Когда Селевк вернулся из Египта в Вавилон, то у него был только небольшой отряд и все. Достаточно Вавилону было просто закрыть ворота, и все, иди, досвидания.
Спасибо, посмеялся.
Напоминаю матчасть. Диадохи воюют между собой. Вавилонянам в этой битве гигантов - "быть бы живу", отсидеться в стороне всё равно не получится. Антигон Одноглазый для Вавилонии - "злой следователь", а Селевк - "добрый следователь", который, будучи сатрапом, ничего плохого им не делал. Поэтому они сделали единственно правильный выбор и впредь обеспечили себе вполне сносное и безбедное существование в составе державы Селевкидов.
Ну хоть это поняли. Не будет теперь ерунды про "синтез"?
Вот вам еще "ерунда про синтез":
И даже творчески
продуктивный III век отличается от предшествующих
в том смысле, что хотя греческая мысль сохраняла
еще руководящее значение, уже нельзя было сказать,
что каждая плодотворная идея была обязательно гре-
ческой; ибо, если не считать религии и астрономии, вели-
чайшее создание этого века — стоическая философия —
была произведением человека, который, независимо от
того, была ли в его жилах какая-либо примесь грече-
ской крови, несомненно, был для своих современников
финикийцем*. (* Автор имеет в виду Зенона, основателя стоической филосо-
фии; о нем см. главу Х / с т р . 294 [Прим. ред.)Тарн, Эллинистическая цивилизация, с 21.
Что же касается Селевкидов, то как я и писал, они, их двор и армия были только каплей в море азиатских подданых. Но это только половина апельсина. А вот вторая половина: греческие города и колонии на Востоке, некоторые из кот, например Александрия и Селевкия-на Тигре, имели многосоттысячное население. Вот здесь-то и протекал эллинистический синтез. По некоторым данным в Селевкии-на-Тигре жило до 600 тыс человек, причем жители этого «царского города», были в глазах уроженцев Востока «греками из Селевкии». В надписи из Пальмиры в 19 г. н. э. упоминаются «люди Явана в Селевкии». В аккадской хронике 273 г. до н. э. Селевкия называется «царским городом». А между тем, совершенно очевидно, что всего потока греческой эмиграции вряд ли бы хватило, чтобы заполнить только Селевкию и Александрию и значительную его часть составляли и азиаты. Это вообще очень интересная тема -- т.н. греческие города Месопотамии, кот пережили Селевкидов и прекрасно чувствовали себя и при парфянах, и, не зная о конце эллинизма и в I н.э. и II в н.э. продолжали выпускать греческую монету, выбирать органы самоуправления, вести политическую борьбу и писать поэмы на греческом языке, т.е вести нормальную жизнь греческого полиса (они Qebedo не читали).
Цитата
1. Еще раз - "азиаткой" была лишь первая жена Селевка I (а была еще и вторая - Стратоника, дочь Деметрия Полиоркета). далее никаких азиаток и азиатов в роду Селевкидов не было.
Не считая полуазиата Антиоха I. Видите ли в чем дело, население империи Селевкидов не было знакомо с теорией Менделя с горохом, и поэтому они воспринимали Антиоха I именно как полукровку, а всех остальных как я уже писал.
Цитата
2. Вы настолько плохо разбираетесь в истории, что Вам невдомек тот простой факт, что для вавилонского халдея (или для армянина, индийца) согдийка (или бактрианка) не была представительницей некоей общности "азиаты", а просто варваркой из плохо известного злобного народца?
Докажите это хоть чем-нибудь.
Цитата
Когда мужчина называет женщину бл*дью, а женщина мужчину ублюдком, они отнюдь не всегда намекают на незаконность происхождения его (ее) или детей. Площадная ругань есть площадная ругань.
Боже мой! Вам известны такие подробности из жизни македонского двора!? Откуда? Приведите ссылку.
Цитата
Какие доказательства у Вас имеются?
Олимпиада и Александр отказались от отцовства Филиппа, кроме того, Аттал намекал, что Александр -- незаконный наследник.
Цитата
Внимание, вопрос: а чего так раздухарился Александрус, если его положению наследника ничего не угрожало? А может, наоборот - испугалси, что папа его из наследников выгонит?
Ну он как бэ не испугался, а даже наоборот, возмутился. За что его чуть было не убили.
Цитата
Одно, два... Известных халдейских астрономов было ТРОЕ: Кидинну, Судина и Набуриан. Вы назвали лишь двоих. Видимо, потому что не читаете Вики, ученый Вы наш...
НЕТ, их было НЕ ДВА, и НЕ ТРИ. Их было намного больше. НО этого не знает ВИКИ. А вот Тарн знает:
Среди других
астрономов III века следует упомянуть друга Архимеда —
Конона Александрийского, в связи с тем, что он на-
звал одно из созвездий «Волосами Береники», после того
как, во имя благополучия Птолемея III, был посвящен
богам локон его прекрасной супруги Береники; это одно
из немногих созвездий нашего неба, название которых не
восходит к древнему Вавилону9. Тем временем на грече-
ский язык были переведены труды целой группы вавило-
нян—из них следует отметить Судина,—а во II веке стал
доступным грекам значительный вавилонский материал,
включая и труды Киденны10.
Но его книга не называется "Вавилонская цивилизация", вот поэтому он не привел ИХ ВСЕХ.
Цитата
Еще раз - какие "восточные" и "западные" особенности могут быть у точных наук? Что изменилось в движении Солнца по небу, когда за ним вместо халдеев начали наблюдать греки? Греки переняли халдейские танцевальные обряды, принесение в жертву козлищ, отпускали завитые бороды и носили колпаки? В чем они подражали халдеям? Где "синтез"?
Если я, ремонтируя стол, возьму вместо бельгийской отвертки китайскую - я уже буду китаизирован?
Хорошо, посмотрите в правый нижний угол своего монитора. Что вы там видете? Часы. А вам не приходило в голову, а почему они так странно устоены? Почему после 2.59 наступает не 2.60 , а 3.00? И почему это круг разбит на 360 градусов, а не на 400? А все очень просто-- потому что в Вавилонии было шестидесятеричное счисление. 360 это 60*6.
Спойлер (раскрыть)
Происхождение шестидесятеричной системы неясно. Возможно, она связана с двенадцатеричной системой счисления (60 = 5?12, где 5 — число пальцев на руке)[источник не указан 73 дня]. Возможно, с тем, что окружность делится циркулем на шесть частей. Существует также гипотеза О. Нейгебауэра (1927)[1] о том, что после аккадского завоевания шумерского государства там долгое время одновременно существовали две денежно-весовые единицы: шекель (сикль) и мина, причём было установлено их соотношение 1 мина = 60 шекелей. Позднее это деление стало привычным и породило соответствующую систему записи любых чисел.
Вавилонское государство также унаследовало шестидесятеричную систему и передало её, вместе с таблицами наблюдений за небом, греческим астрономам. В более позднее время шестидесятеричная система использовалась арабами, а также древними и средневековыми астрономами, в первую очередь, для представления дробей. Поэтому средневековые учёные часто называли шестидесятеричные дроби «астрономическими».
В XIII веке влиятельный ректор Парижского университета Пётр Филомен (он же Petrus de Dacia, то есть датчанин [2]) выступил за повсеместное внедрение шестидесятеричной системы в Европе. В XV веке с аналогичным призывом выступил Иоганн Гмунден, профессор математики Венского университета. Обе инициативы остались без последствий.
Начиная с XVI века, десятичные дроби в Европе полностью вытесняют шестидесятеричные. Сейчас шестидесятеричную систему применяют при измерении углов и времени.
А почему это у нас 24 часа в сутках? А потому что на небе 12 знаков зодиака,пришедших из Вавилона, которые делают полный оборот за 24 часа. А была бы у вавилонян фантазия побогаче, то и было бы у нас 30 часов в сутках. А вот у китайцев вообще 28 зодиакальных созвездий. А победили бы в цивилизационной гонке древние майя, была бы у нас двоичная система счисления и фуй его знает сколько градусов в круге. А победили бы китайцы, то у нас было бы 24 месяца-сезона в году и был бы месяц "Пробуждения насекомых". Явления природы независимы от нас, но вот отражаются они в семантических системах, кот имеют национальные корни. Вы никогда не замечали, что математическме уравнения написаны греческими буквами и арабскими цифрами? А почему не майянскими? А потому что майя проиграли.
Кстати, вот еще пример движения идей и Востока на Запад:
Спойлер (раскрыть)
Доминирующим фактором эпохи было стремление к
диному богу. Александр разрушил границы националь
ых государств, что означало нарушение границ нацио
альных культов; и хотя более не было единой империи
родолжали существовать единый «обитаемый мир» и
диная культура, которая (как казалось) требовала еди
ого бога, и к этой идее философия уже приучила образо
анных людей. Эта идея могла принимать форму нацио
ального бога, претендующего на положение бога всей
емли, как Яхве в Иудее. Но другим движением, типично
ллинистическим, было широкое распространение син
ретизма—приравнения или слияния одного бога с другим
качестве сходных форм единого божества, скрытого под
их именами21. Люди могли поэтому поклоняться различ
ым богам, не обнаруживая пристрастия к одному из них
Если Стратоника, жена Антиоха I, одарила Аполлона
Делосского (стр. 105), перестроила храм сирийской Атар
гатис в Гиераполе22 и вступила в клуб в Смирне, который
почитал египетского Анубиса23, она, несомненно, видела
в них только формы единого божества. Этому процесс
содействовал стоицизм. (307)
В этой области Восток взял в плен своего завое-
вателя; и хотя это движение, может быть, не достигло
своей вершины до христианской эпохи, оно нарастало
в течение всего эллинистического периода. (309)
Из Египта
и Вавилона шли два влияния мирового значения; культы
Сирии и Анатолии пользовались значительным местным
влиянием, но вряд ли могли с ними равняться своей исто-
рической ролью, хотя сирийские культы проникли в Гре-
цию (стр. 310) и Египет
37
, а анатолийские нашли широкое
распространение (стр. 312).
В Сирии усилилась мощь древних религий, хотя
носила следы греческого влияния: монеты, особенно
римского периода, обнаруживают настоящее смешени
культов и синкретизм38
. Но хотя известны отдельные древ
ние жреческие государства анатолийского типа, здесь не
действительно доминирующего божества, несомненн
потому, что Сирия в политическом отношении всегда дели
лась на отдельные царства или сферы влияния. Наиболе
могущественным богом был дамасский Адад39 (Риммо
Ветхого завета), который поглотил в себе многих местных
ваалов; он стал дамасским Зевсом и Зевсом Гелиополя
(Баалбек), но его главный храм находился в Гиераполе
Бамбике (Маббог), где он был Зевсом еще до 150 г. Его
супруга в Дамаске и Гиераполе—Атаргатис
40, «сирийская богиня» Лукиана,—была первоначально остроконечным
камнем (бетиль), но уже довольно давно стала женщиной
под влиянием появившейся в стране персидской богини
Анахиты (Анаит); еще позже она часто была богиней гре
ческого города41.
Самыми знаменитыми ее храмами были
храм в Гиераполе, куда на двухгодичный праздник сте
кались люди со всей Азии, чтобы очиститься в ее священ
ном пруду, и где жили в священной ограде ручные львы
и медведи, и храм в Аскалоне, где Атаргатис была морской
девой с местным именем Деркето. Где бы она не появля
лась, она всюду имела при себе свой священный пруд
и священных рыб—рыб Евфрата, которые помогали ей
при ее рождении и за это были награждены тем, что их
превратили в созвездие Зодиака. Ее аттрибуты—рыбный
садок, евнухи и львы—роднят ее с Артемидой Эфесской и
Анатолийской богиней, «владычицей диких». Ее храм был
жилищем стай голубей, как некоторые современные ме
чети. Культ бога Адада распространился до Делоса еще
ранее 100 г., но культ Атаргатис распространился дальше
она была одним из элементов образа «сирийской Афро-
диты»; другой ее составной частью была финикийская
Астарта, культ которой распространился по всей Греции
и даже достиг Македонии42. Ее клуб в Афинах имел свою
долю на священной территории ее родственницы—Анато-
лийской Матери43.(С 309)
Выше уже были описаны храмовые государства Малой
Азии (гл. IV). Мы не можем сказать, насколько древним
был культ анатолийской богини природы и ее сына и су-
пруга. Но у греков была упорно державшаяся традиция,
что «фригийцы»—древнейшая раса на земле 49 и что их
религия древнее египетской. Подлинный анатолийский
культ был, вероятно, древнее фригийского, но нельзя
сказать, к какому забытому народу он восходит или каковы
были первоначальные имена богини и ее сына, которые
всегда могли на местах варьировать; может быть, культ
Ma действительно чрезвычайно древен. Первоначальный
культ был прикрыт все новыми и новыми наслоениями
завоевателей и синкретировался с ними; хетты, очевидно,
дали образ крестьянского божества, которое придало
этому богу новую силу; индоевропейцы—фригийцы—
принесли с собой своего бога неба, который в завоеван-
ных им святилищах возвысил бога за счет богини и при-
нял почитаемое всем имя Зевса 60 ; персы принесли с собой
Анаит, которая усилила образ богини. Храмовые про-
ститутки встречаются и в Вавилонии, но нельзя сказать,
какая страна заимствовала этот обычай у другой, и не
восходит ли он у обеих к еще более древнему миру. Хотя
греки, конечно, принесли в города своих собственных бо
гов, многие из греческих имен в Анатолии являются но
выми обозначениями туземных богов. Связь анатолийской
богини с Грецией может быть чрезвычайно древней; но
поскольку дело касается эллинизма, то хотя как
анатолийская Матерь—она имела свои культовые ас
социации в Афинах51, начиная с IV века, а как Ma или
Кибела она, наконец, достигла Македонии52, Суз 53 и Рима
и хотя Аттис и Адонис проникли в эллинистические
клубы54 ,—анатолийская религия в целом осталась врос
шей в почву Анатолии.
Но в своей собственной стране
она была исключительно сильна: даже в Эфесе Артемида
держалась как государство в государстве вплоть до вре
мени Лисимаха. Была собрана ценная статистика для
наиболее эллинизированной провинции—Лидии55
—вне территорий греческих полисов: 117 надписей относятся
к греческим культам и 237 к азиатским, из которых 112
имеют отношение к анатолийской богине и ее сыну; эти
цифры показывают, до какой степени греческий дух не
смог справиться с Анатолией. Но цифры эти включают
и весь римский период—для одного эллинизма статис
тика оказалась бы еще более неблагоприятной.
Тарн, Указ. соч.
Цитата
Мне, в отличие от Вас, не надо читать Тарна,
А зачем эллинисту читать Тарна, а еврею Библию?
Цитата
так что идите с апостолами (всеми 12-ю) лесом...
Только после вас. Как говорили древние "Юпитер, ты сердишься, значит ты не прав".
Настоящая ерунда - философ-грек, проживший всю сознательную жизнь в Афинах, превращается в финикийца... Без волшебного цилиндра явно не обошлось.
Dezperado
Вот здесь-то и протекал эллинистический синтез.
Ну и где результаты сего "синтеза"? Вы всё шаманите с двумя именами халдейских астрономов, да пихаете Зенона в финикийцы...
Dezperado
греческие города Месопотамии, кот пережили Селевкидов и прекрасно чувствовали себя и при парфянах, и, не зная о конце эллинизма и в I н.э. и II в н.э. продолжали выпускать греческую монету, выбирать органы самоуправления, вести политическую борьбу и писать поэмы на греческом языке, т.е вести нормальную жизнь греческого полиса
Вот именно - они вели жизнь греческого полиса, а не какую-то эфемерную "синтезную".
Dezperado
и поэтому они воспринимали Антиоха I именно как полукровку, а всех остальных как я уже писал.
Доказательства? Отрывки сочинений "азиатских" авторов о том, что "Селевк наш, ибо полукрорвка, а его правнуки с миллиграммами нашей крови - всё равно наши"? Предоставите?
Dezperado
Докажите это хоть чем-нибудь.
Доказывать, что индийцы, халдеи, бактрийцы и арабы не чувствовали себя некоей общностью "азиаты", да еще противопоставляя ее грекам? А Вы сами сперва подобную чушь доказать не хотите?
Хотя я-то как раз могу доказать - см., хотя бы, "Историю Индии" Кея. В понятие Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь индийцы включали не только "яванов" (греков), но и халдеев, арабов, варваров Малой Азии, армян, иудеев - всех, кто не придерживался ведической религии. Следовательно, для них:
1. Антиох был "млеччха" и как грек, и как вообще идолопоклонник;
2. Никакой "общности" с халдеями, армянами, арабами, иудеями и пр. быть не могло.
Это раз. Два - какое отношение жена-согдийка-бактрианка имела к армянам, иудеям, халдеям, эламитам, арабам, идумеям и прочим негреческим, но и не согдийско-бактрианским народам империи??? серьезно докажете, что армянин или халдей надувался гордостью за "эту женщину"?
В общем, "азиаты" существовали лишь в головах ученых Греции и Европы. Поэтому распирать от гордости за то, что прапрадед селевкидского царя был "полуазиат", никого из варварских подданных его не могло.
Dezperado
Олимпиада и Александр отказались от отцовства Филиппа, кроме того, Аттал намекал, что Александр -- незаконный наследник.
Ясно, доказательств нет. Бред про отцовство Зевса - это бред. Если я стану утверждать в суде, что мой отец - не отец, а я сам марсианин, суд встанет на мою сторону? Остаются лишь злобные пасквили Аттала - именно что злобные, и что пасквили.
Dezperado
Ну он как бэ не испугался, а даже наоборот, возмутился. За что его чуть было не убили.
Вы отвечайте на поставленный вопрос - почему он "испугался-возмутился", если его положению наследника якобы ничего не угрожало? По жизни был щепетильный и пьяных не любил?..
Dezperado
НЕТ, их было НЕ ДВА, и НЕ ТРИ. Их было намного больше.
Еще раз - по именам известны ТРИ халдейских астронома периода эллинизма. Вы упомянули лишь ДВУХ. Существование ТРЕТЬЕГО стало для Вас сюрпризом. А всё потому, что читать ОДНУ книгу (даже если это Тарн) - маловато...
Dezperado
Хорошо, посмотрите в правый нижний угол своего монитора.
Еще раз - какие "восточные" и "западные" влияния возможны в ТОЧНЫХ НАУКАХ? Что, если отрастить бороду, как у моджахеда, и читать каждый день вслух Низами - можно добиться того, что солнце утром не взойдет?
Ну и почему до сих пор не отвечаете на вопрос - какие сочинения греки читали по клинописям, а какие - по иероглифам? Как возможен синтез без интереса к культуре и ее носителю - языку? Когда индеец вместо лука и стрел покупает хорошую винтовку у белого торговца, а потом застреливает из нее белого солдата - это синтез?..
Бла-бла-бла про "принесенных богов" - это снова чтение одной книги. Для грека не было варварских богов, как для христианина нет бога мусульманского или буддистского. Для грека все боги были одинаковыми. И потому у него не было проблем: Амон - это Зевс, Астарта - это Афродита, Серапис - это Асклепий. Так что снова мимо.
Dezperado
А зачем эллинисту читать Тарна, а еврею Библию?
А зачем игнорировать общепринятую дату конца еллинизма? Так ведь христианство в "синтез" не влезаэ...
Доказательства? Отрывки сочинений "азиатских" авторов о том, что "Селевк наш, ибо полукрорвка, а его правнуки с миллиграммами нашей крови - всё равно наши"? Предоставите?
... Вы никогда не замечали, что математическме уравнения написаны греческими буквами и арабскими цифрами? А почему не майянскими? А потому что майя проиграли...
Всегда было интересно: зачем люди заново пытаются изобрести велосипед? Проиграли майа цивилизационную гонку или её выиграли эллины - не суть важно: всё-равно, к математике это не имеет ровно никакого отношения (кстати, алгебраические уравнения записываются, как правило, буквами латинского алфавита). Просто попробуйте записать бином Ньютона майанским иероглифическим письмом. Интересно, насколько Вас хватит.
P.S. Кстати, в тему цивилизационного поражения: сам не знаю, но в связи с Вашим постом стало интересно, а как китайцы записывают алгебраические уравнения? Сомневаюсь, что своими иероглифами, хотя кто-кто, а уж они-то ничего не проиграли.
И ещё раз об астрономии. Тут нам всё советовали некие "учебники" почитать. Мне вот интересно, найдёт ли т.наз. "оппонент" в этих "учебниках" хоть одного великого эллинистического астронома с вавилонской стороны, кроме Селевка из Селевкии-на-Тигре. Так он вообще-то: 1) ни разу не халдей; 2) учился у "александрийцев". Чтобы найти хоть одного халдея, надо зарываться в специальные работы по истории астрономии, предоставить ссылки на которые т.наз. "оппонент" так и не соблаговолил.
В одной из этих работ (Sarton G. Chaldaean Astronomy of the Last Three Centuries B.C. // Journal of the American Oriental Society. 1955. No. 75. P. 166-173) автор пишет открытым текстом (с. 169-170):
Цитата
"В последние три века до н.э. на сравнительно небольшой территории, Ближнем Востоке, одновременно развивались три астрономические школы: 1) гелиоцентрическая, основанная Аристархом Самосским и впоследствии разрабатывавшаяся Селевком из Селевкии-на-Тигре; 2) геоцентрическая, основанная Гиппархом и впоследствии ставшая главной; 3) халдейская, связанная исключительно с эфемеридами, а не с теорией.
Первые две представляют греческую астрономию, из которой развилась наша собственная; третья представляет халдейскую, которая сильно отличалась от греческой по целям и методам"... Халдеи, в отличие от греков, не были ни философами, ни геометрами. Их астрономы были жрецами, которые не обучались греческой астрономии".
Об чём и говорилось выше: то, что халдейские астрономы работали в эпоху эллинизма, ещё ровным счётом ничего не значит. Равно как и то, что греки исключительно из спортивного интереса могли перетолмачивать халдейские сочинения. Учёными в греческом смысле слова халдеи не являлись. То, что селевкидские цари позволяли халдейской астрономии жить и развиваться, не доказывает ни их особого к ней отношения, ни того, что две школы серьёзно взаимодействовали.
Если на то пошло, свою "Эллинистическую цивилизацию" Тарн неоднократно редактировал и переиздавал. Русский перевод - отнюдь не окончательный вариант. Окончательный (в соавторстве с Гриффитом) вышел в 1952 г., так что уж будьте так добры, фанаты Тарна, ссылаться именно на него.