"Мой дом - моя крепость"(с).
Разработчик: Firefly Studios
Дата выпуска: 21 октября 2001
Жанр: Стратегия в реальном времени, экономическая стратегия
Системные требования: Pentium II 300 МГц, 64 Мб ОЗУ, 750 Мб на жёстком диске, 4 Мб видеопамяти.
Рецензии
AG:
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Игромании:
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Скриншоты:
Вся социальная, экономическая и военная жизнь в игре сосредоточена вокруг замка, именно в его стенах будут происходить наиболее важные события, и основное внимание придется уделять именно развитию вашего замка. Полевые битвы возможны, но скорее в виде исключения.
Ход общественной в жизни в Средневековье во многом определялся устройством военного дела - основой и наиболее боеспособной частью войска были профессионалы, закованные в броню рыцари, с малолетства обучавшиеся военному делу и посвятившие этому большую часть своей жизни. В бою рыцарская конница с легкостью побеждала ополчение крестьян, и долгое время города были неспособны сопротивляться насилию рыцарей. Замки феодалов нередко становились разбойничьими гнездами, из которых они систематически терроризировали окрестное население и грабили проезжих купцов. В условиях слабого развития осадной техники такие замки становились почти неприступными твердынями. Для того, чтобы взять замок соседа, феодал должен был быть готов пожертвовать большей частью своего хорошо обученного войска, и кроме того необходимо было иметь существенный перевес в рыцарях, достичь чего в тех условиях было весьма трудно. Ситуация изменилась лишь с объединением государств и изобретением пороха и осадной артиллерии - отныне замки феодалов перестали быть неуязвимыми, а городское ополчение получило шанс остановить натиск рыцарской конницы, до того господствующей на полях сражений.
Игра сочетает в себе возможности градостроительства, экономической и военной стратегии в реальном времени. Но прежде всего она красива. Это без сомнения игра для тех, кто любит смотреть и наблюдать, игра созерцательная. Этому способствует как великолепная природа, так и потрясающая детализация - в процессе игры вы можете наблюдать за каждым жителем замка в отдельности. Можно рассмотреть, как охотится охотник, как он несет подстреленную добычу, разделывает ее и несет мясо в амбар. Можно увидеть, как пекарь несет здоровенный мешок муки и выпекает караваи хлеба в булочной. Можно разглядеть также, как кузнец в жаркой кузне выковывает превосходные клинки, весь процесс в деталях, от ковки до процесса закалки. Это что касается жизни города, но и окружающий вас мир невероятно живой - деревья и кустарники качаются на ветру, время от времени пролетают стаи птиц и пробегают стада оленей, за которыми охотятся вечно голодные волки. Может так получиться, что случится нашествие кроликов, которые сами по себе безобиднейшие твари, пока на их пути не окажется ваше пшеничное поле. Потрясающие по красоте водопады и морской прибой способны остановить ваше внимание на несколько минут, а вид колышушегося леса успокаивает не хуже леса настоящего. И самое приятное - этот живописный мир меняется, растут деревья - там, где еще недавно была небольшая рощица - через десяток лес вполне может оказаться величественная дубрава... Могло бы сложиться впечатление, что перед нами совершенно мирная, почти идеальная картина жизни средневекового поселения, если бы не одно но.
"Жизнь в старом замке - добрые были времена, и люди тогда были приветливее. А какие бывали пиры, какие девушки... Ну, работать тоже приходилось - мозги напрягать. Впрочем, это только на пользу. И все-таки счастливое было время. Нда, а еще были соседи".
Вы можете без конца предаваться созерцанию всего окружающего вас великолепия, но в один прекрасный момент игра самым бесцеремонным образом прервет вас на самом интересном месте, как обычно, и спустит с небес на землю. Туда, в самую грязь и кровь средневековой жизни, где человеческая жизнь ничего не стоит, а насилие - каждодневная норма жизни. Никакой гуманности, в ходу самые бесчеловечные приемы - вас могут сжечь живьем, проткнуть пикой или угостить стрелой, и это еще не самые худшие варианты из возможных, единственной данью политкорректности стало то, что женщин и детей в игре не убивают. Вернее убивают как и всех остальных, но сам процесс мучительной смерти не показан, они просто исчезают (хотя невесту лорда, то есть вас, вполне могут отправить к праотцам, как и маленьких мельников, например). А в остальном - торжество насилия. Здесь нет никаких норм гуманности, в цене лишь грубая сила - если ваше поселение устоит, то и все его обитатели (точнее те, кто успел скрыться за его стенами) уцелеют. Если нет - всех от мала до велика безжалостно и буднично перережут.
Картина была бы неполной, если не упомянуть, что и защитники замка всегда гостеприимно платят той же монетой непрошенным гостям - к вашим услугам полный набор средств для облегчения ухода противника в мир иной, но обо всем этом чуть позднее.
Перед вами стратегия и симулятор жизни средневекового замка в одном лице, Цитадель. Прошу любить и жаловать.
Центральным действующим лицом в игре является лорд, то есть вы - владелец и полноправный хозяин этого поселения. Вы один решаете, кому и что делать, вы устанавливаете налоги и занимаетесь прочими занятиями, делающими жизнь ваших подданых разнообразной и веселой. Или наоборот, как пожелаете.
Итак, самое время оглядеться и понять, что к чему, и с чего стоит начать управление замком.
Главное здание в игре - это собственно ваш
замок, его главная башня, донжон. Здесь вы можете устанавливать налогии здесь же укрывается ваш лорд во время осады вместе со своими ближайшими людьми. По ходу развития кампании замок будет менять вид - от общинного дома до каменной цитадели, попутно будет меняться и его вместимость.
Следующим по очереди, но не менее важным является
амбар - место, куда ваши крестьяне будут приносить готовую еду, и откуда она будет раздаваться населению. Здесь же можно определить рацион населения, а также запретить употребление того или иного вида провизии.
Вы спросите, зачем вообще кормить население и тратить провизию? Правильно, можно и запретить полностью выдачу пищи. Ваши подданные не преминут воспользоваться возможностью и выскажут вам все, что они о вас думают - надо лишь выбрать первого попавшегося крестьянина. Точно так же они будут информировать вас о любом событии в замке и своем к нему отношении, впрочем, вы с чистым сердцем можете не придавать этому ровно никакого значения. До тех самых пор, пока жители не начнут массовый исход из вашего замка, и вы никак не сможете задержать их.
Теперь мы подошли к одному из важнейших ресурсов в игре -
популярность. Запомните это слово. Возможно, вы будете просыпаться по ночам, пытаясь судорожно прикинуть, как вам поправить свой пошатнувшийся авторитет - особенно актуально это будет, если вы попытаетесь пройти миссию "Устрашение" в экономической компании, но обо всем по порядку. Итак, популярность - ключевой ресурс в игре, определяющий отношение подданных к вам. Которые, надо заметить, вовсе не горят желанием следовать за вами на край света - они с намного большим удовольствием перебегут к соседнему лорду, если запахнет жареным. Влиять на популярность можно многими способами, например главные - это изменение налогов и рациона. Чем выше налоги - тем соответственно меньше ваша популярность среди простого народа, и наоборот - чем налоги ниже, тем люди счастливее. Надо отметить, что отсутствие налогов как таковых, равно и отсутствие жалованья, делает народ пусть чуточку, но счастливее. Точно так же на популярность влияет и рацион - чем больше провизии вы раздаете - тем больше счастлив народ. Правда это палка о двух концах - одновременно с ростом популярности тают и запасы провизии в вашем амбаре, а пустой амбар и желудок счастья никому не добавят.
Да да, вы все правильно поняли - вы обязаны будете кормить своих подданных, а они взамен будут на вас работать. Или не работать - смотря по тому, обеспечите вы их работой или нет.
На популярность также влияют и другие факторы, например разнообразие рациона (если вы будете кормить подданных более чем одним типом провизии - ваша популярность немного вырастет), выдача эля (для этого необходима специальная постройка - таверна), религия, объекты почтительности и многое-многое другое. Полный список факторов, влияющих на вашу популярность, вы можете обнаружить у вашего писаря, который держит в руках объемный талмуд, и готов по первому вашему требованию предоставить вам исчерпывающую информацию о поселении.
Далее необходимо ознакомиться с назначением третьей по важности постройки -
складом. Здесь располагаются все ваши имеющиеся в наличии ресурсы, кроме золота и провизии. Сюда их приносят рабочие, и отсюда же они расходуюся. Примерное количество всегда можно оценить на глаз, а точное узнать нажав на склад или заглянув к книгу советника.
С остальными зданиями мы разберемся потом более подробно, а пока рассмотрим ресурсы в игре:
Популярность
Золото
Продовольственные ресурсы: пшеница, мука, хмель, яблоки, сыр, мясо, хлеб, эль.
Непродовольственные ресурсы: дерево, камень, железо и нефть
Оружие
Помимо этих основных ресурсов нужно еще обязательно упомянуть незаметные с виду ресурсы, такие как:
Свободное место внутри замка - все постройки по мере возможности желательно располагать внутри стен, для их защиты, в противном случае враг легко сможет до них добраться. И вот здесь наступает интересный момент - свободного места внутри замка как правило мало, и необходимо выбрать, какие здания построить поближе к главной башне, а какие можно оставить снаружи стен. По опыту скажу, что амбар, оружейную, оружейные мастерские и пекарни желательно размещать внутри стен замка, поближе к складу и центральной башне, но бывают и исключения в зависимости от ситуации (например у вас единственный пригодный для земледелия участок расположен далеко от замка, и вам доступны только яблоневые сады и коровники - тогда имеет смысл расположить амбар именно там).
Пригодная для земледелия и скотоводства земля - не менее важный ресурс, поскольку количество возделываемой земли напрямую влияет на наполненность вашего амбара. Именно поэтому всегда стоит тщательно продумывать расположение вашего замка - нередко свободной земли, пригодной для обработки, бывает мало.
Удаленность - также один из ключевых ресурсов в игре, поскольку на перемещение между точками А и Б рабочие тратят время, а времени на это порой они тратят больше, чем на саму работу. Именно поэтому не стоит стихийно застраивать замок - неэффективно расположенные постройки увеличивают длительность переходов рабочих, одновременно снижая эффективность их труда. Так, например, мастер-стрельник для изготовления одного лука должен принести со склада две доски - поэтому имеет смысл строить его мастерскую поближе к складу, с тем чтобы сократитьего переходы туда-обратно. А например мельницу или пекарни можно расположить чуть подальше, если разумеется вы не испытываете дефицит в провизии. Общее правило именно такое - то, что для вас является приоритетом - то вы и располагаете поближе к складу (амбару, оружейной).
Наличие свободных крестьян - они собираются у костра и их число может быть до 24 (иногда больше, например если вы распустили войско или остановили работу). Казалось бы - какой смысл кормить такую свору бездельников (неработающие крестьяне в замке точно так же едят), однако и их присутствие может быть оправдано. Дело в том, что для найма войск вам всегда понадобятся свободные люди, а останавливать для этого работу бывает не всегда возможно (ну как ты остановишь скажем производство железа или выпечку хлеба, если их и так постоянно не хватает?). Также очень часто случается и такое, что того или иного рабочего убили или он умер от какой либо напасти (загрызли волки в лесу, помер от чумы и т.д.), а бывает что такая печальная участь постигла и нескольких - тогда им на замену должны максимально быстро прийти новые рабочие. И вот здесь как раз бывают полезными свободные рабочие руки, появления которых не придется ожидать - свободные рабочие тут же займутся делом.
Наличие, количество и удаленность от замка деревьев - в большинстве миссий и карт этому обстоятельству можно не уделять большого значения, но бывает и так, что каждая доска у вас окажется на счету, а потому близость дубовой рощи будет заботить вас больше всего на свете. Разумеется, точно так же, как деревья растут, их можно и вырубить - поэтому рассчитывайте количество ваших лесорубов с тем, чтобы в один прекрасный момент не оказаться в таком положении, что дармовой ресурс - дерево - придется покупать на рынке или сносить уже имеющиеся постройки, поскольку дерево основной непродовольственный ресурс в игре.
Продолжение следует.