Сообщество Империал: Басмачи - Сообщество Империал

Laszlo

Басмачи

Налетчики или исламисты
Тема создана: 27 февраля 2013, 22:34 · Автор: Laszlo
  • 8 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Последняя »
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 28 февраля 2013, 20:03

В общем для узбеков и части таджиков Ибрагим-бек был местным Робин Гудом. И он защищал интересы многих узбеков, интересы которых ущемила советская власть. Ликвидация независимости Бухарского ханства фактически раскрыла ящик Пандоры. В результате большевики получили приграничную войну еще на 11 лет. Если бы это было не так, он был настолько долго не продержался и не имел бы такой поддержки. Джунаид-хан имел поддержку у туркменских кочевников за счет того что позволял им ходить походами на Хиву (то есть совершать налеты на соседей). В этом смысле Джунаид-хан был и налетчиком и национальным туркменским лидером провозглашавшим исламистские лозунги. Муэтдин-бек это просто налетчик. Готов к компромиссам и с исламистами и с коммунистами. Беспринципный налетчик. Мамадин-бек сочетал налеты на русских с исламистскими лозунгами. Готов на компромиссы с любой власти на стороне которой силы. Мог договорится и с русскими поселенцами и красными. Неудивительно, что такой политически всеядный лидер погиб же от своих соотечественников. В Ферганской долине движение басмачей было более похоже на бандитизм. Кыргыз Рахманкул для своего народа был наподобие Ибрагим-бека для узбеков. В 30-х гг. ХХ в. когда коммунисты стали наводить свои порядки в Кыргызстане, восстал и вместе со своими сторонниками из Южной Кыргызии перешел границу Китая с СССР в районе Тянь-Шаня. Некоторое время кочяевал в Восточном Туркестане. Через некоторое время переселился в Афганистан, где прожил несколько десятков лет. В 1978 г. враждебно воспринял революцию в Афганистане, а когда СССР ввел контингент своих войск в Афганистан, то в 1979 г. переселился в Пакистан с 4 тыс. кыргызов. Умер последний басмач в 1990 г. на территории Пакистана.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Попытка организовать пантюркистское движение против русских сделал турок Энвер-паша. Местные же курбаши были куда приземленней в отношении своих замыслов. Туркмены воевали против узбеков и каракалпаков. Узбеки были заняты враждой с туркменами и таджиками, а также нападениями на русских поселенцами и войнами с русскими и туркестанскими коммунистами. Кыргызы за исключением Муэтдина-бека сидели тихо и их ислам и исламизм не сильно беспокоил. Муэтдин-бек был ярким разбойником с большой дороги. Разрозненость и откровенный бандитизм многих курбаши обусловил общее поражение басмачества. Ну и конечно решимость коммунистов СССР сыграла свою роль. Местные коммунисты имели достаточно сильную базу в Казахстане и в районе Ташкента, чтобы подавить любые силы басмачей.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Если же продолжать говорить о известных курбаши, то после смерти Мадамин-бека Шер-Мухаммад-бек он же Куршермат (Кривой Шермат), то он организовал Армию Ислама и начал наступление в районе Аджижана, Джелалабада, Оша, Намангана, и Коканда. Был разбит в 1920 г. Фрунзе. Был сподвижником Мадамин-бека. На Актюбинском и Семиреченском фронтах красным противостояли белые. На закаспийском фронте красным пришлось сражаться с туркменскими басмачами, англичанами и русскими белыми.
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 28 февраля 2013, 20:53

    Новое понимание личности Жаныбека казы
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Жаныбек Казы это кыргызскый басмач. Действовал в 1918-1931 гг. на юге Кыргызстана, в районе Ошской области. Не был осужден в 1931 г. поскольку был красным басмачем и сотрудничал с ГПУ и выдал большевикам многих курбаши-исламистов. Вообще среди курбаши Ферганской долины и Кыргызстана было обычной практикой сотрудничать с коммунистами. Многие порядки которые устанавливали коммунисты они принимали. Возмущения вызывали только меры против религии и активная коллективизация. За счет того что многие кыргызы жили в высоких горах коллективизация и другие процессы советизации в Кыргызии происходили намного позже чем в Узбекистане, где они применялись первыми.
    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
    Фото, вооружение и внешний вид басмачей. Много документов - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
       nein
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 28 февраля 2013, 21:11

      Laszlo (28 февраля 2013, 20:53):

      Новое понимание личности Жаныбека казы
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Жаныбек Казы это кыргызскый басмач. Действовал в 1918-1931 гг. на юге Кыргызстана, в районе Ошской области. Не был осужден в 1931 г. поскольку был красным басмачем и сотрудничал с ГПУ и выдал большевикам многих курбаши-исламистов. Вообще среди курбаши Ферганской долины и Кыргызстана было обычной практикой сотрудничать с коммунистами. Многие порядки которые устанавливали коммунисты они принимали. Возмущения вызывали только меры против религии и активная коллективизация. За счет того что многие кыргызы жили в высоких горах коллективизация и другие процессы советизации в Кыргызии происходили намного позже чем в Узбекистане, где они применялись первыми.
      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
      Фото, вооружение и внешний вид басмачей. Много документов - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      Скажите уважаемый, а может и не надо было с ними бороться, может лучше было их отпустить вовремя и небыло бы проблем сегодня? :038:
         Qebedo
        • Imperial
        Imperial
        Квартирмейстер

        Дата: 28 февраля 2013, 21:22

        nein

        Скажите уважаемый, а может и не надо было с ними бороться, может лучше было их отпустить вовремя и небыло бы проблем сегодня?

        А как же м...м... мировая революция? И освобождение женщен Востока?..
           Гридь
          • Imperial
          Imperial
          ёж

          Дата: 28 февраля 2013, 21:25

          nein

          ... и небыло бы проблем сегодня?

          А что, сегодня с ними есть какие-то проблемы?
             nein
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 28 февраля 2013, 21:35

            Гридь (28 февраля 2013, 21:25):

            nein

            ... и небыло бы проблем сегодня?

            А что, сегодня с ними есть какие-то проблемы?

            Может на Украине и нету а в России есть.
            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

            Qebedo (28 февраля 2013, 21:22):

            nein

            Скажите уважаемый, а может и не надо было с ними бороться, может лучше было их отпустить вовремя и небыло бы проблем сегодня?

            А как же м...м... мировая революция? И освобождение женщен Востока?..

            Нуда опять сказки про всемирную революцию :0142:
               Гридь
              • Imperial
              Imperial
              ёж

              Дата: 28 февраля 2013, 21:38

              nein

              Может на Украине и нету а в России есть.

              Кто? Злобные казахи али узбеки?
                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 28 февраля 2013, 23:15

                Восток дело тонкое. Только в отличие от героев Белое солнце пустыни, большевики это не сразу поняли. Когда же поняли то разделили большой Туркестан на национальные республики. В республиках власть доставалась кланам. Племенные и клановые отношения были законсервированы, а трайбализм сохранился. Таким советская власть видела выход из создавшийся ситуации, когда были ликвидированы прежние рычаги по управлению в виде наследственной аристократии и исламского духовенство. Их заменила партийная номенклатура. Опираясь на представителей кланов из различных регионов и племен коммунисты стабилизовали ситуацию в Средней Азии. Партийный апарат в Средней Азии приобрел племено-клановый характер который всегда имели местные структуры власти. По другому советская машина не могла работать в этом регионе. При этом имперский центр СССР играл на противоречиях между среднеазиатскими элитами, которые остро конкурировали за власть в границах своих регионов.
                В Узбекистане у власти сформировались кланы. Их то ли пять, то ли десять. Называются в зависимости от города из которого промисходят. В советскую эпоху у власти в Казахстане были представители с территории бывшего Старшего Жуза. Также имело значение если человек происходил из Младшего и Среднего Жуза.
                В Таджикистане у власти были Ленинабадцы и Кулябцы. В первые года независимости возросло влияние бадахшанцев, гиссарцев и гармцев. В Кыргызии в 30-х гг. ХХ вв. развернулась борьба за власть между кланами. Практиковались наветы одного клана на другой. При этом сформировалось две группы кланов - северная (7 кланов) и южная (2 клана). Южная это горная часть кланов, которые менее цивилизованы но более воинствены. При власти пребывали представители племен текинцев, алилинцев, йомудов, эрсары.
                Максим ОЛЕНЕВ - РОДЫ И КЛАНЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
                Мое мнение о событиях 1920 г. таково что лучше бы большевики не лезли в бухарские и хивинские дела 1920 г. Они заварили такую кашу, которую в случае узбеков расхлебывали 11 лет, а в случае с туркменами 18 лет. В Кыргызии и в Ферганской долине удалось наладить относительно постоянную власть привлекая на свою сторону местных курбаши. Кто не хотел покорятся того уничтожали. Советская власть неплохо сыграла на противоречиях между южными (горскими) кыргызами и ферганскими узбеками. Одни курбаши южных кыргызов признали советскую власть, другие хотели кратковременно использовать советскую власть в своих интересах за что поплатились. В случае Мамадин-бека то его убили войска курбаши одного из ферганских узбеков. В случае Муэтдин-бека то ему отомстили русские красные и ферганские узбеки. Противоречия между кыргызами и узбеками сильны до сих пор. Это выразилось в беспорядках в Оше в 2010 г. Во время советской власти большой вес имели те узбецкие правители которые происходили из Ферганы. Во время Гражданской войны многие курбаши воевали между собой. Курбаши также часто воевали с русскими белыми и русскими красными. В общем свергши бухарского эмира который худо-бедно обеспечивал стабильность власти большевики получили кровавую анархию на несколько лет. Советская власть утвердившись в Хиве вмешалась в местные разборки между узбеками, каракалпаками и туркменами. Победив местных курбаши красные на некоторое время вернули регион в руки центра.
                Однако пришлось поступится частью власти местным кланам. А в 80-90-х гг. ХХ в. и остатки русской власти над регионом были потеряны. В ряде стран установились сильные авторитарные режимы. Там где власть лидеров была слабее стали явными междуклановые противоречия. Таджикистан пережил Гражданскую войну и борьбу между кланами. Кыргызия пережила ряд потрясений обусловленой конкуренцией кланов.
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 01 марта 2013, 09:55

                  Еще одним последствием свержения Бухарского хана и давления на басмачей была эмиграция около полумилиона таджиков и узбеков в Афганистан. Наиболее багатые из них выезжали в Карачи, отуда морем попадали в Тупцию и Саудовскую Аравию. В эмиграции в Афганистане Ибрагим-бек встретился с Саид-Алим-ханом, который назначил ему солидную пенсию. Также он встретился с курбаши Куршерматом. Афганские власти настаивали на том, чтобы Ибрагим-бек оставался в Кабуле, вместо того чтобы он выезжал в Ханабад (что Ибрагим-бек и хотел сделать). Этим афганцы хотели уберечь себя от проблем с СССР. В столице афганского эмира за ним следили шпионы из ЧК, которые информировали СССР о действиях Ибрагим-бека. В 1926 г. к Ибрагим-беку прибыла делегация родственников-локайцев. Он выехал в Кала-и Фату. Зимой, спасаясь от морозов, он вместе с Саид Алим-ханом выезжал в Джелалабад. Когда Бача-и Сакао сверг Амануллу в 1929 г. курбаши получили полную свободу действия. Фузайл Магсум пересек советско-афганскую границу, прошел сквозь Бадахшан и совершил набег на Гарм. В 1929 г. в Кала-и Фату к Ибрагим-беку прибыло посольство из 50 локайцев во главе Алимардана додхо и Мамадали додхо. Ибрагим-бек переехал в Ханабад. В 1928 г. в Афганистан прибыл туркмен Джунаид-хан. Тем времен афганскую границу перешел отряд Набихана Чархи (афганского представителя в СССР). Вместе с ним границу перешел отряд красных 3 тыс. По требованию Бача-и Сакао Ибрагим-бек выступил на север. там он встретился с 20 тыс. узбеков. В Чардаре он сформировал отряд из 400 тукменов, 400 конгратов и дурменов, 100 локайцев (в общем 5000 узбеков). Тем временем Наби-хан и Примаков разбили отряды В августе 1929 г. Ибрагим-бек под Дехдади разбили войска хазарейцев которые были сторониками прежнего эмира Амануллы. Министр Бача-и Сакао Саид Хусайн предлагал Ибрагим-беку прибыть в Кабул. Однако Ибрагим-бек не пошел вместе с ним что и обусловило грустный конец Бача-и Сакао. Ибрашим-бек предпочел охранять эмигрантов в Северном Афганистане. Ставленик пуштунов Надир-хан вступил в октябре в Кабул, а в ноябре повесил Бача-и Сакао. Новое правительство потребовала от пребывавших в провинции Кундуз басмачей сложить оружие и вернуть деньги выданые им Бача-и Сакао. В 1929 г. Надир-хан назначил в Кундуз своего ставленика Сафар-хана. В 1930 г. в Мазари Шариф был назначен вали Мухаммад Якуб-хан. Этот вали вступил в переговоры с Ибрагим-беком и назначил его на правительственную должность. Ибрагим-бек должен был воевать против туркменов и кухистанцев. В то же время губернатор Кундуза Сафар-хан был против этого и начал джанги лакай тобто локайскую войну. Надир-хан также посылал к нему послов дабы встретится лично. Но Ибрагим-бек справедливо усматривал в этом желание выманить его. Посовещавшись с туркменом Халифа Казыл Аяком он отказался ехать в земли пуштунов. В 1929-1931 гг. Ибрагим-бек был вовлечен в распри на севере Афганистана, где разные группировки хотели использовать его войска в своих целях. С ним вели переговоры узбеки Мирзы Касыма из Мазари Шарифа и таджикские сакоисты. Они предлагали создать на севере Афганистана узбекско-таджикское государство, однако Ибрагим-бек отказался как и позже отказался сложить оружие перед вали Кундуза. В июне 1930 г. в Афганистан вторглась бригада САВО Якова Мелькумова. В Алиабаде и Ак-тюбе были совершены опустошения. Летом-осенью 1930 г. Ибрагим-бек сражался с войсками афганцев. Под Хазарбагом он разбил Сафар-хана. Война с афганцами охватила регион от Меймене до Бадахшана. Отряд ополчения приграничных пуштунских правителей из британских территорий вторглись на север. Местные узбеки поддержали Ибрагим-бека и выставили на помощь ему 2,5 тыс. воинов. Ибрагим-бек в одной из битв нанес серьезной поражение афганцам, которые потеряли 2-2,5 тыс. воинов. В селении Банги к Ибрагим-беку присоеденились отряды местных таджиков и узбеков. Союзными с Ибрагим-беком были отряды курбаши Куганбека, Мулло Холдора, Мулло Джура Дахана, которые взяли Янги Кала и Джульчу, осадили в крепости рустакский гарнизон. Несколько дней узбеки и таджики держали под угрозой вторжения Таликан. В связи с неудачей афганцев британцы сделали поставку в Кабул большой партии оружия. Надир-хан мобилизовал значительные силы пуштунов и отправил их на север во главе с Шах Махмудом. Тем временем басмаческие вожди начали оседать на севере и ставали беками. Некоторые из них начали грабить население. Вследствие этого популярность басмачей пошла на убыль. Часть курбаши были приглашены Шах Махмудом в Мазари Шариф. Туркмены Ишана Халифы мигровали в Иран. Туркмены Халифы Кызыл Аяка договорились с афганцами. В начале 1931 г. к Ибрагим-беку прибыла делегация от Мирназара, Усманкула сына Давлатмандбия, Азима Марка, Кугана Токсабо и Шохасана из Таджикистана. Ибрагим-бек решил вернутся в Таджикистан. Тем временем Надир-хан разоружил отряды туркмен Клыч Сардара и Паши Сардара. Надир-хан использовал тактику характерную для политики советской власти в Фергане и Кыргызии. Многие басмачи в Фергане и Кыргызии ставали членами ревкомов и принимали участие в управлении регионами. Так они ставали красными басмачами. Курбаши превращались в советскую номенклатуру Средней Азии. Некоторые басмачи перешли к афганскому эмиру на службу. Тех кто отказывался сложить оружие уничтожались. Видя бесперспекттивность сопротивления Ибрагим-бек пересек Пяндж и отправился в свой последний поход против большевиков.
                     Dezperado
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 01 марта 2013, 11:35

                    Laszlo

                    Цитата

                    Похожи они тем, что борьба велась под лозунгами ислама и что традиции их стран стали насильственно ломаться коммунистами. Так грубо делать это как делала советская власть даже Российская власть не смогла. Империей явно управляли не дураки. Они оставили местному населению их порядки и оставили часть аристократов племен у власти. Благодаря этому российская Средняя Азия была более-менее управляема. Большевики своей недальновидной политики создали по сути социальный базис восстания Ибрагим-бека. Ибрагим-бек только воспользовался ситуацией которую создали большевики. Под лозунгами исламизма и войны с русскими он 1921-1922 гг. развернул войну в Гиссаре и Кулябе в 1921-1922 гг.

                    Золотые слова. Не надо забывать и том, что ломался через колено весь социально- экономический уклад местного населения : от формы собственности до системы образования местного населения. Например, постепенно были закрыты десятки тысяч мелких школ-мактабов, крупные и мелкие медресе. Характерно, что как раз местное население и забыли как-то спросить об этом. Кроме того, басмаческое движение имеет две фазы: 1) во время гражданской войны 2) во время коллективизации (до начала 40-х). Во многом басмаческое движение было ответом местного крестьянства на политику военного коммунизма во время первой фазы и на массовую коллективизацию во время второй. Сами по себе панисламистские и пантюркистские идеи особой популярности не имели. Все эти "Шуры" т.е "Советы" были непопулярны. Ситуация знакомая нам до боли -- на людей надавили сверх меры, они ответили как смогли.

                    Цитата

                    В Узбекистане у власти сформировались кланы. Их то ли пять, то ли десять. Называются в зависимости от города из которого промисходят.

                    Там два клана. Самаркандские и ферганские. Президент -- самаркандский. Министры -- ферганские.
                      • 8 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • 5
                      • Последняя »
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы История Двадцатого Века История России Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 19 апр 2024, 10:35 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики