Интересная битва из истории древнерусских междоусобных войн. Одна из кровавых вех в борьбе двух ветвей "Мономашичей" - Волынской и Суздальской. Кроме того также здесь на эту борьбу наложился конфликт новгородской вольницы с диктатом княжеской (великокняжеской) власти. Новгородцы одержали победу над превосходящим их численно, объединённым войском, посланным князем Суздальским Андреем Боголюбским. Ну и также здесь принял "боевое крещение" молодой волынский князь, очень знаменитый впоследствии, Роман Мстиславич. По разным данным во время битвы ему было от 16 до 18 лет.
Предлагаю обсудить это событие в данной теме.
Карамзин:
Новгородская Первая летопись старшего извода:
Новгородская первая летопись младшего извода:
Киевская летопись по Ипатьевскому списку:
Киевская летопись по Ипатьевскому списку: (украинский перевод)
СКАЗАНИЕ О БИТВЕ НОВГОРОДЦЕВ С СУЗДАЛЬЦАМИ
Предлагаю обсудить это событие в данной теме.
Карамзин:
Спойлер (раскрыть)
Россия северная в то же время была театром важного происшествия.
Могущественный Андрей, покорив древнюю южную столицу Государства, думал
смирить Новогородцев и тревожил их чиновников, которые ездили собирать
подати за Онегою. Первые непрятельские действия еще более возгордили сих
надменных друзей вольности: они с малым числом разбили на Белеозере сильный
отряд Суздальский и взяли дань с Андреевской области. Тогда Великий Князь
решился одним ударом сразить их гордыню. Князья Смоленский, Рязанский,
Муромский, Полоцкий вторично соединили свои дружины с его многочисленными
полками. Душа Андреева, охлажденная летами, уже не пылала воинским
славолюбием: он не хотел сам предводительствовать ратию и в надежде на
счастие или мужество сына своего, Мстислава, снова вверил ему начальство.
Вся Россия с любопытством ожидала следствий предприятия грозного,
справедливого, по мнению современников беспристрастных. "Правда (говорили
они), что Ярослав Великий, желая изъявить Новогородцам вечную благодарность
за их усердие, даровал им свободу избирать себе Князей из его достойнейших
потомков; но сей Князь бессмертный предвидел ли все злоупотребления свободы?
Предвидел ли, что народ, упоенный самовластием, будет ругаться над священным
саном Государей, внуков и правнуков своего незабвенного благотворителя;
будет давать клятву с намерением преступить оную; будет заключать Князей в
темницу, изгонять их с бесчестием? Злоупотребление уничтожает право, и
Великий Князь Андрей был избран Небом для наказания вероломных". Читая в
летописях такие рассуждения, можем заключить, что современники желали успеха
Андрею: одни по уважению и любви к достоинству Князей Российских,
уничижаемых тогда Новогородцами; другие, может быть, от зависти к избытку и
благосостоянию сего народа торгового. Падение Киева предвещало гибель и
Новогородской независимости: шло то же войско; тот же Мстислав вел оное. Но
Киевляне, приученные менять Государей и жертвовать победителю побежденным,
сражались только за честь Князя; а Новогородцы за права собственные, за
уставы отцев, которые бывают не всегда мудры, но всегда священны для народа.
Вместо того, чтобы грозить казнию одним главным виновникам последнего
мятежа (ибо целый народ никогда сам собою не действует) или врагам
изгнанного Святослава, за коего Великий Князь вступался, Мстислав Андреевич
в области Новогородской жег села, убивал земледельцев, брал жен и детей в
рабство. Слух о таких злодействах, вопль, отчаяние невинных жертв
воспламенили кровь Новогородцев. Юный Князь их, Роман Мстиславич, и посадник
Якун взяли все нужные меры для защиты: укрепили город тыном; вооружили
множество людей. Неприятели, на трех стах верстах оставив за собою один
пепел и трупы, обступили Новгород, требуя, чтобы мятежники сдалися.
Несколько раз с обеих сторон съезжались чиновники для переговоров и не могли
согласиться; в четвертый день [25 февраля 1170 г.] началася битва,
кровопролитная, ужасная. Новогородцы напоминали друг другу о судьбе Киева,
опустошенного союзным войском; о церквах разграбленных, о святынях и
древностях похищенных; клялися умереть за вольность, за храм Софии, и бились
с остервенением. Архиепископ Иоанн, провождаемый всем Клиросом, вынес икону
Богоматери и поставил на внешнем деревянном укреплении, или остроге:
Игумены, Иереи пели святые песни; народ молился со слезами, громогласно
восклицая: Господи помилуй. Стрелы сыпались градом: рассказывают, что одна
из них, пущенная воином Суздальским, ударилась в икону; что сия икона в то
же мгновение обратилась лицом к городу; что слезы капали с образа на фелон
Архиепископа и что гнев Небесный навел внезапный ужас на полки осаждающих.
Новогородцы одержали блестящую, совершенную победу и, приписав оную
чудесному заступлению Марии, уставили ежегодно торжествовать ей 27 ноября
праздник благодарности. Чувство живой Веры, возбужденное общим умилением,
святыми церковными обрядами и ревностным содействием Духовенства, могло
весьма естественным образом произвести сие чудо, то есть вселить в сердца
мужество, которое, изумляя врага, одолевает его силу. Новогородцы видели в
Андреевых воинах не только своих злодеев, но и святотатцев богопротивных:
мысль, что за нас Небо, делает храброго еще храбрее. Победители, умертвив
множество неприятелей, взяли столько пленных, что за гривну отдавали десять
Суздальцев (как сказано в Новогородской летописи), более в знак презрения,
нежели от нужды в деньгах. - Бегущий Мстислав был наказан за свою лютость;
воины его на возвратном пути не находили хлеба в местах, опустошенных ими,
умирали с голода, от болезней, и древний Летописец говорит с ужасом, что они
тогда, в Великий пост, ели мясо коней своих.
Могущественный Андрей, покорив древнюю южную столицу Государства, думал
смирить Новогородцев и тревожил их чиновников, которые ездили собирать
подати за Онегою. Первые непрятельские действия еще более возгордили сих
надменных друзей вольности: они с малым числом разбили на Белеозере сильный
отряд Суздальский и взяли дань с Андреевской области. Тогда Великий Князь
решился одним ударом сразить их гордыню. Князья Смоленский, Рязанский,
Муромский, Полоцкий вторично соединили свои дружины с его многочисленными
полками. Душа Андреева, охлажденная летами, уже не пылала воинским
славолюбием: он не хотел сам предводительствовать ратию и в надежде на
счастие или мужество сына своего, Мстислава, снова вверил ему начальство.
Вся Россия с любопытством ожидала следствий предприятия грозного,
справедливого, по мнению современников беспристрастных. "Правда (говорили
они), что Ярослав Великий, желая изъявить Новогородцам вечную благодарность
за их усердие, даровал им свободу избирать себе Князей из его достойнейших
потомков; но сей Князь бессмертный предвидел ли все злоупотребления свободы?
Предвидел ли, что народ, упоенный самовластием, будет ругаться над священным
саном Государей, внуков и правнуков своего незабвенного благотворителя;
будет давать клятву с намерением преступить оную; будет заключать Князей в
темницу, изгонять их с бесчестием? Злоупотребление уничтожает право, и
Великий Князь Андрей был избран Небом для наказания вероломных". Читая в
летописях такие рассуждения, можем заключить, что современники желали успеха
Андрею: одни по уважению и любви к достоинству Князей Российских,
уничижаемых тогда Новогородцами; другие, может быть, от зависти к избытку и
благосостоянию сего народа торгового. Падение Киева предвещало гибель и
Новогородской независимости: шло то же войско; тот же Мстислав вел оное. Но
Киевляне, приученные менять Государей и жертвовать победителю побежденным,
сражались только за честь Князя; а Новогородцы за права собственные, за
уставы отцев, которые бывают не всегда мудры, но всегда священны для народа.
Вместо того, чтобы грозить казнию одним главным виновникам последнего
мятежа (ибо целый народ никогда сам собою не действует) или врагам
изгнанного Святослава, за коего Великий Князь вступался, Мстислав Андреевич
в области Новогородской жег села, убивал земледельцев, брал жен и детей в
рабство. Слух о таких злодействах, вопль, отчаяние невинных жертв
воспламенили кровь Новогородцев. Юный Князь их, Роман Мстиславич, и посадник
Якун взяли все нужные меры для защиты: укрепили город тыном; вооружили
множество людей. Неприятели, на трех стах верстах оставив за собою один
пепел и трупы, обступили Новгород, требуя, чтобы мятежники сдалися.
Несколько раз с обеих сторон съезжались чиновники для переговоров и не могли
согласиться; в четвертый день [25 февраля 1170 г.] началася битва,
кровопролитная, ужасная. Новогородцы напоминали друг другу о судьбе Киева,
опустошенного союзным войском; о церквах разграбленных, о святынях и
древностях похищенных; клялися умереть за вольность, за храм Софии, и бились
с остервенением. Архиепископ Иоанн, провождаемый всем Клиросом, вынес икону
Богоматери и поставил на внешнем деревянном укреплении, или остроге:
Игумены, Иереи пели святые песни; народ молился со слезами, громогласно
восклицая: Господи помилуй. Стрелы сыпались градом: рассказывают, что одна
из них, пущенная воином Суздальским, ударилась в икону; что сия икона в то
же мгновение обратилась лицом к городу; что слезы капали с образа на фелон
Архиепископа и что гнев Небесный навел внезапный ужас на полки осаждающих.
Новогородцы одержали блестящую, совершенную победу и, приписав оную
чудесному заступлению Марии, уставили ежегодно торжествовать ей 27 ноября
праздник благодарности. Чувство живой Веры, возбужденное общим умилением,
святыми церковными обрядами и ревностным содействием Духовенства, могло
весьма естественным образом произвести сие чудо, то есть вселить в сердца
мужество, которое, изумляя врага, одолевает его силу. Новогородцы видели в
Андреевых воинах не только своих злодеев, но и святотатцев богопротивных:
мысль, что за нас Небо, делает храброго еще храбрее. Победители, умертвив
множество неприятелей, взяли столько пленных, что за гривну отдавали десять
Суздальцев (как сказано в Новогородской летописи), более в знак презрения,
нежели от нужды в деньгах. - Бегущий Мстислав был наказан за свою лютость;
воины его на возвратном пути не находили хлеба в местах, опустошенных ими,
умирали с голода, от болезней, и древний Летописец говорит с ужасом, что они
тогда, в Великий пост, ели мясо коней своих.
Новгородская Первая летопись старшего извода:
Спойлер (раскрыть)
Въ лЂто 6676 [1168]. Приде князь Романъ Мьстиславиць, вънукъ Изяславль, Новугороду на столъ, мЂсяця априля въ 14, въ въторую недЂлю по велице дни, индикта пьрваго; и ради быша новгородьци своему хотению. Въ то же лЂто ходиша новгородьци съ пльсковици къ Полотьску и пожьгъше волость, воротишася от города за 30 вьрстъ. Тому же лЂту исходящю, на весну ходи Романъ съ новгородьци къ Торопьцю, и пожьгоша домы ихъ, и головъ множьство полониша. /л.36./ Въ то же врЂмя ходиша Ростиславици съ Андреевицьмь и съ смолняны и съ полочяны и съ муромьци 1 и съ рязаньци на Мьстислава Кыеву; онъ же не бияся с ними, отступи волею Кыева.
Въ лЂто 6677 [1169]. Иде Даньслав Лазутиниць за Волокъ даньникомь съ дружиною; и присла АндрЂи пълкъ свои на нь, и бишася с ними, и бЂше новгородьць 400, а суждальць 7000; и пособи богъ новгородцемъ, и паде ихъ 300 и 1000, а новгородьць 15 муж; и отступиша новгородьци, и опять воротивъшеся, възяшя всю дань, а на суждальскы/л.36об./хъ смьрдЂхъ другую, и придоша сторови вси. Въ то же лЂто, на зиму, придоша подъ Новъгородъ суждальци съ Андреевицемь, Романъ и Мьстислав съ смольняны и съ торопьцяны, муромьци и рязаньци съ двема князьма, полоцьскыи князь съ полоцяны, и вся земля просто Русьская. Новгородьци же сташа твьрдо о князи РоманЂ о Мьстиславлици, о Изяславли вънуце, и о посадницЂ о ЯкунЂ, и устроиша острогъ около города. И приступиша къ граду въ недЂлю на съборъ, и съездишася по 3 дни въ четвьртыи же день въ среду приступиша силою и биша/л.37./ся всь день и къ вечеру побЂди я князь Романъ съ новгородьци, силою крестьною и святою богородицею и молитвами благовЂрнаго владыкы Илие, мЂсяця феураря въ 25, на святого епископа Тарасия, овы исЂкоша, а другыя измаша, а прокъ ихъ злЂ отбЂгоша, и купляху суждальць по 2 ногатЂ.
Въ лЂто 6677 [1169]. Иде Даньслав Лазутиниць за Волокъ даньникомь съ дружиною; и присла АндрЂи пълкъ свои на нь, и бишася с ними, и бЂше новгородьць 400, а суждальць 7000; и пособи богъ новгородцемъ, и паде ихъ 300 и 1000, а новгородьць 15 муж; и отступиша новгородьци, и опять воротивъшеся, възяшя всю дань, а на суждальскы/л.36об./хъ смьрдЂхъ другую, и придоша сторови вси. Въ то же лЂто, на зиму, придоша подъ Новъгородъ суждальци съ Андреевицемь, Романъ и Мьстислав съ смольняны и съ торопьцяны, муромьци и рязаньци съ двема князьма, полоцьскыи князь съ полоцяны, и вся земля просто Русьская. Новгородьци же сташа твьрдо о князи РоманЂ о Мьстиславлици, о Изяславли вънуце, и о посадницЂ о ЯкунЂ, и устроиша острогъ около города. И приступиша къ граду въ недЂлю на съборъ, и съездишася по 3 дни въ четвьртыи же день въ среду приступиша силою и биша/л.37./ся всь день и къ вечеру побЂди я князь Романъ съ новгородьци, силою крестьною и святою богородицею и молитвами благовЂрнаго владыкы Илие, мЂсяця феураря въ 25, на святого епископа Тарасия, овы исЂкоша, а другыя измаша, а прокъ ихъ злЂ отбЂгоша, и купляху суждальць по 2 ногатЂ.
Новгородская первая летопись младшего извода:
Спойлер (раскрыть)
В лЂто 6676 [1168]. Прииде князь Романъ Мьстиславиць 44, вънукъ 45 Изяславль, Новугороду на столъ, априля 46 въ 47 14 день; и ради быша новгородци 48 своему хотЂнию. В то же лЂто ходиша новгородци 49 съ плесковици 50 къ Полтеску и пожгоша 51 волость 52 и 53 воротишася от города за 30 54 веръстъ 55. Тому же лЂту исходяшу, на весну ходи Романъ с новгородци 56 к Торопцю 57, и пожгоша домы их, и головъ множество полониша. В то же лЂто ходиша Ростиславци съ АндрЂевичемъ и съ смолняны \221\
и А с полочаны А и с муромци и с рязанци 1 на Мьстислава къ Кыеву 2; онъ же не бияся с ними, нь 3 отступи волею ис Кыева.
В лЂто 6677 [1169]. Иде Даньславъ Лазутиниць 4 за Волокъ даньникомъ 5 съ дружиною своею 6, и присла АндрЂи полкъ свои /л.113./ на нЂх 7, и бишася с ними, и бяше новгородЂць 8 400 Б 9, а суздалець 10 7000 11; и пособи богъ новгородцемъ 12, и паде ихь 300 13 и 14 1000 15, а новгородцовъ 16 15 17 мужь, и отступиша новгородци 18, и опять ся воротивше, взяша всю дань, а на суздальскых 19 смердехъ 20 другую, и приидоша вси здрави. В то же лЂто, на зиму, приидоша под Новъгород суздалци 21 съ АндрЂевицемъ 22, Романъ В и Мьстиславъ съ смолнянЂ 23 и с торопцаны 24, и с муромци и с 25 рязанци съ двЂма 26 князьма, и полочкыи 27 князь с полочаны, и вся земля просто Руская 28, а 29 новгородци же сташа твердо о князи РоманЂ Мьстиславлици, о Изяславли внуцЂ 29, и о посадници 30 ЯкунЂ, и устроиша город 31 около города. И приидоша 32 къ городу в недЂлю на зборъ 33, и сходистася 34 промежи себе о уряди 34 по три дни; въ 4 35 же день, въ среду 36, приступиша силою и бишася всь 37 день; и 38 к вечеру побЂди я 39 князь Романъ, нь 40 еще 41 бо тогда 41 дЂтескъ бяше сыи 42, с новгородци 43, силою крестною и святою богородицею и молитвами благовЂрнаго владыкы 44 Ильи 44, мЂсяца февраля въ 45 25 46, на память 47 святого отца 48 Тарасия 49, патриарха 50 Цесаряграда 50, овы исъсЂкоша 51, а другыя 52 изимаша 53, а прокъ 54 их злЂотбЂгоша, и продаваху 55 суздалца по д†56 ногатЂ.
и А с полочаны А и с муромци и с рязанци 1 на Мьстислава къ Кыеву 2; онъ же не бияся с ними, нь 3 отступи волею ис Кыева.
В лЂто 6677 [1169]. Иде Даньславъ Лазутиниць 4 за Волокъ даньникомъ 5 съ дружиною своею 6, и присла АндрЂи полкъ свои /л.113./ на нЂх 7, и бишася с ними, и бяше новгородЂць 8 400 Б 9, а суздалець 10 7000 11; и пособи богъ новгородцемъ 12, и паде ихь 300 13 и 14 1000 15, а новгородцовъ 16 15 17 мужь, и отступиша новгородци 18, и опять ся воротивше, взяша всю дань, а на суздальскых 19 смердехъ 20 другую, и приидоша вси здрави. В то же лЂто, на зиму, приидоша под Новъгород суздалци 21 съ АндрЂевицемъ 22, Романъ В и Мьстиславъ съ смолнянЂ 23 и с торопцаны 24, и с муромци и с 25 рязанци съ двЂма 26 князьма, и полочкыи 27 князь с полочаны, и вся земля просто Руская 28, а 29 новгородци же сташа твердо о князи РоманЂ Мьстиславлици, о Изяславли внуцЂ 29, и о посадници 30 ЯкунЂ, и устроиша город 31 около города. И приидоша 32 къ городу в недЂлю на зборъ 33, и сходистася 34 промежи себе о уряди 34 по три дни; въ 4 35 же день, въ среду 36, приступиша силою и бишася всь 37 день; и 38 к вечеру побЂди я 39 князь Романъ, нь 40 еще 41 бо тогда 41 дЂтескъ бяше сыи 42, с новгородци 43, силою крестною и святою богородицею и молитвами благовЂрнаго владыкы 44 Ильи 44, мЂсяца февраля въ 45 25 46, на память 47 святого отца 48 Тарасия 49, патриарха 50 Цесаряграда 50, овы исъсЂкоша 51, а другыя 52 изимаша 53, а прокъ 54 их злЂотбЂгоша, и продаваху 55 суздалца по д†56 ногатЂ.
Киевская летопись по Ипатьевскому списку:
Спойлер (раскрыть)
Въ л?т? . ?s? . п?а 44. [6681 (1173)] Ходи Романъ И. Ростиславичь . сь братомъ Мьстиславомъ . Андр?и же
560
посла сн?а Мьстислава . со всею 45 дружиною . и со всими 46 полкы Ростовьскыми І 47 . и Сужьдальскими 48 . и Р?заньскы? 49 кн?зи посла и Муромьскыи кн?з? 50 посла . с полкы . и Бориса Жирославича К . воеводу же 51 своего на Романа на Мьстиславича . кь Великому Новугороду 52 . и толико быс? множьство 53 и 54 вои . ?ко и 54 числа н?туть 55 . и пришедъше толко в землю ихъ . много зла створиша 56 . села вз?ша и пожьгоша 57. и люди ис?коша 58. а жены и д?ти 59 им?ни? вз?ша . и скоты поимаша . и 60 придоша 61 же кь городу . Новгородьци 62 же затворишас? в город? со 63 кн?земь 64 Романомь . и бь?хутьс? 65 кр?пко из города полци Л же пришедше сташа далече города . (и приход?че города) 66 М . и приход?це 67 полци бь?хус? 68 кр?пко оу города . Мьстиславъ же б? вь?ха 69 въ ворота . и пободъ муж?и 70 и 71 н?колько 72 . возворотис? 73 ?п?ть кь своимь 74 . быс? же моръ великъ вь кон?хъ 75 и 76 вь полкохъ 77 . и н? оусп?ша 78 ничтоже городу ихъ . и 79 вьзворотишас? 80 ?/л.200/п?ть вь сво?си . и ?два домы сво? . до?хаша Н 81 п?ши . а друзии 82 людье 83 помроша з голода 84 . и 85 не быс? бо николиже толь 86 т?жька 87 пути людемь симь 88 . друзии бо ? 89 нихъ 89 и конину ?доша 99. и 91 вь великое овение 1 се быс? за наша гр?хы . слышахомъ 2 преже тр?и 3 л?тъ . бывъшее знамение в Нов?город? всимъ 4 людемь вид?щимъ . вь тр?хъ 5 бо црк?вахъ Новогородьскых? 6 . плакала . на трехъ иконахъ ст?а? Бц?а вид?вьши А 7 бо Мт?и Би?? пагубу хот?щюю быти надъ Новымъгородомъ 8 . и надъ его волостью . мол?шеть 9 бо . сн?а своего со 10 слезами . абы ихъ ?инудь не искоренилъ . ?коже преже 11 Содома 12 и Гомора . но ?ко Ниневьгит?ны 13 помилова ?коже и быс? видомо 14 бо Бъ? и Мт?и Бж?и? избави 15 млс?тью своею . зане хрс?ть?н? 16 суть пишеть бо гл?? Двдъ . наказа? 17 накажи м? 18 . рече Гс?и 19 Б. см?рти не предаи мене . тако и си? люди Новьгородьскы? 20. наказавъ и 21 смири 22 ? 22 до з?ла 23 . за преступьлени? крс?тьное 24 . и за гордость ихъ . наведи 25 на н? . млс?тью своею 26 В . избави град? ихъ . не гл?мь 27 же прави суть Новьгородци . прад?дъ 28 кн?зь нашихъ . но злое нев?рьствие 29 (в нихъ) Г 30 в нихъ вкоренилос? . крс?ть кь 31 кн?земь преступати и кн?з? внукы и правнукы . ?беществовати . и соромл?ти 32. а крс?тъ чс?тныи к нимь ц?ловавъши Д переступати . то 33 докол? Гс?ви терп?ти над ними за гр?хы навелъ . и наказа по досто?нью 34 рукою бл?гов?рнаго кн?з? Аньдр?? 35.
560
посла сн?а Мьстислава . со всею 45 дружиною . и со всими 46 полкы Ростовьскыми І 47 . и Сужьдальскими 48 . и Р?заньскы? 49 кн?зи посла и Муромьскыи кн?з? 50 посла . с полкы . и Бориса Жирославича К . воеводу же 51 своего на Романа на Мьстиславича . кь Великому Новугороду 52 . и толико быс? множьство 53 и 54 вои . ?ко и 54 числа н?туть 55 . и пришедъше толко в землю ихъ . много зла створиша 56 . села вз?ша и пожьгоша 57. и люди ис?коша 58. а жены и д?ти 59 им?ни? вз?ша . и скоты поимаша . и 60 придоша 61 же кь городу . Новгородьци 62 же затворишас? в город? со 63 кн?земь 64 Романомь . и бь?хутьс? 65 кр?пко из города полци Л же пришедше сташа далече города . (и приход?че города) 66 М . и приход?це 67 полци бь?хус? 68 кр?пко оу города . Мьстиславъ же б? вь?ха 69 въ ворота . и пободъ муж?и 70 и 71 н?колько 72 . возворотис? 73 ?п?ть кь своимь 74 . быс? же моръ великъ вь кон?хъ 75 и 76 вь полкохъ 77 . и н? оусп?ша 78 ничтоже городу ихъ . и 79 вьзворотишас? 80 ?/л.200/п?ть вь сво?си . и ?два домы сво? . до?хаша Н 81 п?ши . а друзии 82 людье 83 помроша з голода 84 . и 85 не быс? бо николиже толь 86 т?жька 87 пути людемь симь 88 . друзии бо ? 89 нихъ 89 и конину ?доша 99. и 91 вь великое овение 1 се быс? за наша гр?хы . слышахомъ 2 преже тр?и 3 л?тъ . бывъшее знамение в Нов?город? всимъ 4 людемь вид?щимъ . вь тр?хъ 5 бо црк?вахъ Новогородьскых? 6 . плакала . на трехъ иконахъ ст?а? Бц?а вид?вьши А 7 бо Мт?и Би?? пагубу хот?щюю быти надъ Новымъгородомъ 8 . и надъ его волостью . мол?шеть 9 бо . сн?а своего со 10 слезами . абы ихъ ?инудь не искоренилъ . ?коже преже 11 Содома 12 и Гомора . но ?ко Ниневьгит?ны 13 помилова ?коже и быс? видомо 14 бо Бъ? и Мт?и Бж?и? избави 15 млс?тью своею . зане хрс?ть?н? 16 суть пишеть бо гл?? Двдъ . наказа? 17 накажи м? 18 . рече Гс?и 19 Б. см?рти не предаи мене . тако и си? люди Новьгородьскы? 20. наказавъ и 21 смири 22 ? 22 до з?ла 23 . за преступьлени? крс?тьное 24 . и за гордость ихъ . наведи 25 на н? . млс?тью своею 26 В . избави град? ихъ . не гл?мь 27 же прави суть Новьгородци . прад?дъ 28 кн?зь нашихъ . но злое нев?рьствие 29 (в нихъ) Г 30 в нихъ вкоренилос? . крс?ть кь 31 кн?земь преступати и кн?з? внукы и правнукы . ?беществовати . и соромл?ти 32. а крс?тъ чс?тныи к нимь ц?ловавъши Д переступати . то 33 докол? Гс?ви терп?ти над ними за гр?хы навелъ . и наказа по досто?нью 34 рукою бл?гов?рнаго кн?з? Аньдр?? 35.
Киевская летопись по Ипатьевскому списку: (украинский перевод)
Спойлер (раскрыть)
У РІК 6681 [1173]. Ходив Роман Ростиславич із братом Мстиславом на Романа на Мстиславича до Великого Новгорода 1. Андрій же [Юрійович] послав сина Мстислава з усією дружиною і з усіма військами ростовськими і суздальськими. І рязанських князів він послав, і муромських князів послав із полками, і Бориса Жидиславича 2, воєводу-таки свого. І таке було множество воїв, що й числа [їм] нема.
І як тільки прийшли вони в землю їх, багато лиха вони вчинили: села взяли і попалили, і людей посікли, а жінок, і дітей, і майно забрали, і скот зайняли, і прийшли тоді до города. Новгородці тим часом заперлися в городі з князем Романом і кріпко билися з городських стін. Війська ж, прийшовши, стали здалеку од города. І, приходячи, війська завзято билися коло города, а Мстислав [Андрійович] в’їхав був у ворота і, заколовши декількох мужів, вернувся назад до своїх.
І настав мор великий серед коней і в військах, і не вдіяли вони нічого городу їх. І вернулися вони назад до себе 3, і ледве до своїх домів добралися пішки, а інші люди померли з голоду. І не було ж ніколи такого тяжкого походу людям сим, а деякі з них навіть конину їли і у великий піст 4.
Сталося ж се за гріхи наші. Чували ми три роки тому про знамення, яке було в Новгороді [і] яке всі люди бачили. У трьох же церквах новгородських плакала на трьох іконах святая богородиця, бо побачила мати божа пагубу, що мала бути над Новгородом і над його волостю. Тож молила вона сина свойого зі сльозами, аби він їх ніяким чином не скоренив, як ото колись Содом і Гоморру, а, яко ніневітян, помилував 5. Так воно й сталося. Очевидно ж: бог і мати божа ізбавили [їх] милістю своєю, тому що вони християни є. Пише ж Давид, говорячи: «Караючи, покарай мене,— сказав він,— господи, [та] смерті не оддай мене» 6. Отак і сих людей новгородських покаравши, він смирив їх сильно. За переступ [цілування] хресного і за гордість їхню він навів на них [рать, а] милістю своєю ізбавив город їх. Але ми не говоримо: «Праві є новгородці, бо здавна вони є звільнені 7 прадідами князів наших». Адже лиха невірність у них вкоренилася — хреста князям переступати, а князів — онуків і правнуків — безчестити і осоромляти, а хрест чесний, їм цілувавши, переступати. То доки господеві бути терпеливим до них? За гріхи він навів [рать] і покарав [їх] по заслузі рукою благовірного князя Андрія. /304/
І як тільки прийшли вони в землю їх, багато лиха вони вчинили: села взяли і попалили, і людей посікли, а жінок, і дітей, і майно забрали, і скот зайняли, і прийшли тоді до города. Новгородці тим часом заперлися в городі з князем Романом і кріпко билися з городських стін. Війська ж, прийшовши, стали здалеку од города. І, приходячи, війська завзято билися коло города, а Мстислав [Андрійович] в’їхав був у ворота і, заколовши декількох мужів, вернувся назад до своїх.
І настав мор великий серед коней і в військах, і не вдіяли вони нічого городу їх. І вернулися вони назад до себе 3, і ледве до своїх домів добралися пішки, а інші люди померли з голоду. І не було ж ніколи такого тяжкого походу людям сим, а деякі з них навіть конину їли і у великий піст 4.
Сталося ж се за гріхи наші. Чували ми три роки тому про знамення, яке було в Новгороді [і] яке всі люди бачили. У трьох же церквах новгородських плакала на трьох іконах святая богородиця, бо побачила мати божа пагубу, що мала бути над Новгородом і над його волостю. Тож молила вона сина свойого зі сльозами, аби він їх ніяким чином не скоренив, як ото колись Содом і Гоморру, а, яко ніневітян, помилував 5. Так воно й сталося. Очевидно ж: бог і мати божа ізбавили [їх] милістю своєю, тому що вони християни є. Пише ж Давид, говорячи: «Караючи, покарай мене,— сказав він,— господи, [та] смерті не оддай мене» 6. Отак і сих людей новгородських покаравши, він смирив їх сильно. За переступ [цілування] хресного і за гордість їхню він навів на них [рать, а] милістю своєю ізбавив город їх. Але ми не говоримо: «Праві є новгородці, бо здавна вони є звільнені 7 прадідами князів наших». Адже лиха невірність у них вкоренилася — хреста князям переступати, а князів — онуків і правнуків — безчестити і осоромляти, а хрест чесний, їм цілувавши, переступати. То доки господеві бути терпеливим до них? За гріхи він навів [рать] і покарав [їх] по заслузі рукою благовірного князя Андрія. /304/
СКАЗАНИЕ О БИТВЕ НОВГОРОДЦЕВ С СУЗДАЛЬЦАМИ
Спойлер (раскрыть)
СЛОВО О ЗНАМЕНИИ СВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ГОД 6677 (1169)
Свершилось это знамение великое и преславное чудо от иконы святой Богородицы в Новгороде.
Так ведь жили новгородцы: землями, которые им бог даровал, владели по своей воле, и князя у себя держали по своему выбору. Был же у них тогда князь Роман Мстиславич, внук Изяслава.
И вот в это время не захотели двиняне давать дань Новгороду, а перешли под власть князя Андрея Суздальского. Новгородцы же послали на Двину сборщиком дани Даньслава Лазутинича, а с ним от каждого конца по сто мужей. И, услышав об этом, князь Андрей послал против них своих мужей — рать в тысячу пятьсот человек. И перехватила эта рать новгородцев на Белоозере, и началась битва. И помог бог мужам новгородским, и убили они из полка Андреева восемьсот воинов, а остальные разбежались. А у новгородцев пало пятнадцать мужей.
И из-за этого князь Андрей разгневался на Новгород и начал рать готовить. Сам же он тогда разболелся и послал сына своего Романа на Новгород со всем войском суздальским, а с ним пошли князь Мстислав со смолянами, а со своими князьями торопчане, муромцы, рязанцы, переславцы, и со всеми князьями вся земля Русская. И было всех князей семьдесят два. Когда новгородцы услыхали об этой силе великой, идущей на них, то охватила их печаль и скорбь великая. И, сетуя горько, молились они милостивому богу и пречистой его матери, святой госпоже богородице. И соорудили они острог вокруг всего Новгорода, а сами укрылись за острогом. И пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли Русской, и стояли под городом три дня.
Во вторую же ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн стоял на молитве пред образом господа нашего Иисуса Христа, молясь о спасении города этого, в ужасе услышал он голос, говоривший так: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону святой Богородицы, и вынеси ее на острог, воздвигнутый против супостатов». И святейший архиепископ Иоанн, услышав это, пребывал без сна всю ночь, молясь святой богородице, матери божьей.
Когда же наступило утро, повелел Иоанн быть собору духовенства и поведал всем о том видении. Они же, слышавше об этом, прославили бога. И послал архиепископ дьякона своего со всем клиром, чтобы принесли икону на собор. И пошел дьякон в церковь святого Спаса, и поклонился иконе святой Богородицы, хотя ее взять; и не стронулась икона с места своего. Тогда дьякон возвратился и поведал архиепископу о случившемся.
Блаженный же архиепископ Иоанн, слышав это от дьякона своего, поспешно встал с места своего и пошел со всем святым собором, и с ним множество народа. Вошел он в церковь господа нашего, спасителя Иисуса Христа, и, подойдя к иконе госпожи нашей, пречистой богородицы, и преклонив колени, начал молиться, так говоря: «О премилостивая дева, госпожа богородица, владычица, пресвятая дева пречистая! Ты — упование наше, и надежда наша, и заступница града нашего, стена, и покров, и прибежище всем христианам. На тебя ведь надеемся мы, грешные. Молись, госпожа, сыну своему, богу нашему, за город наш, не предай нас врагам нашим ради грехов наших, но услышь, госпожа, плач людей своих и прими молитву рабов своих, избавь, госпожа, город наш от всякого зла и от супостатов наших».
И когда сказал он это, начали петь канон молебный, а после шестой песни канона начали кондак петь «Заступница христиан безупречная». И в это время икона сама сдвинулась с места своего. Люди же, увидев это, со слезами воскликнули: «Господи, помилуй!» Архиепископ же взял ее своими руками, и передал двум дьяконам, и повелел нести ее перед собой, а сам пошел вослед со всем святым собором, свершая канон. Люди же толпились, идуще вослед. И понесли икону на острог, туда, где ныне монастырь святой Богородицы на Десятине.
А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов; лишь скорбел каждый о судьбе своей, видя погибель свою, ибо ведь суздальцы и улицы поделили — какая какому городу достанется.
И вот, когда наступил шестой час, начали наступать на город все русские полки. И полетели на город стрелы, словно дождь проливной. Тогда икона по божьему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слезы от иконы, и подставил он под них фелонь свою. О великое, внушаюшее трепет чудо! Как это может произойти от сухого дерева? Не слезы ведь это, но проявила она тем знак своей милости: так ведь молилась святая богородица сыну своему и богу нашему за город наш, чтоб не отдал он его в поругание неприятеля.
Тогда господь бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам святой богородицы: обрушил гнев свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при Моисее, когда провел бог израильтян сквозь Красное море, а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен.
Так минула слава суздальская и честь, Новгород же избавлен был от беды молитвами святой богородицы. Святой же архиепископ Иоанн учредил праздник светлый, и начали праздновать всем Новгородом,— все новгородцы, мужчины, женщины и дети,— праздник Честного Знамения святой богородицы.
Богу нашему слава.
Свершилось это знамение великое и преславное чудо от иконы святой Богородицы в Новгороде.
Так ведь жили новгородцы: землями, которые им бог даровал, владели по своей воле, и князя у себя держали по своему выбору. Был же у них тогда князь Роман Мстиславич, внук Изяслава.
И вот в это время не захотели двиняне давать дань Новгороду, а перешли под власть князя Андрея Суздальского. Новгородцы же послали на Двину сборщиком дани Даньслава Лазутинича, а с ним от каждого конца по сто мужей. И, услышав об этом, князь Андрей послал против них своих мужей — рать в тысячу пятьсот человек. И перехватила эта рать новгородцев на Белоозере, и началась битва. И помог бог мужам новгородским, и убили они из полка Андреева восемьсот воинов, а остальные разбежались. А у новгородцев пало пятнадцать мужей.
И из-за этого князь Андрей разгневался на Новгород и начал рать готовить. Сам же он тогда разболелся и послал сына своего Романа на Новгород со всем войском суздальским, а с ним пошли князь Мстислав со смолянами, а со своими князьями торопчане, муромцы, рязанцы, переславцы, и со всеми князьями вся земля Русская. И было всех князей семьдесят два. Когда новгородцы услыхали об этой силе великой, идущей на них, то охватила их печаль и скорбь великая. И, сетуя горько, молились они милостивому богу и пречистой его матери, святой госпоже богородице. И соорудили они острог вокруг всего Новгорода, а сами укрылись за острогом. И пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли Русской, и стояли под городом три дня.
Во вторую же ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн стоял на молитве пред образом господа нашего Иисуса Христа, молясь о спасении города этого, в ужасе услышал он голос, говоривший так: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону святой Богородицы, и вынеси ее на острог, воздвигнутый против супостатов». И святейший архиепископ Иоанн, услышав это, пребывал без сна всю ночь, молясь святой богородице, матери божьей.
Когда же наступило утро, повелел Иоанн быть собору духовенства и поведал всем о том видении. Они же, слышавше об этом, прославили бога. И послал архиепископ дьякона своего со всем клиром, чтобы принесли икону на собор. И пошел дьякон в церковь святого Спаса, и поклонился иконе святой Богородицы, хотя ее взять; и не стронулась икона с места своего. Тогда дьякон возвратился и поведал архиепископу о случившемся.
Блаженный же архиепископ Иоанн, слышав это от дьякона своего, поспешно встал с места своего и пошел со всем святым собором, и с ним множество народа. Вошел он в церковь господа нашего, спасителя Иисуса Христа, и, подойдя к иконе госпожи нашей, пречистой богородицы, и преклонив колени, начал молиться, так говоря: «О премилостивая дева, госпожа богородица, владычица, пресвятая дева пречистая! Ты — упование наше, и надежда наша, и заступница града нашего, стена, и покров, и прибежище всем христианам. На тебя ведь надеемся мы, грешные. Молись, госпожа, сыну своему, богу нашему, за город наш, не предай нас врагам нашим ради грехов наших, но услышь, госпожа, плач людей своих и прими молитву рабов своих, избавь, госпожа, город наш от всякого зла и от супостатов наших».
И когда сказал он это, начали петь канон молебный, а после шестой песни канона начали кондак петь «Заступница христиан безупречная». И в это время икона сама сдвинулась с места своего. Люди же, увидев это, со слезами воскликнули: «Господи, помилуй!» Архиепископ же взял ее своими руками, и передал двум дьяконам, и повелел нести ее перед собой, а сам пошел вослед со всем святым собором, свершая канон. Люди же толпились, идуще вослед. И понесли икону на острог, туда, где ныне монастырь святой Богородицы на Десятине.
А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов; лишь скорбел каждый о судьбе своей, видя погибель свою, ибо ведь суздальцы и улицы поделили — какая какому городу достанется.
И вот, когда наступил шестой час, начали наступать на город все русские полки. И полетели на город стрелы, словно дождь проливной. Тогда икона по божьему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слезы от иконы, и подставил он под них фелонь свою. О великое, внушаюшее трепет чудо! Как это может произойти от сухого дерева? Не слезы ведь это, но проявила она тем знак своей милости: так ведь молилась святая богородица сыну своему и богу нашему за город наш, чтоб не отдал он его в поругание неприятеля.
Тогда господь бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам святой богородицы: обрушил гнев свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при Моисее, когда провел бог израильтян сквозь Красное море, а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен.
Так минула слава суздальская и честь, Новгород же избавлен был от беды молитвами святой богородицы. Святой же архиепископ Иоанн учредил праздник светлый, и начали праздновать всем Новгородом,— все новгородцы, мужчины, женщины и дети,— праздник Честного Знамения святой богородицы.
Богу нашему слава.