Сообщество Империал: Средневековая Болгария - Сообщество Империал

Стратегии, Игровые Миры, История, Total War


Imperial Уважаемый Гость, Новая игра от студии Creative Assembly - Total War Saga: Troy Imperial
Laszlo

Средневековая Болгария

Средневековая Болгария
Тема создана: 12 Январь 2013, 12:08 · Автор: Laszlo
СОХРАНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ:
Сообщений: 24 · Просмотров: 2 809
  • 3 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин
6 383
119
1 364
6 609
0

Дата: 12 Январь 2013, 12:08

Продолжая балканскую проблематику предлагаю обсудить историю Болгарии, государства которое кинуло вызов самой Византии. Тем для обсуждения есть масса: биография Аспаруха, Тервела, Крума, Бориса, Симеона, Самуила, Асеня, Калояна, Борила, Ивана Асеня II, Георгия Тертера, Иван Шишмана и друниих. История Болгарии богата на талантливых полководцев и правителей. Не менее интересна военная история Болгарии. Это битвы при Анхиале, при Вырбишском проходе, при Версиникии, при Ахиале, при Адрианополе, при Клокотнице, при Вельбужде.
Для начала сообщаю ссылки несколько болгарских источников
Именник на българските ханове - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Хамбарлийски надпис на хан Крум - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Надпис на колона от Мадара - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин
    6 383
    119
    1 364
    6 609
    0

    Дата: 13 Январь 2013, 14:34

    Книги по истории Первого Болгарского Царства
    Петър Коледаров (1979) - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Раннефеодальные государства на Балканах, VI-XII вв. - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Васил Златарски (1918) - История на българската държава през средните векове
    Том I. История на Първото българско царство. Част II. От славянизацията на държавата до падането на Първото царство (852—1018)
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    История на българите с поправки и добавки от самия автор акад. Константин Иречек
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Иван Дуйчев (1947) - Образуване на българската държава
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Если начинать излагать историю Болгарии, то нужно ее начинать от основания государства. Корни болгар двуедины - это тюрко-болгары из Приазовья и славяне Подунавья. До переселения в Северо-Западное Причерноморье орды Аспаруха славянские племена находились под властью византийских императоров. Союз семи племен был не в силах тягаться с ромеями. Славинии были плоуавтономными образованиями. Аспарух же двигался из района владений Великой Булгарии в Приазовье. После смерти Кубрата булгар здорово потеснили хазары. Орда Батбаяна была вынуждена признать зависимость от них. Те же, кто желал оставаться независимыми двинулись на север и на запад. Северная часть переселенцев дала начало волжским булгарам, а западная часть двигалась в направлении Дуная. По сведениям иудейско-хазарской переписки хазары преследовали булгар до реки Руна (Дунай), что конечно являеться преувеличением. Уже после переправы через Днепр булгары оторвались от хазарских преследователей и образовали новую конфедерацию на территории Онгла, которая приблизительно соответствовала позднейшему венгерскому Етелькёзу, то есть земли от Днепра до Дуная. Именно отсюда они делали нападения на Византию. В 679 г. Аспарух нанес поражение ромеям, а в 681 г. добился от василевса ромеев признания своего государства. Так было положено начало новому государству Первому Болгарскоиму Царству. Переселение булгар в Нижнее Подунавье сыграло важную роль. Булгары перекрыли пути пополнения аварских сил из степи и переняли контроль над Карпато-Дунайским регионом. У авар появился опасный соперник. При хане Круме булгары завершат дело начатое Аспарухом. Всем известно что Карл Великий ходил походами на авар. Куда менее известны свершения Крума, который занял прежние аварские владения в Трансильвании и Паннонии и установил границу ммежду булгарской и франской сферой влияния по Дунаю. Крум известен еще и тем, что первый правовой документ у славян был именно учрежден булгарами. Это Закон судный людем, аналог многочисленным германских ''правдам''.
    Пaмятник Аспаруху в Запорожье
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Фото сделал Иван Петрович Ангелов
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин
      6 383
      119
      1 364
      6 609
      0

      Дата: 15 Январь 2013, 18:27

      Источники по истории болгар
      ЛАТИНСКИ ИЗВОРИ ЗА БЪЛГАРСКАТА ИСТОРИЯ
      том I Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      том II Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      том III Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      том IV Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      том V Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      ГРЪЦКИ ИЗВОРИ ЗА БЪЛГАРСКАТА ИСТОРИЯ
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      До сих пор я не видел подборки переводов источников аналогичных этой болгарской серии. У них еще есть издание нескольких томов турецких источников по истории Болгарии. Жаль только что собственных источников у них мало и их истории более известна по иноземным источникам. Болгарские хроники короткие. Раннюю болгарскую историю выручают сведения надписей на камнях.
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин
        6 383
        119
        1 364
        6 609
        0

        Дата: 15 Январь 2013, 19:18

        Болгарские летописи
        БАТКУНСКИ ЛЕТОПИС - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        ПОТУРЧВАНЕ НА ЧЕПИНО Поп Методий Драгинов от Корова -
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        БЕЛОВСКА ХРОНИКА - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        ЛЕТОПИС НА ПОП ПЕТЪР ОТ СЕЛО МИРКОВО - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        РИЛСКИ ЛЕТОПИС от 1772г. Йеромонах Йеротей Рилски - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        ЛЕТОПИСЕН РАЗКАЗ НА МОНАХА ИСАЙ ОТ 1371Г. - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Летописна бележка от 1385г. на монаха Саватий за укриване на ценностите на Рилския манастир заради турските нападения
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Безименна българска летопис от първата половина на ХVвек - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        КРАТЪК КОЛОНЕН ГРАФИТЕН ЛЕТОПИС ОТ ХРАМА „СВЕТИ СВЕТИ ПЕТЪР И ПАВЕЛ” ВЪВ ВЕЛИКО ТЪРНОВО
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        ЗА ВРЕМЕТО НА ВТОРОТО РАЗОРЕНИЕ НА БЪЛГАРИЯ, ПО КАКЪВ НАЧИН Е СТАНАЛО
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Кратка история за българския род
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Болгарские летописи в основном относятся к эпохе османского владычества и описывает эпоху османского владычества. Думаю в Болгарии была развита письменная славянская культура как и в Галицко-Волынской Руси, но до нас дошли жалкие остатки былого великолепия. Если многое из письменного наследия Галицко-Волынской Руси погибло во время войны за галицко-волынское наследство и во время татарских набегов, то болгарские летописи могли быть уничтожены во время войн Святослава, Василия Болгаробойцы, восстания Ивайла и османских завоеваний. Хорошо хоть сохранились документы охридской архиепископии и тырновской патриархии, а также синодики.
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин
          6 383
          119
          1 364
          6 609
          0

          Дата: 19 Январь 2013, 18:51

          Карасик А. Древнейшая Болгарская летопись // Вопросы истории. — 1950. — Вып. 5. — С. 114.

          Цитата

          В 1866 г. А. Н. Попов в числе текстов рукописей Еллинского летописца опубликовал один из важнейших документов по древней истории Болгарии, так называемый «Именник болгарских князей», имеющий большое значение для исторической науки. Однако текст «Именника» содержал много слов, смысл и происхождение которых были неясны.

          Попытки прочтения «Именника» делались неоднократно, но были безуспешны. Большинство западноевропейских исследователей считало болгар тюркским племенем и искало ключ для расшифровки «Именника» в тюркских языках. Такая позиция особенно упорно отстаивалась немецкими историками и лингвистами.

          Русский учёный-славист А. Ф. Гильфердинг, пытаясь прочитать «Именяик», впервые решил прибегнуть к помощи венгерского языка. В 1868 г., через два года после опубликования А. Н. Поповым текста «Именника», А. Ф. Гильфардинг писал о словах этого текста, смысл которых был непонятен: «Они имеют явное сходство со словами языка мадьярского и сродных ему языков уральской ветви финского племени, вотяцкого и зырянского, и мы уверены, что знаток этих языков истолковал бы вполне удовлетворительно загадочные для нас «болгарские прозвища»1.

          А. Ф. Гильфердинг, несомненно, указал правильный путь к изучению текста «Именника», но, к сожалению, его работа, содержащая истолкование отдельных тёмных мест «Именника», не была продолжена.

          В 1946 г. проф. М. Н. Тихомиров опубликовал полные тексты и фотоснимки «Именника» по Синодальному списку Еллинского летописца и по «Хронографу» бывшего Уваровского собрания2. Публикация М. Н. Тихомирова значительно облегчила изучение этого исторического памятника.

          Текст «Именника» в транскрипции М. Н. Тихомирова имеет следующее содержание:

          «Авитохолъ жытъ л?тъ 300, родъ емоу Дуло, а л?тъ ем (у) диломъ твиремъ.
          Ирник житъ л?тъ 100 и 8 л?ть, род ему Дуло, а л?ть ему диломъ твиремъ.
          Гостунъ нам?стникъ сый 2 л?т (а), родъ ему Ерми, а л?тъ ему дохсъ твиремъ.
          Куртъ 60 л?ть, дръжа, родъ ему Дуло, а л?тъ ему шегоръ в?чемъ.
          Безм?ръ 3 л?т (а), а родъ сему Дуло, а л?тъ ему шегоръ в?чемъ.
          Сии 5 кънязь дръжаше княжение обону страну Дуная л?тъ 500 и 15 остриженами главами.
          И потомъ приде на страну Дуная Исперих князь, тожде я досел?.
          Есперерихъ князь 60 и одино л?то, родъ ему Дуло, а л?тъ ему верени алемъ.
          Тервель 20 и 1 л?т (о), родъ ему Дуло, а л?тъ ему текучитемь.
          Твиремъ 20 и 8 Л?тъ, родъ ему Дуло, а л?тъ ему дваншехтемь.
          Севар 15 л?тъ, родъ ему Дуло, а л?тъ ему тахалтомъ.
          Кормисошь 17 л?тъ, родъ ему Вокиль, а л?тъ ему шегоръ твиримь.
          Сии же князь измени родъ Дулов, рекше Вихтунь. Винехъ 7 л?тъ, а родъ ему Укиль, а л?тъ ему имяше горалемь.
          Телецъ 3 л?т (а), родъ ему Угаинъ, а л?тъ ему соморъ алтемь. И сий иного рода (?).
          Умор 40 дний, родъ ему Укиль, а ему диломъ тутомъ»3.
          Нужно отметить что Уваровский список имеет чтения: «Есперих», а не «Есперерих», «Тервень», а не «Тервель».

          Ниже мы помещаем перевод текста и его обоснование. Перевод сделан с помощью венгерского языка. Текст гласит: «Авитохол жил лет 300, род его — Дуло, при нём путь водителей верблюдов. Ирник жил лет 108, род его — Дуло, при нём путь водителей верблюдов. Гостун наместник 2 года, род его Ерми, при нём тлен водителей верблюдов. Курт — 60 лет княжил, род его Дуло, при нём — скудный посев. Безмер — 3 года, а род его — Дуло, при нём — скудный посев. Эти пять князей держали княжение по эту сторону Дуная 515 лет остриженными главами. И потом пришёл на другую сторону Дуная князь Есперих, где и доселе. Есперих князь — 61 год, род его — Дуло, при нём — кровавое правление. Тервень — 21 год, род его Дуло, при нём — богатство. Твирем — 28 лет, род его — Дуло, при нём — величие. Севар –15 лет, род его — Дуло, при нём — озерная рыба. Кормисошь — 17 лет, род его Укиль, а при нём — мало водителей верблюдов; этот же князь сменил род Дулов, названный нерадивым правителем, принесший голод 7 лет, а род его — Укиль, а при нём –жестокое правление. Телець — 3 года, род его Угаин, а при нём — печальное время. И этот другого рода. Умор — 40 дней, род его — Укиль, при нём — путь плотов».

          Приводим словарь, легший в основу нашего перевода.

          Дилом от gyalo — ход, шаг; gyalog –пешком, пешеходный.

          Твиремь, или Твирем, или Твиримь от teve — верблюд, iram — направление, движение; irany — направление, курс. Твирем –собственное имя, водитель, верблюдов.

          Дохс — doh — тлен, отмирание, dohos –затхлый, гниющий.

          Шегор — от zsugori — скупой; zsugorodni — уменьшаться. Мягкие «джь» переданы буквой «ш».

          Вечем от vetes — сев, посев; мягкое «т» передано звуком «ч».

          Верени от ver — кровь, verekedni — сражаться, veres — кровавый, verezni — истекать кровью.

          Алем от allam — государство, all-ni –стоять, становиться, состоять.

          Текучитемь — от tehet?s — богатый, зажиточный, tehetseg — мощь, способность.

          Дваншехтем — от fenseg — величие. Звук «f» передан сочетанием «дв».

          Тохалтом — от to — озеро (море), hal –рыба.

          Окончание «темь» в словах текучитемь,

          дваншехтемь, тохалтом указывает на массовость явления: t?meg — толпа, масса, t?meges — массовый, temeny — множество.

          Вихтунь — от vih (vihet), от глагола vinni — нести, вести, водить; tunya — ленивый, нерадивый.

          Винех — от vin-ni — нести, ?hen — голодно, ehseg — голод.

          Горалем — от gor — грубый, жёсткий, g?res — напряжённый, сдавленный.

          Сомор — от szompru — печальный, скорбный.

          Алтемь — от ?lt? — отрезок времени, период.

          Тутом — от tutaj — плот, лодка рубленая.

          Славянское выражение «обону страну» имеет то же значение, что «об он пол» в древнерусских рукописях, т. е. «на одной стороне», «на одном берегу». Выражения «род ему Дуло» и «лет ему дилом твирем» имеют дательный падеж — dativus incommodi, что характерно для древнеславянского языка.

          Предпоследняя фраза рукописи и в том и в другом списке читается так: «И сии иного рад». Предполагается описка в этой фразе и исправление к ней: «И сий иного рода». Возможно, однако, что ошибки здесь нет и читать следует: «И сии иногорад», в одно слово «иногорад» — иноземец, человек с другого берега или из другого города. Смысловое содержание при том и другом прочтении одинаково.

          Авитохол означает «посвящённый луне», avatas — посвящение, avat-ni — посвящать; hold — луна. Это имя относится не к отдельному лицу, а к народу. Легендарный срок жизни Авитохола — лет 300 — длительный период кочевого образа жизни народа. «Род ему Дуло» — du»l? значит «поле», степь, a dulo — водитель погонщиков.

          В Ирнике некоторые историки видели сына Атиллы — Хернака. У нас нет оснований разделять это мнение. Имя Ирник созвучно угрскому слову hirnok, что значит «вестник». Он являлся как бы предвестником исторической эпохи болгарского народа. Годы его княжения — 108 лет — также сказочны.Есперих — священнослужитель (esperes). До него все пять князей были с «остриженными главами». Можно думать, что в период княжения Еспериха изменился религиозный культ народа: Есперих уже был не с «остриженной главой».

          Имя Тервель встречается и в византийских хрониках, что позволяет историкам предпочитать это начертание Тервеню, как его именует Уваровский список. Однако Тервень оправдывается смысловым содержанием. Тервень (terveny) значит «законный». Возможно, что это имя или прозвище возникло в силу того, что были менее законные претенденты на княжение.

          Обращает на себя внимание собственное имя Кормисошь: k?rm?szos — когтистый. Греческие хроники называют его Кормесий, или Комерсий. Автор «Именника» весьма отрицательно относится к этому князю. Род Кормисоша — «Вокиль», или, как далее, повидимому, более правильно, дважды написано «Укиль». Летописец отрицательно относится к последним князьям не из рода Дуло. Он пишет, что после смены рода Дуло начался голод и настали печальные времена.

          Приведённый перевод текста даёт основание для некоторых выводов. Во-первых, не только язык текста, но и личные имена князей указывают на языковое родство болгар и венгров; во-вторых, текст неправильно называется «Именником болгарских князей». Князья и даты их княжения являются лишь хронологическими вехами для летописца. Основное содержание летописи — жизнь болгарского народа. В изумительной по краткости форме летописец рассказывает о кочевом периоде, о переходе к земледелию, о завоевании страны, где болгары перешли к оседлому образу жизни; о развитии рыболовства и судоходства, о годах богатства и даже величия пришельцев-болгар; о смене правления, о голоде, о внутренних неурядицах и о прочих событиях за шесть с половиной веков.

          В летописи имеются три фразы, которые разрывают последовательное повествование и имеют характер пояснения или резюме предыдущего изложения. Это следующие фразы: «Сии 5 кънязь дръжа княжение обону страну Дуная л?тъ 500 и 15 остриженами главами». Эта фраза заключает первый период истории болгар, отражённый в летописи; «Сий же кънязь измени родъ Дулов» — это новая грань в истории болгар, новый период, выделенный летописью; «И сии иного рода» — фраза относится к Телецу, который был представителем рода Угаин.

          Таким образом, летописец стремился дать периодизацию истории своего народа и очень кратко — своё отношение к прошедшим событиям.

          Наконец, летопись создана с помощью двух языков: славянского и угрского. Естественно предположить, что она возникла в Болгарии, когда угрский язык ещё бытовал среди болгар. Какими буквами писалась эта летопись? Угрской письменности не было. Греческим алфавитом нельзя было передать «шегор вечем». Но была ля тогда азбука Кирилла? Во всяком случае, летопись могла быть написана только славянскими письменами.

          В летописи три раза встречается форма «Твиремъ» и один раз «Твиремь» в значении имени собственного. В иной транскрипции дано это слово в годы правления Кормисоша, а именно как «Твиримь». Летопись сообщает об окончании во времена Гостуна «пути верблюдов» — «дохсъ твиремъ». Странно, что почти через двести лет после Гостуна она отмечает «уменьшение пути верблюдов» — «шегоръ твиримь». Нам кажется, что в этом месте текста переписчик допустил ошибку и следует читать не «твиримь», а «виримь». Букву «т» переписчик возможно добавил, часто встречая в тексте форму «твиримь». «Виримь» следует перевести как «цветени»«, от глагола viritani — цвести. При Кормисоше было «скудное цветение», т. е. скудный урожай. Данное прочтение осмысливается и последующим текстом, который сообщает, что при Кормисоше был голод в течение семи лет.

          Таковы поправки и разъяснения, предлагаемые нами к тексту «Именника». Думаем, что наша попытка перевода приближает правильное осмысление текста этого документа. Изучение отдельных слов его надо продолжить, ибо их значение 1200 лет назад могло быть иным, чем то, которое придали ему мы в настоящем переводе. Несомненно, подлинный исторический смысл этой летописи может быть полностью раскрыт.

          Имя болгар как особого народа впервые встречается в греческих источниках под 482 годом. Несколько позднее историк Феофан писал, что в 501 г. болгары, о которых до того времени викто не знал, произвели набег на империю. В это время болгары кочевали в Причерноморских степях, от Дона до Дуная.

          «Именник болгарских князей» начинает историческое повествование значительно ранее V века, ещё с середины II века нашей эры. Но первые века исторической жизни болгарского народа летопись не помнит и облекает их легендарным туманом. Хронология этого периода дана приближённо: лет 300, 100 и 8.

          Первый болгарский князь, упомянутый в «Именнике», которого знали и другие исторические документы, был Курт, или Куврат. Он умер, как принято считать, в 642 году. Если следовать за хронологией «Именника», то годы княжения Курта — 584—642. Греческие источники сообщают, что Курт вместе со своим дядей Органом приезжал в Византию, спасаясь от аваров и прося о помощи. Там он принял христианство.

          Аспарух, или Есперих, был третьим сыном Курта. Старший брат его, Безмер (B?-z?m-?r — могучий хранитель), княжил всего три года. Аспарух упоминается и в других исторических документах. Он перешёл после 660 г. Дунай и завоевал Мизию. «Именник» сообщает, что первые князья держали страну севернее Дуная 515 лет. Если же подсчитать время княжения каждого князя, то сумма лет общего княжения будет равна не 515, а всего 473 годам. Следовательно, «Именник» прибавляет и те годы княжения Аспаруха, которые предшествовали его переходу через Дунай. В исчислении «Именника» переход через Дунай Аспаруха, таким образом, надо отнести к 679 году. В этом году, по данным византийских, источников, Аспарух заключил мир с греками и обеспечил за собой Мизию. Годы княжения Аспаруха были временем почти непрерывной борьбы — «верени алем» (кровавое правление).

          При Тервене, или Тервеле, Болгария достигла большого могущества. Византийский император прибегал к помощи болгарского князя и считал себя его данником. В Константинополе Тервеня провозгласили кесарем. С тех пор болгарские князья именовали себя титулом «кан ивига», что в переводе с венгерского значит «муж, водитель рода».

          Кормисоша греческие хроники знают под именем Кормесия: при нём болгары потерпели поражение от греков.

          О Телеце пишет летопись Никифора: «Гунны-болгаре, заключив между собою договор, избили весь род своих наследственных властителей и поставили себе государем Телеца, высокомерного и полного юношеской отваги, который, собрав войско, стал разорять области империи. В это же время множество славян, покинув свою родину, прибегли добровольно к императору»4. Когда Никифор пишет об избиении наследственных властителей, он имеет в виду род Дулов, т. е. вспоминает и время Кормисоша.

          Телец был разбит греками. В Болгарии вспыхнуло восстание, во время которого Телец был убит. Как сообщают греки, он был убит в 763 г., по хронологии же «Именника», его убийство приходится отнести к 772 или к 773 году. Разница в десять лет заставляет обратить внимание на то, что в «Именнике» княжение Кормисоша исчислено в 17 лет, а затем поправлено на семь. Возможно, что в первом случае вкралась описка; возможно, конечно, и расхождение хронологии разных источников.

          После Телеца стал княжить Умор, но через 40 дней он был свергнут. На престол возвели зятя Кормисоша, Савина, которого, однако, вскоре прогнали. Во время волнений . появился Умор. В 765 году он был убит.

          Повторяемость древнеболгарских имён (а это были прозвища) — весьма редкое явление. Умор, убитый в 765 г., должен быть признан тем Умором, которого упоминает «Именник». Сравнение дат смерти Телеца и Умора и событий времён княжения Тервеня с греческими сообщениями показывает, что хронология «Именника» совпадает с греческой хронологией почти полностью при условии исправления времени княжения Кормисоша с 17 на 7 лет. Следовательно, метод летосчисления и порядок счёта «Имевника» не отличались от греческого.

          Итак, можно сделать вывод, что «Именник» содержит достоверные исторические данные начиная с эпохи Курта и другие ценнейшие сведения, нигде более не повторяемые.

          Неясные слова «Именника» большинство исследователей (кроме А. Ф. Гильфердинга) пыталось объяснить как числительные. На этой основе построены изыскания Бюри, В. Н. Златарского, И. Маркварта и И. Микколы5. Однако все эти попытки не увенчались успехом. Неясные слова в той их расшифровке, которая дана нашим переводам и которая исключает их понимание как числительных, всё же имеет в летописи значение определённых вех для летосчисления, или, правильнее, для эпохоисчисления.

          В подтверждение этого мнения можно привести текст эпиграфического памятника, найденного в 1905 г. около д. Чаталар и содержащего надпись о Кане Омортаге (815-830) : «Кан Ивиги Омортаг, в земле, где родился по воле боне и ей архонт. Держа свой лагерь в Пляске, основал аул в Тыче и двивул силу на греков и славян и искусно построил мост на Тыче; перенёс и поставил в этом самом замке четыре колонны и на одной из колонн поставил два медных льва. Бог да поможет волею божьей архонту согнуть царя под ногу свою до тех пор, пока течёт Тыча, и да даст болгарам много пленников; напоследок же, подчинив себе врагов, в радости и веселии да живет 100 лет. Время же, когда было строение — по болгарскому счислению Сигорелем, а по-гречески индикта 15» (822)6. Надпись сделана по-гречески и, возможно, греком, допустившим неточное выражение: «по болгарскому счислению Сигорелем». «Сигорель»– венгерское слово, означающее «строгая жизнь», или «суровая жизнь», szigoru — строгий, суровый, ?let — жизнь, elni — жить.

          В своём труде «История сербов и болгар» А. Ф. Гильфердинг приводит фразу Иоанна Ексарха Болгарского о крещении Болгарии при Борисе в 859 г.: «Сей же Борисъ Болгары крестилъ въ л?то етхь бехти»7. Гильфердинг осмыслил последние два слова как «жажда мира». ?h, по-мадьярски, пишет Гильфердинг, — голод, ehetnem — я голоден, b?ke — спокойствие. Такой перевод ошибочен и основан на перестановке букв. Етхь бехти — простое числительное: ?t — 5, het — 7. Етхь бехти должно быть прочитано как ?t hebe het. Hebe означает измерение времени — период или отрезок. При всей простоте такой перевод позволяет сделать интересные выводы.

          Ещё в 859 г. болгары пользовались венгерскими словами для обозначения чисел, при этом венгерской письменности не было. Числа назывались на венгерском языке и если записывались, то особыми знаками или греческим алфавитом. Что значит «етхь бехти»: пять раз 7 или 57, решить не берёмся, но порядок счёта был иной, чем сейчас, и обозначение десятков также было иное.

          На основе этого можно заключить, что «Именник» был составлен уже в то время, когда в Болгария был по-новому освоен счёт. Летописец не только указал годы правления каждого князя, но и подытожил первый период истории до завоевания Мизии общим числом 515 лет. Более того, летописец сверял своё летосчисление с какими-то историческими документами. Можно думать, что летопись является краткой сводкой как исторических преданий, так и письменных материалов, скорее всего греческих хроник.

          Не имея своего летосчисления, болгары характеризовали отдельные периоды своей истории кратко, по какому-либо признаку, событию или форме хозяйственного быта. Характеристика первых периодов дана летописцем скорей всего на основании его собственного понимания событий. При этом интересно проследить его периодизацию и характеристику каждого из периодов.

          Согласно летописи, Авитохол жил лет 300 — предположительное исчисление; Ирник жил лет 108 — опять предположительное исчисление. Общий период в 408 лет характеризуется как путь по степи водителей верблюдов. Такую характеристику нельзя считать народной; для этого период слишком продолжителен. Характеристика дана книжником-летописцем на основе сопоставления быта далёкой старины с оседлым уже бытом болгар.

          Далее летопись даёт сроки княжения с точностью до одного года, а для Умора –даже в днях. При этом каждое княжение, вне зависимости от его продолжительности, имеет особую характеристику. Исключение сделано лишь для Курта и Безмера. Но можно предположить, что их правление было общим в течение трёх лет.

          Гостун был наместником всего два года. Этот короткий срок охарактеризован термином «дохс твирем», т. е. окончание пути водителей верблюдов, как бы переходное время к тому, чтобы при Курте начался «скудный посев». Сопоставим время Гостуна с эпохой Авитохола и Ирника: 408 лет названы «дилом твирем», два года обозначены как «дохс твирем». Это сопоставление показывает, что ни «дилом твирем», ни «дохc твирем» не могли служить целям летосчисления: они являются не более как общей характеристикой того или другого периода.

          В дальнейшем изложении летописи дана характеристика каждому княжению. Время Еспериха — кровавое правление, время Тервеня –. богатство, время Телеца — печальное время и т. д. Совершенно очевидно, что время делится по датам смены князей. Можно было бы вести летосчисление по их именам: «при князе Тервене», «при князе Севаре» и т. д. Но летописец думал не столько о князе, сколько о народе, и время каждого княжения характеризовал по признаку: жестокое правление, печальное время и т. д.

          Такое образное представление о периодах жизни народа, неизменно совпадающих c годами правления каждого князя, удержалось и в IX веке, что можно наблюдать в надписи Кана Омортага.

          Так разрешается вопрос о болгарском летосчислении, вызвавший в своё время появление обширной литературы8.

          М. Н. Тихомиров отметил, что «Именник болгарских князей сделался одним из основных источников по истории древней Болгарии»9. Полагаем, что сделанный нами перевод поможет более полному использованию этого документа в исторической науке.

          1 А. Гильфердинг. Соч. Т. I, стр. 22, СПБ. 1868.
          2 См. «Вестник древней истории» ь3 за 1946 г., стр. 87.
          3 См. «Вестник древней истории» ь3 за 1946 г., стр. 87.
          4 Цитирую по А. Ф. Гильфердингу. Соч. Т. I, стр. 23.
          5 Обширная литература по данному вопросу приведена в статье И. Миккола «Хронология дунайских болгар». «Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете» XXIX вып. IV. Казань. 1916.
          6 «Известия Русского археологического института в Константинополе». X, 546.
          7 А. Ф. Гильфердинг ««История сербов и болгар», стр. 23. Соч. Т. I. СПБ. 1868.
          8 И. Миккола. Тюркско-болгарское летосчисление. «Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук». Т. XVIII, кн. 1-я. 1913; В. 3латарский. Болгарское летосчисление. «Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук». Т. XVII, кн. 2-я, 1912 и др.
          9 «Вестник древней истории» № 3 за 1946 г., стр. 8.

          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
             Lion
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин
            1 258
            12
            1
            426
            0

            Дата: 28 Октябрь 2018, 16:01

            Царь Симеон добился таких высот, которых не было не у кого не из его предков, не последователей, он затмил даже знаменитого Крума.

            Так в чем же состояла первопричина его успехов, что позволило ему обеспечить "форсаж" своему царству, то, чего у других до и после него не было?
               Lion
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин
              1 258
              12
              1
              426
              0

              Дата: 29 Октябрь 2018, 16:51

              Цитата

              Естественно. Воюя с империей и ее союзниками, Симеон сильно уступал в ресурсах, прежде всего в людских. Собственно потому неоднократно битая империя раз за разом пополняла свои потрепанные полки, а болгар подкосило, по сути, одно единственное серьезное поражение от хорватов в самом конце эпопеи Симеона.

              me262schwalbe


              Только хорваты? А марьядры в 895 году? Хотя и Вы наверно, правы, удар их не был разрушительным...
                 me262schwalbe
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин
                1 707
                7
                271
                1 423
                2

                Дата: 29 Октябрь 2018, 17:01

                Lion

                Хотя и Вы наверно, правы, удар их не был разрушительным...

                Болгарию этот набег не подкосил.
                   Lion
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин
                  1 258
                  12
                  1
                  426
                  0

                  Дата: 29 Октябрь 2018, 17:09

                  Видимо придется изучать момент с хорватами, это может многое обьяснить. Можете помочь с первоисточниками?
                     me262schwalbe
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин
                    1 707
                    7
                    271
                    1 423
                    2

                    Дата: 30 Октябрь 2018, 09:07

                    Продолжатель Феофана (где всему походу уделяют одно предложение) и Скилица (John.Skyl.X.16, где этому посвящен абзац) и Константин VII (DAI.32 - внезапно в разделе о сербах).
                      • 3 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      У тебя есть вопрос или предложение по этой теме? Или хочешь высказать свою точку зрения?
                      Тогда просто нажми ниже на любую кнопку своей социальной сети и сделай это!

                       РегистрацияУважаемый Гость, для скрытия рекламы, зарегистрируйтесь на форумеВход на форум 
                      © 2019 «Империал» · Условия использования · Ответственность · Визитка Сообщества · 23 Авг 2019, 23:19 · Счётчики