Цитата
Легкий танк М24 начал поступать в войска под рождество 1944-го года – то есть в то время, когда исход войны был окончательно предрешен. Несмотря на передовую конструкцию и высокие (для легкого танка) боевые характеристики, он так и не получил шанса ярко блеснуть в боях Второй мировой. В результате для массового сознания он как бы и не воевал вовсе.
Что, разумеется, непорядок.
Далее – мой перевод «Report on the light tank M24» изданного штабом 744-го батальона легких танков уже после войны. В документе кратко описываются сильные и слабые стороны конструкции нового танка, а также вносится ряд предложений по ее улучшению. Таким образом, можно взглянуть на машину не со стороны сухих цифр ТТХ, но глазами воевавших в нем танкистов.
Оригинальный документ состоял из четырех частей. Первую, в которой, кратко описывается боевой путь 744-го батальона, я опущу. Остальные текст, непосредственно касающийся боевых и эксплуатационных характеристик танка, приводится почти без сокращений. Мое ОВМ и комментарии к переводу будут курсивом, весь остальной текст – прямая цитата.
Достоинства и положительные оценки.
Маневренность – благодаря своей скорости, подвеске, ширине траков и тяговоруженности, легкий танк М24 оценивается как высокоманевренный, что неоднократно окупалось в боевой обстановке. Способность двигаться на высокой скорости особенно ценна, и в ряде случаев спасала танки от уничтожения.
Прочность – танк неоднократно демонстрировал высокую прочность и живучесть. Он способен продолжать бой с техническими неполадками и даже после попадания из противотанкового оружия. В одном случае танк получил три прямых попадания из противотанковой пушки. Были выбиты правый передний и левый задний опорные катки, но танк своим ходом добрался до ремонтной базы и вернулся в бой менее чем через 12 часов. В другом случае танк получил два прямых попадания в подвеску, но не утратил боеспособности.
Оказывается, скушавшая снаряды ходовая – вполне возможное ИРЛ событие.
Гусеницы и система подвески – широкие гусеницы и торсионная подвеска обеспечивают великолепную плавность хода. В проходимости по снегу и на мягких грунтах легкий танк М24 превосходит как легкий танк М5А1, так и средний танк М4, в особенности вариант последнего с узкими траками.
Удельное давление на грунт для М5А1 – 0,8 кг/см2, для М4 – 0,96-1,05 кг/см2, для М24 – 0,73 кг/см2.
По настоящее время не отмечено ни одного случая сброса гусеницы. Тем не менее, близкий к этому случай произошел, когда один из танков предпринял попытку пересечь глубокий слой песка. Песок, накапливаясь между траками и опорными катками, практически сбросил гусеницу.
Траки легко монтируются. Подвеска, ходовая и гусеничные ленты требуют совсем незначительного обслуживания, и способны противостоять прямым попаданиям противотанкового оружия.
Цитата
Сквозь говны рисовые поля: способность М24 передвигаться по сложной местности пригодилась в колониальных войнах. Французский Индокитай, середина 50-х.
Силуэт – низкий силуэт танка является серьезным преимуществом для танка, и в сочетании со скоростью и маневренностью делает из него трудную цель.
Плавность хода – подвеска предоставляет более мягкую платформу для стрельбы, в результате гиро-стабилизатор работает более эффективно и танк способен вести более точный огонь во время движения.
Боевое отделение – просторное боевое отделение увеличивает эффективность работы экипажа и приводит к меньшей утомляемости от длительного боя. Работа системы вентиляции оценивается высоко, поскольку она полностью удаляет дым, за исключением случаев ведения длительного огня с высокой скорострельностью при закрытых люках, а также обеспечивает некоторую возможность контроля температуры.
Оптика и прицелы – телескопические прицелы превосходны.
Основной прицел танка М24 – M71G, монокулярный, телескопический, увеличение х5, поле обзора 13°; для сравнения танк М5А1 обходился трехкратным увеличением прицела М70D.
Наводчики в состоянии различить и поразить цели, которые неспособен заметить командир танка. Подсветка прицела помогает увеличить обзорность в сумерках и темноте. Для кругового обзора командирская башенка предпочтительнее перископа. Обзорность танка прекрасна во всех случаях, за исключением дождливой погоды.
Двигатели – двигатели полностью пригодны для обслуживания и применения. Обе двигательные установки могут быть заменены в два раза быстрее таковой у легкого танка М5А1.
Недостатки и отрицательные оценки.
Броня – бронирование легкого танка М24 оценивается личным составом как неспособная противостоять попаданиям немецкого противотанкового оружия во всех случаях, за возможным исключением выстрелов с максимальной дистанции. Бронирование днища неспособно защитить экипаж от ранения при подрыве на противотанковой мине. Это понимание, конечно, не добавляет уверенности, но большинство считает, что существующий средний танк, за исключением тяжелого штурмового танка, не предоставляет большего уровня защиты.
Вооружение – 75-мм пушка показала свою неэффективность против бронетехники противника даже с близких дистанций. Имеются многочисленные свидетельства рикошета бронебойных снарядов от лобовой и даже бортовой брони танков и самоходных орудий противника. Спаренный пулемет показал себя эффективным оружием, но склонен к заклиниванию при продолжительной стрельбе длинными очередями. Крупнокалиберный зенитный пулемет интенсивно использовался для стрельбы по наземным целям, как командирами танков, так и пехотным десантом. Однако его установка не приспособлена для этой цели. Пистолет-пулемет не является подходящим личным оружием для танковых экипажей. Когда танк подбит, у экипажа нет времени чтобы забрать пистолет-пулемет перед тем, как покинуть машину.
Боекомплект – возимый боекомплект для всех калибров оценивается как недостаточный для нормального боя. В одном случае взвод, ведущий уличные бои в городе Лютген-Дортмунд использовал два комплекта 75-мм выстрелов и три комплекта .30 и .50 патронов за один день. Обычным было полное расходование боекомплекта танками практически в каждом бою (Боекомплект 75-мм пушки для М24 – 48 выстрелов, для сравнения у М4 с тем же орудием – 90 выстрелов).
Аккумуляторы – емкость существующей системы аккумуляторов неудовлетворительна. При одновременном использовании радио, привода башни, электроспуска орудия, гиро-стабилизатора, фар и другого электрооборудования батареи очень быстро расходуют заряд. Это было постоянным источником проблем и неоднократно приводило к задержкам при установлении радиосвязи.
Расположение радио SCR-300 – расположение вспомогательной радиостанции в башне неудачно, поскольку у экипажа нет возможности одновременно пользоваться ей и выполнять функциональные обязанности.
Обычным для американских легких танков времен ВМВ было наличие двух радиостанций: основной SCR 508/528/538 в носовой части корпуса, для связи на уровне рота-батальон и выше, и вспомогательной SCR 300 в башне либо бортовой нише, для связи на уровне взвод-рота; ее обслуживал заряжающий либо командир танка.
Более удовлетворительным будет приспособление, позволяющие переключить управление ею на стрелка-радиста (в оригинале здесь и далее driver assistant, помощник механика-водителя). Сходное усовершенствование было сделано одним из командиров взводов во время боев за Рур. Станция SCR-300 была прикручена к правой надгусеничной полке, и хотя такая открытая установка не может считаться удовлетворительной, подобный способ предоставляет работоспособное временное решение. Со временем было обнаружено, что рация легко устанавливается в нишу справа от места стрелка-радиста. Однако приемлемого способа установки антенны, защитившего бы ее от поломки и повреждений стволом орудия при вращении башни, все еще не найдено.
Следующие четыре пункта очень кратко описывают неудовлетворительную работу механизмов и распространенные неполадки, среди них:
- случаи повреждения двигателей гидроударом, вызванным попаданием воды в карбюратор.
- неудовлетворительную работу топливного фильтра грубой очистки
- протеки масла в дифференциале
- протеки масла на противооткатных цилиндрах
Возимый ЗИП – объем укладок для личных вещей и инструментов совершенно недостаточен, что требовало изготовления дополнительных конструкций.
Цитата
Острота вопроса: слева новенькие М24 744-го батальона со стандартным набором ЗИП в штатных укладках, февраль 1945-го. Справа – танк из состава 20-й танковой дивизии США возле Зальцбурга, 4 мая того же года. Обратите внимание на разницу в объеме возимого оборудования.
Боеукладка – отмечены случаи, когда снаряды 75-мм пушки намокали и становились непригодными для использования из-за воды, скапливающейся в боеукладке во время сильного дождя.
Рекомендации.
Усиление Бронезащиты. Для дополнительной защиты от мин рекомендуется использовать дополнительный лист котельного железа (или броневой стали) определенных размеров, который устанавливается на днище танка под сидениями водителя и помощника водителя с полудюймовым зазором между ним и броней. Подобным образом были усовершенствованы все танки этого батальона. Во время боевых действий было отмечено пять подрывов танков на минах, но машины получили только легкие повреждения, и никто из экипажей не был ранен достаточно серьезно, чтобы нуждаться в медицинской помощи (обратите внимание – танки были добронированы до того, как в первый раз пошли в бой).
Стандартной практикой было размещение мешков с песком на лобовой бронеплите. Считается, что это повышало защищенность танка, особенно против панцерфаустов и ружейных гранат. Дополнительный вес никак не сказывался на ходовых характеристиках. Без сомнения, дополнительная бронеплита вместо мешков с песком увеличит защиту еще больше.
Цитата
Брони много не бывает: Чаффи с дополнительной защитой из мешков с песком переправляется через Рейн. Из-за небольшого веса эти танки могли быть переброшены стандартными катерами LCM без применения специальных танкодесантных средств.
Стеллаж первой готовности для 75-мм снарядов. Стеллаж на четыре 75-мм выстрела непосредственно у орудия доказал свою полезность. Несомненно, подобное приспособление разрушает полезность «мокрой» боеукладки, однако мы считаем, что иметь готовые боеприпасы под рукой более важно. Рекомендуется вообще упразднить «мокрую» боеукладку чтобы освободить больше места для снарядов.
Наглядная иллюстрация предпочтений танкистов в отношении баланса живучести и эргономики.
Устранение гидроудара. Для устранения гидроудара в двигателях, вызванного заливанием карбюраторов рекомендуется установить топливную байпасную систему. Другое возможное решение предполагает установку предохранительного клапана в топливную систему.
Топливный фильтр. Фильтр на карбюраторе устранит трудности, вызванные грязью, проходящей через фильтр грубой очистки и накапливающейся на карбюраторе.
Дополнительные крепления для оборудования – безусловно необходимое дополнение. Простым решением оказалось полное удаление штатных укладок и изготовление новых, которые легко изготовлялись из металлолома.
Новая установка крупнокалиберного пулемета. Минимальная активность Люфтваффе ограничивала сферу применения пулемета .50 калибра почти исключительно наземными целями. Однако сейчас командир танка находясь внутри башни не может использовать пулемет таким образом. Установка, позволяющая вести огонь по наземным и воздушным целям с места командира танка была бы крайне желательна.
Командирские башенки для водителя и стрелка-радиста. Многие экипажи высказывали пожелания получить башенку кругового обзора, сходную с командирской. Считается, что это намного предпочтительнее перископов.
Личное оружие. Рекомендуем вооружить членов экипажей пистолетом в плечевой кобуре, и в дополнение к этому иметь винтовку М1 или пистолет-пулемет в каждом танке. В общем случае, при попадании в танк у экипажа нет времени, чтобы вытащить личное оружие из танка, и он постоянно остается безоружными в случае необходимости. При этом винтовка или автомат должны перевозится снаружи танка и закрепляться в легкодоступном с земли месте.
Цитата
M24 из состава 1-й бронетанковой дивизии, Болонья, Италия, апрель 1945-го. Пистолет-пулемет закреплен снаружи на башне танка, крупнокалиберный пулемет демонтирован.
Запасной пулемет .30 калибра. Предлагаем добавить дополнительный пулемет винтовочного калибра в оборудование танка с тем, чтобы можно было быстро сменить спаренный пулемет в случае возникновения серьезной задержки.
Люк в задней стенке башни. Чтобы упростить смену ствола 75мм орудия, рекомендуем добавить еще один люк в задней части башни. В настоящее время для смены ствола необходим демонтаж башни.
Выводы.
1. Легкий танк М5А1 не идет ни в какое сравнение с легким танком М24.
2. Легкий танк М24 предпочтительнее любого из средних танков М4 с 75-мм орудием.
3. Текущая организация танковых взводов в этом батальоне (три легких танка М24, два средних танка М4 с 76-мм орудием) предпочтительнее таковой в средних танковых батальонах. Однако, средний танк М4 должен получить новую подвеску, более широкие гусеницы и двигатель Форд.
По штату взвод средних танков в армии США состоял из пяти танков М4, взвод легких танков из пяти М5 или М24. Смешивая те и другие командование 744-го батальона явно пыталось нивелировать главный недостаток М24 – беспомощность в столкновениях с вражеской бронетехникой. Здравая мысль, реализации которой мешали меньшая подвижность и проходимость "Шерманов".
4. Для применения в качестве поддержки пехоты легкий танк М24 должен получить лучшую защиту с фронта и орудие с лучшими противотанковыми характеристиками, чем 75-мм орудие.
Беду М24 можно выразить двумя словами: слишком поздно. К 1944-45 гг. поле боя оказалось настолько насыщено противотанковыми средствами, что танк с легким бронированием оказывался в заведомо проигрышном положении. При встрече с бронетехникой противника перспективы М24 становились совсем туманными.
Однако 744-й батальон вписал в историю войны немало славных страниц. Он сопровождал пехоту и прорывался в тылы, сражался с самыми разнообразными противниками, от "Тигров" до закопанной в землю зенитной артиллерии, и на самой разнообразной местности, от открытых равнин, до лесов и зон промышленной застройки. Так что бои этой части заслуживают отдельного разговора.