Окончание Второй Мировой войны заметно охладили интерес британского Генштаба с тяжелым штурмовым танкам. Даже в сравнении с обычными противотанковыми САУ британская «Черепаха» смотрелась монструозно, однако основная проблема заключалась далеко не в этом. При разработке А39 было допущено несколько технологических просчетов, не позволявших полностью раскрыть боевой потенциал этой машины. Наличие пулеметной башенки, к тому же, размещенной неудачно относительно секторов обстрела, смотрелось явным анахронизмом. Управлять пулеметами с электроспуском (впрочем, как танком в целом) могли только специально подготовленные стрелки, что исключало возможно быстрой пересадки на А39 с танков других типов. Толщину бронирования можно назвать избыточной избыточной, но при выбранной компоновке обеспечить более надежную защиту экипажа было бы проблематично. Отсюда возникала основная проблема с «лишним весом», которая вполне закономерно привела к отмене всего проекта. Более того, предварительные оценки разработчиков, определявших массу танка в 65 тонн, оказались чересчур оптимистичными. В реальности прототипы А39 в полной комплектации весили 79 тонн, что совершенно не устраивало заказчика.
Постройка прототипов шла очень неспешно и первый из них появился только в 1947 году. Все собранные прототипы получили индексы от Р1 до Р5 и кроме маршей к различным полигонам нигде больше себя не показали. После выполненных ходовых тестов опытного образца Р1 стало понятно, что А39 на будет принят на вооружение британской армии и в лучшем случае опытные образцы послужат для различных испытаний, хотя первоначально танки планировали передать специалистам 79-й танковой дивизии (79th Armoured Division). Предварительно в трансмиссию танка Р1 были внесены доработки.
Тем не менее, затраченные средства надо было оправдывать и у военных периодически возникал соблазн проверить ходовые качества этих машин в менее тепличных условиях. Так, в апреле 1948 было принято решение отправить прототипы Р4 и Р5 в Германию для проведения испытаний в «обстановке, приближенной к боевой».
Несмотря на определенные несоответствия смысл в акции имелся – после войны Германия всё ещё находилась в руинах и за исключением нескольких автобанов остальные дороги находились в плачевном состоянии, а некоторые даже не имели твердого покрытия. Определенные сомнения вызывала огромная масса и габариты А39, который невозможно было перевозить ни по железным дорогам, ни на стандартных транспортерах. Выход нашли довольно быстро – усилиями инженеров фирмы Cranes of Dereham был разработан специальный пятиосный транспортер собственная масса которого составила около 40 тонн. Для буксировки сверхтяжелой системы пришлось использовать два тягача Diamond-T, что подняло общий вес поезда до 155 тонн при длине 28,5 метров. Разумеется, в боевых условиях использование подобной системы становилось, по меньшей мере, нерациональной задачей, но в послевоенный период цели ставились несколько иные.
Конвой из двух танков и транспортеров сопровождался небольшой «армией» специалистов различного профиля, которые были выделены Британской Рейнской армией. Собранная танковая испытательная команда насчитывала 55 человек, включая экипажи из танкистов и артиллеристов, снабженцев и ремонтников. Кроме того, в состав машин сопровождения входило ещё пять тягачей Diamond-T и несколько транспортеров типа «В». Трудный путь танков А39 в Германию начался в порту Королевском доке Альберта. Поначалу для их транспортировки морем хотели использовать танкодесантное судно типа LST, но стандартные сходни могли выдержать нагрузку не более 65 тонн. Тогда пришлось остановиться на торговом судне «Рейс Фише» с большим грузовым люком. Погрузка трейлеров, не имевших скоб, проводилась при помощи сеток 150-тонным краном, а с танков пришлось снять всё оборудование.
Отбытие вниз по Темзе состоялось 28-го мая 1948 года и спустя двое суток судно прибыло в Гамбург. Здесь технику снова разгрузили тяжелым краном и после сборки конвой направился к временному лагерю. Официально испытания начались 1-го июня – начали с «простой» транспортировки, которая требовала отличной координации действий водителей обоих тягачей. Для этого их оснастили переговорными устройствами, но чаще использовались знаки подаваемые руками.
Маршрут движения оказался непростым. Сначала конвой прибыл на полигон под Бельзеном, где планировалось провести огневые испытания со стрельбой по реальным танкам. Потом конвой направился в Ганновер, и далее, через Бад Ойнхаузен, на полигон под Падерборном. Оттуда двумя конвоями танки по автобану были перевезены в Гамм, а потом обратно в Ганновер через Минден и Нейнбург, а потом обратно в Бельзен и в Гамбург.
Согласно подробнейшему отчету, представленному в октябре 1948 года, «караваном» было пройдено в общей сложности 1040 км. Танки самостоятельно смогли одолеть только 160 км, что было вызвано не столько проблемами технического характера (хотя поломки тоже случались), сколько невозможностью нормального передвижения по разбитым дорогам со встречным движением. В ходе маршей удалось развить максимальную скорость 19 км\ч, но среднетехническая была в пределах 6-10 км\ч. Кроме того, британцы столкнулись с проблемой мостов, часть из которых была разрушена, а другие просто не были рассчитаны на автопоезда массой более 150 тонн. Приходилось сначала разгружать и затем заново загружать танк на транспортер – на это уходило минимум 15 минут. Определенные трудности возникли при преодолении железнодорожного полотна под Шпроце, где пришлось уложить специальное покрытие, чтобы не повредить железнодорожное полотно, но даже такая сложная операция заняла от разгрузки до погрузки всего 35 минут. В городе Цеппе, из-за узких улиц, танкам также пришлось следовать за транспортерами своим ходом. Движение осуществлялось по мостовой, но покрытие осталось при этом практически целым. Далее, на автобане под Бюкенбургом, был успешно преодолён небольшой дорожный уклон в 7,5°, что также вызывало определенные опасения. Также к отчету прилагалось 90 фотографий, большая часть из которых имела весьма посредственное качество. По ним установили, что танки несли собственные названия, но определить смогли только одно – прототип Р5 имел надпись «Adventure».
Не менее интересно прошли огневые испытания на полигоне под Бальзеном. После стрельб по щитам на дистанции 2000 метров артиллеристы отметили хорошую кучность и надежность работы механизмов 32-фунтового орудия, сравнительно с более распространенной 17-фунтовой танковой пушкой. Далее в качестве «жертв» выбрали американский «Sherman» и немецкую «Panther», предположительно модификации Ausf.G собранную под британским контролем после войны специально для испытаний. Посланный с дистанции 1230 метров бронебойный снаряд пробил лобовой лист «Пантеры», вырвал кусок крыши над местом водителя и даже оторвал часть маски орудия, которую нашли в 5 метрах от цели. С «шерманом» всё закончилось ещё более печально – его лобовой лист пробивался с любой дистанции навылет.
Вполне естественно, что некоторый интерес к А39 проявили представители Королевской Артиллерии, которые рассматривали этот танк как вполне неплохой образец тяжелой противотанковой самоходки. Учитывая всё возрастающий калибр противотанковых орудий артиллеристы планировали провести серию тестов для выработки технических требований к перспективным противотанковым САУ. Летом 1949 года было принято решение отправить прототип Р1 на огневые испытания на полигон в Лакхилл под Сэлизбери-Плейн.
Однако, всё оказалось не так просто. Изучив характеристики 32-фунтового орудия офицер полигона пришел к выводу, что дальность стрельбы прямой наводкой слишком велика для обеспечения безопасности. Танк пришлось перебросить на полигон в Лулворс под Бовингтоном в танковую школу артподготовки. Здесь провели сравнительные испытания на предмет определения более рационально компоновки и особенностей раздельного заряжения. Для этого экипаж укомплектовали как танкистами, так и артиллеристами, а на полигон пригнали новенький танк «Centurion» Mk.III. Общая оценка работы артиллерийской системы была оценена очень высоко, но низкие ходовые качества перегруженного танка сильно нивелировали эти преимущества.
Дальнейшая участь танков А39 оказалась вполне предсказуемой. В начале 1950-х гг. все пять машин отправили на временное хранение, после чего приступили к их утилизации. Из пяти имевшихся прототипов на металл разрезали три. Четвертый танк отправили в Kirkcudbright Training Area, где он стал прекрасной мишенью. Сейчас этот полигон закрыт и британские энтузиасты бронетанковой техники рассматривают возможность восстановления изрядно потрепанного танка.
Повезло только прототипу с индексом Р1 (номер РЕ3530), который был отправлен в экспозицию Bovington Tank Museum ещё в 1951 году и сейчас поддерживается в ходовом состоянии. Этот танк имеет некоторые отличия от технического описания, представленного выше. Прежде всего, на нём отсутствует высокая командирская башенка, которая заменена обычным люком, а на боковых стенках надстройки закреплены запасные траки.