Как христианизировать войну? Как обеспечить себе вооруженную силу, склонную верно и постоянно стоять на защите христианства и выполнять свою миссию борьбы с неверными? На два этих вопроса средневековое христианство ответило, создав, не без некоторого сопротивления, оригинальные институты — военно-монашеские ордены. Гибриды «чудовищ», по выражению Исаака Стеллы, живущих, как монахи, по уставу — бенедиктинскому или августинскому, но не совсем монахов, действующих, как рыцари, но не по образу тех представителей аристократической касты, которые всегда готовы схватиться между собой, не мирских рыцарей, поносимых святым Бернардом, а рыцарей Христа, «облаченных в доспехи из железа и доспехи веры». Реконкиста и крестовые походы способствовали тому, что эти ордены широко распространились в Святой земле, в Испании и на берегах Балтийского моря. По мере укрепления независимости монархий от папской власти, растущего недоверия монархов к этим военным силам, порой ставшим настоящими государствами, по мере того как служение миссии все больше подменялось простой воинственностью, военно-монашеские ордены понемногу теряли жизнеспособность и были вынуждены вновь обратиться к благотворительной деятельности. Тогда родились легенды и слухи, которые разоблачает современный историк, в то же время отдавая справедливость этим ярким свидетельствам коллективного воображения средневековых людей, сделав прекрасный обзор этих легенд.
Оглавление
Спойлер (раскрыть)
Предисловие
Вступление Военно-монашеские ордены, рыцарские ордены, ордена за заслуги
Часть первая Восхождение к могуществу (XI–XIII вв.)
Глава 1 Западноевропейский контекст и крестовые походы
Три функции
Подъем Запада
Сеньоры бана
Движение мира Божьего
Справедливая война и сакрализация рыцарства
Священная война и крестовый поход
Глава 2 Святая земля — колыбель военно-монашеских орденов
Первый крестовый поход
Паломничество
Квартал Гроба Господня перед крестовым походом
От бенедиктинского госпиталя к ордену Госпиталя
Прототамплиеры, Гроб Господень и Госпиталь
Вызревание ордена Храма
Милитаризация ордена Госпиталя
Орден святого Лазаря
«Национальные» военные ордены на Святой земле
Глава 3 На Пиренейском полуострове: местные военные ордены
Реконкиста[95]
Прототипы? Братства и рибат
Обращение к орденам Святой земли
Сито и его военные порождения
Создание ордена Сантьяго
Неуспех арагонских орденов
Глава 4 В сторону Балтики. Миссионерский крестовый поход и военно-монашеские ордены
Германский и христианский натиск на Восток
В поддержку миссии: орден Меченосцев в Ливонии[143]
Защита границ от язычников: Добринский орден и тевтонцы
Тевтонцы в Пруссии
Завоевание Пруссии и проникновение в Ливонию[157]
Тевтонцы и поляки в XIII в.
Часть вторая Оригинальный институт средневекового христианства
Глава 5 Жизнь по уставу
Святой Бенедикт или святой Августин?
Устав и приложения к нему: retrais, статуты, обычаи и кутюмы
Распространенность устава и его известность
Содержание уставов и статутов в основных чертах
Привилегированные ордены
Глава 6 Люди. Комплектование
Мужчины, дети… и женщины
Миряне и клирики
Свободные, знать
Ритуал приема
Братья… и прочие
Количество
Национальный или интернациональный состав?
Глава 7 Организация орденов
В центре: магистр и капитул
Провинциальный уровень
Низовые структуры: дом, командорство, баллей
Между центром и периферией
Глава 8 Военно-монашеские ордены и война
На Святой земле
В Испании периода Реконкисты
Миссионерская война на Балтике
Вклад военных орденов в военное искусство
Глава 9 Милосердная деятельность военных орденов
О войне и долге милосердия
Типология милосердной деятельности орденов
Странноприимные структуры
Медицинская практика
Глава 10 Патримоний, благочестивые дары и колонизация
Патримониальная политика монашеского ордена
Военные ордены как колонизаторы
Сеньориальная эксплуатация
Глава 11 Духовность и культура военно-монашеских орденов
«Антиаскетический и антигероический» устав
Монастырская жизнь: часы, мессы, молитвы и т. д
Церкви и часовни
Покровительство и культы
Подготовка и образование братьев в военных орденах
Интеллектуальная продукция орденов
Глава 12 Корпоративность. Знаки и символы принадлежности к ордену
Одежды и облачение
Крест и эмблемы
Цвета и формы
Ценность облачения
Другие знаки принадлежности к ордену
Часть третья Упадок, кризис, адаптация? (XIV–XVI вв.)
Глава 13 Кризисы и трудности (около 1270–1330 гг.)
Конец латинских государств и эвакуация военных орденов на Кипр
Критика военных орденов. Проблема слияния
Военно-монашеские ордены и планы возвращения Святой земли
Процесс ордена Храма
Выгоды, полученные орденом Госпиталя из дела Храма
Трудности тевтонцев
Глава 14 Госпитальеры на Родосе
Завоевание Родоса
Госпитальерское Ordensstaat
Оплот христианства?
Родос и Запад
Глава 15 Пруссия и тевтонская Ливония, 1309–1525 гг.
В XIV в.: война с Литвой
Польско-литовская уния и ее последствия
Расцвет и кризис прусского Ordensstaat в XIV и XV вв.
Тевтонский орден — вассал Польши[899]
Глава 16 Испанские военные ордены: между интригой и подчинением (XIV–XVI вв.)
Разрешение дела ордена Храма в Испании
Два новых ордена — Монтесы и Христа
Король, знать и ордены
На службе нации: от великих открытий до присоединения к короне
Глава 17 Ордены или братства?
Простые братства
Против турок: истинные военные ордены
Один грандиозный проект: орден Страстей Филиппа де Мезьера
Заключение
Мусульманский рибат и христианские военные ордены
Новая форма религиозной жизни, с трудом находящая себе место
Военные ордены и светская власть
Выживание
Библиография
Военные ордены
Орден Храма
Орден Госпиталя
Испанские ордены и ордены в Испании
Немецкие ордены
Другие ордены
Приложения
Указатели
Сокращения:
Географический указатель
Именной указатель
Предметный указатель
Упоминаемые авторы
Папские буллы
Военные ордены и рыцарские братства
Примечания
Предисловие
Вступление Военно-монашеские ордены, рыцарские ордены, ордена за заслуги
Часть первая Восхождение к могуществу (XI–XIII вв.)
Глава 1 Западноевропейский контекст и крестовые походы
Три функции
Подъем Запада
Сеньоры бана
Движение мира Божьего
Справедливая война и сакрализация рыцарства
Священная война и крестовый поход
Глава 2 Святая земля — колыбель военно-монашеских орденов
Первый крестовый поход
Паломничество
Квартал Гроба Господня перед крестовым походом
От бенедиктинского госпиталя к ордену Госпиталя
Прототамплиеры, Гроб Господень и Госпиталь
Вызревание ордена Храма
Милитаризация ордена Госпиталя
Орден святого Лазаря
«Национальные» военные ордены на Святой земле
Глава 3 На Пиренейском полуострове: местные военные ордены
Реконкиста[95]
Прототипы? Братства и рибат
Обращение к орденам Святой земли
Сито и его военные порождения
Создание ордена Сантьяго
Неуспех арагонских орденов
Глава 4 В сторону Балтики. Миссионерский крестовый поход и военно-монашеские ордены
Германский и христианский натиск на Восток
В поддержку миссии: орден Меченосцев в Ливонии[143]
Защита границ от язычников: Добринский орден и тевтонцы
Тевтонцы в Пруссии
Завоевание Пруссии и проникновение в Ливонию[157]
Тевтонцы и поляки в XIII в.
Часть вторая Оригинальный институт средневекового христианства
Глава 5 Жизнь по уставу
Святой Бенедикт или святой Августин?
Устав и приложения к нему: retrais, статуты, обычаи и кутюмы
Распространенность устава и его известность
Содержание уставов и статутов в основных чертах
Привилегированные ордены
Глава 6 Люди. Комплектование
Мужчины, дети… и женщины
Миряне и клирики
Свободные, знать
Ритуал приема
Братья… и прочие
Количество
Национальный или интернациональный состав?
Глава 7 Организация орденов
В центре: магистр и капитул
Провинциальный уровень
Низовые структуры: дом, командорство, баллей
Между центром и периферией
Глава 8 Военно-монашеские ордены и война
На Святой земле
В Испании периода Реконкисты
Миссионерская война на Балтике
Вклад военных орденов в военное искусство
Глава 9 Милосердная деятельность военных орденов
О войне и долге милосердия
Типология милосердной деятельности орденов
Странноприимные структуры
Медицинская практика
Глава 10 Патримоний, благочестивые дары и колонизация
Патримониальная политика монашеского ордена
Военные ордены как колонизаторы
Сеньориальная эксплуатация
Глава 11 Духовность и культура военно-монашеских орденов
«Антиаскетический и антигероический» устав
Монастырская жизнь: часы, мессы, молитвы и т. д
Церкви и часовни
Покровительство и культы
Подготовка и образование братьев в военных орденах
Интеллектуальная продукция орденов
Глава 12 Корпоративность. Знаки и символы принадлежности к ордену
Одежды и облачение
Крест и эмблемы
Цвета и формы
Ценность облачения
Другие знаки принадлежности к ордену
Часть третья Упадок, кризис, адаптация? (XIV–XVI вв.)
Глава 13 Кризисы и трудности (около 1270–1330 гг.)
Конец латинских государств и эвакуация военных орденов на Кипр
Критика военных орденов. Проблема слияния
Военно-монашеские ордены и планы возвращения Святой земли
Процесс ордена Храма
Выгоды, полученные орденом Госпиталя из дела Храма
Трудности тевтонцев
Глава 14 Госпитальеры на Родосе
Завоевание Родоса
Госпитальерское Ordensstaat
Оплот христианства?
Родос и Запад
Глава 15 Пруссия и тевтонская Ливония, 1309–1525 гг.
В XIV в.: война с Литвой
Польско-литовская уния и ее последствия
Расцвет и кризис прусского Ordensstaat в XIV и XV вв.
Тевтонский орден — вассал Польши[899]
Глава 16 Испанские военные ордены: между интригой и подчинением (XIV–XVI вв.)
Разрешение дела ордена Храма в Испании
Два новых ордена — Монтесы и Христа
Король, знать и ордены
На службе нации: от великих открытий до присоединения к короне
Глава 17 Ордены или братства?
Простые братства
Против турок: истинные военные ордены
Один грандиозный проект: орден Страстей Филиппа де Мезьера
Заключение
Мусульманский рибат и христианские военные ордены
Новая форма религиозной жизни, с трудом находящая себе место
Военные ордены и светская власть
Выживание
Библиография
Военные ордены
Орден Храма
Орден Госпиталя
Испанские ордены и ордены в Испании
Немецкие ордены
Другие ордены
Приложения
Указатели
Сокращения:
Географический указатель
Именной указатель
Предметный указатель
Упоминаемые авторы
Папские буллы
Военные ордены и рыцарские братства
Примечания
Предисловие
Спойлер (раскрыть)
На французском языке нет обзорной работы о военно-монашеских орденах. Эта книга претендует только на то, чтобы дать общее представление об истории этих орденов в средние века, период, на который пришлись их зарождение, расцвет и упадок. Я хотел показать, что существовала «семья» военно-монашеских орденов, и для этого между двумя неизбежными хронологическими частями поместил общий обзор разных аспектов организации и жизни этих орденов, рискуя впасть в упрощение и, несомненно, допустить ошибки.
Документация и историческая литература хоть и многочисленны, но неравноценны, и сведения в них разбросаны. Целые архивы некоторых орденов, в Святой земле или в Испании, исчезли; по некоторым менее значительным орденам документов осталось очень мало. Наконец, обобщение затрудняет разная направленность исторических школ: выходящие сейчас во множестве испанские издания очень интересны, но историки этой страны в основном заняты изучением патримония орденов, несомненно составляющего самую оригинальную часть их истории; точно так же среди французских научных изданий очень многие труды посвящены местным и региональным реалиям. Немецкие историки, со своей стороны, активно занимались просопографическими исследованиями и т. д.
Это произведение — не плод оригинального поиска, пусть даже я старался как можно чаще обращаться к оригинальным документам, и в нем можно найти отражение моих собственных интересов и изысканий. То есть она отчасти представляет материал «из вторых рук», и я не скрываю, что многим обязан своим коллегам-историкам. Я буду цитировать Энтони Латтрелла, чьи полсотни статей о Родосе, написанных на всех языках планеты, статей, всегда точных и глубоких, составляют настоящую историю жизни госпитальеров на Родосе; Алана Дж. Фори, автора обзорной работы о военных орденах в XII и XIII вв., чьи многочисленные статьи, часто основанные на анализе уставов и статутов орденов, не упускают ничего из внутренней жизни последних; Жана Флори, чьи научные труды о рыцарстве и крестовых походах столь полезны для уточнения контекста раннего периода развития военных орденов; Анри Богдана, автора солидного общего исследования о Тевтонском ордене; Шарля Игуне, приступившего к изучению истории немецкой колонизации в Восточной Европе; Симонетту Черрини, которая в своей диссертации предложила новый подход к уставу ордена Храма; Хоана Фугета Санса, специалиста по архитектуре военных орденов, показавшего мне много домов тамплиеров и госпитальеров у себя в Конка-де-Барбера в Каталонии; Вернера Паравичини, который составил список всех западных дворян, совершивших в XIV в. «путешествие в Пруссию»… И многих других…
Почти повсюду изучение военно-монашеских орденов снова оживилось. Об этом свидетельствует организация в большинстве стран, где имелись «военные ордены», международных конференций, в том числе периодических, сведения о которых регулярно публикуются: в частности, раз в четыре года проходят конференции «Society for the History of the Crusades and the Latin East» [Общества по истории крестовых походов и латинского Востока (англ.)]; с той же периодичностью доклады по военным орденам читаются в музее ордена святого Иоанна в Лондоне (вышло два тома их материалов под названием «The Military Orders»); конференции в Торуни, в Польше, посвящены в основном деятельности орденов в прибалтийских регионах; много конференций проходит в Испании и Португалии; и, возможно, регулярные сессии предвещает первая международная конференция, проводящаяся тамплиерским и госпитальерским хранилищем в Ларзаке и посвященная «Командорству как институту военных орденов на средневековом Западе», которая состоялась в октябре 2000 г. в Сент-Элали-де-Сернон. Наконец, неутомимые труды моего друга Франческо Томмази в Перудже завершились созданием журнала, полностью посвященного военным орденам, — «Sacra militia. Rivista di storia degli ordini militari» [Святое воинство (лат.). Журнал по истории военных орденов (итал.)], в качестве главного редактора которого выступает Франко Кардини.
Филиппу Жоссерану, который защитил блистательную диссертацию о связях испанских орденов с кастильской монархией и был любезен прочесть мой текст, я обязан ценными наблюдениями и замечаниями об орденах Пиренейского полуострова. Сильвен Гугенхейм также предоставил мне полезные сведения и позволил сделать много исправлений и уточнений в рассказе о немецких реалиях и Тевтонском ордене. Обоим я выражаю самую искреннюю признательность.
Это произведение вызревало с трудом и испытало кое-какие злоключения на конечной стадии; да будет мне позволено поблагодарить издательство «Сёй», которое было столь любезно его принять. В некотором роде это было возвращением в отчий дом, потому что здесь же родилась «сестра» этой книги, «Жизнь и смерть ордена Храма», где я почти двадцать лет назад впервые пошел по следу военных орденов.
На французском языке нет обзорной работы о военно-монашеских орденах. Эта книга претендует только на то, чтобы дать общее представление об истории этих орденов в средние века, период, на который пришлись их зарождение, расцвет и упадок. Я хотел показать, что существовала «семья» военно-монашеских орденов, и для этого между двумя неизбежными хронологическими частями поместил общий обзор разных аспектов организации и жизни этих орденов, рискуя впасть в упрощение и, несомненно, допустить ошибки.
Документация и историческая литература хоть и многочисленны, но неравноценны, и сведения в них разбросаны. Целые архивы некоторых орденов, в Святой земле или в Испании, исчезли; по некоторым менее значительным орденам документов осталось очень мало. Наконец, обобщение затрудняет разная направленность исторических школ: выходящие сейчас во множестве испанские издания очень интересны, но историки этой страны в основном заняты изучением патримония орденов, несомненно составляющего самую оригинальную часть их истории; точно так же среди французских научных изданий очень многие труды посвящены местным и региональным реалиям. Немецкие историки, со своей стороны, активно занимались просопографическими исследованиями и т. д.
Это произведение — не плод оригинального поиска, пусть даже я старался как можно чаще обращаться к оригинальным документам, и в нем можно найти отражение моих собственных интересов и изысканий. То есть она отчасти представляет материал «из вторых рук», и я не скрываю, что многим обязан своим коллегам-историкам. Я буду цитировать Энтони Латтрелла, чьи полсотни статей о Родосе, написанных на всех языках планеты, статей, всегда точных и глубоких, составляют настоящую историю жизни госпитальеров на Родосе; Алана Дж. Фори, автора обзорной работы о военных орденах в XII и XIII вв., чьи многочисленные статьи, часто основанные на анализе уставов и статутов орденов, не упускают ничего из внутренней жизни последних; Жана Флори, чьи научные труды о рыцарстве и крестовых походах столь полезны для уточнения контекста раннего периода развития военных орденов; Анри Богдана, автора солидного общего исследования о Тевтонском ордене; Шарля Игуне, приступившего к изучению истории немецкой колонизации в Восточной Европе; Симонетту Черрини, которая в своей диссертации предложила новый подход к уставу ордена Храма; Хоана Фугета Санса, специалиста по архитектуре военных орденов, показавшего мне много домов тамплиеров и госпитальеров у себя в Конка-де-Барбера в Каталонии; Вернера Паравичини, который составил список всех западных дворян, совершивших в XIV в. «путешествие в Пруссию»… И многих других…
Почти повсюду изучение военно-монашеских орденов снова оживилось. Об этом свидетельствует организация в большинстве стран, где имелись «военные ордены», международных конференций, в том числе периодических, сведения о которых регулярно публикуются: в частности, раз в четыре года проходят конференции «Society for the History of the Crusades and the Latin East» [Общества по истории крестовых походов и латинского Востока (англ.)]; с той же периодичностью доклады по военным орденам читаются в музее ордена святого Иоанна в Лондоне (вышло два тома их материалов под названием «The Military Orders»); конференции в Торуни, в Польше, посвящены в основном деятельности орденов в прибалтийских регионах; много конференций проходит в Испании и Португалии; и, возможно, регулярные сессии предвещает первая международная конференция, проводящаяся тамплиерским и госпитальерским хранилищем в Ларзаке и посвященная «Командорству как институту военных орденов на средневековом Западе», которая состоялась в октябре 2000 г. в Сент-Элали-де-Сернон. Наконец, неутомимые труды моего друга Франческо Томмази в Перудже завершились созданием журнала, полностью посвященного военным орденам, — «Sacra militia. Rivista di storia degli ordini militari» [Святое воинство (лат.). Журнал по истории военных орденов (итал.)], в качестве главного редактора которого выступает Франко Кардини.
Филиппу Жоссерану, который защитил блистательную диссертацию о связях испанских орденов с кастильской монархией и был любезен прочесть мой текст, я обязан ценными наблюдениями и замечаниями об орденах Пиренейского полуострова. Сильвен Гугенхейм также предоставил мне полезные сведения и позволил сделать много исправлений и уточнений в рассказе о немецких реалиях и Тевтонском ордене. Обоим я выражаю самую искреннюю признательность.
Это произведение вызревало с трудом и испытало кое-какие злоключения на конечной стадии; да будет мне позволено поблагодарить издательство «Сёй», которое было столь любезно его принять. В некотором роде это было возвращением в отчий дом, потому что здесь же родилась «сестра» этой книги, «Жизнь и смерть ордена Храма», где я почти двадцать лет назад впервые пошел по следу военных орденов.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
ВступлениеВоенно-монашеские ордены, рыцарские ордены, ордена за заслуги
Спойлер (раскрыть)
В 1120 г. в Иерусалиме в условиях, которые еще известны плохо, был основан первый средневековый военно-монашеский орден — орден Храма (тамплиеров). Его первые адепты называли себя pauperes commilitones Christi Templique Salomonici, то есть «бедными поборниками Христа и храма Соломона»[1]. Они повиновались магистру, следовали уставу и обязывались защищать паломников на дорогах, ведущих в Иерусалим. В начале 1129 г. их деятельность узаконила римская церковь: собор, собравшийся в Труа под председательством легата, утвердил их устав. Через недолгое время святой Бернард, принявший в этом соборе активное участие, написал для них «De laude novae militiae», или «Похвалу святому воинству»: он здесь оправдывал миссию тех, кто в его глазах был одновременно монахами и рыцарями. Не надо путать: понятие «военно-монашеский орден» не равнозначно понятию «рыцарский орден». В западных странах в разные моменты их истории возникали «рыцарства», рыцарские ордены; но даже если орден Храма, военно-монашеский орден, был рассчитан в первую очередь на рыцарей, было бы ошибкой видеть историческую преемственность между этими понятиями. Создание ордена Храма было явлением новым и оригинальным. Этот орден вырос из перемен — или просто из эволюции — западного общества после тысячного года и появился на свет благодаря крестовому походу.
Действительно, в разные эпохи возникали корпоративные группы, иногда определяемые словом ordo (множественное ordines), «орден», «сословие»[2], в определении которого — «конное», «рыцарское» — упоминается лошадь[3].
В Риме, при республике, бойцы двадцати восьми кавалерийских центурий набирались среди богатых граждан, за каждым из которых числилась «общественная лошадь». Вместе они составляли сословие всадников, отличное от сословия сенаторов: выражение ordo equester представляет собой точный эквивалент понятию equites romani или equites romani equo publico[4]. При империи всадникам (eques, equites) поручали административные и военные должности, которыми все больше пренебрегала сенатская аристократия. Таким образом, сословие всадников должно было выделять «элиту» для службы государству. Наконец это сословие слилось с сенаторским и в последний период империи исчезло, не оставив следов в потомстве. Военно-монашеские ордены средневековья ничем или почти ничем не были ему обязаны; некоторые клирики, читавшие латинских авторов, иногда использовали выражение ordo equester, обозначая им сословие «сражающихся» в обществе, разделенном на три сословия, или три функции. Так поступил в начале XII в. Гвиберт Ножанский[5].
Римлянам было известно также слово miles, означающее солдата вообще; ведь лучшую часть римских армий составляли именно пехотинцы. Таким образом, слово militia означало «военная служба» или «солдатское ремесло», a militare — «служить в войске» или «быть солдатом». Командование было возложено на magistri militum, или magistri militiae. В период поздней империи (III–V вв.) в войске и администрации произошли ощутимые изменения: гражданские и военные функции, до того разделенные, стали объединять (кроме царствования Диоклетиана) и все чаще возлагать на военных. В это же время в армии все больше значения стала приобретать конница и появилось разделение на magister peditum [магистр пехотинцев (лат.)] и magister equitum [магистр всадников (лат.)]. Однако слово miles сохранило общий смысл «солдат». Зато словом militia в конечном счете стали называть любую публичную службу государству. Именно в таком смысле оно по преимуществу используется в кодексе Юстиниана в VI в. (3, 25)[6].
В средние века конница стала основным родом войск, а кавалерист — почти синонимом того, кто «сражается». Его обозначали словом miles (множественное — milites). Но это слово, сохранив технический смысл «тот, кто сражается верхом на коне», приобрело также этический смысл и стало означать элиту конных бойцов. Местные наречия в большинстве случаев разделяли два этих значения: chevalier — cavalier [рыцарь — всадник, на французском], Ritter — Reiter на немецком, knight — rider или horseman на английском, но на итальянском только cavaliere, а на испанском — caballero.
Клирики того времени представляли идеальное христианское общество разделенным на три сословия (или три функции), которые расположены в иерархическом порядке и солидарны: те, кто молится, те, кто сражается (и повелевает), те, кто трудится. Рыцари помещались во второе, ordo pugnatorum, сословие — сражающихся (или bellatores); но этот «орден» не соответствовал никакому институту. Тем не менее именно из числа рыцарей выходили наиболее видные представители и руководящий состав военно-монашеских орденов, сначала Храма, Госпиталя, Тевтонского, а потом испанских орденов. Однако определять эти ордены как рыцарские нельзя. Прежде всего это были монашеские ордены, как Клюни, как Сито (кстати, испанские ордены, кроме Сантьяго, все входили в состав ордена Сито), но эти монашеские ордены в первую очередь — хотя, конечно, не исключительно — были рассчитаны на участие рыцарей и отвечали их религиозным потребностям. Тамплиеры были не монахами (moines), а военными служителями церкви (religieux)[7].
С XIV в. обстоятельства и потребности, которые привели к созданию и расцвету военно-монашеских орденов, постепенно стали исчезать, но ордены, кроме Храма, не исчезли. Понятие рыцарства тоже больше не отражало идеал и военные доблести знати, деградировавшей в результате кризиса конца средневековья. Монархи все еще нуждались в знати и пользовались званием рыцаря, чтобы наделять им доверенных людей. Они стали создавать светские рыцарские ордены, собирая в них рыцарей, наиболее достойных служить образцами для других. Одним из первых был орден Ленты в Кастилии, но самые знаменитые — это орден Подвязки в Англии (1347) и орден Золотого Руна в бургундских государствах (1429). Орден Звезды, основанный Иоанном Добрым во Франции, включал в себя 500 рыцарей (1350)[8].
Эти светские ордены не имели отношения к военно-монашеским: их членов вдохновляли другие идеалы, и двигали ими иные нужды. Но современники верили в их преемственность, благодаря чему эти ордены становились инструментами для утверждения королевской религии[9]. В Британской библиотеке в Лондоне есть рукопись, автор которой связывает латинский устав ордена Храма со статутами ордена Золотого Руна[10].
Однако в конечном счете светские и военно-монашеские ордены слились воедино. В новое время и современную эпоху каждое государство, каждое княжество сочли своим долгом учредить у себя ордена за заслуги. Во Франции революционные потрясения привели к созданию совершенно нового ордена — Почетного легиона, но в Англии орден Подвязки, а в Португалии — военно-монашеский Ависский орден были преобразованы в ордена за заслуги. Некоторые военно-монашеские ордены, созданные в средневековье, дожили до наших дней, но при этом отказались от военного характера, составлявшего их оригинальность, чтобы приспособиться к новому времени или превратиться в благотворительные организации. Так случилось с Тевтонским орденом, резиденция которого ныне находится в Вене, или орденом госпитальеров, ставшим Мальтийским орденом и теперь поселившимся в Риме. Эти ордены вновь взяли на себя миссию творить милосердие, которая причиталась им с самого начала, до милитаризации. Они сохранили воинское облачение, которое теперь пугает не больше, чем шпаги у академиков!
Оригинальный образ жизни военно-монашеские ордены вели только в средние века. Потому в этой книге я и дам обзор их истории в соответствующий период — с начала XI в., когда возникла сама концепция, и до 1530 г., когда госпитальеры, изгнанные с Родоса османским султаном Сулейманом Великолепным, отправились на остров Мальту, который им предоставил Карл V.
Действительно, в разные эпохи возникали корпоративные группы, иногда определяемые словом ordo (множественное ordines), «орден», «сословие»[2], в определении которого — «конное», «рыцарское» — упоминается лошадь[3].
В Риме, при республике, бойцы двадцати восьми кавалерийских центурий набирались среди богатых граждан, за каждым из которых числилась «общественная лошадь». Вместе они составляли сословие всадников, отличное от сословия сенаторов: выражение ordo equester представляет собой точный эквивалент понятию equites romani или equites romani equo publico[4]. При империи всадникам (eques, equites) поручали административные и военные должности, которыми все больше пренебрегала сенатская аристократия. Таким образом, сословие всадников должно было выделять «элиту» для службы государству. Наконец это сословие слилось с сенаторским и в последний период империи исчезло, не оставив следов в потомстве. Военно-монашеские ордены средневековья ничем или почти ничем не были ему обязаны; некоторые клирики, читавшие латинских авторов, иногда использовали выражение ordo equester, обозначая им сословие «сражающихся» в обществе, разделенном на три сословия, или три функции. Так поступил в начале XII в. Гвиберт Ножанский[5].
Римлянам было известно также слово miles, означающее солдата вообще; ведь лучшую часть римских армий составляли именно пехотинцы. Таким образом, слово militia означало «военная служба» или «солдатское ремесло», a militare — «служить в войске» или «быть солдатом». Командование было возложено на magistri militum, или magistri militiae. В период поздней империи (III–V вв.) в войске и администрации произошли ощутимые изменения: гражданские и военные функции, до того разделенные, стали объединять (кроме царствования Диоклетиана) и все чаще возлагать на военных. В это же время в армии все больше значения стала приобретать конница и появилось разделение на magister peditum [магистр пехотинцев (лат.)] и magister equitum [магистр всадников (лат.)]. Однако слово miles сохранило общий смысл «солдат». Зато словом militia в конечном счете стали называть любую публичную службу государству. Именно в таком смысле оно по преимуществу используется в кодексе Юстиниана в VI в. (3, 25)[6].
В средние века конница стала основным родом войск, а кавалерист — почти синонимом того, кто «сражается». Его обозначали словом miles (множественное — milites). Но это слово, сохранив технический смысл «тот, кто сражается верхом на коне», приобрело также этический смысл и стало означать элиту конных бойцов. Местные наречия в большинстве случаев разделяли два этих значения: chevalier — cavalier [рыцарь — всадник, на французском], Ritter — Reiter на немецком, knight — rider или horseman на английском, но на итальянском только cavaliere, а на испанском — caballero.
Клирики того времени представляли идеальное христианское общество разделенным на три сословия (или три функции), которые расположены в иерархическом порядке и солидарны: те, кто молится, те, кто сражается (и повелевает), те, кто трудится. Рыцари помещались во второе, ordo pugnatorum, сословие — сражающихся (или bellatores); но этот «орден» не соответствовал никакому институту. Тем не менее именно из числа рыцарей выходили наиболее видные представители и руководящий состав военно-монашеских орденов, сначала Храма, Госпиталя, Тевтонского, а потом испанских орденов. Однако определять эти ордены как рыцарские нельзя. Прежде всего это были монашеские ордены, как Клюни, как Сито (кстати, испанские ордены, кроме Сантьяго, все входили в состав ордена Сито), но эти монашеские ордены в первую очередь — хотя, конечно, не исключительно — были рассчитаны на участие рыцарей и отвечали их религиозным потребностям. Тамплиеры были не монахами (moines), а военными служителями церкви (religieux)[7].
С XIV в. обстоятельства и потребности, которые привели к созданию и расцвету военно-монашеских орденов, постепенно стали исчезать, но ордены, кроме Храма, не исчезли. Понятие рыцарства тоже больше не отражало идеал и военные доблести знати, деградировавшей в результате кризиса конца средневековья. Монархи все еще нуждались в знати и пользовались званием рыцаря, чтобы наделять им доверенных людей. Они стали создавать светские рыцарские ордены, собирая в них рыцарей, наиболее достойных служить образцами для других. Одним из первых был орден Ленты в Кастилии, но самые знаменитые — это орден Подвязки в Англии (1347) и орден Золотого Руна в бургундских государствах (1429). Орден Звезды, основанный Иоанном Добрым во Франции, включал в себя 500 рыцарей (1350)[8].
Эти светские ордены не имели отношения к военно-монашеским: их членов вдохновляли другие идеалы, и двигали ими иные нужды. Но современники верили в их преемственность, благодаря чему эти ордены становились инструментами для утверждения королевской религии[9]. В Британской библиотеке в Лондоне есть рукопись, автор которой связывает латинский устав ордена Храма со статутами ордена Золотого Руна[10].
Однако в конечном счете светские и военно-монашеские ордены слились воедино. В новое время и современную эпоху каждое государство, каждое княжество сочли своим долгом учредить у себя ордена за заслуги. Во Франции революционные потрясения привели к созданию совершенно нового ордена — Почетного легиона, но в Англии орден Подвязки, а в Португалии — военно-монашеский Ависский орден были преобразованы в ордена за заслуги. Некоторые военно-монашеские ордены, созданные в средневековье, дожили до наших дней, но при этом отказались от военного характера, составлявшего их оригинальность, чтобы приспособиться к новому времени или превратиться в благотворительные организации. Так случилось с Тевтонским орденом, резиденция которого ныне находится в Вене, или орденом госпитальеров, ставшим Мальтийским орденом и теперь поселившимся в Риме. Эти ордены вновь взяли на себя миссию творить милосердие, которая причиталась им с самого начала, до милитаризации. Они сохранили воинское облачение, которое теперь пугает не больше, чем шпаги у академиков!
Оригинальный образ жизни военно-монашеские ордены вели только в средние века. Потому в этой книге я и дам обзор их истории в соответствующий период — с начала XI в., когда возникла сама концепция, и до 1530 г., когда госпитальеры, изгнанные с Родоса османским султаном Сулейманом Великолепным, отправились на остров Мальту, который им предоставил Карл V.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Часть перваяВосхождение к могуществу (XI–XIII вв.)
Глава 1
Западноевропейский контекст и крестовые походы
Читатель, конечно, спешит оказаться в Иерусалиме, на тех землях Востока, где появилось новое рыцарство, по выражению святого Бернарда. Ему придется немного потерпеть: корнями военно-монашеские ордены уходят в Западную Европу.
Три функции
Спойлер (раскрыть)
Клирики Западной Европы, размышляя над организацией христианского общества, соответствующей божественной воле, делили его на сословия, или функции. В каролингскую эпоху выделяли три категории: монахов, клириков и мирян. Однако с конца IX в. Эймон Осерский (или Эрик) истолковал трехфункциональность иначе, разделив общество на тех, кто молится (монахов и клириков), тех, кто сражается (и кто повелевает, кто управляет), и тех, кто трудится[11]. Немногим позже чем через век эту формулу воспроизвели, почти в одинаковых выражениях и в одно время (около 1020–1027), Герард, епископ Камбрейский, и Адальберон, епископ Ланский, который писал:
Таким образом, дом Бога тройствен, выглядя при этом единым: одни здесь молятся (orant), другие сражаются (pugnant), а третьи трудятся (laborant); все трое объединены и не разделены; поэтому дело каждых двух зиждется на службе третьего, и каждый в свою очередь приносит облегчение всем[12].
Человеческое общество иерархично и солидарно. Оно едино в трех сословиях. Самый непосредственный смысл этой схемы состоит в том, что каждый через посредство сословия, к которому принадлежит, занимает свое место в божественном плане; но смысл и в том, что каждый должен оставаться на своем месте.
Значит, эта схема уже существовала более века, когда в январе 1129 г. собор в Труа признал легитимность ордена Храма. А ведь тот объединил в себе две первые функции, молитвы и сражения, вопреки трехфункциональной схеме, строго разделявшей их. Некоторые без колебаний назвали это новшество «чудовищным»[13]. Надо ли искать исток этого радикального новшества в крестовых походах и Реконкисте? Несомненно, но не будем забывать, что сами крестовые походы уходили корнями в общество, которое активно развивалось.
Таким образом, дом Бога тройствен, выглядя при этом единым: одни здесь молятся (orant), другие сражаются (pugnant), а третьи трудятся (laborant); все трое объединены и не разделены; поэтому дело каждых двух зиждется на службе третьего, и каждый в свою очередь приносит облегчение всем[12].
Человеческое общество иерархично и солидарно. Оно едино в трех сословиях. Самый непосредственный смысл этой схемы состоит в том, что каждый через посредство сословия, к которому принадлежит, занимает свое место в божественном плане; но смысл и в том, что каждый должен оставаться на своем месте.
Значит, эта схема уже существовала более века, когда в январе 1129 г. собор в Труа признал легитимность ордена Храма. А ведь тот объединил в себе две первые функции, молитвы и сражения, вопреки трехфункциональной схеме, строго разделявшей их. Некоторые без колебаний назвали это новшество «чудовищным»[13]. Надо ли искать исток этого радикального новшества в крестовых походах и Реконкисте? Несомненно, но не будем забывать, что сами крестовые походы уходили корнями в общество, которое активно развивалось.