В последние полвека, предшествовавшие Первой Мировой войне, около трети всей британской торговли приходилось на торговлю с владениями короны, значительнейшая часть которых была разбросана в бассейнах Индийского и Тихого океанов. Открытие же 17.XI.1869 г. для судоходства Суэцкого канала позволило резко сократить протяжённость торговых маршрутов британских (впрочем, и не только британских) "торговцев" (путь от Ливерпуля до Бомбея уменьшился ни много, ни мало, а на целых 7 тыс. морских миль!), сиречь повысить оборачиваемость средств, и сделало Средиземное море зоной особых интересов Британской империи, так сказать, её становым хребтом (стоит отметить, что в канун Великой войны в 1911 г. через канал прошли 4.969 судов и кораблей с чистой вместимостью 18,3 млн. тонн!).
Шутка ли: "... 50% всей британской пшеницы производится в Индии, 65% хлопка добывается там же; Индия - вторая в мире страна по добыче марганцовой руды; Бирма обладает значительными запасами свинца; 75% шерсти собирается в Австралии и Новой Зеландии; 90% цинка и 50% меди идут оттуда же; в Стретс-Сетлементе добывается 80% олова. Наконец, Передняя Азия служит одним из главных источников снабжения Англии нефтью..." (Белли В. Борьба за Тихий океан: политико-стратегический очерк. - М. - Л.: Государственное издательство, 1929. - с. 50 - 51). И всё это богатство шло в Великобританию через Средиземное море!
Британская империя в 1897 г.
Чем выше важность этого региона для имперского Лондона, тем более невероятным кажется предложение об очищениии Средиземного моря от линейных сил Королевского флота, выдвинутое весной 1912 г. адмиралом Фишером: "Давайте предоставим заботу о Средиземном море французам, ох и горяченькое время у них там будет, в этом озере, кишащем подводными лодками! Нам будет лучше держаться от него подальше." (Цит. по Лихарев Д.В. Эра адмирала Фишера: политическая биография реформатора британского флота. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1993).
Адмирал сэр Джон Арбэтнот Фишер
Конечно, адмирал думал прежде всего о флоте, но как быть с британской торговлей, морскими перевозками, которые обеспечивают острова всем необходимым?
Сложно сейчас, спустя сто лет после описываемых событий, ответить на этот вопрос. Возможно, однако, что британцы рассчитывали на старые заначки, созданные в лучшие времена: "... в 1850 - 1914 годах иностранные инвестиции и долгосрочные займы Соединённым Штатам составили в целом 3 миллиарда долларов. Но за тот же период Соединённые Штаты сделали чистых выплат процентов и дивидендов, главным образом, Британии, на сумму в 5,8 миллиарда долларов. <...> Британские притязания на американские активы и доходы были наиболее важны для экономики Британии, потому что Соединённые Штаты могли быстро и эффективно поставить товары, которые могли понадобиться последней для защиты своей обширной территориальной империи в глобальной войне. Так, в 1905 году Королевская комиссия по поставкам продовольствия и сырья во время войны сообщала, что при наличии достаточных средств и судов в случае войны поставки будут гарантированы и что наступление нехватки средств вряд ли возможно. Точно так же, когда разразилась Первая Мировая война, канцлер казначейства подсчитал, что доходов от британских инвестиций за рубежом будет достаточно для оплаты войны на протяжении пяти лет. Огромный приток валюты в Лондон и рост почти на 300% золотых резервов Банка Англии с августа по ноябрь 1914 года, казалось, подтверждали такие оптимистические ожидания." (Арриги Дж. Долгий двадцатый век: деньги, власть и истоки нашего времени. - М.: ИД "Территория будущего", 2006. - с. 345).
В итоге, у британцев всё, как и положено, пошло наперекосяк, но это уже другая история. Вопрос - в другом: вам это ничего не напоминает? Лично у меня перед глазами встаёт картина иного, более удачного, но в чём-то схожего с описываемым проекта - эвакуации советской промышленности на Восток летом - осенью 1941 г. Да, согласен, картина похожа на советскую действительность, "как свинья на коня" ©, но в принципе схема та же: финансирование развёртывания новых мощностей вне зоны досягаемости противника с перспективой их использования для собственных нужд в крайнем случае.
Вот такая вот история... Может идея и бредовая, но всё же приглашаю её обсудить.
Шутка ли: "... 50% всей британской пшеницы производится в Индии, 65% хлопка добывается там же; Индия - вторая в мире страна по добыче марганцовой руды; Бирма обладает значительными запасами свинца; 75% шерсти собирается в Австралии и Новой Зеландии; 90% цинка и 50% меди идут оттуда же; в Стретс-Сетлементе добывается 80% олова. Наконец, Передняя Азия служит одним из главных источников снабжения Англии нефтью..." (Белли В. Борьба за Тихий океан: политико-стратегический очерк. - М. - Л.: Государственное издательство, 1929. - с. 50 - 51). И всё это богатство шло в Великобританию через Средиземное море!
Британская империя в 1897 г.
Чем выше важность этого региона для имперского Лондона, тем более невероятным кажется предложение об очищениии Средиземного моря от линейных сил Королевского флота, выдвинутое весной 1912 г. адмиралом Фишером: "Давайте предоставим заботу о Средиземном море французам, ох и горяченькое время у них там будет, в этом озере, кишащем подводными лодками! Нам будет лучше держаться от него подальше." (Цит. по Лихарев Д.В. Эра адмирала Фишера: политическая биография реформатора британского флота. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1993).
Адмирал сэр Джон Арбэтнот Фишер
Конечно, адмирал думал прежде всего о флоте, но как быть с британской торговлей, морскими перевозками, которые обеспечивают острова всем необходимым?
Сложно сейчас, спустя сто лет после описываемых событий, ответить на этот вопрос. Возможно, однако, что британцы рассчитывали на старые заначки, созданные в лучшие времена: "... в 1850 - 1914 годах иностранные инвестиции и долгосрочные займы Соединённым Штатам составили в целом 3 миллиарда долларов. Но за тот же период Соединённые Штаты сделали чистых выплат процентов и дивидендов, главным образом, Британии, на сумму в 5,8 миллиарда долларов. <...> Британские притязания на американские активы и доходы были наиболее важны для экономики Британии, потому что Соединённые Штаты могли быстро и эффективно поставить товары, которые могли понадобиться последней для защиты своей обширной территориальной империи в глобальной войне. Так, в 1905 году Королевская комиссия по поставкам продовольствия и сырья во время войны сообщала, что при наличии достаточных средств и судов в случае войны поставки будут гарантированы и что наступление нехватки средств вряд ли возможно. Точно так же, когда разразилась Первая Мировая война, канцлер казначейства подсчитал, что доходов от британских инвестиций за рубежом будет достаточно для оплаты войны на протяжении пяти лет. Огромный приток валюты в Лондон и рост почти на 300% золотых резервов Банка Англии с августа по ноябрь 1914 года, казалось, подтверждали такие оптимистические ожидания." (Арриги Дж. Долгий двадцатый век: деньги, власть и истоки нашего времени. - М.: ИД "Территория будущего", 2006. - с. 345).
В итоге, у британцев всё, как и положено, пошло наперекосяк, но это уже другая история. Вопрос - в другом: вам это ничего не напоминает? Лично у меня перед глазами встаёт картина иного, более удачного, но в чём-то схожего с описываемым проекта - эвакуации советской промышленности на Восток летом - осенью 1941 г. Да, согласен, картина похожа на советскую действительность, "как свинья на коня" ©, но в принципе схема та же: финансирование развёртывания новых мощностей вне зоны досягаемости противника с перспективой их использования для собственных нужд в крайнем случае.
Вот такая вот история... Может идея и бредовая, но всё же приглашаю её обсудить.