королем, помним. А надобе тебе, суседу и приятелю нашему, памятовати, которые дела с твоей стороны делалися. Как присылал еси к нам послов своей рады Эллера Герденбериха да Якуба Броконгуза с товарыщи в лете 7070 году, чтоб нам быти с тобою в приятельстве и в любви и в одиначестве и в докончанье на всякого недруга заодин, а которая твоя доля, королевства Датцкого, городы, и дворы, и монастыри, и мызы, и островы в нашей отчине в Лифлянской земле, и нам бы те островы, и дворы, и мызы написати тебе, Фредерику королю, к Датцкому королевству;— и мы о том с послы твоими велели говорити бояром своим, боярину и наместнику костромскому Олексею Даниловичю Басманову с товарыщи. И бояре наши с твоими послы приговорили, как нам с тобою пригоже в докончанье быти. Да потому мы тебя с собою в приятельстве и в любви и в докончанье были учинили. И для твоего прошения, велели есмя за тобою описати в своей вотчине в Лифлянской земле остров Эзель, а на нем го[194]род Арензборих, и иные городы, и ропаты, и мызы, и дворы, которые на том острову стоят, да в Витцкой земле город Апсель, да Лиговерь, да Коловерь и иные, да в Курской земле бискуповы державы городы, и слободы, и дворы, что было изстари к езелскому бискупу. А тебе было, приятелю нашему и суседу, Фредерику королю, с королем свейским против наших отчин Великого Новагорода и Ливонские земли стояти, и воевод своих с людьми в помочь свейскому не давати, и казною своею ему не помогати, и во всем своем королевстве Датцком людей в наем свейскому не давати. Да на том есмя с тобою, с Фредериком королем, и докончалные грамоты межь себя пописали и крестным целованием утвердили. И тех было городков, которые в Вике, Апсла, и Лиговери, и Коловери, и Патцы, по тем нашим докончалным грамотам, тебе, Фредерику королю, себе было доступати, и крепко их держати, и к свейскому ни в чем не приставати. И ты того всего по тому докончанью не исправил, тех городков нашие отчины себе не достал, воевався с свейским, да и отступился их отчины нашие Великого Новагорода недругу, свейскому королю, мимо наше с тобою докончанье. А докончанье межь нас с тобою учинено в 70-м году. И после того те городки за свей[195]ским по 83 год были, с тринатцать лет после нашего докончанья с тобою. А свейской король нам почал многие грубости чинити: захотел с нами ссылатися мимо наших ноугородцких наместников не по прежнему обычаю, как ссылка была свейским прежним королем, и отцу их, и иным государем свейским с нашими ноугородцкими наместники, что и тебе, Фредерику королю, то изначала ведомо. А ис Колывани и из тех городков, из Апсла, из Лиговери и ис Коловери, свейской Яган король и твои люди многие с его людми вместе на нашу землю приходили войною и многое розлитье кровей крестьянских учинили не по один год, и во многих местех в нашей вотчине в Лифлянской земле под нашими городы твоих людей вместе со свейскими людми, имая в языцех, к нам приводили, а они вместе с свейскими людми нашу отчину воевали. И мы, помнячи свое докончанье с тобою, побивати тех твоих людей, которые в языцех приводили, не велели, и из них есмя преж того к тебе, Фредерику королю, послали, тебя напоминаючи, что мимо докончанье такие дела всчинаютца. А за свейского многие грубости послали есмя х Колывани и к тем городком, которые за свейским, к Апслу, и к Лиговери, и х Коловери, рать свою в лете7983 году.[196] И те городки нашие отчины, Апсель, Пернов, Лиговреь, Коловерь и Патцу, Бог нам в руки дал. И твои люди, Клаус Фанугрин с товарыщи, в то время в те городки почели вступатися. И к нашим воеводам твои люди, Клаус Фанугрин с товарыщи, писать почели, и что за те городки, за Апсель, и за Лиговерь, и за Коловерь, и за Патцу, ты, Фредерик король, дал свейским воинским людем наем, и те городки будтося у тебя в закладе, и нам бы тех городков отступитися. А до коих мест х тем городком рати своей не послали, для многих розлитей кровей крестьянских, и ты, Фредерик король, в те городки не вступался, как те городки были за свейским. А о том есмя тебя, приятеля своего, многижда напоминали, чтобы ты, Фредерик король, памятовал свое докончанье и правду, и в те городки, в Апсель, и в Лиговерь, и в Коловерь, и в Патцу, которые были за нашие отчины Великого Новагорода и Лифлянские земли недругом, за свейским королем, а мы их взяли у свейского, не вступался, и с нами тем докончанья и крестного целованья не рушил, и слал бы еси к нам послов своих, добрых людей, наказав им о всем подлинно, то прежнее докончанье подтвердити. И ты, Фредерик король, нашу любовь сходительную к себе не смотря, к нам [197] преж того писал, что тебе тех городков, Апсла, и Лиговери, и Коловери, и Патцы, не поступитися, и прислал еси к нам своих послов, Якуба Волфелда с товарыщи. И послы у нас твои были, и мы их приняли милостивно, по прежнему обычею, и с ними о том своим ближним людем, оружейничему Богдану Яковлевичю Белскому с товарыщи, которые к ним с ответом ходили, говорити велели, чтоб они до прежнее докончанье межь нас с тобою, приятелем нашим, подкрепили, а городы наши, Апсель, и Лиговерь, и Коловерь, и Патцу, описали в нашу сторону, а остров Езельской и которые на нем городы, и те городы хотели есмя на докончанье описати за тобою, Фредериком королем, и с тобою приятельства, и докончанья, и соединенья по прежнему есмя хотели. И твои послы по тому делати не похотели, и докончанье с тобою, приятелем нашим, не ссталося, потому что послы, Якуб Волфелд с товарыщи, на то не приговорили; а зделали послы твои с нашими ближними думными людми перемирья на пятнатцать лет, и перемирные грамоты пописали, и печати свои к тем грамотам послы твои привесили, и крест на тех грамотах за тебя, Фредерика короля, перед нами целовали, чтоб тебе, Фредерику королю, на тех грамотах перед нашими послы, как у тебя будут [198] наши послы, к нам крест целовати и по тем перемирным грамотам к нам тебе правити о всем по тому, как в них писано. А мы перед твоими послы к тебе, приятелю своему, Фредерику королю, на тех перемирных грамотах, по прежнему обычею, крест целовали, что было нам к тебе, приятелю нашему, по тем перемирным грамотам правити о всем по тому, как в них писано. И послов есмя твоих к тебе, приятелю своему, отпустили и со всякою почтивостью. И с ними вместе с перемирными грамотами, по послов твоих договору, посылали есмя к тебе послов своих, дворенини своего и наместника мценского Олексея Григорьевича Давыдова да дьяка Тимофея Петрова. И ты, Фредерик король, послов наших у себя задержал, и на перемирных грамотах, по послов свих договору, креста еси нам не целовал, и послов еси наших велел к нам отпустити обезчестя, и перемирную грамоту с ними назад к нам отослал. И послом нашим в твоей земле от твоих людей было безчестье великое и теснота, чего нигде не слыхано, что так над послы безчестье делати. И писал еси к нам толды, что послы твои перемирье зделали у нас не по твоему приказу, а мы на них кабы силно то перемирье вытиснули. И послы [199] твои с нашими думными людми то перемирье сами зделали, по своей воле договоряся. А мы их отпустили милостиво от своего царского лица, не так, как наших послов из твоей земли выслали твои приказные люди обесчестя. И того ни в которых государствах не слыхано, что послы зделают по грамоте верющей государя своего и государей своих душами затвердят, и то бы переделывати и на том не устояти; и вперед уже послом чему верити, коли так с твоей стороны делалося? И мы и на то не смотря, как есть государи крестьянские, помня старое докончанье межь отца нашего, блаженные памяти великого государя царя и великого князя Василия Ивановича всеа Русии с отцом с твоим, с Христьянусом королем, и з дедом твоим, с Крестерном королем, и наше с тобою, с Фредериком королем, похотели прежнее докончанье наше, которое порушилось с твоей стороны, подкрепити. И напоминая тебя, Фредерика короля, посылали есмя к тебе гонца своего Федора Потемкина с своею грамотою, а в грамоте своей к тебе писали есмя: будет похочешь с нами приятельства и докончанья, и ты бы, Фредерик король, к нам слал послов своих добрых людей, наказав им о всем подлинно, старое докончанье подтвердити; и опасную есмя грамоту [200] на твои послы к тебе послали с своим гонцом с Федором, приехати твоим послом к нам и отъехати добровольно безо всякого задержанья. И гонец наш Феодр Потемкин, приехав от тебя, нам сказывал, что ты делаешь не по прежнему обычею: как тебе Федор от нас поклон правил, и ты против нашего имени не встал, а его еси велел отпустити в Капнагав, и в Капнагаве его держали за сторожи, и корм ему давали нужной. А с Федором еси с Потемкиным прислал к нам гонца своего Петра Андреянова з грамотою, а в грамоте своей к нам писал еси, чтобы нам на ваши послы прислати своя опасная грамота с твоим гонцом с Петром с Андреяновым за отворчетою нашею печатью, по которой бы нашей опасной грамоте твоим послом и с их людми и з животы безо всякого задержанья и без мешканья мочно к нам приехати и от нас к тебе назад отъехати, и гонца бы нам твоего Петра Ондреянова с тою нашею опасною грамотою на ваши послы, не задержав, наборзе бы к тебе отпустити. И мы гонца твоего Петра Ондреянова к тебе отпустили, не издержав, и опасную свою грамоту, по прежнему обычею, на твои послы с твоим гонцом с Петром Ондреяновым к тебе послали есмя, что твоим послом со всеми их людми [201] и з животы от тебя к нам приехати и от нас назад к тебе отъехати добровольно безо всякого задержанья и без мешканья. И ты к нам послов своих присылывал и по ся места, а мимо свое докончанье и крестное целованье, сложася на нас с нашими недруги, нашу землю воевал сопча. А как Стефан король стоял под нашим городом подо Псковом многое время, и твои люди Юрьи Франз(б)ек и многие датские люди с Стефаном королем были мно(го)е время время под Псковом. А ныне к нам прислал еси своего гонца Петра Ондреянова с своею грамотою, а пишешь к нам в своей грамоте, что после ругодивского взятья помешался ход морской корабленой, проезжают через ваши проливы многие розных земель гости без ваших проезжих грамот, и обиды с того чинятца от таких новых причин, чего не бывало, чтобы не проходити позади и кругом вашего королевства Норветцкого. А почалося не в давне, а в тех местех наши подданые торговцы торгуют, и в тех далних местех с рыбных ловель пошлину теряют. И ты ныне нарядити велел своим приказным людем на мори не тех проливах позади тех мест королевства вашего Норветцкого стеречи велел тех, которые в такие небывалие места пойдут на кораблех, и которые [202] станут те места проезжати, и тем помешка чинити. И того еси не мог оставити, что нам того не известити. И те дела всчинаютца не от нашие стороны: ты починаешь новые дела, которые к доброму делу не пристоят, и докончанье свое, как преж сего почал еси нарушивать, так и ныне нарушиваешь. А дорога к нашей вотчине, х Колмогорам, и х Колое волости, и к иным пристанищам морским, не ново почалася, за много лет, коли и к Ругодиву приход был всяким торговым людем мимо твое королевство Зунтом. А дорога морем большим окияном к нашей вотчине х Колмогорам за много лет была, с сех мест лет за сорок. А призжали из Англинские земли немцы и из – ыных государств по нашему жалованью; а подаваны им наши грамоты жаловалные и дворы в нашем государстве; и живут те многие иноземцы в нашем государстве на Москве и по иным городом своими дворы, как наши русские люди. И те дела делаютца не с нашие стороны, такие новые причины делютца с твоей Фредериковы королевы стороны. И наше прежнее докончанье с собою нарушиваешь, и, пристав к нами недрузем и с ними сложася заодин, нашим государствам убытки многие починили естя в наших вотчинах, в Ноугородцкой земле, и во Псковской, и в Лифлян[203]ской. А ныне и в тое дорогу, в морской ход, вступаешся, в чом ни тебе, ни отцу твоему, ни деду твоему николи ни слова не бывало; и при твоем государстве тот ход от сех мест за сорок лет к нашей вотчине х Колмогорам был и по ся места. А ты ныне, руша свое с нами докончанье и крестное целованье, в тот ход в морской вступаешься. А к нам ныне с Колмогор и с Колы волости наши приказные люди писали, что приходили в наше государство, в Колское пристанище на Мурманском мори и х Колмогорам, твоих пять кораблей, и розбойным обычаем межь нашие вотчины на море у Колы и у Колмогор розбили немец, которые к нам в наше государство ехали, Иванова сына Илфова Домьяна да его зятя, и корабль их со всем животом взяли, и их самих взяли. А отец его, Иван Илф, дохтор при дверех нашего царьского величества, предстоит перед нашим лицем; а сын его Домьян и зять его ехали к нам в наше государство. Да Юрьев корабль Мусина взяли, да с ними же взяли Иванов Девалов корабль Белоборода, да корабль Семенов Фонзалингена, а поимали не тех кораблех многие товары: у одного у Иванова сына у Илфова и у зятя его взяли болши двадцати пяти тысечь рублев, а у всех немец всяких товаров туто поимали на [204] пятдесят тысеч рублев, и Иванова сына Илфова Домьяна и зятя его с собою взяли. А что к нам пишешь в своей грамоте и преж сего с своими послы, с Якубом Волфелтом с товарыщи, к нам приказывал еси, что вступаютца в твою землю наши люди, монастыри и дворы ставят, и убытки чинят нашего государства приказные люди против твоей земли Норветцкой у Варгава, а того к нам и именно николи не отпишешь, в которых местех и чем вступаютца. А нашие отчины монастырь есть на Мурманском мори Печенской против твоей земли Норветцкой Варгава города; и тот наш монастырь стоит больши семидесяти лет, а спору никоторого не слыхали есмя. А которые люди большим морем приходят с торгом к твоей земле к Варгаву, и мы тем помешки чинити никоторые не хотим, и не чинивали есмя николи. И ты б, приятель наш и сусед, Фредерик король, паметовал свое докончанье с нами, дороги б еси ангилейским немцам и барабанским и всех государств поморским гостем ходити в наше государство х Колмогорам и х Коле волости большим морем не затворял, и к нам тем докончанья своего не рушил, и розбойным обычаем своих людей на море не посылал и вперед унять велел. А что ныне твои люди, пришод к нашим к морским пристанищам, [205] гостей ангилейских и барабанских розбили, и ты бы того сыскати велел, и тех, хто воровал, казнити велел, и дохтора нашего Иванова сына Илфова Домьяна, и зятя его, и Симана Фонзалингена, и их товарыщев со всеми их животы и с корабли, что взято у них и у их товарыщей, сыскав, со всем к нам прислал; и вперед бы еси своим приказным людем на море на торговые корабли, которые в наше государство изо всех государств пойдут х Колмогорам и х Коле волости и к иным к морским пристанищам, посылати не велел и помешки в том никакие не чинил, а тем с нами в недружбе не был и докончанья своего не рушил, нового дела не всчинал. А будет учнуть вперед к нашим морским пристанищам в Колу и х Колмогорам приходити твои люди розбойным обычаем и гостей неметцких учнуть грабити, а ты того сыскати не велишь, или не учнешь к нам торговых людей, которые морем пойдут, пропускати, а их велишь розбивати, — и то знатно, что ты с нами докончанье и крестное [206] целованье порушишь, и нам за то стояти и свои пристани морские оберегати. А будет своего докончанья старого с нами порушити не похочешь, и людей своих на то на великое море розбойным обычаем посылати не учнешь не те на торговые люди, которые изо всех государств пойдут в наше государство х Колмогорам и х Коле волости, и в наших землях во всех в поморских пристанищах, которые сошлися с твоею землею с Норветцкою, вступатиси мимо прежние обычаи не велишь, — и мы, как есть государи крестьянские и таких твоих задоров не помнячи, а помня старое свое и прежних наших прародителей докончанье, держати с тобою докончанье свои хотим и нарушивати ни в чом не хотим. Писана в государствия нашего дворе града Москвы, лета от создания миру 7090 го, июля месяца, индикта 10-го, государствия нашего 48-го, а царства наших: Российского 37-го, Казанского 30-го, Астороханскаго 29-го.

                    На обороте адрес, средняя печать и помета «Pruductum Neugarden, den 19 Octobris anno etc.82-ten».

                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                      • 3 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                       Похожие Темы
                      КМедицина Средневековья
                      больно, но действенно
                      Автор B Bahamutto
                      Обновление 09 апреля 2024, 20:19
                      ФБоевые слоны Средневековья
                      Роль боевых слонов в армиях Средних веков
                      Автор С Старый
                      Обновление 23 марта 2024, 16:01
                      ККультура Средневековья
                      Обсуждаем ее достижения
                      Автор J Jackel
                      Обновление 25 февраля 2024, 01:01
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Общеисторический Форум Finna Ugorika Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 24 апр 2024, 22:46 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики