Анархист
История же наукой не является, поскольку не имеет своей научной теории. Приводить примеры , как , порой радикально, меняются оценки и мнения ее святых отцов на те или иные исторические события , в зависимости от политической конъюнктуры, думаю излишне.
Я сразу предупреждаю нашего Анархиста, что он нарушает Правила ведения дискуссий на Исторических форумах.
4. На ИФ запрещаются посты, сопровождающиеся вопиющей безграмотностью, «заражённых» фоменковщиной и новохронологией, т.е. отрицающие без каких-либо серьёзных аргументов сложившуюся историческую традицию, достижения историографии в освещении тех или иных проблем истории, а также отвергающие принцип историзма при рассмотрении тех или иных процессов истории. Обсуждение тезисов и взглядов т.н. "Фолк-хистори" на ИФ допускаются только в специально отведенном для этого разделе.
И со мной по этой теме не надо спорить, я просто предупредил, что за хроническое нарушение этих правил следует бан на Исторических форумах.
Что же касается темы, то в очередной раз Анархист продемонстрировал, что он ничего не знает по теме. Просто ничего от слова совсем. Впрочем, как всегда.
Анархист
Общепринятая: Новые технологии, развитие производства, торговли и военного дела.
Моя: Борьба с бедностью, коррупцией и обеспечение политической стабильности.
Спор начался с основания города Массалия. Я с самого начала посоветовал Анархисту заглянуть в CAH. Но откуда же Анархисту, измученному коспиралогией, знать, что такое CAH? Это The Cambridge Ancient History, конечно же. Но Анархист не знает англицкого. Тогда берем русский перевод и смотрим, вуаля, КЕМБРИДЖСКАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ТОМ III, Часть 3,РАСШИРЕНИЕ ГРЕЧЕСКОГО МИРА VIII-VI ВЕКА ДО Н. Э.
Под редакцией ДЖ. БОРДМЭНА и Н.-ДЖ.-Л. ХЭММОНДА, М,2007.
Глава 37
А.-Дж. Грэхэм
КОЛОНИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ ГРЕЦИИ
[Массалию, как известно основали фокейцы, жители города Фокея в Эолиде, Малая Азия, и это было лишь частью их движения на Запад, потому что сначала они появились в Испании].
"Вполне естественно связать эту фокейскую колонизацию с
известным Геродотовым описанием заморских плаваний фокейцев и их
торговых предприятий (I. 163. 1—3):
Эти фокейцы были первыми из эллинов, кто пустился в далекие морские
плавания; они открыли Адриатическое и Тирренское моря, Иберию и Тартесс. Они
ходили не на круглых торговых кораблях, а на пентеконтерах. Прибыв в Тартесс,
они подружились с царем тартесцев по имени Арганфоний. Он царствовал в Тар-
тессе 80 лет, а всего прожил 120. Фокейцы стали настолько близки этому
человеку, что первоначально он побуждал их покинуть Ионию и поселиться в его стране —
там, где они пожелают. Позднее, не сумев их убедить и услышав, что их родине
угрожает возрастающее могущество Мидийца, царь снабдил их деньгами на
возведение стен вокруг их города.
Данный пассаж показывает, что для фокейской торговли одним из
наиболее важных рынков являлся испанский Тартесс, куда греки впервые
прибыли около 640 г. до н. э., когда корабль самосского торговца Колея
был отнесен бурей за Геракловы Столбы (пролив Гибралтар) (Геродот. IV.
152). Хотя точная локализация Тартесса представляет значительную
проблему, находился он скорее всего где-то на юго-западе Пиренейского
полуострова, что очень далеко от хорошо засвидетельствованных фокей-
ских колоний на юге Франции и северо-востоке Испании. Ближайшие к
Тартессу фокейские поселения обычно видят в Гемероскопейоне,
который находился, вероятно, на мысе, ограничивающем с юга Валенсийский
залив, а также в Менаке, что находилась на южном побережье к
востоку от Малаги...
Даже если это так, мы не ошибемся, предположив, что
движение
фокейцев на Запад определялось соображениями коммерческого
характера. Аристотель определенно связывал основание Массалии с
фокейской торговлей273, и, кроме того, давно подмечено, что, подобно
самой Фокее, ее западные дочерние города имели крайне мало либо
вообще не имели хоры (принадлежащей городу территории)274.
Фокейцы были хорошо известны как основатели многих
торговых портов
[эмпориев]. Когда они предпочли бежать из родного города, нежели
подчиниться персам, хиосцы не пожелали продать им Энусские
острова, опасаясь, что фокейцы организуют здесь эмпорий, лишив тем самым
Хиос его торговых доходов (Геродот. I. 165. 1).
Массалия была основана на восточной кромке дельты Роны, на
холме к северу от глубокого залива, где была устроена прекрасно
защищенная гавань (Лакидон, совр. Старый Порт). В VI и V вв. до н. э.
полисная хора была ограничена небольшой долиной в окрестностях
города275, каменистая почва которой лучше подходила для выращивания
винограда и оливковых деревьев, чем для пашни, как утверждает Стра-
бон (IV. 179), отмечающий, что данное место было выбрано для
поселения из-за тех преимуществ, которое оно дает мореплавателям.
Существовали две различные версии относительно даты основания этой
колонии: одна относит это событие к 600, а другая к 545 г. до н. э., после
взятия Фокеи персами. В настоящее время археологические изыскания
обеспечили нас материалом, достаточным для утверждения, что
верной является, безусловно, высокая хронология276. Нижнюю датировку
можно объяснить, предположив, что около 545 г. до н. э.
определенное количество фокейских беженцев прибыли в уже
существовавшую к тому времени Массалию.
Фокейской колонизации не предшествовал период доколониальной
торговли. Раскопки археологических мест на западе дельты Роны
показали, что в последней трети VII в. до н. э. местное население в широких
масштабах ввозило утонченную керамику и вино (либо масло)
этрусского производства, тогда как греческие находки немногочисленны и
случайны277. То, что этрусские вещи ввозились сюда самими этрусками,
может доказать исследование обломков их корабля, затонувшего
недалеко от мыса Антиба примерно в 570—560-е гг. до н. э.278. Впрочем
начиная со времени основания Массалии греческий материал становится
гораздо более массовым, а к середине VI в. до н. э. галльские поселения
более всего импортируют именно греческую керамику, значительная
часть которой на самом деле производилась в Массалии279.
Более отдаленная торговля, связанная с внутренними районами, для
VI в. до н. э. засвидетельствована находками в поселениях и
могильниках поздней гальштатской культуры на западе Центральной Европы
(приблизительно восток Франции, юго-запад Германии и северо-запад
Швейцарии)280, из которых самыми сенсационными являются вещи,
обнаруженные в Виксе [деревня возле г. Шатийон, Франция], в
могильнике крепости на горе Лассуа; в состав находок входит знаменитый
бронзовый кратер огромных размеров. Впрочем, как в Виксе, так и на
других современных ему археологических памятниках данного региона
также имеется большое количество ординарной керамики и винных
амфор из Массалии281. Обнаруживаемые здесь шедевры искусства
обычно интерпретируются как роскошные подарки, имевшие целью
завоевать расположение местных правителей, что же касается обыден-
ных вещей, то они свидетельствуют об активном ввозе греческих
товаров, в особенности вина и сосудов для питья. Мы не знаем, что
эллины получали взамен. Теоретически можно предположить, что это было
олово из Корнуолла, которое фокейцы, вероятно, уже научились
добывать в Тартессе282.
[Другие авторы считают, что Массалия находилась на торговых путях, по которым везли олово из Британии и янтарь с побережья Балтики].
Независимо от того, верна ли данная
гипотеза, не вызывает никакого сомнения, что Массалия и галыштат-
ские правители были связаны взаимовыгодными отношениями.
Археологические исследования показывают, что поступление предметов
роскоши в эти галыштатские укрепленные городки и их контакты со
средиземноморским миром резко прекращаются около 500 г. до н. э., а для
Массалии свидетельства торговой активности заметно уменьшаются на
протяжении V в. до н. э. Все это привело некоторых ученых к
допущению, что в течение данного периода город находился в глубоком
экономическом упадке284.
Отношения Массалии как с племенами, проживавшими на
близлежащих территориях, так и с туземным населением, находившимся
далеко в глуби материка, — сколь бы важными ни были эти связи, —
следует отличать от процесса эллинизации. Знаменитая массалиотская
эллинизация Галлии (Юстин. XLIII. 4. 1—2) была продуктом более
позднего времени, а именно IV в. до н. э. и эллинистического
периода285. Весьма вероятно, что выведение Массалией дочерних колоний
вдоль южного побережья Франции также в основном относится к этой
позднейшей эпохе. В данном регионе — хорошо исследованном
археологами — единственное греческое поселение VI в. до н. э. открыто близ
Агафы (совр. Агд)286.
Эмпорий (лат. Emporiae, совр. Ампурьяс) был фокейско-массалиот-
ской колонией в заливе Росас, на восточном склоне Пиренейского
горного кряжа287. Говорящее само за себя название этого города,
означающее «торговый порт», не оставляет сомнений относительно
характера этого места...
Фокейцы, таким образом, основали на берегах Лионского залива
две важные торговые колонии. Их путь в этот регион проходил вдоль
западного побережья Италии, и около 565 г. до н. э. они создали
поселение на востоке Корсики в Алалии (совр. Алерия) (Геродот. I. 165. 1)...
Предназначение Алалии, основанной в
том же регионе и в тот же период, заключалось, видимо, в том, что ей
суждено было стать портом захода, обладавшим рядом благоприятных
возможностей для развития торговой деятельности".
-----------------------------------
В 545г фокейцы поссорились с персами, которые разгромили их город. Поэтому фокейцы переселились в свои колонии на Западе. В частности, в Алалию в 545 г прибыла большая группа фокейцев во главе с Креонтиадом.
Итак, как мы видим, в данном конкретном случае фокейцев интересовали не ффантазии Анархиста, а самая банальная торговля с отдаленными землями.
Анархист
Вы правитель Массилии.Чтобы на ваш рынок повезли товары из разных концов Эллады , нужно предложить на своем рынке какой-то ключевой товар. У Вас нет развитого земледелия поскольку на это надо больше земель , а их захват аморален.Да и с какой стати ваше зерно будет настолько хорошим , чтобы из-за него пересекать море? Тоже самое и скотоводством , плюс к этому вы с собой скот не брали, а отбирать скот у аборигенов аморально и могут быть последствия. Чем Вы наполните свой рынок?
Я не вижу другого , более выгодного товара , чем рабы. Заодно можно разжиться и землей и скотом.
Вопреки лютым ффантазиям Анархиста, нет свидетельств, что из Массалии экспортировали рабов. Вообще, рабы-кельты это уже 4 в до н.э., а не 7-6 вв до н.э. Массалия в основном экспортировала металлы: серебро и олово, которое было очень нужно для производства бронзы.
Но тут этот ментальный карлик решил дать свое определение греческой колонизации, заодно потешая нас своим сантехническим йумором:
Анархист
Общепринятая: Новые технологии, развитие производства, торговли и военного дела.
Моя: Борьба с бедностью, коррупцией и обеспечение политической стабильности.
Цитата
как видим, Кузищин пишет , что причины колонизации лежат не в расцвете греческих полисов , а в политическом кризисе , связанном с малым количеством рабов и стремлением аристократии получить дешевую рабочую силу:
Но в чем же смысл греческой колонизации?
Во-первых, греки практиковали колонизацию во все периоды их истории.
Это аксиома. Например, выделяют колонизацию миграционного периода, или Первую греческую колонизацию, когда греки заселили Эгейские о-ва и побережье Малой Азии.
Тот же Грэхэм:
РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ
КОЛОНИЗАЦИИ
X. Основание колонии
Решение о выведении колонии иногда принималось отдельным
человеком или группой лиц в качестве частной инициативы, как было,
например, с экспедициями Мильтиада Старшего в Херсонес
Фракийский и Дориея в Северную Африку; переселение на новое место
могло стать результатом гражданской смуты, когда отправляться за море
была вынуждена проигравшая партия или изгнанники, как в случае с
Синопой (Псевдо-Скимн. 994—997 Диллер) или с Баркой.
Однако в
большинстве случаев основание нового города являлось публичным
предприятием, по поводу чего в метрополии надлежащим образом
принимался государственный акт.
Выбор ойкиста (то есть основателя) был непременным актом перед
всеми активными действиями, ибо этот человек становился лидером,
несущим ответственность за всё предприятие297. Помимо упоминаемого
Фукидидом древнего обычая, согласно которому колония, выводившая
дочернее поселение, приглашала ойкиста из своей собственной
метрополии (Фукидид. I. 24. 2; ср.: VI. 4. 2), мы не располагаем никакими
свидетельствами о том, что ойкисты должны были происходить из
какой-то особой группы или класса.
Вероятно, первой и непременной задачей для ойкиста являлось
получение одобрения колониального предприятия со стороны богов.
К началу классической эпохи Аполлон превратился в главного
«колониального» бога, который сам считался основателем многих греческих
колоний299, а консультация с его оракулом в Дельфах считалась
обязательной для всякого ойкиста. В результате история об основании
любой колонии непременно содержала в себе рассказ об особом оракуле
(или оракулах), а дельфийское божество представлялось управляющим
греческой колонизацией во всех ее деталях, предлагающим большое
количество загадочных или нелепых оракулов, большинство из
которых, без сомнений, являются позднейшими подделками300.
В позднейшие эпохи, для которых мы располагаем надежными
источниками, не существовало, как представляется, особых проблем с
набором поселенцев. Для V в. до н. э. нам известно несколько случаев,
когда можно было собрать 10 000 колонистов из добровольцев303, а когда
Коринф объявил о дополнительном переселении в Эпидамн, вызвалось
большое количество желающих отправиться туда тот же час и много
других, еще не готовых к отъезду, кто пожелал обеспечить возможность
выселения в колонию внесением в казну 50 коринфских драхм (Фуки-
дид. Ш. 27. 1).
Весьма неполны данные, касающиеся количества переселенцев.
Единственные реальные цифры, которые засвидетельствованы для
архаики, это 1000 колонистов в Левкаде304, 200 — в Аполлонии
Иллирийской305, а также две пентеконтеры, то есть самое большее 200 человек
в Кирене. (По поводу Фасоса на основании одного фрагмента Архилоха
высказывалось мнение, что экспедиция сюда также насчитывала 1000
переселенцев, но контекст слишком неясен для признания такого вывода
надежным306.) Бросается в глаза контраст между этими скромными
цифрами и быстрым ростом числа жителей в некоторых колониальных
городах, который надежно засвидетельствован археологически, как,
например, в случаях с Питекусами и Сиракузами. Ответ на вопрос,
почему население так быстро увеличивалось в числе, вряд ли можно
получить на базе таких невероятных гипотез, как предположение о
значительном допуске туземцев в число граждан; скорее речь должна
идти о достаточно хорошо зафиксированной практике привлечения
дополнительных переселенцев из метрополии или вообще из всей
Греции уже после того, как колония укрепилась307".
Таким образом, смуты были всего лишь одним из факторов колонизации, причем, незначительным. И колонии сохраняли связи не только с метрополией, но и со всей Грецией, откуда получали переселенцев. И давали права гражданства всем гражданам метрополии, и наоборот.
Что же касается причин Второй греческой колонизации, то Грэхэм считает, что на первом месте стояла относительная перенаселенность греческих полисов.
При этом, я думаю, мы можем выделить колонизацию торговую, аграрную, политическую (смуты).
Анархист
Может быть, Вы и читали работы Кузищина, но видимо прошли они мимо Вашего мозга, и запомнили Вы только то, что велит Ваша вера или вообще ничего не запомнили.
Я вообще не обижаюсь на таких сельских одаренных, как Анархист. Я с них ржу. Они только меня потешают.
Кузищин прямо пишет:
"Родовая знать была заинтересована прежде всего в закабалении и использовании труда своих разоряющихся сородичей, ведь труд покупных рабов был довольно дорог,
а поставки рабов на рынки в это раннее время были редки".
Однако, вы считаете, что греки основывали колонии, чтобы ввозить рабов. Ну тогда покажите нам массовый ввоз рабов из Массалии, Эмпория, Алалии.
Вообще, покажите нам массовую поставку рабов на рынки в архаический период.
Анархист
На международном рынке рабов в 6 веке до н.э. произошли серьезные изменения: образуется Ахеменидская держава, законодательство которой опирается на монотеистические идеи . В монотеистических государствах правительства устанавливали очень высокую стоимость рабов на рынке.
Докажите, что:
а. Законодательство Ахеменидов опиралось на монотеистические идеи.
б. Ахемениды устанавливали цены на рабов.
Анархист
Когда Ахемениды подчинили себе весь Ближний Восток и Египет, это существенно уменьшило объемы работорговли, в которой греки к тому времени были безусловными лидерами.
Докажите, что греки массово ввозили рабов из Египта в архаический период. И что создание державы Ахеменидов уменьшило объем работорговли.