Сообщество Империал: Карты по античности - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Реклама отключена для зарегистрированных посетителей

[ Регистрация ] · [ Авторизация ]

Карты по античности
Только карты, без обсуждений

  • 14 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • Последняя »

ВЛАДИМИР-III

    181

    24

    0

    47

    70
  • Статус:Легионер

Дата: 18 Январь 2009, 08:02

17.01.2009 - 23:23

Гиндин Л.А., Цымбурский В.Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996. С.43

Спасибо за статью. Проблема соотношения географических рамок понятий Ахиявы и Милаванды, на мой взгляд, упирается в проблему границ ареала влияния микенцев. Который, к тому же, не был стабилен.

    Ayoe

      2 132

      29

      1

      136

      851
    • Статус:Примипил

    Дата: 19 Январь 2009, 01:54

    Влияние Аххиявы не было значительным в 1500 году до н.э. Собственно, вообще сомнительно принадлежность Миллаванды к Аххияве в тот период.
    Здесь и ниже у меня есть топики по этому вопросу
    http://imtw.ru/index.php?showtopi...ndpost&p=278205

      ВЛАДИМИР-III

        181

        24

        0

        47

        70
      • Статус:Легионер

      Дата: 19 Январь 2009, 16:57

      Итак, с 2003 по 2007 год мной была составлена ГЕНЕАЛОГИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУР, представляющая собой схему линий развития археологических культур от верхнего палеолита до (в ряде случаев) начала нашей эры. Сразу оговорюсь: значительная часть родственных линий гипотетична, и вы могли встречать совсем иные интерпретации. Опорные источники - общепринятые труды по археологии СССР и Старого Света в целом (начиная с серии Археология СССР и заканчивая... хотя, вот, приведу в начале источники:

      Цитата

      1.Алексеев В.П. Географические очаги формирования человеческих рас. М., 1985.
      2.Амирханов Х.А. Неолит и постнеолит Хадрамаута и Махры. М.,1997.
      3.Амирханов Х.А. Палеолит Юга Аравии. М.,1991.
      4.Археология Центральной Африки. М.,1988.
      5.Атлас всемирной истории. Италия,2003.
      6.Африка. Энциклопедический справочник в 2 т. М.,1986-1987.
      7.Берзин В.О. Юго-Восточная Азия с древнейших времён до XIII века. М.,1995.
      8.Берчу Д. Даки. М.,2008.
      9.Борисковский П.И. Древний каменный век Южной и Юго-Восточной Азии. Л.,1971.
      10.Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М.,1986.
      11.Васильев С.А. Сибирь и первые американцы. // Природа ? 8, 2001 г.
      12.Васильев С.А. Берингия и проблема первоначального заселения человеком Америки.
      13.Восточный граветт. М.,1998.
      14.Всемирная история. У истоков цивилизации. Бронзовый век. Минск,1999.
      15.Гаудио А. Цивилизации Сахары. М.,1977.
      16.Гладкий В.Д. Древний мир. Т 1-2. Донецк,1996.
      17.Грантовский Э.А. Иран и иранцы до Ахеменидов. М.,1998.
      18.Григорьев Г.П. Миграции, автохтонное развитие и диффузия в эпоху верхнего палеолита. М.,1964.
      19.Гумилёв Л.Н. Ритмы Евразии. М.,1993.
      20.Гумилев Л.Н. Хунну. СПб.,1993.
      21.Девидсон Б. Новое открытие Африки (взято с сайта africana.ru).
      22.Деревянко А.П. Палеолит Дальнего Востока и Кореи. Новосибирск,1983.
      23.Деревянко А.П. Палеолит Японии. Новосибирск,1984.
      24.Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерк культуры. СПб.,2001.
      25.История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. М.,1988.
      26.История Древнего Востока. Тексты и документы. М.,2002.
      27.История древнего мира. Кн 1. М.,1989.
      28.История Европы. Т 1. М.,1988.
      29.История Индии. М.,1973.
      30.Кларк Д.Д. Доисторическая Африка. М.,1977.
      31.Кобищанов Ю.Н. На заре цивилизации. М.,1981.
      32.Коробков И.И. Ранов В.А. Палеолит Ближнего и Среднего Востока. Л.,1978.
      33.Коротких Л.М. Древняя история и археология Западного Средиземноморья. Воронеж,1999.
      34.Кучера С. Древнейший и древний Китай. М.,1996.
      35.Лаврентьев С.А. Яковлев В.М. Мавритания: история и современность. М.,1986.
      36.Латинская Америка.  Энциклопедический справочник. Т.1. М.,1980.
      37.Лот А. К другим Тассили. М.,1984.
      38.Малолетко А.М.  Ранние миграции и расовая эволюция Homo Sapiens // Эволюционная биология. Материалы конференции "Проблема вида и видообразования". Томск, 2001. Т.1.
      39.Мартынов А.И. Археология. М.,2000.
      40.Массон В.В. Первые цивилизации. Л.,1989.
      41.Мезолит СССР. М.,1989.
      42.Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Древнего Востока, М., 1982.
      43.Монгайт А.Д. Археология Западной Европы. Каменный век. М., 1973.
      44.Монгайт А.Д. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный век. М.,1974.
      45.Народонаселение.  Энц. Словарь. М.,1994.
      46.Народы и религии мира. Энциклопедия. М.,1999.
      47.Народы России. Энциклопедия. М.,1994.
      48.Неолит Северной Евразии. М.,1996.
      49.Никонов И.Е. Древние культуры Северной и Восточной Африки. М.,1979.
      50.Никонов И.Е. Древние культуры Центральной и Западной Африки. М.,1979.
      51.Океания. М.,1982.
      52.Палеолит Средней и Восточной Азии. Новосибирск,1980.
      53.Палеолит СССР. М.,1984.
      54.Пучков П.И. Дивергенция языков и проблема корреляции между языком и расой.
      55.Ранняя этническая история народов Восточной Азии. М.,1977.
      56.Советская историческая энциклопедия. Т 1-16. М.,1961-1974.
      57.Страбон. География. М.,1993.
      58.Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. М.,1990.
      59.Хейердал Т. Древний человек и океан. М.,1980.
      60.Циркин Ю.Б. История библейских стран. М.,2003.
      61.Энеолит СССР. М.,1982.
      62.Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. М.,1994.
      63.Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М.,1987.
      64.Юго-Восточная Азия в мировой истории. М.,1977.

      65.Illustrated Atlas of World History. The Times History of The World. L.,2001.
      66.Mc Evedy C. Jones R. Atlas of World Population History. Нammond,1978.
      67.The Historical Atlas of the Celtic World. L.,2001.


      В результате появилась вот такая таблица-схема (внимание, открывать лучше все как вэб-документ):
      http://slil.ru/26558684

      И вот первая карта: Старый Свет 20000 лет тому назад


      Комментарии к ней: http://slil.ru/26558715
      (большой объем! много картинок)

        ВЛАДИМИР-III

          181

          24

          0

          47

          70
        • Статус:Легионер

        Дата: 20 Январь 2009, 20:59

        Дальше продолжать?

          Ayoe

            2 132

            29

            1

            136

            851
          • Статус:Примипил

          Дата: 20 Январь 2009, 21:13

          ВЛАДИМИР-III

          20.01.2009 - 20:59

          Дальше продолжать?
          А как же Ждем-с

            ВЛАДИМИР-III

              181

              24

              0

              47

              70
            • Статус:Легионер

            Дата: 21 Январь 2009, 15:20

            Итак, следующая карта - и к ней огромный комментарий.


            3000 год до н.э.



            И большой комментарий:
            [QUOTE]КОММЕНТАРИИ К КАРТЕ ?МИР В 3000 году до н.э.?


            Во избежание путаницы все даты, приводимые в комментариях к карте, некалиброваны.


            Пять тысяч лет тому назад продолжал сохраняться климатическим оптимум, установившийся после окончания ледникового периода. В Европе и Китае средние летние температуры превышали современные на 2 °С, а в Западной Сибири даже на 3 °С, следовательно, природные зоны существенно сместились на север: на пространствах Восточной Европы южнее Белого моря и Печоры господствовали широколиственные леса. Та же картина наблюдалась и на Дальнем Востоке. Леса вышли на побережье арктических морей. Тайга сохранялась лишь в Западной и Центральной Сибири. В Восточной Европе наблюдалось пересыхание болот, но многоводные реки Средней Азии несли свои воды в Аральское и ? через русло Узбоя ? в Каспийское моря. В предгорьях Памира и Тянь-Шаня произрастали ореховые леса, ныне сохранившиеся лишь как реликты. Черное море уже окончательно соединилось с Мировым Океаном, а в целом уровень моря превышал современный на 3 метра, и таким образом, почти вся дельта Невы в ту эпоху исчезла под водой. Европа того времени ? сплошное лесное пространство с редкими прогалинами вдоль рек или на горных склонах. Счастливая Аравия наслаждалась повышенной влажностью, вызываемой муссонами. Усыхание Сахары еще не превратило ее в непроходимую пустыню, но реки мелели, а отдельные массивы лесов сохранялись лишь на нагорьях в центре и на побережье Киренаики. На период 9?5 тыс. лет назад приходится пик увлажнения в Кашгарии, Джунгарии, Монголии, Забайкалье и Манчжурии, в Передней Азии, Палестине, Сирии и Месопотамии. В аравийской пустыне Руб-Эль-Хали были озера, а на западе Индии в пустыне Тар количество осадков достигало 600?800 мм в год (ныне 200 мм). На месте Сахары была саванна с богатым растительным и животным миром, а площадь пустынных земель была много меньше нынешней. Северная граница саванны сдвинулась к северу на 500?600 км. На юге Сахары за год выпадало 300?500 мм осадков (ныне 25?30 мм) и было много озер. В Восточной Сахаре по ныне сухим руслам (р. Ноувар) протекали реки, имевшие связь с Нилом. В Тропической Африке влажный климат способствовал распространению экваториальных лесов. Вся Восточно-Китайская равнина представляла собой лесистое пространство, где водились животные тропиков и субтропиков ? слоны, носороги, антилопы, тигры, львы и драконы ? крупные ящеры, обожествленные древними китайцами. Широко распространенные ранее животные ? лошадь, бизон, тур, благородный олень ? значительно сократили свои ареалы. В то же время в таёжной зоне Сибири увеличились популяции лося, утиных, тетеревиных, рыб и морского зверя. Последние мамонты еще встречались в тундрах Восточной Сибири и на острове Врангеля, а их дальние родственники ? карликовые слоны сохранились по берегам Средиземного моря. Степной лев водился на Балканах и Украине. В горах Атласа часто встречался медведь. Охота все еще играла важную роль в питании многих земледельческих племен, но количество животных с массой тела свыше 10 килограмм резко сократилось. Хотя к этому времени, кажется, все земли, пригодные для проживания, были уже заселены, есть данные о том, что в центре Средиземного моря необитаемой оставалась Сардиния.

            Прежде всего, следует помнить, что к 3000 году до н.э. уже существовало единое государство Кемет (Древний Египет), а также протогосударственные структуры в разных частях Евразии. Грань между древним государством и первобытным племенем столь условна, что я не берусь ее провести.


            Языковые Семьи:

            Надо сказать, что в древности большинство языковых семей обладали куда большим внутренним расовым единством, чем сейчас. Миграции и этнические смешения, естественно, оказывали существенное влияние на расовый состав древних племен, но это влияние было значительно меньшее, чем, например, в последние 500 лет. Большинство языковых семей ? групп близких по происхождению, а иногда и по культуре и хозяйственной жизни племен ? формируются в основном в мезолите (некоторые лингвисты даже относят начало этого процесса к позднему палеолиту, стало быть все археологические традиции, зародившиеся в финальном палеолите и впоследствии развивавшиеся независимо от других позднепалеолитических традиций, обозначают отдельные языковые семьи, частью сохранившиеся до нашего времени, частью исчезнувшие). Мезолитические племена обладали значительной мобильностью, однако, эта мобильность не выходила за пределы соответствующей природной зоны. С момента появления земледелия и скотоводства этнические процессы катализировались и приобрели характер взаимодействия охотничьей периферии с земледельческим ядром. К 3000 году до н.э. почти все рассматриваемые племена перешли к земледелию и скотоводству (хотя бы в примитивных формах), но в горных, тундровых, таежных, пустынных и тропических районах еще сохранялись чисто охотничьи племена, численность которых на порядок уступала земледельцам.

            1.Северная Европа (серый цвет) ? эскимосы, которые впоследствии двигались вдоль северного полярного круга, пока не оказались в Новом Свете, добравшись до Северной Гренландии около 1750 года до н.э. (согласно другой гипотезе эскимосы не имеют никакого отношения к ?эскимоидному? населению Северной Европы, а пришли в нынешние свои места обитания из Океании около начала нашей эры). Какое-то время Балтийское море было ?эскимосским озером? - в финальнопалеолитическую эпоху аренсбургской культуры. Алеуты сформировались по данным лингвистов во II тысячелетии до н.э. в результате смешения пришлых эскимосов с частью племен тарьинской археологической культуры на Камчатке (сама же неолитическая тарьинская культура создана предками ительменов и просуществовала до XVII века н.э.)

            2.Восточная Украина (оранжево-красный цвет) ? ?истинные арийцы?, индоевропейские племена, распространявшиеся с берегов Северского Донца. Это, впрочем, не изначальная родина индоевропейцев. Сразу же после таянья альпийского ледника их далекие предки пришли в Европу из Северной Африки, где 13 000 лет назад был изобретен лук (согласно другой гипотезе, палеоиндоевропейцы не появились в Европе в ?готовом виде?, а выделились из племен Мадленской культуры во Франции эпохи таянья Ледника). Дальнейшая история мезолитических палеоиндоевропейцев связана с Балтийским морем-озером: когда Ледник ушел в Скандинавию, уровень Балтийского ледникового озера был выше мирового океана, однако 8200 лет до н.э. Балтика соединилась с океаном ? образовалось Иольдиевое море. Через 1000 лет в 7200 году до н.э. по мере гляциоизостатического подъема Дании Балтика превратилась в замкнутое Анциловое озеро. Наконец, около 5200 года до н.э. подъем уровня мирового океана вновь превратил Анциловое озеро в Литориновое море. На южном побережье Анцилового озера обитали племена культуры Магломезе (очаг формирования магломезских племен, по мнению А.Д.Монгайта, находился в Восточной Англии и на территории, впоследствии ставшей дном Па-де-Кале, - культура Старр-Кар), которые идентифицируются с палеоиндоевропейцами (племена культуры Магломезе действительно имели нордический расовый тип). Их передовые отряды в конце VII тысячелетия до н.э. проникают в Польшу, Литву и Белоруссию, где локализуется яниславская мезолитическая культура, и дальше ? в Волго-Окское междуречье (иеневцы, терроризировавшие покоренные племена, но под конец погибшие) и на Северский Донец, где они дали начало всем современным индоевропейцам (днепро-донецкая неолитическая культура V-IV тысячелетий до н.э.) К описываемому моменту большая часть индоевропейцев относилась к культуре Средний Стог. Влияние Среднего Стога простиралось также на запад ? в пределы Триполья ? легендарной цивилизации Аратта (Украина и Молдавия), которая по происхождению относится к яфетической волне расселения из Малой Азии на Балканы, но после 3000 года до н.э. начинает быстро индоевропеизироваться, и ее финальная фаза вполне может быть отнесена уже к индоевропейцам. В этих общностях еще трудно выделить основные группы последующих индоевропейцев, но ясно, что индо-иранские народы происходят из ямной культуры, сменившей среднестоговскую, а деградация трипольской протоцивилизации к XXII веку до н.э. (вероятно по климатическим причинам; после неолитического оптимума в Европе началось значительное похолодание, достигшее пика при Геродоте) повлекла миграции хетто-лувийцев и ахейских греческих племен на юг, за ними последовали новые волны, и, в конце концов ? к 1000 году до н.э. - Европа и значительная часть Азии ?индоевропеизировались? (ямные племена проникли даже в Южную Сибирь, где возникла европеоидная по расовому типу афанасьевская энеолитическая культура, чьи носители долгое время сохраняли расовую идентичность; преимущественно от афанасьевцев происходят все европеоиды Сибири, Монголии и Восточного Туркестана в последующие эпохи). Триполье ? подобно всем цивилизациям ? имеет синтетическую этническую основу: автохтоны молодовской линии развития местного палеолита, импульсы балканского влияния яфетидов, но индоевропейский характер Триполья не вызывает сомнения, особенно по мере проникновения ямных племен на запад, что создало сложный механизм последующего распространения индоевропейских племен в Европе и Азии. Гипотеза Гармкелидзе и Иванова о ближневосточной прародине индоевропейцев (точнее, о принадлежности индоевропейцам халафской культуры V тысячелетия до н.э. в Верхней Месопотамии) не выдерживает никакой критики: халафская культура по времени слишком поздняя, расовый тип древних индоевропейцев не относился к южным вариантам белой расы, в регионе Верхней Месопотамии отсутствует индоевропейский лингвистический субстрат, и хотя древние хетты, например, считали себя исконными жителями Малой Азии, это противоречит всем данным современной археологии и палеоэтнографии.

            3.Балканы, Малая А

              ВЛАДИМИР-III

                181

                24

                0

                47

                70
              • Статус:Легионер

              Дата: 21 Январь 2009, 15:23

              Так, всен не влезло. Поэтому буду по частям:


              3.Балканы, Малая Азия, Месопотамия (голубой цвет) ? марровские яфетиды ? ныне сохранившиеся в реликтовых группах Северного Кавказа (адыги, вайнахи, дагестанские народы). Установлено некоторое родство яфетических языков ? прежде всего хаттско-адыгских ? с хуррито-уратскими, относящимися к картавельской семье. Родословная яфетидов прослеживается до протоцивилизации Чатал-Гейюк на юге Турции, существовавшей в VII-VI тысячелетиях до н.э. (чье население уже пользовалось косметикой), и далее до кебарийского ближневосточного палеолита. Одними из первых перешли к земледелию и скотоводству. Уже тогда существовали культ быка и культ Великой Матери, объединяемые в единую мистерию. С началом засухи расселились, распространяя свои навыки, по Европе, Азии и даже проникли в дельту Нила (предки северных египтян, создавших Нижнее Царство, которое было завоевано хамитами из Верхнего Египта ок. 3118 г до н.э., принесли в Дельту около 5000 года до н.э. из Азии свои традиции земледелия и свиноводство). К яфетидам также относятся ранние трипольцы, иевусеи Палестины (строители Иерусалима задолго до его завоевания Давидом), критяне Минойской цивилизации ? по языку они наиболее близки к хаттам Малой Азии, пеласги (континентальная Греция первоначально именовалась Пеласгией), протохаттские племена Малой Азии (родственные современным адыгам), майкопская протоцивилизация, крымские тавры, синды и меоты Приазовья, а также древнейшие земледельческие культуры Центральной Европы (линейно-ленточная керамика) и Южной Италии (сиканы Сицилии, в отличие от сикулов ? более поздних иберов). Из современных реликтов адыги больше связаны с яфетическим дохеттским населением Малой Азии, а нахско-дагестанские народы ? с касситами, кутиями, луллубеями ? горными народами к северо-востоку от Двуречья, которые сохранялись в малодоступных горных районах до времен Александра Македонского (современные дагестанские фольклористы настаивают на наличии явных параллелей нахско-дагестанских эпосов с мифологией Междуречья). В конце VI тысячелетия до н.э. на востоке некоторые яфетические племена достигли Белуджистана, а затем и Индии и создали там несколько неолитических культур, просуществовавших до конца II тысячелетия до н.э. Н.Я.Марр считал яфетидов едва ли не демиургической расой, которая создала все древние цивилизации. Хотя это, конечно, преувеличение, но роль яфетических племен в распространении земледелия на огромных пространствах от Центральной Европы до Индии весьма значительна. Трипольская протоцивилизация также относится некоторыми исследователями к числу яфетических, но, скорее всего, она возникла при соединении двух потоков: индоевропейского с востока (причем, со временем этот компонент возобладал) и яфетического ? с юго-запада. В целом, хотя именно яфетиды принесли в Европу навыки земледелия и скотоводства, индоевропейцы-трипольцы, кроманьонцы-носители культуры воронковидных кубков и шассе-капсийцы создали после 4000 года до н.э. свои оригинальные земледельческого-скотоводческие культуры, которые значительно потеснили яфетидов в Центральной Европе. На Северном Кавказе немного позднее возникает Майкопская культура, яфетическая по происхождению (скорее всего, часть хаттских племен еще в IV тысячелетии до н.э. переселились из Малой Азии в Абхазию ? Очамчирская культура ? а затем на Кубань, так что майкопские племена, распространенные в конце III тысячелетия до н.э. от Тамани до Чечни, это древнейшие адыги), которую некоторые склонны также считать протоцивилизацией, а от нее около 2000 года до н.э. отделяется группа переселенцев ? племена Балановской культуры, которые расселяются в Волго-Окском Междуречье и, вероятно, доживают там до 1500 года до н.э. в окружении финских племен и пришедших с запада протобалтских (фатьяновцев). Продвижение яфетидов-кавказцев на север охватило также ареал индоевропейской ямной культурной общности, значительная часть которой преобразовалась в катакомбную общность раннего бронзового века (XX-XV вв до н.э.), в которой велико было влияние выходцев с Северного Кавказа (к XVIII веку до н.э. Л.Н.Гумилев относил также начало этногенеза хазар ? яфетического по языку этноса, просуществовавшего на Тереке, а затем на Нижней Волге до Х века н.э.)

              4.В разных местах Европы и на Канарских островах (светло-коричневый цвет) ? реликты мезолитических мадленских племен, сформировавшихся около 16 тысячелетия до н.э. на основе пришлых из Магриба солютрейских племен. Человек разумный впервые появился в Европе около 40-го тысячелетия до н.э. через Балканы и Ближний Восток из Африки, а до того в этой части света существовали мустьерские культуры (шательперрон, например), приписываемые поздним неандертальцам. Существовавшая ранее теория произрастания многих верхнепалеолитических культур из местного мустье может быть верной лишь технологически ? т.е. пришлые кроманьонцы могли заимствовать некоторые каменные индустрии у неандертальцев, но никакой генетической связи между ними нет. Одной из таких произошедших из местного мустье культур, скорее всего, была молодовско-брынзенская и другие близкие ей культурные комплексы Юго-Западной Украины и Молдавии. Этот тип просуществовал с XXXVIII до начала IV тысячелетия до н.э.; в финале этого периода возникла Буго-Днестровкая неолитическая культура, и таким образом молодовское реликтовое население Украины дожило до начала земледельческой эпохи, правда, буго-днестровцы подверглись сильному влиянию, как балканских яфетидов, так и соседних палеоиндоевропейцев с северо-востока, и стали одним из компонентов раннего этапа Триполья. Кроманьонцы (ориньякская культура и ее многочисленные варианты) господствовали в Европе, Западной Сибири и Прибайкалье в течение нескольких тысячелетий позднего палеолита, но в мезолите были оттеснены другими племенами, пришедшими с юга, в труднодоступные места. У племен пережиточно-мезолитической культуры эртеболле в Дании сохранялся каннибализм. В северной Испании доживала свой век Пещерная культура, которая также имеет отношение к живописи Альтамиры. Мегалитическая культура Италии также пришла к своему финалу. Другим реликтом кроманьонцев были до XIV в. н.э. гуанчи Канарских островов (лингвисты, впрочем, в большинстве своем относят гуанчей к афразийской (семито-хамитской) языковой надсемье и сближают с протоберберами, от которой они отделились в III тысячелетии до н.э., но расовый тип гуанчей ? именно кроманьонский, хотя какие-то группы ливийцев могли проникать на острова; это подтверждают находки на Канарских островах надписей консонантного древнеливийского письма, - к этому письму восходит современный алфавит туарегов - тифинаг). Некоторые исследователи утверждают, что лапоноидный расовый тип, характерный для современных саамов, возник в результате ?консервации? палеоевропейского кроманьонского типа в условиях Северной Европы. Мадленские племена господствовали в Западной и Средней Европе между 16 и 6 тысячелетиями до н.э., (на Балканах и в Восточной Европе в это время сохранялись ориньякоидные и граветтские культуры), и это был период расцвета мезолита в Европе (см. Ж.Рони-Старший ?Борьба за огонь?). Впрочем, мнение о них, как о принципиальных охотниках, чуравшихся производящего хозяйства, как более трудоемкого, неправильно. Приход из Малой Азии яфетидов-земледельцев, распространившихся в Юго-Восточной, Южной и Центральной Европе, стимулировал некоторые группы охотников эртеболле, и в середине IV тысячелетия до н.э.в Польше и Германии возникла обширная культура воронковидных кубков, обладавшая достаточно развитой земледельческо-скотоводческой экономикой (во всяком случае, не уступавшей предшествующим культурам линейно-ленточной керамики). Этот ответ на вызов яфетической сельскохозяйственной колонизации остался тупиковой линией развития ? движение ямных племен на запад, в результате которого около 2700 года до н.э. возникнет культура шаровидных амфор, и встречное, более позднее движение колоколовидных кубков, сметут последние реликты кроманьонцев с исторической сцены.

                ВЛАДИМИР-III

                  181

                  24

                  0

                  47

                  70
                • Статус:Легионер

                Дата: 21 Январь 2009, 15:26

                5.Северная Испания (темно-красный цвет) ? т.н. ?Пещерная? культура Испании ? реликт племен средиземноморского Монтадьена (группы родственных культур, выделившихся в конце VIII тысячелетия до н.э. из финального Мадлена в силу уже явного к тому времени отличия средиземноморского климата от климата Средней Европы, где пост-мадленские племена продержались до IV тысячелетия до н.э.). Монтадьенцы населяли в VII-VI тысячелетиях до н.э. средиземноморское побережье Испании и Франции, пока в регион не проник авангард яфетическизх племен, прошедших через Крит и Сицилию ? племен культуры керамики импрессо. Охотники-монтадьенцы проиграли борьбу за существование пришельцам с востока и были ими ассимилированы. Затем появляется пещерная культура Испании, просуществовавшая в своем цивилизационном захолустье примерно до 2500 года до н.э.

                6.Юго-Западная и Центральная Европа (краснокирпичный цвет) ? шассе-капсийские племена, родственные конечномезолитической стадии капсийской культуры ? вторая из трех волн переселенцев в Европу из Магриба. Первой из этих волн ? палеолитической - были племена Солютре ? около 21000 лет до н.э., от которых, по всей видимости, произошли эскимосы, индоевропейцы и финны. Шассе-капсийцы, проникшие около 4000 года до н.э. также из Северной Африки (для населения Испании в это время характерен ?евроафриканский? расовый тип, близкий к расовому типу населения Северной Африки от Атласа до Египта), ? охотники, постепенно переходящие к скотоводству и земледелию, а также авторы знаменитой альтамирской живописи (в настоящее время ее возраст омолаживают и относят к V-III тысячелетиям до н.э.). Новая волна переселенцев с юга Испании (куда они, скорее всего, проникли из Магриба) ? иберийские племена ?колоколовидных кубков? - в конце III тысячелетия до н.э. быстро распространилась в ареале шассе-капсийцев, а затем в Западную Европу приходят кельтские племена поздней бронзы (Ла-Тен). Шассе-капсийцы не оставили реликтов (хотя, если будет доказана неоднородность доримского населения Пиренейского полуострова, некоторые из выделенных линий развития вполне могут быть отнесены к шассе-капсийской общности). К шассе-каписийцам относились: культура шассе, кортайо, альмерия, михельсбергская (хотя в ее сложении принимали участие яфетические племена линейно-ленточной керамики Центральной Европы и племена воронковидных кубков), лагоцца и Ундмилхиллская культура (Англия), которая впоследствии будет сметена ?колоколовидными кубками? - предками басков и иберов около XVIII века до н.э. Страбон, рассказывая о турдетанах юга Испании ? населении некогда блиставшего Тартесса, упоминает о письменности древних турдетанов, которой не меньше 6000 лет (это, однако, вовсе не является доказательством, что турдетанская письменность действительно на 1500 лет старше письменности культуры Винча, и что турдетаны как-либо связаны с шассе-капсийцами ? прежде всего альмерийской неолитической культурой тех мест; скорее уж турдетаны - иберы). В описываемую эпоху на севере Европы уже бытовал нордический расовый тип (не исключена его связь с палеоиндоевропейскими племенами Магломезе), на западе континента сохранялось кроманьонское население, а в Италии, Подунавье и на Балканах ? везде, куда проникали ?неолитические революционеры? из Малой Азии, господствовал восточно-средиземноморский расовый тип, впоследствии немного разбавленный пришествием индоевропейцев из Восточной Европы. Язык шассе-капсийцев неизвестен, поскольку реликтов они не оставили (быть может, от них происходят этруски и древнейшие реты?)

                7.Север и центр Европейской Части России (желтый цвет) ? протофиннские племена ?гребенчатой керамики?, ассимилировали к 3 000 году до н.э. все реликты автохтонных мезолитических племен этих мест, однако раз за разом подвергались завоеваниям соседей. Ранее считалось, что родина уральских племен ? Западная Сибирь, однако, это верно лишь в отношении угорских народов, впоследствии смешавшихся с финнами. По данным лингвистов, уральская языковая семья сформировалась в V-III тысячелетиях до н.э. С т.з. палеогенетики, самом конце палеолита предки протофиннов переместились из Западной Европы в район Урала. Здесь они встретились с ранее пришедшими с юга австралоидами. Произошло смешение, и заявили о себе гены, которые ?отвечали? за монголоидные признаки. Такого рода монголоидность сохранили до сих пор некоторые финноязычные группы (коми, удмурты, некоторые группы карел и мордвы); этот расовый тип именуется обычно уральским (по данным советских антропологических исследований, в Российской Федерации около 1980 года насчитывалось 15 миллионов людей с выраженными уральскими и лапоноидными признаками ? в основном население Нечерноземья). В финальном палеолите и раннем мезолите племена свидерской культуры, которых вполне можно идентифицировать с предками финнов, с территории Центральной Польши распространились по всей Восточной Европе ? от Белого моря до Крыма, но основная часть заселила юг Прибалтики, Белоруссию, север Украины и среднюю полосу России. Финские племена лишь во II тысячелетии до н.э. перевалили через Полярный Урал, а их распространение в южную часть Западной Сибири относится уже к рубежу бронзового и железного века ? скифским временам.

                8.Астрахань, Калмыкия и Нижнее Притоболье (темно-серый цвет) ? реликты племен древнейшего Иерихона, расселившихся в еще дочаталхейюкскую эпоху от Палестины до Нижнего Поволжья, Центральной Индии и Омана. Язык неизвестен. Расовый тип этих переселенцев с Ближнего Востока, близкий к восточно-средиземноморскому, довольно быстро сменился на позднекроманьонский, и к V тысячелетию до н.э. население Нижнего Поволжья уже не отличалось от днепро-донецких палеоиндоевропейцев, однако обособленный культурный тип сохранялся в течение всего неолита. Высказывалось предположение о палеоафразийском характере докерамического Иерихона, но собственно Иерихон относится к IX-VII тысячелетиям до н.э., а, например, хамиты формировались в С-В Африке еще в IX тысячелетии до н.э., зато чатал-хейюкские и иерихонские племена имеют общее палеолитическое кебарийское происхождение. Следующая за Кебарой натуфийская стадия Сирии и Палестины (XIII-IX тысячелетия до н.э.) иногда рассматривается как афразийская по языку, но распад афразийской общности, по данным глоттохронологии, около 10000 года до н.э. (на семитскую, египетскую, кушитскую и берберо-ливийскую ветви) на 1000-1500 лет старше собственно Иерихона и происходил совершенно в другом регионе. Иерихонцы были первой из трех больших волн миграции земледельцев и скотоводов Ближнего Востока. Она происходила около VII-VI тысячелетий до н.э., связана была с гибелью докерамического Древнего Иерихона в результате засухи, и ее участники заселили почти всю Переднюю Азию (включая Кипр, где в VI тысячелетии до н.э. существовала иерихонская культура Хирокитиа), перевалили Кавказ (если подтвердится связь азербайджанского Гобустана с культурами иерихонских племен Нижнего Поволжья, это покажет путь распространения иерихонских племен ? вдоль западного берега Каспийского моря), достигли Восточной Аравии и Сибири. Следующая волна миграции (VI-V тысячелетия до н.э.) ? яфетидов ? племен, происходящих из Чатал-Гейюка и также пострадавших от засухи, сгубившей эту протоцивилизацию, ? шла по пути иерихонцев в Индию и на Кавказ, однако вдобавок форсировала Босфор и Дарданеллы (5200 лет до н.э. там было еще два перешейка) и проникла в мезолитическую Европу (вычислены темпы продвижения этих племен в Центральной Европе ? 110 километров за поколение). Наконец, в IV тысячелетии до н.э. воинственные племена протодравидов расширяют свою территорию на Среднем Востоке, хотя яфетиды в ряде мест продолжают превалировать. Таковы три великие волны миграций земледельческо-скотоводческих племен Ближнего Востока.

                  ВЛАДИМИР-III

                    181

                    24

                    0

                    47

                    70
                  • Статус:Легионер

                  Дата: 21 Январь 2009, 15:32

                  9.Грузия и Армения (красно-коричневый цвет) ? протокартавельские племена куро-аракского энеолита, по происхождению связанные с мезолитической чохской культурой Дагестана, резко отличной от иных мезолитических культур Кавказа, вероятно дравидоязычных (по другой версии истоки куро-аракского энеолита следует искать в Центральном Закавказье в памятниках типа Сиони; во всяком случае он не связан с яфетическоми пришельцами на Кавказ эпохи неолита). Они же ? субарейцы ? народные массы позднейшего Царства Ханигальбат, управляемого арийской династией Митанни (к 2000 году до н.э. на юге субарейцы достигли Угарита, Ниневии и Загроса, а на западе подошли к территории хеттских племен). Население Урарту не имеет к современным армянам никакого отношения (поскольку современные армяне ? самый восточный форпост фригийско-малоазийской языковой семьи, находящей до нашей эры свое продолжение в балканских дако-фракийских племенах, появились в Азии только в середине II тысячелетия до н.э. и по мере распада Хеттской империи расселялись на восток), а говорило на языке, близком к древнегрузинским наречиям. Ряд северокавказских культур бронзового века также связан с куро-аракским энеолитом (что дает основания относить последний к яфетидам, однако миграция куро-аракских племен из Грузии в Чечню и Дагестан не позволяет построить в этих районах непрерывную линию развития автохтонных культур в течении последних 5-6 тысячелетий). Картавельская семья, согласно лингвистическим данным, возникла между V и III тысячелетиями до н.э. Ее предки имеют археологическое родство с палеодравидскими племенами (как и должно быть согласно ностратической теории), но это родство очень отдаленное по времени (ок. 30000 лет до н.э.) и месту (Западное Закавказье) от гипотетической локализации истоков ностратической общности. Вообще, на грани палеолита и мезолита на Ближнем Востоке (включая Кавказ) насчитывалось несколько центров потенциального развития цивилизаций. 15000 лет до н.э. кроме Кебары (в Леванте), откуда некоторые лингвисты выводят как ностратическую, так сино-кавказскую надсемьи, существовали также Барадостско-Зарзийский центр в Иракском Курдистане, откуда можно произвести дравидов и енисейцев (хотя енисейцы относятся не к ностратической, а к сино-кавказской надсемье), Имеретинская и Губская финальнопалеолитические культуры на Кавказе. И это если не учитывать палеолитические культуры Центральной и Восточной Европы (скорее всего, не оставившие прямых наследников), восточносуданский центр формирования хамитов, а также североафриканский центр позднепалеолитических культур и происходящую от него Солютре-Мадленскую линию развития Западной и Восточной Европы.

                  10.Запад Средней Азии, Западная Сибирь и Северный Урал (темно-сиреневый цвет) ? кельтеминарские и родственные им племена, близкие по языку яфетидам, и к настоящему времени сохранившиеся в виде реликта ? кетов-енисейцев (очень развитая мифология). Энеолитические охотники с элементами скотоводства и земледелия. Происходят из Южного Прикаспия, где их археологическая генеалогия прослеживается до местного мезолита XIII тысячелетия до н.э. Хотя отмечалась разнородность двух соседящих мезолитических культур Западной Туркмении ? восточноприкаспийской и прибалханской, они все же не так уж радикально отличаются друг от друга и могут быть объединены вместе с Южным Прикаспием, Центральным Ираном и Северным Ираком (Зарзи) и единую мезолитическую общность. Прибалханская культура оказала влияние на неолитический Джейтун, хотя последний связывают с другой ветвью северо-иракских культур ? предками дравидских народов. В VI-V тысячелетиях до н.э. кельтеминарцы продвинулись из Средней Азии на Урал и в Западную Сибирь, и долгое время сохранялись в Западной Сибири в качестве реликта (Гумилев назвал Сибирь подобно Кавказу заповедником реликтовых этносов). Некоторые исследователи связывают кетский язык с тибетско-бирманскими языками, буришским или даже с шумерским (в этом случае шумеры являются крайним южным форпостом обширной мезолитической языковой семьи, происходящей с южного побережья Каспийского моря). Кстати шумеры возделывали опийный мак, родиной которого является восток Средней Азии, но это может быть всего лишь культурное заимствование, которое в широком контексте связывается с проникновением шумерских торговцев лазуритом в Афганистан и далее.

                  11.Север Казахстана, Южная Сибирь и Памир (изумрудный цвет) ? палеосредневосточная общность, уходящая корнями в местный палеолит, существовавшая в докельтеминарскую эпоху. В.А.Ранов настаивал на их происхождении от местного нижнепалеолитического соана Северной Индии (это отчасти отрицает популярную в современной палеогенетике теорию единого центра формирования человека разумного и его последующего расселения на грани верхнего палеолита по миру). В палеолите эти племена населяли огромные территории от Западного Казахстана до Южной Индии (откуда их, вероятнее всего, вытеснили ведды в начале мезолита). Впоследствии оттеснялись пришельцами с юго-запада и востока в глухие горные и степные районы. В Северном Казахстане Атабасарская культура завершилась к 2900 г до н.э. Хотя ее отрасли в Западной Сибири достигли энеолитической стадии развития, они ассимилировались енисейцами во II тысячелетии до н.э. Родственная атабасарской усть-нарынская культура в районе оз. Зайсан могла участвовать в сложении андроновской культурной общности эпохи бронзы. Ранее сходные племена населяли также Тибет, до его заселения палеотибетцами ? предками современных сино-тибетских народов Непала и Бутана - в VI тысячелетии до н.э. Реликтом этих соанских племен Тибета могут быть буриши в северо-западных Гималаях, где они создали уже в историческое время княжество Гилгит.

                  12.Западный Таджикистан (светло-фиолетовый цвет) ? неолитическая гиссарская культура, просуществовавшая с VI тысячелетия до XXIII века до н.э. Приход в Индию в Х тысячелетии до н.э. ближневосточных мезолитических племен, чья история прослеживается в Центральной Индии до IV тысячелетия до н.э., связан не с иерихонцами и даже не с натуфийцами, а с более ранней финальнопалеолитической Кебарой. Туткаульская мезолитическая культура XI-VII тысячелетий до н.э. в Таджикистане и Северном Афганистане также была связана с Кебарой; и таким образом, ?туткаульцы? Индии, Афганистана и Таджикистана могут быть третьей ветвью кебарийских племен ? наряду с натуфийской и палеояфетической дочаталгеюкской эпохи. Гиссар непосредственно вытекает из туткаульской культуры и является последним реликтом первичной Кебары (правда, Ранов настаивал на местном ? соанском происхождении Гиссара). Туткаульские племена распространились по Памиру и окрестностям, ассимилируя соанских аборигенов. Успешное развитие Гиссара тем не менее не привело к развитию припамирской цивилизации, поскольку гиссарская экономика базировалась преимущественно на горном скотоводстве, а полноценные цивилизации развиваются в неолите на базе земледелия, контакты с другими цивилизационными центрами были сведены к минимуму, и поэтому Гиссар оказался к 3000 году до н.э. в цивилизационном тупике.

                    ВЛАДИМИР-III

                      181

                      24

                      0

                      47

                      70
                    • Статус:Легионер

                    Дата: 21 Январь 2009, 15:36

                    13.Центральная Азия (молочный цвет) ? сино-тибетская языковая семья. Связана с древнейшими верхнепалеолитическими сибирскими племенами (верхний палеолит Монголии соотносится с алтайским центром). Высказывалось мнение, что прародиной сино-тибетских племен был относительно небольшой район Восточной Сычуани и Северо-Восточной Юньнани, но в этом случае связь древних китайцев с миром Юго-Восточной Азии была бы на порядок сильнее, а между тем именно по указанному району проходил важный рубеж между Юго-Восточной Азией и китайско-сибирским миром. Сино-тибетцы заселяли не только Центральный и Западный Китай (Таримская неолитическая культура VII-V тысячелетий до н.э. в Синьцзяне), но и Восток Средней Азии, откуда они вытеснили автохтонные со времен верхнего палеолита племена соанской общности (недавно археологи нашли на самом востоке Туркмении протоцивилизацию конца III тысячелетия до н.э., родственную культуре Шан). Паратайские племена некоторые лингвисты также причисляют к сино-тибетской общности. Древние китайские историки указывают на европеоидность многих племен, непосредственно проживавших к западу от долины Хуанхэ, однако, скорее всего, это поздние (в конце энеолита) пришельцы из Юго-Восточной Европы. Если отказаться от идеи о происхождении древних китайцев от синантропов, заселявших Восточную Азию 400000-300000 лет назад, другие данные свидетельствуют о наличии устойчивого монголоидного типа ? т.н. ?шаньдиндунцев? - в регионе уже за 25000 лет до н.э., но вплоть до среднего мезолита (8000 лет до н.э.) китайский регион был слабо заселен. Тем более удивителен неожиданный культурный взлет в эпоху Яншао, - эта культура дала множество локальных вариантов (в т.ч. Бурзахонская культура в Кашмире). Тибето-бирманцы, отделившиеся в языковом отношении от китайцев около 3000 г. до н.э., распространялись на запад вдоль южного склона Гималаев вплоть до Афганистана (одна из гипотез происхождения шумеров связывает их именно с этими миграциями, но с другой стороны, появление шумеров в местах расцвета их цивилизации произошло задолго до 3000 г). Предки современных тибетцев расселились в Восточном Тибете во II тысячелетии до н.э., оттеснив более древних тибетцев в Непал и Бутан, где в настоящее время сохранилось много палеотибетских реликтов. Сино-тибетские племена каренов около 3000 года до н.э. стали переселяться из Юньнани в Бирму, которую до того заселяли мон-кхмерские племена. Древнекитайские племена, одомашнившие просо, передали эту культуру дальше на Запад, и в III тысячелетии просо начинают возделывать на Ближнем Востоке. Навстречу просу с запада двигалась окультуренная пшеница. Риса китайцы в ту эпоху еще не знали.

                    14.Минусинская котловина (салатный цвет) ? палеосамодийские племена унюкской неолитической культуры, которые в XXIII веке до н.э. достигли уровня энеолитической, перерастающей в бронзовую, окуневской культуры (высказывалось мнение о влиянии на окуневцев переселенцев из района Южного Урала, - скорее всего, поздних ямников). Расовый тип окуневских племен был выраженно монголоидным. Последующие савиры и меркиты, возможно, так же относились к этой группе. Самодийцы одомашнили оленя. Возможно, именно из среды окуневских племен в XVII веке до н.э. вышли представители сейминско-турбинской общности племен, прошедших в следующие двести лет с востока на запад Сибирь, Урал и Европейскую Россию в полосе южной тайги. Это подтверждается фактом возникновения на волне сейминско-турбинского нашествия в XVI веке до н.э. в районе Казани чирковской культуры бронзового века, чьи носители затем ? в VIII веке до н.э. вернулись обратно, принеся с собой индоевропейские лексические заимствования, которые лингвисты отмечают в угорских языках. Вероятно, этот пример показывает механизм реальных лингвистических связей языковых семей и доказывает, что лингвистическая эволюция шла не только путем ?полураспада? древнейших праязыков, но и их скрещивания. Позднейшие угорские народы связаны с самодийцами, а их приход в Европу и скрещение с финнами относится уже к историческому времени (III-IV вв н.э.) Возможно, карасукские племена, испытавшие сильное влияние монголоидов Центральной Азии и потеснившие андроновцев в Северном Казахстане, также относятся к окуневской традиции и представляют ранний вариант угров. Однако, в конце концов, иранцы возобладали в Средней Азии и Казахстане, а элементы карасукской культуры и монголоидные гены ее носителей вполне могли быть унаследованы историческими скифами и ввести в недоумение некоторых исследователей относительно вероятной монголоидности скифов.

                    15.Восточная Сибирь (болотный цвет) ? оттесненные на север реликты когда-то великой южносибирской общности верхнего палеолита, к которой относились культуры Мальта, Буреть, Афонтово, Кокоревка и другие. Кроме того южносибирцы заселяли Западную Сибирь и значительную часть Средней Азии вплоть до Мангышлака, Самарканда и Таджикистана (возможно ? судя по древности их среднеазиатских стоянок ? эти племена пришли в Сибирь из Средней Азии около 35000 лет до н.э.). В Монголии и Северном Китае также существовали сходные верхнепалеолитические культуры (Шуйдунгоу, Чжиюй, Сяонаньхай), но мезолит Северного Китая уже относится к сино-тибетским культурам, связанных с более западными территориями. Установлена связь южносибирской палеолитической общности с дюктайской культурой, от которой происходят с одной стороны большинство индейских народов Америки (хотя в расовом отношении они полностью противоположны, поскольку рассматриваемая группа имела в верхнем палеолите т.н. палеосибирский расовый тип, исходным типом для которого был палеоевропейский кроманьонский), а с другой ? палеоалтайские культуры Прибайкалья. Таким образом, Мальтинско-Буретская культура верхнего палеолита может быть эпицентром колоссальной общности племен, из которой вышли позднейшие палеоазиаты, алтайцы, нивхи, индейцы Америки, а возможно и сино-тибетцы.

                    16.Прибайкалье (цвет голубой пастели) ? палеоалтайцы. Согласно лингвистическим реконструкциям, возникновение алтайской языковой семьи датируется концом VI тысячелетия до н.э., что хронологически соответствует протомонголоидной китойской неолитической культуре (она древнее еще на 1500 лет и имеет генетические связи с дюктайской, тем более, что некоторые группы китойцев имеют расовый облик американских индейцев, а из этого, учитывая наличие на Американском континенте родственной ностратическому порядку языковой семьи пенути, можно сделать два вывода: либо часть пенути вернулась обратно из Америки в Азию в VI тысячелетии до н.э. и принесла с собой праалтайский язык, либо наоборот, переселение пенути около 3000 года до н.э. было последней крупной миграцией из Азии в Америку). Хотя само существование алтайской языковой семьи оспаривают, недавно ее тюркское, монгольское и тунгусо-манчжурское подразделения пополнились корейцами, а некоторые лингвисты склонны отнести к ней же и японский язык, причем формирование японцев видится как наложение на существовавший со времен мезолита автронезийский субстрат новой волны пришельцев с материка, родственных корейцам. Сами древние корейцы стали переселяться на Корейский полуостров вскоре после 3000 года до н.э. и заселяли поначалу лишь его северную часть, а также значительную часть прилегающей Манчжурии (в Южной Корее долгое время сохранялись австронезийские племена, из среды которых около VII века до н.э. вышли племена культуры яэн, переселившиеся в Японию).
                      • 14 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • 5
                      • 6
                      • 7
                      • 8
                      • Последняя »
                      Ответить в темуВведите Ваш логин  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]
                      Создать новую тему
                      или Войти на форум через соцсеть
                        Стиль:
                          03 Дек 2016, 05:31
                      © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики