Сообщество Империал: Бронетехника I и II Мировой - Сообщество Империал

Gay Markus

Бронетехника I и II Мировой

О бронетехнике того периода
Тема создана: 27 февраля 2006, 23:03 · Автор: Gay Markus
  • 19 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Последняя »
 BrenorWarAxe
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 09 марта 2006, 23:19

Самыми убогими танками второй мировой по-моему были британские крусайдеры и бишопы Imp
     Gay Markus
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 10 марта 2006, 21:29

    BrenorWarAxe (9.03.2006 - 23:19):

    Самыми убогими танками второй мировой по-моему были британские крусайдеры и бишопы #^%

    BrenorWarAxe По моему среднего танка хуже Шермана за Вторую
    Мировую не было -_- ( японский "ЧИ-ХА" и "Бишоп" не считать Imp )
    А лучшим средним танком Второй Мировой
    ( сразу после немецкой "Пантеры" Pz.V ) Был Т-34!!! #^% Imp Imp
       Haktar
      • Imperial
      Imperial
      Основатель

      Дата: 10 марта 2006, 23:40

      Gay Markus

      Цитата

      По моему среднего танка хуже Шермана за Вторую
      Мировую не было

      Угу. Ужаснейший танк. Зато наклепали их чтото около 60 тысяч #^%
         Schwarz Wolf
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 11 марта 2006, 12:59

        А вот статейка про польские танкетки.

        Танкетки TK/TKS
        Прототипом для создания танкеток (поляки называли их ?разведывательными танками?) TK послужила английская танкетка ?Carden-Loyd? MKVI. Технический департамент Военного министерства приобрел в 1929 году у британской фирмы ?Vickers-Armstrong? 10 таких машин. Испытания показали неплохие результаты и вскоре была закуплена первая партия танкеток.

        В ходе эксплуатации выяснилось, что английские машины имеют ряд серьезных недостатков. Слишком большой вес приводил к тому, что при движении по пересеченной местности часто выходила из строя ходовая часть.

        В 1930 году группа польских инженеров разработали и построили два опытных образца скоростного разведывательного танка (ТК-1 и ТК-2), вооруженного 7,92-мм пулеметом. Силовая установка ? двигатель Ford A. Бронирование отсутствовало ? это стало основной причиной отказа запуска танкетки в серийное производство.

        Польские инженеры-конструкторы разработали еще один улучшенный вариант - ТК-3. В 1931 году на заводе ?Ursus? была собрана первая машина и произведены ее технические испытания. Корпус танкетки изготавливался из фальцованных броневых листов, соединявшихся при помощи заклепок. Внутренняя часть представляла собой единое отделение. Двигатель, имевший перегородки, размещался в углу машины.

        С левой стороны от двигателя сидел механик-водитель. Командир танкетки, одновременно выполнявший функцию стрелка, находился с правой стороны. За сиденьем командира устанавливался топливный бак. Вооружение состояло из 7,92-мм пулемета, способного вести огонь и по воздушным целям.

        Танкетку ТК-3 запустили в серийное производство и к концу 1933 года было выпущено более 300 машин.

        ТК-3 имела низкие эксплуатационные нормы. Многие машины часто требовали ремонта по причине быстрого изнашивания основных агрегатов. Для уменьшения потерь в ходе эксплуатации поляки разработали способ доставки танкеток на передовую при помощи специальной платформы-транспортера, созданной на базе тягача ?Ursus?.

        В марте 1933 года завершились работы над созданием нового варианта разведывательного танка. После пройденных испытаний машин была принята на вооружение польской армии под обозначением ТКS. Ее конструкция мало чем отличалась от своей предшественницы. Новый вариант танкетки имел более отпекаемый силуэт и был лучше бронирован. На ней устанавливался 6-цилиндровый двигатель польского производства Fiat 122. Пулемет, оснащенный оптическим прицелом монтировался в специальной нише.

        В процессе производства танкетки TKS в конструкцию вносился ряд изменений. Перед самым началом Второй Мировой войны некоторые машины, а именно TKS и TK-3, перевооружили, установив 20-мм автоматическую пушку. Проводились эксперименты с бронированием, вооружением, заменой силовой установки. В результате на свет появились несколько десятков новых машин, созданных на базе TK-3 и TKS: TKD с 47-мм орудием, TKW с вращающейся башней, TKF с более мощным двигателем и улучшенной броневой защитой.

        В сентябре 1939 года в боях участвовало более 400 танкеток ТК-3 и около 260 танкеток TKS. Эти машины находились на вооружение отдельных рот разведывательных танков, действовавших в составе пехотных дивизий. С тонкой броней, слабым вооружением и невысокими техническими характеристиками, они не могли выступать в роли полноценных противников немецких танков Pz.II, III и IV.


        Тактико-технические характеристики TK-3:
        экипаж: 2 чел.;
        масса: 2,43 т;
        вооружение: 1 пулемет 7,9822 ?мм WZ.25;
        боезапас: 1800 патронов;
        бронирование: 3-8 мм.
           Gay Markus
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 11 марта 2006, 16:32

          А вот БТ-2 и БТ-5. Imp
          БТ-2
          КОРПУС танка представлял собой коробку, собранную из броневых листов, соединенных между собой клепкой. Передняя часть корпуса имела форму усеченной пирамиды. Для посадки в танк служила передняя дверка, открывавшаяся на себя. Выше нее в передней стенке водительской будки находился щиток со смотровой щелью, откидывавшийся вверх. Носовая часть состояла из стальной отливки, к которой были приклепаны и приварены передние броневые листы и днище. Кроме того, она служила картером для монтажа рейки и рычагов рулевого управления. Через отливку продевалась стальная труба, снаружи приваренная к броневым листам и предназначенная для крепления кривошипов ленивцев.
          К носу корпуса с обеих сторон приваривались (или приклепывались) консоли(в виде треугольных листов брони), служившие скрепляющей частью трубы с носом корпуса. Консоли имели площадки для крепления резиновых буферов, ограничивавших ход амортизаторов передних управляемых колес.
          Боковые стенки корпуса ? двойные. Внутренние листы стенок изготавливались из простой неброневой стали и имели по три отверстия для прохода цельнотянутых стальных труб для монтажа полуосей опорных катков. С наружной стороны к листам приклепаны по 5 подкосов для крепления цилиндрических спиральных рессор подвески. Между 3-м и 4-м подкосами на деревянных подкладках располагался бензобак. К задней нижней части внутренних листов корпуса были приклепаны картеры бортовых передач, а к верхней части ? подкосы для крепления задней рессоры. Наружные листы стенок ? броневые. Они крепились к кронштейнам рессор на болтах.
          Снаружи с обеих сторон на четырех кронштейнах устанавливались крылья.
          Корма корпуса состояла из двух картеров бортовой передачи, надетых и приваренных на стальную трубу и приклепанных к внутренним боковым листам; двух листов ? вертикального и наклонного, приваренных к трубе и картерам (к вертикальному листу приклепаны две буксирные скобы), и съемного заднего щитка, закрывавшего трансмиссионное отделение сзади. В вертикальной стенке щитка были отверстия для прохода выхлопных труб. С наружной стороны на щитке крепился глушитель.
          Днище корпуса сплошное, из одного листа. В нем под масляным насосом находился люк для демонтажа двигателя и две пробки для слива воды и масла. Крыша в передней части имела большое круглое отверстие для башни с приклепанным нижним погоном шариковой опоры. Над моторным отделением в середине крыша была съемной, с откидывающимся вверх листом, запиравшимся на задвижку изнутри; снаружи задвижка открывалась ключом. В середине листа имелось отверстие для выхода трубы подачи воздуха к карбюраторам.
          По бокам съемного листа на стойках крепились радиаторные щитки, под которые засасывался воздух для охлаждения радиаторов. Над отделением трансмиссии располагался квадратный люк для выхода горячего воздуха, закрытый жалюзи. Продольные листы брони над пространством между боковыми стенками крепились к кронштейнам рессор шпильками. В каждом листе было три круглых отверстия (крайние для прохода регулирующих стаканов рессор, а среднее над заливной горловиной бензобака); еще одно отверстие со сквозной прорезью находилось над пробкой бензопровода, здесь же устанавливались и три скобы для ремней крепления гусеничной ленты на крыле в сложенном виде.
          Внутренняя часть корпуса разделялась перегородками на 4 отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссии. В первом возле сиденья водителя размещались рычаги и педали управления и щиток с приборами. Во втором ? укладывался боезапас, инструмент и имелось место для командира танка (он же наво дчик и заряжающий). Боевое отделение отделялось от моторного разборной перегородкой с дверцами. В моторном находился двигатель, радиаторы, масляный бак и аккумуляторная батарея; от отделения трансмиссии оно отделялось разборной перегородкой, имевшей вырез для вентилятора.
          БАШНЯ броневая ? круглая, клепаная, смещенная кормовой частью назад на 50 мм. В кормовой части находилось приспособление для укладки снарядов. Сверху башня имела люк с крышкой, откидывавшейся вперед на двух петлях и запиравшейся в закрытом положении замком. Левее него ? круглый люк для флажковой сигнализации. Спереди сверху башня была скошена. Боковая стенка собиралась из двух клепаных половин. Снизу к башне крепился верхний погон шариковой опоры. Поворот и торможение башни осуществлялись с помощью поворотного механизма, основу которого составлял планетарный редуктор. Для поворота башни командир танка вращал штурвал за ручку.
          ВООРУЖЕНИЕ.Стандартным вариантом вооружения танка БТ-2 были 37-мм пушка Б-3(5К) обр. 1931 г. и 7,62-мм пулемет ДТ. Пушка и пулемет монтировались раздельно: первая ? в подвижной бронировке, второй ? в шаровой установке справа от пушки. Угол возвышения пушки +25 градусов, склонения -8. Наведение по вертикали производилось при помощи плечевого упора. Для прицельной стрельбы использовался телескопический прицел. Боекомплект пушки ? 92 выстрела, пулемета ? 2709 патронов (43 диска).
          На первых 60 танках шаровая пулеметная установка отсутствовала.
          350 танков были вооружены спаренными пулеметами ДА-2 калибра 7,62 мм, которые крепились в пушечной амбразуре башни в специально разработанной маске. Маска на своих цапфах вращалась вокруг горизонтальной оси, что позволяло придавать пулеметам угол возвышения +22 градуса и склонения -25. Горизонтальные углы наведения (без поворота башни) придавались пулеметам поворотом вертлюга специальной конструкции, вставленного в маску с помощью вертикальных цапф, при этом достигались углы поворота: вправо 6 , влево 8 градусов. Справа от спаренных размещался одиночный пулемет ДТ. Стрельбу из спаренной установки вел один стрелок, стоя, опираясь грудью в нагрудник, подбородком в подбородник. Кроме того, вся установка лежала наплечником на правом плече стрелка. Боекомплект состоял из 43 дисков ? 2709 патронов.
          ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ.Двигатель танка ? авиационный четырехтактный, марки М-5-400 (на части машин устанавливался идентичный ему по конструкции авиамотор ?Либерти?, американского производства), с дополнением заводного механизма, вентилятора и маховика. Мощность двигателя при 1650 об/мин ? 400 л.с.; диаметр цилиндра ?127 мм; ход поршня ? 177,8 мм. Двенадцать цилиндров двигателя располагались V-образно под углом 45 градусов. Степень сжатия ? 5,4.
          Цилиндры ? стальные, механически обработанные снаружи и внутри; каждый цилиндр был окружен штампованной стальной рубашкой для водяного охлаждения. Картер двигателя отливался из алюминия и состоял из двух основных частей ? верхней и нижней, имевших горизонтальную плоскость разъема по оси коленчатого вала. Со стороны, противоположной маховику, в картере двигателя имелось отверстие с фланцем, к которому крепился механизм для заводки вручную.
          Двигатель устанавливался на двух кронштейнах, укрепленных на поперечном листе корпуса. Крепление кронштейнов позволяло изменять угол наклона двигателя по оси коленчатого вала до 1,5 градуса в одну и другую сторону, что облегчало соединение его с КПП. Сухая масса двигателя ? 410 кг. Основное горючее ? авиационный бензин или бензин 1-го сорта. Емкость бензобаков ? 360 л. Подача топлива принудительная, шестеренчатым насосом. Карбюраторов ? два, типа ?Зенит ? 52?.
          Масляный насос ? тройной, шестеренчатый. Система охлаждения ? водяная, принудительная (с помощью центробежного насоса). Емкость радиаторов ? около 90 л.
          Механическая силовая передача состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), который монтировался на носке коленчатого вала, четырехскоростной КП, двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами, двух одноступенчатых бортовых передач и двух редукторов (гитар) привода к задним опорным каткам ? ведущих при колесном ходе. В каждой гитаре имеется набор из пяти шестерен, размещенных в картере, одновременно выполнявшем роль балансира последнего опорного катка.
          Приводы управления танком механические. Для поворота на гусеничном ходу служат два рычага, для поворота на колесном ходу? штурвал.
          ХОДОВАЯ ЧАСТЬ. Танк имел два типа движителей: гусеничный и колесный.
          Первый состоял из двух гусеничных цепей, каждая по 46 траков (23 ? плоских и 23 гребневых) шириной 260 мм; двух задних ведущих колес диаметром 640 мм; восьми опорных катков диаметром 815 мм и двух направляющих катков-ленивцев с натяжными приспособлениями. Опорные катки подвешивались индивидуально на цилиндрических спиральных пружинах, расположенных для шести катков вертикально, между внутренними и наружными стенками корпуса, и для двух передних ? горизонтально, внутри боевого отделения. Ведущие колеса и опорные катки обрезинены.
          Движителем при колесном ходе являлись опорные катки. Причем на задние через гитару передавалось вращение от оси ведущего колеса гусеничного хода. Передние опорные катки при колесном ходе служат направляющими (управляемыми).
          Для перехода с гусеничного хода на колесный необходимо было снять гусеничные цепи, уложить их на надгусеничные полки и установить на ступицы задних опорных катков блокировочные кольца. Время, необходимое на переход с гусеничного хода на колесный, составляло 30 минут.
          ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ И СРЕДСТВА СВЯЗИ. Схема однопроводная, напряжение ? 12В. Аккумуляторная батарея 6CTA-VIIIB-128, генератор ?Сцинтилла? мощностью 190 Вт. Для запуска двигателя установлены два стартера ?Сцинтилла? мощностью по 1,3 л.с. или один мощностью 2 л.с. Сигнал ?Сцинтилла? марки ?Хелла?, фары и фонари для внутреннего освещения.
          Средств внешней связи танк не имел. Внутренняя связь осуществлялась световой сигнализацией.
          БТ-5
          Танк БТ-5 создан на базе танка БТ-2 и фактически является его дальнейшей модернизацией. Основное отличие БТ-5 ? двухместная башня новой формы со спаренной установкой вооружения.
          Корпус танка подвергся незначительным изменениям. В ходовой части литые опорные катки были заменены штампованными (1935 г.), диаметр опорных катков увеличился до 830 мм. В отличие от БТ-2 гребневые траки гусеничной цепи цельноштампованные,а не сварные.
          БАШНЯ. На танках БТ-5 устанавливались два типа башен ? сварная с большой нишей, разработки и производства Ижорского завода или клепаная с малой нишей разработки Мариупольского металлургического завода имени Ильича.
          Последний, изготовив 230 таких башен, частично установленных на БТ-5 и частично на Т-26, перешел на выпуск ижорской конструкции.
          Корпус башни имел форму цилиндра с выступающей с боковой стороны овальной нишей (у клепаной башни ниша была прямоугольной).
          Цилиндрическая часть корпуса была склепана или сварена из двух листов ? переднего и заднего. В переднем листе вырезано прямоугольное отверстие для спаренной установки пушки и пулемета. По бокам имелись две смотровые щели и два круглых отверстия для стрельбы из револьвера.
          Ниша сварной башни имела овальную форму и служила противовесом пушки и одновременно местом для укладки боеприпасов или размещения радиостанции. В заднем листе ниши имелось отверстие для доступа внутрь, закрываемое дверцей на петлях, запирающейся снаружи. В нишах клепаных башен задняя стенка была глухая, без дверцы.
          Крыша башни сделана из двух листов. Один ? над цилиндрической частью, другой ? над нишей. В крыше башни имелись: люк для входа и выхода экипажа, закрывающийся двумя дверцами на петлях и запирающийся изнутри танка; отверстие для вентиляции, расположенное на продольной оси башни над казенной частью пушки; отверстие для перископического прицела ? слева; отверстие для флажковой сигнализации ? справа; два отверстия для прохода тяг, поддерживающих кронштейн подъемного механизма пушки.
          Масса оборудованной сварной башни без вооружения и боеприпасов ? 675 кг, с вооружением и боеприпасами? 1100 кг. Поворот башни осуществлялся вручную.
          ВООРУЖЕНИЕ. 45-мм полуавтоматическая танковая пушка 20К обр. 1932 г. и спаренный с нею пулемет ДТ установлены в общей маске, которая вращается на горизонтальных цапфах в бронзовых втулках рамки башни, с углами возвышения от -8 градусов до +25 градусов. Тело орудия крепится к маске с помощью бронзовой муфты и опирается захватами на полозья люльки.
          Некоторые данные пушки:
          длина ствола - 46 калибров
          масса бронебойного снаряда - 1,425 кг
          масса осколочного снаряда - 2,135 кг
          масса патрона с бронебойным снарядом - 2,5 кг
          масса патрона с осколочным снарядом - 3,3 кг
          начальная скорость бронебойного снаряда - 760 м/с
          начальная скорость осколочного снаряда - 335 м/с
          дальность прямого выстрела - 3600 м
          максимальная дальность выстрела - 4800 м
          скорострельность - 12 выстр./мин
          масса тела орудия с затвором и полуавтоматикой - около 113 кг
          Пушка имела полуавтоматический затвор механического типа с электромагнитным и ручным спусками, корытообразную люльку, гидравлический тормоз отката, пружинный накатник и секторный подъемный механизм. Стрельба из пушки и пулемета производилась ножными спусками, педали которых расположены на подножке под правой ногой наводчика.
          На танках последних выпусков устанавливалась 45-мм пушка обр. 1934 года.
          На этой пушке полуавтоматика механического типа была заменена полуавтоматикой инерционного типа. Последняя работала полностью только при стрельбе бронебойными снарядами; при стрельбе осколочными ? как четверть автоматики, то есть открывание затвора и экстрактирование гильз производились вручную, и при вкладывании очередного патрона в камору затвор закрывался автоматически. Это объясняется различными начальными скоростями бронебойного и осколочного снарядов.
          Кроме того, пушка обр. 1934 года отличалась от предыдущей конструкцией противооткатного устройства и подъемного механизма, был усилен клин затвора, проволоку ножного спуска заменили тросом, усилили крепление люльки с маской, внесли еще ряд небольших усовершенствований. Прицельные приспособления спаренной установки состояли из двух оптических прицелов, танкового телескопического прицела ТОП, обр. 1930 года и танкового перископического панорамного прицела ПТ-1 обр. 1932 года.
          Кроме того, пулемет имел свой открытый прицел и мог стрелять независимо от орудия. При независимой стрельбе из пулемета сектор обстрела по вертикали составлял +4,5 градуса. Масса магазина с патронами ? 3,14 кг.
          Общая масса качающе'йся части спаренной установки ? 220?250 кг.
          Наблюдение за полем боя производилось через прицелы и два смотровых прибора с пуленепробиваемыми стеклами ?триплекс?, расположенными на внутренних боковых стенках башни.
          Боекомплект состоял из 115 пушечных выстрелов (у танков с рацией ? 75 выстрелов) и 2709 патронов (43 магазина). На полу боевого отделения горизонтально на деревянных подкладках укладывались 29 снарядов, на правой и левой стенках в вертикальных обоймах в два ряда ? 32 снаряда (по 16 на каждой). На стенках башни по одну и другую стороны от ниши вертикально размещалось по 7 снарядов (всего 14). Укладка снарядов в нише башни разделялась на две части ? правую и левую. В каждой части по 20 снарядов (5 рядов по 4 снаряда), а всего 40. На танках с рацией боеукладки в нише башни не было. У танков с клепаной башней боекомплект составлял 100 артвыстрелов, из которых 25 находились в нише башни.
          Пулеметные магазины (диски) располагались в гнездах на правой и левой стенках боевого отделения над снарядной укладкой, на каждой стороне ? по 19 дисков, всего 38. Кроме того, 6 дисков было уложено на стенке башни.

          ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКОВ
          ( первое число для БТ-2, второе для БТ-5.)
          Боевая масса, т 11.3; 11.5
          Экипаж, чел. 2; 3
          Габаритные размеры, мм:
          длина 5350; 5580
          ширина 2230; 2230
          высота 2160; 2230
          клиренс 350; 350
          Толщина брони, мм:
          лоб корпуса 13; 13
          борт 13; 13
          корма 10; 10
          крыша 10; 10
          днище 6; 6
          башня 13; 13
          Макс, скорость движения, км/ч:
          на гусеницах 52; 52
          на колесах 72; 72
          Запас хода, км:
          на гусеницах 120; 150
          на колесах 200; 200
          Преодолеваемые препятствия:
          угол подъема, град. 42; 37
          высота стенки, м 0.55; 0.55
          ширина рва, м 2; 2
          глубина брода, м 0.9; 0.9
          Длина опорной поверхности, мм
          3000; 3000
          Уд. давление на грунт, кг/кв. см:
          на гусеницах 0.64; 0.65
          на колесах 5.4; 5.65
             Warmaster
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 11 марта 2006, 16:50

            "Фиат"-2000

            Вступив в Первую мировую войну на стороне Антанты в 1915г., Италия довольно скоро осознала то, что уже стало ясно воевавшим странам - боевые и технические средства, имевшиеся в наличии, смогли лишь завести войну в позиционный тупик, но не давали выхода из него. Командование тем не менее долго оставалось уверено в близких и крупных успехах. Сражение с австро-германскими войсками на р.Изонцо близ Капоретто в октябре-ноябре 1917г.закончилось для итальянской армии, сражавшейся на стороне Антанты, тяжелым поражением. Видимо, именно после этих событий и пошла гулять едкая шутка: "Зачем существует австрийская армия? Чтобы ее били другие европейские армии. А зачем существует итальянская армия? Чтобы и австрийцам было кого побить".

            Тяжелый урок заставил высшее командование обратить больше внимание на новые технические средства борьбы. Военное руководство проявило, в частности, интерес к танкам - тем более, что в ноябре того же 1917 г. состоялся триумф британских танков под Камбрэ*. (* Подробно о первых танках Великобритании, Франции и Германии см. "ТиВ" ?11-12/2001 г.) Италия попыталась закупить во Франции 20 средних танков "Шнейдер" и 100 легких "Рено" FT-17. Однако в связи с тем, что к этому времени выпуск "Шнейдеров" был прекращен, а "Рено" стали остро необходимы самим французам, в Италию удалось отправить один "Шнейдер" и три "Рено" FT-17. Последний стал прототипом для собственного легкого танка "Фиат"-3000. Более тяжелый танк итальянцы создали самостоятельно, войдя благодаря этому в число первых пяти танкостроящих стран.

            Заметим, что техническая база у Италии была неплохая. Да и в области боевого применения бронемашин за итальянцами был явный приоритет -бронеавтомобиль "Бианчи" действовал против турок в Триполи еще в 1913г., а в ходе мировой войны итальянцы приняли новые бронеавтомобили марок "Ансальдо" и "Бианчи". Но в новых условиях это были лишь вспомогательные средства с ограниченными боевыми возможностями. Попытки разработки вездеходных боевых машин делались в Италии уже до этого - так, в 1915г. высококолесный бронеавтомобиль с двумя пулеметными башнями разработал Л. Кассали. Непосредственно разработкой первого итальянского танка занялась фирма "Фиат" - кому же еще и было этим заняться, как ни самому солидному машиностроительному концерну, ведущему свое начало от акционерного автомобильного общества Fabrika Italiana Automobili Torino, основанного в 1899г. Разработку танка "Фиат" начал еще в 1916г., не дожидаясь выдачи военным ведомством официального задания, под явным впечатлением первых - еще пока весьма скромных - успехов британских тяжелых танков. Фирма подошла к делу весьма рационально - сначала разрабатывалось шасси, на котором предполагали выполнить танк, а в случае отсутствия заказа предложить его как тяжелый трактор. Испытания шасси прошло именно в виде трактора с деревянным навесом над платформой.

            Первая мировая война была "детством" танков, но уже она выявила несколько подходов к их назначению и конструкции. "Фиат"-2000 (Fiat Tipo 2000), построенный к концу войны в количестве всего двух машин, демонстрирует один из вариантов подхода к тяжелым танкам, как к "подвижному форту", способному передвигаться по изрытому полю боя, оказывая огневую поддержку пехоте и становясь своего рода "опорой" боевого порядка как при методической атаке, так и при переходе к обороне. Соответственно от танка можно было требовать возможности кругового обстрела (или, по крайней мере, в широком секторе), достаточной защищенности и "пехотной" скорости на труднопроходимой местности. Насколько привлекательной казалась такая боевая машина, можно понять по тому, что практически в то же время на тех же основаниях по другую сторону фронта началась разработка германского тяжелого танка A7V. "Фиат"-2000, в отличие от германского "коллеги", не принял участия в боях, но его можно назвать более удачной реализацией идеи "подвижного форта".

            "Фиат"-2000 имел "трехярусную" схему компоновки. Моторно-трансмиссионное отделение занимало пространство между днищем корпуса и полом обитаемого отделения по всей длине. Обитаемое отделение было двухярусным за счет подъема пола над двигателем. Водитель (он же командир машины) размещался по оси машины в выступающей передней рубке, для наблюдения на марше пользовался окном в изогнутом лобовом листе рубки, закрывавшимся глухой бронек-рышкой, в бою - зеркальным перископическим прибором (существенная деталь, впервые появившаяся на этом танке, - попытка установить перископы на первых британских танках оказалась неудачной.). Первый демонстрационный экземпляр танка, собранный в феврале 1918 г., нес пирамидальную шестигранную башню с орудийной установкой, пулеметные установки были только намечены. Характерно, что этот экземпляр имел пеструю деформирующую окраску по образцу французского "Шнейдер". Первый "серийный" образец, публично показанный на стадионе в Риме уже 1 апреля 1919г., заметно отличался от этого прототипа.

            В центре боевого отделения во вращающейся полусферической башне стоя располагался наводчик, по периметру корпуса - пулеметчики. Из всех 10 членов экипажа более или менее удобное рабочее место имел только водитель. Для посадки и высадки экипажа служила дверь с наружными петлями в левом борту, к которой вела лесенка из скоб. Для наблюдения и стрельбы из личного оружия служили расположенные между установками вооружения прямоугольные бойницы (окошки) со сдвижными вертикальными внутренними бронезаслонками. В башне на раме монтировалась качающаяся часть 65-мм горной пушки модели 1913г. производства Туринского Арсенала с длиной ствола 17 калибров. Ее снаряд массой 4,3 кг имел начальную скорость 345 м/с. Максимальная дальность стрельбы - 6 800 м. Придание установке больших углов возвышения было предусмотрительным, поскольку положение башни оставляло вокруг танка большую мертвую зону, и огонь из пушки приходилось вести в основном навесной. Башня устанавливалась на шаровом погоне. Амбразура башни перекрывалась изнутри соединенным с качающейся частью вертикальным щитком. Вращение башни и наведение пушки производились вручную. В корпусе по углам и посередине бортов и кормы монтировались 6,5-мм пулеметы "Фиат" модели 1914г. с водяным охлаждением. Автоматика пулемета действовала за счет отдачи ствола с коротким ходом, питание производилось от коробчатого магазина на 50 патронов, снаряжавшегося из винтовочных обойм, боевая скорострельность - 400 выстр./мин. Вертлюжная установка пулемета крепилась на кронштейне к стенке корпуса и включала качающийся цилиндрический щиток и поворотный щиток в форме половины усеченного конуса, допускала угол горизонтального наведения 100 градусов, так что в сумме пулеметы давали почти круговой обстрел. Пулеметы снабжались гильзосборниками.

            Корпус собирался клепкой из листов катанной брони толщиной от 20 (по периметру) до 15 мм (крыша) с наклоном лобового, бортовых и кормового листов, ходовая часть прикрывалась большими экранами, так что экипаж и силовая установка были неплохо защищены. Клепаная башня собиралась из четырех элементов - нижнего пояса, передней и задней половин и купола.

            Под полом боевого отделения в кормовой части монтировался авиационный карбюраторный двигатель "Фиат"-12А мощностью 240 л.с. Радиатор обдувался вентилятором, засасывавшим воздух через кормовые жалюзи. Трансмиссия включала главный фрикцион, коробку передач, вращение от которой передавалось через конические шестерни на поперечные валы с бортовыми фрикционами, служащими механизмом поворота.

            Ходовая часть включала на борт восемь сдвоенных опорных катков, сблокированных попарно в тележки, подвешенные к корпусу на полуэллиптических рессорах. Спереди и сзади имелись натяжные ролики ("упорные катки"), защищавшие гусеницу от перегрузки при преодолении вертикальных препятствий. Упругая подвеска была, конечно, положительной чертой машины, но небольшой динамический ход катков делал ее тряску все же весьма ощутимой. Ведущие и направляющие колеса - большого диаметра, спицованные. Ведущие колеса располагались впереди и приводились цепями Галля - выступавшие впереди цепи, как и шарниры гусеничных цепей, были весьма уязвимы. Гусеница - металлическая крупнозвенчатая. В траке, как и у большинства гусеничных машин того времени, выделялись подушка с развитым грунтозацепом и рельсы, по которым катились катки с ребордами. Длина опорной поверхности гусеницы -2,15м. Гусеничный обвод значительно выступал за пределы корпуса, ведущие и направляющие колеса были приподняты над поверхностью, так что достоинством танка была неплохая проходимость. Спереди и сзади на корпусе имелись буксирные серьги.

            В том же 1919 г. "Фиат"-2000 доставили в Ливию, здесь танк нес двухцветную маскировочную окраску. На 1920 г. было построено всего 4 машины, официально состоявшие на вооружении до 1934 г. Попытка модернизировать танк заменой двух передних пулеметов 37-мм пушками в конических установках не дала результата.

            В "Справочнике по танкам", выпущенном в Мюнхене уже в 1935г., о танках "Фиат"-2000 говорилось, что хотя "они устарели и не удовлетворяют современным требованиям,их конструкция заслуживает внимания" прежде всего "хорошей способностью преодоления вертикальных препятствий". Не случайно для их замены разрабатывался 35-тонный четырехгусеничный танк повышенной проходимости GL-4, вооруженный 2 пушками и 4 пулеметами, но этот "горный танк" так и остался в проекте. Дальнейшее развитие дорогих тяжелых танков оказалось Италии не по силам (хотя в 1930 г. здесь вполне в духе времени предлагался "проект" сверхтанка массой 7000 т, длиной 35-40 м, с 19 пушками и скоростью 20 км/ч). Ставку сделали на легкие машины - даже средние итальянские танки находились у нижней границы своего класса.

            Хотя "Фиат"-2000 выделялся для своего времени рядом положительных черт - установка основного вооружения во вращающейся башне, высокая защищенность, хорошая проходимость, упругая подвеска - он не получил развития, оставшись интересным и неплохо выполненным примером ранних поисков танкостроителей.
            Тактико-техническая характеристика "Фиат"-2000
            Боевая масса, т 42,0
            Экипаж, человек 10
            Высота, м 3,8
            Длина, м 7,4
            Ширина, м 3,1
            Клиренс, м 0,54
            Толщина брони, мм:
            лоб корпуса 20
            борт корпуса 20
            башня 20
            корма 20
            крыша 15
            Вооружение:
            Орудия 65-мм горная пушка
            Пулеметы 7х6,5-мм "фиат"
            Двигатель:
            марка "фиат"-А12
            тип карбюраторный
            число цилиндров 6
            охлаждение жидкостное
            мощность, л.с. 240
            Запас топлива, л 600
            Ширина трака, мм 450
            Максимальная скорость, км/ч 6-7,5
            Запас хода, км 75
            Преодолеваемый подъем, град. 40
            Ширина преодолеваемого рва, м 3,5
            Высота стенки, м 0,9
            Глубина брода, м 1,0
            Толщина сваливаемого дерева, м 0,5
               Waooo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 11 марта 2006, 17:09

              Опа,а чем это Шерман плох?Бронирование,оружие 75-76мм пушка очень хороша-приборы прицеливания и наблюдения супер,подвижность-достаточная и Американское качество изготовления-никаких скидок на военное время(не были хуже ,а поздние модицикации и лучше Т-34) танк модернизировался и успешно воевал с более современнными танками
              Т-54(55) и Т-62 в 1967 и 1973 гг в Шестидневной и Судного дня войнах!
              Т-34 просто массовый танк военного времени и бред ,что немцы(или кто) не смогли ничего подобного создать-они не хотели,( Амеры когда им достался на испытания Т-34 и КВ сказали ,не допустимо низкое качество узлов и агрегатов),а одна Пантера Т-5 на поле боя стоила 5 тридцать четверок Imp
              зы а Бишоп не танк,а САУ и задачи у него другие и сравнивать глупо
                 Warmaster
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 11 марта 2006, 17:46

                Waooo
                Поддерживаю. Для сравнения:первые Шерманы защищались 50?75-мм вязкой броней, которую хвалили советские танкисты (у Т-34-76: 45?52 мм); танки выпуска 1944?1945 годов имели броню 75?100 мм (у Т-34-85: 45?90 мм). До появления тигров и пантер пушка, какую многие считают слабой, поражала все типы немецких танков.
                Из недостатков могу выделить слишком большую высоту танка.
                   Дмитрий
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 11 марта 2006, 19:37

                  Насчет ?Шермана?:
                  История танка Шерман И.Кошкин, январь 2002 г
                  .
                  "Раз-два-три-четыре-пять
                  Вышел Шерман погулять"
                  Приписывается Виттману

                  История танка Шерман начинается в 1939 году. Именно тогда американские военные, несколько ошарашенные масштабами танковых баталий Старого Света, вдруг вспомнили, что в американской армии количество этих полезных машин едва превышает три сотни. Причем с большинством из них европейские танки в одном ангаре бы не встали. Генералитет срочно потребовал дать армии средний танк. Надо сказать, что до этого момента американские конструкторы не делали средних танков и не знали чем последние должны отличаться, к примеру, от легких. Руководствуясь, в основном, слухами, которые разведка выдавала за разведданные, конструкторы решили, что средний танк должен быть больше чем легкий и иметь вооружение помощнее. Что понимается в Европе под мощным вооружением было неизвестно, поэтому было решено попросту воткнуть в танк восемь пулеметов и посмотреть, что получится. Так родился средний танк М2. Известно, что из шести членов комиссии Артиллерийского Департамента, первыми увидевшими новый танк, трое застрелились, двое упали в обморок, а один сделался буен и едва не загрыз главного конструктора. В результате вместо 1000 машин было изготовлено чуть меньше сотни, причем их сразу спрятали и никому не показывали. Некоторое их число чуть позже отправили в СССР. Русские в это время рубились с немцами где-то на Волге и готовы были считать танком любой фургон, лишь бы у него были гусеницы.
                  Поскольку в Америке русские методы управления конструкторским процессом считались предосудительными, то никого из конструкторов не расстреляли и даже не сослали на Юкон. Тем не менее, армии был нужен средний танк с мощным вооружением. Кто-то из конструкторов, брат которого воевал в Англии на Харрикейне, предложил довести число пулеметов до двенадцати, но всем уже было ясно, что основным оружием танка должна быть пушка. Оставался открытым воспрос - где эта пушка должна располагаться. Часть проектировщиков, так называемые "башнисты", считала, что согласно новейшим веяниям пушка должна располагаться в башне. Остальные, "корпусники", поднимали их на смех, утверждая, что только идиот воткнет мощную пушку в дурацкую вращающуюся конструкцию. По их мнению, лучшим местом для трехдюймового орудия будет какой-нибудь небольшой выступ на корпусе. В результате было принято компромиссное решение. На танк поставили две пушки, причем ту, что побольше - в корпус, а ту, что поменьше - в башню. При этом злые "корпусники", чтобы посмеяться над "башнистами" в ночь перед испытаниями присобачили на башню еще одну башенку, поменьше, с пулеметом. Дескать хотели башни - подавитесь. Танк назвали М3 "Генерал Ли", хотя многие возражали, считая, что в этом можно усмотреть китайское влияние. В этот раз никто из членов комиссии не застрелился, а в обморок упал только один, что сочли добрым знаком. Танки были отправлены в Африку, где в это время Роммель гонял англичан, останавливась только для того, чтобы намазаться кремом для загара и попить водички. Загнанные аж к Каиру англичане вежливо приняли заокеанский подарок, хотя что у них было на душе - не узнает никто. Эффективность танка превзошла все ожидания: при первом боевом столкновении экипажи трех новейших Pz IIIJ умерли от смеха и поле боя осталось за англичанами. Танк уважительно назвали "Последней надеждой Египта", на что кто-то из танкистов мрачно заметил, что если уж Египет может надеяться только на ЭТО, то Империи - конец. Скоро на театре боевых действий появились и американские танкисты. Немного повоевав, они потребовали, чтобы им дали танк с одной пушкой, но зато в башне. Многие инженеры возражали против такой революционной переделки конструкции, справедливо указывая на то, что в таком танке уже нельзя будет играть в бейсбол, а проекты оборудовать танк душевой окончательно канут в Лету. Но танкисты стояли на своем, указывая на то, что им стыдно воевать на танке, над которым смеются их английские и немецкие коллеги. На сторону танкистов стал генерал Паттон, пообещав пристрелить Главного Конструктора из своего любимого револьвера с перламутровой рукояткой, и инженеры, покряхтев, выдали, наконец, танк нормальной конструкции.
                  В этом танке как в зеркале отразились все особенности американской танкостроительной школы. В частности, американцы считали, что высота танка обязательно должна превышать его ширину. Кроме того, один из них, в свое время ездивший в командировку в Россию утверждал, что по русским требованиям пушка должна быть как можно короче, чтобы не втыкаться в землю. Ему указывали на то, что танк, обычно, ездит башней вверх, поэтому пушка никуда воткнуться не может, но конструктор уперся, и на танк воткнули пушку, которую у немцев или русских уже постеснялись бы поставить в танк. Новый танк назвали Шерман и отправили в Африку добивать немцев. Танки М3 опять загнали в РОссию - у русских на лето намечался крупный мордобой на какой-то дуге с труднопроизносимым названием, и они были готовы взять любой самоходный сарай, лишь бы у него была пушка. Немцы добивались с трудом, а их новейшие бронемонстры под названием "Тигр" быстро вбили в голову американских танкистов всемирную танкистскую мудрость: "Танки с танками не воюют. По-краней мере с "Тиграми" - точно". Американские танкисты чувствовали себя немного обманутыми - вроде получили, наконец, средний танк, и башня у него есть, а вот, опять не вытанцовывается. При высадке в Сицилии американские танкисты обогатились новым боевым опытом, который гласил, что в задницу можно подбить кого угодно, а также что наступать на врага, у которого нет нормальной противотанковой обороны - сущее удовольствие. Впереди была высадка во Франции...
                  Тем временем русские, выпрямившие, наконец, свою непонятную дугу, сообщили своим союзникам, что Тигр - это фигня, а вот есть у немцев еще одна кошка, "Пантера", так вот та - полный вперед. И вообще, в свете русского опыта, чем длиннее пушка на танке - тем лучше он справляется, если столкнется с танками противника. Конструкторы, наученные горьким опытом начали шевелиться быстрее и как раз к началу высадки в Нормандии представили два опытных образца с длинной, по американским меркам, пушкой. Но военные презрительно обфыркали новую машину, и с десантных катеров бодро запрыгали Шерманы с короткими пушками.
                  Первые же столкновения с немецкими танками вызвали шквал писем от танкистов к инженеров. Содержание большинства из них сводилось к перечислению того, что танкисты сделают с инженерами, если останутся живы. Надо сказать, что хитрые англичане, получавшие Шерманы от американцев, поставили в некоторые из них длиннющие противотанковые пушки и теперь смело дрались с немцами. Американцы же вынуждены были прибегать ко всевозможным тактическим приемам, военным хитростям и подлостям. В частности, однажды батальон Шерманов притворным бегством заманил несколько Пантер на берег моря. С трудом вскарабкавшиеся на гребень дюны Пантеры узрели наставленные на них жерла орудий главного калибра линкора "Нельсон". Линкор гнусно ухмыльнулся и со словами: "А ну, кто тут маленьких обижает", испарил две Пантеры, вынудив остальных спасаться бегством. Но, естественно, такое не могло продолжаться долго, Шерману была нужна более мощная пушка. Однако при проведении сравнительных испытаний выяснилось, что у длинной пушки слабее фугасный снаряд, меньше боекомплект и вообще, от нее дым и пыль. Военные заспорили. Одни утверждали, что танки с танками не воюют и вообще, пристрастие к длинным стволам говорит о проблемах в сексуальной сфере. Другие, особенно те, кто успел посидеть в Шерманах под огнем Пантер, лезли в драку и кричали, что сейчас разберутся, у кого какие проблемы. Паттон опять стал хвататься за револьвер, но наконец какой-то флегматичный техасец высказался в том смысле, что никто не мешает иметь во взводе и те и другие Шерманы. Снабженцы, которым не улыбалось снабжать танки двумя видами боеприпасов попытались, было, возбухнуть, но им пообщали устроить путешествие до Сен-Ло и обратно в Шерманах с короткими пушками, и те моментально заткнулись.
                  Ближе к осени 44-го года американские танкисты получили, наконец, Шерманы с длинной пушкой, хотя и немного. Проблемы это, однако, не решало, поэтому были придуманы новые хитрости. В частности, при столкновении с противником полагалось стрелять (и попадать) в него как можно чаще. Случалось, что молодые немецкие танкисты после этого вылезали из танков и ложились на землю, держась руками за уши. В это время их можно было брать голыми руками. Иногда американские танкисты обвешивали свой танк мешками с песком. Такой прием позволял резко увеличить скорость танка, сбросив все мешки разом, а также обмануть недалекий немецкий танк следующим диалогом:
                  Пантера: Простите, а Вы, случайно, не американский танк М4А3Е8 Шерман?
                  Шерман: Что Вы, мэм, мне такое и не выговорить.
                  Пантера: А кто же Вы тогда?
                  Шерман: По-моему, это очевидно. Я - кучка мешков с песком.
                  Пантера: А почему Вы тогда движетесь?
                  Шерман: Не вижу, почему кучка мешков с песком не может двигаться, если ей захочется. К тому же сегодня какой ветер...
                  Пантера: Так Вы точно не американский танк М4А3Е8 Шерман?
                  Шерман: Вы можете быть абсолютно уверены в этом.
                  После этого Пантера, обычно, отъезжала, только для того, чтобы получить бронебойный снаряд в корму. Еще одной военной хитростью было создание танка М4А3Е2 "Джумбо" (вопреки традиции называть свои танки в честь генералов - участников внутриамериканских разборок, этот танк был назван в честь слона, который умел летать на своих ушах). Этот танк, внешне похожий на обычный Шерман, был забронирован по самое не могу. В результате, один из немецких командиров, увидев, как Шерман движется после пятого попадания, заразительно рассмеялся, вылез из своего Тигра и сдался в плен. Говорят, он продолжал смеяться вплоть до самой репатриации.
                  В результате всех этих мероприятий, а также благодаря тому, что американские танкисты усвоили, наконец, мудрое правило, что семеро на одного - это в самый раз, большиство сражений американцы выигрывали. По-крайней мере, по очкам.
                  Несмотря на все эти недостатки, американские танкисты любили свои машины. Потому, что тех, кто их не любил переводили на "Стюарты", а с этих танков смеялись даже японцы. Кроме того танк был прост в обслуживании и фирма давала на него трехгодичную гарантию, а поврежденные танки обменивались в сервисных центрах на новые совершенно бесплатно. Танки неплохо ездили по ровным дорогам, а те, что были поставлены в РОссию - и по неровным. Кроме того, в Шермане командир имел отдельное рабочее место и мог во вемя боя вместо того, чтобы суматошно кидать снаряды в пушку почитать книжку или карту, послушать радио или посмотреть в наблюдательные приборы. Недаром, в СССР танк Шерман заслуженно получил почетное прозвище: "Лучший танк для службы в мирное время"
                  Наконец, нельзя не вспомнить и о темной странице в истории танка Шерман. Этот танк надолго стал символом угнетения чернокожего населения Америки. Дело в том, что заряжающим на Шерман часто ставили негра, и пока остальной экипаж двигал рычагами, стрелял из пушки и пулеметов, орал по радио и вообще занимался интересным делом, несчастный чернокожий танкист вынужден был монотонно кидать в пушку снаряды весом почти в семь кг. 90 снарядов, 600 кг переносил несчастный негр на руках от боеукладки к пушке. Некоторые расистски настроенные командиры Шерманов специально брали двойной запас снарядов, чтобы доставить несчастному заряжающему еще больше работы. И часто над полем битвы неслась, вплетаясь в гром выстрелов и рев двигателей, старинная песня, звучавшая когда-то над плантациями Алабамы и Луизианы:
                  Енота поймать нелегко, нелегко.
                  Хахай-эйхо.
                  Хозяин смеется а луна высоко
                  Хахай-эйхо.
                  С сайта www.armor.kiev.ua
                  А теперь серьезно ? большой, плохо вооруженный танк, лучше конечно, чем ?Братская могила на семерых? (Ли), но все же. Однако вместе с тем удобный для экипажа, что немаловажно. Воевать можно на всем, а уж что они могут воевать наши в войне доказали (летчик Голубев из 4 ГИАП сбил на И ? 16 два FW - 190). Я тоже читал этот доклад с Абердинского полигона ? что вы думаете, что кто ? то будет писать реальную правду своему начальству если в этом нет реальной необходимости?. Никогда так не было и нигде ? везде пишут только то, что приятно? Рекомендую обратить внимание на похвалы про русскую оптику ? а уж она то была барахло?
                  Про немцев ? вот уж вруны то еще те? Я бы даже ввел термин ? ?врет как немецкий генерал?, все они врут ? кто ? то увлекательно как Мелентин или Гудериан, а кто ? то тупо и скучно как Манштейн? А уж боевые их счета ? плод больной фантазии? Я считаю, что резкий интерес к немецкой версии событий появился у на после огульного охаивание всего в период ?перестройки? и под гнетущим впечатлением от дежурных советских заклинаний о ?руководящей роли партии?. Глупо было бы считать, что побитые ?русскими недочеловеками? немцы смогли сказать что ? то правдивое, но например я лично прочитал основные труды и сделал свой вывод об их лживости? Вообще рекомендую книги А. Драбкина ?Я воевал на Т - 34? и ?Я воевал на ИЛ - 2?, очень хорошие книги с воспоминаниями ветеранов?
                  Про Израиль ? я достаточно серьезно читал по этой теме, плюс у меня есть мнение очевидца (отец жены был советником у арабов). Невероятно конечно, но нация за тысячу лет не имевшая армии и особых военных достоинств проявила прекрасные бойцовские качества ? это факт. Именно они, а не ?Шерманы? там рулили? Следует конечно сказать и про то, что арабы не очень вояки, про известную долю военной мифологии и преувеличений (со счетом и потерями у евреев не все в порядке), да и про особые военно ? стратегические условия (иногда и самая лучшая техника проигрывает если ее послали не туда куда надо ? пример батарея ?Тунгусок? приданная 131 Майкопской бригаде в 1995 году при штурме Грозного для стрельбы по верхним этажам домов и сожжена).
                     Gay Markus
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 11 марта 2006, 21:26

                    Выкладываю ИНФУ по Т-34 ( у меня её много, пэтому по главам так сказать Imp )

                    Прототипы Т-34

                    4 мая 1938 года в Москве состоялось расширенное заседание Комитета Обороны СССР. Вел заседание В.И.Молотов, присутствовали И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов, другие государственные и военные руководители, представители оборонной промышленности, а также командиры-танкисты, недавно вернувшиеся из Испании. Собравшимся был представлен проект легкого колесно-гусеничного танка А-20, разработанный на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна (ХПЗ). В ходе его обсуждения завязалась дискуссия о целесообразности применения на танках колесно-гусеничного движителя.
                    Выступившие в прениях участники боев в Испании, в частности А.А.Ветров и Д.Г.Павлов (на тот момент начальник АБТУ), высказали диаметрально противоположные точки зрения по этому вопросу. При этом противники колесно-гусеничного движителя, оказавшиеся в меньшинстве, ссылались на якобы печальный опыт применения танков БТ-5 в Испании, что не совсем понятно, так как опыт этот имел весьма ограниченный характер - в Испанию было отправлено всего 50 танков БТ-5. Несостоятельными выглядели и ссылки на очень низкую надежность ходовой части: в сентябре 1937 года "бетешки", например, выдвигаясь на Арагонский фронт, совершили 500-км марш по шоссе на колесах без существенных поломок. Кстати, полтора года спустя, уже в Монголии, БТ-7 6-й танковой бригады совершили 800-км марш к Халхин-Голу на гусеницах, и тоже почти без поломок.
                    Суть противоречий, скорее всего, состояла в другом: насколько вообще нужна боевому танку ходовая часть в двух ипостасях? Ведь колесный движитель использовался в основном для совершения маршей на высоких скоростях по хорошим дорогам, а такая возможность выпадала достаточно редко. Стоило ли ради этого усложнять конструкцию ходовой части танка? И если у БТ-7 такое усложнение было еще сравнительно небольшим, то у А-20, имевшего привод на три пары опорных катков, - уже весьма существенным. Наверняка, имели место и другие причины: производственные, эксплуатационные и политические - если начальство за колесно-гусеничный движитель, то зачем лезть на рожон?
                    В итоге, и не без влияния позиции И.В.Сталина, неожиданно для многих поддержавших "гусеничников", КБ ХПЗ поручили разработать проект чисто гусеничного танка, по массе и всем прочим тактико-техническим характеристикам (разумеется, за исключением ходовой части) аналогичного А-20. После изготовления опытных образцов и проведения сравнительных испытаний предполагалось принять окончательное решение в пользу того или иного варианта машины.
                    Здесь уместно сделать краткий экскурс в историю и напомнить некоторые факты, связанные с проектированием А-20, поскольку именно с А-20 началась история танка, впоследствии названного Т-34.
                    Итак, в 1937 году завод ?183 (этот номер ХПЗ получил во второй половине 1936 года) в соответствии с тактико-техническими требованиями АБТУ должен был спроектировать колесно-гусеничные танки БТ-7ИС и БТ-9, причем в том же году планировалось выпустить 100 единиц БТ-7ИС. Конструкторским бюро КБ-190 отдела "100" (танковое производство), которое с января 1937 года возглавлял М.И.Кошкин, эта работа была сорвана. Кроме того, Кошкиным всячески тормозилась и работа адъюнкта ВАММ им. Сталина военинженера 3-го ранга А.Я.Дика, специально направленного на ХПЗ для разработки нескольких вариантов эскизного проекта танка БТ-ИС. 13 октября 1937 года АБТУ выдало заводу тех. требования на проектирование новой боевой машины - колесно-гусеничного танка БТ-20. Спустя две недели директор завода ?183 Ю.Е. Максарев получил из Главка распоряжение следующего содержания:
                    "Директору завода ?183.
                    Решением Правительства ? 94сс от 15 августа 1937 года Главному управлению предложено спроектировать и изготовить опытные образцы и подготовить к 1939 г. производство для серийного выпуска быстроходных колесно-гусеничных танков с синхронизированным ходом. Ввиду чрезвычайной серьезности данной работы и крайне сжатых сроков, заданных Правительством, 8-е Главное управление Наркомата оборонной промышленности считает необходимым провести следующие мероприятия.
                    1. Для проектирования машины создать на ХПЗ отдельное КБ (ОКБ), подчиненное непосредственно главному инженеру завода.
                    2. По договоренности с ВАММ и АБТУ назначить начальником этого бюро адъюнкта академии военинженера 3 ранга Дик Адольфа Яковлевича и выделить для работы в бюро с 5 октября 30 человек дипломников ВАММ и с 1 декабря дополнительно 20 человек.
                    3. По договоренности с АБТУ РККА назначить главным консультантом по машине капитана Кульчицкого Евгения Анатольевича.
                    4. Не позднее 30 сентября выделить для работы в ОКБ 8 лучших конструкторов-танкистов завода для назначения их руководителями отдельных групп, одного стандартизатора, секретаря и архивариуса.
                    5. Создать при ОКБ макетно-модельную мастерскую и обеспечить внеочередное выполнение работ, связанных с новым проектированием во всех цехах завода.
                    6. Считать необходимым спроектировать три варианта ходовой части и изготовить два опытных образца, утвержденных по рассмотрению проектов.
                    7. На проведение работы заключить договор с АБТУ не позднее 15 октября 1937 г."
                    В результате на заводе было создано КБ, значительно более сильное, чем основное.
                    Для разработки нового танка АБТУ направило в Харьков капитана Е.А. Кульчицкого, военинженера 3-го ранга А.Я.Дика, инженеров П.П.Васильева, В.Г. Матюхина, Водопьянова, а также 41 слушателя-дипломника ВАММ.
                    В свою очередь, завод выделил конструкторов: А.А.Морозова, Н.С.Коротченко, Шура, А.А. Молоштанова, М.М.Лурье, Верковского, Диконя, П.Н.Горюна, М.И.Таршинова, А.С.Бондаренко, Я.И.Барана, В.Я.Курасова, В.М.Дорошенко, Горбенко, Ефимова, Ефременко, Радойчина, П.С.Сентюрина, Долгоногову, Помочайбенко, В.С. Календина, Валового. Начальником ОКБ был назначен А.Я.Дик, помощником начальника инженер П.Н.Горюн, консультантом АБТУ Е.А. Кульчицкий, начальниками секций В.М.Дорошенко (контрольная), М.И. Таршинов (корпусная), Горбенко (моторная), А.А. Морозов (трансмиссия), П.П.Васильев (ходовая часть).
                    Сведения о деятельности этого коллектива, которые пока удалось обнаружить, обрываются началом ноября 1937 года. Однако достоверно известно, что ТТХ к танку БТ-20 (заводской индекс - А-20) во многом базировались на разработках А.Я.Дика, сделанных летом 1937 года. В первую очередь это касается конструкции гитары, углов наклона верхней части бортов, продольного расположения карданных валов колесного привода, наклонного расположения рессор и др. Даже предложение Дика использовать в ходовой части пять пар опорных катков для лучшего распределения нагрузки на ходовую часть нашло свое применение, если не на А-20, то на последующих машинах.

                    В публикациях по истории создания Т-34 ОКБ не фигурирует, а встречаются лишь упоминания о секции или бюро перспективного проектирования во главе с А.А. Морозовым и практически с тем же коллективом. В альбоме "Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А.Морозова", изданном в Харькове к 70-летию КБ, сообщается, что для выполнения задания АБТУ по разработке нового колесно-гусеничного танка М.И. Кошкин организовал новое подразделение - КБ-24. Конструкторов он подбирал лично, на добровольных началах, из числа работников КБ-190 и КБ-35 (последнее занималось обслуживанием серийного производства тяжелого танка Т-35. - В. Потапов). В этот коллектив входил 21 человек: М.И. Кошкин, А.А. Морозов, А.А. Молоштанов, М.И. Таршинов, В.Г. Матюхин, П.П. Васильев, С.М. Брагинский, Я.И. Баран, М.И. Котов, Ю.С. Миронов, В.С. Календин, В.Е. Моисеенко, А.И. Шпайхлер, П.С. Сентюрин, Н.С. Коротченко, Е.С.Рубинович, М.М. Лурье, Г.П. Фоменко, А.И. Астахова, А.И. Гузеева, Л.А. Блейшмидт.
                    На упомянутом выше заседании Комитета Обороны проект А-20 представляли М.И. Кошкин и А.А.Морозов.
                    Однако вернемся в 1938-й год. Технический проект гусеничного танка, получившего обозначение А-32, выполнили быстро, поскольку внешне он ничем не отличался от А-20, за исключением ходовой части, имевшей 5 (а не 4, как у А-20) опорных катков на сторону. В августе 1938 года оба проекта были представлены на заседании Главного военного совета РККА при Наркомате обороны. Общее мнение участников вновь склонялось в пользу колесно-гусеничного танка. И вновь решающую роль сыграла позиция Сталина: он предложил построить и испытать оба танка и только после этого принять окончательное решение.
                    В связи со срочной разработкой чертежей встал вопрос о привлечении дополнительных конструкторских сил. В начале 1939 года было проведено объединение имевшихся на заводе ?183 трех танковых КБ (КБ-190, КБ-35 и КБ-24) в одно подразделение, которому присвоили шифр - отдел 520. Одновременно произошло слияние в один всех опытных цехов. Главным конструктором отдела 520 стал М.И.Кошкин, начальником КБ и заместителем главного конструктора - А.А. Морозов, заместителем начальника - Н.А. Кучеренко.
                    К маю 1939 года опытные образцы новых танков изготовили в металле. До июля обе машины проходили в Харькове заводские испытания, а с 17 июля по 23 августа - полигонные. При этом в отчете об испытаниях указывалось, что ни та, ни другая машины не были полностью укомплектованы. В наибольшей степени это касалось А-32. На нем отсутствовали оборудование ОПВТ, предусмотренное проектом, и укладка ЗИП; 6 опорных катков из 10 были заимствованы у БТ-7, не полностью оказалась оборудована и боеукладка.
                    Что касается отличий А-32 от А-20, то комиссия, проводившая испытания, отметила следующее: первый не имеет колесного привода; толщина его бортовой брони 30 мм (вместо 25 мм); вооружен 76-мм пушкой Л-10 вместо 45-мм; имеет массу 19 тонн. Боеукладка, как в носу, так и на бортах А-32 была приспособлена для 76-мм снарядов. Из-за отсутствия привода на колесный ход, а также наличия 5 опорных катков внутренняя часть корпуса А-32 несколько отличалась от внутренней части А-20. По остальным же механизмам А-32 существенных отличий от А-20 не имел.
                    В ходе испытаний были уточнены ТТХ обоих танков.
                    В ходе заводских испытаний А-20 прошел 872 км (на гусеницах - 655, на колесах - 217), А-32 - 235 км. На полигонных испытаниях А-20 прошел 3267 км (из них на гусеницах - 2176), А-32 - 2886 км.
                    Председатель комиссии полковник В.Н.Черняев, не решаясь отдать предпочтение одной из машин, написал в заключении, что "оба танка успешно выдержали испытания", после чего вопрос опять повис в воздухе.
                    23 сентября 1939 года состоялся показ танковой техники руководству Красной Армии, на котором присутствовали К.Е. Ворошилов, А.А. Жданов, А.И. Микоян, Н.А. Вознесенский, Д.Г. Павлов и другие, а также главные конструкторы представляемых танков. Помимо А-20 и А-32, на подмосковный полигон доставили тяжелые танки KB, CMK и Т-100, а также легкие БТ-7М и Т-26.
                    А-32 "выступил" весьма эффектно. Легко, даже изящно и в хорошем темпе танк преодолел ров, эскарп, контрэскарп, копейный мост, вброд форсировал реку, поднялся по косогору с подъемом больше 30° и в заключение сбил носовой частью бронекорпуса большую сосну, вызвав восхищение зрителей.
                    По результатам испытаний и показа было высказано мнение, что танк А-32, имевший запас по увеличению массы, целесообразно защитить более мощной 45-мм броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей.
                    Впрочем, в это время в опытном цехе завода ?183 уже велась сборка двух таких танков, получивших заводской индекс А-34. Одновременно в течение октября - ноября 1939 года велись испытания двух А-32, догруженных на 6830 кг, то есть до массы А-34.
                    Завод торопился собрать новые танки к 7 ноября, бросив на это все силы. Однако возникавшие технические трудности, главным образом, с силовыми установками и силовыми передачами, тормозили сборку. И это несмотря на то, что все агрегаты и узлы тщательно собирались, все резьбовые соединения обрабатывались горячим маслом, а трущиеся поверхности пропитывались очищенным тавотом. Игнорируя протесты военпредов, в коробки передач установили только импортные подшипники. Беспрецедентной отделке подвергались и внешние поверхности корпусов и башен.
                    Не способствовала ускорению производства и весьма сложная технология изготовления броневых деталей для этих двух танков. В частности, лобовая часть корпуса выполнялась из цельного броневого листа, который сначала подвергался отпуску, затем изгибался, правился и вновь поступал на термообработку. Заготовки коробились при отпуске и закалке, покрывались трещинами при гибке, а их большие размеры затрудняли процесс правки. Башня также сваривалась из крупных гнутых бронелистов. Отверстия (например, амбразура пушки) вырезались после гибки, что вызывало большие трудности при механической обработке.
                    Тем временем, еще до изготовления машины в металле, 19 декабря 1939 года постановлением Комитета Обороны при СНК СССР ?443сс А-34 был рекомендован для принятия на вооружение под обозначением Т-34 в случае благополучного завершения госиспытаний пробегом на 2000 км.
                    Сборку первого А-34 закончили в январе 1940 года, второго - в феврале. И сразу же начались войсковые испытания, ход которых отражался в отчетах: "Первая машина А-34 прошла 200 км испытаний. Проходимость хорошая. Сопровождающий БТ часто застревает, и приходится вытаскивать его 34-й. Видимость в движении отвратительная. Стекла потеют, забиваются снегом через 7-10 минут. Дальнейшее движение невозможно, требуется прочистка стекол снаружи. В башне при этой системе тесно. 15.02.40 г. из пробега возвратились. Машину поставили на установку маски. А-34 вторая - произвели обкатку, механизмы работают нормально".
                    После 250 км пробега на первом А-34 вышел из строя двигатель, проработавший всего 25 моточасов. Его пришлось заменить новым. К 26 февраля эта машина прошла только 650, а вторая-350 км. Стало очевидно, что завершить весь объем испытаний пробегом - 2000 км - до правительственного показа, назначенного на март, не удастся. А без этого танки не могли быть допущены к демонстрации. Тогда-то и возникла идея перегнать оба А-34 из Харькова в Москву своим ходом и "накрутить", таким образом, необходимый километраж. На специальном заседании парткома завода ответственным исполнителем пробега был назначен М.И.Кошкин.
                    Утром 5 марта (по другим данным, в ночь с 5-е на 6-е) колонна из двух А-34 и двух тягачей "Ворошиловец", один из которых был оборудован под жилье, а другой - до отказа забит запчастями, взяла курс на Москву. Из соображений секретности маршрут пробега был проложен в обход крупных населенных пунктов и основных дорог. Мостами через реки разрешалось пользоваться только в случае невозможности перейти реку по льду и в ночное время. График пробега учитывал не только время движения и отдыха, но также и расписание поездов на пересекаемых железнодорожных линиях, и прогноз погоды на маршруте. Средняя скорость движения колонны не должна была превышать 30 км/ч.
                    Неприятности начались уже недалеко от Белгорода. Во время движения по снежной целине у одного из танков был "сорван" главный фрикцион. В ряде публикаций это приписывают отсутствию опыта у одного из водителей, что представляется маловероятным, так как танки вели лучшие водители-испытатели завода, накатавшие на них не одну сотню километров. Ю.Е.Максарев в своих воспоминаниях дает другую трактовку этого факта. По его словам, "представитель ГАБТУ, сев за рычаги, заставлял машину разворачиваться в снегу на полной скорости и вывел из строя главный фрикцион". М.И.Кошкин решил продолжать движение с одним танком, а к вышедшему из строя вызвали с завода ремонтную бригаду.
                    В Серпухове колонну встретил зам. наркома среднего машиностроения (в 1939 году все танковые заводы были переданы из Наркомоборонпрома в Наркомсредмаш) А.А.Горегляд. Исправный танк прибыл в Москву, а точнее на завод ?37, находившийся в тогда еще подмосковном Черкизове. В течение нескольких дней, пока ждали отставшую машину, на завод продолжалось настоящее паломничество: представители НТК ГАБТУ, ВАММ им. Сталина, Генерального штаба РККА - всем было интересно взглянуть на новинку. В эти дни М.И.Кошкину стало плохо, поднялась температура - во время пробега он серьезно простудился.
                    В ночь на 17 марта обе "тридцатьчетверки" прибыли на Ивановскую площадь Кремля. Кроме М.И.Кошкина в Кремль допустили только двоих сотрудников завода ?183. Танк ?1 вел Н.Ф. Носик, а ?2 - И.Г.Битенский (по другим данным - В.Дюканов). Рядом с ними на месте стрелка располагались сотрудники НКВД.
                    Утром к танкам подошла большая группа партийных и государственных деятелей - И.В.Сталин, В.М.Молотов, М.И.Калинин, Л.П.Берия, К.Е.Ворошилов и другие. Начальник ГАБТУ Д.Г.Павлов отдал рапорт. Затем слово взял М.И.Кошкин. Несмотря на принятые лекарства, он не мог сдержать душившего его кашля, чем вызвал недовольные взгляды И.В.Сталина и Л.П.Берии. После доклада и осмотра танки разъехались: один - к Спасским, другой - к Троицким воротам. Не доезжая до ворот, они круто развернулись и понеслись навстречу друг другу, эффектно высекая искры из брусчатки. Проделав несколько кругов с поворотами в разные стороны, танки по команде остановились на прежнем месте. Новые машины понравились вождю, и он распорядился, чтобы заводу ?183 была оказана необходимая помощь по устранению имевшихся у А-34 недостатков, на которые ему настойчиво указывали замнаркома обороны Г.И.Кулик и Д.Г.Павлов. Причем последний смело сказал Сталину: "Мы дорого заплатим за выпуск недостаточно боеспособных машин".
                    После кремлевского показа танки направились на НИИБТ Полигон в Кубинку, где были проведены их испытания обстрелом из 45-мм пушки. Затем боевые машины пошли дальше: по маршруту Минск - Киев - Харьков.
                    31 марта 1940 года был подписан протокол Комитета Обороны о постановке танка Т-34 (А-34) в серийное производство на заводе ?183 и по подготовке его выпуска на СТЗ. Правда тут была оговорка "в случае благополучного завершения всех войсковых испытаний".
                    По прибытии машин в Харьков после 3000 км пробега, при разборке обнаружился ряд дефектов: подгорело ферродо на дисках главных фрикционов, появились трещинки на вентиляторах, обнаружились сколы на зубьях шестерен коробок передач, подгорели тормоза. В КБ прорабатывали ряд вариантов по устранению дефектов. Однако всем было ясно, что 3000 км - гарантийный пробег без дефектов - даже после исправлений А-34 не пройдет.
                    Тем временем на заводе приняли производственную программу на 1940 год, предусматривавшую выпуск полутора сотен танков А-34...
                      • 19 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • 5
                      • Последняя »
                       Похожие Темы
                      ВАгитпроп второй мировой
                      плакаты, листовки, воззвания, песни и т.п.
                      Автор С Старый
                      Обновление 06 марта 2024, 04:22
                      ВВоенные преступления союзников Германии во Второй мировой.
                      Военные преступления японцев, итальянцев, румын и прочих разных финнов
                      Автор J Jackel
                      Обновление 27 февраля 2024, 15:16
                      ПФотографии времен Первой Мировой войны
                      Архивные фото
                      Автор С Старый
                      Обновление 23 февраля 2024, 04:40
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 13:34 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики