Сообщество Империал: Транс-Атлантическая работорговля Нового времени - Сообщество Империал

Гридь

Транс-Атлантическая работорговля Нового времени

как это было
Тема создана: 12 января 2013, 17:41 · Автор: Гридь
  • 3 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
 Гридь
  • Imperial
Imperial
ёж

Дата: 12 января 2013, 17:41

После открытия Х. Колумбом Нового Света туда нескончаемым потоком потекли невольники с "Чёрного континента": ширина потока постоянно менялась, разрастаясь из маленького ручейка начала XVI ст. до широких бескрайних рек в XVII - XVIII вв.

Собственно говоря, чёрных невольников продавали и до "жданно нежданного" открытия Адмирала Моря - Океана. Так, по оценке известного гуру компаративной экономической истории А. Мэддисона, при общей численности негров, доставленных за весь период торговли ими на разные рынки мира, в 22 млн. 713 тыс. чел. приблизительно 1/3 невольников (точнее 28,8%, или 6.551 тыс. чел. в абсолютной величине) была доставлена до 1500 г. (Maddison A. Growth and Interaction in the World Economy: The Rootsof Modernity. - Washington, D.C.: The AEI Press, 2005. - p. 75).

"Америки" не были единственным покупателем африканских рабов (их везли и в Северную Африку, и в Азию), но смогли стать по истине главным потребителем.

В этой теме я предлагаю обсудить историю транс-атлантической работорговли в Новое время.

Работорговля была очень прибыльным делом, даже не смотря на высокую смертность невольников. Цены на рабов постоянно росли: если в период 1663 - 1682 гг. средняя цена одного невольника составляла 2,9 ф.ст. (исчисленная в фунтах 1601 г.), то в 1733 - 1775 г. она подскочила аж до 15,4 ф.ст. Владение reale assiento являлось залогом быстрого обогащения. Именно по этой причине само assiento стало призом, получение которого окупало громадные расходы на ведение войн XVII - XVIII вв. За него боролись португальцы, голландцы, французы и англичане. Получали, торговали, богатели. А Африка тем временем лишалась своих сыновей и дочерей (не без помощи самих же африканцев, кстати). По оценкам того же Мэддисона, в период между 1500 г. и 1820 г. население "Чёрной Африки" росло в среднем на 0,15% в год, в то время как население Западной Европы ежегодно увеличивалось на 0,26%, а Азии - на 0,29%.
Imp

Существуют различные взгляды на численность вывезенных с "Чёрного континента": для периода с 1451 г. по 1870 г. они колеблятся в широком диапазоне от 10 до 50 млн. чел.! Вот, например, данные интернет-проекта Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь:
Imp

Разница между количеством вывезенных из Африки невольников и числом ввезённых в Новый Свет за весь период транс-атлантической работорговли оценивается приблизительно в 1,8 млн. чел., причиной чего была высокая смертность рабов на перевозивших их судах. Так, в XVIII ст. на голландских "купцах", имевших assiento, доля умерших невольников колебалась в пределах 10 - 16% общего количества перевозимых рабов.

Собственно говоря, такая смертность ещё невелика: мне вообще не понятно, как основная часть рабов добиралась до своей новой родины. Условия их транспортировки были просто чудовищны. И дело даже не в плохом питании или отсутствии еды, а в расположении невольников на судах - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь:

Ну и напоследок - небольшая диаграммка об основных покупателях африканских рабов в Новом Свете:
Imp

Итак, около половины всех ввезённых с "Чёрного континента" в XVI - XIX ст. рабов попало во владения португальской короны (46%). За ней следуют британцы (26%), испанцы (12%) и французы (11%).

Вот такие дела...
     Qebedo
    • Imperial
    Imperial
    Квартирмейстер

    Дата: 12 января 2013, 18:39

    В порядке офф-топа.
    Европейцы сильно и всегда грешат европоцентризмом. Тогда как торговля африканскими неграми была налажена задолго до плаваний Колумба - арабами. Уже почти тысячу лет к тому моменту они постоянно поставляли черных невольников в страны Азии и Магриба. Сложились елые поселения арабских работорговцев на восточном берегу Африки - и даже появились народы, промышлявшие торговлей "черным деревом", потомки смешения арабов с местным населением (до сих пор, ЕМНИП, обитают в Кании и Танзании). Когда же на том же самом берегу, как и в Персидском заливе и в Индии, появились португальцы, они быстро нашли с арабскими работорговцами "общий язык". И сложился усойчивый бизнес - арабы продают негров португалам, а те - перекупщикам из Бразилии, Новой Англии и испанских колоний в Новом свете. Были, конечно, и "самостоятельные" вылазки англичан и французов за "негритятиной", в основном в Гвинее, где арабов не было, но после того, как в начале XIX века Великобритания стала бороться с работорговлей, "южный маршрут" из Анголы, где и хозяйничали португалы, стал основным.
       Гридь
      • Imperial
      Imperial
      ёж

      Дата: 12 января 2013, 18:59

      Ну, что за люди?! Пан Qebedo, не надо весь кайф ломать: тема о торговле неграми с американскими колониями. О торговле неграми (и не только) со странами Магриба и прочими восточными территориями (и не только европейская торговля) будут отдельные темы. Я надеюсь...
         Renown
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 12 января 2013, 20:47

        Работорговля не приносила такой прибыли, о которой заявляется. В принципе можно посмотреть банкротство компании Южных морей.
        об этой МММ XVIII века из "Флота Людовика XV":

        Спойлер (раскрыть)
           Гридь
          • Imperial
          Imperial
          ёж

          Дата: 12 января 2013, 21:56

          В продолжение рассказа о транс-атлантической торговле африканскими рабами выкладываю две диаграммы. На первой показана динамика средней закупочной цены раба в Западной Африке и средней продажной цены невольника в североамериканских владениях Британской империи в 1638 - 1775 гг., а на второй - изменение доходности работорговли в указанный период, выраженной, как соотношение второй цены с первой (естественно, без учёта затрат на перевозку рабов и убытков, связанных с их гибелью в пути).
          Imp
          Imp
          Тенденция, в принципе, понятна: разрыв между закупочной и продажной ценами на рабовсо временем сокращается, что ведёт к уменьшению доходности работорговли до более-менее разумных пределов (120 - 160%).

          Хорошо было бы сравнить доходность работорговли с доходностью торговли колониальными товарами. Однако цифр по последней у меня, к сожалению, нет (если кто подкинет ссылки на соответствующие работы или сами работы, буду весьма признателен :046: ). Удалось найти только отрывочные данные. Вот, например, сведения о доходности торговли тростниковым сахаром, выращенным на английской плантации на Антильских островах в конце 1640-х - начале 1650-х гг.: "... Что касается самого острова [Барбадос. - Прим. моё. Гридь], если 2/3 его пустить под сахар, то, если брать усреднённую цену на очищенный сахар-сырец, он может экспортировать этого товара на 3.097.800 фунтов стерлингов в год, что при продаже в метрополии превратится в 6.195.606 фунтов стерлингов. И это не считая дохода от сопутствующих товаров: патоки, спиртного из отходов сахароварения, доход от продажи которого он [Р. Лигон. - Прим. моё. Гридь] оценивает в 30 фунтов еженедельно для плантации указанных размеров [500 акров. - Прим. моё. Гридь] и т.д. не говоря о прочих экспортных культурах, которые, как мы видим, производились на плантации." (Кушнир А.В. Колонизация Антильских островов и англо-французское соперничество в Вест-Индии (XVII - первая половина XVIII в.): Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. - М., 2003. - с. 92).

          Через восемьдесят лет ситуация кардинальным образом изменилась: "И, наконец, последним и наиболее явным проявлением кризисных явлений в жизни Барбадоса XVIII в. стало общее падение производительности острова в ключевой сфере его экономики - плантационном хозяйстве. Так, согласно Эрику Вильямсу, в 30-е гг. XVIII в. прибыль, приносимая сахарной плантацией на Барбадосе, в среднем составляла всего 2%, при том что инвестиции в это производство в виде скота, оборудования, рабов продолжали расти. В то же время на Ямайке, занявшей лидирующее положение в плантационном хозяйстве британских Антил, доход с сахарной плантации в среднем был равен 6%." (Там же, с. 198).

          И ещё интересные сведения о гарантийных сроках эксплуатации африканских невольников в плантационном хозяйстве, позволяющие оценить оборачиваемость средств в этом бизнесе: "Барбадосцы ведут торговлю и на африканском побережье и сами там покупают негров, которых им не хватает. Плантациям необходимо каждый год получать 20 - 30 негров на плантацию в 500 акров из расчёта, что негр живёт 7 лет, как это обычно предполагают. На плантации подобных размеров работают 140 - 120 рабов." (Butel-Dumont G.-M. Histoire et commerce des Antilles angloises. Ou l'on trouve l'etat actuel de leur population et des details corieux sur la constitution de leur gouvernement, pour servir de suite a l'histoire des colonies Angloises. Tome II.- Paris, 1756. - p. 29; Цит. по: Кушнир А.В. Колонизация Антильских островов и англо-французское соперничество в Вест-Индии (XVII - первая половина XVIII в.): Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. - М., 2003. - с. 201).

          Для сведения: в начале XVIII ст. вследствие войны и болезней население Барбадоса сократилось и составляло 25 тыс. белых и 60 тыс. негров. Неплохой бизнес!
             abacus
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 12 января 2013, 23:20

            Гридь

            Хорошо было бы сравнить доходность работорговли с доходностью торговли колониальными товарами. Однако цифр по последней у меня, к сожалению, нет


            С 1709 по 1807 гг. из Северо-Американских колоний совершили 934 рейса к берегам Африки и ввезли оттуда 106 544 раба (из них до Революции - 59 070), зарабатывая на этом ежегодно около 25 000 долларов (в наиболее интенсивный период 1732-1764 гг. - по 18 рейсов, 40 000 долларов).
            Для сравнения, экспорт в Великобританию в 1750 г. принес доход в 814 768 долларов.
            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

            Гридь

            Собственно говоря, такая смертность ещё невелика: мне вообще не понятно, как основная часть рабов добиралась до своей новой родины. Условия их транспортировки были просто чудовищны. И дело даже не в плохом питании или отсутствии еды, а в расположении невольников на судах -


            Это проект теоретически максимальной загрузки, Точнее, нормативы минимального пространства на 1 человека. В Африке не было толп на пристанях, "грузи не хочу". В банке данных посмотрите реальную загрузку судов.
               Гридь
              • Imperial
              Imperial
              ёж

              Дата: 12 января 2013, 23:32

              abacus

              abacus

              ... Для сравнения, экспорт в Великобританию в 1750 г. принес доход в 814 768 долларов.

              1) Имеется в виду прибыль или всё-таки выручка?
              2) Не совсем сопоставимая цифра: необходимо сравнивать доходность, т.е. отдачу от каждого вложенного в дело фунта.

              abacus

              Это проект теоретически максимальной загрузки...

              Проект конца XVIII в., и это Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь:
              Спойлер (раскрыть)

              Более того, в начале XIX ст. суда, перевозившие невольников в Новый Свет, брали на борт, как правило, более 400 рабов.

              И дело тут даже не в росте водоизмещения судов, нет. Например, вот интересная статистика по судам голландской Вест-Индской компании за вторую половину XVIII ст. (десятилетие - водоизмещение в ластах [1 лст ~ 2 тн] - количество невольников, принятых на борт, чел.):
              1730 - 1739 гг. - 58 л. - 305 чел.
              1740 - 1749 гг. - 61 л. - 318 чел.
              1750 - 1760 гг. - 64 л. - 329 чел.
              1762 - 1769 гг. - 82 л. - 293 чел.
              1770 - 1779 гг. - 87 л. - 285 чел.
              1780 - 1789 гг. - 107 л. - 301 чел.
              1790 - 1803 гг. - 115 л. - 290 чел.
              (Ист.: Postma J. The Dutch in the Atlantic Slave Trade 1600 - 1815. - Cambridge: Cambridge University Press, 1990. - p. 146).

              Тенденция как раз таки обратная: сокращение тоннажа судов сопровождается ростом их загруженности невольниками.
                 abacus
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 13 января 2013, 04:25

                Гридь

                Тенденция как раз таки обратная: сокращение тоннажа судов сопровождается ростом их загруженности невольниками.


                А он не сокращался. Вы сами показываете рост среднего тоннажа с 56 ластов до 115. Загрузка падает с 8 рабов на ласт до 2,5.

                Гридь

                Более того, в начале XIX ст. суда, перевозившие невольников в Новый Свет, брали на борт, как правило, более 400 рабов.

                И дело тут даже не в росте водоизмещения судов, нет.


                Именно в росте. В период 1788-1790 (окуда и взята Ваша схема) в средний тоннаж 330 британских судов был 177,4 тонны. Перевозили, в среднем 280.9 раба. Смертность 12.5%.
                А в 1801-1803 - 252,2 тонны; 281 раб; 3,6% смертей.
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                Гридь

                Проект конца XVIII в., и это далеко не теория


                Тоннаж Букерса 297 тонн, а загрузка в четырех вояджах 654,5 раба. То есть, в среднем, на других кораблях было все же просторнее. Кроме того, аболиционисты нарисовали 451 мужчин. Женщины и дети занимали меньше места.
                Кстати, смертность в этих 4-х переходах была 5.8%.
                Еще один очень важный фактор - продолжительность плаванья. В начале 19-го века она резко сократилась.
                   Гридь
                  • Imperial
                  Imperial
                  ёж

                  Дата: 13 января 2013, 10:02

                  abacus

                  abacus

                  А он не сокращался. Вы сами показываете рост среднего тоннажа с 56 ластов до 115. Загрузка падает с 8 рабов на ласт до 2,5.

                  Описка.

                  abacus

                  Именно в росте...

                  Я Вам привёл статистику по голландской ВИК, которая говорит об однозначном отсутствии взаимосвязи (разве что может есть обратно пропорциональная зависимость) между водоизмещением судов и количеством перевозимых ими невольников.

                  abacus

                  Тоннаж Букерса 297 тонн, а загрузка в четырех вояджах 654,5 раба. То есть, в среднем, на других кораблях было все же просторнее. Кроме того, аболиционисты нарисовали 451 мужчин...

                  Ну, т.е. я таки прав: схема загрузки "Brooks" - это далеко не теория: он брал на борт значительно больше указанных в ней 454 невольников. Современные ему суда также нередко брали на борт по 400 и более рабов.
                     Maj. Buzzard
                    • Imperial
                    Imperial
                    Элефантарх

                    Дата: 13 января 2013, 10:20

                    Гридь

                    около половины всех ввезённых с "Чёрного континента" в XVI - XIX ст. рабов попало во владения португальской короны (46%)
                    Ну, для определённого времени (1581-1640 гг.) это не совсем так. :) К тому же капитан Очевидность напоминает, что земель под плантации было больше именно в Бразилии, чем на Юге США, карибских островах и карибском же побережье Южной Америки (т.е. это не англичане с французами такие гуманные были). ;)
                      • 3 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                       Похожие Темы
                      МВластелины времени. (1982) мультфильм
                      Франция, Венгрия, Великобритания, Германия и Швейцария. Жанр: Фантасти
                      Автор С Старый
                      Обновление 25 марта 2024, 13:47
                      АБоевые слоны Нового Времени.
                      применение боевых слонов в армиях в Новое Время
                      Автор И Из деревни при...
                      Обновление 24 марта 2024, 20:52
                      ФКорабли Нового времени.
                      От Лепанто (1571 г.) до Синопа (1853 г.) - Блистательная эпоха
                      Автор С Старый
                      Обновление 17 марта 2024, 13:47
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Нового Времени XVIII-XIX век Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 18:41 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики