Земля Ибир-Сыбир и ее столица Чимги-Тура
Первое упоминание о Чимги-Туре относится к 1375 году, когда она была изображена как Singui на Каталонском атласе. Она была административным центром земли Ибир-Сыбир, которая упоминалась в арабских источниках. Венгерский доминиканец Иоганка в 1320 году упоминал о земле Сибирь. Об этой земле упоминали и Иоганн Шильтбергер и русские летописи. По данным «Дафтар-и Чингиз-наме», во время Великой Замятни в Сибирь из Крыма перекочевало племя буркут. В 20-х гг. XV века буркуты были хакимами Чимги-Туры.
В конце Великой Замятни Шибаниды поддержали Тохтамыша. После победы над Мамаем он передал власть Арабшаху б. Пуладу. Шибаниды поддерживали Тохтамыша в борьбе с Тимуром и Едигеем. В 20-30-х гг. XV века в борьбе за улус Шибана приняли участие Хаджи-Мухаммед, Джумадук, Махмуд-Ходжа, Абу-л-Хайр. В 1419 и 1421 гг. его поддержали Едигей и сын последнего Мансур. Хаджи-Мухаммед непродолжительное время правил в мордовских и булгарских землях и в Сибири.
После смерти Барака в борьбе со внуками Едигея другой шибанид Махмуд-Ходжа вмешался в борьбу за престол. Некоторое время он чеканил монеты в Булгаре. Однако ему не удалось там закрепиться и он отошел в свои владения между Тоболом и Ишимом. Махмуд-Ходжа воевал против кунгратов и салджиутов.
Шибанидским лидером в степи был Джумадук. В 1429 году бии буркутов, нукусов и мангытов подняли восстание против Джумадука и убили его. В марте-апреле 1430 года новым ханом стал Абу-л-Хайр. Хаким Чимги-Туры Адад-бек и его брат Кибек-Ходжа-бий открыли перед ханом ворота города. Буркутские бии породнились с Абу-л-Хайром. Его сын Шах-Будаг был от буркутской хатун. В битве на реке Тобол в 1431 году был разбит Махмуд-Ходжа, и Абу-л-Хайр стал единоличным правителем Улуса Шибана. Некоторое время дань ему платил Булгар. В 1468 году Абу-л-Хаир умирает. Против Шейх-Хайдара выступил сын Ходжа-Мухаммеда Саййидек и внук Ходжа-Мухаммеда Айбак (Ибрахим), потомки Барака казахи Жанибек и Керей, сын Едигера Буреке, беки мангытов Аббас, Муса и Ямгурчи.
В 1469 г. Айбак привел с собой войско Ахмад-хана и убил Шейх-Хайдара. В том же году он стал тюменским ханом. Айбак вступил в союз с хакимами Чимги-Туры буркутами. Около 1473 года ногайцы заключили с ним союз. В 1480 году они выступили против Большой Орды. В 1481 году Айбак расправился с ее ханом Ахмедом. В Литовской Метрике Айбак был назван шибанским царем, его брат Мамук - султаном.
В 1483 году московиты совершили поход на Пелымское ханство. Владения Айбака в это время занимали район между реками Сырдарья, Урал, Тара, Тавда. В 1489 году Айбак на непродолжительное время стал править Казанью. Однако против него выступил Мамет из рода Тайбугидов и убил хана. Тайбугиды имели свой центр в городе Искер, в то время как главным городом во владениях сибирских Шибанидов была Чимги-Тура.
В 1496 году тюменцы и ногайцы готовились предпринять поход на Казань. В это время шибанским царем был назван Мамук. Союзники на некоторое время завладели Казанью, однако уже в 1497 году Мамук был свергнут. Он вернулся в Чимги-Туру и там принял политического мигранта султана Урака. В 1498 году сибирским ханом стал брат Мамука Агалак, который попробовал овладеть Казанью. Однако в 1505 году он потерял даже Тюменский юрт и оказался вместе с Ак-Куртом (сыном Саййидека) политическим беженцем в Ногайской Орде. Агалак скончался в 1507 или 1508 гг.
Утверждение власти Шибанидов
В Тюмени в 1505 году правил Кутлуг-султан б. Айбак, который в том же году совершил поход на Великую Пермь. В 1510-1511 гг. Бильбарс и Ильбарс увели свои улусы из Сибири в Хорезм, где основали Хивинское ханство. Буркутские же хакимы Чимги-Туры из династии Тайбугидов распространили свою власть к северо-востоку до Иртыша. В 1536 году на территории Тюменского ханства оказался мангытский бий Шейх-Мамай. Сын Айбака Муртаза был провозглашен ногайцами ханом, его первоначальные владения находились между Илеком и Иргизом. Одна из жен казанского хана Сафа-Гирея была из сибирских шибанидов. Сыновья Муртазы Ахмад-Гирей и Кучум находились при дворе ногайского бея Шейх-Мамая вместе с казахским царевичем Хакк-Назаром.
В 1555 году к русскому царю Ивану Грозному прибыло посольство от Тайбугидов. Они предлагали русским сюзеренитет над Сибирью и отправили ясак. И рассказали им легенду, по которой считали себя легитимной властью, а Шибанидов выставляли узурпаторами, хотя в реальности все было с точностью до наоборот. С поддержкой русских Тайбугиды планировали взять всю власть в Сибирском ханстве. В 1563 году в Москве были послы как от Едигера Тайбугида, так и от Шибанидов Муртазы и Ахмед Гирея.
В переговорах с ногайцами Иван Грозный требовал от бия Исмаила, чтобы Муртаза выплачивал ему дань со своих владений. В ответ на это в 1564 году Шибаниды организовали поход на Великую Пермь. Свою власть в Сибири Шибаниды окончательно утвердили в конце лета – начале осени 1563 года. В 1563 году в Сибирь, по данным русских архивов, пришел Ахмед-Гирей, а вовсе не Кучум, как это сказано в русских сибирских летописях. Сам Едигер со своим братом Булатом был убит Шибанидами.
В 1563-1582 гг. Сибирью поочередно правили Ахмед-Гирей и Кучум. Ахмед-Гирей правил в 1563-1569 гг. и в 1574-1578 гг. Во время правления братьев границы Сибирского ханства на севере вышли к впадению Иртыша в Обь, среднему течению Туры и Тавды, на востоке к низовьям реки Томи, на юге к Чановским озерам в Барабинской степи, низовьям Иртыша, Ишимо-Иртышскому и Ишимо-Тобольскому междуречьям, на западе к верховьям реки Исеть. Хантыйские и мансийские княжества находились в зависимости от Шибанидов.
Западные границы установить наиболее трудно. Г. Самигулов считал, что фактически все земли до верховьев Тобола, Миасса, Исети находились под властью сибирских ханов. Ногайцы кочевали во владениях сибирцев аж до Исети. Беклярибек мангыт Али б. Ураз-Мухаммед имел юрты на Иртыше. Ордобазар Кучума, его отцовские земли, находились по Тоболу. Они использовались в качестве курука. В ханстве существовали вотчинные юрты и улусы местной аристократии. Сарты, а также родственники хана, были расселены близ Искера.
В 1572 году в Искере действовала мусульманская миссия. В 1572 и 1574 гг. Кучум отправлял к бухарскому хану Абдулле II мусульманские миссии. Начальник второй миссии Дин-Али-ходжа женился на дочери Кучума. Прибывали также миссии из Хивы. Сибирцы пригласили Шербати-шейха и Ярым-сеййида. Мусульманские миссионеры в Сибири происходили из тарикатов Накшбандийа и Йасавийа.
Тайбугин юрт и символы ханства
В 1573 году Кучум совершил первый поход во владения Строгановых и побил остяков. Ханты прекратили платить дань русским. В источниках упоминается область Тахчеи, то есть земли племени терсяк в верховьях Чусовой. В 1577-1578 гг. Ахмед-Гирей был убит казахским султаном Шигаем. В 1577 году дочь Ахмед-Гирея вышла замуж за Ак-Мирзу одного из Шихмамаевичей. Сын Кучума же Али женился на дочери ногайского бия Дин-Ахмата. Зятем Кучума стал Ураз-Мухаммед, который станет ногайским тайбугой. Ураз-Мухаммед в 1584 году будет управлять Тайбугиным юртом, а Али станет последним беклярибеком при отце.
Сибирское ханство было тесно связано с ногайцами. Оно также поддерживало узбекских Шибанидов. В исламе сибирские Шибаниды видели консолидирующую силу, но она так и не объединила все ханство. Не все в Сибири приняли и ханскую харизму.
Искерское бекство Тайбугидов просуществовало с 1494 по 1563 гг. Карачи-бек Сибирского ханства происходил из племени джалаир и имел статус бека. Он имел собственный улус в государстве. Потомок карачи-бека из джалаиров стал татарским летописцем в Касимовском ханстве Кадыр-Али Джалаири. Среди племени джалаир были кланы туралы и чат. Джалаиры были также в составе кочевых узбеков, что указывает на то, что они могли находиться в Сибири еще во время существования Улуса Шибана. Послания в Сибирском ханстве визировали именно карачи-беки. Карачи-бек входил в состав ханского дивана.
Тайбугин юрт был одним из бекств в составе Сибирского ханства. По мнению Д. Маслюженко, Тайбугиды происходили из племени буркут и были улубиями в Сибирском ханстве. А. Нестеров считал Тайбугидов местной тюркской династией улуса Сибир. Его мнение разделял Г. Файзрахманов. Д. Исхаков считал Тайбугидов салджиутами. В 1563 году из Тайбугидов были Едигер и Булат. После них правил Сейдяк б. Булат, которого Кучум вынудил мигрировать в Бухару. При изгнании Тайбугидов беклярибеком стал мангыт. В 1582 году Дин-Ахмад получил Тайбугин улус во владение.
В Тюменском ханстве среди ведущих родов были кыйаты, мангыты, найманы, табыны, уйшыны. Сибирцы делились на две страты – служилую и ясачную. В состав знати входили хан, султаны, беки, мурзы, есаулы, сеиды, шейхи, муллы, абызы, карача, аталыки, карачи-беки, рядовые воины-казаки. Сибирские ханы происходили из рода Хаджи-Мухаммеда. Символами власти был золотой шатер, трон с подушкой власти, зонт, корона, флаг, печать, барабан, халат с геральдическими символами, воинские пояса, булавы и жезлы. Одним из символов ханства во время Айбака был трон Саин-хана. В эпоху Ахмед-Гирея и Кучума это были бекские и ханские печати в виде миндалевидных и квадратных перстней, а также сибирская корона и барабан, подаренный Абдуллой Кучуму. Также одним из символов был боевой шлем.
Вместе с ханом были многочисленные родственники, которые формировали государственный совет. Военный командующий играл важную роль. Это были Мамук при Айбаке, Маметкул и Али при Кучуме, Ахмед-Гирей при Муртазе. Обычно командующим был беклярибек. Часто беклярибеками при сибирских шибанидах выступали мангыты. При Хаджи-Мухаммеде это был Мансур б. Едигей, а при Абу-л-Хайре Ваккас. После Ваккаса беклярибеком стал Бузанджар из кыйатов. При Айбаке беклярибеком был мангыт Аббас б. Нур ад-Дин, после него - Умар из буркутов, а после Умара - ногайский бий Муса.
Структура сибирскотатарской элиты
В первой половине XVI в. беклярибеками снова станут Тайбугиды из буркутов. В 1555 г. они начали себя титулировать сибирскими князями. Касательно беклярибека при Кучуме, то В. Трепавлов считали, что это был Маметкул, а Д. Исхаков предполагал, что это был Бегиш. В ханстве также существовал институт гургенов, то есть ханских зятьев. Сибирского хана во время интронизации поднимали на белой кошме карачами.
К высшим слоям управления относился базарский князь Чюмгур, который был главным над ордобазаром (базар) во время правления Айбака. Аталыки зафиксированы при хане Кучуме. При Кучумовичах аталыком были Козембердей.
В Сибирском ханстве упоминаются сеййиды Дин-Али и Ярым. При ханах также были муллы, хафизы, муфтии, мударрисы. Хафизы и сеййиды были воспитателями ханских детей. Они также собирали ясак для хана. Хафизы также разрешали имущественные и правовые вопросы. В 1601 г. Кучумович Хаджим отправил собирать с башкир дань сеййида Хаджимберди и хафиза Алибая.
Делами ставки и двора руководили ички. В Сибирском ханстве существовал институт тарханства. Тарханы не были обязаны платить дань господину, в отличии от кыштымных.
Население и экономика ханства
Ясачное население было организовано по областям. Тобольские татары жили около Искера по Тоболу и Исети. Тарские татары жили по Иртышу до Тары. Томские татары-эуштинцы жили по Томи. Ареалом сосредоточения сибирских татар были районы Искера, Чимги-Туры и Ялы. Служилые татары были организованы в тысячи, сотни и десятки. В Центральную Азию сибирские татары поставляли меха, моржовью и мамонтову кость.
Центральная Азия была связана с Сибирью со времени улуса Шибана. Сыновья Муртазы Ахмед-Гирей, Кучум, Чайлу принимали участие в усобицах в Бухарском ханстве. По материнской линии ногайские бии из Шимамаевичей были связаны с потоками Айбака. Опираясь на традиционную поддержку Шихмамаевичей Шибаниды в 1563 г. вернули себе Сибирское ханство, однако в 1569 г. казахский хан Хакк-Назар разгромил Шихмамаевичей, и в 1570 г. Кучум отправил в Москву два письма в которых в принципе соглашался стать вассалом русских, если они помогут против казахов.
Впрочем, через некоторое время Кучуму удалось наладить отношения с казахами. Дочери Шигая стали женами Ахмед-Гирея и Кучума, а одна из жен Шигая была из племени чатов. Около 1577-1578 гг. Ахмед-Гирей был убит своим тестем Шигаем. В борьбе против Хакк-Назара Кучум объединился с ногайцами Шихмамаевичами и бухарским ханом Абдуллой II. В 90-е гг. XVI в. Кучум опирался на Шихмамаевичей, а бухарцы не смогли оказать реальной помощи.
Торговые пути и внешние связи
С Центральной Азией сибирцы торговали через Ишимский и Иртышский пути. Также существовали Вишерско-Лозьвинский путь, который шел с Вычегды через Вишеру, Лозьву, Тавду, Тобол на Искер. Также существовал путь через Тагильский волок. Он шел через Каму, Чусовую, Серебрянку, Баранчу, Тагил, Туру на Тобол и Чымги-Туру. Казанский путь по Каме, через Исетские степи на Чымги-Туру и Явлу-Туру. Из Чымги-Туры через Искер, вдоль Иртыша, через Барабинскую степь в кочевья ойратов и Китай.
Традиционно Сибирское ханство было тесно связана с ногайцами. Знатные ногайцы окружали Кучума до 1597 г. Ногайцы имели во владениях Сибирского ханства Тайбугин юрт и заняли позиции которыми раньше владели буркуты. В 1603 г. Али б. Кучум получил поддержку от Шихмамаевичей. Прибыло триста воинов во главе с Урусом. Отношения с русскими сибирцы установили в 1481 г., когда против хана Большой Орды Ахмата выступил Айбак. После победы над Ахматом Айбак отправил посольство в Москву. В 1489 г. Айбак переписывался с великим московским князем Иваном III как равным, называя его братом. В 1493 г. он предлагал военный союз.
Претензии русских
Преемник Айбака (Ибрахим) Мамук же соперничал с Москвой за контроль над Казанью. В 1499 г. сибирцы организовали поход на Казань, а в 1505 г. на Великую Пермь. В 1555 г. Тайбугиды из буркутов на некоторое время узурпировавшие престол прислали посольство, а в 1563 г. их посол Чигибень принес дань. В 1569 г. уже Кучум обещал дань, а в 1571 г. в Сибирь прибыл русский посол с проектом «шертной» грамоты.
В 1573 г. сибирцы совершили поход на Великую Пермь. В 1574 г. Иван IV дает грамоту Строгановым в которой указывал, что Шибаниды узурпаторы, а Тайбугиды легитимные правители, тем самым обосновывая будущие завоевания. Указывалось, что нужно перетянуть на свою сторону Югру, хантов и манси и брать с них дань.
О Сибири говориться как о царской вотчине. В 1577 г. Кучум попытался договориться с русскими и обещал им дать дань со своего ханства. Русские отказались поддерживать претензии ногайского нуреддина Хан-мирзы на владения Кучума.
В 1581 г. пелымский князь Аблайкерим совершил нападение на волости Строгановых, что послужило причиной наема войска Ермака. В 1582 г. мансийский князь Бегбелия пришел на Чусовую и Сылвенский острожек. Вместе с ним шли войска сибирцев во главе с Али. В сентябре 1582 г. выступил в поход Ермак. Среди угорских княжеств протатарскую позицию занимало Пелымское княжество и подвластная ему Конда. Среди элиты Пелыма кроме манси были и татары. Также начал распространяться ислам. В 1571 г. Кучум начал подстрекать хантов к восстанию против русских, а в 1573 г. запретил давать дань. В 1572 г. при подстрекательстве сибирцев на Каме и Чусовой восстали марийцы. Во время крымского похода на Москву Кучум отказался от дани русским. В 1573 г. Мамектул ходил на Пермь и убил многих лояльных русским хантов. В 1581-1582 гг. манси и сибирцы напали на Пермь. Ответом был поход на Сибирское ханство со стороны Ермака в 1582 г.
Административные центры ханства
После поражения войск Кучума в битве на Чувашском мысу ханты оставили сибирцев. Хантыйский князь Бояр дал дань русским. В 1595 г. однако куноватско-ляпинский князь Шатров Лягуев восстал против русский. В 1593 г. мансийский кондинский князь Игичей Алачеев совершил удачный поход на селькупскую Пегую Орду правитель которой Воня был союзником Кучума.
Касательно же собственно татарских владений, то Чымги-Тура в 1429-1430 гг. было центром вилайета Туран. Синонимом Чымги-Туры в русских источниках было Тюмень. Касательно же Искера, то он выступал в европейских источниках как Сибирь. Существовало еще 67 городков (тура). 47 из них известны по нарративным источникам. На реке Туре располагались Епанчин городок, город Кучумова брата, Киндырский городок, Чымги-Тура, Чубар-Тура. На реке Тобол находились Явлу-Тура, Тарханский пограничный городок, Укрепление на холме Цытырлы, Акцибар-кала, Алышая сторожевой городок, городок Карачин.
На реке Иртыш Бицик-Тура, Сузга-Тура, Крепкий татарский городок, Тургасское городище, городок князя Демаяна, Рачево городище, Нарымский городок, Колпуховская крепость, Городок Самар. Городки на Тавде Лабутинский городок, Паченка, Кошуцкий городок, Чандырский городок, Табары. На Вагае находился Агитский городок. По Иртышу находились Атинский городок, Чувашский городок, Искер, Абалак, Бегиша городок, Каурдак, «Старости древнее поставление царя Сагарчика Ишимского», Тебендя, Ишимский острог, Кызыл-Тура, Кулары, Ташатканский городок, Ялом, Малый городок, Черный городок, Тунус, Лиуба, Мирзагали, Тон-Тура, Тоянов городок. Еще 20 городков известны по археологическим исследованиям.
Армия ханства
Касательно вооружения, то воины Сибирского ханства были вооружены луками и стрелами нескольких типов, имели колчаны и налучники, пращи, палаши нескольких типов, копья нескольких типов, сабли нескольких типов, топоры, кинжалы. Также было две пушки и несколько пищалей.
Сибирские татары отдавали преимущество дистанционному бою, сидя верхом на своих конях. В случае необходимости они вступали в рукопашный бой. Городки сибирцев были окружены рвами, вадами и стенами. Для защиты тела применялись ламеллярные панцири, пластинчато-нашивные панцири (куяк, бригандина, берен), кольчатые панцири, шлемы и мисюрки.
Религия населения
Для барабинцев были характерны пережитки шаманизма. Они поклонялись кургану оба подобно алтайцам и тувинцам. У практически всех сибирских татар были антропоморфные идолы курчак. Ислам как государственная религия в Сибирском ханстве был введен ханом Кучумом. Религиозные воззрения Сибирского ханства представляли собой смесь ислама и шаманизма.
Верхушка общества познакомилась с исламом уже в XIII-XVI вв., время хана Кучума была времен утверждения ислама как государственной религии, XVII-XVIII вв. были временем формирование исламских общин в Сибири, а окончательная исламизация происходила в XIX – начале ХХ в.
В Сибирском ханстве также существовал культ святых. В Сибири существовала Тюрметякская астана. Носителями мусульманской книжности в Сибири были выходцы из Центральной Азии – сарты (узбеки и таджики). Однако и у сибирских татар была своя рукописная традиция.