Сообщество Империал: Транс-Атлантическая работорговля Нового времени - Сообщество Империал

Стратегии, Игровые Миры, История, Total War


Гридь

Транс-Атлантическая работорговля Нового времени

как это было
Тема создана: 12 Январь 2013, 17:41 · Автор: Гридь
СОХРАНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ:
Сообщений: 20 · Просмотров: 4 299
  • 3 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
 Гридь
  • Imperial
Imperial
ёж
5 778
52
1 460
2 520
3

Дата: 12 Январь 2013, 17:41

После открытия Х. Колумбом Нового Света туда нескончаемым потоком потекли невольники с "Чёрного континента": ширина потока постоянно менялась, разрастаясь из маленького ручейка начала XVI ст. до широких бескрайних рек в XVII - XVIII вв.

Собственно говоря, чёрных невольников продавали и до "жданно нежданного" открытия Адмирала Моря - Океана. Так, по оценке известного гуру компаративной экономической истории А. Мэддисона, при общей численности негров, доставленных за весь период торговли ими на разные рынки мира, в 22 млн. 713 тыс. чел. приблизительно 1/3 невольников (точнее 28,8%, или 6.551 тыс. чел. в абсолютной величине) была доставлена до 1500 г. (Maddison A. Growth and Interaction in the World Economy: The Rootsof Modernity. - Washington, D.C.: The AEI Press, 2005. - p. 75).

"Америки" не были единственным покупателем африканских рабов (их везли и в Северную Африку, и в Азию), но смогли стать по истине главным потребителем.

В этой теме я предлагаю обсудить историю транс-атлантической работорговли в Новое время.

Работорговля была очень прибыльным делом, даже не смотря на высокую смертность невольников. Цены на рабов постоянно росли: если в период 1663 - 1682 гг. средняя цена одного невольника составляла 2,9 ф.ст. (исчисленная в фунтах 1601 г.), то в 1733 - 1775 г. она подскочила аж до 15,4 ф.ст. Владение reale assiento являлось залогом быстрого обогащения. Именно по этой причине само assiento стало призом, получение которого окупало громадные расходы на ведение войн XVII - XVIII вв. За него боролись португальцы, голландцы, французы и англичане. Получали, торговали, богатели. А Африка тем временем лишалась своих сыновей и дочерей (не без помощи самих же африканцев, кстати). По оценкам того же Мэддисона, в период между 1500 г. и 1820 г. население "Чёрной Африки" росло в среднем на 0,15% в год, в то время как население Западной Европы ежегодно увеличивалось на 0,26%, а Азии - на 0,29%.
Imperial

Существуют различные взгляды на численность вывезенных с "Чёрного континента": для периода с 1451 г. по 1870 г. они колеблятся в широком диапазоне от 10 до 50 млн. чел.! Вот, например, данные интернет-проекта Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь:
Imperial

Разница между количеством вывезенных из Африки невольников и числом ввезённых в Новый Свет за весь период транс-атлантической работорговли оценивается приблизительно в 1,8 млн. чел., причиной чего была высокая смертность рабов на перевозивших их судах. Так, в XVIII ст. на голландских "купцах", имевших assiento, доля умерших невольников колебалась в пределах 10 - 16% общего количества перевозимых рабов.

Собственно говоря, такая смертность ещё невелика: мне вообще не понятно, как основная часть рабов добиралась до своей новой родины. Условия их транспортировки были просто чудовищны. И дело даже не в плохом питании или отсутствии еды, а в расположении невольников на судах - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь:

Ну и напоследок - небольшая диаграммка об основных покупателях африканских рабов в Новом Свете:
Imperial

Итак, около половины всех ввезённых с "Чёрного континента" в XVI - XIX ст. рабов попало во владения португальской короны (46%). За ней следуют британцы (26%), испанцы (12%) и французы (11%).

Вот такие дела...
     Qebedo
    • Imperial
    Imperial
    Квартирмейстер
    18 635
    66
    2 740
    4 282
    5

    Дата: 12 Январь 2013, 18:39

    В порядке офф-топа.
    Европейцы сильно и всегда грешат европоцентризмом. Тогда как торговля африканскими неграми была налажена задолго до плаваний Колумба - арабами. Уже почти тысячу лет к тому моменту они постоянно поставляли черных невольников в страны Азии и Магриба. Сложились елые поселения арабских работорговцев на восточном берегу Африки - и даже появились народы, промышлявшие торговлей "черным деревом", потомки смешения арабов с местным населением (до сих пор, ЕМНИП, обитают в Кании и Танзании). Когда же на том же самом берегу, как и в Персидском заливе и в Индии, появились португальцы, они быстро нашли с арабскими работорговцами "общий язык". И сложился усойчивый бизнес - арабы продают негров португалам, а те - перекупщикам из Бразилии, Новой Англии и испанских колоний в Новом свете. Были, конечно, и "самостоятельные" вылазки англичан и французов за "негритятиной", в основном в Гвинее, где арабов не было, но после того, как в начале XIX века Великобритания стала бороться с работорговлей, "южный маршрут" из Анголы, где и хозяйничали португалы, стал основным.
       Гридь
      • Imperial
      Imperial
      ёж
      5 778
      52
      1 460
      2 520
      3

      Дата: 12 Январь 2013, 18:59

      Ну, что за люди?! Пан Qebedo, не надо весь кайф ломать: тема о торговле неграми с американскими колониями. О торговле неграми (и не только) со странами Магриба и прочими восточными территориями (и не только европейская торговля) будут отдельные темы. Я надеюсь...
         Renown
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин
        1 686
        11
        455
        535
        0

        Дата: 12 Январь 2013, 20:47

        Работорговля не приносила такой прибыли, о которой заявляется. В принципе можно посмотреть банкротство компании Южных морей.
        об этой МММ XVIII века из "Флота Людовика XV":

        "После войны за Испанское наследство и Франция, и Англия оказались на грани государственного банкротства. Британия, бюджет которой в то время составлял 4 миллиона фунтов стерлингов, имела внешний долг в 50 миллионов фунтов, то есть проела свой бюджет на 12 лет вперед. К 1710 году истощение от войны достигло предела: в результате цепи политических интриг партия тори во главе с лордом Генри Сент-Джоном, виконтом Болингброком и герцогом Робертом Харли сумела отстранить от власти партию вигов, лидерами которой была чета герцогов Мальборо. После смены правительства Англия предложила Франции подписать мир.
        Сразу же по приходу к власти тори выдвинули проект погашения государственного долга страны. Суть состояла в следующем - Харли предлагал включить в мирный договор пункт об асьенто (ввозе чернокожих рабов на территорию испанской Америки) для Англии и о праве на торговлю с испанскими колониями. Эту привилегию должна была получить вновь учреждаемая акционерная компания, которая взамен возьмет на себя ответственность по срочным или уже просроченным долгам правительства на сумму 10 миллионов фунтов стерлингов. Правительство, В свою очередь должно согласиться выплачивать компании шесть процентов годовых – итого 600 тысяч фунтов в год (точная цифра – 576534 фунта).
        В апреле 1713 года в Утрехте был подписан мирный договор. Англия получила асьенто на 30 лет и право на заход – navio de permiso – одного торгового судна в год на ярмарку в Порто-Белло на побережье Панамы. Ежегодная квота на ввоз рабов составляла 4800 мужчин (единицей исчисления был pieza de India – раб-мужчина без физических дефектов ростом не менее 58 дюймов. Женщина обычно засчитывалась как 0,8 pieza). Это было далеко от тех радужных перспектив, какие воображались Роберту Харли. Ему, к тому же, не удалось учредить банк для обслуживания реструктурированного долга – по уставу Банка Англии, он единственный пользовался правом эмиссии. Тем не менее, сделка казалась взаимовыгодной. «Компания Южных морей» (так назвали новую компанию) выпустила акции, обеспеченные ее соглашением с правительством. К тому же никто не сомневался, что компании удастся наладить контрабандную торговлю: испанская промышленность, особенно в условиях войны, просто не справлялась со снабжением колоний.
        Почти сразу же после основания компании 27 июня 1714 года герцог Харли был вынужден уйти в отставку. 1 августа скончалась королева Анна, трон Англии перешел к ганноверскому курфюрсту Георгу (об этом мы расскажем чуть позже). К власти опять пришли виги, лордом-казначеем страны стал Роберт Уолпол. Болингброк и Харли были объявлены государственными изменниками – их подозревали в сепаратном заключении Утрехтского мира в пользу Франции, а также в тайных сношениях с сыном Якова II – Джеймсом Стюартом или Старшим Претендентом .
        Однако детище тори – «Компания Южных Морей» - никуда не исчезло. Первое судно с «живым товаром» отправилось в Порто-Белло лишь в 1717 году. Годом позже англо-испанские отношения испортились, но работорговля шла весьма успешно (по сравнению с предыдущими ее обладателями – испанцами и французами). Компания полностью выбирала свою квоту (до этого чаще всего обладатель асьенто не справлялся с подобной задачей из-за высокой смертности «живого товара»). Как свидетельствуют документы, за 25 лет невольничьи корабли компании совершили 96 плаваний через Атлантику и доставили в Новый Свет около 30 тысяч рабов (в 1718-1719 и 1726-1727 годах деятельность англичан была приостановлена). Смертность в пути была по тогдашним меркам низкой – 11 процентов. Четверть доходов от работорговли поступала на цивильный лист королевы – эти средства шли на содержание двора. И все же главным бизнесом компании были не реальные торговые операции, а биржевая игра. Как чисто финансовая корпорация компания процветала. Ее бумаги пользовались спросом. Директора искали способ расширить сферу деятельности. В 1719 году компания предложила правительству взять на себя более половины национального долга Британии (30981712 фунтов стерлингов) под 5 процентов годовых до 1727 года и 4 процента в последующие годы.
        К этому времени «Компания Южных морей» уже была крупнейшим кредитором правительства: из общей суммы долга в 50 миллионов фунтов на ее долю приходилось 11,7 миллиона, 3,4 – на долю Банка Англии и 3,2 – на долю Британской Ост-Индской компании.
        Банк Англии вступил в конкуренцию и внес в парламент равноценный проект. Тогда компания повысила свое предложение на 7,5 миллиона фунтов. Еще миллион и 300 тысяч, как утверждалось, пошли на взятки высоким должностным лицам. Энтузиастом предложения компании был, в частности, канцлер Казначейства Джон Айлэби. Но решающую роль сыграло намерение компании обменять срочные и бессрочные долговые обязательства правительства на свои акции. Компания взяла на себя платежи по 85 процентам срочных и 80 бессрочных рент-аннуитетов. Это было расценено как манна небесная – ведь стоимость просроченных бумаг была практически нулевой!
        Дебаты в парламенте в феврале 1720 года окончились словесной дуэлью между Джоном Айлэби и Робертом Уолполом, который поддерживал предложение Английского банка. Чарльз Маккей в своей книге «Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы» излагает речь Уолпола так: «Господин Уолпол сказал, что этот план поощряет «опасную практику биржевых спекуляций и отвлечет нацию от торговли и промышленности. Он вызовет опасный соблазн завлечь и разорить легковерных, принеся их сбережения в жертву перспективе иллюзорного богатства. Основной принцип этого проекта – первостатейное зло; он призван искусственно повысить цену акций за счет возбуждения и поддержания массового слепого ажиотажа, а также за счет обещаний выплат дивидендов от фондов, недостаточных для этого в принципе». С воодушевлением пророка он добавил, что если этот план удастся реализовать, директора компании станут в правительстве хозяевами, сформируют в королевстве новую и самовластную аристократию и возьмут под свой контроль решения законодательной власти. Если же он потерпит фиаско, в чем Уолпол был убежден, страну ожидают массовые беспорядки и разорение».
        Как показало время – Уолпол был полностью прав. Но его трезвый голос потонул в волне эйфории, накрывшей Британские острова. Пока обсуждался закон, председатель правления сэр Джон Блант развернул мощную рекламную компанию. Лондон наполнился самыми фантастическими слухами о грядущем процветании компании. Говорили о готовящемся соглашении о свободной торговле с испанскими колониями, о том, что компания получает концессию на разработку серебряных копей Потоси в Боливии – самого богатого месторождения мира, о привилегии на торговлю кошенилью, даже - о собственной чеканке денег в испанской Америке!
        В результате предложение компании было принято, пробил ее звездный час. Акции нового транша стали предметом ажиотажного спроса. 100-фунтовая акция, стоившая в январе 128 фунтов, в феврале продавалась за 175, в марте – за 330, в конце мая – за 550. Рост котировок обеспечивался притоком все новых средств. Это была классическая пирамида.
        Но, как и у любой пирамиды, за резким взлетом последовал не менее резкий спад. Все началась с принятия Акта о Королевской Бирже, который преследовал цель избавиться от фирм-однодневок путем введения процедуры получения королевского разрешения (Хартии) на ведение бизнеса. У «Компании Южных морей» никаких проблем с получением хартии вроде бы не предвиделось – кто же посмеет сомневаться в ликвидности такого столпа фондового рынка? Однако сомневающиеся нашлись. Некоторые парламентарии стали задавать неудобные вопросы: а каково, собственно говоря, обеспечение акций компании, если асьенто предусматривает лишь один заход в испанские колонии английского судна водоизмещением не более 500 тонн? Работорговля? Но ведь ввоз в Америку ограничен 4800 чернокожими в год. Когда стали понемногу разбираться, вышло, что доставка рабов отнюдь не так выгодна, как полагала публика, и даже убыточна . Это был первый звонок акционерам Компании Южных Морей. Оказывается, ее активы были эфемерны и больше строились на слухах. Директора компании взвинтили цены, однако в сентябре 1720 года цена акций упала до 150 фунтов за штуку (хотя еще в августе колебалась между 750 и 1000 фунтов), после чего толпы народа кинулись к отделениям компании обменивать свои акции на деньги. К октябрю наступил крах.
        В декабре, собравшись на очередную сессию, парламент начал расследование. Первым делом был принят закон об аресте имущества директоров компании и запрете им покидать пределы королевства в течение года. Однако казначей компании Найт бежал во Францию вместе с бухгалтерскими книгами. Заседания были бурными. Учитывая негодование публики, нетрудно предположить обвинительный уклон. Секретарь Крэггз, возмущенный обвинениями, заявил, что, если инсинуации не прекратятся, он «готов принять вызов любого или в стенах палаты, или за ее пределами». Члены палаты дружно возмутились, и Крэггзу пришлось дать задний ход – он объяснил, что не имел в виду дуэль. Драматический характер носил допрос Джона Бланта, который вместе с некоторыми другими директорами и клерками компании был заключен под стражу. В Палату лордов его доставили под конвоем. Он отказался свидетельствовать против самого себя и членов кабинета. В конце концов следственный комитет обнаружил в документах компании различные подделки и подчистки, и на этом основании парламент признал руководителей компании виновными в мошенничестве.
        Уголовному наказанию подвергся лишь канцлер Казначейства Джон Айлэби. Он был признан виновным в коррупции и заточен в Тауэр. Трое директоров, включая Крэггза, умерли, не дождавшись вердикта. Остальные не совершили по тогдашним законам никакого уголовного преступления. Однако их имущество было почти полностью конфисковано. Один из членов Палаты лордов внес проект резолюции, в которой предлагал поступить с виновными по-древнеримски: зашить их живьем в мешок со змеями и бросить в Темзу.
        Однако нет худа без добра – благодаря «Компании Южных Морей» правительство сумело обменять большую часть своих долговых обязательств на обесценившиеся бумажки. К 1721 году долг Англии не превышал полумиллиона фунтов. А поскольку Британия была исправным плательщиком –банкирские дома Европы опять открыли ей неограниченный кредит.
        "
           Гридь
          • Imperial
          Imperial
          ёж
          5 778
          52
          1 460
          2 520
          3

          Дата: 12 Январь 2013, 21:56

          В продолжение рассказа о транс-атлантической торговле африканскими рабами выкладываю две диаграммы. На первой показана динамика средней закупочной цены раба в Западной Африке и средней продажной цены невольника в североамериканских владениях Британской империи в 1638 - 1775 гг., а на второй - изменение доходности работорговли в указанный период, выраженной, как соотношение второй цены с первой (естественно, без учёта затрат на перевозку рабов и убытков, связанных с их гибелью в пути).
          Imperial
          Imperial
          Тенденция, в принципе, понятна: разрыв между закупочной и продажной ценами на рабовсо временем сокращается, что ведёт к уменьшению доходности работорговли до более-менее разумных пределов (120 - 160%).

          Хорошо было бы сравнить доходность работорговли с доходностью торговли колониальными товарами. Однако цифр по последней у меня, к сожалению, нет (если кто подкинет ссылки на соответствующие работы или сами работы, буду весьма признателен :046: ). Удалось найти только отрывочные данные. Вот, например, сведения о доходности торговли тростниковым сахаром, выращенным на английской плантации на Антильских островах в конце 1640-х - начале 1650-х гг.: "... Что касается самого острова [Барбадос. - Прим. моё. Гридь], если 2/3 его пустить под сахар, то, если брать усреднённую цену на очищенный сахар-сырец, он может экспортировать этого товара на 3.097.800 фунтов стерлингов в год, что при продаже в метрополии превратится в 6.195.606 фунтов стерлингов. И это не считая дохода от сопутствующих товаров: патоки, спиртного из отходов сахароварения, доход от продажи которого он [Р. Лигон. - Прим. моё. Гридь] оценивает в 30 фунтов еженедельно для плантации указанных размеров [500 акров. - Прим. моё. Гридь] и т.д. не говоря о прочих экспортных культурах, которые, как мы видим, производились на плантации." (Кушнир А.В. Колонизация Антильских островов и англо-французское соперничество в Вест-Индии (XVII - первая половина XVIII в.): Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. - М., 2003. - с. 92).

          Через восемьдесят лет ситуация кардинальным образом изменилась: "И, наконец, последним и наиболее явным проявлением кризисных явлений в жизни Барбадоса XVIII в. стало общее падение производительности острова в ключевой сфере его экономики - плантационном хозяйстве. Так, согласно Эрику Вильямсу, в 30-е гг. XVIII в. прибыль, приносимая сахарной плантацией на Барбадосе, в среднем составляла всего 2%, при том что инвестиции в это производство в виде скота, оборудования, рабов продолжали расти. В то же время на Ямайке, занявшей лидирующее положение в плантационном хозяйстве британских Антил, доход с сахарной плантации в среднем был равен 6%." (Там же, с. 198).

          И ещё интересные сведения о гарантийных сроках эксплуатации африканских невольников в плантационном хозяйстве, позволяющие оценить оборачиваемость средств в этом бизнесе: "Барбадосцы ведут торговлю и на африканском побережье и сами там покупают негров, которых им не хватает. Плантациям необходимо каждый год получать 20 - 30 негров на плантацию в 500 акров из расчёта, что негр живёт 7 лет, как это обычно предполагают. На плантации подобных размеров работают 140 - 120 рабов." (Butel-Dumont G.-M. Histoire et commerce des Antilles angloises. Ou l'on trouve l'etat actuel de leur population et des details corieux sur la constitution de leur gouvernement, pour servir de suite a l'histoire des colonies Angloises. Tome II.- Paris, 1756. - p. 29; Цит. по: Кушнир А.В. Колонизация Антильских островов и англо-французское соперничество в Вест-Индии (XVII - первая половина XVIII в.): Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. - М., 2003. - с. 201).

          Для сведения: в начале XVIII ст. вследствие войны и болезней население Барбадоса сократилось и составляло 25 тыс. белых и 60 тыс. негров. Неплохой бизнес!
             abacus
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин
            52
            0
            13
            12
            0

            Дата: 12 Январь 2013, 23:20

            Гридь

            Хорошо было бы сравнить доходность работорговли с доходностью торговли колониальными товарами. Однако цифр по последней у меня, к сожалению, нет


            С 1709 по 1807 гг. из Северо-Американских колоний совершили 934 рейса к берегам Африки и ввезли оттуда 106 544 раба (из них до Революции - 59 070), зарабатывая на этом ежегодно около 25 000 долларов (в наиболее интенсивный период 1732-1764 гг. - по 18 рейсов, 40 000 долларов).
            Для сравнения, экспорт в Великобританию в 1750 г. принес доход в 814 768 долларов.
            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

            Гридь

            Собственно говоря, такая смертность ещё невелика: мне вообще не понятно, как основная часть рабов добиралась до своей новой родины. Условия их транспортировки были просто чудовищны. И дело даже не в плохом питании или отсутствии еды, а в расположении невольников на судах -


            Это проект теоретически максимальной загрузки, Точнее, нормативы минимального пространства на 1 человека. В Африке не было толп на пристанях, "грузи не хочу". В банке данных посмотрите реальную загрузку судов.
               Гридь
              • Imperial
              Imperial
              ёж
              5 778
              52
              1 460
              2 520
              3

              Дата: 12 Январь 2013, 23:32

              abacus

              abacus

              ... Для сравнения, экспорт в Великобританию в 1750 г. принес доход в 814 768 долларов.

              1) Имеется в виду прибыль или всё-таки выручка?
              2) Не совсем сопоставимая цифра: необходимо сравнивать доходность, т.е. отдачу от каждого вложенного в дело фунта.

              abacus

              Это проект теоретически максимальной загрузки...

              Проект конца XVIII в., и это Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь:
              Спойлер (раскрыть информацию)

              Более того, в начале XIX ст. суда, перевозившие невольников в Новый Свет, брали на борт, как правило, более 400 рабов.

              И дело тут даже не в росте водоизмещения судов, нет. Например, вот интересная статистика по судам голландской Вест-Индской компании за вторую половину XVIII ст. (десятилетие - водоизмещение в ластах [1 лст ~ 2 тн] - количество невольников, принятых на борт, чел.):
              1730 - 1739 гг. - 58 л. - 305 чел.
              1740 - 1749 гг. - 61 л. - 318 чел.
              1750 - 1760 гг. - 64 л. - 329 чел.
              1762 - 1769 гг. - 82 л. - 293 чел.
              1770 - 1779 гг. - 87 л. - 285 чел.
              1780 - 1789 гг. - 107 л. - 301 чел.
              1790 - 1803 гг. - 115 л. - 290 чел.
              (Ист.: Postma J. The Dutch in the Atlantic Slave Trade 1600 - 1815. - Cambridge: Cambridge University Press, 1990. - p. 146).

              Тенденция как раз таки обратная: сокращение тоннажа судов сопровождается ростом их загруженности невольниками.
                 abacus
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин
                52
                0
                13
                12
                0

                Дата: 13 Январь 2013, 04:25

                Гридь

                Тенденция как раз таки обратная: сокращение тоннажа судов сопровождается ростом их загруженности невольниками.


                А он не сокращался. Вы сами показываете рост среднего тоннажа с 56 ластов до 115. Загрузка падает с 8 рабов на ласт до 2,5.

                Гридь

                Более того, в начале XIX ст. суда, перевозившие невольников в Новый Свет, брали на борт, как правило, более 400 рабов.

                И дело тут даже не в росте водоизмещения судов, нет.


                Именно в росте. В период 1788-1790 (окуда и взята Ваша схема) в средний тоннаж 330 британских судов был 177,4 тонны. Перевозили, в среднем 280.9 раба. Смертность 12.5%.
                А в 1801-1803 - 252,2 тонны; 281 раб; 3,6% смертей.
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                Гридь

                Проект конца XVIII в., и это далеко не теория


                Тоннаж Букерса 297 тонн, а загрузка в четырех вояджах 654,5 раба. То есть, в среднем, на других кораблях было все же просторнее. Кроме того, аболиционисты нарисовали 451 мужчин. Женщины и дети занимали меньше места.
                Кстати, смертность в этих 4-х переходах была 5.8%.
                Еще один очень важный фактор - продолжительность плаванья. В начале 19-го века она резко сократилась.
                   Гридь
                  • Imperial
                  Imperial
                  ёж
                  5 778
                  52
                  1 460
                  2 520
                  3

                  Дата: 13 Январь 2013, 10:02

                  abacus

                  abacus

                  А он не сокращался. Вы сами показываете рост среднего тоннажа с 56 ластов до 115. Загрузка падает с 8 рабов на ласт до 2,5.

                  Описка.

                  abacus

                  Именно в росте...

                  Я Вам привёл статистику по голландской ВИК, которая говорит об однозначном отсутствии взаимосвязи (разве что может есть обратно пропорциональная зависимость) между водоизмещением судов и количеством перевозимых ими невольников.

                  abacus

                  Тоннаж Букерса 297 тонн, а загрузка в четырех вояджах 654,5 раба. То есть, в среднем, на других кораблях было все же просторнее. Кроме того, аболиционисты нарисовали 451 мужчин...

                  Ну, т.е. я таки прав: схема загрузки "Brooks" - это далеко не теория: он брал на борт значительно больше указанных в ней 454 невольников. Современные ему суда также нередко брали на борт по 400 и более рабов.
                     Maj. Buzzard
                    • Imperial
                    Imperial
                    Элефантарх
                    4 624
                    40
                    724
                    2 377
                    1

                    Дата: 13 Январь 2013, 10:20

                    Гридь

                    около половины всех ввезённых с "Чёрного континента" в XVI - XIX ст. рабов попало во владения португальской короны (46%)
                    Ну, для определённого времени (1581-1640 гг.) это не совсем так. :) К тому же капитан Очевидность напоминает, что земель под плантации было больше именно в Бразилии, чем на Юге США, карибских островах и карибском же побережье Южной Америки (т.е. это не англичане с французами такие гуманные были). ;)
                      • 3 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      У тебя есть вопрос или предложение по этой теме? Или хочешь высказать свою точку зрения?
                      Тогда просто нажми ниже на любую кнопку своей социальной сети и сделай это!

                       РегистрацияУважаемый Гость, для скрытия рекламы, зарегистрируйтесь на форумеВход на форум 
                      © 2019 «Империал» · Условия использования · Ответственность · Визитка Сообщества · 26 Июн 2019, 08:52 · Счётчики