Фридрих II.
Один из значительнейших государственных деятелей Средневековья — или не знавший жалости тиран?
Один из величайших людей, носивших корону Священной Римской империи, — или пешка в сложной игре Ватикана и Франции?
Наследник античных идеалов Древнего Рима — или «антихрист во плоти» и еретик?
Меценат и покровитель наук и искусств — или трус, для которого дипломатические интриги стали способом избегать открытого столкновения с противниками?
Эта книга откроет для вас загадку удивительной личности и удивительной судьбы Фридриха II Гогенштауфена!
Оглавление
Спойлер (раскрыть)
«Я», обреченное на одиночество
Прародители
Деяния норманнов и мечта Штауфенов
Конрад III Гогенштауфен на троне германских королей
Планы императора Генриха VI на наследство и мировую империю
Игрушка в руках судьбы
Папа Иннокентий III — судья Западной Европы
Осиротевший король под опекой папы
Портретные зарисовки
Матримониальные планы
Молодой король
Император Оттон IV и его гордыня
Двое мужчин на испытательном полигоне истории
На крыльях счастья
Германская корона и ее цена
Победа при Бувине
Последствия сражения при Бувине
Коронация в Аахене и первый обет крестового похода
День папы
Дипломатия вероломства
Фиаско при Дамиетте
Приключение с коронацией
Сицилия — земля обетованная
Орудие закона
Конец морских держав
Политика в сфере судоходства и торговли
Сарацины
Минареты в Италии
Основание Неаполитанского университета
Издание закона о евреях
Фридрих и еретики
Договор, заключенный в Сан-Германо
Невеста с короной Иерусалима
Ломбардия и игра со временем
Папа Григорий IX и первое отлучение от церкви императора Фридриха II
Крестовый поход под отлучением и проклятием
Самокоронация
Королевство в огне
Победитель и побежденный
Конституция, принятая в Мелфи
Конфликты в Германии и ломбардское стремление к свободе
Сын императора
Восстание сына
Поражение
Император — судья-отец
Английский брак
Фридрих II и его женщины
Майнцский всеобщий мир 1235 года
Ненадежный союз с имперскими князьями
Итальянский поход
Выборы короля Конрада IV в Вене в 1236 году
Битва при Кортенуова и блестящий триумф
Концентрация всех сил
Папа — вдохновитель сопротивления
Второе отлучение Фридриха II
Затишье перед бурей
Вторжение в папское государство
Чудо в Риме
Ориентация — дезориентация
Собор, канувший в воду
Нашествие монголов
Пиррова победа
Конклав под гнетом страха
Германия в центре внимания
Иннокентий IV — папа и победитель
Рокировка
Совет в Лионе
Передышка
День гнева
Эрозия власти
Антикороль
Покушение
Иллюзии о мире
Италия — тоталитарное государство
Поражение при Парме
Остаток времени
Цезарь и его смерть
Завещание императора
Истребите из имени и тела семена и побеги вавилонянина
Лебединая песня Гогенштауфенов
Итоги
Соколиная книга
Хронологическая таблица
Прародители
Деяния норманнов и мечта Штауфенов
Конрад III Гогенштауфен на троне германских королей
Планы императора Генриха VI на наследство и мировую империю
Игрушка в руках судьбы
Папа Иннокентий III — судья Западной Европы
Осиротевший король под опекой папы
Портретные зарисовки
Матримониальные планы
Молодой король
Император Оттон IV и его гордыня
Двое мужчин на испытательном полигоне истории
На крыльях счастья
Германская корона и ее цена
Победа при Бувине
Последствия сражения при Бувине
Коронация в Аахене и первый обет крестового похода
День папы
Дипломатия вероломства
Фиаско при Дамиетте
Приключение с коронацией
Сицилия — земля обетованная
Орудие закона
Конец морских держав
Политика в сфере судоходства и торговли
Сарацины
Минареты в Италии
Основание Неаполитанского университета
Издание закона о евреях
Фридрих и еретики
Договор, заключенный в Сан-Германо
Невеста с короной Иерусалима
Ломбардия и игра со временем
Папа Григорий IX и первое отлучение от церкви императора Фридриха II
Крестовый поход под отлучением и проклятием
Самокоронация
Королевство в огне
Победитель и побежденный
Конституция, принятая в Мелфи
Конфликты в Германии и ломбардское стремление к свободе
Сын императора
Восстание сына
Поражение
Император — судья-отец
Английский брак
Фридрих II и его женщины
Майнцский всеобщий мир 1235 года
Ненадежный союз с имперскими князьями
Итальянский поход
Выборы короля Конрада IV в Вене в 1236 году
Битва при Кортенуова и блестящий триумф
Концентрация всех сил
Папа — вдохновитель сопротивления
Второе отлучение Фридриха II
Затишье перед бурей
Вторжение в папское государство
Чудо в Риме
Ориентация — дезориентация
Собор, канувший в воду
Нашествие монголов
Пиррова победа
Конклав под гнетом страха
Германия в центре внимания
Иннокентий IV — папа и победитель
Рокировка
Совет в Лионе
Передышка
День гнева
Эрозия власти
Антикороль
Покушение
Иллюзии о мире
Италия — тоталитарное государство
Поражение при Парме
Остаток времени
Цезарь и его смерть
Завещание императора
Истребите из имени и тела семена и побеги вавилонянина
Лебединая песня Гогенштауфенов
Итоги
Соколиная книга
Хронологическая таблица
«Я», обреченное на одиночество
Спойлер (раскрыть)
Фридрих II заклеймен папой, как «изверг, исполненный кощунств, с медвежьими лапами и львиной пастью, другими же членами подобный леопарду… яростно разевающему рот для хулы имени Господнего…» И далее святой отец уточняет, дабы не оставить никаких сомнений: «…Взгляните же на изверга с головы до пят, Фридриха, так называемого императора».
Фридрих II видит себя совершенно другим: «Джези (его родной город), благородный город марки, сиятельное начало Нашего происхождения, где Наша божественная мать произвела Нас на свет… и Наш Вифлеем, земля и место рождения цезаря… И ты, Вифлеем, город марки, не самый малый среди княжеств нашего рода: ведь из тебя вышел герцог, князь Римской империи…»
Его главный панегирист, Николай Барийский, так оценивает его: «О удивительный господин, смиренный и величественный, всегда явленный и неизреченный, о радость для князей, о ликование для народов, никто не был таким смиренным и никто не был таким величественным, как он. Он — выдающееся благородство, образец для всего земного круга, краса и гордость человеческого рода, светоч общества и начало всякой справедливости… Привлекательный видом, святой духом, кратко говоря — помазанник во всем. Кто мне позволит глядеть на его ангелоподобный облик, кто мне позволит внимать его мудрости, превосходящей любой разум?..»
Что происходит в душе человека, удостаиваемого самых страшных проклятий от одних и наивысшего восхваления от других?
Что случилось с человеком, провозгласившим себя сыном Божественной Матери, а родной город — Вифлеемом?
Ответ следует искать в истории юности Фридриха II.
Что творится в душе ребенка, едва достигшего сознательного возраста, но уже слышащего о пророчествах и сивиллиных изречениях — якобы он «последний император, или даже сам антихрист», средоточие самых непредставимых для христианского Запада вещей?
Знал ли он о сне матери, будто она родит пылающий пожар, факел для Западной Европы? Наверняка ему известно и предсказание аббата Иоахима из Фиоре, что его мать, императрица Констанция, «понесет от демона».
Что происходит в душе ребенка, когда собственная мать отдает его другой женщине, хотя ему всего несколько недель от роду? Когда его, трехлетнего, поспешно привозят в далекий Палермо и там, на праздничной церемонии, коронуют и провозглашают королем Сицилии?
Немного позднее умирает его мать, императрица, так и не успев дать ребенку почувствовать материнскую любовь. Отца, Генриха VI, которого мальчик видел дважды — при рождении и при крещении, он никогда не воспринимал как реальное лицо, хотя в полной мере унаследовал его планы о мировом господстве.
Мальчик прекрасно осознавал, что никто не испытывал к нему чувства любви. Окружавшие его люди, обуреваемые властолюбием, желали лишь править, используя его имя, проклиная его и обогащая себя с беспредельным эгоизмом; Фридрих понимал: его удел — быть объектом для окружающих людей.
Тот, на чью долю выпадает такое, не может стремиться к развитию отношений с другими людьми. Он сосредоточен на самом себе, загнан в собственное «Я». Его эго становится для него вселенной, обязанной своим существованием лишь его собственной самости. Исходя из этого эгоцентризма он издает собственные «священные законы» и дает указание служащим поступать согласно его «выгоде и полезности». «Соmmodum et utilitas»[1] действительно является сентенцией и девизом этого императора, считающегося величайшим правителем Средневековья.
Фридрих Ницше включает его в ряд «тех завораживающих, непостижимых и невообразимых, тех загадочных людей, предназначенных для победы и соблазна», каковыми, по его мнению, являлись Алкивиад, Цезарь, Леонардо да Винчи, а также Фридрих II.
В действительности же жизнь, прожитая с бескомпромиссным эгоизмом, являет собой мрачную, но тем не менее захватывающую драму, чьи действия интересно еще раз разыграть.
Фридрих II видит себя совершенно другим: «Джези (его родной город), благородный город марки, сиятельное начало Нашего происхождения, где Наша божественная мать произвела Нас на свет… и Наш Вифлеем, земля и место рождения цезаря… И ты, Вифлеем, город марки, не самый малый среди княжеств нашего рода: ведь из тебя вышел герцог, князь Римской империи…»
Его главный панегирист, Николай Барийский, так оценивает его: «О удивительный господин, смиренный и величественный, всегда явленный и неизреченный, о радость для князей, о ликование для народов, никто не был таким смиренным и никто не был таким величественным, как он. Он — выдающееся благородство, образец для всего земного круга, краса и гордость человеческого рода, светоч общества и начало всякой справедливости… Привлекательный видом, святой духом, кратко говоря — помазанник во всем. Кто мне позволит глядеть на его ангелоподобный облик, кто мне позволит внимать его мудрости, превосходящей любой разум?..»
Что происходит в душе человека, удостаиваемого самых страшных проклятий от одних и наивысшего восхваления от других?
Что случилось с человеком, провозгласившим себя сыном Божественной Матери, а родной город — Вифлеемом?
Ответ следует искать в истории юности Фридриха II.
Что творится в душе ребенка, едва достигшего сознательного возраста, но уже слышащего о пророчествах и сивиллиных изречениях — якобы он «последний император, или даже сам антихрист», средоточие самых непредставимых для христианского Запада вещей?
Знал ли он о сне матери, будто она родит пылающий пожар, факел для Западной Европы? Наверняка ему известно и предсказание аббата Иоахима из Фиоре, что его мать, императрица Констанция, «понесет от демона».
Что происходит в душе ребенка, когда собственная мать отдает его другой женщине, хотя ему всего несколько недель от роду? Когда его, трехлетнего, поспешно привозят в далекий Палермо и там, на праздничной церемонии, коронуют и провозглашают королем Сицилии?
Немного позднее умирает его мать, императрица, так и не успев дать ребенку почувствовать материнскую любовь. Отца, Генриха VI, которого мальчик видел дважды — при рождении и при крещении, он никогда не воспринимал как реальное лицо, хотя в полной мере унаследовал его планы о мировом господстве.
Мальчик прекрасно осознавал, что никто не испытывал к нему чувства любви. Окружавшие его люди, обуреваемые властолюбием, желали лишь править, используя его имя, проклиная его и обогащая себя с беспредельным эгоизмом; Фридрих понимал: его удел — быть объектом для окружающих людей.
Тот, на чью долю выпадает такое, не может стремиться к развитию отношений с другими людьми. Он сосредоточен на самом себе, загнан в собственное «Я». Его эго становится для него вселенной, обязанной своим существованием лишь его собственной самости. Исходя из этого эгоцентризма он издает собственные «священные законы» и дает указание служащим поступать согласно его «выгоде и полезности». «Соmmodum et utilitas»[1] действительно является сентенцией и девизом этого императора, считающегося величайшим правителем Средневековья.
Фридрих Ницше включает его в ряд «тех завораживающих, непостижимых и невообразимых, тех загадочных людей, предназначенных для победы и соблазна», каковыми, по его мнению, являлись Алкивиад, Цезарь, Леонардо да Винчи, а также Фридрих II.
В действительности же жизнь, прожитая с бескомпромиссным эгоизмом, являет собой мрачную, но тем не менее захватывающую драму, чьи действия интересно еще раз разыграть.