Печенеги.
Смерть Святослава на Днепровских порогах. Из Радзивилловской летописи
Смерть Святослава из хроники Иоанна Скилицы
Спойлер (раскрыть)
Масштабные миграции гуннов и огурских племен все-таки должны были сдвинуть с места часть канцзюйских племен, которые еще оставались в степях и пустынях. Часть кангаров была увлечена мигрировавшими племенами огуров. Так, Лазар Парбеци упоминал землю кангаров в Кангарских горах около реки Кура. Сириец Мар Григора упоминал о походе персидского шахиншаха Хосрова Ануширвана против иберов и армян в землю hangaraye. Мар Аба называл среди врагов Хосрова kangaraye. В V—VI веках часть кангаров находилась в землях Иберии и Кавказской Албании. Впервые этот аспект исследовал К. Цегледи. Выдвинуться в этот регион они могли вместе с савирами. Наиболее ранние известия об кангарах в этом регионе содержатся в хронике Лазаря Парбеци. При описании событий 482 года упомянута земля кангаров над долиной Куры на север от Севана на границах Иберии и Кавказской Албании.
Савиры проявляли активность по отношению к Южному Кавказу в VI веке, а это значит, что, вероятно, кангары были связаны с более ранним населением — хайландурами-оногурами. К. Цегледи отнес кангаров к гуннскому кругу племен, правда, с замечаниями, что язык кангаров и их происхождение невозможно установить. Относительно этнонима кангар Я. Эрней и К. Сабо пытались найти ее венгерскую этимологию. А. Вамбери считал, что кангар — это тюрки. Й. Маркварт относил кангар к печнегам. О. Прицак считал название «кангар» производным от kank (камень), а А. Рона-Таш — от kongor (коричневый конь). У Ибн Хордадбеха встречалась форма kankar. Ее считал правильной Й. Маркварт. А. Вамбери считал, что кангар соответствует kahgїr. Д. Немет считал правильной формой qїngїr. Л. Рашоньи предлагает ту же форму. Э. Трыярски считает правильной форму qїnїr и отмечает, что слово обозначало «храбрый». Это не противоречит сведениям Константина Багрянородного о том, что печенеги назывались так из-за своей доблести.
Нужно отметить, что Константин Багрянородный среди восьми племен печенегов выделял три племени, у которых было самоназвание «кангар». Название печенегов в Надписи Бильге-кагана было «кенгерес». Предположение О. Прицака об этом наименовании как о «каменных асах» не может быть принято. Представляется возможным, что этнический облик печенегов был сформирован огурскими телескими племенами, однако вполне возможно и присутствие иранского компонента. Первые упоминания в восточных источниках о печенегах и кенгересах датированы VIII веком. Первый этноним зафиксирован в тюркской рунической надписи в честь Бильге-кагана. Этноним же bečanag зафиксирован в уйгурском посольском донесении, переведенном на тибетский. В «Цзю Тан шу» упомянуто, что восточнотюркютский каган Шибир отправил в Китай посольство во главе с тегином Канхэли. Ю. Зуев реконструирует это имя как Кангарлыг.
Кенгересы, скорее всего, находились в качестве вассалов у тюркютских правителей из клана Ашина. Поскольку об их покорении тюркютами в VI веке не говорит ни один источник, то логично предположить, что кенгересы добровольно приняли власть новых хозяев степи после того, как они сокрушили жуаньжуаней (аваров) и эфталитов. Этноним «кенегерес» С. Кляшторный связывал с кангарами. Ставка кенгересов находилась в районе Шаша (Чача, Ташкента). О. Прицак придерживался мнения, что столица печенегов до их переселения в Европу находилась у Ташкента. В археологическом отношении на территории древнего Канцзюя существовали джетыасарская (нижнее течение Сырдарьи), каунчинская (Ташкентский оазис и Южный Казахстан), отраро-каратауская культуры. Н. Каплун придерживается мнения о происхождении печенегов от населения Канцзюя и считает, что Канцзюй распался на мелкие владения в V веке н. э.
История печенегов делится на азиатскую и европейскую части. Об азиатской истории печенегов известно крайне мало. Известно, что в Центральной Азии находилась местность Кангу-Тарбан (Тарбанд). Тарбанд можно отождествить с Отраром на Средней Сырдарье. Это название носил не только город, но и область, которая являлась наиболее западной страной, куда дошли войска кок-тюрок Могиляня и Кюль-Тегина. Кенгересы, то есть кангары, были союзниками кок-тюрок. Они восстали против тюргешей. Кюль-Тегин пришел на помощь кенгересам, разбив тюргешей. Потом он одержал победу над Кушу-тутуком, одним из вождей нушиби.
В китайской «Суй-шу», написанной в VII веке, печенеги упомянуты cреди других племен теле. Сказано, что на берегах реки Адэ на севере от Канa живут Хэси, Хэса, Боху, Бигань, Цзюйхай, Хэбиси, Хэцо, Субо, Емо, Кэдо. В Вэньсяньтукао среди племен названы хэчжи, гецзие, боху, туньцянь, бэйхай, хэбиси, ача, суба. Б. Муратов же считает, что божуцзюли — это башкиры и что этноним также читался как бэйручжэли. А. Комар считает, что Beirujiuli это барсилы, Bjukothun — башкиры, Enqu — оногуры, Alan — аланы.
А. Гаркавец считал, что этнонимам в китайских источниках сооветствуют следующие этнонимы Хэза/Хэчжэ — это хазары, Баху/Боху — булгары, Бицянь/Бигань — печенеги, Емо/Евей — йемеки. По мнению Ю. Лина, Cубо — это сабиры, Хеси — эдизы, Боху — булгары, Yemo — йемеки, Hebisi — кыпчаки, Keda — кутригуры. Необходимо отметить, что Юй Тайшань предложил китайские транскрипции названий кочевых племен. Акацирам соответствует Hujie (хуцзе), оногурам — Hunyu (хуньюй), кадисиям — Qushu (цюйшэ), кутригурам — Qutu (Цюйту), утигурам — Hedan (Хэдань), савиры — Xubu (Сюбу), барсилы — Maksi. Однако отождествление Hebisi=кыпчаки подвергается сомнению А. Гаркавцом. По мнению казахского синолога Б. Еженхана, этноним Hebisi нужно читать Hebisi Hecuo (хэби сихэцо). Нужно отметить, что йемекам вероятно соответствует Yemechih упомянутый в «Ляо-Ши».
Вообще, об истории кыпчаков и кимаков можно узнать достоверные данные в хрониках, изданных при династиях Юань и Мин. При этом, как мы могли убедиться выше, они приводились в транскрипции максимально близкой к оригинальному произношению. Относительно же отождествления Keda с кутригурами, оно также маловероятно, поскольку кутригуры, как и европейские авары выпали из поля зрения китайцев, которые в лучшем случае замечали оногуров, аланов и хазар, то есть народы Северного Кавказа.
Б. Муратов отождествляет с печенегами племя бигань. П. Пелльо и О. Прицак считали, что этноним Bei-ju относился к печенегам. Т. Сенга высказал мнение, что невозможно отождествить с печенегами любой этноним из списка племен теле. Касательно же иных отождествлений можно принять Хэса=хазары, Субо=сабиры, Enqu=оногуры, Alan=аланы, Beirujiuli=барсилы, все другие отождествления не являются очевидными.
Единственное что мы можем утверждать наверняка так это то, что вместе с тюркютами в западноевразийские степи пришло порядка десяти племен, причем барсилы и хазары, по сведениям тюркских орхоно-енисейских надписей, были частью тюркютов. Переселения должны были серьезно изменить этнонимию западноевразийских степей как и любое завоевание западноеврзийских степей ранее или позднее. Знания китайцев об этнографии западноевразиатских степей приблизительны и нас не должны удивлять сведения о принадлежности аланов к теле. Этноним теле относителен, как и относителен этноним тюрки и сакалиба в арабо-персидских хрониках. Древние хронисты за редким исключением не были лингвистами.
Нужно отметить, что в хазаро-еврейских документах печенегов называли родственниками хазар и других тюрок. Однако тут тоже был казус с аланами среди тюрок. В книге «Иосиппон» существовала библейская генеалогия печенегов. Печенеги вместе с хазарами, аланами, булгарами, турками (кабарами), бузами (огузами) были названы потомками Тогармы. По версии Иосифа б. Гориона, род Тогармы составляли Козар, Пацинак, Булгар, Турки, Буз. В то же время, Йосиф в письме Хасдаю б. Шапруту не упомянул Печенега в качестве сыновьев Тогармы. Зато среди подвласных народов упоминался народ Б-ц-ра. По предположению, А. Гаркави и П. Коковцева, этот этноним правильнее читать как Б-ц-на, то есть печенеги с западной стороны.
Из этих данных, можно сделать лишь вывод о том, что и так известно: печенеги — это тюрки. Касательно же упоминаний печенегов в списке тюркских племен, то у Ибн Хордадбеха и ал-Хоризми печенеги вообще не упоминались, а впервые они появляются у Ибн ал-Факиха. Абу Дулаф упомянул ал-Баджанак. У Гардизи тюрки — потомки Яфета, и соответственно к потомкам Яфета отнесены печенеги.
Ал-Бекри упоминал печенегов как ал-Баджнакакийа. Махмуд ал-Кашгари упоминал их как баджанак. Как баджанак печенеги упомянуты также у ал-Масуди, Тахира ал-Марвази, Мухаммеда Кятиба и Хаджи Халифы. В уйгурском посольском документе печенеги названы bečanag. Сообщалось, что это племя выставляло 5 тыс. воинов. В. Спиней предполагал, что этноним обозначал родственное племя, поскольку само слово обозначало сватов. Что касается этнонима печенег, то впервые эту версию высказала А. Банг. З. Гомобоц и Д. Расовский считали, что название племени происходит от имени Бече. Арабские и персидские источники сообщали форму этнонима, наиболее близкую к самоназванию.
Европейские источники не так точны. У Джуаншера Джуаншериани печенеги названы пачаниками, Нестор Летописец называл их печенегами, Константин Багрянородный — пацинакитами, Маттэос Урхаэци — пацинаками, Регинон Прюмский, Оттон Фрайзингенский, Титмар Мерзербургский — пиценаци. Венгры называли печенегов кунами, бешенье и бессами. Некоторые византийские хронисты обозначали печенегов этнонимами даки (Свида, Иоанн Зонара) и мисы (Михаил Пселл), но все таки наиболее популярным этнонимом, обозначавшим печенегов, был этноним скифы (Иоанн Киннам, Анна Комнина, Никита Хониат).
Савиры проявляли активность по отношению к Южному Кавказу в VI веке, а это значит, что, вероятно, кангары были связаны с более ранним населением — хайландурами-оногурами. К. Цегледи отнес кангаров к гуннскому кругу племен, правда, с замечаниями, что язык кангаров и их происхождение невозможно установить. Относительно этнонима кангар Я. Эрней и К. Сабо пытались найти ее венгерскую этимологию. А. Вамбери считал, что кангар — это тюрки. Й. Маркварт относил кангар к печнегам. О. Прицак считал название «кангар» производным от kank (камень), а А. Рона-Таш — от kongor (коричневый конь). У Ибн Хордадбеха встречалась форма kankar. Ее считал правильной Й. Маркварт. А. Вамбери считал, что кангар соответствует kahgїr. Д. Немет считал правильной формой qїngїr. Л. Рашоньи предлагает ту же форму. Э. Трыярски считает правильной форму qїnїr и отмечает, что слово обозначало «храбрый». Это не противоречит сведениям Константина Багрянородного о том, что печенеги назывались так из-за своей доблести.
Нужно отметить, что Константин Багрянородный среди восьми племен печенегов выделял три племени, у которых было самоназвание «кангар». Название печенегов в Надписи Бильге-кагана было «кенгерес». Предположение О. Прицака об этом наименовании как о «каменных асах» не может быть принято. Представляется возможным, что этнический облик печенегов был сформирован огурскими телескими племенами, однако вполне возможно и присутствие иранского компонента. Первые упоминания в восточных источниках о печенегах и кенгересах датированы VIII веком. Первый этноним зафиксирован в тюркской рунической надписи в честь Бильге-кагана. Этноним же bečanag зафиксирован в уйгурском посольском донесении, переведенном на тибетский. В «Цзю Тан шу» упомянуто, что восточнотюркютский каган Шибир отправил в Китай посольство во главе с тегином Канхэли. Ю. Зуев реконструирует это имя как Кангарлыг.
Кенгересы, скорее всего, находились в качестве вассалов у тюркютских правителей из клана Ашина. Поскольку об их покорении тюркютами в VI веке не говорит ни один источник, то логично предположить, что кенгересы добровольно приняли власть новых хозяев степи после того, как они сокрушили жуаньжуаней (аваров) и эфталитов. Этноним «кенегерес» С. Кляшторный связывал с кангарами. Ставка кенгересов находилась в районе Шаша (Чача, Ташкента). О. Прицак придерживался мнения, что столица печенегов до их переселения в Европу находилась у Ташкента. В археологическом отношении на территории древнего Канцзюя существовали джетыасарская (нижнее течение Сырдарьи), каунчинская (Ташкентский оазис и Южный Казахстан), отраро-каратауская культуры. Н. Каплун придерживается мнения о происхождении печенегов от населения Канцзюя и считает, что Канцзюй распался на мелкие владения в V веке н. э.
История печенегов делится на азиатскую и европейскую части. Об азиатской истории печенегов известно крайне мало. Известно, что в Центральной Азии находилась местность Кангу-Тарбан (Тарбанд). Тарбанд можно отождествить с Отраром на Средней Сырдарье. Это название носил не только город, но и область, которая являлась наиболее западной страной, куда дошли войска кок-тюрок Могиляня и Кюль-Тегина. Кенгересы, то есть кангары, были союзниками кок-тюрок. Они восстали против тюргешей. Кюль-Тегин пришел на помощь кенгересам, разбив тюргешей. Потом он одержал победу над Кушу-тутуком, одним из вождей нушиби.
В китайской «Суй-шу», написанной в VII веке, печенеги упомянуты cреди других племен теле. Сказано, что на берегах реки Адэ на севере от Канa живут Хэси, Хэса, Боху, Бигань, Цзюйхай, Хэбиси, Хэцо, Субо, Емо, Кэдо. В Вэньсяньтукао среди племен названы хэчжи, гецзие, боху, туньцянь, бэйхай, хэбиси, ача, суба. Б. Муратов же считает, что божуцзюли — это башкиры и что этноним также читался как бэйручжэли. А. Комар считает, что Beirujiuli это барсилы, Bjukothun — башкиры, Enqu — оногуры, Alan — аланы.
А. Гаркавец считал, что этнонимам в китайских источниках сооветствуют следующие этнонимы Хэза/Хэчжэ — это хазары, Баху/Боху — булгары, Бицянь/Бигань — печенеги, Емо/Евей — йемеки. По мнению Ю. Лина, Cубо — это сабиры, Хеси — эдизы, Боху — булгары, Yemo — йемеки, Hebisi — кыпчаки, Keda — кутригуры. Необходимо отметить, что Юй Тайшань предложил китайские транскрипции названий кочевых племен. Акацирам соответствует Hujie (хуцзе), оногурам — Hunyu (хуньюй), кадисиям — Qushu (цюйшэ), кутригурам — Qutu (Цюйту), утигурам — Hedan (Хэдань), савиры — Xubu (Сюбу), барсилы — Maksi. Однако отождествление Hebisi=кыпчаки подвергается сомнению А. Гаркавцом. По мнению казахского синолога Б. Еженхана, этноним Hebisi нужно читать Hebisi Hecuo (хэби сихэцо). Нужно отметить, что йемекам вероятно соответствует Yemechih упомянутый в «Ляо-Ши».
Вообще, об истории кыпчаков и кимаков можно узнать достоверные данные в хрониках, изданных при династиях Юань и Мин. При этом, как мы могли убедиться выше, они приводились в транскрипции максимально близкой к оригинальному произношению. Относительно же отождествления Keda с кутригурами, оно также маловероятно, поскольку кутригуры, как и европейские авары выпали из поля зрения китайцев, которые в лучшем случае замечали оногуров, аланов и хазар, то есть народы Северного Кавказа.
Б. Муратов отождествляет с печенегами племя бигань. П. Пелльо и О. Прицак считали, что этноним Bei-ju относился к печенегам. Т. Сенга высказал мнение, что невозможно отождествить с печенегами любой этноним из списка племен теле. Касательно же иных отождествлений можно принять Хэса=хазары, Субо=сабиры, Enqu=оногуры, Alan=аланы, Beirujiuli=барсилы, все другие отождествления не являются очевидными.
Единственное что мы можем утверждать наверняка так это то, что вместе с тюркютами в западноевразийские степи пришло порядка десяти племен, причем барсилы и хазары, по сведениям тюркских орхоно-енисейских надписей, были частью тюркютов. Переселения должны были серьезно изменить этнонимию западноевразийских степей как и любое завоевание западноеврзийских степей ранее или позднее. Знания китайцев об этнографии западноевразиатских степей приблизительны и нас не должны удивлять сведения о принадлежности аланов к теле. Этноним теле относителен, как и относителен этноним тюрки и сакалиба в арабо-персидских хрониках. Древние хронисты за редким исключением не были лингвистами.
Нужно отметить, что в хазаро-еврейских документах печенегов называли родственниками хазар и других тюрок. Однако тут тоже был казус с аланами среди тюрок. В книге «Иосиппон» существовала библейская генеалогия печенегов. Печенеги вместе с хазарами, аланами, булгарами, турками (кабарами), бузами (огузами) были названы потомками Тогармы. По версии Иосифа б. Гориона, род Тогармы составляли Козар, Пацинак, Булгар, Турки, Буз. В то же время, Йосиф в письме Хасдаю б. Шапруту не упомянул Печенега в качестве сыновьев Тогармы. Зато среди подвласных народов упоминался народ Б-ц-ра. По предположению, А. Гаркави и П. Коковцева, этот этноним правильнее читать как Б-ц-на, то есть печенеги с западной стороны.
Из этих данных, можно сделать лишь вывод о том, что и так известно: печенеги — это тюрки. Касательно же упоминаний печенегов в списке тюркских племен, то у Ибн Хордадбеха и ал-Хоризми печенеги вообще не упоминались, а впервые они появляются у Ибн ал-Факиха. Абу Дулаф упомянул ал-Баджанак. У Гардизи тюрки — потомки Яфета, и соответственно к потомкам Яфета отнесены печенеги.
Ал-Бекри упоминал печенегов как ал-Баджнакакийа. Махмуд ал-Кашгари упоминал их как баджанак. Как баджанак печенеги упомянуты также у ал-Масуди, Тахира ал-Марвази, Мухаммеда Кятиба и Хаджи Халифы. В уйгурском посольском документе печенеги названы bečanag. Сообщалось, что это племя выставляло 5 тыс. воинов. В. Спиней предполагал, что этноним обозначал родственное племя, поскольку само слово обозначало сватов. Что касается этнонима печенег, то впервые эту версию высказала А. Банг. З. Гомобоц и Д. Расовский считали, что название племени происходит от имени Бече. Арабские и персидские источники сообщали форму этнонима, наиболее близкую к самоназванию.
Европейские источники не так точны. У Джуаншера Джуаншериани печенеги названы пачаниками, Нестор Летописец называл их печенегами, Константин Багрянородный — пацинакитами, Маттэос Урхаэци — пацинаками, Регинон Прюмский, Оттон Фрайзингенский, Титмар Мерзербургский — пиценаци. Венгры называли печенегов кунами, бешенье и бессами. Некоторые византийские хронисты обозначали печенегов этнонимами даки (Свида, Иоанн Зонара) и мисы (Михаил Пселл), но все таки наиболее популярным этнонимом, обозначавшим печенегов, был этноним скифы (Иоанн Киннам, Анна Комнина, Никита Хониат).